Социологические классификации религиозных движений
различные социологические классификации религиозных движений Ученые предлагали . В социологии религии наиболее широко используемой классификацией является церковно-сектантская типология . Типология по-разному трактуется разными социологами, и для характеристики церквей и сект предлагаются различные отличительные черты. В большинстве аккаунтов актуальными считаются следующие функции:
- Церковь — это принудительная организация, в которую рождаются люди, а секта — это добровольная организация, в которую люди обычно обращаются.
- Церковь — это инклюзивная организация, к которой могут принадлежать самые разные люди, тогда как секта — это исключительная организация религиозно квалифицированных людей.
- Церковь — это устоявшаяся организация, которая хорошо интегрирована в общество в целом и обычно склонна искать союза с политической властью, в то время как секта — это группа, отколовшаяся от более крупной религии: она часто находится в противоречии с текущими общественными ценностями, отвергает любой компромисс со светским порядком и, как правило, состоит из обездоленных людей.
- Церковь демонстрирует сложную иерархическую бюрократическую структуру, в то время как секта представляет собой меньшую, демократическую и относительно неформальную организацию.
- Служители церкви формально обучены, образованы и рукоположены, в то время как секта отвергает резкие различия между духовенством и мирянами и часто управляется харизматическими лидерами.
- В богословии и литургии церковь склонна к догматизму, традиционализму и ритуализму, в то время как секта способствует усилению духовного опыта своих членов и принимает более вдохновляющий, неформальный и непредсказуемый подход к проповеди и богослужению.
Церковно-сектантская типология обогатилась подтипами. Теория континуума церковь-секта утверждает, что церкви, экклесии, деноминации и секты образуют континуум с уменьшающимся влиянием на общество. [ нужна ссылка ] . Секты — это группы, отколовшиеся от более традиционных религий, которые, как правило, находятся в противоречии с обществом. Культы и новые религиозные движения выходят за рамки этого континуума и, в отличие от вышеупомянутых групп, часто имеют новое учение. Они были классифицированы по отношению к обществу и степени вовлеченности их приверженцев.
Церковно-сектантская типология
[ редактировать ]Типология церкви и сект берет свое начало в работах Макса Вебера и Эрнста Трельча и примерно с 1930-х по конец 1960-х годов вдохновляла многочисленные исследования и теоретические модели, особенно в американской социологии. [1] [2] [3] [4]
Вебер охарактеризовал церковь как принудительную, бюрократическую, инклюзивную организацию, членство в которой приобретается преимущественно при рождении по наследству, а секту - как добровольную, демократическую, исключительную организацию, члены которой набираются путем индивидуального приема после установления квалификации. [5] Эрнест Трельч принял определение Вебера, но добавил понятие различной степени соответствия социальной морали: церковь по своей сути консервативна, склонна искать союза с высшими классами и стремится к доминированию над всеми элементами внутри общества, в то время как секта находится в напряжении. с нынешними общественными ценностями, отвергает любой компромисс со светским порядком и, как правило, состоит из малообеспеченных людей. [6] [7]
Последующие социологические и теологические исследования развили типологии Вебера и Трельча, включив их в теорию церковно-сектантского «континуума» или «движения». [6] [2] Х. Рихард Нибур рассматривал религиозные группы как нечто среднее между сектой и церковью: секты — это группы протеста, которые отделяются от церкви в поисках более аутентичного религиозного опыта. Секты по своей сути нестабильны и по мере своего роста имеют тенденцию становиться похожими на церковь; как только они станут устоявшимися институтами, отмеченными компромиссом и согласием, они, в свою очередь, столкнутся с новыми раскольническими вызовами. [7] [8] Секта является результатом «религиозных бунтов бедняков», и движущей силой циклического движения между сектой и церковью являются не столько доктринальные противоречия, сколько социальное расслоение и конфликты, происходящие по классовым , расовым , этническим и секционным признакам. [9] [10]
Другие ученые обогатили типологию подтипами. Говард Беккер представил континуум типов, начиная от культа до секты, деноминации и экклесии , а Джон Мильтон Йингер выделил шесть типологий: универсальная церковь (например, Римско-католическая церковь ), экклесия , под которой он имел в виду установленную церковь. национальные церкви (например, Англиканская церковь , Русская православная церковь ), деноминация (например, баптисты , пресвитериане ), устоявшаяся секта (например, адвентисты седьмого дня , квакеры ), секта (например, многие пятидесятники , всемирные Церковь Бога ) и культ (например, Семья , Саентология ). [4] [11] [7] Бентон Джонсон упростил определение секты и церкви и основал его на одной переменной: степени принятия социальной среды. Церковь – это религиозная группа, принимающая социальную среду, в которой она существует, секта – это религиозная группа, отвергающая ее. [6] [2]
Типология церковь-секта и понятие церковно-сектантского континуума или движения от секты к церкви подверглись резкой критике в социологии религии начиная с 1960-х годов. [12] [7] Теория пострадала из-за отсутствия согласия относительно отличительных особенностей, из-за распространения новых типов и из-за сомнительных эмпирических данных в отношении ее основных предположений. [12] [3] Многие вклады в дебаты были восприняты как чисто классификационные по своей природе и лишенные существенного теоретического содержания. [2] В конце концов среди ученых было достигнуто общее согласие вообще отказаться от использования этой типологии. [3] хотя затухание дебатов о типологии церкви и сект не повлияло на сохраняющийся интерес к вкладам Вебера по этой теме и, в более широком смысле, к его социологии религии. [3] [5] Более того, несмотря на критику, различие между сектой и церковью стало частью стандартного теоретического репертуара социологов. [4]
Макс Вебер
[ редактировать ]Идеи Вебера о церкви и секте с течением времени развивались. [5] [13] Далее следует краткий обзор ключевых определений и тем.
И церковь, и секта являются иерократическими организациями, поскольку они обеспечивают соблюдение своих приказов посредством психического принуждения, предоставляя или отрицая религиозные блага, такие как духовные блага (магическое благословение, таинства, благодать, прощение и т. д.) и материальные блага (церковные бенефиции и другие дары). . [14] : 54 Однако, в отличие от секты, церковь является принудительной организацией, членство в которой обычно определяется рождением или крещением младенцев, а не добровольным объединением. [15] : 38 который претендует на «монополию на законное использование иерократического принуждения». [14] : 54 Из-за своих претензий на всеобщее иерократическое господство церковь склонна нивелировать все нерелигиозные различия и преодолевать «домашние, родственные и племенные связи... этнические и национальные барьеры». [14] : 1164 Никто в принципе не исключен из церкви, даже нераскаявшиеся грешники, скептики и равнодушные. [1] [16] Церковь «позволяет благодати сиять как над праведными, так и над неправедными... Принадлежность к церкви в принципе обязательна и, следовательно, ничего не доказывает в отношении качеств ее члена». [17] : 305–306
Церковь также характеризуется «профессиональным священством, удаленным от «мира», с зарплатой, продвижением по службе, профессиональными обязанностями и особым образом жизни». [14] : 1164 Министры обычно назначаются на основе их формально сертифицированного религиозного образования и действуют в иерархической административной структуре. [1] Требования церкви к духовенству могут быть более или менее требовательными, но их полное удовлетворение – святость служителя – не является условием эффективности таинств и совершения религиозных обрядов: церковь выполняет свою миссию ex. opereoperato , и проводит резкое различие между личностью и должностью, то есть между харизмой отдельного служителя, которой иногда может не хватать, и эффективностью религиозной функции, которая является постоянной и зависит только от воли Бога. [14] : 1164
В то время как церковь является «принудительным объединением для отправления благодати», секта, по Веберу, является « добровольным объединением религиозно квалифицированных лиц. [17] : 314 Оно является добровольным, поскольку основано на готовности принять стандарты этического поведения, необходимые для членства в секте: [13] членство не приписывается при рождении, а является результатом свободного принятия последователем доктрины и дисциплины секты, а также постоянного принятия последователя сектой. [5] Секта не претендует на универсальное иерократическое господство, и поэтому она является исключительной – как «аристократия избранных» – а не инклюзивной, как церковь. В его состав входят люди, чье поведение и образ жизни «провозглашают славу Божию», религиозно квалифицированные люди, которые верят (или надеются), что будут «призваны к спасению». [18] Являясь свободным объединением «религиозных виртуозов», секта предъявляет высокие требования к своим членам и обеспечивает им строжайшую дисциплину.
«Секта» в социологическом смысле слова — это исключительное объединение религиозных виртуозов или особо квалифицированных религиозных деятелей, рекрутируемых путем индивидуального приема после установления квалификации. Напротив, «церковь» как универсалистское учреждение спасения масс, как и «государство», выдвигает требование, что каждый, по крайней мере каждый ребенок ее члена, должен принадлежать к ней по рождению. [19]
В отличие от профессионального священства церкви, члены секты могут осуществлять иерократическую власть только в силу личной харизмы. Мирянская проповедь и всеобщее священство являются нормой, а также «прямое демократическое управление» общиной. [14] : 1208 который несет совместную ответственность за совершение таинств достойным служителем в состоянии благодати. Министерская должность - это не «должность», поддерживаемая церковными властными структурами, а назначение или «выборы», подчиняющиеся народной воле конгрегации; [20] : 33 министр является слугой конгрегации, и никакое бюрократическое разделение между личностью и должностью, между личностью и функцией никогда недопустимо. [14] : 1208
Католическая Англиканская , церкви являются и Православная образцовыми примерами церковноподобных организаций; За пределами христианства хорошие примеры так определенных церквей можно найти, по мнению Вебера, в исламе , в ламаистской форме буддизма и, в более ограниченном смысле, в махдизме , иудаизме и, вероятно, в поздней древнеегипетской иерократии . [21] Официальное руководство конфуцианства выступало против буддийских , даосских и сектантских стремлений к спасению всех видов. [22] : 288 Кальвинизм лучше всего охарактеризовать как сектантскую церковь; Баптисты , квакеры и методисты являются образцовыми примерами сект, так же как и учёные-христиане , адвентисты . По мнению Вебера, между этими двумя полюсами возможна разная степень приближения к церкви или к секте. Индуизм , например, является строго религией рождения, к которой человек принадлежит просто потому, что родился у родителей-индуистов, но является исключительной сектой, потому что за определенные религиозные правонарушения человек может быть навсегда исключен из общества. [19]
На самом деле различие между церковью и сектой не дихотомическое, а непрерывное. Церковь и секта не соответствуют в точности какому-либо эмпирическому явлению, а скорее подчеркивают элементы, общие в той или иной степени для большинства явлений. Это идеальные типы , то есть эвристические приемы для выделения соответствующих аспектов социального мира, крайне упрощенные представления о действительности, «особые и «односторонние» точки зрения», согласно которым исследователь выбирает то, что актуально для целей исторического и социологическое объяснение. [23] Будучи идеальными типами, церковь и секта не описывают реальность и вряд ли их можно найти в чистом виде, но помогают нам понять, почему люди действуют именно так, а не иначе, разрабатывая содержательные социальные теории. [24]
Одна из таких теорий, разработанная Вебером, заключается в том, что на развитие капитализма и демократии в Соединенных Штатах положительно повлияла сектантская форма некоторых религиозных групп, таких как пуритане и баптисты . [15] : 308 По мнению Вебера, американская демократия «представляла собой не бесформенную кучу личностей, а, скорее, шумный комплекс строго исключительных, но добровольных ассоциаций»; [17] : 310 Американская демократия состоит не из изолированных индивидуумов, а скорее из ассоциаций, которые, как и секты, функционируют как механизмы контроля, воспитывающие высокие моральные стандарты и поощряющие индивидуальную ответственность. [13]
Во-первых, Вебер считает, что секты обычно продвигают индивидуализм и свободу совести. [13] Хотя притязания церкви на всеобщее иерократическое господство по своей сути враждебны свободе совести и правам личности, секта «возникает неотъемлемое личное право управляемых в отношении любой власти, будь то политической, иерократической или патриархальной». [14] : 1209 Во-вторых, по мнению Вебера, существует «избирательная близость между сектой и политической демократией». [14] : 1208 что вытекает из структурных особенностей секты – отношения к священнослужителям как к слугам конгрегации и практики прямой демократии в ее управлении. [15] : 308 Наконец, будучи добровольными объединениями квалифицированных людей, секты поддерживают дисциплину: они отбирают, проверяют и налагают санкции на своих членов и, вероятно, оказывают наибольшее воспитательное влияние на отдельных людей и через них на общество в целом. [5] Вебер утверждает, что членство в секте работало в Соединенных Штатах как «сертификат моральной квалификации и особенно деловой морали»: [17] : 305 Секты обеспечивали доказательство своей репутации, честности и надежности, и при этом они стали жизненно важным источником «буржуазно-капиталистического делового духа среди широких слоев среднего класса (включая фермеров)». [17] : 308 [20] : 133
Эрнст Трельч
[ редактировать ]Трельч во многом опирается на различие Вебера между церковью и сектой. Подобно Веберу, Трельч подчеркивает «объективный институциональный характер» церкви по сравнению с «добровольным сообществом» секты и отличает «универсальный всеобъемлющий идеал» церкви, ее стремление контролировать огромные массы людей, от сбор «избранной группы избранных» сектой, которая находится «в резкой оппозиции миру». [25] К этим веберовским идеям Трёльч добавляет новую отличительную черту — различное отношение к компромиссу и приспособлению к общественным требованиям. Церковь адаптируется к светскому миру и демонстрирует высокую степень компромисса с обществом в целом и с гражданскими властями, которые она поддерживает, чтобы сохранить себя и получить влияние; в отличие от этого, секта рождается из протеста, отвергает любые компромиссы, имеет тенденцию быть меньше по размеру и состоять из обездоленных людей. [8] Сектантские обязательства мотивированы социальными протестами низших классов. [4]
Трёльч приходит к своим определениям церкви и секты на основе изучения истории христианской Европы примерно до 1800 года и рассматривает церковь и секту как независимые социологические выражения двух различных интерпретаций христианства. [6] Секта подчеркивает эсхатологические черты христианского учения, которое она интерпретирует буквально и радикально; это небольшое добровольное сообщество новообращенных, которые стремятся реализовать божественный закон в своем поведении, отделяя себя от мира и противостоя ему и отказываясь проводить резкое различие между духовенством и мирянами; он придерживается идеалов бережливости, запрещает участие в юридических и политических делах и апеллирует главным образом к низшим классам. [6] В богословии и литургии секта воздерживается от бюрократического догматизма и ритуализма и, по сравнению с церковью, применяет более вдохновляющий, неформальный и непредсказуемый подход к проповеди и богослужению. [1]
Церковь и экклесия
[ редактировать ]Джонстон выделяет следующие семь характеристик церквей: [26]
- Заявляют об универсальности, включают в свои ряды всех членов общества и имеют сильную тенденцию приравнивать «гражданство» к «членству».
- Осуществлять религиозную монополию и пытаться устранить религиозную конкуренцию.
- Очень тесно связаны с государством и светскими властями; часто наблюдается дублирование обязанностей и значительное взаимное подкрепление
- Широко организованы как иерархический бюрократический институт со сложным разделением труда.
- Нанимайте на полный рабочий день профессиональных священнослужителей, обладающих соответствующим образованием и официальным рукоположением.
- Привлекать новых членов в первую очередь за счет естественного воспроизводства и социализации детей в свои ряды.
- Допускать разнообразие путем создания различных групп внутри церкви (например, орденов монахинь или монахов), а не путем формирования новых религий.
Классическим примером церкви по этому определению является католическая церковь , особенно в прошлом, например, государственная церковь Римской империи .
Ислам – это церковь в таких странах, как Саудовская Аравия и Иран, где нет разделения церкви и государства . Основной закон Саудовской Аравии гласит: «[Конституция Саудовской Аравии — это] Книга Бога [Коран] и Сунна Его Пророка [Мухаммада]». [ нужна ссылка ] Эти страны управляются в соответствии с официальной интерпретацией религиозного закона ( салафитского в случае Саудовской Аравии), и религиозный закон доминирует в правовой системе. Однако в Саудовской Аравии отсутствуют критерии Джонстона для рукоположенного духовенства и строго иерархическая структура; однако у него есть улемы и их Высший совет , наделенные исключительным правом издавать фетвы , [27] а также юриспруденция фикха через Постоянный комитет научных исследований и Ифта . В шиитских конфессиях есть профессиональное духовенство, возглавляемое Великим аятоллой .
Небольшая модификация типа церкви — это экклесия . [28] Экклесии включают в себя вышеуказанные характеристики церквей, за исключением того, что они, как правило, менее успешны в обеспечении абсолютной приверженности среди всех членов общества и не являются единственной религиозной организацией. Государственные церкви некоторых европейских стран соответствуют этому типу.
Номиналы
[ редактировать ]Деноминация находится между церковью и сектой в континууме. Конфессии возникают, когда церкви теряют свою религиозную монополию в обществе. Конфессия – это одна из многих религий. Когда церкви или секты становятся деноминациями, в их характеристиках также происходят некоторые изменения. Джонстон выделяет следующие восемь характеристик деноминаций:
- похожи на церкви, но в отличие от сект, находятся в относительно хороших отношениях с государством и светскими властями и иногда даже могут пытаться влиять на правительство
- поддерживать как минимум толерантные и обычно довольно дружеские отношения с другими конфессиями в контексте религиозного плюрализма
- для увеличения членства полагайтесь в первую очередь на рождаемость, хотя она также будет принимать новообращенных; некоторые активно занимаются евангелизацией
- принять принцип хотя бы умеренного изменения доктрины и практики и терпеть некоторое богословское разнообразие и споры
- следовать довольно рутинным ритуалам и богослужениям, которые явно препятствуют спонтанному выражению эмоций
- обучать и нанимать профессиональных священнослужителей, которые должны соответствовать формальным требованиям для сертификации
- допускают менее широкое участие своих членов, чем секты, но большее участие, чем церкви
- часто непропорционально привлекают представителей среднего и высшего классов общества
Большинство основных христианских организаций, образовавшихся после Реформации, являются деноминациями по этому определению (например, баптисты , методисты , лютеране , адвентисты седьмого дня ). [29]
Секты
[ редактировать ]С социологической точки зрения «секта» определяется как недавно сформированная религиозная группа, которая сформировалась для протеста против элементов своей родительской религии (обычно конфессии ). Их мотивация, как правило, заключается в обвинениях в отступничестве или ереси родительской деноминации; они часто осуждают либеральные тенденции в конфессиональном развитии и выступают за возврат к так называемой «истинной» религии.
Лидеры сектантских движений (т.е. формирования новой секты), как правило, происходят из более низкого социально-экономического класса, чем члены родительской конфессии, и этот компонент развития сект еще не до конца понятен. Большинство ученых полагают, что когда формирование сект связано с различиями социальных классов, это отражает попытку компенсировать недостатки более низкого социального статуса. [ нужна ссылка ] Часто наблюдаемым результатом таких факторов является включение в богословие новой секты отвращения к украшениям богатых (например, драгоценностям или другим признакам богатства).
После своего формирования секты выбирают один из трех путей: роспуск, институционализация или возможное развитие в деноминацию. Если в секте исчезнет членство, она распадется. Если число членов увеличивается, секта вынуждена принимать характеристики конфессий, чтобы поддерживать порядок (например, бюрократия, явная доктрина и т. д.). И даже если членство не будет расти или будет расти медленно, будут развиваться нормы, регулирующие групповую деятельность и поведение. Развитие норм приводит к уменьшению спонтанности, которая часто является основной привлекательностью сект. Принятие характеристик, подобных деноминации, может либо превратить секту в полноценную деноминацию, либо, если будут предприняты сознательные усилия по сохранению некоторых спонтанных и протестных компонентов сект, результатом может стать институционализированная секта . Институционализированные секты находятся на полпути между сектами и деноминациями в континууме религиозного развития. У них есть смесь сектантских и конфессиональных характеристик; примеры включают в себя Гуттериты , Христа и амиши Церковь
Большинство известных сегодня конфессий США возникли как секты, отколовшиеся от конфессий (или церквей, в случае лютеранства и англиканства ), включая методистов , баптистов и адвентистов седьмого дня .
Меннониты являются примером институционализированной секты, которая не стала деноминацией.
Типология культа
[ редактировать ]Понятие «культ» отстало в уточнении терминов, используемых при анализе других форм религиозного происхождения. Брюс Кэмпбелл обсуждает концепцию Трельча, определяющую культы как нетрадиционные религиозные группы, основанные на вере в божественный элемент внутри человека . [30] Он выделяет три идеальных типа культов:
- ориентированный тип мистически освещения
- инструментальный тип, в котором внутренний опыт ищется исключительно ради его эффектов
- ориентированный на служение тип, который фокусируется на помощи другим
Брюс Кэмпбелл в своем анализе обсуждает шесть групп: теософию , мудрость души, спиритуализм , новую мысль , саентологию и трансцендентальную медитацию . [30]
В конце XIX века появился ряд работ, помогающих прояснить, что такое культы. [30] Некоторые исследователи этого предмета, такие как Джозеф Кэмпбелл (1904–1987) и Брюс Кэмпбелл, отметили, что культы связаны с верой в божественный элемент в человеке – либо в душу , либо в «я» , либо в истинное «я» . Культы по своей сути эфемерны и слабо организованы. [30] Во многих недавних работах есть основная тема, показывающая взаимосвязь между культами и мистицизмом. [30] Кэмпбелл выделяет два основных типа культов – мистический и инструментальный. Этот анализ может разделить культы на оккультные или метафизические собрания.
Кэмпбелл предполагает, что культы — это нетрадиционные религиозные группы, основанные на вере в божественный элемент в человеке. Помимо двух основных типов, существует еще третий тип – культ служения. Кэмпбелл утверждает, что «виды стабильных форм, которые развиваются в процессе развития религиозной организации, будут иметь существенное отношение к содержанию религиозного опыта основателя или основателей». [30]
Классификация по происхождению и развитию
[ редактировать ]В стандартной социологической типологии культы , как и секты, представляют собой новые религиозные группы. Но, в отличие от сект, они могут образовываться, не отрываясь от другой религиозной группы, хотя это далеко не всегда так. Характерной чертой, которая больше всего отличает культы от сект, является то, что они не выступают за возврат к чистой религии, а скорее способствуют принятию чего-то нового или чего-то, что было полностью утеряно или забыто (например, утерянные Священные Писания или новые пророчества). Культы также с гораздо большей вероятностью будут возглавляться харизматическими лидерами, чем другие религиозные группы, а харизматическими лидерами обычно являются люди, которые привносят новый или утраченный компонент, который является центральным элементом культа. [31] [ нужна цитата для проверки ]
Культы, как и секты, часто интегрируют элементы существующих религиозных теологий, но культы склонны создавать более эзотерические теологии, синтезированные из многих источников. [ нужна ссылка ] По словам Рональда Л. Джонстона, культы склонны подчеркивать индивидуальность и индивидуальный мир. [32]
Культы, как и секты, могут перерасти в деноминации. По мере роста культов они бюрократизируют и развивают многие характеристики конфессий. Некоторые ученые не решаются предоставить культам конфессиональный статус, поскольку многие культы сохраняют свои более эзотерические характеристики. Но их более близкое сходство с конфессиями, чем с культовым типом, позволяет отнести их к конфессиям. Примерами конфессий в США, которые начинались как культы, являются «Христианская наука» и « Нация ислама» .
Культы или новые религиозные движения
[ редактировать ]Со второй половины 20-го века некоторые ученые, занимающиеся социальными исследованиями религии, выступали за обращение к культам как к новым религиозным движениям (НРД). [33] – надеясь избежать часто уничижительного и уничижительного подтекста, придаваемого слову «культ» в популярном языке. [34]
Критика
[ редактировать ]Религиовед Джон А. Салиба отмечает многочисленные попытки провести классификацию или типологию культов и/или сект , но приходит к выводу, что различия, существующие в практиках, доктринах и целях этих групп, не поддаются простой классификации, которая бы всеобщее одобрение. Он утверждает, что приток восточных религиозных систем, включая даосизм , конфуцианство и синтоизм , которые не вписываются в традиционные различия между церковью, сектой, деноминацией и культом, усугубил типологические трудности. [35] : 24–25 Керсен показывает, что трудности с классификацией религиозных групп по типологии касаются даже христианских общин. Отдельные общины постоянно перемещаются по церковно-сектантскому спектру. Они переключаются между «церквями» и «сектами», стратегически адаптируя свои религиозные практики к данному контексту. [36]
Метакритика
[ редактировать ]Лорн Л. Доусон исследует историю и будущее типологии церковь-секта в статье 2008 года, полагая, что типология сохранилась как полезный инструмент. [37]
Различие Уоллиса между культами и сектами
[ редактировать ]Социолог Рой Уоллис (1945–1990) предложил различные определения сект и культов . Он утверждал, что культ характеризуется « эпистемологическим индивидуализмом», под которым он имеет в виду, что «культ не имеет четкого места окончательной власти за пределами отдельного члена». По словам Уоллиса, культы обычно описываются как «ориентированные на проблемы отдельных людей, слабо структурированные, толерантные, неисключительные», предъявляющие «мало требований к членам», не имеющие «четкого различия между членами и нечленами», имеющие «мало требований к членам». «быстрая смена членов» и представляют собой временные коллективы с расплывчатыми границами и меняющейся системой убеждений. Уоллис утверждает, что культы возникают из «культовой среды». Уоллис противопоставляет культ секте , утверждая, что секты характеризуются « эпистемологическим авторитаризмом»: секты обладают неким авторитетным локусом для законного приписывания ереси. По словам Уоллиса, «секты претендуют на уникальный и привилегированный доступ к истине или спасению, например, коллективное спасение , и их преданные приверженцы обычно считают всех, кто находится за пределами коллектива, «заблуждающимися». [38] [39]
Культ и/или новые религиозные движения
[ редактировать ]Старк и Бейнбридж
[ редактировать ]В 1975 году социологи Родни Старк и Уильям Симс Бейнбридж [40] различают три типа культов , классифицируемых на основе уровней организационной и клиентской (или приверженцев) вовлеченности: [40] [35] : 140–141
- Культы аудитории , у которых практически нет организации, поскольку участники/потребители не имеют значительной вовлеченности.
- Культы клиентов , в которых поставщики услуг демонстрируют определенную степень организованности в отличие от своих клиентов. Культы клиентов связаны с социальными сетями умеренной приверженности, через которые люди обмениваются товарами и услугами . Отношения между клиентами и лидерами клиентских культов напоминают отношения пациентов и терапевтов.
- Культовые движения , которые стремятся предоставлять услуги, отвечающие всем духовным потребностям их приверженцев, хотя они существенно различаются по степени использования, мобилизуют время и приверженность своих приверженцев.
Социолог Пол Шнабель утверждал, что Церковь Саентологии возникла из культа аудитории (читательской аудитории книги Хаббарда «Дианетика: современная наука психического здоровья» и Поразительная научная фантастика» предшествующей ей статьи « ) в культ клиентов ( Дианетика ), а затем в культовое движение (Церковь Саентологии). [41]
Рой Уоллис
[ редактировать ]Социолог Рой Уоллис представил систему классификации новых религиозных движений, основанную на взглядах движений и отношениях с миром в целом . [40] [35] : 140–141 [42] [43]
- Движения, отвергающие мир, рассматривают преобладающий социальный порядок как отклонение от нормы и извращение божественного плана. Такие движения рассматривают мир как злой или, по крайней мере, как материалистический . Они могут придерживаться милленаристских убеждений. Международное общество сознания Кришны (также известное как «Харе Кришна»), Церковь Объединения , Брахма Кумарис и Дети Бога являются примерами движений, отвергающих мир.
- Движения, аккомодирующие с миром, проводят четкие различия между духовной и мирской сферами. Они практически не имеют последствий для жизни приверженцев. Эти движения адаптируются к миру, но не отвергают и не утверждают его.
- Мироутверждающие движения могут не иметь никаких ритуалов или какой-либо формальной идеологии . Им может не хватать большинства характеристик религиозных движений. Они утверждают мир и просто заявляют, что обладают средствами, позволяющими людям раскрыть свой « скрытый потенциал ». В качестве примеров мироутверждающих движений Уоллис упоминает Вернера Эрхарда и ЭСТ Трансцендентальную Медитацию .
См. также
[ редактировать ]- Антропология религии
- Культ
- Список христианских движений
- Новое религиозное движение
- Психология религии
- Религиозная конфессия
- Секта
- Сектантство
- Социология религии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Доусон, Лорн Л. (2006). Понимание культов: социология новых религиозных движений . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 26 . ISBN 978-0195420098 .
- ^ Jump up to: а б с д Старк, Родни (1985). «Церковь и секта». В Хаммонде, Филипп Э. (ред.). Священное в светскую эпоху: к пересмотру научного изучения религии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 139–149. ISBN 0520053435 .
- ^ Jump up to: а б с д Чанг, Патрисия М.Ю. (2003). «Побег из Прокустова ложа: критический анализ исследования религиозных организаций, 1930–2001». В Диллоне, Мишель (ред.). Справочник по социологии религии . Издательство Кембриджского университета. стр. 123–136. ISBN 978-0521000789 .
- ^ Jump up to: а б с д Доусон, Лорн Л. (2009). «Церковь-секта-культ: построение типологий религиозных групп». В Кларке, Питер Б. (ред.). Оксфордский справочник по социологии религии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199588961.013.0030 . ISBN 978-0199588961 .
- ^ Jump up to: а б с д и Чалкрафт, Дэвид Дж. (2007). «Развитие социологии сект Вебера: поощрение нового увлечения». В Чалкрафте, Дэвид Дж. (ред.). Сектантство в раннем иудаизме: социологические достижения . Лондон, Оквилл: Издательство Equinox. стр. 26–51. ISBN 978-1845530839 .
- ^ Jump up to: а б с д и Джонсон, Бентон (1963). «О церкви и секте» . Американский социологический обзор . 28 (4): 539–549. дои : 10.2307/2090070 . ISSN 0003-1224 . JSTOR 2090070 .
- ^ Jump up to: а б с д Джон А. Коулман, SJ (1968). «Церковно-сектантская типология и организационная нестабильность» . Социологический анализ . 29 (2): 55–66. дои : 10.2307/3709873 . ISSN 0038-0210 . JSTOR 3709873 .
- ^ Jump up to: а б Мерфи-Гейсс, Гейл Э.; Розенфельд, Дана; Фоли, Лара (1 февраля 2010 г.). «Акушерство как устоявшаяся секта: расширенное применение континуума церковь-секта» . Сообщество, работа и семья . 13 (1): 101–122. дои : 10.1080/13668800902879492 . ISSN 1366-8803 . S2CID 143095724 .
- ^ Нибур, Х. Ричард (1929). Социальные источники деноминации . Нью-Йорк: Холт и компания.
- ^ Гольдштейн, Уоррен С. (1 марта 2011 г.). «Диалектика религиозного конфликта: Церковь–секта, деноминация и культурные войны» . Культура и религия . 12 (1): 77–99. дои : 10.1080/14755610.2011.557015 . ISSN 1475-5610 . S2CID 143682923 .
- ^ Густафсон, Пол (1967). «UO-US-PS-PO: новое изложение типологии церкви и сект Трёльча» . Журнал научного изучения религии . 6 (1): 64–68. дои : 10.2307/1384197 . ISSN 0021-8294 . JSTOR 1384197 .
- ^ Jump up to: а б Гуд, Эрих (1967). «Некоторые критические наблюдения по поводу церковно-сектантского измерения» . Журнал научного изучения религии . 6 (1): 69–77. дои : 10.2307/1384198 . ISSN 0021-8294 . JSTOR 1384198 .
- ^ Jump up to: а б с д Погрузчик, Колин; Александр, Джеффри К. (1985). «Макс Вебер о церквях и сектах в Северной Америке: альтернативный путь к рационализации» . Социологическая теория . 3 (1): 1–6. дои : 10.2307/202165 . ISSN 0735-2751 . JSTOR 202165 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Вебер, Макс (1978) [Впервые опубликовано в 1921–1922 гг.]. Рот, Гюнтер; Виттих, Клаус (ред.). Экономика и общество: Очерк интерпретационной социологии . Баркли, Лос-Анджелес, Лондон: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520035003 .
- ^ Jump up to: а б с Сведберг, Ричард; Агевалл, Ола (2016) [2005]. Словарь Макса Вебера: ключевые слова и основные понятия (2-е изд.). Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордские социальные науки, издание Stanford University Press. ISBN 978-1503600225 . OCLC 956984918 .
- ^ Вебер, Макс (2001). Протестантская этика и дух капитализма . Рутледж. п. 93. ИСБН 041525406X .
своего рода доверительный фонд для сверхъестественных целей, институт, обязательно включающий как справедливых, так и несправедливых, будь то для увеличения славы Божьей (кальвинисты) или как средство предоставления людям средств спасения (католики и лютеране). .
- ^ Jump up to: а б с д и Вебер, Макс (1946) [Впервые опубликовано в 1920 году]. «Протестантские секты и дух капитализма». В Герте, Х.Х.; Райт Миллс, К. (ред.). От Макса Вебера: Очерки социологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 302–322.
- ^ Тэннис, Фердинанд; Зиммель, Георг; Трельч, Эрнст; Вебер, Макс (1973). «Макс Вебер о церкви, сектах и мистицизме». Социологический анализ . 34 (2). Издательство Оксфордского университета (OUP): 141–142. дои : 10.2307/3709720 . ISSN 0038-0210 . JSTOR 3709720 . «Аристократия избранных» в Вебер, Макс (2001). Протестантская этика и дух капитализма . Рутледж. стр. 83 и 85. ISBN. 041525406X . (Кальвинистский аскетизм).
- ^ Jump up to: а б Вебер, Макс (1958). Религия Индии: социология индуизма и буддизма . Свободная пресса. п. 6. ISBN 8121509890 .
- ^ Jump up to: а б Скаф, Лоуренс А. (2011). Макс Вебер в Америке . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691147796 . : 33
- ^ Мурвар, Ватро (1967). «Концепция иерократии Макса Вебера: исследование типологии церковно-государственных отношений» . Социологический анализ . 28 (2). Издательство Оксфордского университета, Ассоциация социологии религии, Inc.: 70. doi : 10.2307/3710355 . ISSN 0038-0210 . JSTOR 3710355 . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Вебер, Макс (1946). «Социальная психология мировых религий». В Герте, Х.Х.; Райт Миллс, К. (ред.). От Макса Вебера: Очерки социологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 267–301.
- ^ Вебер, Макс (1949) [Впервые опубликовано в 1904 году]. « Объективность в социальных науках и социальной политике». Методология социальных наук . Свободная пресса. п. 72.
- ^ Адэр-Тотефф, Кристофер (2015). Фундаментальные понятия социологии религии Макса Вебера . Хаундмиллс, Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. п. 50. дои : 10.1057/9781137454799 . ISBN 978-1349561407 .
- ^ Трёльч, Эрнст (1931) [1912]. Социальное учение христианских церквей . Джордж Аллен и Анвин Лтд. с. 339.
- ^ Джонстон. 1997. Религия в обществе: социология религии . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- ^ «Ограничения саудовских фетв и отношения между государством и духовенством» | Кристофер Баучек | Фонд Карнеги| 27 октября 2010 г.
- ^ Леопольд фон Визе , Систематическая социология , адаптированная Говардом Беккером. Нью-Йорк: Дж. Уайли и сыновья. Лондон: Чепмен и Холл. 1932 год.
- ^ Доусон, Лорн Л. (2006). Понимание культов: социология новых религиозных движений . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 27 . ISBN 978-0195420098 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кэмпбелл, Брюс (1978). «Типология культов» . Социологический анализ . 39 (3): 228–240. дои : 10.2307/3710443 . ISSN 0038-0210 . JSTOR 3710443 .
- ^ Доусон, Лорн Л. (2006) [1998]. Понимание культов: социология новых религиозных движений (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 28–29 . ISBN 978-0195420098 .
- ^ Джонстон, Рональд Л. (1975). Религия и общество во взаимодействии: социология религии . Прентис-Холл. п. 128. ИСБН 978-0137730858 . Проверено 9 января 2020 г.
Культы также имеют сильный индивидуалистический акцент, подчеркивая душевное спокойствие и настраивая человека на сверхъестественное, при этом проявляя относительно небольшую озабоченность социальными изменениями.
- ^ «Программа просмотра Ngram Google Книг» . book.google.com .
- ^ Хиннеллс, Джон Р. , изд. (2005). «Навешивание ярлыка «новые религиозные движения» ». Routledge Companion по изучению религии . Routledge Religion Companions (2, исправленное издание). Рутледж (опубликовано в 2009 г.). ISBN 978-1135252854 .
«Новое религиозное движение» (НРМ) – это ярлык, который обычно используется сегодня [...]. [...] В частности, он использовался в качестве контрмеры уничижительным ассоциациям, которые стали ассоциироваться с ярлыком «культ».
- ^ Jump up to: а б с Салиба, Джон . Понимание новых религиозных движений (второе издание, 2003 г.). Альтамира Пресс. ISBN 0759103569 . ОЛ 8007244М .
- ^ Керсен, Йенс, Когда секты становятся средним классом. Управление впечатлением среди пятидесятников среднего класса в Аргентине , в: Социология религии 78, (2017), стр. 318–339, два : 10.1093/socrel/srx030 .
- ^ Доусон, Лорн Л. (2008), «Церковь-секта-культ: построение типологий религиозных групп», в Кларке, Питере Б. (ред.), Оксфордский справочник по социологии религии , Оксфордские справочники по религии и теологии, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 525–544, ISBN. 978-0199279791 , получено 3 февраля 2013 г. ,
[...] типология «церковь-секта» [...] продолжает быть полезной как в конкретном, так и в весьма общем смысле, а также потому, что логическая и эмпирически предпочтительная альтернатива еще не разработана.
- ^ Уоллис, Рой (1977). Дорога к полной свободе: социологический анализ Саентологии . Издательство Колумбийского университета . ISBN 0231042000 . ОЛ 4596322М .
- ^ Уоллис, Рой (1 января 1975 г.). «Саентология: терапевтический культ для религиозной секты» . Социология . 9 (1): 89–100. дои : 10.1177/003803857500900105 . ISSN 0038-0385 . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Уоллис, Рой (1984). Элементарные формы новой религиозной жизни . Лондон, Бостон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-7100-9890-0 . ОЛ 3169002М .
- ^ Шнабель, Пол Между стигмой и харизмой: новые религиозные движения и психическое здоровье / Между стигмой и харизмой: новые религиозные движения и психическое здоровье Университет Эразма Роттердамский, медицинский факультет, доктор философии. диссертация, голландский язык, ISBN 9060017463 (Девентер, Ван Логум Слатерус, 1982), стр. 82, 84–88
дословный английский перевод: «Саентология — это полностью развитое инновационное культовое движение [...] Саентология выросла из культа клиентов (Дианетика) и культа аудитории (книги Хаббарда)»
Голландский оригинал: «Саентология — это полностью развитое инновационное культовое движение [...] Саентология возникла из культа клиентов (Дианетика) и культа аудитории (книги Хаббарда)». - ^ Уоллис, Рой (декабрь 1983 г.). «Секс, насилие и религия» . Обновление №. VII 4. С. 79–99. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 21 июля 2007 г. цитируя Роя Уоллиса. Элементарные формы новой религиозной жизни. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. 1984, стр. 10–39.
- ^ Бьёркквист, К. (1990). «Отрицание мира, утверждение мира и смещение целей: некоторые аспекты изменений в трех новых религиозных движениях индуистского происхождения» . Н. Холм (ред.), Встреча с Индией: исследования неоиндуизма . Издательство Университета Або Академи , Турку , Финляндия. стр. 79–99. Архивировано из оригинала 14 апреля 2013 года . Проверено 21 июля 2007 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Криссайдс, Джордж Д. , «Новые религиозные движения – некоторые проблемы определения», Diskus, Internet Journal of Religion , 1997. Доступно в Интернете.
- Керсен, Йенс, Когда секты становятся средним классом. Управление впечатлением среди пятидесятников среднего класса в Аргентине. , в: Социология религии , 2017, 78(3):318–339. два : 10.1093/socrel/srx030 .
- МакГуайр, Мередит Б. Религия: социальный контекст , Лонг-Гроув (Иллинойс): Waveland Press, 2002, (пятое издание) ISBN 0534541267
- Васильева Е.Н. «Проблемы и трудности классификации религий на основе конфессиональных различий» В: Европейский журнал науки и теологии, вып. 10, нет. 6, стр. 37–46.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Типология церкви и сект в Wikibooks
- Теория церковных сект Уильяма Х. Сватоса-младшего. в Энциклопедии религии и общества Сватоса (редактор)
- Типология новых религиозных движений и ее эмпирические индикаторы , Тадеуш Доктор, Варшавский университет.