Сан-Хуан-ла-Лагуна
Сан-Хуан-ла-Лагуна
Хе' Куку' Джуйу' | |
---|---|
Муниципалитет и город | |
Координаты: 14 ° 42' с.ш. 91 ° 17' з.д. / 14,700 ° с.ш. 91,283 ° з.д. | |
Страна | Гватемала |
Отделение | Солола |
Правительство | |
• Тип | муниципальный |
• Мэр | Антонио Чаваджай Икстамер |
Область | |
• Общий | 3718 км 2 (1436 квадратных миль) |
Самая низкая высота | 1562 м (5125 футов) |
Население (2002) | |
• Общий | 10,177 |
• Плотность | 27 372/км 2 (70 890/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC-6 ( центральное время ) |
Почтовый индекс | 07017 |
Телефонный код страны | 502 |
Климат | Хорошо |
Сан-Хуан-ла-Лагуна (англ. Испанское произношение: [saŋ ˈxwan la la ɣuna] ) — муниципалитет на юго-западном берегу Лаго-де-Атитлан , Солола , Гватемала . Он состоит из деревни Сан-Хуан-ла-Лагуна и трех меньших альдеасов (небольших деревень) на близлежащей горе. Население составляет примерно 95% Цутуджил . Сельское хозяйство является наиболее важным для экономики, при этом сектор услуг растет, особенно по мере увеличения числа туристов. Самая низкая точка - берег озера Атитлан на высоте 1562 метра (5125 футов).
Город заметно менее популярен среди туристов и эмигрантов, поскольку местный закон запрещает посторонним покупать землю на территории муниципалитета. Благодаря этому посетители города могут насладиться более «аутентичным» опытом общения с коренным населением цутуджиль.
Местная экономика
[ редактировать ]Сан-Хуан-ла-Лагуна похож на другие города вдоль озера тем, что его население традиционно существовало за счет доходов от рыболовства и сельского хозяйства. До того, как около десяти лет назад в город пришел туризм, женщинам приходилось подниматься на окружающие горы, чтобы продавать свои ткани другим общинам. [ 1 ] Сейчас в Сан-Хуане находится Trama Textiles, женский ткацкий кооператив, состоящий из чуть более дюжины женщин, которые шьют ткани, используя традиционное искусство майя ткачества на ткацких станках. [ 2 ] По состоянию на 2020 год у них есть партнеры по всему миру, которые продают свою продукцию оптом, создавая широкую сеть для своей продукции и прибыли. [ 3 ]
В последние годы рыбная промышленность пострадала: популяция рыбы в озере неуклонно сокращается. Частично это связано с появлением в 1958 году неместного черного окуня в попытке привлечь больше рекреационного рыболовного туризма. С тех пор это вызвало нарушение естественной экосистемы озера, вызвав исчезновение местных видов птиц и рыб. [ 4 ] Большинство рыбаков по-прежнему могут зарабатывать на жизнь, вывозя туристов на своих традиционных лодках, но беспокоятся о будущем. [ 1 ] Основные сельскохозяйственные культуры в этом районе включают авокадо, кофе, какао и кукурузу, хотя в городе особенно не хватает земли из-за ее экспроприации правительством в ответ на глобальный бум торговли кофе в середине 20 века. [ 4 ]
Этническая история
[ редактировать ]Сан-Хуан-ла-Лагуна населен этнической группой цутухиль , одной из 21 майя этнической группы . Цутуджил говорят на одноименном языке, Цутуджил, и делят побережье озера Атитлан с другой этнической группой майя, какчикель . Согласно « Пополь Вух» , « Титуло де Сакапулас » и другим хроникам шестнадцатого века, правители народа Цикинджай, или «Птичьего дома», или Амак, основавшие государство Цутухиль, не приезжали в этот регион до тех пор, пока Поздний постклассический период . По крайней мере, две хроники Какчикеля из этого источника, «Анналы Какчикелей» и одна из «Титулос Шпанцай» , и по крайней мере одна хроника Кичее, Цутуджилы под предводительством Цикинджай контролировали все озеро до середины пятнадцатого века. , когда они потерпели поражение от Какчикелей, в то время как Какчикели еще были солдатами-субальтернами, подчинявшимися государству Кичеи . Согласно документам Какчикеля, Какчикели смогли завоевать часть территории Цутуджилов и разделили озеро и города пополам с Цутуджилами. В документе киче, с другой стороны, утверждается, что кичеи заняли половину озера.
В доколумбовые времена столицей народа цутухиль был город недалеко от Сантьяго-Атитлана, известный одновременно как Чия («У воды») и по имени правящего чинамита «Цикинджаай», который был завоеван в 1523 году Испанский конкистадор Педро де Альварадо с помощью близлежащего Какчикеля. Руины старой столицы, расположенные на вершине холма на берегу озера у подножия вулкана Сан-Педро , к западу от Сантьяго-Атитлана, напротив узкого залива, на протяжении веков были известны как Чуитинамит , «город-крепость наверху». "
Местные диалекты
[ редактировать ]Иностранные лингвисты, по крайней мере, начиная с Джона П. Дэйли, были склонны изучать и продвигать «лингвистически консервативный» диалект цутухиль Сан-Хуан-ла-Лагуна, особенно по сравнению с «фонологическими инновациями» диалекта Атитеко. [ 5 ] который имеет тенденцию к дифтонгизации гласных, в то время как все остальные муниципальные диалекты сохраняют более оригинальную систему Кичеан, состоящую из 5 долгих и 5 кратких гласных. Примечательно, что в первоначальную команду Proyecto Linguístico Francisco Marroquin , которая работала над документированием Цутухила в 1970-х годах, входили как минимум два носителя языка из Сан-Хуана, а также как минимум двое из Сантьяго Атитлана . И хотя главные офисы языкового сообщества цутухиль Академии языков майя де Гватемала расположены в Сан-Педро-ла-Лагуна, ALMG-Цутудхиль раньше продвигал внутренний слоговый предсогласный велярный фрикативный звук /-j/. (соответствует [X] в алфавите Международного фонетического алфавита ), наиболее распространен в Сан-Хуан-ла-Лагуна и прилегающих поселках Санта-Мария-Виситасьон , Сан-Пабло-ла-Лагуна и, в меньшей степени, Сан-Педро-ла-Лагуна , как критически отличительная черта цутухила, которая позже была утрачена в Сантьяго и среди молодежи Сан-Педро.
Несмотря на эти факты, жители Сантьяго-Атитлана , составляющие около половины всего населения цутухилов, иногда заявляют, что они единственные, кто говорит на чистой форме языка, который они называют «кц'ой'бал». или «наш язык». Они утверждают, что горожане Сан-Педро-ла-Лагуна говорят на диалекте цутухиль, называемом «педрано», а жители Сан-Хуан-ла-Лагуна говорят на «хуанеро». [8]
Хотя цутухиль является основным языком коренных народов Сан-Хуан-Лагуна, и на этом языке по-прежнему говорят в качестве первого языка большинство жителей прибрежной кабесеры поселка или главного города, заметная часть населения трех районов поселка основные деревни, Палестина, Панивар и Пасайким ( Па Сак Кийм ), теперь говорят на языке киче . Эти три деревни, расположенные в горах к западу и юго-западу от кабесеры Сан-Хуана, начали заселяться колонистами киче в колониальный период, в то время как Сан-Хуан-ла-Лагуна все еще был известен как «Сан-Хуан-Атитлан». «Тестато Айпополджай» , единственное колониальное название, написанное на языке цутухиль, которое, как известно, сохранилось до двадцатого века, было написано Хуанеро по имени Херонимо Мендоса в 1569 году и позже было подарено его потомками испанскому колониальному правительству как часть Сан-Франциско. Право собственности Хуана на землю в 1640 году, во время спора по поводу вторжения на землю народа киче из Санта-Клары, Ла-Лагуна и Санта. Катарина Икстауакан. [ 6 ] [ 7 ] Учитывая, что документ не удалось обнаружить Генеральному архиву Центральной Америки с конца 1990-х годов, предполагается, что он был украден после последней известной прямой консультации с ним ученого в начале 1990-х годов. [ 8 ] Хотя гватемальский ученый Марио Креспо М. опубликовал анализ содержания документа, основанный на его построчном предварительном переводе где-то до 1968 года, похоже, что он или кто-либо другой не расшифровал настоящий текст Цутухиль. Сообщается, что Роберт Кармак сделал фотокопию документа в 1960-х годах, но эта копия исчезла.
Постгражданская война
[ редактировать ]Гражданская война в Гватемале велась между правительственными силами и левыми повстанцами, Революционной организацией народа с оружием (ORPA) (исп. Organización Revolucionario del Pueblo en Armas). Продолжавшаяся 36 лет, с 1960 по 1996 год, война опустошила мужское население Гватемалы, оставив женщинам мало возможностей прокормить себя, своих детей и пожилых людей. Именно тогда возникли женские ткацкие кооперативы Гватемалы. В Сан-Хуане есть один такой кооператив, Trama Textiles, в котором одновременно работают чуть более дюжины женщин.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гальперин, Эрик. «Гватемала: влияние туризма в Сан-Хуан-ла-Лагуна» . Пулитцеровский центр . Пулитцеровский центр . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ «Плетение спинки» . Фонд Традиций Майя . Фонд Традиций Майя . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ «Трамовый текстиль» . Трамовой текстиль . Shopify . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Озеро Атилан» . Живое время майя . Смитсоновский институт . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Дэйли, Джон П. Цутуджил Грамматика . Публикации Калифорнийского университета по лингвистике, том 107. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 1985, с. 3. ISBN 0-520-09962-1
- ^ Кармак, Роберт М. Кичеанская цивилизация: этноисторические, этнографические и археологические источники . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1973, стр. 66–67.
- ^ Генеральный архив Центральной Америки. AGC A1.18: Дело 5942, Дело 51997, л. 10В. Приложение XIV.
- ^ Кардона Каравантес, Карла Дж. Археология, этноистория и земельные конфликты в южном регионе озера Атитлан, Солола . Гватемала: Университет долины Гватемалы (UVG), Asociación Patronato Vivamos Mejor, Национальный совет охраняемых территорий (CONAP) и Организация охраны природы (TNC), декабрь 2002 г.