Какчикельский язык
Какчикель | |
---|---|
Какчикель Чабал | |
Родной для | Гватемала |
Область | Центральное Хайлендс |
Этническая принадлежность | Какчикель |
Носители языка | 410 000 (перепись 2019 г.) [1] |
майя
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | cak |
глоттолог | kaqc1270 |
ЭЛП | Какчикель |
Язык Какчикель (в современной орфографии; ранее также писался какчикель или какчикель ) — коренной мезоамериканский язык и член кическо-мамейской ветви семьи майя языков . На нем говорят коренные жители Какчикель в центральной Гватемале . Он тесно связан с языками киче (киче) и цутуджиль .
Какчикель преподается в государственных школах в рамках межкультурных двуязычных образовательных программ Гватемалы .
История
[ редактировать ]
До завоевания
[ редактировать ]На какчикеле говорят коренные народы майя в Центральной Гватемале. Цивилизация майя восходит к доклассическому периоду (с 2000 г. до н.э. по 300 г. н.э.). Географически майя распространились из Мексики , Белиза и Гватемалы . Ситуация изменилась между 900 годом нашей эры и приходом испанцев. Их поселение переместилось на запад, в высокогорную местность Гватемалы. Археологические данные свидетельствуют о том, что Какчикель жил в Иксимче , который сегодня расположен недалеко от Текпана, Гватемала . [2]
После завоевания
[ редактировать ]В 1523 году испанцы покинули Мексику и направились в сторону Гватемалы. Эту кампанию возглавил Педро де Альварадо . Его первая победа была над Киче , которая привела его к столице Какчикеля. Какчикель объединил свои силы с де Альварадо, чтобы захватить власть Цутуджилес . Вместо этого их надежды стать сильнее потерпели крах, когда де Альварадо восстал против них и разрушил их столицу, что было частью испанских планов массового истребления коренного населения. Этот план уменьшил количество говорящих на какчикеле, поскольку тогда они должны были говорить по-испански.
В 1920-х годах Уильям Кэмерон Таунсенд разработал первый алфавит для Какчикеля, работая миссионером в Гватемале.
Подарок
[ редактировать ]Сегодня язык майя Какчикель возрождается, и некоторые майя используют образование как способ восстановить свой язык и культуру. В 1986 году Академия языков майя Гватемалы (ALMG) стандартизировала алфавит языков майя, что положило начало новому движению лингвистического разговора. [3]
Грамотность
[ редактировать ]Уровень грамотности в Какчикеле низкий. Кампании по распространению грамотности обычно проводятся на испанском языке и пропагандируют испанский язык. Фактически, большинство народа майя более грамотны на испанском языке, чем на своем родном языке. Однако ситуация меняется благодаря движению за повышение языковой грамотности майя. Какчикель преподается в государственных школах, таких как межкультурные двуязычные образовательные программы Гватемалы. Университеты США также предлагают программы, дающие возможность изучить Какчикель, например, Университет Тулейн и Университет Канзаса . [4]
Распределение
[ редактировать ]На языке Какчикель говорят в следующих муниципалитетах ( Диалектный вариант в Какчикеле, 2000 ).
- Солола
- Сан-Маркос Ла-Лагуна
- Сан-Лукас Толиман
- Сан-Антонио Палопо
- Санта-Катарина Палопо
- Сан-Андрес Семетатабадж
- Сан-Хосе Чакая
- Санта-Крус-ла-Лагуна
- Текпан
- Пацун
- Пациция
- Сан-Хосе Поакиль
- Сан-Мартин Хилотепеке
- Сан-Андрес-Ицапа
- San Miguel Pochuta
- Сан-Педро Йепокапа
- Сан-Хуан Комалапа
Внешняя классификация
[ редактировать ]Какчикель — член языковой семьи майя . Языки майя относятся к прото-майской языковой семье. Эта семья разбита на четыре ветви: Западную, Восточную, Юкатеканскую и Уастеканскую. Какчикель подпадает под кичеанский и собственно кичеанский языки. Собственно кичеанский язык распадается на четыре новых языка: какчикель, цутуджиль, киче и ачи. Цутуджиль - ближайший к Какчикелю диалект. На языках майя говорят по всей Мексике, Гватемале, Белизе и Гондурасе.

В Джозефа Гринберга Какчикель гипотезе америндов классифицируется как член пенутской группы, в ветви майя мексиканской семьи внутри этой группы. Однако эта гипотеза в значительной степени игнорируется современными лингвистами.
Гипотеза Гринберга вызвала значительную негативную критику со стороны многих важных лингвистов с тех пор, как она была впервые опубликована в 1987 году. В этимологическом словаре америндцев Гринберга слова какчикель встречаются в 5 статьях. Четыре записи ничем не примечательны; но пятый использует два слова, a-ĉin и iŝ-tan , как примеры протослова *tʼina/tʼana/tʼuna , означающего «сын/ребенок/дочь», несмотря на то, что a-ĉin уже использовался в словаре для обозначения «старший». Это пример часто упоминаемого недостатка работы, заключающегося в том, что Гринберг заходит слишком далеко в поисках доказательств. В целом документация Какчикеля в этимологическом словаре американских индейцев скорее подчеркивает проблемы с гипотезой, чем помогает делу Гринберга. [ нужна ссылка ]
Фонология
[ редактировать ]В таблицах ниже каждая фонема Какчикель представлена символом или набором символов, которые обозначают ее в стандартной орфографии, разработанной Гватемальской академией языков майя (ALMG) и одобренной правительством Гватемалы. Если это не так, соответствующий символ в Международном фонетическом алфавите указан в скобках. В этом примере используется диалект Ксенакой.
гласные
[ редактировать ]Какчикельские диалекты несколько различаются по набору гласных . В каждом диалекте есть набор из пяти напряженных гласных и одной, двух, четырех или пяти слабых гласных. [5] В таблице ниже показаны все возможные гласные, которые могут встречаться в диалектах какчикеля. Хотя в диалекте Сололы используется максимальная система из десяти гласных со всеми гласными, кроме шва / ə/ , в диалектах Сан-Хуан Сакатепекес и Сан-Андрес-Семетабадж используются только пять гласных времени и шва.
В разных диалектах произношение слабых гласных различается. Некоторые диалекты понижают данную гласную, другие центрируют гласную, но не понижают ее. Используемый здесь диалект Ксенакой как центрирует, так и понижает гласные с тенденцией к более сильному понижению близких гласных и более сильному центрированию задних гласных. [ нужна ссылка ] .
Передний | Центральный | Назад | ||
---|---|---|---|---|
Закрывать | напряженный | я ⟨я⟩ | ɯ ~ ты ⟨u⟩ | |
слабый | ɪ ⟨ï⟩ | ə̞ ~ ɨ̞ ⟨ä⟩ | ʉ̞ ~ ʊ ⟨ü⟩ | |
Средний | напряженный | и и⟩ | ɤ ~ о ⟨о⟩ | |
слабый | ε ⟨ë⟩ | ɵ̞ ~ ты ⟨ö⟩ | ||
Открыть | напряженный | а ⟨а⟩ |
Произношение гласных, написанных с помощью o и u, варьируется от [ɤ] и [o] для ⟨o⟩ и от [ɯ] и [u] для ⟨u⟩. гласных заднего ряда Эта двусмысленность округлости фонем характерна для многих языков майя, таких как цоциль и мам. Эти гласные звуки могут произноситься как округленные или неокругленные, в зависимости от предпочтений говорящего, и оба считаются родными. [ нужна ссылка ] .
- Гласный звук, представленный буквой ⟨ü⟩, имеет произношение между звуками [ʉ] и [ʊ]. Он расположен дальше и ниже, чем прототипический [ʉ], но не так низко или назад, как [ʊ].
- Гласный звук, представленный буквой ⟨ö⟩, имеет схожие черты. Обычно оно произносится как нижнее [ɵ], хотя и не так низкое, как [ɘ], но также может произноситься как [ɔ]. Он может находиться где угодно между этими звуками, но только пониженный [ɵ] и центрированный [ɔ] считаются родными.
Согласные
[ редактировать ]Как и другие языки майя, какчикель не различает звонкие и глухие остановки и аффрикаты , вместо этого различая простые и голосовые остановки и аффрикаты. Простые остановки и аффрикаты обычно глухие, с придыханием в конце слов и без придыхания в других местах. Глоттализованные остановки и аффрикаты обычно эективны в случае tʼ , kʼ , chʼ и tzʼ и имплозивны в случае bʼ и qʼ . [6]
двугубный | Альвеолярный | Палатальный | Велар | Увулярный | Глоттальный | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
носовой | м ⟨м⟩ | п ⟨n⟩ | ||||||
Взрывоопасный / Аффрикат | простой | п ⟨п⟩ | т ⟨т⟩ | тс ⟨tz⟩ | тʃ ⟨ч⟩ | к ⟨к⟩ | д ⟨q⟩ | ʔ ⟨ʼ⟩ |
голосовой | т' ⟨т'⟩ | тсʼ ⟨tzʼ⟩ | тʃʼ ⟨чʼ⟩ | к' ⟨к'⟩ | ||||
Имплозивный | ɓ̥ ⟨bʼ⟩ | ʛ̥ ⟨qʼ⟩ | ||||||
Фрикативный | SS⟩ | ʃ ⟨x⟩ | χ ⟨j⟩ | |||||
Жидкость | боковой | л ⟨л⟩ | ||||||
ротичный | ɾ ⟨р⟩ | |||||||
Скольжение | j ⟨y⟩ | ш ⟨ш⟩ |
- Стоп-звуки /p, t, ts͡s, t͡ʃ, k, q/ издаются с придыханием [Cʰ] в конце слова. [6]
Слоговая структура
[ редактировать ]В Какчикеле встречается только определенное количество типов слогов. Наиболее распространенными типами слогов являются CV (согласная-гласная) и CVC (согласная-гласная-согласная). Слоги V (только гласная) или VC (гласная-согласная) фонетически не допускаются; слог, который считается начинающимся с гласной, в произношении начинается с голосовой остановки, хотя это не всегда отражается в стандартной орфографии или фонологической реализации слова. Хотя два слога CVC часто встречаются рядом друг с другом в одном и том же слове, группы согласных в одном слоге встречаются относительно редко. Когда они происходят, они обычно находятся в начале или конце слова и состоят либо из двух продолжений , соноранта и остановки, либо из фрикативного звука и остановки , причем остановка всегда находится внутри партнера.
Морфология и синтаксис
[ редактировать ]Какчикель — умеренно синтетический язык со слитными аффиксами. Он имеет сильную систему аффиксации , включающую как суффиксы, так и префиксы. Они прикрепляются как к существительным, так и к глаголам; приставки исключительно флективны , тогда как суффиксы могут быть флективными или словообразовательными . Флективные приставки довольно короткие, часто состоят из одного звука и никогда не состоят более чем из трех; суффиксы могут быть длиннее. языка Из-за синтетическо-слитной природы Какчикеля трудно обсуждать морфологию и синтаксис как две отдельные сущности; они очень тесно переплетены.
Классы слов
[ редактировать ]В Какчикеле есть 6 основных классов слов и несколько второстепенных классов, которые вместе называются «частицами». Основные классы слов представляют собой группы основ или корней, которые могут принимать аффиксы. К этим классам относятся существительные, прилагательные, наречия, непереходные глаголы, переходные глаголы и позиционные глаголы. Позиции в этом языке представляют собой группу корней, которые сами по себе не могут функционировать как слова; в сочетании с аффиксами они используются для описания отношений положения и местоположения. В английском языке эти слова попадают в другие категории, а именно прилагательные, наречия и глаголы, как переходные, так и непереходные.
Второстепенные классы или частицы — это слова, не имеющие аффиксов; они в основном выполняют наречия и включают такие элементы, как вопросительные частицы, утвердительные/отрицательные слова, указатели времени и места, союзы, предлоги и указательные слова. Помимо этих официально признанных классов, есть несколько других групп слов, которые не попадают ни в одну из вышеперечисленных категорий. К этим группам относятся артикли, местоимения, числа, аффективы и слова, используемые для измерения. Все эти типы слов в Какчикеле функционируют по-разному, поэтому считаются принадлежащими к разным классам слов.
Соглашение
[ редактировать ]Какчикель показывает согласие с подлежащим и объектом глагола. Существительные также демонстрируют согласие со своими владельцами. Модель согласия Какчикеля следует эргативно-абсолютной модели . Это касается как существительных, так и глаголов. В функции эргативного согласия входит маркировка не только подлежащих переходных глаголов , но и носителей существительных. Существует два основных набора алломорфов для маркеров эргативного согласия, которые ставятся перед существительным или глаголом, который они модифицируют. Один набор используется перед корнями, начинающимися с согласной, а другой — перед корнями, начинающимися с гласной. Приведенные ниже формы встречаются, когда эргатив обозначает владельца существительного.
Единственное число | Множественное число | |
---|---|---|
1-й человек | нет- | ка- |
2-й человек | а- | я- |
3-е лицо | ру- | к- |
Единственное число | Множественное число | |
---|---|---|
1-й человек | В- | q- |
2-й человек | авторы | я- |
3-е лицо | р- | к- |
Когда эргативные формы используются для обозначения подлежащего переходного глагола, некоторые формы различаются. Перед согласными первое лицо единственного числа nu- становится in- , а третье лицо единственного числа ru- становится u- . Перед гласными первое лицо единственного числа w- становится inw- , третье лицо единственного числа u- становится ur- , первое лицо множественного числа qa- становится w- , а третье лицо множественного числа ki- становится kiw- .
Третье лицо единственного числа эргатива различается по своей фонологии, а начальный /r/ часто опускается, что варьируется в зависимости от различных диалектов какчикеля. Абсолютное соглашение имеет три функции: оно отмечает субъект непереходного глагола , субъект невербального сказуемого и объект переходного глагола. В отличие от эргативного согласия, оно имеет только один набор форм, которые употребляются как перед согласными, так и перед гласными.
Единственное число | Множественное число | |
---|---|---|
1-й человек | в- | ой- |
2-й человек | в- | ix- |
3-е лицо | – | и- |
Обратите внимание, что третье лицо единственного числа не отмечено. В некоторых диалектах эпентетическая гласная вставляется между маркером незавершенного или потенциального состояния и основой в пространстве, которое могло бы быть занято абсолютным префиксом. Однако это не аллофон абсолютного маркера третьего лица единственного числа, а скорее фонетическое дополнение, не связанное с системой падежной маркировки.
Также важно отметить, что маркировка субъектов и объектов происходит только у глагола, а не у каких-либо существительных, которые могут выполнять эту роль в качестве составляющих. Согласие может заменять местоимения, таким образом в языке появляется пропадение .
Порядок слов
[ редактировать ]В Какчикеле есть порядок слов, при котором глава фразы обычно идет перед любым другим элементом фразы. В следующих предложениях показаны примеры порядка предложений, определяющих фраз (DP), именных фраз (NP), предложных фраз (PP) и кванторных фраз (QP):
Сюй-pax-ij
КОМПЛ - 3С . ERG -брейк-тр
ри
тот
ноет
мужчина
ри
тот
боджой
горшок
«Человек разбил горшок»
[ ДП
Ру-дерево
3С . ЭРГ -собака
[ Э.Г.
а
КЛ
читать]
Хуан
сю-коукс
КОМПЛ - 3С . ЭРГ -прикус
ри
тот
ак'вал.
ребенок
«Собака Хуана укусила ребенка».
Что
существовать
июнь
а
чой
мышь
[ ПП
крик
сзади: 3S . УЖАСНО
ри
тот
чакат].
стул
«За стулом мышь».
А
КЛ
Читать
Хуан
старуха
КОМПЛ - 3С . ЭРГ - есть
[ QP
р-оногель
3С . ОЧЕНЬ - все
ри
тот
кинэк].
боб
«Хуан съел все бобы».
В предложениях наблюдается значительная вариативность порядка слов. Синтаксическая функция слов определяется не только их положением в начале, середине или конце предложения, но и их определенностью , уровнем оживленности и потенции, логическим анализом того, какую роль каждое слово может играть в предложении. (Например, глагол бросить с существительными ребенок и камень может иметь только один логический порядок, независимо от положения существительных по отношению к глаголу. По этой причине неодушевленный компонент не может быть подлежащим, если другой компонент является оживить.). Благодаря этим условиям порядок слов Какчикель относительно свободен, и можно увидеть различные порядки без какой-либо путаницы или непонимания.
Возможные порядки слов , которые могут встречаться в Какчикеле, - это порядок слов «сначала глагол» (VSO, VOS) и порядок «сначала субъект» (SVO, SOV). (V: глагол, S: подлежащее, O: объект)
- Первые порядки глагола (ВСО, ВОС). Когда глагол встречается первым и только один компонент определен, тогда этот компонент выполняет функцию подлежащего. Если оба компонента определенны, то подлежащим является тот, который ближе всего к глаголу (первый компонент); если обе составляющие неопределенны, то субъектом является последний из двух.
- Предметно-первые приказы (СВО, СОВ). Субъект может стоять на первом месте только в том случае, если он одушевлен, а объект — нет. В этом случае определенность двух составляющих не имеет значения; то есть субъект может быть как определенным, так и неопределенным, при условии, что он одушевлен и возникает первым. Порядок глагола и дополнения неважен.
Другие составляющие предложения, такие как дательный, комитативный, агентивный и наречия, обычно стоят в предложении первыми. Однако они также могут идти после ядра предложения, сказуемого .
Редупликация
[ редактировать ]Какчикель использует дублирование в качестве усилителя . Например, слово « большой » на языке Какчикель — /ним/ ; Чтобы сказать, что что-то очень большое , форма прилагательного дублируется как /nim nim/ . Эта форма представляет собой не одно слово, а два отдельных слова, которые при объединении усиливают значение основного слова, так же, как «very» в английском языке.
Словарный запас
[ редактировать ]Числа
[ редактировать ]- июнь
- каи
- окси'
- курить'
- вауу
- ваки
- уцю
- аутентичный
- с элеже'
- Лажудж
- Жулажуй
- кабель
- Ослажуй
- Кайладжуй
- Волаюй
- Ваклажуй
- Вуклажуй
- Мне жаль
- белейлайус
- есть
Общие слова
[ редактировать ]- винак , человек
- ачин , чувак
- ишок , женщина
- иксим , кукуруза
- коцидж , цветок
- q'ïj , вс/день
- аквал , ребенок
- тедж , мать
- татаадж , отец
- эй , тортилья
- месяц , кот
- ци' , собака
- улев , земля/земля
- чумил , звезда
- джую , гора
- че' , дерево
- я' , луна/месяц
- тлинче , маримба
- ' , вода
- Джей , Хаус
Примечания
[ редактировать ]- ^ Какчикель в Ethnologue (24-е изд., 2021 г.)
- ^ «Какчикель | Центр исследований Латинской Америки и Карибского бассейна» . www.studyabroad.com . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ Браун, Р. Маккенна (1998). Жизнь нашего языка: поддержание, изменение и возрождение майя Какчикель . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-76335-7 .
- ^ «Какчикель | Центр исследований Латинской Америки и Карибского бассейна» . latamst.ku.edu . Проверено 9 мая 2017 г.
- ^ Патал Майзул и др., 2000, стр. 34 и след.
- ^ Jump up to: а б Патал Майзул и др., 2000, стр. 24 и след.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Роберт; Джон С. Робертсон; Ларри Л. Ричман ; Грег Сэнсом; Юлиус Салазар; Джон Юл; Александр Шок (1981). Испанско-какчикель-английский словарь (PDF) . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. Архивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2014 г. Проверено 0 октября 2014 г.
- Браун, Р. Маккенна; Джудит М. Максвелл; Уолтер Э. Литтл (2006). ¿La ütz awäch? Введение в язык майя какчикель . Анжелика Бауэр (иллюстрация). Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-71460-2 . OCLC 71238541 .
- Кэмпбелл, Лайл; Блэр, Роберт (1971). Базовый курс Какчикель . Прово: Корпус мира .
- Койти Макарио, Нарцисо; Мартин Чакач Куцал; Маркос Армандо Кали (1998). Словарь какчикельского языка. Какчикель-Испанский . Антигуа-Гватемала, Гватемала: Лингвистический проект Франсиско Маррокина. OCLC 41572509 .
- Гарсиа Мацар, Педро Оскар; Валерио Той Коцаджай; Доминго Кок Туис (1992). Грамматика языка какчикель (на испанском языке). Нора К. Англия (советник), Виталино Перес Мартинес (координатор). Антигуа-Гватемала, Гватемала: Лингвистический проект Франсиско Маррокина (PLFM). ОСЛК 30474328 .
- Хербругер-младший, Альфредо; Эдуардо Диас Барриос (1956). Метод научиться говорить, читать и писать на языке какчикель (на испанском языке). Город Гватемала, Гватемала: Семинары по национальной типографии Гватемалы. OCLC 150441108 .
- Патал Майзул, Филиберто; Педро Оскар Гарсиа Мацар; Кармелина Эспанцай Сереч (2000). Rujunamaxk ri Kaqchikel Chiʼ = Диалектный вариант в Kaqchikel . Антигуа-Гватемала, Гватемала: Проект лингвистических исследований трех алфавитов майя (ОКМА); Издательство Чолсамай. ISBN 99922-53-13-4 . OCLC 46849157 .
Словари, грамматики и переводы на Какчикеле (Cakchiquel)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Семантическая ценность множественного числа существительных -aʼ и -iʼ в какчикеле», Ларри Л. Ричман, в «Заметках по лингвистике» , Летний институт лингвистики , том. 13 января 1980 г.
- Бродвелл, Джордж Аарон; Дункан, Лахлан (2002). «Новый пассив в Какчикеле» . Лингвистическое открытие . 1 (2). дои : 10.1349/PS1.1537-0852.A.161 .