Концентрационный лагерь Джадо
Концентрационный лагерь Джадо | |
---|---|
Итальянский концентрационный лагерь | |
![]() Концентрационный лагерь Джадо | |
Координаты | 31 ° 58'8" с.ш. 12 ° 1'10" в.д. / 31,96889 ° с.ш. 12,01944 ° в.д. |
Расположение | Джадо, Ливия |
Построено | Фашистская Италия |
комендант | Этторе Бастико |
Оперативный | Май 1942 г. - январь 1943 г. |
Заключенные | евреи |
Количество заключенных | 2600 (приблизительно) |
Убит | 562 |
Освобожден | Британская армия |
Известные сокамерники | Фрия Зоарец |
Концентрационный лагерь Джадо — принудительного труда концентрационный лагерь для итальянских и ливийских евреев в Джадо , Ливия (ныне Джаду), действовавший во время Второй мировой войны с мая 1942 года до его освобождения британскими войсками в январе 1943 года. распоряжения Бенито Муссолини , министра Италии премьер - . В то время Ливия находилась под итальянским колониальным контролем и была известна как Итальянская Ливия .
Из 2600 евреев, находившихся там в заключении, 562 умерли, в основном от голода и сыпного тифа . Из-за плохих условий в Джадо было самое большое число погибших среди всех трудовых лагерей Северной Африки во время Второй мировой войны , а его жертвы составляют самое большое количество еврейских жертв Второй мировой войны в мусульманском мире .
Фон
[ редактировать ]
Ливия была домом для еврейской общины на протяжении тысячелетий. [ 1 ] Джадо, поселение в горах Нафуса , имело еврейский квартал, по крайней мере, с десятого века, хотя ко второй половине шестнадцатого века единственные оставшиеся евреи в Ливии находились в районах Йефрена и Гарьяна , бежав из мест борьба между арабами и берберами (оба преследовали евреев) за оплоты османского владычества. [ 2 ]
В период европейского правления в Ливии, с 1911 по 1951 год, большая часть ливийского еврейства проживала в северных регионах Триполитании и Киренаики . В 1911 году Ливия была захвачена у Османской империи Италией в ходе итало-турецкой войны . В 1922 году к власти в Италии пришел Бенито Муссолини , а в 1938 году его правительство начало принимать расовые законы , которые затронули еврейские общины в итальянской Ливии . Евреи больше не могли вступать в брак с « арийцами », работать в государстве или заниматься какой-либо квалифицированной профессией, а также отдавать своих детей в государственные или частные итальянские школы. В 1940 году Италия вступила во Вторую мировую войну в союзе с нацистской Германией , и в том же году война достигла Ливии, когда британцы вошли в Ливию в ходе операции «Компас» . Ливия была возвращена странам Оси в 1941 году, когда немецкие войска были отправлены в Триполи , население которого в то время составляло 25% евреев. [ 1 ] Расовые законы стали соблюдаться более строго, а ливийские евреи иностранного гражданства были депортированы в тюрьмы или концентрационные лагеря в Тунисе , Алжире и Италии. Пока Италия и Великобритания боролись за контроль над Киренаикой, евреи приветствовали британских солдат, некоторые из которых были евреями из Палестины , как освободителей от фашистского антисемитизма. Каждый раз, когда итальянцы возвращали себе Ливию, евреев сурово наказывали за «сотрудничество» с британцами. Муссолини ответил на положительный прием британцев евреями, приказав разогнать или удалить еврейскую общину Ливии в рамках кампании под названием сфолламенто ( букв. « очистка » ). [ 1 ] [ 3 ]
Депортация и интернирование евреев
[ редактировать ]
7 февраля 1942 года Муссолини приказал интернировать евреев Киренаики и Триполитании, чтобы вывести их из зоны боевых действий и помешать им присоединиться к британцам. [ 4 ] [ 5 ] Некоторые евреи были убеждены, что этот приказ также был возмездием за то, что ряд евреев покинули Бенгази после отступления британских войск 2 и 3 апреля 1941 года. [ 6 ]
Для интернированных был построен новый концентрационный лагерь в Джадо , бывшем военном посту на Триполитанском плато гор Нафуса , примерно в 153 километрах (95 миль) к юго-западу от Триполи . [ 7 ] [ 5 ] Большинство евреев, депортированных по приказу Муссолини, были отправлены в Джадо, а некоторых отправили в лагерь для иностранцев в Гариане. [ 8 ] В Бенгази итальянские власти потребовали, чтобы еврейская община подготовила ежедневную квоту евреев для депортации в Джадо. Ренато Тесчуба, официальный представитель евреев в муниципалитете, отказался подготовить список, сославшись на "левантийские беспорядки" в качестве причины. [ 9 ] тем самым откладывая депортацию. [ 10 ] Концентрация ливийских евреев в Джадо была первым этапом немецкого плана по переселению всех ливийских евреев в Италию, а из Италии в европейские лагеря смерти . [ 11 ]
Первая запланированная депортация в Джадо была отложена. В когорту вошли 145 французских евреев, уже переведённых 15 апреля 1942 года из восточного города Барсе , Марж , в Триполи. Группа ждала в Эль-Коэфии, чтобы отправиться на вторую остановку в пути, Агедабию , когда вмешалась Polizia dell'Africa Italiana Бенгази и добилась «временного приостановления» приказа о депортации. Французские евреи были возвращены в Барсе, уже продав большую часть своего имущества при подготовке к интернированию в Джадо. [ 6 ]
Депортации начались в мае 1942 года, и в течение октября евреев привозили два раза в неделю колоннами из 8–10 грузовиков. [ 7 ] из своих домов в Киренаике в Джадо после того, как в синагоге вывесили повестку. [ 4 ] [ 12 ] К концу июля 591 еврей из Бенгази (последняя опустошенная община) был отправлен в Джадо, а остальные 33 ожидали депортации. [ 13 ] Богатый еврейский купец по имени Мордехай Дуани, имевший ранее связи с итальянцами, обеспечил грузовые перевозки из Дерны, Бенгази, Тобрука , Барсы, Адждабии и Аполлонии в Джадо. 260 членов семьи и богатых друзей Дуани избежали депортации. Ивонн Козловски-Голан приводит Дуани в качестве примера того, как итальянцы формируют в Северной Африке « сети, подобные юденрату ». [ 9 ]
Депортированным евреям разрешили взять с собой небольшое количество личных вещей, включая еду, одежду и постельные принадлежности. [ 3 ] Они часто провозили контрабандой ценные личные вещи, в том числе драгоценности, которые можно было использовать для обмена с местными арабами на еду. [ 14 ] Путешествие через пустыню Сиртика заняло пять дней, и по дороге еврейских пленников заставляли спать на улице. [ 15 ] Когда депортационные колонны проходили через арабские деревни и города, евреи имели возможность торговать и питаться. По крайней мере, в одном случае арабы бросали гнилые помидоры в евреев, проходивших через их город по пути в Джадо. [ 14 ] В отчете заключенного по имени Брурия говорится:
В синагоге стали каждый день вывешивать списки на 20–30 семей, которым пришлось выехать. Итальянцы пришли к президенту общины и попросили подготовить списки евреев. Он отказался, потому что понимал обстоятельства. Однако один плохой еврей вызвался подготовить списки. Каждый еврей должен был проверить, появилось ли его имя, и если да, то ему пришлось уйти. Мы не знали, куда. Мы подумали, что это нехорошо. Брали евреев из Бенгази и из окрестностей: Дерны, Барсе, Тобрука... Кстати, плохого еврея фашисты в лагерь не забрали. Каждый день Джозеф [муж свидетельницы] ходил в синагогу, чтобы просмотреть список, а я сидела и плакала. Однажды он сказал: «Брурия, мы идем». Путешествие заняло пять дней; мы проехали около 2000 км от Бенгази до Джадо. Поездка заняла несколько дней и ночей. Нас повели, как животных, на бойню. В каждом грузовике по 40 человек и в каждом грузовике по два итальянских полицейских. Брали только евреев. По одним слухам, приказ отдали немцы. [ 16 ]
Около 2600 евреев были депортированы в Джадо. [ 4 ] Подавляющее большинство киренаикских евреев было депортировано в Джадо. Среди триполитанских евреев только те, кто имел британское или французское гражданство, были отправлены в Джадо, а триполитанские евреи, имевшие ливийское гражданство, были отправлены в близлежащие трудовые лагеря, такие как лагеря в Бук-Буке и Сиди-Азазе . [ 1 ] В результате депортации в Киренаике осталось всего 120 евреев, которых пощадили «из-за их хороших связей с итальянскими властями». [ 16 ] [ 12 ] Бенгази был последней общиной, которую очистили и депортировали. [ 13 ]
По меньшей мере 400 евреев из Джадо были отправлены в другие места, в том числе в близлежащие города Гариан , Йефрен и Тригинна , чтобы справиться с переполненностью. В этих городах евреев размещали в отдельных зданиях, по одной семье в комнате, и тщательно контролировали, не давая свободы передвижения . [ 12 ]
Жизнь в лагере
[ редактировать ]
Концентрационный лагерь Джадо, расположенный на территории бывшего военного лагеря, состоял из десяти длинных бараков, каждый из которых вмещал 400 заключенных, окруженных колючей проволокой. В каждом бараке был депутат и избранный капо , заключенный-еврей, который выступал в качестве представителя и посредника от своего барака перед администрацией лагеря. Семьи развешивали одеяла в качестве перегородок в неразделенных помещениях. [ 4 ] [ 15 ] В бараках не было никакой мебели, кроме кроватей, которых иногда было недостаточно для количества заключенных. [ 7 ] Пулеметчик наблюдал с холма напротив лагеря, чтобы не допустить побега. Один из бараков служил тюрьмой для заключенных, признанных виновными в совершении преступлений, хотя заключенных, обвиненных в множественных или тяжких преступлениях, отправляли в уголовную тюрьму в Триполи. [ 15 ]
Комендантом лагеря был генерал д'Армате Этторе Бастико , губернатор Ливии и главнокомандующий итальянскими войсками в Северной Африке. Его заместителем был майор Герьеро Модестино, исполнявший обязанности начальника лагеря. [ 8 ] [ 12 ] Бастико был известен своим антисемитизмом и унизительным, жестоким обращением с заключенными. [ 4 ] Считалось, что Модестино более симпатизировал евреям. [ 15 ] Эти двое регулярно вместе гуляли по территории лагеря, Бастико размахивал кнутом или дубинкой и угрожал сокамерникам. [ 3 ] Заключенным не разрешалось разговаривать по ночам. [ 7 ]
Заключенными в Джадо были почти исключительно семьи ливийских и итальянских евреев из Киренаики, особенно из Бенгази , где проживала одна из крупнейших еврейских общин в Ливии. [ 4 ] Семейные единицы сохранялись вместе. [ 15 ] В лагере также некоторое время содержались евреи с французским гражданством (которые позже были депортированы в Тунис в 1942 году) и с британскими паспортами (которые позже содержались в Феррамонти-ди-Тарсия в Италии и в нескольких других ливийских лагерях). [ 4 ]
Труд и общество
[ редактировать ]Принудительные работы начались 28 июня 1942 года. [ 12 ] Хотя дневной нормы работы не было, интернированные в лагере мужчины в возрасте от 18 до 45 лет с утра до ночи выполняли различные ежедневные работы: чистили туалеты, вывозили мусор, перевозили песок и камень, укладывали черепицу внутри и снаружи лагеря. [ 16 ] По субботам они не работали. Те, кто чинил крыши за пределами лагеря, получали дневную зарплату в размере 5 франков и одной булочки . [ 7 ] Раз в неделю они выполняли двенадцатичасовую работу по прополке и транспортировке грязи. [ 15 ] Полезность работы вызывала сомнение у евреев, которые подозревали, что основной функцией их заданий было унижение. По мере роста болезней, недоедания и истощения количество рабочих заданий уменьшалось. [ 7 ] Неизвестно, использовали ли какие-либо частные фирмы еврейских заключенных в Джадо в качестве принудительных работ. [ 4 ] Заключенные, которые наблюдали за раздачей пайков, были освобождены от работы. [ 7 ]

Еврейские семьи сформировали лагерный совет во главе с Камю Суаресом, состоящий из избранных капо от каждой из десяти казарм Джадо. В каждой казарме также размещался депутат. [ 4 ] Капо организовывали повседневную жизнь своих общин в Джадо, наблюдая за трудом и распределяя товары, включая дрова и еду, которые иногда присылали еврейская община в Триполи. Капо также превратили лагерный барак во временную синагогу, чтобы заключенные евреи могли исповедовать свой иудаизм в заключении. [ 12 ] В синагоге хранился свиток из Дерны. Торы [ 17 ] Среди заключенных было несколько раввинов, в том числе Фрия Зоарец . [ 18 ]
Условия жизни и вспышка тифа
[ редактировать ]В Джадо содержалось около 2600 заключенных. [ 19 ] [ 4 ] К концу июня 1942 года в лагере находилось 2584 еврея, 47 из которых были гражданами Италии. Позднее в лагерь было отправлено 380 евреев. [ 16 ] Это число резко сократилось из-за эпидемии тифа, переносимого вшами , в результате которой погибло 562 человека, в результате чего уровень смертности в лагере составил около 21%. [ 4 ] В нем было самое большое число погибших среди всех трудовых лагерей Северной Африки во время Второй мировой войны . [ 20 ] и его погибшие представляют собой самое большое число еврейских жертв Второй мировой войны в любой мусульманской стране . [ 1 ] Ни один заключенный не был казнен, и большинство смертей произошло от недоедания и сыпного тифа. [ 4 ]
Условия в Джадо были чрезвычайно плохими и тяжелыми, и он известен как самый суровый из ливийских трудовых лагерей, куда интернировали евреев во время Второй мировой войны. [ 7 ] Дни были очень жаркие, а ночи очень холодные. [ 7 ] Лагерь был переполнен, еды не хватало. Дневной рацион состоял из 100–150 граммов хлеба с небольшим еженедельным запасом «риса, макарон, масла, сахара, чая и кофе». [ 15 ] Морис Румани цитирует выжившего, который описал рацион как «не более нескольких граммов риса, масла, сахара и кофе, приготовленных из семян ячменя». [ 12 ] Холодная вода была доступна в течение двух часов в день. [ 21 ]
Хотя охранники не застрелили или не убили ни одного заключенного, администрация лагеря терпела смерть от голода. [ 4 ] Через несколько недель после интернирования делегация заключенных попросила увеличить количество продуктов питания, и ей ответили: «Мы пришли сюда не для того, чтобы вас поддержать, мы даем вам еду, потому что не стоит тратить на вас пули». [ 15 ] Один из выживших рассказывает, что тем, кто умолял дать больше еды, сказали: «Цель прибытия вас сюда — не накормить вас, а уморить вас голодом». [ 16 ] Выживший вспоминает, что хлеб был полон насекомых. [ 22 ] [ нужен лучший источник ] Заключенные получили разрешение охранников хоронить своих мертвецов неподалеку от средневекового еврейского кладбища , построенного по меньшей мере в 1183 году. [ 15 ] [ 4 ]
Выжившие описывают лагерную охрану как особенно жестокую, а Геррьеро Модестино, как известно, приказывал задерживать отдельных заключенных и избивать их. Морис Румани цитирует выжившего:
Десятки семей были сосредоточены на площади в четыре квадратных метра и разделены постельными принадлежностями и одеялами. Не было места ни для стола, ни для стульев, а готовка велась в центре комнаты, где весь дым и запах от готовки проникал в носы всех жителей округи. Плохие условия жизни привели к инфекциям и болезням и, как следствие, к эпидемиям, от которых погибло большое количество людей в лагере. Их похоронили в близлежащей долине, которая сотни лет назад была местом захоронения евреев. [ 16 ]
Плохое медицинское обслуживание привело к эпидемической вспышке тифа , начавшейся в декабре 1942 года, которая стала причиной большей части погибших в лагере. [ 12 ] Вспышка ежедневно уносила жизни десятков людей, а те, кого отправили в импровизированное карантинное помещение, почти никогда не выживали. [ 15 ] Один из выживших вспоминал: «Я посмотрел в одну сторону, один умер; я посмотрел в другую сторону, другой умер». [ 20 ] За три месяца умерло более 500 человек. [ 23 ] [ нужен лучший источник ] Первоначально больных отправили обратно в Триполи, но по мере обострения вспышки больных сосредоточили в одном бараке. Пациентов лечили два итальянских врача с помощью 3–4 медсестер. [ 7 ] Чтобы предотвратить распространение вшивого тифа, охранники лагеря брили головы заключенным, заражённым вшами. Анат Хельман отмечает, что из 22 выживших жертв Джадо, с которыми она беседовала в рамках своего исследования, «только женщины упоминают бритье голов и отчаянную попытку избежать этой участи. Они не говорят о страхе перед эпидемией или смертями среди к чему это привело, а, скорее, об их глубокой тревоге перед перспективой сбрить волосы». [ 3 ]
Контакт между заключенными и внешним миром
[ редактировать ]Заключенные, привезшие с собой ценные вещи, могли обменять свои личные вещи «по непомерной цене». [ 3 ] с арабскими торговцами — сначала тайно, а затем с разрешения итальянских охранников у забора и внутри лагеря. [ 14 ] [ 12 ] Другие возможности для торговли открывались, когда рабочих отправляли на задания в близлежащие арабские деревни бедуинов за оградой лагеря. Товары, которыми торговали евреи, включали бриллианты , золото и одежду — вещи, практически не имеющие никакой ценности внутри лагеря. [ 14 ] Основными продуктами питания, закупаемыми у арабов, были ячмень, лук, арахис, картофель и птица. [ 7 ] Евреи также коллективно купили у арабов мукомольную машину и пекли в яме, которую они выкопали в качестве печи . Те, у кого были ценности для торговли, занимали важное положение и власть в обществе. [ 12 ] Один из выживших рассказывает, что одеяла использовались для обмена с арабами на ингредиенты для приготовления хамина для Шаббата . [ 3 ] Другой обменял золотой пояс на арбуз и был избит охраной лагеря за запрещенную сделку. [ 14 ]
Йенс Хоппе отмечает, что организация торговли в Джадо между арабами и евреями указывает на то, что арабские общины, окружавшие лагерь, знали о бесчеловечных условиях, в которых содержались евреи. [ 12 ] Арабские полицейские также входили в состав охранных сил, находящихся под командованием итальянцев, а выжившие рассказывают о регулярных проверках и визитах немцев (предположительно членов нацистской Sicherheitspolizei или Sicherheitsdienst ). [ 4 ] Один из выживших, Иегуда Чачмон, вспоминает, что итальянские охранники обращались с заключенными «жестоко», в то время как арабские охранники не «разговаривали», «пытили» и «не создавали проблем» еврейским заключенным; «[т] отношение итальянской полиции отличалось от отношения арабской полиции». [ 20 ] Ливия Тальякоццо пишет, что общая характеристика арабских охранников выжившими Джадо как более мягких, чем итальянцы, может быть объяснена соучастием арабских охранников в спасительной торговле между евреями и арабами, даже когда она запрещена: отъезд может иметь решающее значение для возможности бартера через колючую проволоку». [ 14 ] Один из выживших вспоминает, что арабы, жившие поблизости, были настроены враждебно и забрасывали заключенных камнями. [ 14 ]
Еврейская община Триполи собрала информацию об условиях в лагере и прислала помощь, в том числе кошерную еду на Песах . [ 7 ] В финансовом отчете общины за 1943 год указана субсидия для заключенных Джадо в размере почти 1,7 миллиона лир . В январе 1943 года, незадолго до освобождения лагеря (но когда Триполи уже был освобожден), триполитанская еврейская община отправила в Джадо трех евреев с едой для заключенных, которые, как они предполагали, уже были освобождены. Автомобиль группы застрял в грязи после ливня, и группа южноафриканских военнослужащих помогла им выбраться. Они продолжили путь в Джадо, где обнаружили, что лагерь еще не освобожден. Во время доставки еды водитель еврейской партии Бенедетто Арбиб получил пощечину от итальянского охранника. [ 4 ] [ 24 ]
Почти казнь
[ редактировать ]После поражения Оси во Второй битве при Эль-Аламейне было приказано уничтожить всех евреев в Джадо. Здоровых должны были убивать из пулеметов, а больных сжигать в карантине. Заключенные собрались и часами ждали подтверждения приказа на убийство. В конце концов приказ был отменен по неясным причинам; Эрик Салерно утверждает, что итальянские офицеры опасались преследования как военных преступников в вероятном случае победы союзников . [ 25 ] Морис Румани представляет показания выжившего Хаима Герби об инциденте:
Однажды – я очень хорошо помню тот день, мне было четырнадцать или пятнадцать – они собрали всех мужчин и сказали, что им нужно выйти на середину лагеря. Я помню тот день. Мама меня спрятала... Все евреи, все женщины, дети, женщины плакали... Я пошел посмотреть, и увидел всех полицейских, капитана, и арабов, и итальянцев. Я увидел их и убежал. Я упала и очень сильно ушиблась... заразилось. [ 22 ]
Позже Герби ампутировали ногу. [ 22 ]
Освобождение и последствия
[ редактировать ]
Лагерь был освобожден британскими войсками под руководством еврейского бригадного генерала Фредерика Киша. [ 26 ] [ 27 ] 24 января 1943 года, вместе с меньшими центрами содержания под стражей в Гариане и Йефрене. [ 4 ] За несколько недель до прибытия в лагерь британцев около 200 евреев прорвались через забор. [ 13 ] и сбежал из лагеря, заметив, что некоторые итальянские охранники уже сбежали. Затем итальянские войска открыли огонь по оставшимся пленным. [ 4 ] В начале января, за несколько недель до освобождения Великобритании, все итальянские охранники бежали. [ 17 ] Выживший Жан Ниссим показал, что итальянец, ответственный за склад оружия, раздавал оружие евреям, чтобы защититься от местных арабов, которые угрожали ворваться в лагерь. [ 28 ]
Прежде чем еврейских заключенных можно было вернуть домой, британским оккупантам сначала пришлось сдержать вспышку тифа и вылечить около 480 тяжело больных заключенных. [ 4 ] Из-за того, что британцы справились со вспышкой тифа, сбежавшим заключенным изначально не разрешили воссоединиться со своими заключенными семьями. [ 7 ] Заключенных перевезли в лучшее жилье в Триполи, где они могли купаться, питаться и получать медицинскую помощь, в том числе у одного врача-еврея. [ 4 ] [ 16 ] [ 7 ] Как только это было сделано, они начали переводить выживших обратно в Киренаику, семья за семьей, с двухнедельными интервалами весной 1943 года. [ 16 ] Этот процесс был финансово поддержан Американским еврейским объединенным распределительным комитетом . [ 12 ] Многие евреи все еще оставались в марте 1943 года, в том числе 60 сирот , которым было разрешено иммигрировать в Палестину . [ 4 ] Разрешение на размещение сирот было получено в Великобритании раввинами Луи И. Рабиновицем и Эфраимом Э. Урбахом , двумя капелланами еврейской бригады 8-й британской армии в Ливии. Средства на эту инициативу собрал Ренато Тещуба, лидер еврейской общины Бенгази, который отказался подготовить квоту на депортацию для итальянских властей в 1942 году. [ 10 ] Лагерь был окончательно распущен, и последние евреи уехали в начале октября 1943 года. [ 3 ] [ 4 ]
Уничтожение еврейской общины Ливии
[ редактировать ]
Румани пишет, что выжившие в Джадо «вернулись и обнаружили, что их дома разграблены и разрушены, их магазины подверглись бомбардировкам и находятся в руинах, и почти не осталось никаких аспектов общественной жизни». [ 12 ] Еврейские солдаты 8-й британской армии поддержали репатриированных евреев и помогли им восстановить свои общины и основать еврейские школы. [ 12 ] Даже во время британской оккупации антисемитизм усилился, и после погромов в 1945 и 1948 годах почти все ливийские евреи иммигрировали в недавно сформированное еврейское государство Израиль . [ 1 ] Дальнейшее изгнание и бегство продолжались до 2004 года, когда сбежал последний ливийский еврей. [ 1 ] Сегодня в Ливии нет евреев. [ 1 ] [ 17 ]
Наследие
[ редактировать ]Никаких судебных процессов над охранниками и администрацией концлагеря Джадо никогда не проводилось. [ 4 ] В 1978 году Кобленца Высший земельный суд установил, что заключение евреев в Джадо не было спровоцировано Германией, и, таким образом, выжившие в лагере не имели права на компенсацию из фонда правительства Германии для подневольных работников нацистской эпохи . В 2002 году, после публикации в 1997 году исследования доктора Ирит Абрамски-Блай об истории ливийской и тунисской еврейских общин во время Холокоста, выжившие в Джадо получили признание и право на получение компенсации от Германии. [ 20 ] [ 19 ]
В Йом ха-Шоа в 2020 году лагерный дневник выжившего в Гиадо Йосефа Дадуша, чья маленькая дочь Ада умерла от тифа в Гиадо, был опубликован посмертно после того, как его обнаружил его сын. [ 29 ] [ 30 ] Рукопись, написанная на итальянском языке, была похоронена среди старых фотографий и бумаг Дадуша, и на ее расшифровку и перевод на иврит для публикации ушло четыре года. Редактор дневника Шломо Абрамович получил за эту книгу премию премьер-министра Израиля за поощрение и расширение возможностей исследований еврейских общин в арабских странах и Иране в 2022 году. В 2021 году книга была одобрена для включения в программу средней школы Израиля. [ 31 ] [ 29 ]
В Йом ха-Шоа ливийские евреи поют пийют (еврейское литургическое стихотворение или гимн) под названием « הללויה עם נברא » ( Аллилуйя Ам Нивра , «Аллилуйя, нация рождается»), который был написан после освобождения Джадо. [ 9 ] Станислао Пульезе пишет, что «роль [Италии] в процессе смерти евреев в Ливии, в лагере Джадо и в других местах, не только заслуживает осуждения, но также является важной и игнорируемой частью Второй мировой войны историографии Холокоста ». [ 13 ]
Никаких физических следов лагеря на его территории не осталось. Структура лагеря была снесена с землей, а еврейское кладбище разрушено. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Евреи Ливии, Шерил Сильвер Охайон» . www.yadvashem.org . Архивировано из оригинала 4 декабря 2023 года . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Саймон, Рэйчел. «Джебель Нафуса». Энциклопедия евреев в исламском мире под редакцией Нормана Стиллмана, 1-е изд., Brill, 2010. Справочник по кредо , https://search.credoreference.com/articles/Qm9va0FydGljbGU6MjcyNjM1Ng==?aid=237298.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хельман, Анат, изд. (2021). Дело немалое: особенности еврейского детства . Исследования современного еврейства (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-757730-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В «ОККУПИРОВАННАЯ ИТАЛИЯМИ СЕВЕРНАЯ АФРИКА». Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том. III: Лагеря и гетто европейских режимов, связанных с нацистской Германией . Издательство Университета Индианы. 2018. С. 527–530. дои : 10.2307/j.ctt22zmbr7 . ISBN 978-0-253-02373-5 . JSTOR j.ctt22zmbr7 .
- ^ Перейти обратно: а б «Трудовые лагеря и лагеря для интернированных в Северной Африке» . энциклопедия.ushmm.org . Архивировано из оригинала 15 июля 2024 года . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Румани, Морис М. (2017). «Изгнание ливийских евреев в Тунис во время Второй мировой войны и бомбардировка Ла-Марсы» . Ежемесячный обзор Израиля . 83 (2/3): 13–44. ISSN 0033-9792 . JSTOR 26870446 . Архивировано из оригинала 1 июля 2024 г. Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Саймон, Рэйчел (1986). «Ливийские евреи на грани Холокоста» . Пеамим: Исследования восточного еврейства / Times: Ежеквартальный журнал по изучению израильских общин на Востоке (28): 44-77. ISSN 0334-4088 . JSTOR 23424001 .
- ^ Перейти обратно: а б Де Феличе, Ренцо; Румани, Джудит (1985). Евреи в арабской стране: Ливия, 1835–1970 гг . Издательство Техасского университета. дои : 10.7560/740167 . ISBN 978-0-292-74016-7 . JSTOR 10.7560/740167 . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 г. Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Козловский-Голан, Ивонн (2019). Сайт амнезии: утраченное историческое сознание евреев-мизрахи: репрезентация опыта евреев Северной Африки и Ближнего Востока во время Второй мировой войны в израильском, европейском и ближневосточном кино и телевидении . Серия Брилла по иудаике. Лейден ; Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-39561-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Румани, Морис. «Тещуба, Ренато». Энциклопедия евреев в исламском мире под редакцией Нормана Стиллмана, 1-е изд., Brill, 2010. Credo Reference , https://search.credoreference.com/articles/Qm9va0FydGljbGU6MjcyNzE2Mw==?aid=237298 . Архивировано 20 июня 2024 г. Машина обратного пути .
- ^ Давидович, Ница; Дорт, Рут (17 июня 2021 г.). «Огненный столп – от Освенцима до Касабланки» . Журнал образования, культуры и общества . 12 (1): 390–412. дои : 10.15503/jecs2021.1.390.412 . ISSN 2081-1640 . Архивировано из оригинала 15 июля 2024 года . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Хоппе, Йенс (2018). «Преследование евреев в Ливии между 1938 и 1945 годами». Ин Бум, Аомар; Абревая Штейн, Сара (ред.). Холокост и Северная Африка . Де Грюйтер . дои : 10.1515/9781503607064-003 . ISBN 9781503607064 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пульезе, Станислао Г., изд. (2002). Древнейшее из меньшинств: евреи Италии . Вклад в этнические исследования. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0-313-31895-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тальякоццо, Ливия (2022). «Солидарность среди колониальных подданных в военной Ливии, 1940–1943» (PDF) . Квест. Проблемы современной еврейской истории . 22 : 109–140.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Керем, Ицхак (2001), Рот, Джон К.; Максвелл, Элизабет; Леви, Марго; Уитворт, Венди (ред.), «Сефардские и восточные устные свидетельства» , «Вспоминая для будущего: Холокост в эпоху геноцида» , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 2034–2041, doi : 10.1007/978-1-349 -66019-3_142 , ISBN 978-1-349-66019-3 , заархивировано из оригинала 15 июля 2024 г. , получено 20 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Румани, Морис М. (2021). Евреи Ливии: сосуществование, преследования, переселение . Издательство Ливерпульского университета. дои : 10.2307/j.ctv3029jsr . ISBN 978-1-84519-137-5 . JSTOR j.ctv3029jsr .
- ^ Перейти обратно: а б с «Концентрационный лагерь Джадо, Ливия | Архив | Diarna.org» . archive.diarna.org . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Буарон, Зевулон; Древон, Клэр (2016). «Размышления раввина Фрии Зоарца, представленные его учениками и друзьями по случаю его 80-летия» . Revue d'Histoire de la Shoah (на французском языке). 205 (2): 159–176. дои : 10.3917/rhsho.205.0159 . ISSN 2111-885X . Архивировано из оригинала 15 июля 2024 г. Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Баркат, Амирам (30 апреля 2003 г.). «Новый взгляд на опыт Холокоста ливийского еврейства» . Гаарец . Архивировано из оригинала 14 января 2023 г. Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сатлофф, Роберт (2006). Среди праведников: затерянные истории из долгого распространения Холокоста в арабские страны . Нью-Йорк: Связи с общественностью. ISBN 978-1-58648-399-9 .
- ^ Саймон, Рэйчел. «Концентрационный лагерь Джадо». Энциклопедия евреев в исламском мире онлайн . Брилл, 2010. https://doi.org/10.1163/1878-9781_ejiw_SIM_0008510 . Архивировано 15 июля 2024 г. на сайте Wayback Machine Web.
- ^ Перейти обратно: а б с «Румани-Денн | Сефардские горизонты» . www.sephardichorizons.org . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ «Создание концентрационного лагеря Джаду в Ливии» . Фонд Захора . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ «Последние евреи Ливии» . 14 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2010 года . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Бернхард, Патрик (2012). «За линией фронта: итальянские зверства и преследования арабов, берберов и евреев в Северной Африке во время Второй мировой войны» . Исследования Холокоста и геноцида . 26 (3): 425–446. дои : 10.1093/hgs/dcs054 . ISSN 1476-7937 . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 г. Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Киш, Йоав (17 апреля 2023 г.). «Старший еврейский офицер, освободивший гетто» . Исраэль Хайом . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 3 июля 2024 г.
- ^ «Еврейский боец во Второй мировой войне» . Музей еврейского воина во Второй мировой войне . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ переживших Холокост . В памяти поколений: Документация , живущих в Раанане (на иврите) Муниципалитет Раанана, Департамент социальных услуг. 2012. с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б Батито, Мерав (18 апреля 2023 г.). «Скрытый дневник раскрывает душераздирающие реалии Холокоста в ливийских концентрационных лагерях» . Инетньюс . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 г. Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Эйхнер, Итамар (1 февраля 2021 г.). «Дневник, тайно написанный в концентрационном лагере в Ливии, волнует арабских серферов» . Йнет (на иврите). Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Карантинджи, Самар Оде - (3 декабря 2022 г.). «Писатель Шломо Абрамович из Хайфы получил премию премьер-министра за книгу «Хранимый дневник » . Живите здесь - новостная корпорация Хайфы и окрестностей (на иврите). Архивировано из оригинала 15 июля 2024 года . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Международный (21 февраля 2022 г.). «Еврейская Ливия и Холокост: Джадо, молчание, которое следует нарушить» . Пейжин Эбраиш Интернэшнл . Архивировано из оригинала 20 июня 2024 года . Проверено 19 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись «הללויה עם נברא» , пиюта, написанного после освобождения лагеря Джадо, в исполнении Калимо Досса.