Jump to content

Татон

Координаты : 16°56′N 97°22′E  /  16.933°N 97.367°E  / 16.933; 97.367
Татон
Город
Татон находится в Мьянме.
Татон
Татон
Расположение в Мьянме
Координаты: 16°56′N 97°22′E  /  16.933°N 97.367°E  / 16.933; 97.367
Страна  Мьянма
Разделение  Пн Штат
Округ Татонский район
Население
 (2007)
• Общий 130,763
• Религии
Тхеравада Буддизм
Часовой пояс UTC+6.30 ( МСК )
Код города 57 [ 1 ]

Татон ( бирманский : Тон Сити ; МЛЦТС : сб. хтум мруи. произносится [θətʰòʊɰ̃ mjo̰] ; : သဓီု понедельник [ 2 ] — город в штате Мон , на юге Мьянмы, на равнине Тенассерим . Татон расположен вдоль национального шоссе 8 , а также соединен с национальной дорогой 85. Он находится в 230 километрах (140 миль) к юго-востоку от Янгона и в 70 километрах (43 мили) к северу от Моламьяйна . Татон был столицей Королевства Татон , по крайней мере, с 4 века до нашей эры до середины 11 века нашей эры.

Этимология

[ редактировать ]

Татон — это бирманское название Сатуима на языке Мон , которое, в свою очередь, происходит от на в честь Судхармы Судхаммапура Пали , , зала для споров богов. [ 3 ] Это имя имеет буддийский символизм: согласно «Буддхавамсе» IV века , это было название города, где родился Шобхита Будда , а также имя его отца, а «Судхаммавати» было также названием города, где родился Будда Шобхита. Суджата Будда «провел свое первое собрание монахов». Имя Татон, вероятно, возникло как формальное палийское имя «Судхамма», которое затем стало народной монской формой «Садхуим», которая, в свою очередь, на бирманском языке произносится как «Татон». [ 4 ] : 79–80 

География

[ редактировать ]

Татон расположен на «веерообразной» местности у подножия вытянутого горного отрога, берегом обращен на запад. В городе имеется значительный уклон: от 43 м над уровнем моря в северо-восточном углу до 9 м на юго-западе. К югу от Татона открывается горный хребет и находится долина длиной 20 км, по которой можно пройти в Пхаан и, в конечном итоге, через перевал Трех Пагод в центральный Таиланд. Помимо горного хребта, есть еще восемь холмов поменьше, образующих невысокую дугу вокруг города. Семь из них расположены на западе и юге, что удобно обеспечивает защиту от наводнений на той стороне, которая в противном случае открыта морю. Восьмой холм, Нейминдара, находится на северо-востоке. Считается, что в допушечные времена это был ключевой стратегический пункт, и «войска, удерживавшие этот холм, контролировали город». [ 5 ] : 221–2 

На западной стороне Татона находится линия разлома , по которой следует железная дорога. На юге находятся ручьи Гаут и Ваба. [ 5 ] : 221–2 

Южная Мьянма имеет обширные месторождения латерита — красновато-желтой почвы, богатой железом . В Татоне это «слой глины» примерно на 10 см ниже поверхности земли. Исторически латерит широко использовался в качестве строительного материала на юге Мьянмы, а сегодня его также широко добывают для получения железа в районе к северу от Татона. [ 5 ] : 205–6 

Заиление привело к тому, что береговая линия отодвинулась на 16 километров (9,9 миль) от Татона, который сейчас представляет собой тихий городок на железнодорожной линии, ведущей из Баго в Моламьяйн (Моулмейн).

Климатические данные для Татона (1991–2020 гг.)
Month Jan Feb Mar Apr May Jun Jul Aug Sep Oct Nov Dec Year
Mean daily maximum °C (°F) 32.8
(91.0)
34.5
(94.1)
35.7
(96.3)
36.2
(97.2)
33.1
(91.6)
30.1
(86.2)
29.2
(84.6)
29.0
(84.2)
30.5
(86.9)
32.8
(91.0)
33.3
(91.9)
32.4
(90.3)
32.5
(90.5)
Daily mean °C (°F) 25.2
(77.4)
26.8
(80.2)
29.1
(84.4)
30.5
(86.9)
28.8
(83.8)
27.0
(80.6)
26.4
(79.5)
26.2
(79.2)
27.1
(80.8)
28.3
(82.9)
27.6
(81.7)
25.6
(78.1)
27.4
(81.3)
Mean daily minimum °C (°F) 17.6
(63.7)
19.1
(66.4)
22.5
(72.5)
24.7
(76.5)
24.5
(76.1)
23.9
(75.0)
23.6
(74.5)
23.5
(74.3)
23.8
(74.8)
23.8
(74.8)
21.8
(71.2)
18.8
(65.8)
22.3
(72.1)
Average precipitation mm (inches) 6.9
(0.27)
4.0
(0.16)
20.4
(0.80)
73.7
(2.90)
573.5
(22.58)
1,009.8
(39.76)
1,286.5
(50.65)
1,263.3
(49.74)
744.1
(29.30)
232.1
(9.14)
47.9
(1.89)
13.6
(0.54)
5,276
(207.7)
Average precipitation days (≥ 1.0 mm) 0.6 0.4 1.9 4.1 19.9 27.7 28.8 29.4 25.4 13.7 3.0 0.7 155.6
Source: World Meteorological Organization[6]

Татон был столицей Королевства Татон , королевства Мон , которое управляло современной Нижней Бирмой между 4 и 11 веками. Подобно бирманцам и тайцам , некоторые современные моны пытались отождествить свою этническую принадлежность и, особенно это королевство в Татоне, с полуисторическим королевством Суварнабхуми («Золотая земля»); [ 7 ] сегодня это утверждение оспаривается многими представителями различных национальностей в Юго-Восточной Азии и опровергается учеными . [ 8 ]

В королевстве Дваравати Татон был важным морским портом в заливе Мартабан для торговли с Индией и Шри-Ланкой . Шин Арахан , также называемый Дхаммадасси , монах, родившийся в Татоне и выросший и получивший образование в Накхонпатхоме , старой столице монского королевства Дваравади, ныне находящейся в Таиланде , принес буддизм Тхеравады на север, в бирманское королевство Баган . В 1057 году король Анаврахта Багана завоевал Татон.

Однако Майкл Аунг-Твин оспаривает всю традиционную историю о «Королевстве Татон» и его завоевании Анаврахтой. Никакие современные надписи не упоминают Татон или его завоевание Анаврахтой, а полная версия истории завоевания не появляется в более поздних хрониках до У Калы , «Махаязавинги» написанного в начале 1700-х годов. Аунг-Твин также оспаривает существование самого Татона в этот период времени, написав, что «нет даже уверенности в том, что этот район... не находился под океаном» в первом тысячелетии нашей эры, поскольку береговая линия, вероятно, находилась намного дальше. в то время внутри страны. [ 4 ] : 9, 83–4, 112, 136, 304 

Современная эпиграфика

[ редактировать ]

Первое бесспорное упоминание о Татоне содержится в надписях Кальяни 1479 года , которые были написаны на среднемонском языке и приписывались Дхаммазеди . В этой надписи используется «Судхуим», обычная форма имени Мон. [ 4 ] : 79, 84 

До этого Татон не упоминается, хотя в других надписях монархов Багана и Авы упоминаются места южнее. Затем, в 1486 году, имя Судхаммапура появляется в трех надписях Мон. Есть одна надпись, предположительно датируемая 1067 годом, о строительстве храма королем Манухо из Татона, но основанная на лингвистическом анализе (например, написание некоторых слов более характерно для более поздних времен, чем для языческих времен), Аунг-Твин говорит, что надпись, вероятно, относится к более позднему периоду. (Даже среди ученых, являющихся сторонниками идеи, что Татон был крупной столицей того времени, надпись 1067 года также отвергается по тем же причинам, и они говорят, что это могло быть не ранее 1500-х годов.) [ 4 ] : 83–4, 105, 109–10 

Самые ранние датированные надписи, найденные возле Татона (но не упоминающие его), — это надписи Кьяик Талан и Кьяик Те, которые были сделаны в 1098 году при Кьянзитте . [ 4 ] : 159, 161  Две надписи были найдены в ступах Кьяик Талан и Кьяик Те в Айеттеме , на северо-западной стороне горы Келаса . [ 5 ] : 215  Надписи свидетельствуют о ремонте ступ под Кьянзиттхой. [ 9 ] : 6 

Археология

[ редактировать ]

Городской участок в Татоне был раскопан в период с 1975 по 1977 год под У Мьинт Аунгом. Участок небольшой, площадью около 1500 квадратных ярдов и имеет «максимум три основные ступы». В центре участка было частично раскопано большое строение, которое, возможно, было дворцом. Часть городских стен также сохранилась. [ 4 ] : 80–2, 217, 348 

Обнесенная стеной территория Татона в основном имеет прямоугольную форму, ее размеры составляют примерно 2010 м с севера на юг и 1290 м с востока на запад. Однако стены не совсем прямоугольные: в северо-восточном и юго-восточном углах есть несколько закругленных сегментов, которые служат для «отвода воды из ручьев, стекающих с вершин откоса». [ 5 ] : 220–1  Общая планировка напоминает стоянку Халина I тысячелетия , которая также имела прямоугольную форму. [ 10 ] : 200  [ примечание 1 ]

Нижние слои городских стен Татона содержат множество кирпичей с отпечатками пальцев. [ 5 ] : 222  которые, по словам Элизабет Мур, характерны для архитектурных памятников первого тысячелетия на обширной территории, включая не только Мьянму, но также некоторые части Индии и Таиланда. [ 10 ] : 195  : 200  [ примечание 2 ] В результате Мур и Сан Вин относят стены Татона также к первому тысячелетию. [ 5 ] : 222 

Остатки городских ворот были найдены на северной и южной стенах, но ни на восточной, ни на западной стене их обнаружено не было. [ 4 ] : 81 

Три резных рельефа индуистских божеств, найденные в Татоне в 19 веке, по разным стилистическим признакам датируются 9/10 или 11 веками. На одном изображены Шива и Парвати . [ 10 ] : 204  Два других представляют собой рельефы из красноватого песчаника, каждый высотой более метра, изображающие бога Вишну, возлежащего на змее Ананта Шеша . Три стебля лотоса изображены выходящими из пупка Вишну, а меньшие фигуры Вишну, Брахмы и Шивы. сидящие на них [ 5 ] : 222  (Обычно из пупка Вишну выходит только один лотос и божество.) Точные места находок этих трех рельефов не зафиксированы, поэтому их функция неизвестна. Вероятно, они предназначались для местных верующих, что указывает на «эклектичную религиозную среду» Татона первого тысячелетия. Все три были уничтожены во время Второй мировой войны , когда хранились в библиотеке Янгонского университета . [ 10 ] : 204 

Еще одно облегчение [ примечание 3 ] В Татоне найдено изображение сидящего Шивы высотой 1,2 метра, с быком Нанди под его правой ногой и «демоном-буйволом» под левым коленом. [ 5 ] : 222 

также есть набор сема , или пограничных камней . В зале посвящения Кальяни Тейн возле ступы Швейязан [ 5 ] : 222  Кальяни Каждая сема имеет высоту более метра и украшена резными панелями, изображающими жизнь Гаутамы Будды , и цветочными узорами наверху. [ 5 ] : 222–3  Их дата весьма неопределенна - стилистически схожие сема, найденные в Таиланде, связаны с культурой Дваравати и датируются VI-IX веками, но сема Кальяни также имеет свои собственные отчетливые формы, которые предположительно связаны с миграциями монов из Харипунджайи в XII веке. и 13 вв. [ 5 ] : 223 

Раскопки Мьинт Аунга в 1970-х годах не дали никаких результатов радиоуглеродного датирования, поэтому точная дата этого места неизвестна. [ 4 ] : 82  По словам Мура и Сан Вин, неоднократные реконструкции и дополнения к местам паломничества сделали обнаружение останков первого тысячелетия «чрезвычайно трудным». Однако, как упоминалось выше, они идентифицируют кирпичи с отпечатками пальцев как свидетельство оккупации Татона в первом тысячелетии. [ 5 ] : 222 

Историография истории завоевания

[ редактировать ]

Истоки истории завоевания Анаврахтой в 1057 году неясны и «по-видимому, не восходят к какому-либо единому источнику». По словам Майкла Аунг-Твина, эта история могла возникнуть в результате завоевания Баганом Нижней Бирмы в этот период. Расширение Анаврахты на юг хорошо задокументировано в современных надписях: около 28 обетных табличек записывают его деятельность вплоть до Мерги . Но ни одна надпись эпохи Багана не упоминает о завоевании Татона, что было бы необычно, поскольку оно происходило непосредственно на пути к Мерги. [ 4 ] : 111–2, 149, 304 

В Замбу Кунгья

[ редактировать ]

Самый ранний текст, в котором упоминается что-то вроде завоевания Татона, — это « Замбу Кунгья» , написанный Вун Цзинь Мин Язой , который служил министром при королях периода Ава Мингьи Свасауке и Мингаунге I в конце 1300-х и начале 1400-х годов. Единственная сохранившаяся часть — это копия 1825 года, хотя часть ее содержания также была включена в « Манияданабон» , написанную в конце 1700-х годов. В этой версии (включенной в « Манияданабон» ) ничего не говорится о завоевании Татона; там говорится только, что в 1054 году «король, министры, офицеры, люди и монахи Татона перенесли три Питаки Священных Писаний» в Баган. Хотя версия в Манияданабоне была написана только в 1781 году, Аунг-Твин пишет, что она «весьма вероятно, является хорошей сохранностью» Замбу . [ 4 ] : 123–4, 141 

В надписях Кальяни

[ редактировать ]

Надписи Кальяни 1479 года, которые относительно близки по дате к Замбу Кунгья , часто цитируются для иллюстрации завоевания Татона. Однако Аунг-Твин пишет, что надписи Кальяни не содержат прямых упоминаний об этом событии. Вместо этого они ссылаются на две совершенно разные вещи: в одной части палийской версии надписи просто говорится, что Анаврахта «взял общину монахов вместе с Типитакой и основал религию в Аримадданапуре, иначе называемой Пугама», не говоря уже о том, где находится откуда пришли монахи или тексты; в другой части надписи относятся к упадку Татона во время правления царя Манохора, без упоминания каких-либо завоеваний. Эти две части затем были объединены, по мнению Аунг-Твина, в единое повествование о завоеваниях в хрониках XVIII века, а затем повторено колониальными учеными XIX века. [ 4 ] : 113–5, 124 

Аунг-Твин интерпретирует надписи Кальяни как способ узаконить религиозную реформу Дхаммазеди, чтобы более точно следовать тому, что он считал более «ортодоксальной» формой буддизма Тхеравады традиции Махавихары . Таким образом, история упадка Татона при Манохоре была призвана «проиллюстрировать то, что произошло, когда буддийские короли позволили религии прийти в упадок». Он также «изобрел традицию «более раннего» Татона», который практиковал более раннюю, более «чистую» версию буддизма до того, как был испорчен, так что его собственные религиозные реформы могли апеллировать к еще более старой традиции и преодолеть сопротивление со стороны «консервативных сил». в Нижней Бирме», которые следовали якобы испорченному направлению буддизма. [ 4 ] : 115, 117, 151 

В Джинакаламали

[ редактировать ]

« Джинакаламали » , написанная на пали в начале 1500-х годов автором из Чиангмая , является первой работой, в которой упоминается завоевание Анаврахтой королевства Манохары. Судя по всему, эта история рассматривается как «иллюстрация буддийских принципов»: слабый правитель, такой как Манохара, который не может должным образом поддерживать буддийские идеалы, неизбежно потерпит поражение от сильного правителя, который это сделает. [ 4 ] : 129 

В Махаязавинги

[ редактировать ]

«Первая хроника Бирмы с наиболее полной и полной версией» истории завоевания — это У Калы , «Махаязавингии» написанная где-то между 1712 и 1720 годами. Неясно, откуда У Кала взял эту историю — ни в одном из источников он не находится. Говорят, что он упоминал о завоевании Татона. Возможно, он использовал более старые источники, которые сейчас утеряны, или, возможно, синтезировал или украсил их на основе источников, которые он использовал. В любом случае версия У Калы оказалась влиятельной: она использовалась в качестве источника как для « Язавин Тхит» , так и особенно для «Хманнан Маха Язавиндауги» , которая «во многом зависела от его работы». [ 4 ] : 136–7, 142–4, 150, 152 

В Язавин Тит

[ редактировать ]

« Язавин Тит» , написанный Твинтином Тайквуном Маха Ситху в конце 1700-х годов, представляет пару деталей, которых нет в предыдущих или современных источниках. Во-первых, Твинтин — хорошо образованный учёный, который уже был знаком со старобирманскими надписями — был первым учёным, специально процитировавшим надписи Кальяни как источник для завоевания Татона (вероятно, потому, что он интерпретировал их как подтверждение того, что было к его времени» общеизвестное»). Во-вторых, он был первым, кто написал, что Шин Арахан родился в Татоне, что повторяется в « Хманнане» . [ 4 ] : 114, 142–4 

Интересные сайты

[ редактировать ]

Основная буддийская пагода Татона — пагода Швесаян , которая находится недалеко от главного городского рынка Миома. [ 11 ] Пагода Мятабейк расположена на вершине холма к востоку от города. [ 12 ] В Татоне монастыря Саддхаммаджотикарама находится библиотека У Пхо Тхи , в которой хранится обширная коллекция рукописей из пальмовых листьев . [ 13 ]

Здравоохранение

[ редактировать ]
  • Районная больница Татона

Образование

[ редактировать ]

В Тэтоне находится Компьютерный университет (Татон) , который предлагает пятилетние программы бакалавриата в области информатики и компьютерных технологий. Это также дом Татонского сельскохозяйственного института .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Майкл Аунг-Твин, сомневающийся в ранней дате создания Тэтона, писал, что прямоугольный план Тэтона «[не] похож на города доклассического периода в Юго-Восточной Азии, к которым он, как утверждается, принадлежал», то есть круглые или закругленные памятники Пью. как Шри Кшетра или Бейктхано . Вместо этого, писал он, Татон больше напоминал более поздние столицы Бирмы, такие как Амарапура и Мандалай . [ 4 ] : 81  Однако Дональд Штадтнер раскритиковал аргумент Аунг-Твина за то, что он упустил из виду сходство между Тэтоном и Халин. Вместо этого Штадтнер сослался на кирпичи с отпечатками пальцев как на подтверждение даты Татона в первом тысячелетии. [ 10 ] : 200 
  2. ^ Аунг-Твин описал кирпичи с отпечатками пальцев в Татоне как «отчетливо Пью», [ 4 ] : 81  но Штадтнер отверг это как свидетельство влияния Пью на Татон, потому что кирпичи найдены на такой обширной территории. [ 10 ] : 200 
  3. ^ Возможно, это просто более подробное описание рельефа с Шивой и Парвати, упомянутого выше; источники не ясны
  1. ^ «Коды городов Мьянмы» . Проверено 10 апреля 2009 г.
  2. ^ Шорто, HL (1962). Словарь современной разговорной пн . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  3. ^ Шорто, HL (2002). «32 миоса в средневековом королевстве Мон» . Во Владимире Брагинском (ред.). Классические цивилизации Юго-Восточной Азии: антология статей, опубликованных в «Бюллетене Школы восточных и африканских исследований» . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 204. ИСБН  0-7007-1410-3 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Аунг-Твин, Майкл (2005). Туманы Раманьи: Легенда Нижней Бирмы (PDF) . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  0-8248-2886-0 . Проверено 14 января 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Мур, Элизабет; Сан Вин (весна 2007 г.). «Золотой берег: Суваннабхуми? Места-крепости Нижней Мьянмы первого тысячелетия нашей эры» Азиатские перспективы . 46 (1). Издательство Гавайского университета: 202-232. дои : 10.1353/asi.2007.0007 . JSTOR   42928710 . S2CID   49343386 .
  6. ^ «Климатические нормы Всемирной метеорологической организации на 1991–2020 годы» . Всемирная метеорологическая организация . Проверено 16 октября 2023 г.
  7. ^ Шорто, HL (2002). «32 Миоса в средневековом королевстве Мон». Во Владимире Брагинском (ред.). Классические цивилизации Юго-Восточной Азии: антология статей . Рутледж. п. 590. ИСБН  9780700714100 .
  8. ^ Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
  9. ^ Кхин Мьинт Мьинт (2016). «Буддизм в Мьянме» . Репозиторий открытого доступа Университета Мандалая . Сурат Тани : Университет Сураттхани Раджабхат.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Штадтнер, Дональд М. (2008). «Пн Нижней Бирмы» (PDF) . Журнал Сиамского общества . 96 : 193–215 . Проверено 22 января 2024 г.
  11. ^ «Пагода Шве Сар Ян» . Рыба-путешественник . 23 июня 2016 г. Проверено 25 марта 2023 г.
  12. ^ «Пагода Мьятабате» . Рыба-путешественник . Проверено 25 марта 2023 г.
  13. ^ Руис-Фалькес, Алекс (01 июня 2022 г.). «Прюитт, Уильям / Усака, Юми / Касаматсу, Сунао: Каталог рукописей в библиотеке У Пхо Тхи, Татон, Мьянма. Бристоль: Общество палийских текстов, 2019. XVI, 412 S. 8 °. Hardbd. ISBN 978-0 -86013-081-9" . Журнал востоковедной литературы (на немецком языке). 117 (1): 70–72. дои : 10.1515/olzg-2022-0026 . ISSN   2196-6877 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f21cfd90b0e2782267af360af222058__1711815600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/58/8f21cfd90b0e2782267af360af222058.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thaton - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)