Ягода'
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
Портал шиитского ислама |
Марджа ( « араб . مرجع , латинизированный : marjiʿ ; множественное число marājiʿ ; букв. « источник для подражания » или религиозный справочник » ) — титул, присваиваемый высшему уровню священнослужителя- двунадесятника шиитского , с полномочиями, данными хаузой ( хаузой). семинария, где обучаются мусульманские ученые-шииты), чтобы принимать юридические решения в рамках исламского закона для последователей и священнослужителей ниже его по рангу. самого высокого ранга Марджи известен как марджа аль-мутлак или марджа аль-таклид аль-мутлак . [ 1 ] [ 2 ] [ примечание 1 ] Марджи обычно также [ 3 ] великий аятолла .
Источники расходятся во мнениях относительно того, когда возник институт марджа, при Муртаде аль-Ансари (умер в 1864 г.). [ 2 ] и Мухаммад ибн Якуб аль-Кулайни (умер в 940 или 941 г.) [ 4 ] оба называются первыми марьями.
По состоянию на 2023 год в живых мараджи проживает около 50 человек , почти все они проживают в Иране или Ираке.
Заголовок
[ редактировать ]В настоящее время мараджи присвоен титул Великого Аятоллы ( араб . аятуллах аль-Умма ). [ 5 ] Ранее титулы Аллама (такие как Алламе Табатабаи , Алламе Маджлеси , Алламе Хилли ) и Имама (такие как Имам Хомейни , Имам Рохани , [ 6 ] Имам Ширази [ 7 ] и Имам Садр ) [ 8 ] также использовались. Другой источник (Аббас Джавади) утверждает, что марджа «обычно» - это великий аятолла. [ 3 ]
Тот, кто следует/«подражает» мардже (совершающему таклид ), известен как мукаллид .
Другие церковные титулы
[ редактировать ]Аятоллы
Титул аятоллы присуждается , когда ученый/священнослужитель достигает уровня в хаузе (семинарии), где его ученики и последователи доверяют ему отвечать на свои вопросы по религиозным вопросам. Аятолла также должен был опубликовать юридическую книгу, известную как рисала амалия — руководство или трактат по практическим религиозным правилам, организованный по темам, касающимся ритуальной чистоты, поклонения, социальных вопросов, бизнеса и политических дел. Рисала содержит фетвы аятоллы на различные темы, основанные на его знании наиболее достоверных исламских источников и их применении в современной жизни. Традиционно рисалы публиковали только самые известные аятоллы того времени. Однако сегодня многие аятоллы разной степени известности опубликовали свои публикации, а некоторые из известных отказались это сделать.
Марджа аль-Таклид аль-Мутлак
Высшая марджа, или «первая среди равных», называется Марджа ат-таклид аль-мутлак . [ 9 ]
Роль, полномочия, требования
[ редактировать ]Традиционно таклид или «имитация» эксперта по исламской юриспруденции ( муджтахида ) не только законен, но и обязателен по многим религиозным вопросам для всех мусульман, не прошедших такую подготовку; [ 10 ] (по «вопросам веры» или usulu 'din , шииты обязаны обучаться самостоятельно). [ 11 ] С точки зрения шиитской юриспруденции, во время затмения Махди (за последние 1000 с лишним лет) высшие шиитские священнослужители хаузы были наделены ответственностью за понимание и объяснение исламской религиозной юриспруденции. Начиная с XIX века, шиитские улемы учили верующих обращаться к «источнику таклида » ( марджа ат-таклид ) «за советом и руководством, а также как к образцу для подражания». [ 12 ] [ 13 ]
Предоставление религиозного руководства
[ редактировать ]Аббас Джавади приводит примеры того, как мукаллиды подражали своей мардже :
Представьте, что вы мусульманин-шиит, которому предстоит долгий межконтинентальный перелет, и вы не знаете, как организовать свои молитвы или омовения. Или представьте, что в вашем обществе происходит политическое событие или спор, например, выборы, и вы не знаете, как действовать. Вы проверяете книгу своей марджи, рисалу (трактат по практическому исламскому праву), и находите нужные вам ответы.
У каждой марджи есть своя рисала. По поводу вещей, которых нет в этих книгах, вы обращаетесь к ближайшему представителю вашей марджи, пишете письмо или электронное письмо или, в последнее время, поднимаете вопрос на сайте вашей марджи и получаете ответ. [ 14 ]
Власть
[ редактировать ]Если между мараджи существуют разногласия, каждый из них высказывает свое собственное мнение, а мукаллиды ( их последователи) следуют мнению своего марджи по этому вопросу. [ 15 ] Освобождены от требования следовать мардже' муджтахид , то есть тот, кто прошел повышение квалификации ( дарс харидж ) в хаузе и получил лицензию на участие в иджтихаде ( иджаз аль-иджтихад ) от одного или нескольких аятолл. Однако иджтихад не всегда является всеобъемлющим, и поэтому муджтахид может быть экспертом в одной конкретной области исламской юриспруденции ( фикха ) и осуществлять в ней иджтихад, но следовать мардже в других областях фикха.
Кто и где
[ редактировать ]Несколько старших великих аятолл возглавляют хаузы (религиозные семинарии). Хавзы Кума и Наджафа являются выдающимися семинарскими центрами по подготовке шиитских священнослужителей . Однако во многих других городах мира есть и другие хаузы меньшего размера, крупнейшими из которых являются Кербела (Ирак), Исфахан (Иран) и Мешхед (Иран).
По состоянию на 2023 год в мире проживает 56 мараджи . [ 16 ] [ 17 ] в основном проживающие в Наджафе и Куме . Наиболее известными среди них являются Хосейн Вахид Хорасани , Али Хаменеи , Муса Шубайри Занджани , Сайид Садек Рохани , Насер Макарем Ширази , Садик Хуссаини Ширази , Хосейн Нури Хамедани и Абдолла Джавади-Амоли в Куме; Али аль-Систани , Мухаммад аль-Фаяд , Мухаммад Саид аль-Хаким и Башир ан-Наджафи в Наджафе.
- Спор по поводу Марджи аль-Таклид аль-Мутлак
В начале 1990-х годов ведущий марджа Абу аль-Касим аль-Хой умер, и Али аль-Систани «появился» как марджа аль-мутлак или высший марджа в мире шиитского ислама. По словам Мохамада Баззи, слова Аль-Систани «по религиозным вопросам имеют наибольший вес» среди шиитов. [ 1 ]
Однако в 1994 году режим Исламской Республики Иран (ИРИ) объявил, что именно Верховный лидер Ирана был Али Хаменеи «единственным марджа ат-таклидом» или «бесспорным марджа». [ 2 ]
По словам Мохамада Баззи, это была попытка «сместить» Али Систани, истинную Маржу аль-Таклид аль-Мутлак , «и его союзников в Наджафе », но она «провалилась», потому что Хаменеи «обладал скромными религиозными полномочиями (он был всего лишь возведен в ранг аятоллы после смерти Хомейни, чтобы он мог занять пост верховного лидера). Столкнувшись с преследованиями баасистов и захватом власти Ираном, Систани смог сохранить свое положение». [ 1 ] Глив не упоминает аль-Систани, но заявляет, что «позиция Хаменеи как Марджа ат-Таклид» «остается предметом споров». [ 2 ]
Условия для Марджи
[ редактировать ]Не существует ни формализованного конкретного процесса, ни официального органа, напоминающего совет улемов, для назначения кого-либо марджа ат-таклид, поскольку достижение должности марджа ат-таклид «находится полностью на усмотрении самих верующих». [ 4 ] Тем не менее, существуют «общие принципы» их выбора, включая несколько «условий», которые были «единогласно приняты шиитскими богословами». [ 4 ]
- зрелость ( булуг ), [ 4 ]
- разумность ( aql ), [ 4 ]
- принадлежащий к мужскому полу ( дукуррат ), [ 4 ]
- вера ( иман ), [ 4 ]
- справедливость ( эдалат ) и
- легитимность рождения. [ 4 ]
Еще одним условием является возможность собрать достаточно денег «для финансирования образования религиозных студентов» за счет пожертвований верующих, что является одним из качеств марджи. [ 4 ]
Как последователь выбирает марью
[ редактировать ]Марджа-и таклид должен сначала посвятить себя изучению исламского права, пока он не получит квалификацию моджтахеда или факиха (юриста), что означает, что он может выводить свои собственные юридические постановления и издавать указы по религиозному праву. Бакер Мойн объясняет, что
в отличие от католического папы или христианских епископов, он не избирается коллегией выборщиков или какой-либо другой формальной процедурой. Каждый верующий или «подражатель» обязан сделать свой собственный выбор марджа-э таклида на том основании, что он является наиболее ученым моджахедом своего времени и человеком большой моральной честности. «Конечно, большинство обычных людей не в состоянии судить, кто самый ученый, поэтому верующим предписывается либо расспросить двух честных и знающих людей, которым не противоречат два других подобных человека, либо убедиться на основании доказательств. На практике это означает, что большинство людей полагаются на заверения своих местных молл, которые, в свою очередь, будут находиться под влиянием людей, которых они уважают или стоят выше в религиозной иерархии. Отсюда важность любого лидера. угадывает последователей среди студентов и низшего духовенства, которые будут продвигать его позицию в этом неформальном процессе консультаций». [ 18 ]
История
[ редактировать ]Первая ягодка'
[ редактировать ]Шиитские «биографические сборники в целом» считают Мухаммада ибн Якуба аль-Кулайни (ум. 940 или 941) – одного из первых составителей шиитских хадисов – «первым» Марджой ат-Таклидом после затмения, по словам Негина Явари. и Эрик Хуглунд. [ 4 ] Однако, по мнению Роберта Глива, институт маржа возник только в девятнадцатом веке. [ примечание 2 ] с первым общепризнанным марджем, «влиятельным муджтахидом Муртадхой аль-Ансари (ум. 1864)». [ 2 ] Еще один источник - четыре муллы на сайте al-islam.org, которых прямо спросили: «Кто был первой Марджа-э-Таклид?» – был уклончив. Только один из четырех (Мохаммад аль-Мусави) ответил и сказал только: «Со времен Пророка (САВА) и непогрешимых имамов мусульманам, которые жили в местах далеко от них, было приказано обращаться в религиозных вопросах к учёный в своей области». [ 20 ]
Шиитские власти в истории шиизма сыграли важную роль в религиозной, политической и социальной мысли своих общин. Одним из примеров является фетва Мирзы Мохаммеда Хасана Хусейни Ширази, вводившая санкции за употребление табака во время правления Каджара, что привело к отмене табачной концессии. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Иджтихад
- Улемы
- Муфтий
- Он не сделал
- трактат (юриспруденция)
- Общество преподавателей семинарии Кума
- Список аятолл
- Список умерших мараджи
- Список текущих мараджи
Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам Роберта Глива: «Марджа ат-Таклид — это титул, присвоенный священнослужителю самого высокого ранга в двунадесятническом шиизме. ... ряд учёных одновременно могут быть выдвинуты в качестве «источников» ( мараджи ˓ ) одновременно." [ 2 ] По словам Мохамада Баззи: «Марджа ат-Таклид» - это «старший священнослужитель, чьим указам» верующие «следуют или подражают», и существует множество марджа ат-таклид, также известных как марджа. Это «марджа ат-таклид аль-мутлак», который является «высшим из этих мардж… высшим религиозным авторитетом». [ 1 ]
- ^ Ахмад Каземи Мусави согласен [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Баззи, Мохамад (12 августа 2014 г.). «Фактор Систани. Как борьба внутри шиизма сформирует будущее Ирака» . Бостонский обзор . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Глив, Роберт. «МАРДЖА АЛЬ-ТАЛИД. Энциклопедия ислама и мусульманского мира» . энциклопедия.com . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Джавади, Аббас (25 февраля 2010 г.). «Разница между Марьей и Верховным лидером» . РЛРФЭ . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж явари, негин. «МАРДЖА АЛЬ-ТАЛИД» . энциклопедия.com . Проверено 10 августа 2022 г.
- ^ Эмад Эль-Дин Шахин (2016). Оксфордский справочник по исламу и политике . Издательство Оксфордского университета . п. 400. ИСБН 9780190631932 .
- ^ «Сайт канцелярии Его Высокопреосвященства Великого аятоллы Сайеда Мухаммада Садика аль-Хусейни аль-Рухани (да будет долгой его душа) :: Домашняя страница » . Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Страница панели Parallels Plesk по умолчанию» . Архивировано из оригинала 24 июля 2013 г.
- ^ «Центр исследований и исследований имама Мусы ас-Садра » . Архивировано из оригинала 5 сентября 2008 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Баззи, Мохамад (12 августа 2014 г.). «Фактор Систани» . Бостонский обзор . Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ Питер, Рудольф. «ИДЖТИХАД И ТАКЛИД В ИСЛАМЕ 18-19 ВЕКА» . Мир ислама : 139.
- ^ «Таклид: смысл и реальность» . аль-Ислам.орг . 20 января 2013 года . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам: история и доктрины двунадесятного шиизма . Издательство Йельского университета. п. 143. ИСБН 0-300-03531-4 . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ см . также «Задай вопрос. Марья » . Аль-Ислам . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Джавади, Аббас (25 февраля 2010 г.). «Разница между Марьей и Верховным лидером» . РЛРФЭ . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «Назначение, подражание и подбор имитационного эталона для женщин» . Архивировано из оригинала 9 января 2008 года.
- ^ «Список мараджи (обновленный) по состоянию на 2017 год» . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 г. Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ «Ещё один список Мараджи (2017)» . Архивировано из оригинала 19 августа 2018 г. Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Хомейни: Жизнь аятоллы , Бакер Мойн, (Thomas Dunne Books, c2000), стр.33
- ^ Мусави, Ахмад Каземи (зима 1985 г.). «Установление положения Марджаит-и Таклид в двунадесятнической шиитской общине». Иранские исследования . 18 (1): 35–51. дои : 10.1080/00210868508701646 .
- ^ «Задайте вопрос. Когда возник институт Таклида? Кто был первым Марджа-и-Таклид? Является ли Таклид обязательным или необязательным и почему? Есть ли какие-либо доказательства от имамов в пользу этого?» . Аль-Ислам.орг . 2 сентября 2020 г. Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ Политика, протест и благочестие в Каджаре, Иран (30 января 2013 г.). Табачный протест . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 г. Проверено 5 августа 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья журнала Slate Magazine «Итак, вы хотите быть аятоллой» , объясняющая, как шиитские священнослужители заслужили этот титул.