Jump to content

Цутуджиль люди

(Перенаправлено с народа Ц'утуджил )
Целовать
Мужчины Цутухил в Сантьяго-Атитлане
Общая численность населения
106,012 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Цутуджиль ; испанский
Религия
Католик , евангелист , религия майя
Родственные этнические группы
Ачи , Какчикель , Киче

Цутухиль , одна из ( Tzutujil, Tzutuhil, Sutujil ) — коренной народ 22 этнических групп майя , населяющих Гватемалу . Вместе с ксинка , гарифунас ( черными карибами ) и ладино они составляют 25 этнических групп страны. Около 100 000 цутуджилов проживают в районе озера Атитлан . Их доколумбовой столицей, недалеко от Сантьяго-Атитлана , был Чуитинамит . [ 2 ] В доколумбовые времена народ цутуджиль был частью древней цивилизации майя .

Прибытие испанцев в шестнадцатом веке привело к внедрению религиозной системы кофрадия . [ 3 ] В девятнадцатом веке страна перешла к капиталистической экономике. [ 3 ]

Цутуджиль известны своей неизменной приверженностью традиционным культурным и религиозным практикам Атитеко. [ 4 ] Ткачество и традиционные песни являются исторически религиозно значимыми практиками. [ 4 ] [ 5 ] Некоторые также исповедуют евангелический протестантизм или католицизм . [ 3 ] Они говорят на языке цутуджиль , члене языковой семьи майя .

История и демография

[ редактировать ]

Доколониальная история

[ редактировать ]

Цутуджиль относятся к постклассическому периоду (около 900–1500 гг.) цивилизации майя . Они населяют южный водораздел озера Атитлан, на территории, которая сейчас определяется как регион Солола в горах Гватемалы.

Предки цутуджилов из Тулана, древней столицы тольтеков , переселились в регион возле озера Атитлан. [ 2 ] Там они основали столицу Чиаа, что означает «близко к воде», на холме Чуитинамит. [ 2 ] Руководство Чиаа состояло из верховного лорда Ахцикинахая. [ 2 ] (Хозяин дома), [ 6 ] и меньший верховный лорд, Ц'утуджил, назвавший группу в свое имя. [ 2 ] К югу от Сантьяго Атитлан Ахцикинахай и его лорды управляли плантациями какао. [ 2 ] В пятнадцатом веке Кикаб, правитель киче-майя , предотвратил миграцию на запад посредством военного насилия против народа цутуджиль. [ 2 ]

В 1523 году испанский конкистадор Педро де Альварадо с помощью какчикель- майя разбил их в битве недалеко от города Панахачель . В то время они потеряли часть своих земель и контроль над озером.

Колониальная история

[ редактировать ]

христианизация

[ редактировать ]

В шестнадцатом веке монахи-францисканцы Франсиско де ла Парра и Педро де Бетансос перенесли столицу в Сантьяго Атитлан и построили монастырь, полагая, что перенос столицы с холма Чуитинамит облегчит обращение цутухиль в христианство. [ 2 ]

В 1533 году испанцы создали организации кофрадия в Гватемале как средство христианизации. [ 3 ] Эти организации посвящены конкретным католическим святым, а также служат для испанцев способом сбора доходов от народа майя. [ 3 ] Сообщество цутухиль никогда не имело более десяти кофрадий одновременно, но более крупные общины коренных народов иногда имеют до двадцати кофрадиа. [ 3 ] Хотя кофрадиа были задуманы как католические места, люди цутухиль участвовали в ритуальной деятельности, которая больше соответствовала местным обычаям, чем католическим практикам, таким как идолопоклонство . [ 3 ] В экономическом плане лидеры майя использовали сбор доходов от кофрадиас как средство переговоров со священниками для получения благосклонности. [ 3 ] Сообщества майя протестовали против священников, которые не подчинялись предложениям лидеров, например, намеренно не платя священникам и нападая на публичный имидж священников. [ 3 ]

Демография

[ редактировать ]

По оценкам, население Цутуджила сократилось с 72 000 в 1520 году до 48 000 в 1525 году, от 5 600 в 1550 году до 5 300 в 1575 году. [ 7 ] Географ доктор У. Джордж Ловелл подозревает, что сокращение численности населения связано со вспышкой оспы , кори , гриппа , легочной чумы или экзантематического тифа , возникшего в результате вспышки среди качикель-майя. [ 7 ] Антрополог доктор Сандра Л. Орельяна предполагает, что дополнительными причинами смерти цутухиль в колониальную эпоху являются добыча золота и сражения с испанцами. [ 2 ]

Распределение земли в 20 веке

[ редактировать ]

В 19 веке Гватемала перешла к капиталистической экономике, а в 20 веке лидеры Гватемалы экспроприировали сельскохозяйственные земли, принадлежавшие коренным народам, некоренному населению. [ 3 ] В результате этого процесса были созданы поместья, называемые усадьбами , которые не принадлежали коренным народам. [ 3 ] В начале века в 95 финках работали работники Цутуджил, работавшие в долговом рабстве. [ 3 ] К 1928 году 80% цутуджилов работали в долговом рабстве. [ 3 ] Антрополог Роберт С. Карлсен сообщает, что в 1990 году менее четверти народа цутуджиль не имели достаточно земли, чтобы обеспечить себя и свои семьи достаточным количеством еды. [ 3 ]

Резня 1990 года в Сантьяго-Атитлане

[ редактировать ]

В рамках геноцида в Гватемале в 1980-х годах возле озера Атитлан произошло насилие со стороны партизан. [ 8 ] В июне 1980 года партизанская группа « Организация людей с оружием » вербовала граждан региона. [ 8 ] К декабрю того же года было зарегистрировано десять исчезновений в результате действий партизан. [ 8 ] На протяжении десятилетия партизанское насилие против народа цутуджиль продолжалось, поскольку партизанская армия убила сотни людей. [ 8 ] После в 1985 году избрания Винисио Сересо Аревало и террора 1987 года партизанское насилие в регионе снизилось. [ 8 ]

1 декабря 1990 года пятеро местных солдат были в состоянии алкогольного опьянения, а затем ранили 19-летнего парня из Сантьяго-Атитлана при попытке вторгнуться в кантину и частный дом. [ 8 ] На следующий день тысячи жителей Сантьяго-Атитлана протестовали против поведения солдат, держа в руках белые флаги. [ 8 ] Солдаты обстреляли толпу горожан, в результате чего 14 человек были убиты и 21 ранен. [ 8 ] В результате резни армия была вынуждена покинуть гарнизон, что привело к выводу военной базы из Сантьяго-Атитлана. [ 8 ]

Современная демография

[ редактировать ]

Сегодня они проживают в основном в городах Сан-Хуан-ла-Лагуна , Сан-Пабло-ла-Лагуна , Сан-Маркос-ла-Лагуна , Сан-Педро-ла-Лагуна , Сантьяго-Атитлан , Панабадж , Цанчай (считается, что из-за схожего звучания он послужил источником вдохновения для создания название «Сантьяго»), меньшее количество — в Сан-Лукас-Толимане .

В 2005 году несколько сотен Цутуджилов погибли в результате оползней, вызванных ураганом Стэн . Спасатели обнаружили 160 тел в Панабадже и Цанчае, а в обоих городах в общей сложности пропали без вести 250 человек.

Религия и культура Атитеко

[ редактировать ]

Святой мир

[ редактировать ]

Санто Мундо — это Святой Мир и космос в традиционной религии народа цутуджиль. [ 4 ] Считается, что это тело, несущее воду и выращивающее деревья, цветы и пищу. [ 4 ] Считается, что горы являются носом этого тела. [ 4 ] Санто Мундо меняется в зависимости от действий людей. [ 4 ] Санто-Мундо также рассматривается как чрево, в котором находится Бог кукурузы. [ 4 ] Санто-Мундо имеет пять направлений: центр и четыре угла. [ 4 ] Центр, или центральная площадь, считается «Сердцем», который считается пересечением четырех дорог и содержит церковь шестнадцатого века. [ 4 ] Углы — это точки, где солнце, известное как «Отец наш Солнце», восходит и заходит во время солнцестояний. [ 4 ] Полушарие, через которое проходит солнце, известно как мир живых, а полушарие ниже пути солнца — подземный мир. [ 4 ]

В общинах цутуджиль считается, что духи управляют миром природы, другими духами и судьбами людей. [ 4 ]

Традиционные обычаи происходят от Навалей, духов, известных как «Древние». [ 4 ] Считается, что «Древние» — это древние цутуджильцы, получившие божественный статус. [ 4 ] Их духом-хранителем был Старый Мам, божество-обманщик, которое научило их обычаям, которые теперь принадлежат Ц'утуджил. [ 4 ] Считается, что когда цутуджили молятся, приносят жертвы и приносят подношения навалям, навали взамен даруют им здоровье, удачу и хорошую погоду, чтобы помочь в сельском хозяйстве. [ 4 ] С момента прибытия испанцев Навалям поклонялись в кофрадиях. [ 4 ]

Духов Джавала можно разделить на стражей, или чалбеев, которые контролируют различные места на Земле, и Духовных Лордов, известных как Мартины, которые считаются реинкарнациями Сан-Мартина, Духовного Лорда Земли. [ 4 ] Считается, что Мартины управляют природой. [ 4 ] В кофрадиях статуи католических святых, или «Сантос», рассматриваются как проявления этих Повелителей Духов. [ 4 ] Высший дух известен как Дио; это имя происходит от испанского слова «Бог» Диос, но не представляет одно и то же божество. [ 4 ]

Жизненный цикл

[ редактировать ]

Ц'утуджиль придерживаются циклической, а не линейной концепции времени. [ 4 ] Они следуют концепции, известной как Jaloj-K'exoj, которая состоит из двух типов изменений: jal и kex. [ 9 ] Джал — это изменение, которое происходит с человеком по мере его развития в жизни. [ 9 ] К'экс — это изменение, символизирующее переход между поколениями посредством реинкарнации ; [ 9 ] дети считаются реинкарнациями других членов семьи, чаще всего бабушек и дедушек. [ 4 ] Ц'утуджил визуализируют Джалодж-К'ексоя, рассматривая растение кукурузы. [ 9 ] Когда растение кукурузы умирает, оно разбрасывает семена, что соответствует рождению человека. [ 9 ] Рост растения символизирует старение человека и переживание джал. [ 9 ] Когда растение умирает, оно разбрасывает свое семя, повторяя процесс для нового растения, что символизирует переход между людьми и их предками. [ 9 ]

Женщина Цутуджиль ткет на ткацком станке с ремешком.

Традиционные песни

[ редактировать ]

Цутуджиль используют традиционные песни, известные как бикс, как средство связи с духовным миром. [ 4 ] Песни поет айбих, что означает «певец». [ 4 ] В песнях выражают благодарность духам, защищают людей от болезней и колдовства, причиняют боль врагам. [ 4 ] Существуют также песни об ухаживании, в которых сексуальные органы и желания сравниваются с тем, как дождь оплодотворяет посевы. [ 4 ]

Роль плетения

[ редактировать ]

Для цутуджиль ткачество связано с концепцией плодородия, поскольку люди майя рассматривают луну как наследственную бабушку и богиню ткачества и рождения. [ 5 ] Производство тканей рассматривается как процесс рождения. [ 5 ] Символически веревка на ткацком станке, известная как юйкут, представляет собой пуповину, а палки на ткацком станке символизируют тринадцать женских божеств, называемых Ишок Ахауауа. [ 5 ]

Фотография ткацкого станка.

Свадебные женщины используют ткацкий станок с ремешком. [ 5 ] Традиционно женщины использовали ткань x'cajcoj zut. [ 5 ] X’cajoj — коричневый хлопковый материал, из которого состоит ткань. [ 5 ] Термин зут означает, что ткань более длинная, чем ширина. [ 5 ] В наше время женщины стали использовать больше пряжи промышленного производства, что приводит к большему разнообразию цветов. [ 5 ] Независимо от используемого материала, плетения цутуджиль всегда содержат желтую полосу, проходящую через центр ткани, и шесть шелковых кисточек. [ 5 ] Желтый цвет символизирует изобилие, а желтая полоса — символ «Дороги изобилия», которая обозначает путь солнца с 6 утра до 18 вечера. [ 5 ] На каждый угол ткани прикрепляют четыре шелковые кисточки, причем по кисточке на каждой из более коротких сторон. [ 5 ] Кисточки по углам символизируют восход и заход солнца во время солнцестояния. [ 5 ] Длинные стороны ткани символизируют путь солнца между полуднем и полуночью. [ 5 ]

Экономика

[ редактировать ]

Туризм предоставил рынок для талантливых художников и ткачей, которые стремятся к признанию своего творчества и уникальных работ. Хотя туризм в настоящее время является растущим источником дохода в регионе, многие цутуджили по-прежнему практикуют традиционные методы выращивания двух основных культур в регионе: кофе и кукурузы (кукурузы). Ц'утуджил также выращивают бобы, фрукты и овощи. [ 6 ] Ферма Цутуджил использует вулканические равнины и обменивает свой урожай на товары коренных народов из других городов. [ 6 ]

Труд разделен по полу Сантьяго Атитлан. [ 6 ] Мужчины занимаются сельским хозяйством, собирают дрова и участвуют в коммерческой деятельности, тогда как женщины готовят, обеспечивают водой, ткут и делают покупки. [ 6 ] По словам Орельяны, немногие пары разводятся из-за экономической необходимости выполнять гендерные задачи. [ 6 ] Орельяна утверждает, что на одиноких взрослых в обществе смотрят свысока из-за их обязанности выполнять задачи обоих полов, чтобы прокормить себя. [ 6 ]

Сан-Хуан — одна из трех общин цутухиль, где художники адаптировали международный жанр Arte Naif для выражения культурных традиций, верований, церемоний и повседневной деятельности своей местной культуры. Эта форма искусства и некоторые из наиболее опытных практиков Цутджиля были отмечены в авторитетной ЮНЕСКО книге по этой теме, спонсируемой , «Арте Наиф: Современная гватемальская живопись майя» (1998). Ткачи Сан-Хуана — одни из немногих местных ремесленников, которые сами изготавливают красители для используемой пряжи; они производят красители в основном из местных растений.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Результаты переписи населения 2018 года» (PDF) . Национальный институт статистики Гватемалы . Проверено 9 мая 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Орельяна, Сандра Л. (1973). «Этноисторические и археологические границы майя Цутуджил» . Этноистория . 20 (2): 125–142. дои : 10.2307/481666 . ISSN   0014-1801 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Карлсен, Роберт С. (1996). «Социальная организация и дезорганизация в Сантьяго-Атитлане, Гватемала» . Этнология . 35 (2): 141–160. дои : 10.2307/3774074 . ISSN   0014-1828 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа О'Брайен-Рот, Линда; Кристенсон, Аллен Дж.; Орельяна, Сандра Л. (2015). Песни, которые заставляют танцевать дорогу: музыка ухаживания и плодородия майя цутуджиль . Издательство Техасского университета. дои : 10.7560/301098.6 . ISBN  978-1-4773-0109-8 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Пречтель, Мартин; Карлсен, Роберт С. (1988). «Ткачество и космос среди майя цутухиль в Гватемале» . RES: Антропология и эстетика (15): 122–132. ISSN   0277-1322 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Орельяна, Сандра Л. (1975). «Народная литература майя Цутуджил» . Антропос . 70 (5/6): 839–876. ISSN   0257-9774 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Ловелл, В. Джордж (1992). « «Тяжелые тени и черная ночь»: болезни и депопуляция в колониальной испанской Америке» . Анналы Ассоциации американских географов . 82 (3): 426–443. ISSN   0004-5608 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Резня в Сантьяго-Атитлане: поворотный момент в борьбе майя?» . www.culturalsurvival.org . Проверено 22 октября 2021 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Карлсен, Роберт С.; Пречтель, Мартин (1991). «Цветение мертвых: интерпретация культуры горных майя» . Мужчина . 26 (1): 23–42. дои : 10.2307/2803473 . ISSN   0025-1496 .
  10. ^ «Блаженный Стэнли Ротер» .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5376387536aa9cb8491bd0bbaf3a4b74__1724822340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/74/5376387536aa9cb8491bd0bbaf3a4b74.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tzʼutujil people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)