Белградская синагога
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2024 г. ) |
Белградская синагога Синагога Суккат Шалом | |
---|---|
| |
Религия | |
Принадлежность | Ортодоксальный иудаизм |
Обряд | Нусач Ашкеназ |
Церковный или организационный статус |
|
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Улица Маршала Бирюзова 19, Белград , Старый Град , Обиличев Венац |
Страна | Сербия |
Расположение синагоги в Сербии | |
Географические координаты | 44 ° 48'55 "N 20 ° 27'26" E / 44,8153 ° N 20,4572 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) |
|
Тип | Архитектура синагоги |
Стиль | неоклассический |
Дата установления | 1 октября 1869 г. (как собрание) |
Новаторский | 15 мая 1924 г. |
Завершенный | 1929 |
Материалы | Кирпич |
Веб-сайт | |
Белградсинагога | |
Официальное название | Синагога «Сукат Шалом» в Белграде |
Тип | Недвижимые культурные ценности |
Критерии | Памятник культуры |
Назначен | 31 мая 2013 г. |
Справочный номер. | СК 2117 |
[ 1 ] |
Белградская синагога ( сербский : Белградская синагога ), официально Синагога Суккат Шалом ( сербский : Белградская синагога ), — ортодоксальная еврейская община и синагога , расположенная в центре Белграда , недалеко от площади Обиличева Венаца и центральной главной улицы Князя Михайлова в Сербии .
Синагога Суккат Шалом была объявлена памятником культуры в апреле 2013 года. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Историю евреев Белграда можно задокументировать со времени османского завоевания Белграда в 1521 году; вскоре после этого, в середине 1500-х годов, евреи-сефарды начали селиться в больших количествах: по данным переписи 1567 и 1573 годов, здесь действовало несколько еврейских общин и три синагоги. В 17 веке еврейская община поселилась в районе набережной Дуная, известном как Джалидже (от тюркского yalı, букв. «берег»). Жизнь евреев стала улучшаться после того, как Сербия встала на путь независимости в первой половине XIX века, и после Берлинского конгресса (1878 г.) им были предоставлены равные гражданские права.
Поселение евреев-ашкенази в Белграде восходит к 18 веку, но в середине 19 и первой половине 20 века община значительно выросла. 1 октября 1869 года была основана отдельная ашкеназская община и в двадцати статьях был изложен «Устав еврейской ашкеназской общины» (так называлась создававшаяся община), который, среди прочего, предусматривал основание школы и место поклонения. Его одобрение городской администрации заложило формальную основу для новой общины ашкенази. Сначала община арендовала здание на улице Космайской (ныне Маршала Бирюзова ) для своих религиозных, административных, культурных и других нужд. Сбор средств для поддержки строительства специально построенного, более функционального здания начался накануне Первой мировой войны , но краеугольный камень с запечатанной внутри него хартией на пергаменте, подписанной королем Александром и королевой Марией , был торжественно заложен только после войны, 15 июня 1924 года. На церемонии присутствовали посланники короля и правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев , представители еврейских общин, различных корпораций, председатель Национального собрания и главный раввин доктор Алкалай .
Архитектура
[ редактировать ]План строительства был утвержден в 1923 году. Строительство началось 15 мая 1924 года и продолжалось до 27 ноября 1929 года. Здание синагоги, спроектированное архитектором Франьо Урбаном при содействии Милана Шланга, было завершено в 1926 году. В 1929 году интерьер был реконструирован по проекту. архитектора Милутина Йовановича. До 1941 года он функционировал как место поклонения сербско-еврейской конгрегации ашкеназского обряда.
В 1941–44 во время нацистской оккупации Белграда здание было осквернено и превращено в публичный дом. После войны ей была восстановлена первоначальная функция синагоги для обеих общин белградских евреев.
Здание спроектировано в стиле академизма с преобладанием элементов неоренессанса . В разрезе показаны полуподвал, первый этаж, галерея первого этажа и два верхних этажа. Интерьер был спроектирован так, чтобы объединить несколько функций в ответ на различные потребности еврейской общины: помещения для богослужений, образования, офисов и жилых помещений. Эта концепция основана на религиозной и социальной роли синагоги, которая должна сочетать в себе три основные функции: места поклонения, места учебы и места общественных собраний. В полуподвале расположены кошерная кухня, столовая и служебные помещения. Центральная зона первого этажа с галереей, предназначенная для ритуальных целей, выдающаяся как в символическом, так и в религиозном отношении. Сбоку, отделенные стеной, расположены офисы, кабинет и конференц-зал. На двух верхних этажах расположены жилые помещения. Молитвенное пространство разделено двумя рядами колонн, поддерживающих галерею. фасада Фасад симметричен и пропорционален, декоративный акцент размещен на фронтоне. Щит Давида — шестиконечная звезда, заключенная в окулус. Центральная часть фасада состоит из четырех высоких круглых арочных окон, возвышающихся над уровнем первого этажа и галереи.
Зона первого этажа, отделенная от нижнего неглубоким поясом, отодвинута назад, образуя террасу с парапетом. Он оснащен четырьмя равномерно расположенными круглыми арочными окнами, между которыми, по первоначальному проекту 1923 года, располагались орнаментальные медальоны. Наиболее просто оформленная зона второго этажа с восемью круглыми арочными окнами отделена от первого этажа декоративным поясом. Помимо этих элементов фасада, создающих впечатление сбалансированной горизонтальности, вертикальность подчеркивают два выступающих двухэтажных торцевых пролета, увенчанных небольшими башенками, облегченными арочными проемами с трех сторон. Башни, явный намек на укрепление и характер храма Соломона, являются часто используемым мотивом в архитектуре синагог, символизируя Иахина и Вооза, столпы Храма Соломона . Фронтон над вторым этажом образует завершающий вертикальный акцент. Широкая центральная лестница из трех пролетов, украшенная простой балюстрадой и двумя фонарными столбами, усиливает общее впечатление о достойном и парадном характере здания. По планировке и стилю лестница является отсылкой к французскому дизайну. неоклассицизм , то есть северный фасад Малого Трианона в Версале . Архитектурно-эстетическое членение фасадов отдает предпочтение переднему фасаду, который гармоничен и уравновешен. Декоративный акцент находится на фронтоне, на котором изображена звезда Давида, заключенная в окулус .
Вертикальность ее подчеркнута высокими круглыми арочными окнами в зоне ритуального пространства синагоги и выступающими башнеобразными торцевыми нишами, обрамляющими центральную часть фасада. Молитвенный зал – центральная и важная часть синагоги. Удлиненный ххал синагоги Сукат Шалом, охватывающий первый этаж и галерею, ориентирован с востока на запад и разделен двумя рядами восьмигранных колонн с орнаментированными капителями. Колонны поддерживают галерею, сочетая в себе эстетическую, символическую и структурную функции. Кессонный потолок украшен цветочным бордюром. Самый святой и богато украшенный элемент — это арон хакодеш у восточной стены храма, в котором хранятся ашкеназские и сефардские свитки Торы и Еврейские Писания. Его обрамляют две колонны, которые отличаются от колонн хехаля только круглым сечением. Они несут большой мраморный куб, символизирующий Ковчег Завета, содержащий Декалог . Эти декоративные архитектурные элементы относятся к периоду восстановления оскверненного и разграбленного интерьера после Второй мировой войны. С точки зрения расположения синагога представляет собой отдельно стоящее здание в задней части участка и, следовательно, не полностью визуально видно с улицы. Такое расположение определялось, прежде всего, исторической городской матрицей района, характеризующейся неравномерностью улиц и вытянутыми участками.
Евреи в Белграде
[ редактировать ]Первые письменные упоминания о присутствии евреев в Белграде относятся к 16 веку, когда город находился под властью Османской империи. В то время Белград мог похвастаться сильной еврейской сефардской общиной, говорящей на языке ладино, в основном проживавшей в центральном районе Белграда под названием Дорчол . Евреи-ашкенази города, многие из которых были выходцами из Центральной Европы и близлежащей Австро-Венгрии , в основном жили недалеко от реки Савы , в районе, где сейчас стоит действующая синагога. Еврейская община в Белграде наиболее заметно процветала в 17 веке, когда в Белграде была ешива (еврейская религиозная школа), многочисленные общинные и культурные центры, еврейские благотворительные организации, общества и магазины. На сегодняшней улице Кара Уроша (см. изображение справа) стояла красивая сефардская синагога начала 20-го века, которая в то время была одним из самых выдающихся зданий в городе, вместе с помещениями для ритуальных купаний.
Перед Второй мировой войной в Белграде проживало около 12 000 евреев, 80% из которых были по- испански или ладино говорящими сефардами, , и 20% ашкенази, говорящими на идиш . Большая часть еврейского населения Сербии была уничтожена во время немецкой оккупации, и только 1115 из двенадцати тысяч евреев Белграда выжили. действовало три концентрационных лагеря для евреев, сербов и цыган В то время в городе . Большинство мужчин-евреев погибли на территории Автокоманды недалеко от центра города, за исключением убитых в лагере Баница ; лагерь в Саймиште находился на территории Независимого государства Хорватия , и в нем в основном убивали женщин и детей. во время войны Бомбардировки уничтожили большинство еврейских памятников, а также большую часть города. По некоторым данным, нынешняя синагога использовалась оккупационными силами как бордель . [ 3 ] После войны здание было вновь освящено.
С 1944 года в Сербии и Белграде существовала лишь очень небольшая еврейская община. Многие из них эмигрировали в Израиль после войны. В настоящее время в Белграде действует очень активный еврейский общинный центр, в котором находится Федерация еврейских общин Сербии и Еврейский исторический музей. В городе также есть несколько памятных памятников, посвященных страданиям евреев в прошлых войнах.
В Белграде есть сефардские и ашкеназские еврейские кладбища, но сегодня регулярно используется только сефардское.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Синагога « Сукат Шалом» в Белграде . Информационная система недвижимых культурных ценностей . Институт охраны памятников культуры Сербии. Республика Сербия . 31 мая 2013 года . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Мучибабич, Далиборка (21 апреля 2013 г.). «Столица богаче шестью памятниками культуры» . Политика (на сербском языке (латиницей)).
- ^ «Отчет архитектурной группы Еврейского университета в Иерусалиме» . Архивировано из оригинала 25 мая 2006 года . Проверено 24 марта 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дорфман, Ривка; Дорфман, Бен-Цион (2000). Синагоги без евреев и общины, которые их строили и использовали . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки. п. 330.
- Маркович, Иван Р. (2009). Здание сербско-еврейской церковной общины ашкеназского обряда в Белграде (на сербском языке (латиницей)). Зборник 9. с. 353–73.
- Шланг, Игнат (1926). Евреи в Белграде (на сербском языке (кириллица)).
- Йованович, Небойша (1992). Обзор истории белградских евреев до достижения гражданского равенства (на сербском языке (кириллица)). Труды 6-го Еврейского исторического музея. стр. 115–166 – через Google Книги .
- Замоло, Дивна Джурич (1992). Архитектура и строительство евреев в Белграде (на сербском языке (кириллица)). Белград: Труды 6-го Еврейского исторического музея. стр. 236–238.
- Пас Фрейденрайх, доктор Харриет (1992). Еврей в Белграде между войнами (на сербском языке (кириллица)). Белград: Труды 6-го Еврейского исторического музея. стр. 365–371.
- Попович, г-н Небойша (1997). Евреи в Сербии 1918–1941 гг. (на сербском языке (латиницей)) – через Google Книги .
- Лебл, Дженни (2001). До окончательного решения, евреи в Белграде 1521-1941 (на сербском языке (кириллица)). Пресса чья. ISBN 978-86-7558-085-0 – через Google Книги .
- Уилкинсон, Джон (2002). От синагоги к церкви - традиционный дизайн (изд. Нью-Йорка). Рутледж. ISBN 978-1-317-83243-0 – через Google Книги .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- «Белградские евреи» . Город Белград (на сербском языке).
- «Главная страница» . Еврейская община Белграда .
- «Еврейская община Земуна» . Архивировано из оригинала 1 июля 2006 года.
- «Главная страница» . Еврейский исторический музей в Белграде .
- «История евреев в Сербии» . Еврейская виртуальная библиотека .
- «Культурный центр Синема Рекс» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года.
- «Белградский сефардский музыкальный оркестр» . Шираутфила . Архивировано из оригинала 23 января 2017 года.
- «Главная страница» . Белградская синагога (на сербском языке). 12 мая 2014 г.
- 1869 заведений в Сербии
- Ашкеназская еврейская культура в Сербии
- Ашкеназские синагоги
- Здания и сооружения в Белграде
- Неоклассическая архитектура в Сербии
- Неоклассические синагоги
- Памятники культуры Сербии
- Еврейские организации, основанные в 1869 году.
- Евреи и иудаизм в Белграде
- Сефардская еврейская культура в Сербии
- Синагоги построены в 1969 году.
- Синагоги в Сербии
- Православные синагоги в Европе