Сакапулы
Сакапулы | |
---|---|
Муниципалитет | |
![]() Муниципальное здание в Сакапуласе | |
Координаты: 15 ° 17'21 ″ с.ш. 91 ° 5'21 ″ з.д. / 15,28917 ° с.ш. 91,08917 ° з.д. | |
Страна | ![]() |
Отделение | ![]() |
Муниципалитет | Сакапулы |
Правительство | |
• Тип | Муниципальный |
• Мэр (2016–2020 гг.) | Нери Рауль Кинтана Ортис [ 1 ] (А) |
Область | |
• Муниципалитет | 114 квадратных миль (294 км²) 2 ) |
Высота | 3900 футов (1200 м) |
Население (перепись 2018 г.) [ 2 ] | |
• Муниципалитет | 52,620 |
• Плотность | 460/кв. миль (180/км) 2 ) |
• Городской | 12,225 |
• Этническая принадлежность | Сакапультек Киче Ладино |
• Религии | Римский католицизм Евангелизм Майя |
Климат | Являюсь |
Сакапулас — город и муниципалитет в гватемальском департаменте Эль -Киче .
История
[ редактировать ]Доиспанская эпоха
[ редактировать ]Обеспокоенный бегством главы семьи адж Кубул, который увез свою семью в поисках плодородных и, прежде всего, мирных земель, король киче послал группу солдат, чтобы контролировать каждую одно их движение. Он боялся, что адж Кубул будет искать подкрепления из других этнических групп в этом районе, чтобы сформировать сильную армию, а затем атаковать киче. Воины поселились к востоку от Адж Кубула, и, поскольку последний уехал в поисках мира и спокойствия, они представляли собой очень мирное сообщество. И именно это воины сообщают царю Киче, успокаивая его, говоря, что ему не следует беспокоиться об изгнанной группе, так как они действительно мирные. [ 3 ]
Со временем воины киче поняли, что жизнь адж Кубула сильно отличается от той, которую они привыкли вести под правлением своего короля, поскольку они просто работали на своей земле и урожае, а затем наслаждались своими семьями, не беспокоясь о вторжении или вызове на войну. Поэтому они вернулись в место своего происхождения, Тухальдж (Сакапулас и Канилья )), но только для того, чтобы забрать свои семьи, а затем поселились в новой общине, где они когда-то были размещены, чтобы присматривать за ай Куб'. ул. [ а ]
Кампании в Кучуматанах
[ редактировать ]
В течение десяти лет после падения Закулеу различные испанские экспедиции переправились в Сьерра-де-лос-Кучуматанес и занялись постепенным и сложным завоеванием Чуджа и Канджобала . [ 4 ] Испанцев привлекал этот регион в надежде добыть золото, серебро и другие богатства в горах, но их удаленность, сложный рельеф и относительно небольшая численность населения сделали их завоевание и эксплуатацию чрезвычайно трудными. [ 5 ] По оценкам, до контакта с европейцами население кучуматанов составляло 260 000 человек. К тому времени, когда испанцы физически прибыли в регион, их число упало до 150 000 из-за последствий болезней Старого Света, которые опередили их. [ 6 ]
Успантан и Иксиль
[ редактировать ]После того, как западная часть Кучуматанов перешла к испанцам, майя Иксиль и Успантек оказались достаточно изолированы, чтобы уклоняться от немедленного внимания Испании. Успантек и Иксиль были союзниками, и в 1529 году, через четыре года после завоевания Уэуэтенанго, воины Успантека преследовали испанские войска, а Успантан пытался разжечь восстание среди киче. Деятельность Успантека стала настолько неприятной, что испанцы решили, что военные действия необходимы. Гаспар Ариас , магистрат Гватемалы, проник в восточные Кучуматаны с шестьюдесятью испанскими пехотинцами и тремястами союзными местными воинами. [ 7 ] К началу сентября он установил временную испанскую власть над иксильскими городами Чаджул и Небай . [ 8 ] Затем испанская армия двинулась на восток, к самому Успатану; Затем Ариас получил уведомление о том, что исполняющий обязанности губернатора Гватемалы Франсиско де Ордунья сместил его с поста магистрата. Ариас передал командование неопытному Педро де Олмосу и вернулся, чтобы противостоять де Ордунье. Хотя его офицеры и советовали этого не делать, Олмос начал катастрофическую полномасштабную лобовую атаку на город. Как только испанцы начали наступление, они попали в засаду с тыла, устроенную более чем двумя тысячами воинов-успантеков. Испанские войска были разбиты с большими потерями; многие из их местных союзников были убиты, и многие другие были захвачены живыми воинами Успантека только для того, чтобы быть принесенными в жертву на алтаре своего божества Эксбаламкена . Выжившие, которым удалось избежать плена, с боем вернулись к испанскому гарнизону в Кумаркадже. [ 9 ]
Год спустя Франсиско де Кастельянос отправился из Сантьяго-де-лос-Кабальерос-де-Гватемала (к настоящему времени перенесенного в Сьюдад-Вьеха) в еще одну экспедицию против Иксиля и Успантека, возглавив восемь капралов, тридцать два кавалериста, сорок испанских пехотинцев и несколько сотен союзных местных воинов. . Экспедиция остановилась в Чичикастенанго и набрала дополнительные силы, прежде чем пройти семь лиг на север, к Сакапуласу, и подняться на крутые южные склоны Кучуматанес. На верхних склонах они столкнулись с отрядом в четыре-пять тысяч воинов-иксилов из Небая и близлежащих поселений. Последовала длительная битва, в ходе которой испанской кавалерии удалось обойти армию Иксиля с фланга и заставить ее отступить в свою крепость на вершине горы Небай. Испанские войска осадили город, а их союзникам из числа коренного населения удалось перелезть через стены, проникнуть в крепость и поджечь ее. Многие защищавшиеся воины Иксиля отступили, чтобы тушить огонь, что позволило испанцам штурмовать вход и прорвать оборону. [ 9 ] Победившие испанцы окружили выживших защитников, и на следующий день Кастелланос приказал заклеймить их всех как рабов в наказание за сопротивление. [ 10 ] Жители Чаджула немедленно капитулировали перед испанцами, как только до них дошли новости о битве. Испанцы продолжили путь на восток в сторону Успантана и обнаружили, что его защищают десять тысяч воинов, включая войска из Котцаля , Кунен , Сакапуласа и Верапаса. Испанцы едва смогли организовать оборону, как обороняющаяся армия атаковала. Несмотря на значительное превосходство по численности, размещение испанской кавалерии и огнестрельного оружия испанской пехоты в конечном итоге решило исход битвы. Испанцы захватили Успантан и снова заклеймили всех выживших воинов как рабов. Окружающие города также сдались, и декабрь 1530 г. ознаменовал окончание военного этапа завоевания Кучуматанов. [ 11 ]
Завоевание Тихого океана монахами-доминиканцами
[ редактировать ]Во время своего второго визита в Гватемалу в 1537 году монах Бартоломе де лас Касас ОП хотел использовать свой новый метод обращения, основанный на двух принципах: 1) проповедовать Евангелие всем людям и обращаться с ними как с равными, и 2) утверждать это обращение должно быть добровольным и основанным на знании и понимании Веры. Лас Касасу было важно, чтобы этот метод был опробован без вмешательства светских колонистов, поэтому он выбрал территорию в самом сердце Гватемалы, где не было предыдущих колоний и где туземцы считались свирепыми и воинственными. Поскольку завоевать эту землю военным путем не удалось, губернатор Гватемалы Алонсо де Мальдонадо согласился подписать контракт, пообещав, что в случае успеха предприятия он не будет создавать в этом районе новых энкомьенд. Группа монахов Лас Касаса установила доминиканское присутствие в Рабинале , Сакапуласе и Кобане , доходя до Чахала . Усилиями миссионеров Лас Касаса так называемая «Земля войны» стала называться «Земля войны». Верапас », «Истинный мир». Стратегия Лас Касаса заключалась в том, чтобы научить христианским песням купцов-индийских христиан, которые затем отважились проникнуть в этот район. Таким образом, ему удалось обратить в свою веру нескольких местных вождей, в том числе из Атитлана и Чичикастенанго , и построить несколько церквей на территории под названием Альта Верапас . Они собрали группу индейцев-христиан на месте нынешнего города Рабиналь . [ 12 ] В 1538 году Лас Касас был отозван из миссии епископом Франсиско Маррокином, который хотел, чтобы он отправился в Мексику, а затем в Испанию, чтобы найти больше доминиканцев для помощи в миссии. [ 13 ]
Монастырь и учение Ордена проповедников
[ редактировать ]
После завоевания испанская корона сосредоточила внимание на католической идеологической обработке местных жителей. Населенные пункты, основанные королевскими миссионерами в Новом Свете, назывались «Индийскими доктринами» или просто « доктринами ». Первоначально у монахов были лишь временные миссии: обучать туземцев католической вере, а затем передавать поселения светским приходам, точно так же, как те, что существовали в то время в Испании; монахи должны были обучать испанскому языку и католицизму туземцев . А когда туземцы были готовы, они могли начать жить в приходах и вносить обязательную десятину, как жители Испании. [ 14 ]
Но этот план так и не был реализован, главным образом потому, что испанская корона потеряла контроль над регулярными орденами , как только ее монахи взяли курс на Америку. Прикрываясь своими апостольскими привилегиями, предоставленными для обращения туземцев в католичество, миссионеры выполняли только их приказы местных властей, но никогда — приказы испанского правительства или светских епископов. Приказы местных властей, в свою очередь, касались только своего собственного порядка, а не испанской короны. Как только доктрина была установлена, они защищали свои собственные экономические интересы, даже против интересов короля, и, таким образом, доктрины стали индейскими городами, которые остаются неизменными для остальной части испанской колонии.
Доктрины были основаны по усмотрению монахов, учитывая, что они имели полную свободу заселять общины при условии, что основной целью было в конечном итоге передать их в светский приход, который будет получать десятину от епископа. На самом деле произошло то, что доктрины бесконтрольно разрастались и никогда не переносились ни в один светский приход; они формировались вокруг того места, где у монахов был свой монастырь, и оттуда отправлялись проповедовать в поселения, принадлежащие к учению и называвшиеся «приложениями», «посещениями» или «посещающими городами». Таким образом, доктрины имели три основные характеристики:
- они были независимы от внешнего контроля (как церковного, так и светского)
- управлялась группой монахов
- имел относительно большее количество приложений. [ 14 ]
Основной характеристикой доктрин было то, что ими управляла группа монахов, поскольку это гарантировало, что система общины продолжит свое существование без каких-либо проблем после смерти одного из ее членов. [ 15 ]
В 1638 году Орден проповедников разделил свои обширные доктрины — что означало для них большие экономические выгоды — на группы, сосредоточенные вокруг каждого из шести монастырей, включая монастырь Сакапулас: [ 16 ]
Монастырь | Доктрины | Монастырь | Доктрины |
---|---|---|---|
Гватемала | Аматитлан | ||
Верапас | |||
сонсоната |
| ||
Сан-Сальвадор |
|
Сакапулы |
|
В 1754 году Ордену проповедников пришлось передать все свои доктрины и монастыри светскому духовенству в рамках реформ Бурбонов. [ 17 ]
После обретения независимости Центральной Америкой
[ редактировать ]После обретения Центральной Америкой независимости в 1821 году началась Гражданская война в Центральной Америке между консерваторами, которые хотели сохранить регулярные порядки и аристократов под контролем, и либералами, которые хотели их изгнать. В 1829 году, после победы генерала Франсиско Морасана , консервативный режим Мариано де Айчинена-и-Пиньоля был свергнут, а его семья, связанное с ней и регулярное духовенство были изгнаны из Центральной Америки, оставив после себя только светских священников, хотя и сильно ослабленных. учитывая, что обязательная десятина была отменена. [ 18 ] Это сильно повлияло на Сакапуласа, поскольку Орден проповедников был вынужден покинуть страну, оставив свои доктрины и монастырь. [ 19 ]
После того, как консерваторы вернули власть в 1840 году, регулярное духовенство вернулось в Гватемалу, но им не удалось вернуть себе старую собственность. [ 18 ] Но они были снова изгнаны после Либеральной революции 1871 года , а с созданием департамента Киче в 1872 году Сакапулас был повышен до категории муниципалитета. [ 19 ]
Гражданская война в Гватемале
[ редактировать ]Во время гражданской войны в Гватемале Сакапулас оказался в районе, где Ejército Guerrillero de los Pobres действовала — одна из партизанских организаций, действовавших в Гватемале. Эта организация оправдывала свои террористические нападения на частную и государственную инфраструктуру тем, что они затрагивают только экономические интересы как государства, так и производственного сектора страны и делают гватемальскую армию более уязвимой. В заключительном отчете Комиссии по историческому вещанию бывшие члены EGP заявили, что «разрушения инфраструктуры только в рамках концепции разрушения инфраструктуры страны с целью нанесения ущерба стране не произошло. Всегда было объяснение... в контексте войну, которую мы вели в то время и в контексте тактического момента, когда мы собирались взорвать мост, да, мы собирались взорвать его, чтобы армия не могла пройти и остановить его от варварства... прекратить его наступление и отступить. Но из Нентона на север шоссе было закрыто [конец 1981 - начало 1982 года], армия не проникла, ни один орган власти не вошел, а телеграфные столбы - еще одно существовавшее средство связи - были снесены. ". [ 20 ] «Когда мы отключили электричество в некоторых (армейских) казармах, электричество было отключено и в ближайших городах и деревнях, что вызвало недовольство населения. После этого диверсии стали обычным явлением с целью создать хаос по всей стране и подготовить условия для предвосстанное состояние». [ 21 ]
Атаки EGP, затронувшие Кунен, были:
Дата | Цель | Результат |
---|---|---|
16 ноября 1981 г. | Объекты Государственного энергетического института в Санта-Крус-дель-Киче | Без электричества остались все близлежащие муниципалитеты. [ 22 ] |
18 декабря 1981 г. | «Сокровище» Брюдж в департаменте Киче | Мост был полностью разрушен, что лишило армию доступа. [ 23 ] |
21 декабря 1981 г. | Здание ратуши Кунен и телеграф | Подожгите здания, чтобы уничтожить все записи гражданского состояния. [ 24 ] |
19 января 1982 г. | Объекты Государственного энергетического института в Санта-Крус-дель-Киче | Без электричества остались все близлежащие муниципалитеты. [ 22 ] |
27 января 1982 г. | Мосты, ведущие в Сан-Мигель -Успантан , Небай и Чаджул в департаменте Киче. | Полностью разрушены оба моста, лишив армии доступа. [ 23 ] |
Чтобы контратаковать партизанское наступление после победы Сандинистской революции в Никарагуа в 1979 году, правительство генерала Лукаса Гарсиа начало собственное наступление «Выжженная земля» в районе, контролируемом Партизанскими эхерсито де лос Побрес , — Чаджул , Небай и Искан в департаменте Киче, т. е. сельскохозяйственном и нефтедобывающем регионе Северной трансверсальной полосы ; В рамках этого наступления имели место интенсивные нападения на гражданские общины, приведшие к массовым убийствам, которые были должным образом зарегистрированы как в REHMI, так и в [ 25 ] и заключительные отчеты Комиссии по выяснению истории . [ 25 ] [ 26 ]
В некоторых случаях массовые убийства происходили либо в особый день для общины, либо во время крупномасштабных операций с участием крупных военных сил и авиационной поддержки. Самолеты бомбили определенные зоны; по крайней мере, одна из каждых девяти общин пострадала от бомбардировки, связанной с резней, либо в предыдущие, либо в последующие дни. Районами, подвергшимся более сильным бомбардировкам, были треугольник Иксиль и Сакапулас, некоторые части департамента Баха Верапас , а также департамент Уэуэтенанго . [ 25 ] После нападения такого рода обычно до 40% выжившего населения покидали город, чтобы выжить, отправляясь в горы, в изгнание в Мексику или в другое поселение. Население майя-киче, искавшее убежища в горах, было названо армией «партизанами», которые ужесточали вокруг них военный контроль и проводили постоянные нападения, из-за которых им приходилось крайне нуждаться в пище или медицинской помощи. Эти люди оставались в горах почти два года, пока наконец не переехали в Лас-Гуакамайас, где оказались в изоляции из-за военного давления. Множество людей умерло от голода. [ 25 ]
В частности, в Сакапуласе вооруженные силы штата могли совершить следующие массовые убийства: [ 25 ]
Дата | Расположение |
---|---|
апрель 1980 г. | Деревня Парракстут |
апрель 1980 г. | Деревня Рио Бланко |
Сентябрь 1981 г. | деревня Цунунул |
декабрь 1981 г. | деревня Гуантахау |
февраль 1982 г. | Деревня Тьерра-Колорада |
Март 1982 г. | Деревня Парракстут |
Март 1982 г. | Деревня Тьерра Кальенте |
Март 1982 г. | Вилла Сакапулас |
Май 1982 г. | деревня Гуантахау |
Май 1982 г. | Вилла Сакапулас |
август 1982 г. | Деревня Рио Бланко |
апрель 1983 г. | Деревня Салинас Магдалена [ 25 ] |
21 век
[ редактировать ]В 2006 году Сакапулас был соединен новой асфальтированной дорогой с Агуакатаном и Небаем . Эта дорога даст всему региону новый доступ к рынкам и возможностям для экономического развития.
Археологический памятник
[ редактировать ]Ксутикстиокс (или Чутикс Тиокс, Чотаксиокс) — археологический памятник, расположенный в Сакапуласе. [ 27 ]
Климат
[ редактировать ]В Сакапуласе тропический климат саванны ( Кеппен : Aw ).
Климатические данные для сакапул (1991–2020 гг.) |
---|
Географическое положение
[ редактировать ]Сакапулас окружен преимущественно Эль-Киче муниципалитетами .
См. также
[ редактировать ]Портал Гватемалы
Географический портал
- Бартоломе де лас Касас
- Киш
- Гражданская война в Гватемале
- Луис Рака
- Испанское завоевание Гватемалы
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Это подтвердил Антонио Родригес из Сакапуласа, который был свидетелем контактов его семьи с Рабиналем , Сан-Мигелем Чикахем и Саламой в 1950-х годах. Они знали, что их семьи связаны родственниками, и всегда привозили продукцию Сакапула в эти муниципалитеты. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Избранные мэры департамента Киче» . Муниципалитеты Гватемалы (на испанском языке). Гватемала. 10 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2015 года . Проверено 7 октября 2015 г.
- ^ Citypopulation.de Население департаментов и муниципалитетов Гватемалы.
- ^ Jump up to: а б Ц'унун, Франсиско Луис; Чом, Мигель Антрет; Терга, Рикардо (н. д.). Транскрипция устной традиции Кубулько (на испанском языке). Гватемала.
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Лимон Агирре 2008 , с. 10.
- ^ Лимон Агирре 2008 , с. 11.
- ^ Ловелл 2005 , с. 71
- ^ Ловелл 2005 , с. 64
- ^ Ловелл 2005 , стр. 64–65.
- ^ Jump up to: а б Ловелл 2005 , с. 65
- ^ Ловелл 2005 , стр. 65–66.
- ^ Ловелл 2005 , с. 66
- ^ Вагнер и Пэриш 1967 , стр. 86–93.
- ^ Вагнер и Пэриш 1967 , стр. 94–95.
- ^ Jump up to: а б ван Осс 1986 , стр. 53.
- ^ ван Осс 1986 , стр. 54.
- ^ Jump up to: а б Белаубре 2001 , с. 39
- ^ Хуаррос 1818 , с. 338.
- ^ Jump up to: а б Гонсалес Дэвисон, Фернандо (2008). Бесконечная гора; Каррера, каудильо Гватемалы (на испанском языке). Гватемала: Артемида и Эдинтер. стр. 4–15. ISBN 978-84-89452-81-7 .
- ^ Jump up to: а б «История Кунен» . Cunén.com (на испанском языке). Гватемала. Архивировано из оригинала 1 августа 2015 года . Проверено 22 июля 2015 г.
- ^ Комиссия по разъяснению истории: Том IV 1999 , стр. Раздел 250.
- ^ Комиссия по разъяснению истории: Том IV 1999 , стр. Статья 244.
- ^ Jump up to: а б Комиссия по разъяснению истории: Том IV 1999 г. , с. Статья 245.
- ^ Jump up to: а б Комиссия по разъяснению истории: Том IV 1999 г. , с. Статья 246.
- ^ Комиссия по разъяснению истории: Том IV 1999 , стр. Статья 238.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Отчет РЕХМИ. «Межепархиальный проект по восстановлению исторической памяти» . Fundación Acción Pro-Human Rights (на испанском языке). Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ Комиссия по разъяснению истории: обострение (1999). «Усиление насилия и милитаризация государства (1979-1985)» . Гватемала: Память молчания . Программа «Наука и права человека», Американская ассоциация содействия развитию науки. Архивировано из оригинала (интернет-издание) 6 мая 2013 года . Проверено 20 сентября 2014 г.
- ^ «Сакапулы» . ЧИРМА (на испанском языке). Гватемала. Архивировано из оригинала 18 декабря 2012 года . Проверено 22 сентября 2013 г.
- ^ «Климатические нормы Всемирной метеорологической организации на 1991-2020 годы — Сакапулы» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б СЕГЕПЛАН. «Муниципалитеты Киче, Гватемала» . Генеральный секретариат планирования и программирования при президенте республики (на испанском языке). Гватемала. Архивировано из оригинала 2 июля 2015 года . Проверено 30 июня 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Белаубре, Кристопоэ (2001). «Власть и социальные сети в Центральной Америке: на примере Доминиканского ордена (1757-1829)» (PDF) . Мезоамерика (на испанском языке). 41 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2015 года.
- Комиссия по разъяснению истории: Том IV (1999). «Нападения на муниципальные штабы» . Гватемала: Память о молчании (на испанском языке). Программа «Наука и права человека», Американская ассоциация содействия развитию науки. Архивировано из оригинала (интернет-издание) 6 мая 2013 года . Проверено 20 сентября 2014 г.
- Хуаррос, Доминго (1818). Сборник истории города Гватемала (на испанском языке). Гватемала: Игнасио Бетета.
- Лимон Агирре, Фернандо (2008). «Гражданство народа чудж в Мексике: негативная диалектика идентичностей» (PDF) (на испанском языке). Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Мексика: Коллегия де ла Фронтера-Сур – отделение Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2012 г. Проверено 15 сентября 2011 г.
- Ловелл, В. Джордж (2005). Завоевание и выживание в колониальной Гватемале: историческая география нагорья Кучуматан, 1500–1821 гг. (3-е изд.). Монреаль, Канада: Издательство Университета Макгилла-Куина . ISBN 0-7735-2741-9 . OCLC 58051691 .
- ван Осс, Адриан К. (1986). Католический колониализм: приходская история Гватемалы, 1524–1821 гг . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521527125 .
- Вагнер, Генри Рауп; Пэриш, Хелен Рэнд (1967). Жизнь и сочинения Бартоломе де Лас Касаса . Издательство Университета Нью-Мексико.