Jump to content

Мамский язык

У меня есть
Qyool Mam, Ta yol Mam
Родной для Гватемала , Мексика
Область Чьяпас и Кампече , Мексика
Кесальтенанго , Уэуэтенанго , Сан-Маркос и Реталулеу , Гватемала ;
Этническая принадлежность У меня есть
Носители языка
600 000 в Гватемале (перепись 2019 г.) [1]
10 000 в Мексике (перепись 2020 г.) [2]
майя
Диалекты
  • Северная Мам
  • Центральная мама
  • Соконуско Мам
  • Западная Мам
  • Южный Мам
латинский
Официальный статус
Признанное меньшинство
язык в
Регулируется Национальный институт языков коренных народов
Лингвистическое сообщество Мам (COLIMAM)
Коды языков
ИСО 639-3 mam
глоттолог mamm1241
ЭЛП У меня есть
Эта статья содержит IPA фонетические символы . Без надлежащей поддержки рендеринга могут отображаться вопросительные знаки, прямоугольники и другие символы вместо символов Юникода . Вводное руководство по символам IPA см. в разделе Help:IPA .

Мам язык майя, на котором говорят около полумиллиона людей мам в гватемальских департаментах Кесальтенанго , Уэуэтенанго , Сан -Маркос и Реталулеу , а также в мексиканских штатах Кампече и Чьяпас . Тысячи других составляют диаспору мам по всей территории Соединенных Штатов и Мексики , при этом значительная часть населения проживает в Окленде, Калифорния. [3] [4] и Вашингтон, округ Колумбия. Самая обширная грамматика мам - это книга Норы К. Инглэнд «Грамматика мам, языка майя» (1983), которая основана на Сан-Ильдефонсо-Икстауакан диалекте департамента Уэуэтенанго .

Классификация

[ редактировать ]

Мам тесно связан с языком тектитек , и эти два языка вместе образуют мамейскую подветвь языковой семьи майя. Наряду с иксиланскими языками, аватекским и иксильским , они составляют подветвь Большого Мамея , одну из двух ветвей восточных языков майя (вторая — Большого Киче подветвь , которая состоит из 10 языков майя, включая кичеш). ).

Диалекты

[ редактировать ]

Поскольку контакты между членами разных общин Мам несколько ограничены, язык значительно варьируется даже от деревни к деревне. Тем не менее, взаимопонимание, хотя и сложное, но возможно посредством практики. [5]

Разновидности мам в Мексике и Гватемале делятся на пять диалектных групп: [6]

В дополнение к этому, диалекты Чьяпаса, Мексика, характеризуются значительными грамматическими, а также лексическими отличиями от гватемальских разновидностей. [11]

Распределение

[ редактировать ]

На маме говорят в 64 общинах четырех департаментов Гватемалы. [12] и многочисленные общины в Кампече и Чьяпасе, Мексика . [11] Соседние языки включают джакалтек и канджобал на севере, тектитек и каток на западе, а также иксил , авакатек , сипакапенсе и киче на востоке.

Фонология

[ редактировать ]

У мамы есть стрессовые задания, чувствительные к весу. [13] Основное ударение падает на долгую гласную в слове, если она есть, например aq'ú:ntl 'работа'. В словах без долгой гласной основное ударение приходится на гласную, предшествующую последней голосовой остановке, например, puʔláʔ 'ковш'. В словах без долгой гласной или гортанной остановки ударение передается на гласную, предшествующую последней согласной в корне, например xpicháqʼ 'енот'. Ударение не ставится на суффиксы или энклитики, в которых нет долгих гласных или гортанной остановки.

В маме 10 гласных : 5 кратких и 5 долгих: [14]

Передний Центральный Назад
Закрывать Длинный я ⟨ii⟩ ты ⟨уу⟩
Короткий ɪ ⟨я⟩ ʊ ⟨у⟩
Средний Длинный эː ⟨ее⟩ оː ⟨oo⟩
Короткий ɛ ⟨е⟩ ты ⟨о⟩
Открыть Длинный аː ⟨аа⟩
Короткий а ⟨а⟩
  • Среднецентральная гласная [ə] — это аллофон короткой безударной гласной, которая может встречаться в слоге после ударной долгой гласной.

Согласные

[ редактировать ]

У мам 27 согласных , включая гортанную смычку : [5]

двугубный Альвеолярный постальвеолярный Ретрофлекс Палатальный Велар Увулярный Глоттальный
Простой Палатализованный
носовой м ⟨м⟩ н ⟨n⟩ ( нг ⟨n⟩ )
взрывной Простой п ⟨п⟩ т ⟨т⟩ к ⟨к⟩ кʲ ⟨это⟩ д ⟨q⟩ ʔ ⟨ʼ⟩
выталкивающий тʼ ~ ɗ̥ ⟨tʼ⟩ к' ⟨к'⟩ kʲʼ ⟨kyʼ⟩
Имплозивный ɓ ~ ɓ̥ ⟨bʼ⟩ ʛ̥ ⟨qʼ⟩
Аффрикат Простой тс ⟨tz⟩ т͡ʃ ⟨ч⟩ ʈ͡ʂ ⟨tx⟩
выталкивающий tsʼ ⟨tzʼ⟩ т͡ʃʼ ⟨чʼ⟩ ʈ͡ʂʼ ⟨txʼ⟩
Фрикативный SS⟩ ʃ ⟨ẍ (хч)⟩ ʂ ⟨x⟩ χ ⟨j⟩
лоскут ɾ ⟨р⟩
аппроксимант л ⟨л⟩ j ⟨y⟩ в ⟨w⟩
  • Стоп-звуки /p, t, ts͡s, t͡ʃ, t͡ʂ, k, q/ издаются с придыханием [Cʰ] в конце слова.
  • Тодос Сантос Мам имеет расширенное количество аффрикатных согласных, являющихся апикальными небно-альвеолярными / t̺͡ʃ̺ʰ, t̺͡ʃ̺ʼ, ʃ̺ / [15]

Слоговая структура

[ редактировать ]

Большинство корней имеют морфологическую форму CVC. [16] Единственная возможная корневая группа конечных согласных — nC . Слоги могут иметь до четырех согласных в группе в любой позиции. Большинство групп согласных являются результатом пропуска гласных и добавления морфем. [17]

Морфология

[ редактировать ]

У Мам есть два набора маркеров согласия, известные майянистам как маркеры набора A и набора B , которые могут появляться как на существительных, так и на глаголах. Мам использует маркеры набора А (эргативные) на существительных, чтобы отметить согласие владельца, и на глаголах, чтобы перекрестно ссылаться на переходное подлежащее. Мам использует маркеры набора B (абсолютные) на переходных глаголах для перекрестной ссылки на объект и на непереходных глаголах для перекрестной ссылки на подлежащее. Ниже представлена ​​таблица префиксов набора A (эргативного) и набора B (абсолютного) из Англии. [18]

Местоименные маркеры набора Mam Set A и Set B
Человек Набор А Набор Б Энклитики
1 с н- ~ ш- подбородок- -a ~ -ya
2 с т- Ø ~ tz- ~ tzʼ- ~ k- -a ~ -ya
3 с т- Ø ~ tz- ~ tzʼ- ~ k-
1р (искл.) q- добавлять -a ~ -ya
1р (вкл.) q- добавлять
этот- тратить- -a ~ -ya
этот- тратить-

Фонологически обусловленные алломорфы следующие.

  • н- ~ ш-
    • n- /__C
    • ж- /__V
  • Ø ~ tz- ~ tzʼ- ~ k-
    • к- /потенциал
    • tzʼ- /__V начальный корень, непотенциальный
    • tz- /__ uul 'прийти сюда', iky' 'пройти мимо', непотенциально
    • Ø- /__C, непотенциальный
  • -a ~ -ya
    • -я /V__ ; В первом лице после гласных - ya свободно меняется с - kyʼa и - y' .
    • -а/С__

Ниже приведены некоторые парадигматические примеры из Англии (1983 г.). Обратите внимание, что «Ø-» обозначает нулевой префикс . Кроме того, ма — аспектное слово, означающее «недавнее прошлое».

Установите маркеры A + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
даа 'дом'
n-jaa-ya 'мой дом'
t-jaa-ya «твой дом»
Т-доля 'его/ее дом'
что-ха-я «наш (не твой) дом»
что-хаа 'наш (каждый) дом'
кы-джаа-я 'твой (мн) дом'
кия-джаа 'их дом'
Набор маркеров B + ГЛАГОЛ
бит- ходить
ма чин бет-а 'Я гулял.'
но Ø-bʼeet-a — Ты шел.
но Ø-bʼet «Он/она шел».
ma qo b'eet-a «Мы (не ты) шли».
Мне жаль «Мы все гуляли»
ма чи бет-а «Вы все шли».
но кто знает «Они шли».

Глагольный комплекс мам

[ редактировать ]

Глаголы в маме могут включать в себя склонение лица, вида и модуса, а также вспомогательные глаголы в виде направлений. [19] Глагольный комплекс имеет различные формы переходных и непереходных глагольных основ, отчасти в зависимости от того, ссылается ли комплекс на один или два аргумента. Лексический статус глагольного комплекса неоднозначен. [20] Изгибы с гласными фонологически независимы (обозначаются пробелами). Переходные глагольные комплексы с направлениями имеют зависимый суффикс. Ниже показаны два примера непереходных и переходных глагольных комплексов Англии.

Непереходный глагольный комплекс с направлением (Англия 1983:162)

и

РЭЦ

подбородок

ABS . 1 . SG

челюсть

ТЫ

ценить

скольжение- ENC

ma chin jaw tz'aq-a

REC ABS.1.SG DIR slip-ENC

«Я поскользнулся (только сейчас)».

Комплекс переходных глаголов с направлением (Англия 1983:175)

(хорошо)

ГОРШОК

к-кубь-л-тц

АБС . 3 . SG - НАПРАВЛЕНИЕ - ПОТ - НАПРАВЛЕНИЕ

т-цю-эн-а

ЭРГ . 2 . SG -grab- DEP - ENC

(ok) k-kub'-l-tz t-tzyu-ʔn-a

POT ABS.3.SG-DIR-POT-DIR ERG.2.SG-grab-DEP-ENC

«Ты их схватишь».

Мам расширяет набор маркеров лица А (эргативного) в контексте целенаправленных наречий и некоторых придаточных предложений. [21] В этих контекстах маркеры набора A перекрестно ссылаются на субъект непереходных глаголов, а также на субъект и объект переходных глаголов. В следующих примерах расширенный эргативный маркер /t-/ выделен жирным шрифтом .

Непереходный глагольный комплекс с расширенным эргативным обозначением (Англия 1983:259)

н-чи

PROG - ABS . 3 . PL

верно

плакать

т -пун

ЭРГ . 3 . СГ -прибытие

ky-txuuʔ

ЭРГ . 3 . ПЛ - мать

n-chi ooq' t-poon ky-txuuʔ

PROG-ABS.3.PL cry ERG.3.SG-arrive ERG.3.PL-mother

«Они плакали, когда пришла их мать».

Комплекс переходных глаголов с расширенным эргативным обозначением (Англия 1983:259)

хорошо

Когда

т -куʔ-х

ЭРГ . 3 . SG -реж-реж

кьява-эн

ЭРГ . 3 . PL -завод- ДЭП

xjaal

человек

кьоэн

кукурузное поле

бикс

все_at_once

n-0-xiʔ

ПРОГ - АБС . 3 . СГ -иди

щеки'

боб

t-iʔj

ЭРГ . 3 . СГ - РЕЛ . П.А.Т.

ok t-kuʔ-x ky-awa-ʔn xjaal kjoʔn b'iʔx n-0-xiʔ cheenaq' t-iʔj

When ERG.3.SG-dir-dir ERG.3.PL-plant-DEP person cornfield all_at_once PROG-ABS.3.SG-go bean ERG.3.SG-REL.PAT

«Когда люди сажают (его) на кукурузном поле, в то же время бобы попадают в него».

REC:recent past POT:potential aspect ABS:absolutive agreement (Set B) ERG:ergative agreement (Set A) DEP:dependent suffix DIR:directional ENC:person enclitic REL:relational noun PAT:patient

Глагольные морфемы

[ редактировать ]

Местоимения

[ редактировать ]

У мамы нет независимых местоимений. [23] Скорее, местоимения в маме всегда существуют как связанные морфемы .

Существительные

[ редактировать ]

Язык мам демонстрирует неотчуждаемое владение . Некоторыми существительными Мам нельзя обладать, например, kya'j 'небо' и che'w 'звезда'. [24] С другой стороны, некоторые существительные Мам всегда присутствуют, например, t-lok' 'его корень' и t-b'aq ' 'его семя'.

Структуру именной фразы можно обобщить в следующем шаблоне. [25]

Демонстративный Число Мера Множественное число Притяжательные аффиксы СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
КОРЕНЬ
Владелец Прилагательное Относительное предложение

Клитика во множественном числе — qa .

Цифры Сан-Ильдефонсо-Икстауакан- Мам следующие. [26] Числа выше двадцати редко используются в Икстауакане и обычно известны только говорящим пожилым людям. Хотя изначально система счисления была двадцатеричной (то есть по основанию 20), современная система счисления Икстауакана теперь десятичная .

1. Июнь
2. и т. д.
3. смеяться
4. кяадж
5. играть
6. как
7
8. ваджхак
9. красивый
10. план
20. заводится
40. кьявнак
60. окс'аал
80.. джунмуткс'

Синтаксис

[ редактировать ]

У мамы есть как вербальные, так и невербальные типы предложений. Вербальные предложения имеют вербальные предикаты, тогда как невербальные предложения имеют стативный или локативный/экзистенциальный предикат. [27] Глагольные предикаты имеют маркер аспекта, тогда как невербальные предикаты не имеют маркера аспекта. Как вербальные, так и невербальные предикаты встречаются в начальной позиции предложения, если не присутствует целенаправленная или тематическая фраза.

Глагольные предикаты

[ редактировать ]

Глагольные предикаты бывают переходными или непереходными в зависимости от количества аргументов, на которые имеются перекрестные ссылки в глагольном комплексе. Количество аргументов, на которые ссылается глагольный комплекс, не соответствует транзитивности корня глагола или количеству участников события. Англия отмечает примеры корней переходных глаголов, которые появляются только в антипассивных или пассивных формах, когда они являются перекрестной ссылкой только на одного участника.

  • Корень переходного глагола с обязательным антипассивным залогом (Англия 1983:178)

нет

ЗАПИСЬ ИНТЕНСИВНАЯ

0-джеджия-н

АБС . 3 . СГ -смех- АП

сюйдж

женщина

да-а

УЖАСНО . 3 . СГ - РЭЛ

дальний путь

большая дорога

ma-yax 0-jejeeya-n xuʔj t-uj nim-b'ee

REC-INTENS ABS.3.SG-laugh-AP woman ERG.3.SG-REL/in big-road

«Женщина много смеялась на дороге».

  • Корень переходного глагола с обязательным пассивным залогом (Англия 1983:180)

и

РЭЦ

0-можно есть

АБС . 3 . SG -найти- PAS

июнь

один

н-сентааби-я

ЭРГ . 1 . SG -cent- ENC

да-а

УЖАСНО . 3 . СГ - РЭЛ

цзиис

мусор

ma 0-kan-eet jun n-sentaabi-ya t-uj tz'iis

REC ABS.3.SG-find-PAS one ERG.1.SG-cent-ENC ERG.3.SG-REL/in garbage

«Я нашел свою копейку в мусоре». (Букв. «Мою копейку нашли на помойке»)

Другая возможность — использование непереходных глаголов движения для выражения переходных событий. [28]

  • Непереходные глаголы движения, выражающие переходные события (Англия 1983:181)

к-бой

АБС . 3 . SG -приходи- ПОТ

аʔ

вода

в-у-н-а

УЖАСНО . 1 . SG - REL /агент- ENC

k-tzaaj-al aʔ w-uʔn-a

ABS.3.SG-come-POT water ERG.1.SG-REL/agent-ENC

«Я принесу воды». (Букв. «Вода придет мимо меня».)

t-wiixh

УЖАСНО . 3 . СГ -кот

0-горячий'

АБС . 3 . СГ -go_down

т-и

УЖАСНО . 3 . SG - REL /пациент

Я'

мышь

t-wiixh o 0-kub' t-ee ich'

ERG.3.SG-cat PAST ABS.3.SG-go_down ERG.3.SG-REL/patient mouse

«Его кот убивал мышей». (Букв. «Его кот напал на мышей».)

Основной порядок слов в глагольных предложениях с двумя именными аргументами — ВСО . [29] Другой порядок слов недопустим.

и

РЭЦ

0-горячий'

АБС . 3 . СГ - ТЫ

кы-цю-эн

ЭРГ . 3 . PL -захватить- DEP

хрипы

мужчина

чи

лошадь

ma 0-kub' ky-tzyu-ʔn xiinaq cheej

REC ABS.3.SG-DIR ERG.3.PL-grab-DEP man horse

«Мужчины схватили лошадь».

Если в переходном предложении встречается только один аргумент и этот аргумент совместим с любым маркером лица в глаголе, он имеет терпеливую интерпретацию. [30]

и

РЭЦ

0-горячий'

АБС . 3 . СГ - ТЫ

кы-цю-эн

ЭРГ . 3 . PL -захватить- DEP

хрипы

мужчина

ma 0-kub' ky-tzyu-ʔn xiinaq

REC ABS.3.SG-DIR ERG.3.PL-grab-DEP man

«Они схватили мужчину». (Не «Мужчины схватили это».)

Носители мам используют более высокую долю непереходных предложений, чем носители других языков майя. Англия и Мартин (2003) обнаружили низкую частоту переходных предложений в текстах Мам. Пай (2017:114–115) обнаружил низкий уровень использования явных субъектов в переходных предложениях взрослыми, разговаривающими с детьми. Один взрослый произнес явные подлежащие в 6% переходных предложений. Один и тот же взрослый воспроизвел явные субъекты в 41% непереходных предложений и явные объекты в 49% переходных предложений.

Невербальные предикаты

[ редактировать ]

Мам добавляет маркеры лиц из набора B к существительным и прилагательным, чтобы сформировать невербальные предикаты. Следующие маркеры личности из набора B используются для невербальных предикатов (т. е. существительных и прилагательных). Также в стативах аа может быть опущена, если остальная часть статива является неэнклитическим ( другими словами, отдельным, независимым словом).

Mam Set B Местоименные маркеры
(невербальные предикаты)
Человек Штативы [31] Локатив / Экзистенциальный [32]
1 с (аа) цинь-а (а)т-в-а
2 с аа-я (а)т-(а'-у)а
3 с аа (а)т-(а')
1р (искл.) (аа) ко'-йа (а)т-о'-я
1р (вкл.) (аа) вода (а) т-о'
аа-ка-я (а)т-э'-я
аа-ка (ел

Ниже приведены парадигматические примеры невербальных предикатов из Англии (1983:76).

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + Набор маркеров B
xjaal человек
Кджал Цинь-А «Я человек».
люди «Ты человек».
xjaal «Он/она — человек».
мы люди-да «Мы (исключая) являемся личностями».
xjaal ко- «Мы (в т.ч.) являемся личностями».
люди, если вы «Вы все личности».
люди, если «Они личности».
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + Набор маркеров B
сикынай усталый
Шикинай готов. 'Я устал.'
сикинадж-а — Ты устал.
сикынай «Он/она устал».
сикынадж ко'-йа «Мы (искл.) устали».
сикинадж ко' «Мы (в т.ч.) устали».
забыл, если-да — Вы все устали.
сикынай плакать «Они устали».

REC:recent past AP:antipassive suffix PAS:passive suffix POT:potential aspect ABS:absolutive agreement (Set B) ERG:ergative agreement (Set A) DEP:dependent suffix DIR:directional ENC:person enclitic INTENS:intensive REL:relational noun PAT:patient TV:transitive verb IMP:imperative CL:noun classifier

Детский язык

[ редактировать ]

Обзор освоения ребенком языка у мам можно найти у Пай (2017). Данные о детском языке Мама бросают вызов многим теориям овладения языком и демонстрируют необходимость более обширного документирования языков коренных американцев. [33]

Дети, изучающие Мам, производят более высокую долю глаголов, чем дети, изучающие К'иче, но меньшую долю глаголов по сравнению с детьми, изучающими Вастек и Чол. У них более высокая доля непереходных глаголов по сравнению с переходными глаголами, чем у детей, изучающих другие языки майя (Pye, Pfeiler and Mateo Pedro 2017:22). Высокая доля производства родственных существительных связана с частым использованием непереходных глаголов. [34]

Следующие примеры иллюстрируют использование детьми непереходных глаголов для выражения событий с двумя участниками. Возраст отображается в формате (годы;месяцы.дни). ВЭНЬ (2;0.2) использовал непереходный глагол -kub' («идти вниз») по отношению к событию сбора кофе. Она использовала реляционную именную группу t-uʔn-a, чтобы выразить агента в наклонной фразе. CRU (2;5.12) использовал непереходный глагол -el («выйти») по отношению к событию извлечения объекта. Она использовала реляционную существительную фразу w-uʔn-a, чтобы выразить агента. JOS (2;6.17) использовал непереходный глагол -b'aj («закончить») по отношению к окончанию напитка. Он использовал притяжательный префикс к существительному k'aʔ («напиток»), чтобы выразить действие. Эти примеры опровергают гипотезу о том, что дети связывают использование переходных глаголов с событиями манипулирования объектами.

  • ВЕНЬ (2;0,2)
      kuʔ pe tuʔn?

и

РЭЦ

хорошо

уже

0-горячий'

АБС . 3 . СГ -go_down

кофе

кофе

т-уэн-а?

ЭРГ . 2 . SG от ENC

ma pa 0-kub’ kape t-uʔn-a?

REC already ABS.3.SG-go_down coffee ERG.2.SG-by-ENC

— Ты уже выбрал кофе? (Букв. «Кофе уже прошел мимо вас?»)

  • КРУ (2;5,12)
      nech woona.

нтиʔ

НЕГ

n-0-выход

ПРОГ - АБС . 3 . SG -go.out-come

у-у-н-а.

ЭРГ . 1 . SG от ENC

ntiʔ n-0-el-tzaj w-uʔn-a.

NEG PROG-ABS.3.SG-go.out-come ERG.1.SG-by-ENC

«Я не могу заставить его выйти». (Букв. «Я не выйду».)

  • ЕСЛИ (2;6,17)
      kal kama paj?

беременная

что

т-каа

УЖАСНО . 3 . СГ напиток

н-0-бадж?

ПРОГ - АБС . 3 . SG - отделка

tqal t-k’aʔ ma n-0-b’aj?

what ERG.3.SG-drink COMP PROG-ABS.3.SG-finish

«Что он пьет?» (Букв. «Что он допивает?»)

Двухлетние дети Мам произносят согласные /m, n, p, t, ch, k, ʔ, l, y и w/. Они производят /ʔ/ вместо голосовых остановок, /p/ вместо /ɓ/, /k/ вместо /ky/ и /q/, /ch/ вместо /tz/ и /tx/, / xh/ вместо /x/ и /l/ вместо /r/. Дети мам начинают произносить отрывные согласные после трех с половиной лет. [35] Раннее образование /ch/ и /l/ у мамы, а также позднее образование /s/ опровергает предсказания о том, что все дети имеют схожую фонологию из-за артикуляционного развития.

На приобретение морфологии у Mam сильно влияет просодия. Двухлетние дети отдают предпочтение образованию слогов в словах с основным ударением и чаще всего образуют слоги с формой CVC. Дети не всегда производят флективные префиксы к существительным и глаголам до достижения четырехлетнего возраста, хотя двухлетние дети часто производят глагольные суффиксы, включая суффиксы направления. Использование ими суффиксов направления является свидетельством того, что двухлетние дети Мам понимают сложные грамматические ограничения на использование направлений. Они различают использование направленных клитик и направленных суффиксов в изъявительных и повелительных глаголах. Двухлетние дети, говорящие на маме, пропускают энклитическое лицо в существительных и глаголах, несмотря на его высокую частоту использования в речи взрослых.

Следующие примеры иллюстрируют построение глагольных комплексов WEN. [36] В (1) WEN произвела гласную /a/ от корня глагола -q'a («дать»), повелительный суффикс -n и суффикс направления -tz как /xh/. (Многие направления имеют сокращенные формы в качестве суффиксов.). WEN опустил энклитику человека -a. В (2) WEN создал прогрессивный префикс n-, гласную /e/ от корня глагола -el («выйти»), ложный /n/ и суффикс направления -tz как /ch/. Непереходный глагол -el принадлежит к классу глаголов движения, которые имеют суффиксы направления. Непереходные глаголы, не относящиеся к классу глаголов движения, не имеют суффиксов направления, за исключением повелительного контекста. Глагол -el сокращается с суффиксом направления -tz, образуя основу -etz («выйти») в речи взрослых. Отсутствие в WEN энклитического лица и образование ложного согласного опровергают гипотезу о том, что дети производят формы, которые часто встречаются в речи взрослых.

  • ВЕНЬ (1;9,2)
      aanxh!

0-мальчик-приходит

ЭРГ . 2 . СГ -дай- ИМП . ТВ -туда- ENC

0-q’a-n-tzaj-a

ERG.2.SG-give-IMP.TV-hither-ENC

«Дай!»)

  • ВЕНЬ (1;8,21)
      nench.

n-0-выход

ПРОГ - АБС . 3 . SG -go_out-сюда

n-0-el-tzaj

PROG-ABS.3.SG-go_out-hither

«Она куда-то идет»)

Изготовление детьми суффиксов направления демонстрирует раннее понимание ими различия между непереходными и переходными глаголами в Mam. Это различие является основной особенностью грамматики Мам и лежит в основе эргативной морфологии глаголов и существительных. Семантическое разнообразие глаголов и позиционных предложений опровергает гипотезу о том, что дети используют прототипические сцены деятельности как основу для построения грамматических категорий. Грамматическая сообразительность детей лучше всего проявляется в использовании ими эргативных и абсолютных маркеров согласования глаголов. Дети произвели превокальные алломорфы эргативных маркеров почти во всех облигатных контекстах. Они произвели преконсонантальные алломорфы эргативных маркеров в 20% их обязательных контекстов. [37]

Двухлетние дети Мам демонстрируют замечательную осведомленность о контекстах, позволяющих расширить использование эргативных маркеров для перекрестных ссылок на предмет непереходных глаголов. Вне этих контекстов они последовательно создавали абсолютные маркеры лица для непереходных глаголов. Трое детей Мам дали маркеры эргативной личности на непереходных глаголах в половине обязательных контекстов расширенной эргативности (Pye, Pfeiler & Mateo Pedro 2013:323). Осведомленность детей о контекстах расширенного эргативного употребления тем более примечательна, что контексты привязаны к предложениям в зависимых контекстах, в которых аспект не выражен явно. [38] В следующем примере показано использование JOS расширенного эргативного обозначения (выделено жирным шрифтом) для непереходного глагола -ok («go_in») в предложении о цели, возглавляемом наречием ii («чтобы»). Создание детьми эргативных маркеров непереходных глаголов в зависимых контекстах опровергает теорию о том, что дети связывают эргативные маркеры с субъектами переходных глаголов во всех контекстах.

  • ЕСЛИ (2;6,14)
      i tok mahʔ.

я

так что

т -ок

ЭРГ . 3 . СГ -go_in

только...

КЛ

i t-ok mal...

so_that ERG.3.SG-go_in CL

«Чтобы было поставлено…»

Мамы двухлетних детей составляют предложения с порядком слов в начале сказуемого. Дети, как и взрослые, редко приводят подлежащее аргументации в переходных предложениях. Дети Мам демонстрируют эргативную модель производства аргументов, аналогичную модели взрослых. [39] Дети приводили предметные аргументы в 7 и менее процентах предложений с переходными глаголами. Дети приводили предметные аргументы в 40 процентах предложений с непереходными глаголами и объектные аргументы в 45 процентах предложений с переходными глаголами.

Данные о приобретении мам и других языков майя имеют глубокое значение для теории овладения языком. Дети демонстрируют ранние навыки изменения глаголов в языках с богатой морфологией, где просодическая структура языка подчеркивает морфологию. Использование детьми Mam направлений и расширенной эргативной маркировки показывает, что двухлетние дети способны правильно использовать сложные аффиксы в своих обязательных контекстах. Эта морфология определяет языковой облик ранних высказываний детей и направляет его развитие на более поздних стадиях.

REC:recent past AP:antipassive suffix PAS:passive suffix POT:potential aspect ABS:absolutive agreement (Set B) ERG:ergative agreement (Set A) DEP:dependent suffix DIR:directional ENC:person enclitic INTENS:intensive REL:relational noun PAT:patient TV:transitive verb IMP:imperative CL:noun classifier

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бэайль, Эдуардо Перес и др. Диалектное изменение в маме = Txʼixpubʼente tiibʼ qyool / Проект лингвистических исследований Оxlajuuj Keej Mayaʼ Ajtzʼiibʼ. Гватемала, Гватемала: Чолсамай, 2000.
  • Англия, Нора К. Грамматика мам, языка майя . Остин: Техасский университет Press, 1983.
  • Пуджбил йол мам / Кульбил Йол Твитц Паксил; K'ulb'il Yol Mam = Мамский словарь / Академия языков майя Гватемалы; Мамское лингвистическое сообщество . Гватемала, Гватемала: Кулбил Йол Твитц Паксил, 2003.
  • Рохас Рамирес, Максимилиано. Грамматика языка мам . Ла Антигуа-Гватемала, Гватемала: Лингвистический проект Франсиско Маррокина, 1993.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Мама в Ethnologue (24-е изд., 2021 г.) Значок закрытого доступа
  2. ^ Языки коренных народов и их носители в возрасте от 3 лет и старше, INEGI, 2020 г. Перепись населения и жилищного фонда 2020 года.
  3. ^ Каркамо, Синди (9 августа 2016 г.). «Древние языки майя создают проблемы для сегодняшних иммиграционных судов» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 24 ноября 2018 г.
  4. ^ Фарида Джабвала Ромеро (19 августа 2019 г.). «Рост гватемальской общины Окленда вызывает интерес к Маму» . PRI's Мир ПРИ Получено 22 . августа
  5. ^ Jump up to: а б с Англия, Нора К. (1983). Грамматика мам, языка майя . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  0292729278 . OCLC   748935484 .
  6. ^ Перес Вейл, Эдуардо Густаво (2004). Мам Педагогическая грамматика . Гватемала: Институт лингвистики и образования Университета Рафаэля Ландивара.
  7. ^ «Каталог национальных языков коренных народов: Северный Мам» .
  8. ^ «Каталог национальных языков коренных народов: Южный Мам» .
  9. ^ «Каталог национальных коренных языков: Мама границы» .
  10. ^ «Каталог национальных языков коренных народов: Мам дель Соконуско» .
  11. ^ Jump up to: а б Рамос Ортис, Никасио, Хуан Роландо Моралес де Леон, Хуан Родригес Перес (2013). Мам Дидактическая грамматика: второй цикл . Мексика: Национальный институт языков коренных народов. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Академия языков майя Гватемалы (2003 г.). Пуджбил Йол Мам: Мамский словарный запас .
  13. ^ Англия (1983:37–38).
  14. ^ http://www.utexas.edu/utpress/books/enggra.html Грамматика мам, языка майя, Нора К. Англия, University of Texas Press, 33 страницы
  15. ^ Англия, Нора К. (2017). Мэм . Языки майя: Лондон и Нью-Йорк: Routledge. стр. 500–532.
  16. ^ Англия (1983:93).
  17. ^ Англия (1983:38).
  18. ^ Англия (1983:56).
  19. ^ Англия (1983:161).
  20. ^ Англия (1983:40).
  21. ^ Англия (1983:259).
  22. ^ Англия (1983:58, 161–162).
  23. ^ Англия (1983:155).
  24. ^ Англия (1983:69).
  25. ^ Англия (1983:140).
  26. ^ Англия (1983:84).
  27. ^ Англия (1983:177).
  28. ^ Англия (1983:181).
  29. ^ Англия (1983:193).
  30. ^ Англия (1983:194).
  31. ^ Означает «Это X».
  32. ^ Означает: «X находится на месте».
  33. ^ * Пай, Клифтон (2021). «Документирование приобретения языков коренных народов». Журнал детского языка . 48 (3): 454–479. дои : 10.1017/S0305000920000318 . ПМИД   32500845 . S2CID   219327130 .
  34. ^ Пай, Клифтон (2017). Сравнительный метод исследования усвоения языка . Чикаго. ISBN  978-0-226-48128-9 . OCLC   975445255 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  35. ^ Пай, Клифтон, Матео, Педро, Пфейлер, Барбара и Стенгель, Дональд. (2017). Анализ вариаций в фонологии детей майя. Лингва 198:38–52. http://dx.doi.org/10.1016/j.lingua.2017.07.001
  36. ^ Пай, Клифтон и Пфейлер, Барбара. (2019). Освоение направлений на двух языках майя. Передний. Психол. 10:2442.
  37. ^ Ноги (2017).
  38. ^ Англия (1983:264).
  39. ^ Фут (2017: 224–225).

Библиография

[ редактировать ]
  • Перес, Эдуардо и Хименес, Одилио (1997). Введение в язык мам — грамматика мам . Общество.
  • Англия, Нора К. и Мартин, Лаура. (2003). Проблемы сравнительного анализа структуры аргументов в повествованиях майя. В книге Дж. В. Дюбуа, Л. Е. Кумпфа и В. Дж. Эшби (ред.), «Предпочитаемые структуры аргументов» , стр. 130–155. Джон Бенджаминс.
  • Пай, Клифтон (2017). Сравнительный метод исследования усвоения языка . Издательство Чикагского университета. ISBN  9780226481289 .
  • Пай, Клифтон (2021). «Документирование приобретения языков коренных народов». Журнал детского языка . 48 (3): 454–479. дои : 10.1017/S0305000920000318 . ПМИД   32500845 . S2CID   219327130 .
  • Пай, Клифтон, Пфейлер, Барбара и Матео Педро, Педро. (2013). Приобретение расширенной эргативности у Мама, Канджобала и Юкатека. В книге Эдит Л. Бэвин и Сабины Стилл (ред.), «Приобретение эргативности» , стр. 307–335. Джон Бенджаминс.
  • Пай, Клифтон, Матео, Педро, Пфейлер, Барбара и Стенгель, Дональд. (2017). Анализ вариаций в фонологии детей майя. Лингва 198:38–52. http://dx.doi.org/10.1016/j.lingua.2017.07.001
  • Пай, Клифтон и Пфейлер, Барбара. (2019). Освоение направлений на двух языках майя. Передний. Психол. 10:2442.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5318d52b8233dc7f336d2b0bdb7babc__1716838680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/bc/a5318d52b8233dc7f336d2b0bdb7babc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mam language - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)