Человек Текун
Человек Текун | |
---|---|
Рожденный | 1500? |
Умер | 20 февраля 1524 г. |
Человек Текун [ 1 ] (1500? — 20 февраля 1524) был одним из последних правителей народа киче-майя , проживающего в горной местности современной Гватемалы . Согласно анналам Какчикеля , он был убит испанским конкистадором Педро де Альварадо во время битвы с испанцами и их союзниками на подходе к Кесальтенанго 12 февраля 1524 года. 22 марта 1960 года Текун Уман был объявлен официальным национальным героем Гватемалы и является отмечается 20 февраля, в народную годовщину его смерти. Текун Умань вдохновил на самые разнообразные мероприятия: от изготовления статуй и стихов до пересказа легенды в форме фольклорных танцев и молитв. Несмотря на это, существование Текуна Умана недостаточно документально подтверждено, и оказалось трудно отделить этого человека от легенды.
Битва при Эль-Пинаре
[ редактировать ]В 1522 году Эрнан Кортес послал мексиканских союзников разведать регион Соконуско в низменности Чьяпаса , где они встретили делегации из Иксимче и Кумаркаджа в Тукспане; [ 2 ] оба могущественных горных королевства майя заявили о своей лояльности королю Испании . [ 3 ] Но союзники Кортеса в Соконуско вскоре сообщили ему, что киче и какчикель не лояльны и вместо этого преследуют союзников Испании в регионе. Кортес решил отправить Педро де Альварадо со 180 кавалеристами, 300 пехотинцами, арбалетами, мушкетами, 4 пушками, большим количеством боеприпасов и пороха, а также тысячами союзных мексиканских воинов из Тласкалы, Чолулы и других городов центральной Мексики; [ 4 ] они прибыли в Соконуско в 1523 году. [ 3 ]
Педро де Альварадо и его армия беспрепятственно продвигались вдоль побережья Тихого океана , пока не достигли реки Самала в западной Гватемале. Этот регион входил в состав королевства Киче , и армия Киче безуспешно пыталась помешать испанцам переправиться через реку. Переправившись через границу, конкистадоры разграбили близлежащие поселения, пытаясь терроризировать киче. [ 5 ] 8 февраля 1524 года армия Альварадо вела битву при Ксетулуле, который его мексиканские союзники называли Сапотитланом (современный Сан-Франциско Сапотитлан ). Несмотря на многочисленные ранения, нанесенные защищавшими Киче лучниками, испанцы и их союзники штурмовали город и разбили лагерь на рыночной площади. [ 6 ] Затем Альварадо повернул и направился вверх по реке, в горы Сьерра-Мадре , к центру Киче, пересекая перевал и попадая в плодородную долину Кесальтенанго. 12 февраля 1524 года мексиканские союзники Альварадо попали в засаду на перевале и были отброшены воинами киче, но последовавшая за этим атака испанской кавалерии стала шоком для киче, которые никогда раньше не видели лошадей. Кавалерия рассеяла киче, и армия переправилась в город Кселаджу (современный Кесальтенанго), но обнаружила, что он пуст. [ 7 ] Хотя общепринято мнение, что принц Киче Текун Уман погиб в более поздней битве возле Олинтепеке , испанские отчеты ясно показывают, что по крайней мере один, а возможно, и два лорда Кумаркаджа погибли в ожесточенных боях при первом приближении. в Кесальтенанго. [ 8 ] Говорят, что смерть Текуна Умана произошла в битве при Эль-Пинаре. [ 9 ] По местной традиции, его смерть произошла на Льянос-де-Урбина (Равнины Урбины), на подходе к Кесальтенанго, недалеко от современной деревни Кантель . [ 10 ] Педро де Альварадо в своем третьем письме Эрнану Кортесу описывает смерть одного из четырех лордов Кумаркаджа при подходе к Кесальтенанго. Письмо было датировано 11 апреля 1524 года и было написано во время его пребывания в Кумаркадже. [ 9 ]
Легенда
[ редактировать ]Легенды повествуют, что Текун Уман вступил в битву, украшенный драгоценными перьями кетцаля , и что его науаль (животный дух-проводник), также птица кетсаль, сопровождал его во время битвы. В разгар битвы Альварадо и Текун Уман встретились лицом к лицу, каждый с оружием в руках. Альварадо был облачен в доспехи и сидел на своем боевом коне. Поскольку лошади не были местными жителями Америки, а у народов Мезоамерики не было собственных вьючных животных, Текун Уман предположил, что они были одним существом, и убил лошадь Альварадо. Другая версия гласит, что он просто напал на лошадь, пытаясь сбить Альварадо с ног, не имея предварительно иллюзии, что человек и животное — одно и то же. Текун Уман быстро осознал свою ошибку и повернулся для второй атаки, но Альварадо вонзил копье в сердце противника. Науаль принца Киче, исполненный горя, приземлился на грудь павшего героя, окрасив перья его груди в красный цвет крови, и после этого умер. С этого дня все мужчины-кецали носят алую грудь, и с тех пор их песни не было слышно. Кроме того, если человека поместить в плен, он умрет, что делает кетцаль символом свободы. [ 11 ]
Другая версия утверждает, что существует гораздо более сложное противостояние религиозных и материальных сил. [ 12 ] В этой версии сам Текун Уман буквально превратился в кетцаля или, в некоторых вариантах, в орла, украшенного тремя коронами - золотой, алмазной и изумрудной. Другие туземцы пытались убить Альварадо, но его защитила могущественная девушка, обычно ассоциирующаяся с Девой Марией . Текун Уман призвал свою магию и, намереваясь убить Альварадо, убил лошадь Альварадо. Узнав, что он убил только зверя, а не человека, он попытался исправить свою ошибку, но был быстро пронзен копьем Альварадо. [ нужна ссылка ]
Другая версия гласит, что Текун Уман имел возможность убить Альварадо, но в конечном итоге потерпел неудачу и был убит одним из подчиненных Альварадо, солдатом, известным по имени Аргета. [ 13 ]
Местный фольклор окрестностей бывшей столицы Киче, Кумаркаджа, сохраняет мнение, что он был похоронен на небольшом археологическом участке Аталая , в 600 метрах (660 ярдов) от самого Кумаркаджа. [ 14 ]
Исторические свидетельства
[ редактировать ]Истинное существование исторической Текун Умани является предметом постоянных дискуссий. Одним из доказательств того, что он выжил, является письмо, написанное Альварадо Эрнану Кортесу. Однако письмо довольно скупо в деталях: Альварадо упоминает только о последовавшей битве: «в этом деле был убит один из четырех вождей города Утатлан , который был генерал-капитаном всей этой страны». [ 15 ] Альварадо не назвал имени генерала Киче; он также не упомянул, как и чьей рукой был убит этот человек. В нескольких других документах коренных народов описывается прибытие Альварадо на территорию, которая впоследствии стала Гватемалой, в том числе « Титуло Койой» , в котором битва описывается в терминах, аналогичных современной легенде. Этот документ также содержит самое раннее известное упоминание о лидере Киче как Текум Умаме . [ нужна ссылка ]
Пополь Вух [ 16 ] подтверждает наблюдения Бартоломе де лас Касаса и « Титуло де Тотоникапан» , в которых говорится, что четыре лорда правили киче во время испанского завоевания. Ожидалось, что первенец Хранителя коврика (самого могущественного из лордов) проявит себя, возглавив армию Киче, и ему был присвоен титул «нима раджпоп ачидж», тот же титул, который был присвоен Текуну Уману. в титуле Койой. Все это связано воедино генеалогией правителей Киче, приведенной в конце Попул Вух, и разделом «Титуло де Тотоникапан», где сын Хранителя Мата упоминается как « Текум ». во время прибытия Альварадо. [ нужна ссылка ]
Второе объяснение отсутствия более подробной информации в письме Альварадо заключается в том, что Текун Уман действительно сражался с одним из подчиненных Альварадо по имени Аргета. Это предположение основано на утверждении потомков Аргеты о том, что копье, которое они хранят как семейную реликвию своего предшественника, запятнано кровью героя Киче. [ 13 ]
Имя
[ редактировать ]Считается, что «Текун Умань», скорее всего, вообще не было именем правителя, а могло служить своего рода титулом. Самое раннее зарегистрированное появление этого имени находится в Título C'oyoi , в котором он упоминается как «нима раджпоп ачидж аделантадо Текум умам рей киче' дон кикаб». В переводе эта фраза означает: « великий капитан-генерал Текум, внук короля киче дона Кикаба ». Поэтому слово «уман» или «умам» просто означает «внук» и не является частью Имя Текуна вообще. Было высказано предположение, что «умам» могло быть отсылкой к его генеалогии, или же это имя могло быть первоначально получено от другого титула, данного герою, «кук'умам», что означает « древний из перьев кетцаля ». или оно могло произойти от местного названия известного местного вулкана: « Тейокуман ». [ 13 ]
Танец завоевания
[ редактировать ]Гватемальский Baile de la Conquista (« Танец завоевания ») — традиционный танец, заимствовавший свою структуру из испанского Baile de los Moros (« Танец мавров »), посвященного изгнанию мавров из Испании. Известно, что этот танец исполнялся в некоторых регионах колониальной Латинской Америки в то время, когда католические священники поощряли его использование, чтобы помочь им в обращении различного коренного населения. [ нужна ссылка ]
В Гватемале танец рассказывает о первых событиях завоевания, в центре которого находится противостояние между Текуном Уманом и Педро де Альварадо, которое, в свою очередь, служит символом гораздо более масштабного конфликта, в котором они были вовлечены. Танец воспроизводит вторжение Альварадо и завоевание Гватемалы. В соответствии с традициями Бэйле де лос Морос роль мавританского принца заменена ролью Текуна Умана. Поэтому было высказано предположение, что структура танца заставила их создать лидера для местных армий, а Текун Уман был создан специально для этой цели. [ 13 ] Этой теории обычно не доверяют в свете наблюдения, что такие документы, как Título K'oyoi, появились задолго до первых исполнений Baile de la Conquista. [ 17 ]
Национальный герой
[ редактировать ]Текун Уман был объявлен Национальным героем Гватемалы 22 марта 1960 года и ежегодно отмечается 20 февраля за храбрость и достоинство, которые он продемонстрировал в противостоянии испанским конкистадорам. [ 18 ] В число тезок Текуна Умана входит небольшой городок в департаменте Сан-Маркос на границе Гватемалы и Мексики, а также бесчисленные отели, рестораны и испанские школы по всей Гватемале. Он также увековечен в стихотворении Мигеля Анхеля Астуриаса, носящем его имя. [ 19 ] Несмотря на его популярность, его время от времени отвергают активисты культуры майя, которые считают его статус национального героя источником иронии, учитывая долгую историю жестокого обращения с коренным населением Гватемалы. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Серро-Квиак
- Кайбил Балам
- Tecunumania — род цветковых растений, принадлежащих к семейству тыквенных , названный в честь короля. [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Альтернативные транслитерации включают Текун Уман, Текум Уман, Текум Умам, Текун Умам и т. д.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 763. Ресталл и Ассельбергс 2007, с. 3.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 763. Ловелл 2005, с. 58. Мэтью 2012, стр. 78-79.
- ^ Ресинос 1952, 1986, с. 65. Галл 1967, стр. 40–41.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр. 764. Галл 1967, с. 41.
- ^ Галл 1967, стр. 41–42. Диас дель Кастильо 1632, 2005, с. 510.
- ^ Jump up to: а б Ресталл и Ассельбергс 2007, стр. 9, 30.
- ^ Корнехо Сэм 2009, стр. 269–270.
- ^ Разнообразие животных - Великолепный Кетцаль
- ^ Подлинные майя: Текун Уман, Педро де Альварадо и Дева Мария. Архивировано 5 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Текум Умам: мифический или исторический персонаж? (ИСПАНСКИЙ) Архивировано 13 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Кармак 2001, стр. 222-223.
- ^ Педро де Альварадо. 1969. Отчет о завоевании Гватемалы в 1524 году Педро де Альварадо. Седли Дж. Маки, изд. Нью-Йорк: Kraus Reprint Co.
- ^ Деннис Тедлок. 1996. Пополь Вух: Полное издание Книги майя о заре жизни и славе богов и королей. ISBN 0-684-81845-0
- ^ [Барбара Боде. 1961. Танец завоевания Гватемалы. Новый Орлеан: Среднеамериканский исследовательский институт, Тулейнский университет.]
- ^ «Памятник Текуну Уману - журнал Revue» . Журнал Ревю . 9 сентября 2011 г. Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ ВИРТУАЛЬНОЕ СЛОВО: Текун Уман, Мигель Анхель Астуриас
- ^ КУЛЬТУРНОЕ ВЫЖИВАНИЕ: Гватемала - Все индейцы, когда настал случай
- ^ « Tecunumania Standl. & Steyerm. | Растения мира онлайн | Kew Science» . Растения мира онлайн . Проверено 14 ноября 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кармак, Роберт М. (2001a). Эволюция леса: Эволюция Лесного королевства (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-22-2 . ОСЛК 253481949 .
- Корнехо Сэм, Мариано. Кантель (Кантель): Культурно-историческое наследие города Успения Богоматери Кантель: Цион'элил ехба'л кех ай кнтелаб «Земля ветра и тумана» (на испанском языке). Кесальтенанго, Гватемала.
- Диас дель Кастильо, Берналь (2005) [1632]. Правдивая история завоевания Новой Испании (на испанском языке). Мехико, Мексика: Editores Mexicanos Unidos, SA ISBN 968-15-0863-7 . ОСЛК 34997012 .
- Галл, Фрэнсис (июль – декабрь 1967 г.). «Гонсало де Альварадо, завоеватели Гватемалы». Анналы Общества географии и истории (на испанском языке). XL . Город Гватемала, Гватемала: Общество географии и истории Гватемалы . OCLC 72773975 .
- Ловелл, В. Джордж (2005). Завоевание и выживание в колониальной Гватемале: историческая география нагорья Кучуматан, 1500–1821 гг. (3-е изд.). Монреаль, Канада: Издательство Университета Макгилла-Куина . ISBN 0-7735-2741-9 . OCLC 58051691 .
- Мэтью, Лаура Э. (2012). Воспоминания о завоевании: стать мексиканцем в колониальной Гватемале (в твердом переплете) . Первые народы. Чапел-Хилл, Северная Каролина, США: Издательство Университета Северной Каролины . ISBN 978-0-8078-3537-1 . OCLC 752286995 .
- Ресинос, Адриан (1986) [1952]. Педро де Альварадо: Завоеватель Мексики и Гватемалы (на испанском языке) (2-е изд.). Гватемала: Национальный центр учебников и учебных материалов CENALTEX «Хосе де Пинеда Ибарра». OCLC 243309954 .
- Рестолл, Мэтью ; Флорина Ассельбергс (2007). Вторжение в Гватемалу: отчеты испанцев, науа и майя о завоевательных войнах . Юниверсити-Парк, Пенсильвания, США: Издательство Пенсильванского государственного университета . ISBN 978-0-271-02758-6 . OCLC 165478850 .
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е изд.). Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Циклопедия американской биографии Эпплтона . 1889 г. .