Лиссабонская резня
Лиссабонская резня | |
---|---|
Расположение | Церковь Сан-Домингуш , Лиссабон , Португалия |
Дата | 19–21 апреля 1506 г. |
Летальные исходы | 1,900+ |
Лиссабонская резня началась в воскресенье, 19 апреля 1506 года, в Лиссабоне , когда толпа прихожан напала и убила нескольких прихожан, которых они подозревали в евреях . Насилие переросло в общегородской антисемитский бунт , в результате которого погибло от 500 до 4000 « новых христиан » ( cristãos-novos ), как называли евреев, насильно обращенных в христианство.
Фон
[ редактировать ]Когда король Мануил I взошел на трон в 1495 году, он либерализовал статус евреев, которые находились в фактическом рабстве. В 1496 году под давлением католических монархов Испании он приказал всем евреям либо принять крещение, либо покинуть страну. Мануил не хотел терять важную и производительную часть населения, поэтому в 1497 году, до наступления срока их отъезда, он по королевскому указу обратил всех евреев. Сюда входили коренные португальские евреи, а также значительная часть евреев, бежавших из Испании после Указа об изгнании в 1492 году. В 1499 году Мануэль запретил новым христианам покидать страну. [ 1 ]
Первоначальное христианское население возмущалось недавними новообращенными. Они были возмущены этим новым источником экономической конкуренции и подозревали, что многие из новообращенных продолжали тайно исповедовать иудейскую веру. Несмотря на усилия короля по поддержанию мира, время от времени происходили вспышки насилия против новых христиан, кульминацией которых стала резня в Лиссабоне в 1506 году. [ 2 ]
Резня
[ редактировать ]Резня началась в церкви Сан-Домингос в воскресенье, 19 апреля 1506 года. Верующие молились за прекращение засухи и чумы, охвативших страну, когда несколько верующих заявили, что видели странный свет, исходящий от распятия в часовне Сан-Домингуш. Иисус. Слух о явном чуде распространился, и вскоре церковь наполнилась огромной толпой, в которую входили немецкие и французские моряки с торговых судов в гавани. [ 3 ] [ 4 ] Потом в церковь пришел немец со своей дочерью. Девочка с рождения страдала искалеченной или деформированной рукой, но эта аномалия чудесным образом излечилась. [ 5 ]
Согласно рассказу Гаспара Коррейи, когда новый христианин высмеял утверждения о чуде, на него напал и убил отец девочки. Затем вмешался другой человек и заявил, что убитый Новый Христианин был убит потому, что говорил правду. Этот оратор также был убит, и после этого второго убийства разъяренная толпа разыскивала и казнила всех новых христиан, которых можно было найти в Церкви. Толпа выбежала из церкви и начала убивать всех новых христиан, с которыми встречалась. Они разожгли костер на церковной площади и бросили в огонь тела своих жертв. «Они сжигали их на улицах города три дня подряд, пока тела не сгорели и не превратились в пепел», по свидетельству очевидца нового христианина Исаака ибн Фарада. [ 4 ]
Власти не смогли подавить толпу, и к ней присоединились новые бунтовщики, привлеченные возможностью грабежей. Насилие распространилось по всему городу. Новых христиан, независимо от возраста и пола, убивали, а их дома разграбили. Жертвами хаоса стали даже некоторые старые христиане. К вечеру понедельника насилие, казалось, закончилось, но монахи-доминиканцы из монастыря Сан-Домингуш организовали процессию и призвали толпу убить «еретиков» и «искоренить нечестивую расу». Беспорядки продолжались до четверга, когда религиозная процессия, призывающая к миру, прошла через город и восстановила порядок. [ 3 ] [ 4 ]
Сообщения о количестве убитых варьируются от 500 до более чем 4000. Большинство из них были новыми христианами, но были убиты и старые христиане. По словам Коррейи, среди жертв было значительное количество «старых христиан». По крайней мере один важный королевский чиновник, Жоау Родригеш Маскареньяш, был убит. Маскареньяш, новый христианин и сборщик налогов, несомненно, был объектом общественной ненависти. [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]Король и двор ранее уехали из Лиссабона в Абрантиш , спасаясь от чумы, и отсутствовали, когда началась резня. Когда королю Мануэлу I сообщили о событиях в Лиссабоне, он приказал губернатору поспешить в город и «повесить всех злодеев, виновных в резне». Для Мануэля полный крах порядка стал вызовом его авторитету и позором для международного сообщества. Это также означало провал его усилий по интеграции недавно обращенных евреев в португальское общество. [ 4 ]
Возмездие короля было быстрым и жестоким. Участники резни были казнены без суда и следствия. Двое монахов-доминиканцев, подбадривавших бунтовщиков, были лишены религиозных сана, задушены и сожжены. Некоторые преступники бежали из города, но были арестованы и казнены позже, когда попытались вернуться. Около 500 участников беспорядков были казнены. Единственными людьми, которым удалось избежать правосудия, были иностранные моряки и купцы, которые вернулись на корабли с награбленным и уплыли. [ 3 ]
По словам Коррейи, многие новые христиане ложно обвинили старых христиан, которые спрятали их во время резни, в их ограблении, и последние были казнены чиновниками Короны. [ 4 ]
Мануэль также наказал учреждения, причастные к резне. Аббатство Сан-Домингуш было закрыто на восемь лет, а город Лиссабон лишился важных привилегий, включая исключение представителей города из Совета Короны.
После резни сотни новых христиан проигнорировали королевский указ, запрещающий эмиграцию, и бежали из Португалии, в то время как некоторые из оставшихся все еще чувствовали глубокую преданность португальскому монарху. [ 6 ] 1 марта 1507 года Мануэль издал указ, узаконивший эмиграцию новых христиан из Португалии. [ 4 ]
О резне широко сообщалось в Европе. Сохранилось несколько современных отчетов, в том числе один известного историка Гаспара Коррейи , который был обнаружен на аукционе в 1970-х годах. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ребело 2003 , с. 534.
- ^ Маркус 2015 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б с Маркус 2015 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сойер 2007 .
- ^ Сойер, Франсуа. «Резня новых христиан в Лиссабоне в 1506 году: новый рассказ очевидца» . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ Йосеф Хаим Йерушалми, Элишева Карлебах: Еврейская история и еврейская память: Очерки в честь Йосефа Хаима Йерушалми, 1998, UPNE, ISBN 0-87451-871-7 , с. 6–7
Библиография
[ редактировать ]- Маркус, Джейкоб Рейдер (2015). «Резня новых христиан в Лиссабоне: 1506 год». Евреи в христианской Европе: Справочник, 315–1791 гг . Издательство колледжа Еврейского союза. стр. 193–197.
- Ребело, Луис (2003). «Мануэль I, король Португалии». В Герли, Э. Майкл (ред.). Средневековая Иберия: энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-93918-6 . OCLC 50404104 .
- Сойер, Франсуа (2007). Резня новых христиан в Лиссабоне в 1506 году: рассказ нового очевидца . Исследовательские ворота.
- ГОИС, Дамиан де (1749). Chronica de el-rei Д. Эмануэль (том II) (на португальском языке).