Шувалият
Шувалият | |
---|---|
Бог растительности | |
Главный культовый центр | Канеш , Хупишна , Хунуишна |
Эквиваленты | |
Хурритский эквивалент | Ташмиш |
Месопотамский эквивалент | Нинурта , Ураш |
Шувалият был хеттским богом, связанным с растительностью. Ему поклонялись в Канеше , Хупишне и Хунуишне, а также в Хаттусе . В ряде ритуальных текстов он появляется рядом с богиней зерна Халки . Также засвидетельствована тесная связь между ним и хурритским богом Ташмишу , а в хеттских адаптациях хурритских мифов и в других текстах, отражающих хурритское влияние, его имя могло использоваться для обозначения его хурритского аналога.
Имя и характер
[ редактировать ]Предполагается, что теоним Шувалият этимологически является хеттским и является примером существительного по роду с суффиксом -att, используемого для образования существительных от глаголов или прилагательных. [ 1 ] Засвидетельствованные слоговые письма на хеттской клинописи включают именительный падеж. д шу-ва-ли-иа-аз , родительный падеж д шу-ва-ли-иа-ат-аш , винительный падеж д шу-ва-ли-ия-ат-та-ан и дательный падеж д шу-ва-ли-иа-ат-ти . [ 2 ] Это имя не связано с именем хурритской богини Шувалы . [ 3 ]
Сумерограммы д НИН.УРТА и д УРАШ мог использоваться для обозначения имени Шувалията. [ 4 ] Однако, как отметил Даниэль Швемер , он не проявлял никаких неземледельческих черт Нинурты и, в частности, не считался воинственным божеством. [ 5 ] Он был связан с растительностью и зерном. [ 5 ] Петр Тарача утверждает , что его оригинальный персонаж можно сравнить с персонажем Телипину . [ 4 ]
Поклонение
[ редактировать ]Хеттские тексты указывают на то, что Шувалият почитался как местное божество в Канеше , Хупишне и Хунуишне. [ 5 ] Последнее из этих поселений известно лишь по одному упоминанию о происходившем там празднике, посвященном этому богу, указанном в тексте КУБ 17.19. [ 6 ] После древнехеттского периода , также был построен новый храм Шувалият или Ташмишу на вершине Бююккале, части Хаттусы . [ 7 ]
На фестивале КИ.ЛАМ Шувалият выступала в паре с богиней зерна Халки . [ 8 ] Эта пара засвидетельствована и в других местах среди богов, которые хетты ассоциировали с Канешем, а также в сфере домашнего поклонения. [ 4 ] В тексте KBo 22.124 ( CTH 682) они оба получают подношения вместе с божеством растительности Зинкурува. [ 3 ]
Шувалият и Ташмишу
[ редактировать ]Когда хурритских божеств начали почитать в Хеттской империи , Шувалият стали отождествлять с Ташмишу . [ 4 ] брат и слуга хурритского бога погоды Тешуба . [ 9 ] Имя первого фактически использовалось для обозначения второго. [ 10 ] Однако связь между ними полностью зависела от их позиции при поднесении списков, и их характер не был одинаковым: связь с растительностью не засвидетельствована для Ташмишу и воинственными чертами для Шувалията. [ 11 ] Также не существовало ранее существовавшей связи между Шувалиятом и богом погоды Тархунной в хеттской культуре, и спутником последнего обычно был Вашшезили. [ 4 ] Таким образом, соединение Шувалията и бога погоды на хеттских праздниках, которые принадлежали к сфере государственного культа, отражает связь между Тешубом и Ташмишу и, по мнению Петра Тарачи, может считаться примером влияния Киццуватнеана . [ 12 ] В хурро-хеттском ритуале иткальзи имя Шувалият также используется для обозначения Ташмишу, в этом контексте в паре с хурритским Набарби . [ 13 ] его супруга. [ 14 ] Также возможно, что под одним из двух его имен он изображен в Язылыкая , хотя из-за состояния сохранности сопровождающей его иероглифической лувийской надписи это остается неопределенным. [ 15 ]
Связь между двумя богами также хорошо задокументирована в хурро-хеттских литературных текстах. [ 1 ] Имя Шувалият используется для обозначения Ташмишу в хеттской версии мифов, принадлежащих к так называемому циклу Кумарби . [ 5 ] Например, в « Песне о Кумарби» он — брат бога погоды и Аранзаха . [ 16 ] Он также соответствует Ташмишу в хурро -хеттских двуязычных языках . [ 5 ] В случае с « Песней освобождения » («Эпос об освобождении») имя Шувалият появляется в хеттских отрывках, посвященных встречам Тешуба, Аллани и Ишхары , но не в их хурритской версии. [ 9 ]
Возможно, связь между Шувалиятом и Ташмишу также привела к использованию сумерограмм. д НИН.УРТА и д УРАШ для обозначения последнего, что, по словам Даниэля Швемера, засвидетельствовано только в хеттских источниках, в то время как список богов из Эмара вместо этого представляет Папсуккала как его месопотамского аналога из-за их сходства с божествами-посланниками. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Швемер 2013 , с. 374.
- ^ Швемер 2011 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2011 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б с д и Тарача 2009 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и Швемер 2013 , с. 375.
- ^ Швемер 2011 , с. 252.
- ^ Тарача 2009 , с. 132.
- ^ Тарача 2009 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Архи 2015 , с. 631.
- ^ Тарача 2009 , стр. 120–121.
- ^ Швемер 2013 , стр. 375–376.
- ^ Тарача 2009 , с. 84.
- ^ Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Тарача 2009 , с. 121.
- ^ Швемер 2011 , с. 255.
- ^ Хаас 2006 , с. 138.
- ^ Швемер 2011 , с. 257.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература . Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110193794 . ISBN 978-3-11-018877-6 .
- Швемер, Дэниел (2011). «Шувалиятт: имя, культ и профиль хеттского бога» . Анатолийский коллоквиум . 10 :249-260. ISSN 1303-8486 .
- Швемер, Даниэль (2013), «Šuwalijatt» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 17 мая 2023 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .