Царство Киче в Кумаркадже
Кумаркай (Утатлан) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ок.1225–1524 гг. | |||||||
![]() | |||||||
Капитал | Читинамит (1225–1400), Кумаркадж (1400–1524) | ||||||
Общие языки | Классический Киче | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Айпоп | |||||||
• ~12:25–12:50 (первый) | Балам Китце | ||||||
• ~15:00–15:24 (последний) | Оксиб Кех | ||||||
История | |||||||
• Учредил | ок. 1225 г. | ||||||
1524 | |||||||
|
Королевство Киче в Кумаркадже было государством в горной местности современной Гватемалы , которое было основано майя Киче (Киче) в тринадцатом веке и которое расширялось в течение пятнадцатого века, пока не было завоевано испанскими войсками и войсками науа во главе с Педро. де Альварадо в 1524 году.
Королевство Киче достигло своего расцвета при короле Кикабе, который правил из укрепленного города Кумаркадж (также называемого по на языке науатль имени Утатлан ) недалеко от современного города Санта-Крус-дель-Киче . Во время его правления киче управляли обширными территориями горной Гватемалы, простирающейся до Мексики , и они подчинили себе другие народы майя, такие как цутухиль , какчикель и мам , а также народ науан пипил .
Исторические источники
[ редактировать ]История Королевства Киче описана в ряде документов, написанных в постколониальные времена как на испанском, так и на языках коренных народов, таких как классический киче и какчикель . Важные источники включают Пополь Вух , который, помимо известной мифологии, также содержит историю и генеалогию линии Кавеков, такую как Титуло де Тотоникапан . Информацию из них можно сопоставить с « Анналами Какчикелей», в которых рассказывается история вассалов Какчикелей, а затем и врагов Киче. Ряд других титулов , таких как титулы Сакапуласа, титулы Койой , Ниджаиб и Тамуб, каждый повествует об истории Киче с точки зрения определенной линии Киче. Другие источники включают написанные конкистадорами и священнослужителями, а также административные документы колониальной администрации.
История
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]Народ майя-киче жил в высокогорье Гватемалы с 600 г. до н.э., но документированная история королевства киче началась, когда иностранцы с побережья Мексиканского залива вошли в высокогорье через реку Пасион около 1200 г. н.э. Эти захватчики известны в документальных источниках как «праотцы киче», поскольку они основали три правящие линии королевства Киче. Вторгшиеся народы состояли из семи племен: трех линий Киче (Нима Киче, Тамуб и Илокаб), предков народов Какчикель , Рабиналь , Цутуджиль и седьмого племени, называемого Тепев Яки. Об этнической принадлежности оккупантов известно немного: этноисторические источники [ который? ] заявляют, что они не могли общаться с коренными народами киче, когда прибыли, и что они были яки эс, то есть говорили на науатле . Джес Томпсон идентифицировал их как мексиканизированных Путуна торговцев . Но Кармак (1968) придерживается мнения, что они, вероятно, были двуязычными носителями языка науатль и чонталь майя , которые находились под влиянием культуры тольтеков и прибыли как завоеватели, а не торговцы. Хорошо документировано, что влияние науа в языке киче уже имеет место в этот период, и имена «предков» лучше понять как происходящие от Чонтала и Науатля, чем от киче. [ 1 ] Праотцы кичеш принесли с собой своих племенных богов: богом-покровителем племени кичеш был бог неба Тохил .
Фонд (ок. 1225–1400)
[ редактировать ]Айпоп из Кумаркаджа | |
(периоды правления оцениваются по поколениям) | |
Балам Китце | ~1225–1250 |
Коккоджа | ~1250–1275 |
И Цикин | ~1275–1300 |
Приглашать | ~1300–1325 |
Кокайб | ~1325–1350 |
Коначе | ~1350–1375 |
Котуя | ~1375–1400 |
Куккумац | ~1400–1435 |
Кикаб | ~1435–1475 |
Вахшак и-Каам | ~1475–1500 |
Оксиб Кех | ~1500–1524 |
«Предки» покорили коренные горные народы и основали столицу Якавиц в долине Чуджуюп. В этот период племена Какчикель, Рабиналь и Цютуджил были союзниками Киче и подчинялись правлению Киче. В те дни языки четырех народов были во многом схожи, но по мере того, как контакты между группами ослабевали и, наконец, переросли в вражду, языки разошлись, превратившись в отдельные современные языки. [ 2 ]
Сам народ киче также состоял из трех отдельных линий: киче, тамуб и илокаб. Каждая линия выполняла разные функции: Нима Киче были правящим классом, Тамубы, вероятно, были торговцами, а воины Илокаб. Каждая линия была разделена на подлинии, каждая из которых также имела свои конкретные функции: сублиниями Киче были Аджав Киче, Кавек, Ниджаб и Сакик. Сублиниями Тамуба были Экоамак и Какой. Подлиниями Илокабов были Сика и Вания.
После завоевания и заселения Якавица под властью Балама Китце киче, которым теперь управляет Цикин, расширились на территорию Рабиналя и подчинили Покомам с помощью Какчикеля. Затем они отправились на юго-запад, чтобы основать Писмачи, где был построен большой ритуальный центр. В Писмачи правили и Кокаиб, и Коначе, но вскоре вспыхнули внутренние конфликты между родами, и, наконец, илокабы покинули Писмачи и поселились в соседнем городе под названием Муквиц Чилокаб. Во время правления ахпопа ( «человек циновки» - титул правителя Киче) Котуджи илокабы восстали против руководства линии Нима Киче, но потерпели сокрушительное поражение. Котуджа расширил влияние киче и ужесточил политический контроль над народами какчикель и цутуджиль, женив членов своей семьи на представителях их правящей линии.
Куккумац и Кикаб (ок. 1400–1475)
[ редактировать ]При сыне Котуджаса Куккумаце линия Нима Киче также покинула Писмачи и поселилась неподалеку в Кумаркадже , «месте гнилой трости». Куккумац стал известен как величайший « нагваль » повелитель киче и, как утверждается, был способен магическим образом превращаться в змей, орлов, ягуаров и даже в кровь. Он мог летать в небо или посещать подземный мир Шибальбу . Кукумац значительно расширил королевство Киче, сначала за счет Писмачи, а затем за счет Кумаркаджа. [ 3 ] В это время киче были тесно связаны с какчикелями . [ 4 ] Кукумац отправил свою дочь замуж за владыку Коджа, народа майя, проживавшего в горах Кучуматан , где-то между Сакапуласом и Уэуэтенанго . [ 5 ] Вместо того, чтобы жениться на ней и подчиниться союзу Киче-Какчикель, Текум Сикком, король Коджа, убил предложенную невесту. [ 6 ] Этот акт положил начало войне между Киче-Какчикель Кумаркаджа и Коджа. [ 6 ] Кукумац погиб в результате битвы с Коджа. [ 6 ]
После смерти его отца в битве против Коджи его сын и наследник Кикаб поклялся отомстить, и два года спустя он возглавил союз Киче--Какчикель против своих врагов вместе с Аджпопом Камхой (избранным королем). [ 7 ] Армия под предводительством Кичеа вошла в Коджу с первыми лучами солнца, убила Текума Сикома и захватила его сына. [ 7 ] Кикаб нашел кости своего отца и вернулся в Кумаркадж со многими пленниками, а также всем нефритом и металлом, которыми владели Коджа, после завоевания различных поселений в районе Сакапуласа и народа Мам возле Закулеу . [ 7 ] Во время правления Кикаба, который был особенно воинственным, королевство Кичеш расширилось, включив в него Рабиналя , Кобана и Кесальтенанго , и простиралось на запад до реки Окос, недалеко от современной границы между побережьем Чьяпас в Мексике и тихоокеанским побережьем Гватемалы. [ 7 ] С помощью Какчикеля восточная граница королевства была расширена до реки Мотагуа , а на юге — до Эскуинтлы . [ 8 ]
В 1470 году Кумаркадж потрясло восстание во время большого праздника, на котором собралось большое собрание, в котором приняли участие представители всех наиболее важных горных народов. [ 8 ] Два сына Кикаба вместе с некоторыми из его вассалов восстали против своего короля, убив многих высокопоставленных лордов, воинов Какчикель и членов рода Кавеков. [ 9 ] Повстанцы пытались убить самого Кикаба, но его защищали верные ему сыновья в Пакамане, на окраине города. [ 9 ] В результате восстания Кикаб был вынужден пойти на уступки восставшим лордам Кичеш. [ 10 ] Недавно получившие полномочия лорды Кичеа обратились против своих союзников Какчикеля, которые были вынуждены бежать из Кумаркаджа и основать свою собственную столицу в Ишимче . [ 10 ]
После смерти короля Кикаба в 1475 году киче были вовлечены в войну как против Цутуджилов, так и против Какчикелей, возможно, в попытке вернуть прежнюю власть Кумаркаджа. [ 11 ]
Упадок и завоевание
[ редактировать ]В период после смерти Кикаба ослабленные Киче постоянно боролись против Какчикеля, Цутуджиля, Рабиналя и Пипиля. Под предводительством Тепепула киче попытались тайно атаковать Ишимче, жители которого были ослаблены из-за голода, но Какчикель узнал о нападении и разбил армию киче. Постоянные войны продолжались до 1522 года, когда между двумя народами было заключено мирное соглашение. Хотя киче также добились некоторых военных успехов в этот период, например, в подчинении Рабиналя и народов на тихоокеанском побережье Чьяпаса ( Соконуско ), киче не достигли того же уровня гегемонии, который они испытали в более ранние времена. раз. Примерно с 1495 года империя ацтеков , которая тогда находилась на пике своего развития в центральной Мексике, начала утверждать свое влияние на побережье Тихого океана и в горной местности Гватемалы. При ацтеках Тлатоани Ауисотле провинция Соконуско, которая тогда платила дань Киче, была завоевана ацтеками, а когда ацтеки почтека (торговцы на дальние расстояния) позже прибыли в Кумаркадж, правитель киче 7 Нодж был настолько озлоблен, что приказал им покинуть его королевство и не возвращаться. Однако в 1510 году, когда ацтекские эмиссары Монтесумы II прибыли в Кумаркадж, чтобы потребовать дань от киче, они оказались вынуждены принять вассальную зависимость от ацтеков. С 1510 по 1521 год влияние ацтеков в Кумаркадже возросло, и владыка киче 7 Ной также женился на двух дочерях ацтекского правителя, что еще больше укрепило власть ацтеков, став его зятем. В этот период Кумаркадж также стал известен как Утатлан , перевод топонима на науатль. Когда ацтеки потерпели поражение от испанцев в 1521 году, они отправили гонцов к правителю Киче, чтобы он подготовился к битве.

До прибытия испанской армии киче были поражены болезнями, которые европейцы принесли в Америку. Какчикели объединились с испанцами в 1520 году, еще до того, как они прибыли в Гватемалу, а также рассказали о своих врагах Киче и попросили помощи против них. Кортес отправил гонцов в Кумаркадж и потребовал от них мирного подчинения испанскому правлению и прекращения боевых действий по отношению к Какчикелю. Киче отрицали это и приготовились к битве.
В 1524 году конкистадор Педро де Альварадо ацтеков, тлашкальтеков и чолультеков. прибыл в Гватемалу со 135 всадниками, 120 пехотинцами и 400 союзниками [ 12 ] [ 13 ] Какчикели быстро пообещали им военную помощь. Киче знали все о передвижениях испанских войск через свою шпионскую сеть. Когда армия прибыла в город Киче Шеладжу Ной ( Кесальтенанго ), управляющий города Киче послал сообщение Кумаркаджу. Киче избрали Текуна Умана , лорда из Тотоникапана , своим командиром против испанцев, и он был ритуально подготовлен к битве. Он и его 8400 воинов встретились с армией испанцев/ацтеков/какчикелей за пределами Пиналя к югу от Кецальтеанго и потерпели поражение. После еще нескольких поражений киче предложили вассальную зависимость Испании и пригласили их в Кумаркай 7 марта 1524 года. [ 14 ] Затем Альварадо обманом схватил лордов Кумаркаджа и сжег их заживо. Он назначил двух лидеров нижних киче своими марионеточными правителями и продолжал подчинять другие общины киче в этом районе. Кумаркадж был снесен и сровнен с землей, чтобы помешать кичеу восстановиться на хорошо укрепленном месте, и община переехала в соседний город Санта-Крус-дель-Киче .
Социальная организация
[ редактировать ]По оценкам, в позднем постклассическом периоде в большей части Кумаркаджа проживало около 15 000 человек. [ 15 ] Жители Кумаркаджа были социально разделены на знать и их вассалов. [ 16 ] Дворяне были известны как аджау , а вассалы были известны как аль-каджол . [ 17 ] Дворянство было потомками по отцовской линии военачальников-основателей, которые, по-видимому, пришли в качестве завоевателей с побережья Персидского залива около 1200 г. н. э. и в конечном итоге потеряли свой первоначальный язык и переняли язык своих подданных. [ 16 ] [ 18 ] Дворяне считались священными и носили королевские образы. [ 16 ] Их вассалы служили пехотинцами и подчинялись законам, установленным дворянством, хотя они могли получать военные звания за свою боевую доблесть. [ 16 ] Социальные различия были глубоко укоренены и были эквивалентны строго соблюдаемым кастам . [ 16 ] Купцы были привилегированным сословием, хотя и должны были платить дань дворянству. [ 16 ] Помимо этих сословий, в состав населения входили сельские батраки и ремесленники. [ 16 ] Рабов также содержали, среди них были как осужденные преступники, так и военнопленные. [ 16 ]
Существовало двадцать четыре важные линии передачи, или нимджа . [ 17 ] в Кумаркадже, тесно связанном с дворцами, в которых знать выполняла свои обязанности; [ 19 ] Нимджа означает «большой дом» на языке киче, по названию дворцовых комплексов, занимаемых представителями этой династии. [ 20 ] В их обязанности входили брачные переговоры, связанные с ними пиршества и церемониальные лекции. [ 19 ] Эти линии передачи носили строго отцовский характер и были сгруппированы в четыре более крупных и могущественных нимджа. [ 20 ] который выбрал правителей города. [ 17 ] Во время завоевания четырьмя правящими нимджами были кавек, ниджаиб, сакик и аджау киче. [ 17 ] Кавек и Ниджаиб включали по девять основных линий каждая, Аджав Киче - четыре, а Сакик - две. [ 20 ] Правящая династия Кавеков не только выбирала короля и избранного короля, но и имела родословную, в результате которой появились могущественные священники Кукумаца, которые, возможно, служили управляющими города. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кармак 1981:49
- ^ Кармак 1981:69.
- ^ Кармак 2001a, стр.158.
- ^ Кармак 2001a, стр. 158–159.
- ^ Кармак 2001a, стр. 160–161.
- ^ Перейти обратно: а б с Кармак 2001a, стр.161.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кармак 2001a, стр.162.
- ^ Перейти обратно: а б Кармак 2001a, стр.163.
- ^ Перейти обратно: а б Кармак 2001а, стр.164.
- ^ Перейти обратно: а б Кармак 2001а, стр.165.
- ^ Кармак 2001a, стр.166.
- ^ Кармак, 1981: 144.
- ^ Бэнкрофт, 1883:625-6.
- ^ «Введение» Аллена Дж. Кристенсона в « Попул Вух: Священная книга майя» (University of Oklahoma Press, 2012), стр.31 («Альварадо вошел в столицу киче в Кумарке (также известную под своим именем на науа, Уталан) ) без сопротивления 7 марта 1524 года по приглашению лордов Оксиба Куиха и Белехеба Три. Оказавшись внутри города, Альварадо заподозрил ловушку и приказал арестовать и казнить своих правителей».)
- ^ Фокс 1989, стр.673.n2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Коу 1999, стр.189.
- ^ Шарер 2000, стр.490.
- ^ Перейти обратно: а б Коу 1999, стр.190.
- ^ Перейти обратно: а б с Кармак и Уикс 1981, стр.329.
- ^ Кармак 2001a, стр.367.
Ссылки и библиография
[ редактировать ]- Аккерен, Рууд ван (2003). «Авторы Пополь Вух». Древняя Мезоамерика . 14 (2): 237–256. дои : 10.1017/S0956536103142010 . ISSN 0956-5361 . S2CID 162443068 .
- Бэнкрофт, Хьюберт Х. (1883). История Центральной Америки . Сан-Франциско: Bancroft & Co.
- Кармак, Роберт М. (1981). Киче-майя штата Юта Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-1546-7 .
- Кармак, Роберт М. (1973). Цивилизация Кичеан: Этноисторические, этнографические и археологические источники . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-01963-6 .
- Кармак, Роберт М.; Джон М. Уикс (апрель 1981 г.). «Археология и этноистория Утатлана: конъюнктивный подход». Американская древность . 46 (2). Общество американской археологии: 323–341. дои : 10.2307/280211 . JSTOR 280211 . S2CID 162190746 .
- Кармак, Роберт М. (2001a). Королевство Кичеаб: Эволюция Королевства Кичеаб (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-22-2 . ОСЛК 253481949 .
- Кармак, Роберт М. (2001b). Kik'aslemaal le K'iche'aab': Historia Social de los K'iche's (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-19-2 . OCLC 47220876 .
- Кармак, Роберт М. и Джеймс Л. Мондлох (1983). Название Тотоникапана: текст, перевод и комментарии . Мехико: УНАМ , Институт филологических исследований, Центр исследований майя. ISBN 968-837-376-1 .
- Коу, Майкл Д. (1999). Майя . Серия «Древние народы и места» (6-е издание, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28066-5 . OCLC 59432778 .
- Кристенсон, Аллен Дж. (1997). «Предыстория народа Кичеан» . Техасские заметки о доколумбовом искусстве, письменности и культуре . 75 . Архивировано из оригинала 17 января 2006 г. Проверено 5 января 2009 г.
- Эдмонсон, Манро С., изд. (1971). Книга советов: Пополь-Вух майя Киче Гватемалы . Опубл. нет. 35. Новый Орлеан: Среднеамериканский научно-исследовательский институт , Тулейнский университет . OCLC 658606 .
- Фокс, Джон В. (сентябрь 1989 г.). «О взлете и падении сегментарных государств Туланов и майя». Американский антрополог . Новая серия. 91 (3). Оксфорд/Арлингтон, Вирджиния: издательство Blackwell Publishing от имени Американской антропологической ассоциации : 656–681. дои : 10.1525/aa.1989.91.3.02a00080 .
- Фокс, Джон В. (1991). «Повелители света против повелителей тьмы: постклассическая игра с мячом горных майя» . В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон: Издательство Университета Аризоны . стр. 213–238 . ISBN 0-8165-1360-0 . OCLC 51873028 .
- Фокс, Джон В. (сентябрь 1989 г.). «О взлете и падении сегментарных государств Туланов и майя». Американский антрополог . Новая серия. 91 (3). Оксфорд/Арлингтон, Вирджиния: издательство Blackwell Publishing от имени Американской антропологической ассоциации : 656–681. дои : 10.1525/aa.1989.91.3.02a00080 .
- Пополь Вух: окончательное издание книги майя о заре жизни и славе богов и королей . Перевод Тедлока, Денниса . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . 1985. ISBN 0-671-45241-Х . OCLC 11467786 .
- Шарер, Роберт Дж. (2000). «Нагорье Майя и прилегающее Тихоокеанское побережье». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 1 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 449–499. ISBN 0-521-35165-0 . OCLC 33359444 .
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Уикс, Джон М. (1997). «Руины Утатлана: 150 лет после публикации Джона Л. Стивенса «Случаи путешествий по Центральной Америке, Чьяпасу и Юкатану». Археологические заметки (на испанском языке). 5 (1): 7–26.
15 ° 1'24,7 дюйма с.ш. 91 ° 10'19,16 дюйма з.д. / 15,023528 ° с.ш. 91,1719889 ° з.д.