Сербы в Северной Македонии
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2022 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
24,759 (2021) | |
Языки | |
сербский и македонский | |
Религия | |
Преимущественно сербские православные | |
Родственные этнические группы | |
Другие южные славяне Северной Македонии |
Часть серии о |
сербы |
---|
Сербы сербы — одна из конституционных этнических групп Северной Македонии ( македонский : Srbite vo Severna Makedonija , сербский : в Северной Македонии , сербы в Северной Македонии ), насчитывающая около 24 000 жителей (перепись 2021 года).
Исторический обзор
[ редактировать ]Сербия впервые стала независимой при Чаславе ок. 930 г., только чтобы упасть ок. 960 г. под властью Византии, позже под властью Болгарии, а затем снова под властью Византии. [1] С конца XI до конца XIII века сербские правители предприняли несколько попыток проникнуть в регион и ненадолго завоевали его самые северные территории. Фактически, вся сегодняшняя Северная Македония была впервые захвачена средневековой Сербией в 1280-х годах. [2] Территория сегодняшней Северной Македонии была частью Сербского королевства и империи до битвы на Косово (1389 г.), когда она была завоевана османами. Южнославянские православные люди теперь жили под властью иностранной мусульманской державы, в глазах которой все православные люди считались частью ромового проса . В налоговых регистрах православные числились «неверными» (см. гиаур ). [3] Зверства, неудавшиеся восстания и повышение налогов спровоцировали несколько массовых миграций на север. Незначительные восстания произошли в Османской Македонии, хотя освобождение этих земель принесло свои плоды в конце 19 - начале 20 века благодаря усилиям сербов и болгар. За десятилетия до Балканских войн правительства Болгарии и Сербии боролись за принадлежность славянского православного населения, которое традиционно считалось болгарским. К 1913 году Сербия захватила большую часть современной Северной Македонии, которая впоследствии была объединена в Королевство Югославия и Социалистическая Югославия с другими южнославянскими народами. В 1991 году, с началом югославских войн , Социалистическая Республика Македония стала независимой.
Средневековое наследие
[ редактировать ]Раннее Средневековье
[ редактировать ]Ранние славяне разграбили Балканы еще в 520-х годах. Южнославянские территории назывались Склавиниями (букв. Славянские земли ) и временами были независимы от Византийской империи . [4] В 577 году около 100 000 славян хлынули во Фракию и Иллирик , грабя города и оседая там. [5] [ нужна страница ] К 580-м годам, когда славянские общины на Дунае стали больше и организованнее, а авары начали оказывать свое влияние, набеги стали более масштабными и привели к постоянным поселениям. К 581 году многие славянские племена заселили земли вокруг Салоник, но так и не захватили сам город, создав Македонскую Склавинию . В 586 году нашей эры около 100 000 славянских воинов совершили набег на Салоники. [6] В De Administando Imperio сербы прослеживают свое происхождение от миграции белых сербов под предводительством Неизвестного архонта , принявшего защиту византийского императора Ираклия (610-641). [7] Часть белых сербов, поселившаяся в современной греческой Македонии. [8] (вокруг Сербии ), впоследствии двинулся на север и заселил земли, которые впоследствии стали ранним Сербским княжеством . Констант II завоевал Склавинию в 656-657 годах, «взяв в плен многих и подчинив их», [9] [ нужна страница ] он также переселил славян из Вардарской области в Малую Азию , в город под названием Гордосервон ( греч . Γορδοσερβα , Город сербов ). [10] [11] «Склавинии Македонии» ( Sclavenias penes Makeonam ) были завоеваны в 785 году Константином VI (годы правления 776–797), тем временем Сербское княжество на северо-западе было основано .
В 681 году булгары основали Булгарское ханство . При Петре I в царствование Болгарии произошел симбиоз булгар и славян. [12] Они создали форму болгарской национальной идентичности, которая, несмотря на то, что она далека от современного национализма, помогла им выжить как отдельная этническая группа на протяжении веков. [13] Почти вся Македония была включена в состав Болгарии в середине 9 века во время правления хана Пресиана и его первого министра Исбула . [14] В 924 году болгарский царь Симеон I на короткое время завоевал Сербию. В 971—972 годах Восточная Болгария была завоевана Иоанном Цимисхием , который сжег болгарскую столицу Преслав , взяв в плен царя Бориса II . Серия событий не ясна из-за противоречивых источников, но точно известно, что после 971 года братья Кометопулы были фактическими правителями западнобулгарских земель. Затем царь Самуил стал генералом при Романе I в Болгарии и правил вместе с ним с 977 по 997 год. В 997 году Роман умер в плену в Константинополе, и Самуил был выбран новым императором Болгарии. Политический центр Болгарского царства был перенесен тогда в Македонию, Охрид служил столицей и резиденцией Болгарского Патриархата . К 997 году Сербия была завоевана и снова подчинена Болгарии царем Самуилом. Когда византийцы наконец победили болгар в 1018 году, они впервые за четыре столетия восстановили контроль над большей частью Балкан.
Высокое Средневековье
[ редактировать ]В 1092 году великий князь Вукан разбил армию, посланную византийским императором Алексием I Комнином . Алексиос I ответил, отправив гораздо большую армию, но ее остановили сербские послы, желавшие вести переговоры. Мир был заключен, и Алексиос вернулся, чтобы бороться с грабителями половцев . Однако Вукан немедленно нарушил договор, начав операцию в районе Вардара , захватив города Вранье , Скопье и Тетово с большой добычей. Затем Вукан отправил послов в Скопье , пытаясь оправдать свои действия следствием несправедливого управления со стороны византийцев. Алексиос еще раз принял мир, на этот раз с обещанием сербских заложников (знак определенного мира), он вернулся в Константинополь и поручил местным лидерам отремонтировать поврежденные постройки на границе. Вукан не отправил заложников, как обещал, что побудило Алексиоса послать Иоанна Комненоса , своего племянника и командира Диррахия , в сторону Сербии. Вукан выиграл время, еще раз пообещав мир и заложников, но одновременно подготовил нападение на них. Ночью византийский лагерь подвергся внезапному нападению, большинство византийских солдат было убито. Вукан продолжил грабить Скопье, Горни- и Дони-Пологи , затем опустошавшие Вранье и, наконец, возвращавшиеся в Сербию. Алексиос послал последнюю армию, войдя в Липлян без сопротивления, посланники Вукана предложили окончательный мир и ранее обещанных заложников, а поскольку у Алексиоса было больше проблем в других местах Империи, мир был заключен в 1094 году, и Вукан сдал двадцать заложников. [15]
Византийский император Константин Багрянородный писал примерно в 950 году, что город Та Сербия, расположенный к северо-западу от Салоников, получил свое название от сербских основателей в начале VII века. [7] В 12 веке город упоминается как «Српчиште» в рукописи византийского автора Иоанна Зонары . [16] [ нужен лучший источник ]
В 1189 году регионы Скопье и Тетово были завоеваны Стефаном Неманией . [17] [ нужен лучший источник ] [18] В конце 1200-х годов Стрез , болгарский правитель из династии Асенов , бежал в Сербию после распри с императором Борилом , занявшим трон. Стрез какое-то время был герцогом при Стефане Неманиче и к 1209 году завоевал большую часть Македонии; от долины Струма на востоке, которая граничила с землями, контролируемыми Борилом, до Битолы и, возможно, Охрида на западе, и от Скопье на севере до Верии на юге. Хотя Стрез быстро заручился поддержкой местного населения и, возможно, унаследовал оставшуюся администрацию от правления Борила, сербские части, тем не менее, остались в его владениях, либо для того, чтобы гарантировать его лояльность, либо с намерением вытеснить его и аннексировать его земли. [19] В 1215 году регион захвачен латинянами и деспотией Эпира . В 1223 году Теодор Комнин правил Македонией как деспот Эпира (провозглашенный императором) со своими греческими, сербскими и албанскими наместниками, которые владели землями до сербской границы за пределами княжества Арбанон , Дебар и Скопле . [20]
В 1230 году Феодор потерпел поражение и попал в плен к императору Ивану Асену II в битве при Клокотнице , и земли западнее Адрианополя снова вошли в состав Болгарии; На пути к Дурресу Иван Асен написал в мемориальной колонке , что после победы он завоевал «всю свою [Теодора Комненоса] землю от Одрина (Эдирне) до Драха (Дуррес), а также греков, албанцев и сербов». Между 1246 и 1265 годами Иоанн Ватац завоевал Македонию от Адрианополя до Вардара, а болгарский император Михаил I Асен владел городами к западу от Вардара: Велес, Прилеп и Охрид. В 1252 году Иоанн победил Михаила, и большая часть Македонии ближе к границе с Сербией стала Никейской провинцией. После 13 века Болгарская империя потеряла Македонию. [20]
Деметриос Хоматенос ( архиепископ Охридский с 1216 по 1236 год) зарегистрировал именную культуру южных славян на византийских землях. В XI и XII веках в Византии стали более распространены и устойчивы фамилии, адаптированные большинством жителей византийской Македонии, Эпира и других регионов (в том числе женщинами, иногда даже монахами), а не только аристократами. Однако южные славяне сохранили традицию давать только личное имя, иногда с отчеством . В это время южные славяне использовали только два случая фамилий; Богданопулос и Сербопулос, оба славянских имени с греческим суффиксом -опулос (όπουλος, возникший на Пелопоннесе в 10 веке). [21]
В 1258 году король Стефан Урош I сербский отобрал у византийцев Скопье , Прилеп и Кичево , но вскоре потерял их в 1261 году. Завоевание Сербией территорий к югу от горной цепи Шара, на равнинах Полога и в византийских доминантных местах. Подобно Скопье , а затем и Серресу (славянский: Сер ), началась экспансия сербского короля Милютина в 1282 году. С победой над болгарской армией возле Вельбажда (сегодняшний Кюстендил , Республика Болгария) в 1331 году бассейны Моравы и верхнего Вардара были закреплены за Сербское государство.
В хризобулле Андроника II, датированной 1294 годом, катафрилаксе Серреса упоминается «Иован Серб» (Ἱωάννης ό Σἐρβος). [22] Византийская сербская военная семья из Салоник Деблиценос произвела на свет несколько солдат, носивших такие титулы, как пронойя , цаусиос , о которых также упоминается в документах императора . [ когда? ] [23]
Позднее Средневековье
[ редактировать ]В 1330 году болгары напали на Сербию, чтобы остановить проникновение сербов в Македонию, но потерпели поражение в битве при Велбажде , и хотя Болгария не уступила территорию Сербии, она не смогла помешать последней отвоевать Македонию у Византийской империи, которая превратилась в катастрофическая гражданская война. Что касается этого события, и Душан, и его отец вспоминают, что болгарский император выступил против «нашей страны, против земель наших отцов» и «сербской территории» по отношению к Македонии. [24]
К 1345 году вся Македония и части западной Фракии находились под властью Стефана Душана недавно созданной Сербской империи . После этих успехов Душан провозгласил себя императором в 1345 году в и был коронован в Скопье 16 апреля 1346 года как «император и сербов и Серресе римлян » ( греч самодержец . Сербский Патриарх Иоанникий II с помощью Болгарский Патриарх Симеон и архиепископ Охридский Николай. [25] Поселение сербских военных и граждан высшего сословия в Верии упоминается в 1350 году, после того как Душан Могучий завоевал город между 1343 и 1347 годами и изгнал всех жителей, опасаясь восстания. Кантакузенес утверждает, что сербы Верии насчитывали 30 дворян и 1500 солдат со своими семьями. [23]
Османское правление
[ редактировать ]14–17 века
[ редактировать ]Османскому (в Болгарии) , вторжению в Сербию бросили вызов в битве при Марице в 1371 году сербские магнаты Вукашин и Углеша на реке Марица которая закончилась поражением сербов. Это поражение, кульминацией которого стало падение Скопье (Скопье) в 1392 г., Трново в 1393 г., в сочетании с последствиями сербского поражения в битве на Косово (1389 г.) привело к усилению присутствия турок-османов и ислама. Османы обратили группы населения христианских славян в ислам. В середине 17 века великий визирь Мехмед Кёпрюлю успешно обратил в свою веру народы Дунайского региона, в частности сербов Дибры (Дебара) в западной Македонии. [26] [ нужна страница ] Сербский Патриархат Печа обладал духовной властью, распространяющейся на Македонию, которая продолжала сербское сознание у части южнославянского народа региона. [27] Во второй половине XV века православный писец Владислав Грамматик считал Македонию «сербской землей». [ нужны разъяснения ]
В 1557 году Мехмед Соколович , османский полководец сербского происхождения, восстановил Сербский Патриархат Печа, назначив Патриархом своего все еще христианского родственника Макария. Тетово , Скопье , Штип и Радовиште отданы под управление Сербской церкви, а Охрид , Монастир , Дебар и Прилеп остаются под управлением Охридского архиепископства (греческого). [28] В 1580 году Йован Кратовский серб написал Евангелие. [29] Все миссии в Россию из Македонии описывались как «сербские», первая из которых была в 1585 году Висарионом, митрополитом Кратовским, и его окружением из монахов из других мест. [28] В 1641 году скопский митрополит Симеон едет в Россию и подписывает себя « землей Сербской ». [28] В 1687 г. прошение Ефтимие, митрополита Скопльского; «Сербских земель Скопльской церкви». [28] Хотя, несомненно, все предыдущие находились под сербской кафедрой, равно и духовенство южных, Вселенских епархий тоже называло себя сербами. [28] В 1625 году Сергий Гребенский упоминает, что он был «хиротонисан Нектарием, архиепископом Охридским, в земле Сербии». [28] В 1634 году архиепископ Охридский Аврам отвечает, что они прибыли из «сербской страны, из города Охриды», аналогично в 1643 году Герман Кременецкий говорит, что он из сербской страны, из Костура, В 1648 году «серб Димитрие Николаев» от Костура. [28] В 1704 году «серб Братан Йованов пришел в Россию из земли Македонской». [28]
18 век
[ редактировать ]С начала XVIII века в Македонии из числа иностранных путешественников упоминались только болгары, а это означает, что они постепенно поглощали меньший сербский этнический элемент. По мнению Йована Цвиича, эта смесь болгар и сербов образовала аморфную славянскую массу без четкого этнического сознания. По мнению Цвидича, эти славяне должны были оставаться аморфными в течение XVIII и начала XIX веков; но на рубеже веков эти люди, уже болгары по названию, начали принимать болгарскую национальную идентичность. [30] В 1766–1767 годах Болгарское архиепископство Охрида и Сербский Патриархат Печ были упразднены, бывшие епархии вошли в состав Константинопольского Патриархата , в котором проводилась греческая литургия. В 1870 году Болгарский экзархат , использовавший славянское богослужение и считавшийся раскольническим, был признан Османской империей , и впоследствии к Экзархату присоединились две трети славянского населения Македонии.
19 век
[ редактировать ]В XIX веке этнические сербские территории за пределами (юга) Княжества Сербия были обозначены сербскими картографами как «Старая Сербия», утверждая, что жители этого региона ( Кратово , Скопье , Овче Поле ) описывали свои родные районы как «Старая Сербия». Сербские земли». [31]
Войны Сербии и Черногории, а затем России против османов послужили мотивом освободительных движений среди народов Косово, Метохии и Македонии (известных в то время как «Старая Сербия» или «Южная Сербия»). [32] Сербия стремилась освободить Косовский вилайет (санджаки Ниша, Призрена, Скопье и Нови-Пазара). [33] К сербской армии присоединились южные сербы, составившие специальные добровольческие отряды, многие из которых были выходцами из Македонии, которые хотели освободить свои родные регионы и объединить их с Сербией. [32] [34] Эти добровольцы были внедрены в районы Куманово и Крива-Паланка. [35] Когда между сербами и османами был подписан мир, эти группы вели самостоятельные партизанские бои под сербским флагом, который они несли и летали далеко к югу от демаркационной линии. [32] За наступлением сербов в Старой Сербии (1877–1878 гг.) последовали восстания за сербское дело в регионе, в том числе заметное восстание, вспыхнувшее в уездах Куманово, Крива-Паланка и Кратово. [34] известное как Кумановское восстание (январь — май 1878 г.). После восстания правительство Османской империи запретило использование названия «сербский». Кроме того, преследовался сербский национализм в Македонии, а болгарское влияние в регионе стало более распространенным. [36] После репрессий последовала массовая миграция из Македонии в Сербию, при этом их бывшие деревни были заселены албанцами (например, в Матейче, Отле, Косматце, Мургаше и других). [37]
После сербско-османской войны (1876–78) и подавления Кумановского восстания османы приняли ответные меры против сербского населения в Османской империи. [38] Из-за террора против незащищенных райев (низшего сословия, христиан) многие ушли в горы, бежали через границу в Сербию, откуда совершали набеги на свои родные регионы, чтобы отомстить за зверства, совершенные османами. [38] После войны сербское военное правительство направило вооружение и помощь повстанцам в Косово и Македонии. [39] Христианские повстанческие отряды формировались по всему региону. [39] Многие из этих банд, организованных в частном порядке и при поддержке правительства, были созданы в Сербии и перешли на территорию Османской империи. [39]
, состоялось собрание 15 июня 1878 года в Зелениково , к юго-востоку от Скопье , на котором 5000 жителей нахие Велеса , Скопье и Тиквеша потребовали от князя Милана IV объединения с Сербией. [40] В запросе было 800 муниципальных, церковных и монастырских печатей, а также 5000 подписей, отпечатков пальцев и крестов. [40] К сожалению, перевозчик, доставивший сообщение, был перехвачен 16 июня на дороге Скопье-Куманово. [41] со стороны османской жандармерии , о которой сообщил болгарский учитель. [40] Завязалась перестрелка, и когда у подносчика закончились патроны, он разорвал и проглотил несколько бумаг, прежде чем его застрелили. [40] Большая часть петиции была уничтожена; однако было идентифицировано 600 подписей, и 200 из идентифицированных подписавшихся были немедленно убиты, а остальные были заключены в тюрьму и умерли в тюрьме. 50 таких заключенных позже были освобождены из османских казематов . [40]
Как сербы истинного и чистого происхождения, из самой чистой и самой истинно сербской страны... Мы в последний раз умоляем на коленях... Что мы можем каким-то образом и какими-то средствами освободиться от пятивекового рабства, и объединиться с нашей страной, Княжеством Сербия, и чтобы слезы крови сербских мучеников могли быть остановлены, чтобы они тоже могли стать полезными членами европейского сообщества наций и христианского мира; мы не желаем обменивать суровое турецкое рабство на гораздо более суровое и темное болгарское рабство, которое будет хуже и невыносимее, чем турецкое рабство, которое мы терпим в настоящее время, и вынудит нас в конце концов либо перебить всех наших собственный народ, или покинуть нашу страну, оставить наши святые места, и могилы, и все, что нам дорого...
В начале 1880 года около 65 лидеров повстанцев ( главари ) почти из всех провинций южной Старой Сербии и Македонии направили обращение М. С. Милоевичу , бывшему командующему добровольцами во время сербско-османской войны (1876–78) , с просьбой ему, попросив сербское правительство, подготовить для них 1000 винтовок и боеприпасов, назначить Милоевича командиром повстанцев и разрешить им пересечь границу и начать восстание. [42] Лидеры были одними из самых влиятельных в районах Куманово , Крива Паланка , Кочани , Штип , Велес , Прилеп , Битола , Охрид , Кичево и Скопье . [43] Обращение подписали Спиро Црне , Михайло Чакре, Диме Ристич-Шич, Младен Стоянович « Чакр-паша », Черкез Илия, Давче Трайкович и 59 других повстанцев и бывших добровольцев сербской армии. [42] Ответ сербского правительства неизвестен; возможно, он не ответил. [42] Из этих намерений только в регионе Порече, этнически однородной компактной провинции, был достигнут больший результат. [42] В Порече целые деревни выступили против османов. [44] Рассматривается как продолжение Кумановского восстания. [45] Бршакское восстание началось 14 октября 1880 г. [46] и вспыхнуло в нахиях Кичево, Порече, Битоле и Прилепе. [36] Движение действовало чуть больше года. [47] окончательно подавлен османской жандармой ( жандармерией ). [46]
Большинство школ в Македонии исчезло ко времени сербско-турецкой войны (1876–78) . В середине 1890-х годов утверждалось, что в Македонии было около 100 сербских школ, хотя посещаемость была низкой. В 1892 году в Скопье открылась школа, но вскоре закрылась после того, как болгары пожаловались на отсутствие необходимых городских помещений. То же самое произошло и в Куманово. Две новые школы открылись в 1893 году, и к 1896 году сербское влияние достигло своего пика, но к началу 20 века снизилось.5 августа 1898 года Димитр Грданов, сербский учитель в Охриде и просербский активист в Македонии, был убит Методом Патчевым , после чего Патчев и его соратники по заговору Христо Узунов , Кирилл Парличев и Иван Групчев были арестованы. [48] Это были члены проболгарской Внутренней македонской революционной организации (ВМРО).
Македонская борьба и Балканские войны (1903–13)
[ редактировать ]В конце XIX века освобожденные страны начали активно обрабатывать христианское население Европейской Турции . Вначале велись невооруженные, пропагандистские, культурные и тому подобные мероприятия. Позже действия переросли в восстание против Османской империи и между повстанческими бандами. Греция, Болгария и Сербия объявили Македонию законными владельцами.
Греция указала на свою античную и римско-византийскую провинцию Македонию. Болгария указала на свое владение Македонией во времена Симеона I и Асена II . Сербия указала на свое материальное наследие, дары эпох Неманича и Мрнявчевича, а также на идентичность, сохранившуюся во многих регионах; такие традиции, как слава (сербская православная традиция) и языковые связи (см. Македонский язык ). [49]
В 1886 году было создано Общество Святого Саввы , целью которого была помощь сербам в Македонии. Сербские консульства были открыты в Скопье в 1887 году, Приштине в 1889 году, Битоле в 1889 году и Призрене в 1896 году.
По состоянию на 1903 год сербские четники , такие как Йован Стойкович Бабунский , Мико Крстич , Йован Долгач , Глигор Соколович , Василие Трбич , противостояли турецким, албанским и болгарским (под руководством ВМРО) военным формированиям вместе со своими отрядами, называемыми « Чета » - мобильными добровольческими отрядами. сильно вооружен личным оружием. [50] [ нужна полная цитата ]
Сербская демократическая лига в Османской империи (сербский: Српска демократская лига у Отоманској царевини) — политическая организация османских сербов, созданная 13 августа 1908 года на Первой сербской конференции (10–13 августа), сразу после младотурецкой революции. На мероприятии присутствовали около 26 наиболее выдающихся сербов Османской империи, и Богдан Раденкович был избран главой «Временного центрального правления Организации османских сербов» в июле 1908 года. Духовенство возглавил епископ Висентий Крджич из Сербской православной епархии в Скопье, а Богдан Раденкович членство мирян в «Ассамблее османских сербов в Скопье», состоявшейся на Сретенье в 1909 году. В эти организации входила сербская элита Старой Рашки , Косово и Метохии , Вардарской Македонии и Эгейской Македонии . многие члены Сербской организации четников В него входили также . Это были: Богдан Раденкович ; Александр Буквич; Глигорие Элезович ; Васа Йованович ; Милан Чемерикич; Сава Стоянович; Давид Димитриевич; Джордже Хаджи-Костич; Велимир Прелич и Йован Шантрич.
С основанием Сербской демократической лиги она стала первой политической партией, представляющей интересы сербов в Османской империи. Сербская демократическая лига направила в Салоники Богдана Раденковича, Йована Шантрича и Джордже Хаджи-Костича для переговоров с Центральным советом младотурок. Сербские требования были следующими: чтобы три немусульманские «этнические группы» — сербы, греки и болгары — получили равное количествомест в османском парламенте. Но младотурки отвергли эту концепцию и обусловили избирательное соглашение с сербами соглашением на более широких основах, не имеющим национальногофон. В 1910 году как представитель партии он был направлен в Стамбул, где призывал турецкие власти прекратить использование своих войск ( башибузук ) для террора сербского населения в Гилане . Блистательная Порта отрицала насилие в Косово, утверждая, что это выдумка. Тем не менее, именно албанцам приписывают многие злодеяния, совершенные Старая Сербия , где турецкие войска, как утверждается, убили более 60 000 христиан.
Младотурецкая революция 1908 года создала несколько лучшие условия для выражения сербской культурной жизни в Македонии. Некоторое время процветало сербское издание книг, религиозных календарей и газет. «Ассамблея османских сербов» проводилась в Скопле, и сербы имели своих депутатов в османском парламенте.
Во время Первой Балканской войны Сербия оккупировала большую часть современной Северной Македонии, во многом к недовольству Болгарии. Период с 1913 по 1914 год был периодом беспорядков, и центральное правительство в Белграде приняло множество непопулярных мер.
Югославия
[ редактировать ]В конце 19 - начале 20 века международное сообщество обычно рассматривало македонских славян как региональную разновидность болгар. [51] Однако на Парижской мирной конференции 1919 года союзники одобрили сербский контроль над Вардарской Македонией, заявив, что македонские славяне были южными сербами. [52] После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918 г.) территория нынешней Северной Македонии, Косово, юго-западной и юго-восточной Сербии была административно организована в Южную Сербию . Несмотря на реорганизацию в 1922 году, этот термин продолжал использоваться для новых административных единиц — Вардар-Бановина и Зета-Бановина . [53]
Когда Болгария вторглась в южную Сербию во время Первой мировой войны, она считала всех, кто праздновал славу , сербами и врагами, поскольку у болгар нет этого обычая. Например, когда болгарскому командующему Протогерову было приказано устроить репрессии на востоке Куманово за предыдущее нападение, а население быстро объявило себя болгарами до того, как были приняты меры (чтобы избежать наказания), его помощникам пришла в голову идея спросить людей кто праздновал славу; те, кто это сделал, были расстреляны. [54]
Во время Второй мировой войны IMRO депортировала македонских сербов; Сербская община Велеса столкнулась с массовыми депортациями: из 25 000 сербов Скопье к началу 1942 года осталось только 2 000. IMRO активно участвовала в депортациях и карательных экспедициях против этнических сербов. [55]
Около 120 000 сербов были вынуждены эмигрировать в Сербию югославскими коммунистами после того, как они выбрали сербское гражданство в 1944 году. [56] Население сербов в Македонии, которое не поддалось македонизации Тито, представляло собой компактное население в районе Скопска-Црна-Гора и имело значительное присутствие в Куманово , Скопле , Тетово и окрестностях, было отделено от югославской Сербии. Сразу после освобождения от оккупационных сил, в 1945 году, несмотря на террор нового македонского правительства, из некоторых регионов Македонии поступили просьбы о вступлении в состав вновь образованной федеральной единицы Сербии. Типичным примером является обращение сельского населения муниципалитета Вратница района Тетово. В письме министру по делам Сербии в правительстве Демократической Союзной Югославии жители этих деревень заявили: «Мы, сербы из муниципалитета Вратница, никогда не чувствовали себя иначе, как сербы, такими же, как наши предки, и это было поэтому на протяжении веков мы сильно пострадали во время оккупации, как в последней мировой войне, так и в этой, которая недавно закончилась. Во время оккупации в этой войне 41 серб был расстрелян, некоторые были интернированы, и не было ни одного. одинокий серб в возрасте от 15 до 66 лет, которого не избивали и не приставали до изнеможения». Жители муниципалитета Вратница также жаловались на новых македонских чиновников и перечисляли основные причины, такие как: «В нашем районе административная власть в основном состоит из людей, которые были фашистскими коллаборационистами, людей, которые с восторгом приветствовали немецкую армию, лица, проводившие благодарственный молебен во время победы немецкой армады, хотя немцы никогда не требовали такого от горожан». Приводится даже пример: во время оккупации представителем села в муниципалитете Вратница был Андра Христов из Тетово (в Королевстве Югославия он был секретарем в окружном суде Тетово, но тогда его фамилия была сербская - Ристич), который сейчас Говорят, что он «...чиновник органов народной администрации в Скопье. [57]
В сентябре 1991 года, вскоре после начала югославских войн, СР Македония провела референдум о независимости от Югославии, на котором явка избирателей, имеющих право голоса, составила 72%. 95% одобрили независимость, но албанцы и сербы Македонии бойкотировали референдум. [58]
Северная Македония
[ редактировать ]В 1992 году сербы Куманово организовались в ассоциации и политические партии и провели демонстрации в поддержку сербского дела в СР Боснии и Герцеговине и СР Хорватии . Сторонники Сербской радикальной партии в Македонии предприняли попытку создать «Сербскую автономную область Кумановской долины и Скопской Црной Горы». В январе 1993 года 500 македонских сербских националистов собрались в городе Кучевиште к северу от Скопье, чтобы выразить протест против репрессий полиции против этнических сербов в канун Нового года, когда 13 сербских молодых людей были ранены. Македонские сербы утверждали, что македонские власти плохо обращались с ними. [59] [ нужна страница ]
Послевоенные годы характеризовались потерей национальных институтов, таких как провозглашение непризнанной Македонской православной церкви (МПЦ) в 1958–67 годах, которая попыталась стереть сербский православный характер Македонии. [ нужна ссылка ] Несколько сербских православных монастырей были захвачены МПЦ, однако в регионах с преобладанием сербов юрисдикция Сербской православной церкви по-прежнему сохраняется. Дальнейшие проблемы между ними возникли, когда архиепископ Охридский Йован VI , сербский православный архиепископ Македонии, был арестован и приговорен к тюремному заключению и признан узником совести по амнистии. [60] Йован и другие сербские православные священнослужители подверглись физическому нападению, а несколько церквей и монастырей, используемых СПЦ в Македонии, были разрушены. [61] После Второй мировой войны были закрыты несколько учебных заведений на сербском языке и общекультурные центры. [ нужна ссылка ]
Демография
[ редактировать ]Численность сербов в регионе сократилась по сравнению с переписью 1971 года, когда они составляли 46 465 человек (2,85% населения). По переписи 2002 года сербов было 35 939 (1,78%). По данным переписи 2021 года , 23 847 человек идентифицировали себя как сербы, а 11 252 человека заявили, что их родной язык является сербским. [62]
Перепись | сербы | % |
---|---|---|
1971 | 46,465 | 2.85% |
1981 | 44,613 | 2.3% |
1991 | 42,755 | 2.1% |
2002 | 35,939 | 1.78% |
2021 | 23,847 | 1.3% |
Сербы Северной Македонии в основном сконцентрированы вдоль северной границы с Сербией. Они образуют значительные популяции в Куманово и Скопье . Хотя есть еще одна крупная концентрация в юго-восточных районах Гевгелии и Дойрана . Населением с самым высоким процентом сербов является муниципалитет Чучер-Сандево, где проживают 1932 серба или примерно 21% населения.
Муниципалитет | Население | Процент |
---|---|---|
Кумановский муниципалитет | 9,062 | 8.6% |
Aerodrom municipality | 3,085 | 4.3% |
Муниципалитет Чучер-Сандево | 1,932 | 21% |
Карпошский муниципалитет | 2,184 | 3.7% |
Муниципалитет Гази-Баба | 2,097 | 2.9% |
Центральный муниципалитет | 2,037 | 4.5% |
Муниципалитет Гьорче Петров | 1,730 | 4.2% |
Киселоводский муниципалитет | 1,426 | 2.5% |
Муниципалитет Бутель | 1,033 | 2.9% |
Муниципалитет Старо Нагоричане | 926 | 16.7% |
Муниципалитет Илинден | 912 | 5.7% |
Валандовский муниципалитет | 630 | 5.4% |
Муниципалитет Неготино | 627 | 3.3% |
Муниципалитет Чаир | 621 | 1% |
Муниципалитет Росоман | 409 | 9.9% |
Муниципалитет Дойран | 277 | 8% |
- Деревни с сербским большинством
- Селемли , Богданци
- Марвинци , Валандово
- Табановце , Куманово
- Карабичане , Куманово
- Речица, Куманово
- Сушево , Куманово
- Тромеджа , Куманово
- Четыре , Куманово
- Старо Нагоричане , Старо Нагоричане
- Алгунья , Старо Нагоричане
- Мигленце , Старо Нагоричане
- Никуляне , Старо Нагоричане
- Чучер-Сандево , Чучер-Сандево
- Кучевиште , Чучер-Сандево
- Деревни с сербским большинством
Известные люди сербского происхождения
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Отношения Северной Македонии и Сербии
- Македонцы в Сербии
- Старая Сербия
- Демократическая партия сербов Македонии
- Галлиполи Сербы
- Сербизация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джим Брэдбери, Товарищ Рутледжа по средневековой войне, Товарищи Рутледжа по истории, Рутледж, 2004, ISBN 1134598475 , с. 172.
- ^ Джон Ван Антверпен Файн, Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания, University of Michigan Press, 1994, ISBN 0472082604 , с. 1282.
- ^ Запутанная история Балкан: Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ. 13 июня 2013 г. с. 44. ИСБН 978-90-04-25076-5 .
В османских дефтерах православных христиан, как правило, записывают как кафиров, гавуров (неверных) или (у)румов.
- ^ Ив. Дуйчев, «Славяне и ранние болгары», Бюллетень Института болгарской истории, т. 1, 2 (1951), с. 197
- ^ Дж. Б. Бери (1 января 2008 г.). История Поздней Римской империи от Аркадия до Ирины . Козимо, Инк. ISBN 978-1-60520-405-5 .
- ^ Кембриджская средневековая энциклопедия, том II.
- ^ Jump up to: а б Константин VII Багрянородный (1967). Моравчик, Дьюла (ред.). Де Администрандо Империо (4-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-021-9 .
- ^ Уолтер Эмиль Каеги (27 марта 2003 г.). Ираклий, император Византии . Издательство Кембриджского университета. стр. 319–. ISBN 978-0-521-81459-1 .
- ^ Андреас Николау Стратос (1975). Византия в седьмом веке: 642-668 . Адольф М. Хаккерт. ISBN 978-90-256-0748-7 .
- ^ Эрдельянович. Ж. «О расселении славян в Малой Азии и Сирии с VII по X век» Вестник Географического общества т. VI 1921 с.
- ^ Ostrogorski,G. "Bizantisko-Juzhnoslovenski odnosi", Enciklopedija Jugoslavije 1,Zagreb 1955, pp. 591-599
- ^ Файн 1991 , с. 165.
- ^ Гиацидис, Эмиль (2002). Введение в посткоммунистическую Болгарию: политические, экономические и социальные трансформации . Издательство Манчестерского университета. п. 11. ISBN 0719060958 .
- ^ Рансиман, Стивен (1930). История Первого Болгарского царства . Лондон : Джордж Белл и сыновья . стр. 88–89. OCLC 832687 .
- ^ Файн 1991 , с. 226.
- ^ "Старине" 14, 1882 с. 16
- ^ Мир и его народы . Маршалл Кавендиш. 2010. С. 1680–. ISBN 978-0-7614-7903-1 .
- ^ Новая Британская энциклопедия Том. 11. Британская энциклопедия. 1994. с. 251. ИСБН 978-0-85229-591-5 .
- ^ Fine 1991 , стр. 95–96.
- ^ Jump up to: а б Георгевич 1918 , стр. 30–32.
- ^ «Scientific Commons: Славянские антропонимы в судебных решениях Деметриоса Хоматеноса (2006), 2006 [Джелебджич Деян]» . Архивировано из оригинала 12 марта 2012 года.
- ^ Г. Смирнакс, «Агион Орос» (1903, Афины)
- ^ Jump up to: а б Элен Арвайлер ; Анжелики Э. Лайу (1998). Исследования внутренней диаспоры Византийской империи . Думбартон-Оукс. стр. 151–. ISBN 978-0-88402-247-3 .
- ^ Георгевич 1918 , с. 41.
- ^ Темперли Гарольд Уильям Вазей (июль 2009 г.). История Сербии . БиблиоБазар. стр. 57, 72. ISBN. 978-1-113-20142-3 .
- ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913-1936 гг . БРИЛЛ. 1987. ISBN 90-04-08265-4 .
- ^ Георгевич 1918 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Георгевич 1918 , стр. 91–92.
- ^ Драгослав Георгиевич; Никола Марич; Николай Моравцевич; Любица Д. Попович (1977). Американцы сербского происхождения и их общины в Кливленде . Кливлендский государственный университет. п. 207.
- ^ А. Э. Вакалопулос, История Македонии 1354-1833 гг. Перевод Питера Мегана. (Институт балканских исследований, Салоники, 1973), стр. 265-266.
- ↑ Георгевич 1918 , стр. 165–167.
- ^ Jump up to: а б с Йованович 1937 , стр. 236.
- ^ Сима М. Чиркович (15 апреля 2008 г.). Сербы Джон Уайли и сыновья. стр. 100-1 224–. ISBN 978-1-4051-4291-5 .
- ^ Jump up to: а б Георгевич 1918 , стр. 181–182.
- ^ Военный музей Югославской народной армии (1968 г.). Четырнадцать веков борьбы за свободу . Белград: Военный музей. стр. xliv.
- ^ Jump up to: а б Георгевич 1918 , с. 183.
- ^ София Божич (1 апреля 2014 г.). История и география: встречи и проникновения . Институт новейшей истории Сербии, Географический институт «Йован Цвиич», САНУ, Институт славистики РАН. стр. 350–. ISBN 978-86-7005-125-6 .
- ^ Jump up to: а б Йованович 1937 , стр. 237.
- ^ Jump up to: а б с Хаджи-Васильевич 1928 , с.
- ^ Jump up to: а б с д и Институт современной истории 2007 , с. 87
- ^ Боснийская вилла: журнал о развлечениях, образовании и литературе . Никола Т. Касикович. 1905 год
... но мы приходим, как сербы, чтобы умолять и умолять вас, рассказать нам. Вот как турки на болгарском доставке 16 июня 1878 года поймали Ристу Цветковича-Божинчу из Вране, на дороге Скопье-Куманово. .
- ^ Jump up to: а б с д Хаджи-Васильевич 1928 , с.
- ^ Георгевич 1918 , стр. 182–183.
- ^ Хаджи-Васильевич 1928 , стр. 9–10.
- ^ Трбич, Василий (1996). Мемуары: 1898–1912 . Культура. п. 32. ISBN 9788678010132 .
- ^ Jump up to: а б Хаджи-Васильевич 1928 , стр. 10.
- ^ Хаджи-Васильевич 1928 , стр. 10, Йованович 1937 , стр. 237.
- ^ Македония (501-512 изд.). 1995. с. 30.
- ^ «В конце 19 - начале 20 века» (PDF) (на македонском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 17 марта 2012 года . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Живкович, Симо. «Собери небольшую компанию» . Сербское наследие .
- ^ Уайт, Джордж В. (2000). Национализм и территория: построение групповой идентичности в Юго-Восточной Европе, Географические перспективы человеческого прошлого: Европа: текущие события . Роуман и Литтлфилд. п. 236 . ISBN 0-8476-9809-2 .
- ^ Джордж Уайт (2000). Национализм и территория: построение групповой идентичности в Юго-Восточной Европе . Роуман и Литтлфилд. п. 236. ИСБН 978-0-8476-9809-7 .
- ^ Чедомир Попов (2000). История сербской государственности: Сербия в Югославии . Сербская академия наук и искусств. п. 163.
Южная Сербия, включающая Вардар и Зета Бановину.
- ^ Джоко М. Слиепчевич (1958). Македонский вопрос: борьба за Южную Сербию . Американский институт по балканским делам. п. 77.
"Тогда у помощников Протогерова возникла идея: они спросили, кто праздновал славу. Тех, кто это делал, расстреливали, так как празднование славы есть признак того, что ты серб: это обычай, которого у булгар нет.. ;
Гилберт в Мауре (1936). Югославы тогда и сейчас: внешняя политика Югославии . Гюнтер. п. 330. - ^ Димитрис Ливаниос (17 апреля 2008 г.). Македонский вопрос: Великобритания и Южные Балканы 1939-1949 гг.: Великобритания и Южные Балканы 1939-1949 гг . ОУП Оксфорд. стр. 194–. ISBN 978-0-19-152872-9 .
- ^ Тимоти Л. Галл; Дженин М. Хобби; Группа Гейла (2007). Энциклопедия народов Worldmark: Европа . Томсон Гейл. п. 422 . ISBN 978-1-4144-1089-0 .
- ^ [Проекат Растко] Славенко Терзич: Сербы и македонский вопрос
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 июля 2010 года . Проверено 12 февраля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Януш Бугайский (1995). Этническая политика в Восточной Европе: Путеводитель по национальной политике, организациям и партиям . Я Шарп. ISBN 978-0-7656-1911-2 .
- ↑ Amnesty International считает Йована Вранисковски узником совести.
- ^ «Отчет Freedom House о Македонии, 2006 г.» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2011 года . Проверено 12 февраля 2010 г.
- ^ Перепись 2021 года, муниципалитет по родному языку
Источники
[ редактировать ]- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825119587 .
- Прекрасно, Джон Ван Антверпен (1991). Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Файн, Джон Ван Антверпен (1994), Балканы позднего средневековья: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания , Анн-Арбор: University of Michigan Press , ISBN 978-0-472-08260-5
- «Об автохтонных сербских наречиях на территории Республики Македония» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Славенко Терзич (1995). «Сербы и македонский вопрос» (Интернет-изд.). Белград: Белградский университет, географический факультет.
- Сербы в Македонии и на юге старой Сербии . Типография Королевства Сербия. в 1888 году
- Любиша Доклестич (1964). На протяжении всей истории Македонии: избранные источники . Школьная книга.
- Джорджевич, Дмитрий (1965). Революции балканских народов (на сербском языке). Графическая компания Нови Дани.
- Джурич, Велько Д.; Мийович, Миличко (1993). Иллюстрированная история движения четников (на сербском языке).
- Георгевич, Т.Р. (1918). Македония . Забытые книги. ISBN 9781440065194 .
- Хаджи-Васильевич, Йован (1928). Действия четников в Старой Сербии и Македонии (на сербском языке). Белград: Св. Сава.
- Институт современной истории (2007). Партизаны на Балканах . Токио: Институт исследований разоружения и мира.
- Йованович, Алекса (1937). Мемориал двадцатилетия освобождения Южной Сербии 1912-1937 гг. (на сербском языке). Южная Сербия.
- «Политика Сербии в отношении Болгарии и тайная конвенция 1881 года» (PDF) . История . 71–72. Матица сербская: 29–.
- Радич Првослав (2002). «Из истории сербского вопроса в Македонии: Культурологический аспект» . Балканика (32–33): 227–252. дои : 10.2298/BALC0233227R .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .