Jump to content

Таваиф

Таваиф Мах Лака Бай поет стихи

Таваиф , был весьма успешной куртизанкой певицей- , танцовщицей и поэтессой которая обслуживала знать индийского субконтинента , особенно в эпоху Великих Моголов . Многие таваифы ( научные девушки у британцев) были вынуждены заняться проституцией из-за отсутствия возможностей ко времени британского владычества . [ 1 ] [ нужна страница ]

Известные по-разному как таваифы в Северной Индии , байджи в Бенгалии и наикины в Гоа, были прозваны « девушкой -натчем ». эти профессиональные певцы и танцовщицы во время британского правления [ 2 ] Таваифы были в основном североиндийским учреждением, занимавшим центральное место в придворной культуре Великих Моголов, начиная с 16 века. [ 3 ] и стал еще более заметным с ослаблением правления Великих Моголов в середине 18 века. [ 4 ] Они внесли значительный вклад в сохранение традиционных танцевальных и музыкальных форм. [ 5 ] Таваифы преуспели и внесли свой вклад в музыку, танец ( муджра ), театр и урду . литературную традицию [ 6 ] и считались авторитетами в области этикета .

Пакистанский писатель и ученый Пран Невиле сказал: «Слово «таваиф» заслуживает уважения, а не презрения. Многие из них были певцами, а не секс-работниками. Люди думают о них как о проститутках, что подрывает их ценность как великих музыкантов». [ 7 ] 12 мая 2024 года пакистанская газета Dawn назвала таваиф «культурными кумирами и женщинами- интеллектуалами ». [ 8 ]

Миниатюрная картина, изображающая Кудсию Бегум, развлекаемую фейерверками и танцами (1742 г. н. э., Мир Миран)

Таваифы существовали на Индийском субконтиненте на протяжении веков , причем одним из самых ранних упоминаний об этой профессии был персонаж Васантасена из V века до нашей эры санскритской драмы «Мрччакатика» . В ранней Индии Ганика относилась к публично танцующей девушке. Гаников обучали изящным искусствам, таким как танец и музыка, чтобы развлекать королей, принцев и других богатых покровителей на религиозных и общественных мероприятиях. [ 9 ] Женщины соревновались за звание Нагарвадху . Самая красивая женщина и самая талантливая в различных танцевальных формах была выбрана Нагарвадху. [ 10 ] Например, Амрапали — знаменитый Нагарвадху или королевский танцор. [ 11 ]

В фольклорной истории считается, что Урваши родилась на земле как девадаси и передала людям божественные знания танца. Первый танец девадаси состоялся в храме в присутствии царя, который удостоил ее титулов и подарков, а она была хорошо сведуща в храмовых ритуалах и принимала участие в храмовых праздниках. Девадаси были хорошо приняты в Северной Индии и современном Пакистане , а китайский паломник Хуэйн Цанг , посетивший Индию в VII веке, засвидетельствовал большое количество танцовщиц в Храме Солнца в Мултане . Аль-Бируни в своем знаменитом исследовании Индии XI века записал, что в храме Сомнатха действовало около 500 танцовщиц. [ 12 ]

Покровительство двора Великих Моголов в регионе Доаб и последующая атмосфера Авада 16 века сделали карьеру, связанную с искусством, жизнеспособной перспективой. Великих Моголов Сам император Акбар был очарован португальской танцовщицей, которую он назвал Дилруба (согревающая сердце). [ 13 ]

Научские девушки в Кашмире , альбуминовая гравюра Фрита, около 1870-х годов.

Многие девочки были приняты в молодом возрасте и обучены обоим исполнительским искусствам, включая муджру , катхак и классическую музыку хиндустани , а также литературе , поэзии (особенно газели ), тумри и дадре . Обучение молодых таваифов также включало в себя письмо и произношение на урду , а также социальные навыки, используемые для воспитания и удержания покровителей, особенно сложный этикет, связанный с их ремеслом, в котором они считались экспертами. [ 14 ]

Как только стажерка повзрослела и достаточно овладела танцами и пением, она становилась таваифом , танцовщицей высокого класса, служившей богатым и знатным. [ 15 ] Неудивительно, что их обучение музыке и танцам началось в очень молодом возрасте под руководством и опекой известных устаадов (мастеров). Молодые девушки регулярно проводили часы в риязе , разучивая песни и танцы в соответствии со строгими стандартами, установленными их учителями. Термин «риаз» арабского происхождения означает воздержание, преданность, дисциплину и тяжелый труд. На обыденном уровне регулярный рияз необходим для безупречного выступления перед публикой. Многие известные таваифы практиковали и изучали музыку на протяжении всей своей карьеры, ища мастеров разных музыкальных традиций ( гараны ), чтобы улучшить свой стиль исполнения. [ 16 ]

Вступление таваиф в свою профессию ознаменовалось торжеством, так называемой церемонией мисси , которая обычно включала в себя первое чернение зубов. [ 17 ]

Также считается, что будущих навабов в эти таваифы отправляли , чтобы выучить тамиз и техзиб , что включало в себя способность распознавать и ценить хорошую музыку и литературу, возможно, даже практиковать ее, особенно искусство письма газелей. Они также стали учителями для сыновей богатых и элитных семей, которые часто отправляли своих сыновей в котхи, чтобы они могли изучать речь на урду, поэзию и этикет у таваифов. Мальчикам предлагалось сесть и понаблюдать, как таваиф взаимодействует с ней. Вклад таваифов в развитие общества исходил из семейных традиций и иерархии. На высший эшелон таваифов была возложена обязанность обучать адабу (этикету) и каиде (манерам) королей и молодых принцев. Они также познакомят членов королевской семьи с тонкими нюансами поэзии, музыки, танцев и литературы. К 18 веку они стали центральным элементом вежливой и изысканной культуры Северной Индии. [ 18 ] [ 19 ]

Котха таваифа - это место для выступлений, а также хранитель искусства и культуры, открытое только для элиты и богатых покровителей города. [ 20 ] В этих редких местах таваифы сочиняли стихи, пели и танцевали под живую музыку, а также выступали на банкетах, и все это требовало многих лет тщательной подготовки. Таваиф — артист, который преуспевает благодаря спонсорской поддержке королевских и аристократических семей, а танцоры несут ответственность за исполнение танца муджра с хорошими манерами. Настоящий танец муджра элегантен, сложен и артистичен, представлен в элегантной манере. В таких торжественных случаях, как свадьба или рождение наследника мужского пола, таваифа также приглашают выступить. В таких случаях они обычно исполняют мифологическую или легендарную историю, например пение. Таваифы танцевали, пели (особенно газели ), читали стихи ( шайри ) и развлекали своих женихов на мехфилах . [ нужна ссылка ]

Таваиф Мах Лака Бай танцует в суде

Как и традиция гейш в Японии, [ 21 ] их основной целью было профессионально развлекать гостей, и хотя секс часто был случайным, он не был гарантирован контрактом. Высококлассные или самые популярные таваифы часто могли выбирать среди лучших из своих женихов. Таваифы выступали в храмах во время праздников и участвовали в храмовых торжествах, которые передавались из поколения в поколение. У них также была традиция выступать на базаре Бурхва Мангал весной после Холи фестиваля . Такие мероприятия предоставили таваифам значительную платформу не только для покровительства, но и для возможности, которую они давали таваифам, чтобы продемонстрировать свои навыки широкой публике и, таким образом, сохранить общественную приемлемость своей профессии. [ 22 ] В результате своей популярности многие танцовщицы стали очень богатыми. По словам португальского путешественника Доминго Паеса , танцовщицы были сказочно богаты, и Доминго «поражали их золотые ошейники, усыпанные бриллиантами, рубинами и жемчугом, браслеты на руках, пояса». внизу и, по необходимости, браслеты на ногах». [ 23 ]

Среди артистов-исполнителей существовала иерархия, и на вершине находились таваифы, класс, отличный от уличных артистов и проституток. (Таваиф - это танцор, а не проститутка.) Таваиф-коты, где таваифы часто жили и выступали, устраивали собрания местной интеллигенции, под председательством в основном самого старшего таваифа коты. Таваифы пользовались влиянием среди писателей, журналистов и поэтов. Поэты жаждали, чтобы таваиф спела их произведения, и спросили знаменитую таваиф, может ли она спеть его стихи. В те дни исполнение собственного произведения таваифом было способом гарантировать, что поэзия запомнится и будет передаваться из поколения в поколение. [ 24 ] У таваифов был нетрадиционный подход к отношениям: женщины-исполнительницы должны были оставаться незамужними, но им разрешалось иметь отношения с покровителями. Таваифы традиционно служили богатым покровителям верными любовницами. Только после того, как отношения были прекращены, либо из-за смерти их покровителя, либо из-за обоюдного решения расстаться, таваиф мог попытаться вступить в новые отношения. [ 25 ] [ 26 ]

Однако к тому времени, когда британское владычество аннексировало Пенджаб , услуги таваифов уже не ценились, и даже самые высококвалифицированные танцовщицы подвергались порицанию как непристойные по викторианским стандартам британцев. Несмотря на это, британские мужчины были счастливы брать местных женщин в качестве наложниц и любовниц , но не были заинтересованы в том, чтобы стать покровителями ранее хорошо терпимых таваифов Лахора , и еще меньше были заинтересованы в том, чтобы тратить на них щедрые суммы. [ 27 ]

Одними из самых выдающихся таваифов в истории были Анаркали , Мах Лака Бай , Бхагмати , Лал Кунвар , Кудсия Бегум , Зайнабади Махал , Мубарак Бегум и Бегум Самру (которые поднялись, чтобы управлять княжеством Сардхана в западном Уттар-Прадеше), Моран Саркар (который стала женой махараджи Ранджита Сингха ), Вазиран (под покровительством последнего наваба Лакнау Ваджида Али Шаха ), Бегум Хазрат Махал (первая жена Ваджида Али, сыгравшая важную роль в индийском восстании ), Гаухар Джаан (известная классическая певица, певшая для первый рекорд Индии) и Зохрабай Агревали .

Ряд актрис телевидения и кино из Пакистана были таваифами, в том числе Нигго , Надира и Наина . Ряд певцов из Пакистана также были таваифами, в том числе Зинат Бегум и Таманча Джан .

Британский колониальный период

[ редактировать ]
Певица и танцовщица Гаухар Джаан (1873–1930).

Аннексия Ауда Ост-Индской компанией в 1856 году стала первым похоронным звоном для этого учреждения средневековой эпохи. Вскоре колониальное правительство отнеслось к нему свысока и неодобрительно, и таваифы в конечном итоге были вынуждены заняться проституцией из-за отсутствия возможностей трудоустройства. Социальные реформаторы в Индии выступили против них как социального упадка. [ 1 ] Эти учреждения просуществовали до обретения Индией независимости в 1947 году. Некоторые из известных таваифов включают: [ 28 ]

  • Бегум Ахтар (7 октября 1914 - 30 октября 1974), индийская певица и актриса, известная как «Маллика-э-Газаль» (Королева газелей).
  • Бинодини Даси (1862–1941), индийская актриса, пионер бенгальской сцены.
  • Фатма Бегум (1892–1983), индийская актриса, режиссер и сценарист.
  • Хусна Бай , тумри . певец
  • Джадданбай (1892–1949), индийский композитор, певица, актриса и кинорежиссер.
  • Роттан Бай (15 июля 1890 - 1 января 1986), индийская актриса и певица. [ 29 ]
  • Каджанбай (15 февраля 1915 - декабрь 1945) Индийская певица и актриса, которую часто называют «Бенгальским соловьем».
  • Малика Пухрадж (1912–2004), пакистанская газель и народная певица.
  • Малка Джаан и дочь Гаухар Джаан (1873–1930), создавшие первую запись индийской песни в 1902 году. [ 30 ]
  • Мухтар Бегум (12 июля 1901 - 25 февраля 1982), пакистанская классическая певица, газель и актриса. Она была известна как Королева музыки за исполнение песен в фильмах и на радио.
  • Расулан Бай (1902-15 декабря 1974), индийский классической музыки хиндустани . вокалист
  • Рошан Ара Бегум (1917 – 6 декабря 1982) был вокалистом группы Кирана гхарана классической музыки хиндустани. Она также известна своим почетным титулом Малика-э-Маусики (Королева музыки) как в Пакистане, так и в Индии.
  • Шобха Гурту (1925–2004), индийская певица в легком классическом стиле хиндустани, известная как Королева Тхумри.
  • Зарина Бегум из Лакхнау (1947 – 12 мая 2018), индийская классическая певица. [ 31 ]
  • Зограбай (1868–1913), классический певец хиндустани из Агры Гараны.
  • Зинат Бегум (11 ноября 1931 - 11 декабря 2007), пакистанская певица, известная как «Королева прошлых лет» за исполнение песен в фильмах и на радио.
  • Таманча Ян (10 июля 1918 - 20 октября 2008), пакистанский фолк-певец, известный как «Поющая сирена» и «Лахорский соловей».

Таваифы активно участвовали в закулисных антибританских акциях. Их здания, известные как «коты», стали местами встреч и укрытиями для антибританских элементов. Те таваифы, которые накопили богатство, оказывали финансовую поддержку антибританским элементам. Некоторые таваифы подверглись возмездию со стороны колониальных властей. В их котхе был произведен обыск, а имущество конфисковано. Проект морали викторианской эпохи, в котором особое внимание уделялось женскому целомудрию и семейной жизни. Как публичные исполнители, таваифы приравнивались к проституткам, а их коты назывались борделями. [ 32 ] Танец Муджра изначально относился не к вульгарному танцу, а к элегантному и церемониальному танцу, обычно исполняемому таваифом. В британский колониальный период некоторые таваифы стали проститутками. Различие между проститутками и таваифами начало стираться. Некоторые проститутки также называют свои эротические танцы муджра-танцем. Танец Муджра постепенно стал ассоциироваться с сексом и проституцией. [ 33 ] [ 34 ]

Таваифы Мехил -э-Мушайры выступают в Хайдарабаде в присутствии придворных.

Раньше они были единственным источником популярной музыки и танцев, и их часто приглашали выступать на свадьбах и других мероприятиях. Некоторые из них стали наложницами и женами махараджей и богатых людей. Они были первыми певцами, которые записывали музыку на граммофоне с появлением этой новой технологии. Однако с появлением кино они потеряли популярность. Поскольку их традиционные пространства и способы репетиций музыки оказались под угрозой, многие таваифы нашли место в качестве исполнителей в недавно возникших отраслях массовых развлечений, таких как граммофон, театр и, позднее, кино. Первые певцы, записывавшиеся для граммофона в начале 20-го века, были выходцами из таваифов, как и первые актрисы парсийского театра, а позже и «звуковых кино», звуковых фильмов. Однако большинство таваифов не смогли совершить этот переход и продолжали выступать в пределах своих котх перед сокращающейся группой посетителей. [ 35 ]

Отклонить

[ редактировать ]

После британской колонизации, хотя в Хира Манди действовало больше борделей и проституток, в этом районе все еще проводились выступления тавайфов, Хира Манди сохранила свою репутацию центра исполнительских искусств. [ 36 ] После раздела молодые и привлекательные таваифы из Хира Манди стали первым выбором пакистанских кинематографистов. Таваифы из Хира Манди присоединились к индустрии Лолливуда и приобрели большую известность и богатство. Некоторые из самых опытных таваифов выступали в качестве танцоров в ранних пакистанских фильмах. [ 37 ] В Хираманди и прилегающих районах было много танцевальных и музыкальных классов, которые были закрыты после ухода таваифов и музыкантов. [ 38 ]

Танцовщица наутч или таваиф в Калькутте , ок. 1900 г.

С течением времени таваиф в Индии постепенно исчез. В 1980-х годах, когда коты больше не признавались центрами эстетики, общество не одобряло искусство таваифа, поскольку считало, что это секс-работа под видом адакари (представления). Это была эпоха, когда таваифам приходилось уклоняться от оружия, головорезов и газелей Галиба. Таваифы, которые до сих пор выступают, уже не имеют такого литературного образования, как раньше, но они не секс-работники, «куртизанка — это не что иное, как артистка цирка, балансируя бутылку на голове». [ 39 ] Все они обучены катхаку, чтобы угощать мужчин, которые приходят к ним по вечерам. Еще один навык, которым они должны овладеть, — это пение. Газели, хори и тумрисы, они знают все это в меру своих способностей. Но ровно настолько, чтобы заработать себе на жизнь. [ 40 ] Помимо выступлений в котхе, таваифы также выступали во время домашних свадеб, празднований рождения детей и других праздников, развлекаясь пением и танцами. [ 41 ] Взрыв бомбы на базаре Боу в Калькутте в 1993 году положил конец котам в оживленном торговом районе. Когда танцевальные бары и дискотека заменили муджры, катхак и тумри, таваифы отказались от этой профессии. [ 42 ]

Культурные влияния

[ редактировать ]

Кочевая деятельность Таваиф и Кота

[ редактировать ]

Культурный тур «Таваифы и Коты», инициированный «Enroute Indian History». Изучите жизнь таваифов или танцовщиц во время исторической прогулки по улицам Шахджаханабада с Enroute Indian History. [ 43 ]

[ редактировать ]

В фильмах

[ редактировать ]

Образ таваифа имеет непреходящую привлекательность, он увековечен в Болливуда и Лолливуда фильмах , а также в пакистанских драмах . [ 44 ] К фильмам с таваифом в качестве персонажа относятся:

В документальных фильмах

[ редактировать ]

На индийском телевидении

[ редактировать ]

На пакистанском телевидении

[ редактировать ]

В литературе

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Индийский классический танец и формирование постколониальной национальной идентичности: танцы на сцене империи, Ситара Тобани, Рутледж, 27 марта 2017 г.
  2. ^ Рао, Сумья (20 июня 2019 г.). «Таваифы: Невоспетые герои борьбы за свободу Индии» . Рассвет . Лахор.
  3. ^ Шоффилд, Кэтрин Батлер (апрель 2012 г.). «Сказка о куртизанке: женщины-музыканты и танцовщицы в исторических хрониках Великих Моголов, около 1556–1748». Пол и история . 24 (1): 150–171. дои : 10.1111/j.1468-0424.2011.01673.x . S2CID   161453756 .
  4. ^ «Падение культуры» . Трибьюн Индия . Архивировано из оригинала 10 августа 2011 года . Проверено 22 января 2012 г.
  5. ^ Танец в Тумри, Проджеш Банерджи, Abhinav Publications, 1986, стр. 31
  6. ^ «Картирование культур» . Индус . Ченнаи, Индия. 11 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2004 г.
  7. ^ «Оглядываясь назад: «Лахор невозможно понять. Его нужно почувствовать» » .
  8. ^ «ШИРОКИЙ РАКУРС: ЧТО ХИРАМАНДИЯ НЕПРАВИЛЬНО В КУРТИЗАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ» .
  9. ^ «Ганика в буддийской и джайнской литературе» . ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА . Проверено 20 декабря 2023 г.
  10. ^ Передовая статья Spectrum, The Sunday Tribune , 24 декабря 2000 г.
  11. ^ «Санди Трибьюн — Спектр» . tribuneindia.com . Проверено 4 июля 2016 г.
  12. ^ Невил, Пран (1996). Научные девушки Индии: танцовщицы, певцы, подруги по играм . Пракрити Индия. стр. 19–22. ISBN  978-8190068802 .
  13. ^ Невил, Пран (1996). Научные девушки Индии: танцовщицы, певицы, подруги по играм . Издательство Рави Кумара. п. 35. ISBN  9788190068802 .
  14. ^ «Сто лет невоспетой любви» . Середина дня . Проверено 22 января 2012 г.
  15. ^ «Последняя песня Авада» . Индийский экспресс . Проверено 22 января 2012 г.
  16. ^ «Тавайфнама: Краткая история культуры Таваиф в Индии» . 7 июля 2021 г.
  17. ^ «Зумбройх, Томас Дж. (2015) «Кончик пальца ярмарки, испачканный мисси»: культурная история почернения зубов и десен в Южной Азии. Электронный журнал индийской медицины 8 (1): 1–32» . Проверено 31 марта 2015 г.
  18. ^ «Хроника куртизанок» . 11 февраля 2020 г.
  19. ^ «Фонд Прабхи Хайтана представляет книгу Викрама Сампатха «Мера Наам Гаухар Джаан Хай» » . 29 марта 2022 г.
  20. ^ «Тавайфнама: Краткая история культуры Таваиф в Индии» . 7 июля 2021 г.
  21. ^ «Куртизанки сопротивлялись мужскому доминированию» . Таймс оф Индия . 29 декабря 2002 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2011 года . Проверено 22 января 2012 г.
  22. ^ «Хроника куртизанок» . 11 февраля 2020 г.
  23. ^ Невил, Пран (1996). Научные девушки Индии: танцовщицы, певицы, подруги по играм . Издательство Рави Кумара. п. 30. ISBN  9788190068802 .
  24. ^ Деодхар, Нирджа (11 июня 2019 г.). «Таваифы и техзиб: Заметки симпозиума о вкладе куртизанок в искусство и борьбу за свободу» . Первый пост . Мумбаи.
  25. ^ «Солнечные годы: горько-сладкие воспоминания о взрослении в Каматипуре» . 4 марта 2022 г.
  26. ^ «Тавайфнама: Краткая история культуры Таваиф в Индии» . 7 июля 2021 г.
  27. ^ Браун, Луиза Т. (2006). Танцующие девушки Лахора . Издательство ХарперКоллинз. стр. 34–36. ISBN  0060740434 .
  28. ^ Несколько известных таваифов того времени, ТАВАИФ, ДВИЖЕНИЕ АНТИНАТЧ И РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ИНДИЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: Часть 6 - Уход факела , Дэвид Кортни, 23 февраля 2016 г.
  29. ^ «СКАЗКА О ДВУХ ЖЕНЩИНАХ – в поисках своих песен» .
  30. ^ ГАУХЕР ЯН ПЕРВАЯ ИНДИЙСКАЯ РЕКОРДИЯ В КОЛЬКАТТЕ, 31 октября 2009 г.
  31. ^ «Зарина Бегум, последняя королевская певица Авада, умерла в возрасте 88 лет» . www.hindustantimes.com . 12 мая 2018 года . Проверено 4 августа 2018 г.
  32. ^ Рао, Сумья (20 июня 2019 г.). «Таваифы: Невоспетые герои борьбы за свободу Индии» . Рассвет . Лахор.
  33. ^ История танца Муджра в Пакистане . Дези Блиц .
  34. ^ Муджра: неправильно понятая концепция . esamskriti.com
  35. ^ «В поисках другой песни» . 25 января 2011 г.
  36. ^ «Хира Манди: район красных фонарей с королевским прошлым» . 3 марта 2021 г.
  37. ^ «Нигго — девушка Хира Манди из Лолливуда и жертва убийства чести» . Ежедневная газета Пакистана Global . 7 июня 2017 года . Проверено 1 января 2024 г.
  38. ^ «Следы: Когда шахи-мохалла замолчал» . 21 августа 2015 г.
  39. ^ «За пределами Хираманди: Краткая история индийских куртизанок без гламура Болливуда» . 2 февраля
  40. ^ [Возвращаясь к куртизанкам Бомбея. Возвращаясь к куртизанкам Бомбея]. {{cite web}}: Проверять |url= ценность ( помощь ) ; Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  41. ^ «Куртизанки Бомбея» .
  42. ^ «Последняя куртизанка» .
  43. ^ «Таваифы и коты: изучение базара Чаври (прогулка по наследию Старого Дели)» .
  44. ^ Бут, Грегори Д. «Создание женщины из таваифа: куртизанки как герои в кино на хинди» . Университет Окленда. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  45. ^ «Умрао Джаан» . Таймс оф Индия . 4 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2012 г. Проверено 22 января 2012 г.
  46. ^ «Пепел светится на махурате Умрао Джаана» . Редифф . Проверено 22 января 2012 г.
  47. ^ «ОБЗОР ИКОНЫ: ОТДЕЛЕНИЕ ОТ ИСТОРИИ» .
  48. ^ «Черная женщина» . Вашингтонское бангла радио . Архивировано из оригинала 27 апреля 2011 года . Проверено 22 января 2012 г.
  49. ^ «Умрао Джаан Ада» . Самваад Видео Pvt.Ltd.
  50. ^ «Вышла телеадаптация «Ладжванти» Раджиндера Сингха Беди» . 15 сентября 2015 года . Проверено 28 сентября 2015 г.
  51. ^ «Базар 1990 года постижение |Манто | базар|телефильм» . КТВ Прайм. 27 мая 2019 года . Проверено 29 января 2021 г. - через YouTube .
  52. ^ « Тизер «Deewar-e-Shab» полностью посвящен истории любви ремесленника [Видео]» . propakistani.pk. 28 декабря 2022 г. Проверено 29 января 2023 г.
  53. ^ «ТРУБКА Первая любовь» .
  54. ^ «ТРУБКА Намак Харам» .
  55. ^ «ТРУБКА Яан Нисар» .
  56. ^ « Обзор «Тавайфнама»: Банары на протяжении веков глазами таваифов» . Индус . Проверено 2 ноября 2019 г.
  57. ^ Выпуск издания Taboo на урду www.oup.com.pk/pdf/higherEducation/urdu.pdf Kalunk
  58. ^ «СтриШакти – Параллельная Сила» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5242902786abe60dce138cc0d209b76a__1723016880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/6a/5242902786abe60dce138cc0d209b76a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tawaif - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)