Халмашуит
Халмашуит | |
---|---|
Обожествленный трон , богиня-защитница королей | |
Другие имена | Ханвашют |
Главный культовый центр | Канеш , Хаттуса , Карпиша |
Халмашуит ( Hattic Ḫanwašuit [ 1 ] ) была богиней, которой поклонялись хатты и хетты в бронзового века Анатолии . Она была божественным представлением церемониального трона и выступала одновременно как воплощение королевской власти и как защитное божество королей .
Имя и характер
[ редактировать ]Первоначальная хаттская форма теонима Халмашуит была Ханвашуит, с фонетическим изменением, отражающим ее принятие хеттами . [ 2 ] Его можно перевести как «он (или она) сидит на ней», где n(i)waš означает «сидеть», ḫa — местный префикс и суффикс женского рода. [ 3 ] И на хаттском, и на хеттском языке это имя идентично слову, обозначающему трон. [ 4 ] хотя они были написаны с разными определителями , соответственно ДИНГИР и ГИШ. [ 5 ] Вышеупомянутый трон имел форму помоста , и на нем во время религиозных церемоний восседала хеттская царская чета. [ 1 ]
Нет никаких свидетельств того, что Халмашуит когда-либо изображался в антропоморфной форме. [ 6 ] охарактеризовали ее как «тронную богиню» Соответственно, хеттитологи . [ 7 ] И в хаттской, и в хеттской традициях она была связана с идеей царской власти. [ 1 ] Она выступала одновременно как воплощение концепции королевской власти и как защитница королей. [ 8 ] Эта роль, скорее всего, была причиной ее тесной связи с богом войны Вурункатте . [ 1 ] Они засвидетельствованы вместе в нескольких списках предложений. [ 9 ] Они также последовательно появляются в хаттском тексте, перечисляющем наиболее важные божества хаттского пантеона. [ 10 ]
В ритуале, проводимом перед строительством нового дворца ( CTH 414), орел упоминается как посланник Халмашуита. [ 8 ] Фолькерт Хаас отмечает, что эти птицы обычно изображались как слуги богов по всей Анатолии и северной Сирии , как это уже подразумевается в текстах из Эблы, предшествующих хеттским источникам. [ 11 ]
Поклонение
[ редактировать ]По словам Петра Тарачи , Халмашуит, возможно, первоначально считался королевским божеством Залпы , а затем распространился на другие области после того, как их правители переняли традиции этого города. [ 12 ] Она была богиней-покровительницей династии Кушшар , самые известные представители которой Питхана и Анитта захватили власть в Канеше в древнеассирийский период . [ 1 ] В тексте времен правления последнего говорится, что она также была богиней-покровительницей Хаттусы и сдала ему город после голода. [ 13 ] Впоследствии он привез ее с собой в Канеш и, по-видимому, приказал построить там для нее храм. [ 14 ]
Халмашуит, вероятно, был принят в качестве королевского божества королями Хаттусы во время правления Хаттушили I , возможно, по примеру Анитты. [ 12 ] Ритуал, предшествовавший строительству нового царского дворца, включал в себя заключение хеттского царя договора о дружбе с Халмашуитом. [ 8 ] В тринадцатом веке до нашей эры трон, изображающий Чалмашуита, стоял в храме Вурункатте в Хаттусе. [ 1 ]
Ритуал рождения, в котором перечислены культовые центры различных божеств, связывает Чалмашуит с городом Карпиша. [ 15 ]
Мифология
[ редактировать ]Бог Зилипури считался строителем трона, символически изображающего Халмашуита, о чем свидетельствует текст КУБ 2.2. [ 1 ]
Ранний хеттский миф описывает Халмашуит как богиню, живущую в горах. [ 16 ] В нем говорится, что она считалась источником королевской власти и защитницей королей, которая приносила им власть с моря и обеспечивала им церемониальную повозку ( ГИШ Хулуганни ). [ 1 ] Фолькерт Хаас утверждал, что упоминание моря — это намек на город Залпа , расположенный на побережье Черного моря . [ 17 ] но, по словам Петра Тарача, это сомнительно. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тарача 2009 , с. 48.
- ^ Хаас 1994 , с. 11.
- ^ Хаас 1994 , с. 310.
- ^ Хаас 1994 , с. 76.
- ^ Вейхер 1972 , с. 62.
- ^ Тарача 2009 , с. 61.
- ^ Тарача 2009 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с Тарача 2009 , с. 77.
- ^ Тарача 2009 , стр. 39–40.
- ^ Тарача 2009 , с. 50.
- ^ Хаас 1994 , с. 303.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2016 , с. 366.
- ^ Гилан 2014 , с. 195.
- ^ Гилан 2014 , с. 196.
- ^ Хаас 1994 , с. 542.
- ^ Тарача 2009 , с. 55.
- ^ Хаас 1994 , с. 186.
Библиография
[ редактировать ]- Гилан, Амир (2014). «Конец дремоты Бога и религиозные основы Новой Хеттской империи». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 104 (2). дои : 10.1515/za-2014-0016 . ISSN 0084-5299 .
- Хаас, Волкерт (1994). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 21 декабря 2023 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Тарача, Петр (2016). «Об анатолийских традициях древнего хеттского царства». Audias fabulas ветеранов. Анатолийские исследования в честь Яны Соучковой-Сигеловой . Брилл. стр. 365–373. дои : 10.1163/9789004312616_025 . ISBN 978-90-04-31261-6 .
- Вейхер, Эгберт фон (1972), «Ḫalmašuit» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 21 декабря 2023 г.