Буддийский календарь
Переводы Буддийский календарь | |
---|---|
Английский | Календарь Господа Будды |
санскрит | Буддийский календарь |
Есть | Саасана Сакарадж |
Бенгальский | Буддийский календарь ( Бауддха Боршопонджи ) |
бирманский | Религиозный год ( MLCTS : θàðənà θɛʔkəɹɪʔ ) |
китайский | Буддийский календарь/Буддийский календарь ( Пиньинь : Конец на этом ) |
японский | Буцумэцу Эра ( Ромадзи : Буцумэцу киген ) |
кхмерский | Буддийская эпоха ( UNGEGN : pŭtthôsâkâréach ; ALA-LC : буддасакарадж ) |
корейский | желаю бессмертия Эпоха смерти Будды ( RR : Пульмёлгивон ) |
туберкулез | Буддийский календарь ( патитин пхуттасана ) |
малайский | Буддийский календарь ( индонезийский ) Буддийский календарь ( Малайзийский ) |
сингальский | Годы Будды/годы Сасаны ( Будда Варша/Сасана Варша ) |
тамильский | Буддийский календарь ( Путта наткати ) |
Тагальский | буддийский календарь ( Побережье : ᜃᜎᜒ︀ᜈ᜴ᜇᜍ᜴ᜌᜓ︀ᜅ᜴ ᜊᜓᜇ᜴ᜇ᜴ᜑᜒᜐ᜴ᜆ᜴ ) |
тайский | Буддийская эпоха ( RTGS : футтасаккарат ) |
вьетнамский | Буддийский календарь |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Буддийский календарь представляет собой набор лунно-солнечных календарей, которые в основном используются в Тибете , Камбодже , Лаосе , Мьянме , Бангладеш , Индии , Шри-Ланке , Таиланде и Вьетнаме, а также в Малайзии и Сингапуре , а также китайским населением для религиозных или официальных мероприятий. Хотя календари имеют общее происхождение, они также имеют незначительные, но важные различия, такие как графики вставок , названия и нумерация месяцев, использование циклов и т. д. В Таиланде название «Буддийская эра» представляет собой систему нумерации лет, разделяемую традиционным тайским лунным календарем. и по тайскому солнечному календарю .
Юго-Восточной Азии Лунно-солнечные календари во многом основаны на более старой версии индуистского календаря . [1] который использует звездный год в качестве солнечного года. Одним из основных отличий является то, что системы Юго-Восточной Азии, в отличие от своих индийских собратьев, не используют кажущийся расчет для синхронизации со звездным годом. Вместо этого они используют свои версии цикла Метоника . Однако, поскольку цикл Метона не очень точен для сидерических лет, календарь Юго-Восточной Азии медленно рассинхронизируется с сидерическим, примерно на один день каждые 100 лет. Однако никаких скоординированных структурных реформ лунно-солнечного календаря предпринято не было.
Сегодня традиционный буддийский лунно-солнечный календарь используется в основном для буддийских фестивалей Тхеравады. Тайская буддийская эра, перенумерованный григорианский календарь , является официальным календарем в Таиланде.
Структура
[ редактировать ]
Методика расчета текущих версий буддийских календарей Юго-Восточной Азии во многом основана на методологии бирманского календаря , который использовался в различных королевствах Юго-Восточной Азии вплоть до 19 века под названиями Чула Сакарат и Джолак Сакарадж . Бирманский календарь, в свою очередь, был основан на «оригинальной» системе Сурья Сиддханта древней Индии (считающейся школой Ардхаратрика). [1] Одним из ключевых отличий от индийских систем является то, что бирманская система следовала вариации цикла Метоника . Неясно, откуда, когда и как была введена система Metonic; гипотезы варьируются от Китая до Европы. [примечание 1] Таким образом, в бирманской системе, как и в системах Юго-Восточной Азии, используется «странная» комбинация звездных лет индийского календаря в сочетании с циклом Метона, лучше подходящим для тропических лет . [2]
Эпохальная дата
[ редактировать ]го календарного Во всех традициях Тхеравады эпохальной датой 0- года был день, когда Будда достиг париниббаны . Однако не все традиции сходятся во мнении, когда это произошло на самом деле. Согласно бирманской буддийской традиции, это было 13 мая 544 г. до н.э. (вторник, полнолуние Касона 148 года Анджанасакараджа). [3] Но в Таиланде это было 11 марта 545 года до н. э., дата, которую нынешние тайские лунно-солнечный и солнечный календари используют в качестве эпохальной даты. Тем не менее, тайские календари по какой-то причине зафиксировали разницу между нумерацией буддийской эры (BE) и нумерацией христианской/нашей эры (CE) - 543. [4] что указывает на эпохальный год 544 г. до н.э., а не 545 г. до н.э. В Мьянме разница между BE и CE может составлять 543 или 544 для дат CE и 544 или 543 для дат до нашей эры, в зависимости от месяца буддийской эры (поскольку буддийский календарь находится между григорианским календарем - в настоящее время [ когда? ] с апреля по апрель).
БЫТЬ год | Эквивалент годы нашей эры | Эквивалент ЕС год (Тайский солнечный) |
---|---|---|
0 | 544–543 гг. до н.э. | |
1 | 543–542 гг. до н.э. | |
543 | 1 г. до н.э. – 1 г. н.э. | 0–1 н.э. |
544 | 1–2 н.э. | 1–2 н.э. |
2484 | 1940–1941 | 1940 г. (апрель – декабрь) |
2485 | 1941–1942 | 1941 |
2566 | 2022–2023 | 2022 |
Месяц
[ редактировать ]Типы
[ редактировать ]Календарь различает два типа месяцев: синодический месяц и сидерический месяц . [5] Синодические месяцы используются для составления лет, а 27 лунных сидерических дней (санскрит: накшатра ), наряду с 12 знаками зодиака, используются для астрологических расчетов. [6] (Бирманский календарь также признает солнечный месяц под названием Турия Матха , который определяется как 1/12 года. [7] Но солнечный месяц варьируется в зависимости от типа года, например тропического года, сидерического года и т. д.)
Растущая и убывающая
[ редактировать ]Дни месяца считаются двумя половинами: прибывающими и убывающими. 15-е число растущей луны — день гражданского полнолуния. Гражданский день новолуния — последний день месяца (14-е или 15-е число убывающего числа). Из-за неточности календарных систем расчета среднее и реальное (истинное) Новолуния редко совпадают. Среднее Новолуние часто предшествует настоящему Новолунию. [5] [6]
Тип | Дни | Описание |
---|---|---|
депиляция воском | от 1 до 15 | от новолуния до полнолуния |
Полнолуние | 15 | Полнолуние |
Убывающая | от 1 до 14 или 15 | от полнолуния до новолуния |
Новолуние | 15 | Новолуние |
Количество дней в месяце
[ редактировать ]Поскольку синодический лунный месяц составляет примерно 29,5 дней, в календаре используются чередующиеся месяцы по 29 и 30 дней. [5]
Есть | санскрит | бирманский | кхмерский | туберкулез | сингальский | тайский [8] | Количество дни | григорианский (приблизительно) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Читта | Кайтра | Tagu (Тагу ) | Четр (Чет) | умственный | Бак | Читтра (Читтра) | 29 | Март – апрель |
Весах | Вайсакха | Kason (Кейсон ) | Писах (ពិសាខ) | Вишакха | Весак | Висакха | 30 | апрель – май |
Джетта | Джьяиштха | Nayon (Найон ) | Чест | Сет | яд | Четта | 29 [30] | май – июнь |
Асаха | Ашадха | Waso (Васо ) | Асат | Волонтер | Исала | Асанья (Асанья) | 30 | июнь–июль |
Савана | Шравана | Wagaung (Вагаунг ) | Срапон (вино) | Песня | Никини | Савана (девушка) | 29 | июль – август |
Поттхапада | Бхадрапада или Проштхапада | Tawthalin (Тауталин ) | Фотробат (секс) | Разработка главы | Бинара | Пхаттработ (Phattharabot) | 30 | август – сентябрь |
Ассаюджа | Ашвина | Тадингьют ( выходные ) | Ассох | Асва ют | Вап | Ацавайют (Ацавайют) | 29 | сентябрь – октябрь |
Каттика | Картика | Tazaungmon (Тазаунгмон ) | Кятдек (правила) | Каттика | Иль | Каттика | 30 | Октябрь – ноябрь |
Мадагаскар | Маргаширша | Надав ( бог ) | Микосер (Микки) | Микасин | Ундхувап | Миккасира (Микхасира) | 29 | ноябрь – декабрь |
в Фу | Пауша | Pyatho (Пьято ) | Босс | Кот | Дхуруту | Путса | 30 | декабрь – январь |
Магха | Магха | Табодве ( Табодве ) | Меах (Мик) | Искусство | Навам | Маха | 29 | Январь – февраль |
Пхаггуна | Пхалгуна | Табаунг ( Вместе ) | Фалкин (Фалкун) | Пунгкун | Медхин (в центре) | Пхакхун (Пхакхун) | 30 | февраль – март |
Нумерация месяцев
[ редактировать ]Различные региональные версии календаря Чула Сакарат/бирманский существовали в различных регионах материковой Юго-Восточной Азии. В отличие от бирманских систем, в системах Кенгтунг, Сипсонгпанна, Лан На, Лан Ксанг и Сукхотай месяцы обозначаются числами, а не названиями. Это означает, что чтение древних текстов и надписей в Таиланде требует постоянной бдительности не только для того, чтобы убедиться, что они правильно работают в правильном регионе, но и для того, чтобы учитывать различия внутри самих регионов, когда вторжения вызывают изменения в практике. [9] [10]
Месяц | Кхмерский, Лан Ксанг, Сукхотай и старобирманский | Кенгтунг, Сипсонгпанна | Чиангмай |
---|---|---|---|
Читта | 5 | 6 | 7 |
Весах | 6 | 7 | 8 |
Джетта | 7 | 8 | 9 |
Асаха | 8 | 9 | 10 |
Савана | 9 | 10 | 11 |
Поттхапада | 10 | 11 | 12 |
Ассаюджа | 11 | 12 | 1 |
Каттика | 12 | 1 | 2 |
Мадагаскар | 1 | 2 | 3 |
в Фу | 2 | 3 | 4 |
Магха | 3 | 4 | 5 |
Пхаггуна | 4 | 5 | 6 |
Год
[ редактировать ]Буддийский календарь — это лунно-солнечный календарь, в котором месяцы основаны на лунных месяцах , а годы основаны на солнечных годах . Одна из его основных задач — синхронизировать лунную часть с солнечной. Лунные месяцы, обычно двенадцать, состоят попеременно из 29 и 30 дней, так что обычный лунный год будет содержать 354 дня, в отличие от солнечного года, состоящего из ~ 365,25 дней. Следовательно, необходима некоторая форма добавления к лунному году (вставки). Общую основу для него составляют циклы по 57 лет. Одиннадцать дополнительных дней добавляются каждые 57 лет, а семь дополнительных месяцев по 30 дней добавляются каждые 19 лет (21 месяц за 57 лет). Это дает 20819 полных дней для обоих календарей. [11] Если не исправить этот 57-летний цикл, средний год составит около 365,2456 дней, а средний месяц — около 29,530496 дней.
Таким образом, в календарь добавляется вставной месяц в високосные годы , а иногда и вставной день в високосные годы. Вставной месяц не только корректирует продолжительность года, но и корректирует накапливающуюся ошибку месяца на полдня. Средняя продолжительность месяца дополнительно корректируется добавлением дня к Найону через нерегулярные промежутки времени — чуть больше семи раз за два цикла (39 лет). Вставочный день никогда не вставляется, за исключением года, в котором есть вставной месяц. [6] Индуистский календарь вставляет вставной месяц в любое время года, как только накопленные дроби достигают одного месяца. Однако в бирманском календаре вставной месяц всегда вставляется в одно и то же время года, после летнего солнцестояния , тогда как в араканском календаре он вставляется после весеннего равноденствия . [12]
бирманский
[ редактировать ]Бирманский календарный год состоит из 354, 384 или 385 дней.
Месяц | Обычный год | Маленький високосный год | Большой високосный год |
---|---|---|---|
Ярлык | 29 | 29 | 29 |
Делиться | 30 | 30 | 30 |
Деревня | 29 | 29 | 30 |
Был | 30 | 30 | 30 |
2-й Васо | н/д | 30 | 30 |
Вагаунг | 29 | 29 | 29 |
Тауталин | 30 | 30 | 30 |
Тадингьют | 29 | 29 | 29 |
Тазаунгмон | 30 | 30 | 30 |
Кажется | 29 | 29 | 29 |
Пифо | 30 | 30 | 30 |
Табодве | 29 | 29 | 29 |
Табаунг | 30 | 30 | 30 |
Общий | 354 | 384 | 385 |
Примечание. В араканский календарь добавлен вставной день в Тагу, а не в Найоне.
Камбоджийский, Лаосский и Тайский
[ редактировать ]В лунно-солнечных календарях Камбоджи, Лаоса и Таиланда используется немного другой метод определения вставного дня. Вместо високосного года, как в бирманской системе, в тайской системе он выделяется в отдельный год. Таким образом, в тайском малом високосном году 355 дней, а в тайском большом високосном году — 384 дня. [9]
Месяц | Обычный год | Маленький високосный год | Большой високосный год |
---|---|---|---|
Читта | 29 | 29 | 29 |
Весах | 30 | 30 | 30 |
Джетта | 29 | 30 | 29 |
Асаха | 30 | 30 | 30 |
2-я Асаха | н/д | н/д | 30 |
Савана | 29 | 29 | 29 |
Поттхапада | 30 | 30 | 30 |
Ассаюджа | 29 | 29 | 29 |
Каттика | 30 | 30 | 30 |
Мадагаскар | 29 | 29 | 29 |
в Фу | 30 | 30 | 30 |
Магха | 29 | 29 | 29 |
Пхаггуна | 30 | 30 | 30 |
Общий | 354 | 355 | 384 |
Новый год
[ редактировать ]Поскольку основная цель буддийского календаря — идти в ногу с солнечным годом, новый год всегда отмечается солнечным годом , который приходится на момент входа Солнца в Овен . [5] Дата, которая в настоящее время приходится на 17 апреля, медленно менялась на протяжении веков. В 20 веке Новый год приходился на 15 или 16 апреля, а в 17 веке — на 9 или 10 апреля. [13] Таиланд и Камбоджа больше не используют традиционный лунно-солнечный календарь для празднования Нового года.
Традиция | Дата в 2013 году | Примечания |
---|---|---|
Бирманский/сингальский | 17 апреля | Варьируется; будет продолжать отдаляться |
кхмерский | 14 апреля | Варьируется с 13 по 14 апреля. |
тайский | 13 апреля | Привязка к солнечному календарю |
Цикл
[ редактировать ]Камбоджийская, лаосская и тайская системы дают названия животных годам из 12-го цикла. [14] Эта практика также существовала в Бирме в языческий период , но позже вымерла. [15]
Год | Животное | кхмерский | туберкулез | тайский |
---|---|---|---|---|
1 | Крыса | Чут | Суат | Чуат |
2 | Бык | Чхлов | Салу | Чалу |
3 | Тигр | Хал | Хан | Хан |
4 | Кролик | Тох | Тхо | Тхо (То) |
5 | Нага | Рорнг | Малонг (Малонг) | Маронг (Маронг) |
6 | Змея | Мсанх | Масенг (Масенг) | Масенг |
7 | Лошадь | Моми | Маме (Маме) | Мамиа (Мамиа) |
8 | Козел | Момаэ | Мамае | Мамае |
9 | Обезьяна | Ворк | Вок | Вок |
10 | Петух | Рока | Лака | Рака (Рака) |
11 | Собака | Чар | экран (Чо) | Экран (Чо) |
12 | Свинья | Кол | Кун (Кун) | Кун |
Камбоджийский календарь также поддерживает 10-летний цикл именования (пронумерован от одного до десяти). Камбоджийцы используют несколько систем для определения данного года. Например, 2017 год обозначен как 2561 буддийская эра, год Петуха, Нуппасак (9-й год). [16] Тайский лунный календарь также использует аналогичный пронумерованный 10-летний цикл. Каждое число в цикле соответствует последней цифре года в календаре Чула Сакарат . [ нужна ссылка ]
Числа | Имена на кхмерском языке | Кхмерская транслитерация | Имена на тайском языке | Тайская транслитерация |
---|---|---|---|---|
1 | Эк Сак | Аэкасак | единая эпоха | Эккасок |
2 | Тосак | Торсак | Тосок | Тосок |
3 | Трисак | Трейс | Три-Эра | Трисок |
4 | Чатва Сак | Чаттвасак | Коммодор Эра | Чаттавасок |
5 | Панчасак | Панчасак | Пять лет | Бенчасок |
6 | Чсак | Чорсак | Часок | Чорсок |
7 | Суббота | Саппдасак | саптасак | Саптасок |
8 | Аштак | Аттасак | Аттасака | Они Атты |
9 | ន ប្វ ស ក | Если мы не | Ноппасака | Нопфасок |
10 | Самрет Сак | Сопутствующий вопрос | Самриддхисака | Самриттишок |
Точность
[ редактировать ]В буддийских календарях Юго-Восточной Азии используются лунные месяцы, но они стараются идти в ногу с солнечным годом, вставляя вставные месяцы и дни в цикл Метона (в случае бирманского календаря - в модифицированный цикл Метона). Однако солнечный год, определенный буддийскими календарями, на самом деле является сидерическим годом , который почти на 24 минуты длиннее реального среднего тропического года . Поэтому, как и все сидерические календари, лунно-солнечные календари постепенно отходят от времен года. [17] Календари смещаются на один день примерно каждые 60 лет и 4 месяца.
Накопляющееся смещение в зависимости от времени года означает, что Новый год, который раньше приходился на 22 марта (около точки весеннего равноденствия ) в 638 году нашей эры, теперь приходится на 17 апреля в 2013 году нашей эры. Не существует никаких известных согласованных на международном уровне усилий, направленных на то, чтобы остановить этот дрейф. Таиланд перевел свою «буддийскую эпоху» на григорианский календарь под названием « Тайский солнечный календарь» . В Мьянме бирманские календаристы пытались решить эту проблему, периодически изменяя график вставок в цикле Метона. Одним из основных недостатков этого подхода является то, что невозможно публиковать будущие календари более чем на несколько лет (часто даже на год) вперед. [примечание 2]
История
[ редактировать ]Буддийская эра впервые была представлена в Юго-Восточной Азии вместе с буддизмом в первые века нашей эры. Это был не отдельный календарь, а просто система нумерации лет , в которой использовались методы организации и расчета преобладающих лунно-солнечных календарей, используемых во всем регионе. В первые века нашей эры эталонным гражданским календарем буддийского календаря, распространенным в Юго-Восточной Азии, была эпоха Сака (эра Махасакараджа) , которая, как говорят, была принята государством Пью Шри Кшетра в 80 году нашей эры. Эра саков постепенно сменилась бирманской эрой или Куласакараджем, впервые в Мьянме в 640 году нашей эры. [18] и в других королевствах Тхеравады Юго-Восточной Азии между 13 и 16 веками. [примечание 3] Буддийская традиция Тхеравады также признает добуддийскую Анджану Сакарадж (Эру Анджаны), поскольку события жизни Будды записаны в эту эпоху. [3]
Имя | Эпохальная дата | Примечания |
---|---|---|
Анжана Сакарадж | 10 марта 691 г. до н.э. | Говорят, что его основал дедушка Будды по материнской линии, король Анджана. Используется для датировки событий при жизни Будды. |
Буддийская эпоха | 13 мая 544 г. до н.э. 11 марта 545 г. до н. э. | 544 г. до н.э. в Мьянме; 545 г. до н. э. в Таиланде |
Сака Эра | 17 марта 78 г. н. э. | Гражданский календарь |
Бирманская эпоха ( Culāsakaraj ) | 22 марта 638 г. | Гражданский календарь |
Традиция использования различных справочных календарей продолжилась в Сиаме в 1912 году, когда король Ваджиравуд постановил, что буддийская эра теперь будет отслеживать тайский солнечный календарь , сиамскую версию григорианского календаря с наступлением Нового года 1 апреля. Таким образом, 2455 год тайской буддийской эры начался 1 апреля 1912 года (в отличие от 15 апреля 1912 года по лунно-солнечному календарю). [19] ). Тайская буддийская эра была переведена на григорианский календарь 6 сентября 1940 года, когда премьер-министр Фибунсонгкрам объявил 1 января 1941 года началом 2484 года до нашей эры. В результате 2483 год длился всего 9 месяцев, а эра тайского буддизма равна эре нашей эры плюс 543 года.
Текущее использование
[ редактировать ]Лунно-солнечный календарь используется для обозначения важных буддийских праздников. Многие праздники отмечаются как государственные праздники.
Дата буддийского календаря | Международная дата | Государственный праздник в | Примечания |
---|---|---|---|
Полная луна Фуссы | январь | Шри-Ланка | Дуруту Пойя: в память о первом визите Будды в Шри-Ланку. |
Полнолуние Магхи | февраль | Камбоджа, Лаос, Шри-Ланка, Таиланд | Магха Пуджа в Камбодже, Лаосе, Таиланде и известная как Навам Пойя в Шри-Ланке. |
Полнолуние Пхаггуны | Маршировать | Лаос, Мьянма, Шри-Ланка | Бун Пха Вет (Лаос), Фестиваль Табаунг (Мьянма), Медин Поя (Шри-Ланка) |
Почти всегда в Читте, иногда в Весакхе. | 13–17 апреля (зависит от страны) | Камбоджа, Лаос, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд | Сонгкран (Новый год в Юго-Восточной Азии) Традиционно Новый год отмечается, когда Солнце входит в Овен, но теперь в большинстве стран этот день фиксирован; Мьянма по-прежнему следует этой традиции. Это также знаменует собой начало следующего буддийского календарного года животного зодиака для некоторых стран. |
Полная луна Читты | апрель | Шри-Ланка | Бак Пойя: в память о втором визите Будды в Шри-Ланку. |
Полнолуние Весакхи | Может | Камбоджа, Лаос, Таиланд, Шри-Ланка, Мьянма, Малайзия, Сингапур | День Будды ( Весак ) |
Полнолуние Джетты | Июнь | Шри-Ланка | Посон Пойя: в память о появлении буддизма в Шри-Ланке. |
Полнолуние Асахи | Июль | Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд, Шри-Ланка | Острый Эсала Пойя (Шри-Ланка) Асальха Пуджа (Таиланд) |
Полнолуние Саваны | Август | Шри-Ланка | Большая Пойя |
Полнолуние Потхапады | Сентябрь | Лаос, Шри-Ланка | Монастырь Пойя (Шри-Ланка) |
Полнолуние Ассаюджи | Октябрь | Камбоджа, Лаос, Мьянма, Шри-Ланка | Конец Вассы Боун Суанг Хуэа (Лаос); Фестиваль Тадингьют (Мьянма); Вап Поя (Шри-Ланка); Ван Ок Пханса (Таиланд) |
Полнолуние Каттики | ноябрь | Лаос, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа | Фестиваль Тот Луанг (Лаос); Фестиваль Тазундаинг (Мьянма); Иль Пойя (Шри-Ланка); Лой Кратонг (Таиланд); Бон Ом Тук (Камбоджа) |
Полнолуние Магасиры | декабрь | Шри-Ланка | Ундхувап Пойя (Шри-Ланка) |
Компьютерная поддержка
[ редактировать ], «Буддийский календарь» в тайском стиле представляющий собой григорианский календарь с буддийской эрой, поддерживается в Java 8 , iOS и macOS .
См. также
[ редактировать ]
- Бирманский календарь
- Китайский календарь
- индуистский календарь
- Часовое искусство
- Указатель статей по буддизму
- Монгольский календарь
- Тайский лунный календарь
- Тайский солнечный календарь
- Тибетский календарь
Примечания
[ редактировать ]- ^ (Охаши 2001: 398–399): Астрономы древней Индии определенно знали о цикле Метона и, возможно, внедрили эту концепцию в Юго-Восточную Азию. Однако цикл Метона, в котором используются тропические годы, несовместим с сидерическими индуистскими календарями и поэтому не использовался (и до сих пор не используется) в индуистских календарях. Чаттерджи (1998: 151) предполагает, что система Метоника была завезена в Бирму европейцами. Охаши (2001: 398–399) отвергает гипотезу Чаттерджи, утверждая, что «в астрономии Юго-Восточной Азии не обнаружено никаких других следов европейского влияния». Вместо этого Охаси (2001: 401–403) предполагает, что источником цикла Метона мог быть Китай.
- ^ (Ирвин 1909: 26–27): В середине 19 века бирманская династия Конбаунг попыталась решить эту проблему, представив новую методологию расчета. Однако новый солнечный год, который он выбрал, на самом деле был на 0,56 секунды менее точным, чем версия, все еще распространенная в остальной части Юго-Восточной Азии. Суд Конбаунга также изменил цикл Метона, который сделал больше для повторной синхронизации календаря с временами года, чем менее точный солнечный год.
- ^ (Eade 1989: 11): Самое раннее использование бирманского календаря на землях, составляющих часть современного Таиланда, относится к середине 13 века. (Смит 1966: 11): Аютия приняла бирманский календарь в 16 веке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Охаси 2007: 354–355.
- ^ Охаси 2001: 398–399.
- ^ Jump up to: а б Кала Том. 1 2006: 38
- ^ Ид 1995: 15–16.
- ^ Jump up to: а б с д Клэнси 1906: 56–57.
- ^ Jump up to: а б с Ирвин 1909: 8–9
- ^ Ирвин 1909: 5
- ^ Бусякул, 2004: 476.
- ^ Jump up to: а б См. 1989: 9–10.
- ^ Ид 1995: 28–29.
- ^ Ид 1995: 15.
- ^ Ирвин 1909: 2–3
- ^ Ид 1989: 135–145, 165–175.
- ^ Ид 1995: 22.
- ^ Люсе 1970: 330
- ^ «Кхмерский календарь» .
- ^ Ирвин 1909: 26–27.
- ^ Используется в Vol. 1 2003: 216
- ^ Ид 1989: 166.
Библиография
[ редактировать ]- Бусякул, Висудх (апрель – июнь 2004 г.). Календарь и эра, используемые в Таиланде [Календарь и эпоха, используемые в Таиланде] (PDF) . Журнал Королевского института Таиланда (на тайском и английском языках). 29 (2): 468–478. Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2014 г.
- Чаттерджи, СК (1998). «Традиционный календарь Мьянмы (Бирмы)». Индийский журнал истории науки . 33 (2): 143–160.
- Клэнси, Дж. К. (январь 1906 г.). Т. Льюис; HP Холлис (ред.). «Бирманский календарь: ежемесячный обзор астрономии». Обсерватория . XXIX (366).
- Ид, Дж. К. (1989). Эфемериды Юго-Восточной Азии: положение Солнца и планет, 638–2000 гг . н.э. Итака: Корнельский университет. ISBN 978-0-87727-704-0 .
- Ид, Дж. К. (1995). Календарные системы материковой Юго-Восточной Азии (иллюстрированное изд.). Брилл. ISBN 9789004104372 .
- Хтин Аунг, Маунг (1959). Народные элементы в бирманском буддизме . Рангун: Департамент по делам религии.
- Ирвин, сэр Альфред Макдональд Балтил (1909). Бирманский и араканский календари . Рангун: Типография Хантавади.
- Кала, У (1724 г.). Маха Язавин Джи (на бирманском языке). Том. 1–3 (2006, 4-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Люси, GH (1970). Старая Бирма: раннее язычество . Том. 2. Долина Саранчи, штат Нью-Йорк: Artibus Asiae и Нью-Йоркский университет.
- Охаси, Юкио (2001). Алан К.Л. Чан; Грегори К. Кланси; Хуэй-Цье Лой (ред.). Исторические перспективы восточноазиатской науки, технологий и медицины (иллюстрированное издание). Всемирная научная. ISBN 9789971692599 .
- Охаси, Юкио (2007). «Астрономия в материковой Юго-Восточной Азии». В Х. Селин (ред.). Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах (2, иллюстрированное изд.). Спрингер. ISBN 9781402045592 .