Цутуджиль люди
Мужчины Цутухил в Сантьяго-Атитлане | |
Общая численность населения | |
---|---|
106,012 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Цутуджиль ; испанский | |
Религия | |
Католик , евангелист , религия майя | |
Родственные этнические группы | |
Ачи , Какчикель , Киче |
Цутухиль , одна из ( Tzutujil, Tzutuhil, Sutujil ) — коренной народ 22 этнических групп майя , населяющих Гватемалу . Вместе с ксинка , гарифунас ( черными карибами ) и ладино они составляют 25 этнических групп страны. Около 100 000 цутуджилов проживают в районе озера Атитлан . Их доколумбовой столицей, недалеко от Сантьяго-Атитлана , был Чуитинамит . [ 2 ] В доколумбовые времена народ цутуджиль был частью древней цивилизации майя .
Прибытие испанцев в шестнадцатом веке привело к внедрению религиозной системы кофрадия . [ 3 ] В девятнадцатом веке страна перешла к капиталистической экономике. [ 3 ]
Цутуджиль известны своей неизменной приверженностью традиционным культурным и религиозным практикам Атитеко. [ 4 ] Ткачество и традиционные песни являются исторически религиозно значимыми практиками. [ 4 ] [ 5 ] Некоторые также исповедуют евангелический протестантизм или католицизм . [ 3 ] Они говорят на языке цутуджиль , члене языковой семьи майя .
История и демография
[ редактировать ]Доколониальная история
[ редактировать ]Цутуджиль относятся к постклассическому периоду (около 900–1500 гг.) цивилизации майя . Они населяют южный водораздел озера Атитлан, на территории, которая сейчас определяется как регион Солола в горах Гватемалы.
Предки цутуджилов из Тулана, древней столицы тольтеков , переселились в регион возле озера Атитлан. [ 2 ] Там они основали столицу Чиаа, что означает «близко к воде», на холме Чуитинамит. [ 2 ] Руководство Чиаа состояло из верховного лорда Ахцикинахая. [ 2 ] (Хозяин дома), [ 6 ] и меньший верховный лорд, Ц'утуджил, назвавший группу в свое имя. [ 2 ] К югу от Сантьяго Атитлан Ахцикинахай и его лорды управляли плантациями какао. [ 2 ] В пятнадцатом веке Кикаб, правитель киче-майя , предотвратил миграцию на запад посредством военного насилия против народа цутуджиль. [ 2 ]
В 1523 году испанский конкистадор Педро де Альварадо с помощью какчикель- майя разбил их в битве недалеко от города Панахачель . В то время они потеряли часть своих земель и контроль над озером.
Колониальная история
[ редактировать ]христианизация
[ редактировать ]В шестнадцатом веке монахи-францисканцы Франсиско де ла Парра и Педро де Бетансос перенесли столицу в Сантьяго Атитлан и построили монастырь, полагая, что перенос столицы с холма Чуитинамит облегчит обращение цутухиль в христианство. [ 2 ]
В 1533 году испанцы создали организации кофрадия в Гватемале как средство христианизации. [ 3 ] Эти организации посвящены конкретным католическим святым, а также служат для испанцев способом сбора доходов от народа майя. [ 3 ] Сообщество цутухиль никогда не имело более десяти кофрадий одновременно, но более крупные общины коренных народов иногда имеют до двадцати кофрадиа. [ 3 ] Хотя кофрадиа были задуманы как католические места, люди цутухиль участвовали в ритуальной деятельности, которая больше соответствовала местным обычаям, чем католическим практикам, таким как идолопоклонство . [ 3 ] В экономическом плане лидеры майя использовали сбор доходов от кофрадиас как средство переговоров со священниками для получения благосклонности. [ 3 ] Сообщества майя протестовали против священников, которые не подчинялись предложениям лидеров, например, намеренно не платя священникам и нападая на публичный имидж священников. [ 3 ]
Демография
[ редактировать ]По оценкам, население Цутуджила сократилось с 72 000 в 1520 году до 48 000 в 1525 году, от 5 600 в 1550 году до 5 300 в 1575 году. [ 7 ] Географ доктор У. Джордж Ловелл подозревает, что сокращение численности населения связано со вспышкой оспы , кори , гриппа , легочной чумы или экзантематического тифа , возникшего в результате вспышки среди качикель-майя. [ 7 ] Антрополог доктор Сандра Л. Орельяна предполагает, что дополнительными причинами смерти цутухиль в колониальную эпоху являются добыча золота и сражения с испанцами. [ 2 ]
Распределение земли в 20 веке
[ редактировать ]В 19 веке Гватемала перешла к капиталистической экономике, а в 20 веке лидеры Гватемалы экспроприировали сельскохозяйственные земли, принадлежавшие коренным народам, некоренному населению. [ 3 ] В результате этого процесса были созданы поместья, называемые усадьбами , которые не принадлежали коренным народам. [ 3 ] В начале века в 95 финках работали работники Цутуджил, работавшие в долговом рабстве. [ 3 ] К 1928 году 80% цутуджилов работали в долговом рабстве. [ 3 ] Антрополог Роберт С. Карлсен сообщает, что в 1990 году менее четверти народа цутуджиль не имели достаточно земли, чтобы обеспечить себя и свои семьи достаточным количеством еды. [ 3 ]
Резня 1990 года в Сантьяго-Атитлане
[ редактировать ]В рамках геноцида в Гватемале в 1980-х годах возле озера Атитлан произошло насилие со стороны партизан. [ 8 ] В июне 1980 года партизанская группа « Организация людей с оружием » вербовала граждан региона. [ 8 ] К декабрю того же года было зарегистрировано десять исчезновений в результате действий партизан. [ 8 ] На протяжении десятилетия партизанское насилие против народа цутуджиль продолжалось, поскольку партизанская армия убила сотни людей. [ 8 ] После в 1985 году избрания Винисио Сересо Аревало и террора 1987 года партизанское насилие в регионе снизилось. [ 8 ]
1 декабря 1990 года пятеро местных солдат были в состоянии алкогольного опьянения, а затем ранили 19-летнего парня из Сантьяго-Атитлана при попытке вторгнуться в кантину и частный дом. [ 8 ] На следующий день тысячи жителей Сантьяго-Атитлана протестовали против поведения солдат, держа в руках белые флаги. [ 8 ] Солдаты обстреляли толпу горожан, в результате чего 14 человек были убиты и 21 ранен. [ 8 ] В результате резни армия была вынуждена покинуть гарнизон, что привело к выводу военной базы из Сантьяго-Атитлана. [ 8 ]
Современная демография
[ редактировать ]Сегодня они проживают в основном в городах Сан-Хуан-ла-Лагуна , Сан-Пабло-ла-Лагуна , Сан-Маркос-ла-Лагуна , Сан-Педро-ла-Лагуна , Сантьяго-Атитлан , Панабадж , Цанчай (считается, что из-за схожего звучания он послужил источником вдохновения для создания название «Сантьяго»), меньшее количество — в Сан-Лукас-Толимане .
В 2005 году несколько сотен Цутуджилов погибли в результате оползней, вызванных ураганом Стэн . Спасатели обнаружили 160 тел в Панабадже и Цанчае, а в обоих городах в общей сложности пропали без вести 250 человек.
Религия и культура Атитеко
[ редактировать ]Святой мир
[ редактировать ]Санто Мундо — это Святой Мир и космос в традиционной религии народа цутуджиль. [ 4 ] Считается, что это тело, несущее воду и выращивающее деревья, цветы и пищу. [ 4 ] Считается, что горы являются носом этого тела. [ 4 ] Санто Мундо меняется в зависимости от действий людей. [ 4 ] Санто-Мундо также рассматривается как чрево, в котором находится Бог кукурузы. [ 4 ] Санто-Мундо имеет пять направлений: центр и четыре угла. [ 4 ] Центр, или центральная площадь, считается «Сердцем», который считается пересечением четырех дорог и содержит церковь шестнадцатого века. [ 4 ] Углы — это точки, где солнце, известное как «Отец наш Солнце», восходит и заходит во время солнцестояний. [ 4 ] Полушарие, через которое проходит солнце, известно как мир живых, а полушарие ниже пути солнца — подземный мир. [ 4 ]
духи
[ редактировать ]В общинах цутуджиль считается, что духи управляют миром природы, другими духами и судьбами людей. [ 4 ]
Традиционные обычаи происходят от Навалей, духов, известных как «Древние». [ 4 ] Считается, что «Древние» — это древние цутуджильцы, получившие божественный статус. [ 4 ] Их духом-хранителем был Старый Мам, божество-обманщик, которое научило их обычаям, которые теперь принадлежат Ц'утуджил. [ 4 ] Считается, что когда цутуджили молятся, приносят жертвы и приносят подношения навалям, навали взамен даруют им здоровье, удачу и хорошую погоду, чтобы помочь в сельском хозяйстве. [ 4 ] С момента прибытия испанцев Навалям поклонялись в кофрадиях. [ 4 ]
Духов Джавала можно разделить на стражей, или чалбеев, которые контролируют различные места на Земле, и Духовных Лордов, известных как Мартины, которые считаются реинкарнациями Сан-Мартина, Духовного Лорда Земли. [ 4 ] Считается, что Мартины управляют природой. [ 4 ] В кофрадиях статуи католических святых, или «Сантос», рассматриваются как проявления этих Повелителей Духов. [ 4 ] Высший дух известен как Дио; это имя происходит от испанского слова «Бог» Диос, но не представляет одно и то же божество. [ 4 ]
Жизненный цикл
[ редактировать ]Ц'утуджиль придерживаются циклической, а не линейной концепции времени. [ 4 ] Они следуют концепции, известной как Jaloj-K'exoj, которая состоит из двух типов изменений: jal и kex. [ 9 ] Джал — это изменение, которое происходит с человеком по мере его развития в жизни. [ 9 ] К'экс — это изменение, символизирующее переход между поколениями посредством реинкарнации ; [ 9 ] дети считаются реинкарнациями других членов семьи, чаще всего бабушек и дедушек. [ 4 ] Ц'утуджил визуализируют Джалодж-К'ексоя, рассматривая растение кукурузы. [ 9 ] Когда растение кукурузы умирает, оно разбрасывает семена, что соответствует рождению человека. [ 9 ] Рост растения символизирует старение человека и переживание джал. [ 9 ] Когда растение умирает, оно разбрасывает свое семя, повторяя процесс для нового растения, что символизирует переход между людьми и их предками. [ 9 ]

Традиционные песни
[ редактировать ]Цутуджиль используют традиционные песни, известные как бикс, как средство связи с духовным миром. [ 4 ] Песни поет айбих, что означает «певец». [ 4 ] В песнях выражают благодарность духам, защищают людей от болезней и колдовства, причиняют боль врагам. [ 4 ] Существуют также песни об ухаживании, в которых сексуальные органы и желания сравниваются с тем, как дождь оплодотворяет посевы. [ 4 ]
Роль плетения
[ редактировать ]Для цутуджиль ткачество связано с концепцией плодородия, поскольку люди майя рассматривают луну как наследственную бабушку и богиню ткачества и рождения. [ 5 ] Производство тканей рассматривается как процесс рождения. [ 5 ] Символически веревка на ткацком станке, известная как юйкут, представляет собой пуповину, а палки на ткацком станке символизируют тринадцать женских божеств, называемых Ишок Ахауауа. [ 5 ]
Свадебные женщины используют ткацкий станок с ремешком. [ 5 ] Традиционно женщины использовали ткань x'cajcoj zut. [ 5 ] X’cajoj — коричневый хлопковый материал, из которого состоит ткань. [ 5 ] Термин зут означает, что ткань более длинная, чем ширина. [ 5 ] В наше время женщины стали использовать больше пряжи промышленного производства, что приводит к большему разнообразию цветов. [ 5 ] Независимо от используемого материала, плетения цутуджиль всегда содержат желтую полосу, проходящую через центр ткани, и шесть шелковых кисточек. [ 5 ] Желтый цвет символизирует изобилие, а желтая полоса — символ «Дороги изобилия», которая обозначает путь солнца с 6 утра до 18 вечера. [ 5 ] На каждый угол ткани прикрепляют четыре шелковые кисточки, причем по кисточке на каждой из более коротких сторон. [ 5 ] Кисточки по углам символизируют восход и заход солнца во время солнцестояния. [ 5 ] Длинные стороны ткани символизируют путь солнца между полуднем и полуночью. [ 5 ]
Экономика
[ редактировать ]Туризм предоставил рынок для талантливых художников и ткачей, которые стремятся к признанию своего творчества и уникальных работ. Хотя туризм в настоящее время является растущим источником дохода в регионе, многие цутуджили по-прежнему практикуют традиционные методы выращивания двух основных культур в регионе: кофе и кукурузы (кукурузы). Ц'утуджил также выращивают бобы, фрукты и овощи. [ 6 ] Ферма Цутуджил использует вулканические равнины и обменивает свой урожай на товары коренных народов из других городов. [ 6 ]
Труд разделен по полу Сантьяго Атитлан. [ 6 ] Мужчины занимаются сельским хозяйством, собирают дрова и участвуют в коммерческой деятельности, тогда как женщины готовят, обеспечивают водой, ткут и делают покупки. [ 6 ] По словам Орельяны, немногие пары разводятся из-за экономической необходимости выполнять гендерные задачи. [ 6 ] Орельяна утверждает, что на одиноких взрослых в обществе смотрят свысока из-за их обязанности выполнять задачи обоих полов, чтобы прокормить себя. [ 6 ]
Сан-Хуан — одна из трех общин цутухиль, где художники адаптировали международный жанр Arte Naif для выражения культурных традиций, верований, церемоний и повседневной деятельности своей местной культуры. Эта форма искусства и некоторые из наиболее опытных практиков Цутджиля были отмечены в авторитетной ЮНЕСКО книге по этой теме, спонсируемой , «Арте Наиф: Современная гватемальская живопись майя» (1998). Ткачи Сан-Хуана — одни из немногих местных ремесленников, которые сами изготавливают красители для используемой пряжи; они производят красители в основном из местных растений.
См. также
[ редактировать ]- Икшель
- Календарь майя
- Мифология майя
- Отец Стэнли Ротер , священник из архиепархии Оклахома-Сити , умерший в 1981 году, принял мученическую смерть в районе миссии. Он перевел Библию на язык цутуджиль и использовал свои семейные знания о сельском хозяйстве, чтобы помочь людям, которые стали уважать его. (Папа Франциск беатифицировал его в сентябре 2017 года.) [ 10 ]
- Мартин Пречтель , автор движения «Новый век», который пишет о своем опыте общения с народом цутухиль.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Результаты переписи населения 2018 года» (PDF) . Национальный институт статистики Гватемалы . Проверено 9 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Орельяна, Сандра Л. (1973). «Этноисторические и археологические границы майя Цутуджил» . Этноистория . 20 (2): 125–142. дои : 10.2307/481666 . ISSN 0014-1801 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Карлсен, Роберт С. (1996). «Социальная организация и дезорганизация в Сантьяго-Атитлане, Гватемала» . Этнология . 35 (2): 141–160. дои : 10.2307/3774074 . ISSN 0014-1828 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа О'Брайен-Рот, Линда; Кристенсон, Аллен Дж.; Орельяна, Сандра Л. (2015). Песни, которые заставляют танцевать дорогу: музыка ухаживания и плодородия майя цутуджиль . Издательство Техасского университета. дои : 10.7560/301098.6 . ISBN 978-1-4773-0109-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Пречтель, Мартин; Карлсен, Роберт С. (1988). «Ткачество и космос среди майя цутухиль в Гватемале» . RES: Антропология и эстетика (15): 122–132. ISSN 0277-1322 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Орельяна, Сандра Л. (1975). «Народная литература майя Цутуджил» . Антропос . 70 (5/6): 839–876. ISSN 0257-9774 .
- ^ Перейти обратно: а б Ловелл, В. Джордж (1992). « «Тяжелые тени и черная ночь»: болезни и депопуляция в колониальной испанской Америке» . Анналы Ассоциации американских географов . 82 (3): 426–443. ISSN 0004-5608 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Резня в Сантьяго-Атитлане: поворотный момент в борьбе майя?» . www.culturalsurvival.org . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Карлсен, Роберт С.; Пречтель, Мартин (1991). «Цветение мертвых: интерпретация культуры горных майя» . Мужчина . 26 (1): 23–42. дои : 10.2307/2803473 . ISSN 0025-1496 .
- ^ «Блаженный Стэнли Ротер» .