Архиепископство Охрида

Архиепископство Охридское , также известное как Болгарское архиепископство Охридское. [ 1 ] ( болгарский : Българска Архиепископия ; македонский : Охридская архиепископия ), первоначально называвшийся ἀρχιεπίσκοπὴ τῆς Πρώτης Ἰουστινιανῆς καὶ πάσης Булгарияς ( греческий : архиепископством Юстинианы Примы и всей Болгарии ) — автокефальная Восточная Православная Церковь , основанная после византийского завоевания Болгарии в 1018 году путём понижения ранг автокефального Болгарского Патриархата в связи с его подчинением византийцам. В 1767 году автокефалия архиепископства была отменена, и архиепископство было передано под опеку Патриархата Константинопольского .
Имя
[ редактировать ]Первоначальное название архиепископства было просто Болгария ( греч . Βουλγαρία ), но при знаменитом архиепископе Феофилакте Гефесте (1078–1107) оно было расширено до Всю Болгарию («Вся Болгария») ( πᾶσα Βουλγαρία ). [ 2 ] Иоанн IV (1139/42–1163/64), двоюродный брат императора Иоанна II Комнина , первым использовал титул архиепископа Юстинианы Примы и всей Болгарии ( ἀρχιεπίσκοπος Πρώτης Ἰουστινιανῆς καὶ πάσης Βουλγαρίας преемственности и прерогативы недолговечного архиепископства Юстиниана Прима (535 — ок. 610 ), основанного Юстинианом I. ) в 1157 году, отражая недавно развившуюся тенденцию, претендовавшую на престол Этот титул, очевидно, вышел из употребления непосредственными преемниками Иоанна, возможно, из-за давления со стороны Константинопольского Патриархата , но в начале 13 века он был возрожден амбициозным Деметриосом Хоматеносом (1216–1236), чтобы поддержать его претензии на квазипатриархальный статус в его столкновение за власть с константинопольскими патриархами, находившимися в изгнании в Никейской империи . Это звание окончательно было принято Константинополем и византийской имперской канцелярией после 1261 года и стало фиксированной частью титулатуры архиепископов; в полной форме кафедра стала называться Архиепископством Юстинианы Примы, Охрида и всей Болгарии. ( Архиепископство Первого Юстиниана Ахридского и всей Болгарии ). [ 3 ]
Архиепископство Охрида является наиболее распространенным термином для кафедры на протяжении всего времени ее существования; с 1020 по 1767 год ее резиденция находилась в городе Охрид . [ 4 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Вскоре после 934 года византийский император Роман I Лакапин признал главу Болгарской Православной Церкви архиепископа Дамиана в сане патриарха , следуя условиям мирного договора, положившего конец византийско-болгарской войне 913–927 годов . [ 5 ] В 971 году император Иоанн I Цимисхий уволил Дамиана после аннексии столицы Великого Преслава и части северо-восточной Болгарии , но болгарский патриархат, вероятно, был восстановлен при царе Болгарии Самуиле . [ 6 ] Во время его правления резиденция болгарских патриархов оставалась тесно связанной с развитием войны между Самуилом и византийским императором Василием II . Таким образом, следующий Патриарх Герман проживал последовательно в Моглене (Альмопии) , Водене (Эдессе) и Преспе . Около 990 года последний патриарх Филипп переехал в Охрид .
История
[ редактировать ]После своего окончательного подчинения болгарского государства в 1018 году Василий II , чтобы подчеркнуть победу Византии, учредил Охридское архиепископство, понизив Болгарский патриархат до ранга архиепископства. Нынешнее архиепископство оставалось автокефальной церковью, отдельной от Константинопольского Патриархата . Однако, хотя в остальном архиепископство было совершенно независимым, его предстоятель избирался императором из списка из трех кандидатов, представленных местным церковным синодом . В трёх сигиллиях, изданных в 1020 году, Василий II наделил новую кафедру обширными привилегиями. [ 7 ]
Хотя первый назначенный архиепископ ( Иоанн Дебарский ) был болгарином из Кутмичевицы , его преемники, как и все высшее духовенство, неизменно были византийцами, самым известным из них был святитель Феофилакт (1078–1107). [ 8 ] Архиепископы были выбраны из числа монахов Константинополя. Адрианос Комнин под своим монашеским именем Иоанн (IV) (1143–1160) был двоюродным братом императора Иоанна II Комнина и был первым архиепископом, носившим титул архиепископа Юстинианы Примы. Более поздний архиепископ Иоанн V Каматерос (1183–1216) был бывшим императорским клерком.
В XIII и первой половине XIV веков за территорию Архиепископства оспаривались Византийская империя, Латинская империя , Эпирский деспотат , Вторая Болгарская империя и позднее Сербия . После падения Константинополя латинянам в 1204 году и с основанием новых государств на территории, находящейся под юрисдикцией Охридского архиепископства, автономные церкви были основаны в государствах, не признававших юрисдикцию ни Константинополя, ни Охрида. После 1204 года Никейская империя заявила права на византийское имперское наследие и предоставила убежище изгнанным константинопольским патриархам. В восстановленной Второй Болгарской империи было основано новое архиепископство с кафедрой в Тырново. Царю Калояну (1197–1207) не удалось передать Охридское архиепископство под юрисдикцию Тырновского архиепископства, но, тем не менее, ему удалось изгнать греческих епископов и поставить вместо них болгар. Последующие болгарские правители постоянно пытались воссоединить Охридское архиепископство с Тырновским архиепископством. Латинские завоевания, восстановление Болгарская империя и образование независимого сербского государства значительно сократили юрисдикцию Охридского архиепископства, но не исчезли. Во времена архиепископа Димитрия Хоматена автокефалия архиепископства была подтверждена актом помазания деспота Эпира Теодора Комнина Дукаса в императоры и в переписке с Патриархом.
Расширение Сербского государства на юг во второй половине XIII века также сопровождалось изменениями церковной юрисдикции некоторых кафедр. После успешных сербских походов против Византийской империи в 1282–1283 годах города Скопье и Дебар были аннексированы, а местные епархии переданы под юрисдикцию сербского архиепископства Печ . [ 9 ]
Сербская экспансия достигла своего апогея во времена короля и царя Стефана Душана (1331–1355). Душан завоевал Охрид около 1334 года. [ 10 ] Под властью сербов Охридское архиепископство сохранило свою автономию. 16 апреля 1346 года ( Пасха ) в сербской столице Скопье объединенное государственно-церковное собрание ( Сабор состоялось ), на котором присутствовали сербский архиепископ Иоанникий II , архиепископ Охридский Николай I , патриарх Болгарский Симеон и другие иерархи. и высокопоставленные лица, в том числе монашеские руководители Афона . Собрание провозгласило возведение автокефальной Сербской архиепископии в ранг Патриархата. Охридское архиепископство не было присоединено к Сербскому Патриархату Печ и сохранило свою автономию, признавая только почетное старшинство Сербского Патриарха. [ 11 ] [ 12 ]
После битвы при Марице в 1371 году и битвы за Косово в 1389 году большая часть территории Охридского архиепископства подверглась экспансии турок-османов , которые завоевали Скопье в 1392 году и аннексировали все южные регионы после смерти принца Марко в 1395 г. Архиепископству удалось пережить переходный период и было легализовано новыми османскими властями. Вскоре после падения Болгарского Патриархата в 1394 году некоторые епископства, находившиеся под его юрисдикцией, также вошли в состав Охридского архиепископства. Так, в начале XV века архиепископ Охридский присоединил Софийскую и Видинскую к архиепископству епархии. В 1408 году Охрид попал под власть Османской империи. Тем не менее, османы не достигли Охридского архиепископства, в основном из-за их терпимости к монотеистическим религиям, и предоставили людям возможность самостоятельно управлять религией.
Когда в 1463 году умер последний средневековый Сербский Патриарх , технических возможностей для избрания нового не было, поэтому Охридское архиепископство предъявило свои претензии на многие епархии Сербского Патриархата на основании своих старых 1019 территориальных прав, существовавших до сербской автокефалии. К 1520-м годам Охридскому архиепископству удалось поставить под свою юрисдикцию практически всю Сербскую церковь, однако благодаря вмешательству Соколлу Мехмед-паши в 1557 году последняя была обновлена и реорганизована. епархии по другую сторону Дуная , из герцогств Валахии и Молдавии В течение XV века под юрисдикцию Архиепископства попали . Тем не менее, это продолжалось не более ста лет. К началу 16 века Охридское архиепископство расширило свою юрисдикцию даже на территории в Южной Италии , а также в Далмации . Паства этой епархии состояла из греков и албанцев. К середине 16 века Охридское архиепископство потеряло епархию. Верия , однако, в начале 17 века получила епархию Дураццо от Вселенского Патриархата Константинополя . С тех пор и до своего упразднения в 1767 году архиепископство не потеряло и не приобрело ни одной епархии под своей юрисдикцией.
Отмена
[ редактировать ]Автокефалия Охридского архиепископства оставалась уважаемой в периоды византийского, болгарского, сербского и османского правления; Церковь продолжала существовать до ее упразднения в 1767 году, когда она была упразднена указом султана по настоянию греческих православных лидеров Стамбула и передана под юрисдикцию Константинопольского Патриарха. [ 13 ] Раскол на фанариотов и автохтонистов, произошедший среди епархиальных архиереев Охридского архиепископства, а также тяжелое финансовое положение Охридского архиепископства на протяжении длительного периода времени способствовали его упразднению. Всего за год до этого Константинопольский Патриархат таким же образом упразднил Сербский Печский Патриархат , а его епархии присоединились к Константинопольскому Патриархату.
Язык
[ редактировать ]Греческий язык довольно рано заменил старославянский язык в качестве официального языка Архиепископства. Все документы и даже жития святых, например житие Климента Охридского , были написаны на греческом языке. Несмотря на это, славянская литургия сохранялась на нижних уровнях церкви на протяжении нескольких столетий.
Администрация
[ редактировать ]Охридское архиепископство было автокефальной церковью с полным внутренним церковным самоуправлением. Только после османского завоевания, как часть системы проса , он перешел под высшую церковную юрисдикцию Вселенского Константинопольского Патриархата .
На момент основания архиепископство состояло из 32 суфражистских кафедр . [ 14 ] Однако в течение следующих десятилетий многие епископства, удаленные из других юрисдикций и переданные Василием II Охриду, были возвращены в свои первоначальные метрополии. Несмотря на создание новых епископств из уже существующих, к середине XII века число суфражисток — не считая самого Охрида — сократилось до 23 (современные названия в скобках): Кастория , Скопье (Скопье) , Белебусдион ( Вельбажд ), Сардике или Триадица ( София ), Малесобе или Моробисдион (неопределенно), Эдесса или Моглена , Гераклея (Битола) или Пелагония , Присдиана, Тибериуполис или Струммица (Струмица) , Нисос , Кефалония или Глабинице, Морабос или Браничево, Сигида или Белград (Белград) , Бидин (Видин), Сирмион (Сремска-Митровица), Липенион, Расос (Рас) , Селасфор или Дьявол (Девол) , Сланица или Пелла , Иллирикон или Канина , Гребенон (Гревена) , Драстар (Силистра) , Деуре (Дебар) и Вреаноти (Вранье), также называемое «Епископством Влахов». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]- Архиепископ Охридский
- Грамоты императора Василия II на правах Охридского архиепископства
- Македонская Православная Церковь
- Болгарская Православная Церковь
- Сербская Православная Церковь
- Римско-католическая архиепископия Охрида
- Архиепископство Юстиниана Прима
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^
- Т. Камуселла в книге «Политика языка и национализма в современной Центральной Европе», Springer, 2008 г., ISBN 0230583474 , с. 276 ;
- Эслинг Лайон, Децентрализация и управление этническими конфликтами: уроки Республики Македония, Routledge, 2015 г., ISBN 1317372042 , с. 24 ;
- Р. Фрейзер, М. Хаммонд, изд. Книги без границ, Том 1: Межнациональное измерение в печатной культуре, Springer, 2008 г., ISBN 0230289118 , с. 41 ;
- Х. Кокс, Д. Хапчик, Краткий исторический атлас Восточной Европы Пэлгрейва, Springer, 2016 г., ISBN 1137048174 с. 67 ;
- Дж. Рген Нильсен, Йорген С. Нильсен изд. Религия, этническая принадлежность и оспариваемая государственность на бывшем османском пространстве, Брилл, 2011 г., ISBN 9004211330 , с. 234 ;
- Джон Филлипс, Македония: полевые командиры и повстанцы на Балканах, IBTauris, 2004 г., ISBN 0857714511 , с. 19 ;
- Фредерик Ф. Анскомб, Государство, вера и нация в Османских и постосманских землях, Cambridge University Press, 2014 г., ISBN 110772967X , с. 151 ;
- Д. Хапчик, Балканы: от Константинополя к коммунизму, Springer, 2002 г., ISBN 0312299133 , с. 67 ;
- Крис Костов, Оспариваемая этническая идентичность: случай македонских иммигрантов в Торонто, 1900–1996 гг., Питер Ланг, 2010 г., ISBN 3034301960 , с. 55.
- Дж. Петтифер под ред., Новомакедонский вопрос, серия Святого Антония, Springer, 1999, ISBN 0230535798 , с. 8.
- ^ Принцинг 2012 , с. 363.
- ^ Принцинг 2012 , стр. 363–364.
- ^ Принцинг 2012 , стр. 355–356.
- ^ Принцинг 2012 , с. 358.
- ^ Принцинг 2012 , стр. 358–359.
- ^ Принцинг 2012 , стр. 358–362.
- ^ Александру Маджеру; Мартин Гордон (2008). Войны на Балканском полуострове: их средневековые истоки . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-5846-6 .
- ^ Файн 1994 , стр. 261.
- ^ Циркович 2004 , стр. 63.
- ^ Файн 1994 , стр. 309.
- ^ Циркович 2004 , стр. 64–65.
- ^ Джон Ши (1997). Македония и Греция: борьба за определение новой балканской нации . МакФарланд. стр. 172–3. ISBN 978-0-7864-0228-1 . Проверено 19 октября 2011 г.
- ^ Принцинг 2012 , с. 364.
- ^ Принцинг 2012 , стр. 364–365.
Источники
[ редактировать ]- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Драгойлович, Драголюб (1991). «Архиепископство Охрида в иерархии основных христианских церквей» (PDF) . Балканика (22): 43–55.
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Хорошо, Джон В.А. младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08260-4 .
- Фортескью, Адриан (1908). Православная Восточная Церковь . Лондон: Католическое общество истины.
- Гельцер, Генрих (1902). Патриархат Ахриды: история и документы . Лейпциг: Тойбнер.
- Илиев, Илья (2011). «Первые два столетия Охридского архиепископства». У В. Гюзелева; К. Петков (ред.). Государство и церковь: исследования в средневековой Болгарии и Византии . София: Американский исследовательский центр в Софии. стр. 237–259. ISBN 9789549257120 .
- Вранишковски, Йован (2007). Краткая история Охридского архиепископства . Охрид: Охридское архиепископство и митрополия Скопье. ISBN 9788684799274 .
- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат: история его митрополитов с аннотированными иерархическими каталогами . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 9781434458766 .
- Коматина, Предраг (2023). «Епархиальная структура Охридского архиепископства в грамотах Василия II: историческое развитие до начала XI века» (PDF) . Труды Византологического института . 60 :7–25. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2024 г.
- Несбитт, Джон; Ойкономидес, Николас , ред. (1991). Каталог византийских печатей в Думбартон-Оксе и в Художественном музее Фогга, Том 1: Италия, север Балкан, север Черного моря . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-194-7 .
- Никол, Дональд М. (1993). Последние века Византии, 1261–1453 (второе изд.). Лондон: ISBN Руперта Харт-Дэвиса Лтд. 0-246-10559-3 .
- Оболенский, Дмитрий (1974) [1971]. Византийское государство: Восточная Европа, 500–1453 гг . Лондон: Кардинал. ISBN 9780351176449 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Принцинг, Гюнтер (1978). «Возникновение и рецепция теории Юстинианы Примы в средние века» . Византинобулгарика (на немецком языке). 5 : 269-287.
- Принцинг, Гюнтер (2012). «Автокефальная византийская церковная провинция Болгария/Охрид: насколько независимыми были ее архиепископы?» . Болгария Средневековая . 3 : 355–383.
- Принцинг, Гюнтер (2012b). «Сближение и расхождение между Константинопольским Патриаршим реестром и Понематской диафорой архиепископа Ахридского/Охридского Димитрия Хоматеноса» (PDF) . Византийский мир на Балканах . Том. 1. Белград: Византийский институт. стр. 1–17.
- Рансиман, Стивен (1968). Великая Церковь в плену: исследование Константинопольского Патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521071888 .
- Снегаров И. (1924). История Охридской архиепархии 1. От основания до завоевания турками Балканского полуострова (на болгарском языке). София.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сулис, Джордж Христос (1984). Сербы и Византия в период правления царя Стефана Душана (1331-1355) и его преемников . Вашингтон: Библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 9780884021377 .
- Станкович, Влада, изд. (2016). Балканы и византийский мир до и после взятия Константинополя в 1204 и 1453 годах . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN 9781498513265 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. История Ахриды (Охрида) по данным Католической энциклопедии (1913). .
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. История Болгарии и Болгарской Православной Церкви по данным Католической энциклопедии . .
- Архиепископство Охрида
- 1019 заведений в Европе
- Епархии, основанные в 11 веке.
- Болгарская Православная Церковь
- Несуществующие религиозные кафедры Сербской Православной Церкви
- Средневековый Охрид
- Первая Болгарская империя
- Христианство в средневековой Македонии
- Восточно-православные епархии в Европе
- Восточное православие XI века
- Несуществующие епархии Константинопольского Патриархата
- Закрытие 1767 года в Европе
- Восточное православие в Северной Македонии