Мирза Ширази
Мухаммад-Хасан аль-Ширази | |
---|---|
Мирза Мухаммад Хасан аль-Хусейни аль-Ширази | |
![]() | |
Заголовок | Великий Аятолла Муджаддид |
Персональный | |
Рожденный | 25 апреля 1815 г. |
Умер | 20 февраля 1895 г. | ( 79 лет
Место отдыха | Храм Имама Али |
Религия | ислам |
Дети |
|
Юриспруденция | Двенадцать шиитов |
Другие имена | аль-Мирза аль-Кабир, арабский : Мирза Великий аль-Муджадид аль-Ширази, арабский : Аль- Муджадид аль-Ширази |
Родственники | Мирза Махди аль-Ширази (внучатый племянник и внук) Рази Ширази (правнук) Абд аль-Хади аль-Ширази (двоюродный брат, однажды удаленный) |
Организация | |
институт | Семинария Наджафа Самаррская семинария |
Мусульманский лидер | |
Базируется в | Наджаф, Ирак Самарра, Ирак |
Период пребывания в должности | 1864–1895 |
Предшественник | Муртадха аль-Ансари |
Преемник | Ахунд Хорасани |
Почта | Великий Аятолла |
Великий аятолла Муджаддид Мирза -Дин الحسيني الشيرازي Ширази Мухаммад Абу Мухаммад Муиз ад -Хасан аль-Хусейни аль - ومحمد просто معزددين محمد 25 апреля 1815 г. - 20 февраля 1895 г.), лучше известный как Мирза Ширази , был иракско - иранским шиитским марджем . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
После смерти Муртады аль-Ансари он был известен как верховный шиитский лидер своего времени и получил известность благодаря своему знаменитому приговору 1891 года против употребления табака в ходе так называемого Табачного протеста в эпоху Каджара . [ 7 ]
Шииты называют его муджаддидом ( обновителем религии) 13 века исламской эпохи.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Ширази родился в Ширазе в известной семье Аль-Ширази. Его отцом был Мирза Махмуд Ширази, а матерью – Ханум Мусави. Его отец умер, когда он был молод, и его опекуном стал дядя по материнской линии, Сайид Хусейн Мусави – Маджд аль-Ашраф . [ 2 ]
Образование
[ редактировать ]Он начал свое религиозное образование в возрасте четырех лет и завершил вводное обучение к восьми годам. Он начал свои углубленные занятия по юриспруденции и методологии в семинарии Шираза. Он учился в религиозной семинарии в Исфахане с 1832 года и получил иджтихад в 1835 году. [ 6 ]
Затем он переехал в Наджаф в 1845 году и учился у многих старших ученых, включая шейха Мухаммада-Ибрагима аль-Карбасси, Сайида Садра ад-Дина аль-Амели, Сайида Хасана аль-Мударриса и шейха Мухаммада-Хасана Наджафи . Некоторое время он учился у Сайида Ибрагима аль-Казвини , автора аль-Завабита . [ 1 ]
Наджафи вручил Ширази еще одно свидетельство об иджтихаде и рекомендательное письмо Хусейну Хану Сардару , губернатору Ирана .
После смерти аль-Ансари в 1864 году Ширази был назначен самым квалифицированным ученым, который станет его преемником. [ 2 ]
Табачный протест
[ редактировать ]
Ширази считался ведущим марджем шиитского мира, особенно в Персии. Это означало, что он имел большое влияние на шиитское сообщество. [ 8 ] Два ученых были вовлечены в то, чтобы довести до сведения Ширази то, что происходило в Иране, один из них отправил письмо, а другой отправил одного из своих учеников в Самарру, чтобы он лично объяснил ситуацию Ширази. [ 9 ] [ 10 ]
Протест начался с того, что 26 июля 1891 года Ширази отправил телеграмму Насер ад-Дин Шаху , каджарскому царю Персии, протестуя против предоставления табачной монополии. Ширази не получил ответа; однако шах отправил своего посла в Ираке в Ширази, чтобы попытаться убедить его отказаться от своих намерений, и что сделка была выгодна нации. После очередной попытки Ширази, также не получившей ответа, в Тегеране стала распространяться фетва, объявляющая употребление табака равносильной войне против Скрытого Имама Мухаммада аль-Махди . [ 11 ] [ 5 ]
Возникли некоторые сомнения относительно подлинности фетвы; однако это было быстро отклонено, поскольку после распространения фетвы не было никаких признаков отказа от Ширази.
Дело завершилось 26 января 1892 года, когда Насер ад-Дин поддался давлению общественности и отменил уступку.
Экуменическая политика в Самарре
[ редактировать ]Протест Ширази позволил шиизму стать более популярным в Самарре. Сунниты вместе со своими соседями-шиитами начали участвовать в траурных церемониях Мухаррама . Поведение Ширази также вдохновило их заняться религиозной карьерой. Ширази пытался использовать это преимущество для укрепления связей между шиитами и суннитами. [ 12 ] Его правнук Радхи аль-Ширази рассказывает, что когда сунниты решили построить для себя семинарию, после достижения определенного этапа у них закончились средства для завершения строительства. Затем они обратились к Ширази за финансовой помощью, на что Ширази с радостью предоставил им щедрую сумму, которая помогла завершить их семинарию. [ 1 ]
К сожалению, этот уровень влияния, полученный шиитской марджой, не понравился султану Абдул Хамиду II , который решил основать больше суннитских медресе в Самарре, чтобы «защитить суннитов от проделок еретиков [шиитов]». [ 13 ]
В 1893 году, когда хаос начал распространяться по Самарре из-за межконфессиональной напряженности, что привело к смерти сына Ширази Мухаммеда, а также одного из его племянников. Давление на шиитов возросло, многие шииты с юга были непреклонны в том, чтобы отправиться в Самарру и насильственно прекратить конфликт, но Ширази постоянно отвергал их. В конце концов, султану была предъявлена жалоба, которая якобы прилагала все усилия, чтобы погасить конфликт. Тем временем британское и российское правительства пытались воспользоваться ситуацией и вмешаться, перебросив свои силы на одну сторону конфликта, выбрав Ширази. Но, к их разочарованию, Ширази дал отпор двум державам, заявив, что «это был простой спор между братьями» и не вызывающий беспокойства для иностранных государств. [ 1 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Ширази был женат на своей двоюродной сестре, дочери Мирзы Радхи ад-Дина Ширази. От нее у него было четверо детей, два сына и две дочери. [ 14 ]
Его старший сын Мухаммед был убит в Самарре; сообщения указывают на то, что его смерть наступила в результате межконфессиональной напряженности, которая произошла в то время, [ 15 ] и в других сообщениях, например, о его правнуке Мухаммаде аль-Ширази , утверждается, что он был убит британцами. Его второй сын Али стал высокопоставленным ученым, и если бы не его смерть в 1936 году, он был бы марджем своего времени. [ 16 ]
Его правнучка замужем за нынешним великим аятоллой Сайидом Али аль-Систани . [ 17 ]
Смерть
[ редактировать ]Пережив тяжелый период после табачного протеста, Ширази умер в Самарре в среду 20 февраля 1895 года. Затем его отвезли в Наджаф, чтобы похоронить в храме Имама Али . [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Ширази выпустил большое количество выдающихся студентов, которые оказались великими учеными того времени и оказали огромное влияние на распространение исламских наук. Некоторые из них включали: [ 18 ] [ 19 ]
- Шейх Мухаммад-Кадхим аль-Хурасани
- Сайид Мухаммад-Кадхим аль-Табатабаи
- Шейх Мухаммад-Хусейн ан-Наини
- Шейх Фадхаллах ан-Нури
- Шейх Мухаммад-Таки аль-Ширази
- Сайид Исмаил ас-Садр .
- Мухаммад бин Фадлаллах аль-Сарави
Как верховному мардже своего времени, у него оставалось очень мало времени для занятий наукой. Его обязанности марджи не оставляли ему много времени для публикации религиозной литературы. У него было всего несколько сочинений о произведениях своего наставника аль-Ансари. [ 20 ]
Роль, которую он сыграл в табачном бойкоте, была названа «ошеломляющей» демонстрацией силы марджа-и таклид, а сам протест был назван одним из вопросов, которые привели к персидской конституционной революции несколько лет спустя. .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Аль-Муджадид аль-Ширази аль-Кабир» . Информационная сеть Ан-Набаа (на арабском языке) . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с аль-Техрани, Ага Бузург (2009). Табакат Алам аш-Шиа; аль-Кирам аль-Барара Фи аль-Карн аль-Талит Ашар [ Уровни шиитской знати (13 век) ]. Том. 13. Каир, Египет: Дар Ихья аль-Турат аль-Араби. п. 436.
- ^ «Аятолла Мирза Ширази» . Исламские взгляды . 7 июля 2008 года . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ аль-Варди, доктор. Али (01 января 2010 г.). Ламахат Иджтимаия Мин Тарих аль-Ирак [ Социальные взгляды из истории Ирака ] (на арабском языке). Том. 3. Бейрут, Ливан: Дар ар-Рашид. стр. 86–102.
- ^ Jump up to: а б Ханн, Джефф; Домбровска, Карен; Таунсенд-Гривз, Тина (7 августа 2015 г.). Ирак: Древние памятники и Иракский Курдистан . Брэдт Путеводители. п. 189. ИСБН 978-1-84162-488-4 .
- ^ Jump up to: а б «Каид Саурат ат-Тунбак» [Лидер табачного протеста]. www.alanwar14.com (на арабском языке) . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «аль-Мирза аль-Шираз.. Сахиб Таурат ат-Тинбак» [аль-Мирза аль-Шираз.. Глава табачной революции]. www.alrsool.info (на арабском языке) . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Пайя, Али; Эспозито, Джон Л. (2011). Ирак, демократия и будущее мусульманского мира . Тейлор и Фрэнсис. п. 69. ИСБН 978-0-415-58228-5 .
- ^ Кедди, Никки (1966). Религия и восстание в Иране: Табачный протест 1891-1892 годов . Лондон, Великобритания. стр. 342–47.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фара, Цезарь Э. (2008). Абдул-Хамид II и мусульманский мир . Фонд исследований исламской истории, искусства и истории. п. 129. ИСБН 9789757874317 .
- ^ Кирмани, Назим аль-Ислам (1953). Тарихе Бидарие Иранский [ История иранцев ] (на персидском языке). Тегеран, Иран. п. 12.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Мадрасат аль-Имам аль-Ширази» [школа аль-Муджадида аль-Ширази]. Храм Хусейна (на арабском языке) . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ аль-Самаррай, Юнус (1966). Тарих Улама Самарра [ История ученых Самарры ] (на арабском языке). Том. 2. Багдад, Ирак. п. 24.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Адхва 'Ала Хаят аль-Имам аль-Ширази [ Освещение жизни имама Ширази ] (на арабском языке). Бейрут, Ливан: Фонд аль-Вафа. 1993.
- ^ аль-Самаррай, Юнус (1968). Тарих Мадинат Самарра [ История города Самарры ] (на арабском языке). Том. 2. Багдад, Ирак. стр. 177–78.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ аль-Ширази, Мухаммад (1999). Мутарадат Карн Ва Нисф [ Погоня полутора веков ] (на арабском языке). Кувейт. п. 5.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Тикра Вафат аль-Сайид Мирза Махди аль-Ширази Фи 28 Шабана» [годовщина смерти аятоллы Сайида аль-Мирзы Махди аль-Ширази 28 числа Шабана (по лунному календарю)]. Информационная сеть Ан-Набаа (на арабском языке) . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Герц-ад-Дин, Мухаммад (1985). Маариф ар-Риджал Фи Тараджим аль-Улама Ва аль-Удаба [ Знания людей, биографии ученых и грамотных людей ] (на арабском языке). Том. 2. Кум, Иран. стр. 100-1 236–37.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Тегерани, Ага Бозорг (1983). Мирзае Ширази [ Мирза Ширази ] (на персидском языке). Тегеран, Иран. п. 211.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Тегерани, Ага Бозорг (1983). Мирзае Ширази [ Мирза Ширази ] (на персидском языке). Тегеран, Иран. стр. 217–18.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )