Иоанн III Дукас Ватацес
Иоанн III Дукас Ватацес | |||||
---|---|---|---|---|---|
Император и самодержец римлян | |||||
Император Никеи Претендент на византийского императора | |||||
Царствование | Декабрь 1221 г. – 3 ноября 1254 г. | ||||
Предшественник | Феодор I Ласкарис | ||||
Преемник | Феодор II Ласкарис | ||||
Рожденный | в. 1192 Дидимотихон , Византийская империя | ||||
Умер | 3 ноября 1254 г. (62 года) Нимфеон , Византийская империя. | ||||
Похороны | Монастырь Сосандра, регион Магнесия | ||||
Супруги | Ирен Ласкарина Анна Гогенштауфенская | ||||
Проблема | Феодор II Ласкарис | ||||
| |||||
Дом | Ватацы | ||||
Отец | Василий Ватацес (?) | ||||
Мать | Неизвестный | ||||
Религия | Восточно-православный |
Иоанн III II греч ( Дукас Ватацес . Теодор Ἱωάννης Δούκας Βατάτζης , Iōannēs Doukas Vatatzēs , ок. 1192 — 3 ноября 1254), был императором Никеи с 1221 по 1254 год . Ему наследовал его сын, известный как Лас . карис .
Жизнь
[ редактировать ]Иоанн Дука Ватацес, родившийся около 1192 года в Дидимотихоне , вероятно, был [ 1 ] [ 2 ] сын полководца Василия Ватацеса , погибшего в бою в 1194 году, и его жены, двоюродной сестры императоров Исаака II Ангела и Алексиоса III Ангела . [ 3 ] У Джона Дукаса Ватацеса было два старших брата. Старшим был Исаак Дукас Ватацес (1188–1261), а его младший брат умер молодым. В результате брака с Евдокией Ангелиной у него родилась Теодора Дукаина Ватацаина , которая позже вышла замуж за Михаила VIII Палеолога . Имя среднего брата неизвестно, но его дочь вышла замуж за протовестиария Алексиоса Рауля . [ 4 ] [ 5 ]
Успешный солдат из военной семьи, Иоанн поднялся до положения протовестиаритов выбрал его , когда примерно в 1216 году император Теодор I Ласкарис вторым мужем для своей дочери Ирины Ласкарины после смерти ее первого мужа, Андроника Палеолога . [ 6 ] Как муж первенца Ласкариса, у которого не было собственного сына, Иоанн мог быть фактическим наследником престола, однако вопрос о преемственности оставался открытым; Ласкарис, возможно, надеялся, что его собственный брак с Марией Куртенэ в 1219 году произведет наследника мужского пола. [ 6 ] В результате, когда Иоанн III стал императором в декабре 1221 г. [ а ] после смерти Феодора I в ноябре, [ 9 ] [ 10 ] ему пришлось подавить сопротивление своему правлению со стороны братьев Ласкариса, Алексиоса и Исаака . Борьба закончилась битвой при Пойманонене несмотря на поддержку Латинской империи Константинопольской в 1224 году, в которой его противники потерпели поражение , . Победа Иоанна III привела к территориальным уступкам со стороны Латинской империи в 1225 году, после чего последовало вторжение Иоанна в Европу, где он захватил Адрианополь . [ 11 ]
Владение Иоанна III Адрианополем было прекращено Феодором Комнином Дукой Эпирским Фессалоникским и . , который изгнал никейский гарнизон из Адрианополя и аннексировал большую часть Фракии в 1227 году. Уничтожение Феодора Иваном Асеном II из Болгарии в 1230 году положило конец опасности поставленная Фессалониками, а Иоанн III заключил союз с Болгарией против Латинской империи. [ 12 ]
В 1235 году этот союз привел к восстановлению болгарского патриархата и браку между Еленой Болгарской и Феодором II, соответственно дочерью Ивана Асена II и сыном Иоанна III. В том же году болгары и никейцы выступили против Латинской империи, а в 1236 году предприняли попытку осады Константинополя . [ 12 ] Впоследствии Иван Асен II принял двойственную политику, фактически став нейтральным и предоставив Иоанну III самому себе.
Иоанн III Ватацес очень интересовался сбором и копированием рукописей, а Вильгельм Рубрукский сообщает, что ему принадлежала копия недостающих книг из Овидия » «Фасти . [ 13 ] Рубрук критически относился к эллинским традициям, с которыми он столкнулся в Никейской империи , особенно к празднику святого Фелисита, любимому Иоанном Ватацесом, который, как предполагает Фридрих Риш, должен был быть Felicitanalia , практиковавшимся Суллой для почитания Felicitas в I веке с акцентом на об изменении социальных норм, превознесении истины и красоты, чтении богохульных и сатирических стихов и ношении украшенных «сенаториев» или обеденных халатов в течение дня. [ 14 ]
Несмотря на некоторые неудачи против Латинской империи в 1240 году, Иоанн III смог воспользоваться смертью Ивана Асена II в 1241 году, чтобы установить свой сюзеренитет над Фессалониками (в 1242 году), а затем аннексировать этот город, а также большую часть Болгарская Фракия в 1246 году. [ 15 ] К 1247 году он установил эффективную мертвую хватку в Константинополе. В последние годы его правления никейская власть распространилась далеко на запад, где Иоанн III пытался сдержать экспансию Эпира . Союзники Михаила Голем из Круи и Теодор Петралифас перешли на сторону Иоанна III в 1252 году. [ 16 ] [ 17 ] Иоанн III умер в Нимфеоне в 1254 году и был похоронен в основанном им монастыре Сосандра в области Магнесии. [ 18 ]
Союз с Фридрихом II
[ редактировать ]Пытаясь спасти слабую Латинскую империю после совместной никейско-болгарской осады Константинополя в 1236 году, папа Григорий IX призвал к крестовому походу против Никеи и написал Иоанну III в 1237 году, информируя его о надвигающейся армии крестоносцев. [ 19 ] Перед лицом болгарского нейтралитета Иоанн III искал союзников в другом месте, обратившись к императору Священной Римской империи Фридриху II фон Гогенштауфену . [ 20 ] Фридрих II был ненавистным врагом папства, поскольку Григорий IX уже отлучил его от церкви в 1227 году, и в письме, написанном незадолго до его второго отлучения от церкви в 1239 году, Фридрих II написал Иоанну III, оплакивая власть Папы на западе и восхваляя власть Папы на западе. Иоанна III за власть византийского императора над духовенством. [ 21 ]
Теплые отношения между двумя Римскими империями начались уже после Шестого крестового похода (1228-1229), предпринятого Фридрихом II для отмены своего первого отлучения от церкви, когда Фридрих II принял никейское посольство, привезшее среди других подарков золотые монеты, расшитый золотом шелк и лошадей. . [ 19 ] К 1238 году два императора заключили союз. Фридрих II согласился признать Иоанна III законным византийским императором, хотя и с титулом «Император греков» ( Грекорум император / Γραικῶν βασιλεύς), в обмен на взаимопомощь. В том же году Иоанн III послал никейские войска для участия в осаде Брешии , а Фридрих II предупредил крестовый поход Григория IX во главе с латинским императором Болдуином II на север Италии, вынудив крестоносцев в конечном итоге выбрать сухопутный путь в Константинополь в 1239 году. [ 22 ]
В начале 1240 года умерла жена Иоанна III Ирена Ласкарина, а позже в том же году Иоанн III женился на 10-летней дочери Фридриха II Констанции II Гогенштауфенской, чтобы скрепить их союз, которая взяла греческое имя Анна. [ 23 ] Несмотря на отсутствие детей от брака и роман Иоанна III с фрейлиной его жены, союз двух императоров продолжался до смерти Фридриха II в 1250 году.
После смерти Григория IX в 1241 году новый папа Иннокентий IV продолжил политику своего предшественника и попытался вести войну с обоими императорами. На Лионском соборе 1245 года Фридрих был низложен с поста императора и отлучен от церкви, среди множества других причин, за то, что выдал свою дочь замуж за Иоанна III, которого Иннокентий IV назвал «этим врагом Бога и церкви». [ 24 ] На востоке папа призвал к новому крестовому походу против Иоанна III и вступил в переговоры с монголами о вторжении в Никею, но обе попытки оказались безуспешными. [ 25 ] На западе Иннокентий IV добился гораздо большего успеха против Фридриха II, разгромив имперскую армию в битве при Парме в 1248 году. [ 26 ] Иоанн III продолжал посылать войска, в том числе лучников и пехотинцев, а также субсидии в Италию через Эпир между 1247 и 1250 годами, чтобы помочь своему тестю, который, наконец, одержал победу над папством в битве при Чинголи в августе 1250 года, однако Фридрих умер от дизентерия в декабре того же года. [ 27 ]
После смерти Фридриха II дипломатическая деятельность между двумя империями ненадолго продолжалась: сын Иоанна III Теодор II Дукас Ласкарис произнес памятную речь, в которой восхищался борьбой Фридриха II против враждебности западной аристократии и духовенства. [ 28 ] Сын и преемник Фридриха Конрад IV отправил посольство в Никею в 1253 году, чтобы вернуть изгнанную семью Констанции-Анны обратно в Италию, но смерть Конрада IV и Иоанна III в 1254 году гарантировала, что возможное продолжение имперского союза так и не последовало; после смерти Конрада IV Священная Римская империя и Сицилийское королевство были разделены. [ 29 ] Другой сын Фридриха , Манфред , последний король Сицилии Гогенштауфенов, должен был проявить враждебность по отношению к никейскому делу, вторгнувшись на албанское побережье Никеи в 1257 году и объединившись с Михаилом II Комнином Дукой против Никеи в 1259 году, предоставив войска для битвы при Пелагонии . [ 30 ] После Никейской победы Михаил VIII Палеолог предпринял попытку жениться на овдовевшей Констанции-Анне, оставшейся при Никейском дворе во время правления ее пасынка и приемного внука , чтобы заручиться союзом с Манфредом. Однако Констанция-Анна отказалась и в 1261 году переехала ко двору своего брата на Сицилии, разорвав тем самым все связи с Византией и формально положив конец союзу, начатому Иоанном III и Фридрихом II. [ 31 ]
Семья
[ редактировать ]Иоанн III Дукас Ватацес женился на Ирине Ласкарине , дочери своего предшественника Теодора I Ласкариса, в 1212 году. [ 18 ] У них родился сын, будущий Феодор II Дукас Ласкарис. Ирен упала с лошади и была так тяжело ранена, что больше не могла иметь детей.
Ирина удалилась в женский монастырь, приняв монашеское имя Евгения, и умерла там летом 1240 года. [ 32 ] Иоанн III женился на своей второй жене Констанции II Гогенштауфенской . [ 18 ] внебрачная дочь императора Фридриха II от его любовницы Бьянки Ланчиа . У них не было детей.
Наследие
[ редактировать ]Иоанн Ватац Милостивый, император римлян | |
---|---|
Император | |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
Главный храм | Дидимотихон , Западная Фракия и Нимфей (Иония), современный Кемальпаша , Турция |
Праздник | 4 ноября |
Атрибуты | Императорское облачение |
Иоанн III Дука Ватацес был успешным правителем, заложившим основу для возвращения Никее Константинополя. Ему удавалось поддерживать в целом мирные отношения со своими самыми могущественными соседями, Болгарией и Султанатом Рум , а его сеть дипломатических отношений распространялась на Священную Римскую империю и папство . Среди вооруженных сил, которые он использовал, были крупные половецкие общины, которые он поселил для защиты Западной Анатолии от вторжений огузов - туркмен . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Иоанн III осуществил никейскую экспансию в Европу, где к концу своего правления он аннексировал своего бывшего соперника Фессалоники и расширил свою территорию за счет Болгарии и Эпира. Он также расширил никейский контроль над большей частью Эгейского моря и присоединил важный остров Родос . [ 38 ] в то время как он поддерживал инициативы по освобождению Крита от венецианской оккупации, направленные на его воссоединение с Византийской империей Никея. [ 39 ]
Называя себя истинным наследником Римской империи, Иоанн III поощрял справедливость и благотворительность и активно руководил как миром, так и войной, несмотря на свою эпилепсию . Он тщательно развивал внутреннее процветание и торговлю своего королевства, которое стало известно обильными праздниками урожая, как сообщается, основанными на традициях праздников Фелиситас, описанных в пропавшей 11-й книге « . Книги дней» Овидия [ 40 ]
Спустя полвека после смерти Иоанн III был канонизирован в лике святых под именем Иоанн Ватац Милостивый. [ б ] и отмечается ежегодно 4 ноября . [ 41 ] [ 42 ] Георгий Акрополит упоминает, что люди позаботились о строительстве храма в его честь в Нимфее и что его культ как святого быстро распространился на народы западной Малой Азии. [ 43 ] В этот же день, с 2010 года, фестиваль Ватацея организует в Дидимотейхо местный митрополит . [ 44 ] Алиса Гардинер отметила сохранение культа Иоанна среди ионических греков еще в начале 20-го века, а также контраст, свидетелем которого она стала, когда «духовенство и жители Магнезии и окрестностей чтят его память каждое четвертое ноября. и пьесы о его разрушенном дворце редко связывают это даже с его именем». [ 45 ]
Его праздник формально является восточно-православным праздником, хотя он не отмечается какой-либо специальной литургией; ему известны два исторических аколоутиая , в том числе копия более древней Магнесийской минеи за ноябрь месяц 1874 года, из которой видно, что в 15 и 16 веках он почитался как «святой славный равноапостольный и император Иоанн Ватацес». , новый податель милостыни в Магнезии». [ 46 ] Соответствующие гимны сохранились только в одной известной рукописи в библиотеке монастыря Леймонос на острове Лесбос в Греции и включают упоминания о празднике милостыни Иоанна Ватацеса. [ 47 ] Праздник Иоанна III Ватаца в значительной степени потерял популярность за исключением церкви, посвященной ему в городе, где он родился, Дидимотихоне . [ 48 ]
Поколения после Иоанна Ватаца смотрели на него как на «Отца греков». [ 49 ] [ с ]
Пророчество об упокоенном короле
[ редактировать ]По некоторым данным, его нетленные мощи Константинополь были перенесены в освобожденный от франков , где с ним стала связана легенда об упокоенном короле. Во время падения Константинополя турками-османами его мощи были спрятаны в катакомбах и охранялись семьей криптохристиан , которые хранили их в тайне из поколения в поколение. В пророчестве говорится, что с этого времени он ожидает освобождения Константинополя. [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Жан Даррузе датировал коронацию Иоанна III ок . 15 декабря. [ 7 ] Однако, как отмечает Димитер Ангелов, "логика его расчетов сомнительна". [ 8 ] Георгий Акрополитес отмечает, что на момент смерти ему все еще «исполнялся тридцать третий год», что подтверждается другим источником, который дает ему срок правления 32 года и 11 месяцев. [ 8 ] В другой хронике говорится, что он правил 18 лет и 3,5 месяца с 1221 по 1 марта 1239 года (фактически 1240 года). [ 7 ] Это должна быть середина ноября 1221 года, но Дарузес датирует это «около 15 декабря».
- ^ Не путать с Иоанном Милостивым.
- ^ « Апостолос Вакалопулос отмечает, что Иоанн III Дукас Ватацес был готов использовать слова «нация» ( генос ), «эллин» и «Эллада» вместе в своей переписке с Папой. Иоанн признал, что он был греком, хотя и носил титул императора. римлян: «Греки — единственные наследники и преемники Константина» , — писал он. Подобным же образом сын Иоанна Феодор II, акк. Евро-Азиатское царство как «Эллада» и «эллинское владычество» (Чего Вакалопулос не исследует, так это того, называли ли они, как и латиняне, свой Эгейский мир «Романией»)». [ 50 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Полемис 1968 , с. 107.
- ^ Варзос 1984 , стр. 855–856 (примечание 20).
- ^ Варзос 1984 , стр. 852–854.
- ^ Варзос 1984 , стр. 855–857.
- ^ Полемис 1968 , стр. 107–109.
- ^ Перейти обратно: а б Angelov 2019, p. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Дарроз, Жан (1978). «Петер Шрайнер, Малые византийские хроники. II». Ревю византийских этюдов (на французском языке). 36 :276–77.
- ^ Перейти обратно: а б Ангелов, Димитр (2019). Византийский эллин: жизнь императора Феодора Ласкариса и Византии в тринадцатом веке . Издательство Кембриджского университета . п. 256. ИСБН 978-1-108-48071-0 .
- ^ Джудит Херрен, Гийом Сен-Гийен. Идентичность и привязанность в Восточном Средиземноморье после 1204 года . Ашгейт Паблишинг, ООО, 2011 г. ISBN 1409410986 стр. 52
- ^ Карр, Джон (30 апреля 2015 г.). Борьба императоров Византии . Перо и меч. п. 255. ИСБН 978-1473856400 .
- ^ Тредголд 1997 , стр. 719–721.
- ^ Перейти обратно: а б Тредголд 1997 , стр. 722–724.
- ^ Кристофер С. Вуд, Подделка, копия, художественная литература: временность немецкого искусства эпохи Возрождения. Издательство Чикагского университета, 2008 г.
- ^ История монголов и рассказ о путешествиях, 1245–1247 гг. (Пер. и ред. Фридриха Риша). Лейпциг: Э. Пфайффер, 1930, с. 174, н.34
- ^ Тредголд 1997 , с. 728.
- ^ Эллис, Стивен Г.; Клюсакова, Луда (2007). Воображение границ, оспаривание идентичностей . Эдизиони Плюс. стр. 134–. ISBN 978-88-8492-466-7 .
- ^ Георгий Акрополитес: История: Введение, перевод и комментарии . ОУП Оксфорд. 19 апреля 2007 г., стр. 73–. ISBN 978-0-19-921067-1 .
Гуламос перешел на сторону императора
- ^ Перейти обратно: а б с Михаэль Боргольте, Бернд Шнайдмюллер. Гибридные культуры в средневековой Европе/Гибридные культуры в средневековой Европе . Ольденбург Верлаг, 1 октября. 2010 год ISBN 3050049669 стр. 73
- ^ Перейти обратно: а б Angelov 2019, p. 89.
- ^ Angelov 2019, pp. 75, 89.
- ^ Angelov 2019, pp. 88-89.
- ^ Angelov 2019, pp. 89-90.
- ^ Angelov 2019, p. 90.
- ^ Папская булла об отлучении Фридриха II от церкви.
- ^ Angelov 2019, pp. 95, 135.
- ^ Angelov 2019, p. 135.
- ^ Angelov 2019, pp. 135-136.
- ^ Angelov 2019, 136.
- ^ Angelov 2019, pp. 139-141.
- ^ Angelov 2019, p. 176.
- ^ Angelov, pp. 226-227.
- ^ Мурата, Кодзи; Итикава, Кохей; Фуджи, Юрий И.; Хаякава, Хисаси; Ченг, Юнчао; Кавамото, Юкико; Сано, Хидэтоси (2021), «Кометные записи пересматривают хронологию Восточного Средиземноморья около 1240 года н.э.», Публикации Астрономического общества Японии , 73 : 197–204, arXiv : 2012.00976 , doi : 10.1093/pasj/psaa114
- ^ Турки в Константинополе (11-15 вв.) . стр. http://books.openedition.org/ifeagd/1706 .
- ^ «История Никейской империи (Никеи)» . 22 мая 2020 г.
- ^ «ПЕРЕВОЗКА КУМАНО-АЛАНСКИХ ОБЩИН С БАЛКАН В АНАТОЛИЮ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ ПРОТИВ ТУРЕЦКОЙ ЭКСПАНСИИ В ЗАПАДНОЙ АНАТОЛИИ» . 11 октября 2022 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Ялвар, Джихан (25 октября 2022 г.). «ПОСЛЕДНЕЕ ТУРЕЦКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ В АНАТОЛИИ: КУМАН-КИПЧАКИ В ИМПЕРИИ ИЗНИК И ИХ ПРИСУТСТВИЕ В ДЕРЕВНЯ ЯЛОВА КАЗИМИЕ (ЙОРТАН) И ЭЛМАЛИК (САРУХАНЛИ)» . Исследования тюркского мира . 127 (250): 11–36.
- ^ Коробейников, Дмитрий (25 октября 2022 г.). « Половцы в Никейской империи».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тредголд 1997 , стр. 729–730.
- ^ Агеларакис, Пенсильвания (2012), «Критяне в византийской внешней политике и военном деле после Четвертого крестового похода», Cretika Chronika , 32 , 41–78.
- ^ Ларс Браунворт, Затерянный на Западе: забытая Византийская империя, спасшая западную цивилизацию. Бродвейские книги, 2010, стр. 254.
- ^ Великий синаксарист : (на греческом языке) Святой Иоанн Креститель, милосердный царь . 4 ноября. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Острогорский, Георгий . История Византийского государства . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, 1969, стр. 444.
- ^ Банев Гуэнчо. « Иоанн III Ватацес ». Перевод Кутрас, Николас. Энциклопедия эллинского мира Малой Азии (EHW). 16 декабря 2002 г.
- ^ Лоренцо М. Чиолфи, От Византии к Интернету: стойкость наследия Иоанна III Дукаса Ватазеса. EHESS Париж, 2017, с. 64
- ^ Гардинер, Ласкариды Никеи: История империи в изгнании , 1912, (Амстердам: Адольф М. Хаккерт, 1964), стр. 196
- ^ Полемис Деметриос, «Остатки аколутии императора Иоанна Дукаса Ватацеса» в книге C. Mango & O. Pritsak (ред.), Okeanos. Очерки, подаренные Игорю Шевченко на шестидесятилетие его коллегами и учениками. Украинский научно-исследовательский институт Гарвардского университета, 1983 г.
- ^ Полемис, стр. 584.
- ^ Лоренцо М. Чолфи, «Иоанн III Ватазес, византийский императорский святой?» БЮЛЛЕТЕНЬ БРИТАНСКИХ ВИЗАНТИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, 2014 г.
- ^ А. А. Васильев . История Византийской империи . Том. 2. Университет Висконсина Пресс, 1971. стр. 531–534.
- ^ Майкл О'Рурк. Византия: от восстановления к разрушению, подробная хронология: 1220–1331 гг. н.э. Комп. Майкл О'Рурк. Канберра, Австралия, апрель 2010 г.
- ^ (на греческом языке) Иоанна Кацула. СВЯТОЙ ИОАНН ВАТАТЦИС: Мраморные милосердный король и царица . ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ГАЗЕТА - "Столп Православия". НОЯБРЬ 2011 ГОДА. Проверено 9 февраля 2018 года.
Источники
[ редактировать ]- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Хорошо, Джон В.А. младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08260-4 .
- Джонатан Харрис, Византия и крестовые походы , Лондон: Bloomsbury, 2-е издание, 2014. ISBN 978-1-78093-767-0
- Джон С. Лэнгдон. Последнее имперское наступление Византии в Малой Азии: документальные свидетельства и агиографические сведения о крестовом походе Иоанна III Дукаса Ватаца против турок, 1222 или 1225–1231 гг . Нью-Рошель, Нью-Йорк: А.Д. Карацас, 1992.
- Макридес, Рут (2007). Георгий Акрополитес: История – Введение, перевод и комментарии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-921067-1 .
- Георгий Острогорский . История Византийского государства . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, 1969.
- Полемида, Деметриос И. (1968). Дукай: вклад в византийскую просопографию . Лондон: Атлон Пресс.
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Варзос, Константинос (1984). Генеалогия Комнинов [ Генеалогия Комнинов ] (PDF) (на греческом языке). Том. Б. Салоники: Центр византийских исследований, Университет Салоник . OCLC 834784665 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 438.
- СМИ, связанные с Иоанном III Дукасом Ватацесом, на Викискладе?
- 1192 рождения
- 1254 смерти
- Византийские императоры XIII века
- Греческий народ 13 века
- Христианские святые XIII века
- Византийские святые Восточной Православной Церкви
- Династия Ласкаридов
- Святые из Анатолии
- Люди из Дидимотейхо
- Семья Ватацес
- Королевская семья и дворянство при эпилепсии
- Никейско-латинские войны