Хашамили
Хашамили | |
---|---|
Бог домашнего хозяйства и кузнечного дела | |
Главный культовый центр | Хаттуса |
Хашамили (также латинизированный как Хашаммили ; [ 1 ] вариант Хашамели появляется в тексте CTH 617. [ 2 ] ) был богом, которому поклонялись в бронзового века Анатолии . Он возник в религиозных верованиях хаттов , а позже был включен в хеттский , палейский и лувийский пантеоны. Он считался защитным домашним божеством и, кроме того, был связан с обработкой металлов . Он появляется в мифе о Хахиме , но его роль в нем до конца не понята.
Имя и характер
[ редактировать ]Теоним Хашамили происходит из хаттского языка . [ 3 ] Множественные фонетические варианты написания засвидетельствованы в клинописных текстах на хаттском, хеттском и палайском языках . [ 4 ]
Характер Хашамили до конца не изучен. [ 5 ] Фолькерт Хаас считал его прежде всего апотропным божеством, ответственным за защиту детей. [ 6 ] По словам Петра Тарачи он считался домашним божеством, ответственным за благополучие семьи, и в этом качестве был тесно связан с Зилипури . [ 7 ] Предполагается также, что он был богом-кузнецом . [ 8 ] Его описывают как «сильного кузнеца» ( ЛУ SIMUG innarawandan ) в храмовом ритуале CTH 726.1, который также связывает его с железом, гвоздями и бронзовыми молотками. [ 5 ] Ромина Делла Каса предполагает, что, расширив свою роль божественного кузнеца, он мог также рассматриваться как бог войны, что может быть отражено в ( «Анналах» Муршили CTH 62), где ему приписывают сокрытие хеттской армии от врагов. хотя из-за отсутствия подробностей в соответствующем отрывке это предложение остается спекулятивным. [ 5 ]
Поклонение
[ редактировать ]Теоним Хазамил, засвидетельствованный в древнеассирийских текстах из карума (торговой колонии) Канеш , считается ранним вариантом имени Хашамили. [ 9 ] он также был сгруппирован с другими «богами Канеша», такими как Халки , Пирва и Малия . В более поздних хеттских источниках [ 1 ]
Хашамили уже широко почитался хеттами и лувийцами в древнехеттский период , что, по мнению Петра Тарачи вероятно, указывает на то, что он был среди хаттских божеств, у которых не было более ранних аналогов в их пантеоне. [ 3 ] существовал посвященный ему храм В Хаттусе . [ 10 ] Он также был среди божеств, прославляемых во время фестиваля КИ.ЛАМ проходившего в этом городе. [ 11 ] Он также засвидетельствован в ритуалах, относящихся к плохо изученному Кешта зданию рядом с Зилипури ; оба они появляются как члены группы божеств, связанных с Лелуани . [ 12 ] В договоре между Шуппилулиумой I и Шаттивазой Митаннийским он указан как один из божественных свидетелей на хеттской стороне. [ 13 ]
Лувийские города, в которых поклонялись Хашамили, включают Тауришу , расположенную в бассейне реки Зулия (современная река Чекерек ), [ 2 ] и неподалеку Карана . [ 14 ]
Хашамили также был включен в пантеон палайцев , чья религия находилась под сильным влиянием хаттов. [ 15 ] Он упоминается в описаниях церемоний, проводимых в храме их главного бога Зипарвы в Хаттусе. [ 16 ] он сформировал группу вместе с Катазипури , Каммаммой , Хиланзипа , Гульзанникешем и Улилиянтикешем В этом контексте [ 17 ]
На основании фонетического сходства имен было высказано предположение, что Касмилос, фигура, считавшаяся братом Кабероя в Самофракии и иногда отождествляемая с Гермесом , могла быть поздним отражением Хашамили. [ 18 ] Ян Резерфорд предполагает, что его культ мог первоначально быть перенесен на запад из Палы через Вилусу или Ассуву . [ 19 ] Однако он подчеркивает, что в конечном итоге имеется очень мало определенных доказательств влияния хеттов на позднюю греческую религию . [ 20 ]
Мифология
[ редактировать ]Хашамили появляется в мифе о Хадхиме , в котором он и богини судьбы ( Гульшеш ) — единственные божества, которым удается спастись от одноименного существа, предположительно являющегося олицетворением мороза или оцепенения . [ 21 ] Миф гласит, что его пощадили, потому что его братья также были братьями Хахимы. [ 22 ] Из-за несовершенного понимания его характера эта часть повествования остается малоизученной. [ 23 ] Ни в одном другом тексте никакие божества не упоминаются как его братья и сестры, хотя Фолькерт Хаас предполагает, что может иметься в виду группа, состоящая из божественных изображений луны , звезд и ночи, включенных рядом с ним в списки подношений. [ 6 ] Его предложение также поддержала Ромина Делла Каса. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 36.
- ^ Вейхер 1972 , с. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с Дом 2019 , с. 492.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2006 , с. 119.
- ^ Тарача 2009 , стр. 49–50.
- ^ Хаас 1994 , с. 585.
- ^ Тарача 2009 , с. 27.
- ^ Тарача 2009 , с. 132.
- ^ Тарача 2009 , стр. 39–40.
- ^ Тарача 2009 , с. 49.
- ^ Бекман 1999 , с. 43.
- ^ Тарача 2009 , с. 101.
- ^ Хаас 1994 , с. 611.
- ^ Тарача 2009 , с. 58.
- ^ Хаас 1994 , стр. 438–439.
- ^ Резерфорд 2020 , стр. 188–189.
- ^ Резерфорд 2020 , с. 189.
- ^ Резерфорд 2020 , стр. 207–208.
- ^ Тарача 2009 , с. 78.
- ^ Дом 2019 , с. 491.
- ^ Дом 2019 , стр. 492–493.
- ^ Дом 2019 , с. 495.
Библиография
[ редактировать ]- Бекман, Гэри (1999). Хеттские дипломатические тексты . Письма древнего мира. Ученые Пресс. ISBN 978-0-7885-0551-5 .
- Каса, Ромина Делла (2019). «Проблема смысла: вариации хеттского ландшафта, рассказанные в мугаваре Бога Солнца (CTH 323)». Грозный и хеттский. Первые сто лет . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 107. Брилл. стр. 484–498. дои : 10.1163/9789004413122_027 . ISBN 978-90-04-41312-2 .
- Хаас, Волкерт (1994). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 21 декабря 2023 г.
- Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература . Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110193794 . ISBN 978-3-11-018877-6 .
- Резерфорд, Ян (2020). Хеттские тексты и греческая религия . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780199593279.001.0001 . ISBN 978-0-19-959327-9 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Вейхер, Эгберт фон (1972), «Кашамили (Протохаттический Бог)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 декабря 2023 г.