Таваиф

Таваиф , был весьма успешной куртизанкой певицей- , танцовщицей и поэтессой которая обслуживала знать индийского субконтинента , особенно в эпоху Великих Моголов . Многие таваифы ( научные девушки у британцев) были вынуждены заняться проституцией из-за отсутствия возможностей ко времени британского владычества . [ 1 ] [ нужна страница ]
Известные по-разному как таваифы в Северной Индии , байджи в Бенгалии и наикины в Гоа, были прозваны « девушкой -натчем ». эти профессиональные певцы и танцовщицы во время британского правления [ 2 ] Таваифы были в основном североиндийским учреждением, занимавшим центральное место в придворной культуре Великих Моголов, начиная с 16 века. [ 3 ] и стал еще более заметным с ослаблением правления Великих Моголов в середине 18 века. [ 4 ] Они внесли значительный вклад в сохранение традиционных танцевальных и музыкальных форм. [ 5 ] Таваифы преуспели и внесли свой вклад в музыку, танец ( муджра ), театр и урду . литературную традицию [ 6 ] и считались авторитетами в области этикета .
Пакистанский писатель и ученый Пран Невиле сказал: «Слово «таваиф» заслуживает уважения, а не презрения. Многие из них были певцами, а не секс-работниками. Люди думают о них как о проститутках, что подрывает их ценность как великих музыкантов». [ 7 ] 12 мая 2024 года пакистанская газета Dawn назвала таваиф «культурными кумирами и женщинами- интеллектуалами ». [ 8 ]
История
[ редактировать ]
Таваифы существовали на Индийском субконтиненте на протяжении веков , причем одним из самых ранних упоминаний об этой профессии был персонаж Васантасена из V века до нашей эры санскритской драмы «Мрччакатика» . В ранней Индии Ганика относилась к публично танцующей девушке. Гаников обучали изящным искусствам, таким как танец и музыка, чтобы развлекать королей, принцев и других богатых покровителей на религиозных и общественных мероприятиях. [ 9 ] Женщины соревновались за звание Нагарвадху . Самая красивая женщина и самая талантливая в различных танцевальных формах была выбрана Нагарвадху. [ 10 ] Например, Амрапали — знаменитый Нагарвадху или королевский танцор. [ 11 ]
В фольклорной истории считается, что Урваши родилась на земле как девадаси и передала людям божественные знания танца. Первый танец девадаси состоялся в храме в присутствии царя, который удостоил ее титулов и подарков, а она была хорошо сведуща в храмовых ритуалах и принимала участие в храмовых праздниках. Девадаси были хорошо приняты в Северной Индии и современном Пакистане , а китайский паломник Хуэйн Цанг , посетивший Индию в VII веке, засвидетельствовал большое количество танцовщиц в Храме Солнца в Мултане . Аль-Бируни в своем знаменитом исследовании Индии XI века записал, что в храме Сомнатха действовало около 500 танцовщиц. [ 12 ]
Покровительство двора Великих Моголов в регионе Доаб и последующая атмосфера Авада 16 века сделали карьеру, связанную с искусством, жизнеспособной перспективой. Великих Моголов Сам император Акбар был очарован португальской танцовщицей, которую он назвал Дилруба (согревающая сердце). [ 13 ]

Многие девочки были приняты в молодом возрасте и обучены обоим исполнительским искусствам, включая муджру , катхак и классическую музыку хиндустани , а также литературе , поэзии (особенно газели ), тумри и дадре . Обучение молодых таваифов также включало в себя письмо и произношение на урду , а также социальные навыки, используемые для воспитания и удержания покровителей, особенно сложный этикет, связанный с их ремеслом, в котором они считались экспертами. [ 14 ]
Как только стажерка повзрослела и достаточно овладела танцами и пением, она становилась таваифом , танцовщицей высокого класса, служившей богатым и знатным. [ 15 ] Неудивительно, что их обучение музыке и танцам началось в очень молодом возрасте под руководством и опекой известных устаадов (мастеров). Молодые девушки регулярно проводили часы в риязе , разучивая песни и танцы в соответствии со строгими стандартами, установленными их учителями. Термин «риаз» арабского происхождения означает воздержание, преданность, дисциплину и тяжелый труд. На обыденном уровне регулярный рияз необходим для безупречного выступления перед публикой. Многие известные таваифы практиковали и изучали музыку на протяжении всей своей карьеры, ища мастеров разных музыкальных традиций ( гараны ), чтобы улучшить свой стиль исполнения. [ 16 ]
Вступление таваиф в свою профессию ознаменовалось торжеством, так называемой церемонией мисси , которая обычно включала в себя первое чернение зубов. [ 17 ]
Также считается, что будущих навабов в эти таваифы отправляли , чтобы выучить тамиз и техзиб , что включало в себя способность распознавать и ценить хорошую музыку и литературу, возможно, даже практиковать ее, особенно искусство письма газелей. Они также стали учителями для сыновей богатых и элитных семей, которые часто отправляли своих сыновей в котхи, чтобы они могли изучать речь на урду, поэзию и этикет у таваифов. Мальчикам предлагалось сесть и понаблюдать, как таваиф взаимодействует с ней. Вклад таваифов в развитие общества исходил из семейных традиций и иерархии. На высший эшелон таваифов была возложена обязанность обучать адабу (этикету) и каиде (манерам) королей и молодых принцев. Они также познакомят членов королевской семьи с тонкими нюансами поэзии, музыки, танцев и литературы. К 18 веку они стали центральным элементом вежливой и изысканной культуры Северной Индии. [ 18 ] [ 19 ]
Котха таваифа - это место для выступлений, а также хранитель искусства и культуры, открытое только для элиты и богатых покровителей города. [ 20 ] В этих редких местах таваифы сочиняли стихи, пели и танцевали под живую музыку, а также выступали на банкетах, и все это требовало многих лет тщательной подготовки. Таваиф — артист, который преуспевает благодаря спонсорской поддержке королевских и аристократических семей, а танцоры несут ответственность за исполнение танца муджра с хорошими манерами. Настоящий танец муджра элегантен, сложен и артистичен, представлен в элегантной манере. В таких торжественных случаях, как свадьба или рождение наследника мужского пола, таваифа также приглашают выступить. В таких случаях они обычно исполняют мифологическую или легендарную историю, например пение. Таваифы танцевали, пели (особенно газели ), читали стихи ( шайри ) и развлекали своих женихов на мехфилах . [ нужна ссылка ]

Как и традиция гейш в Японии, [ 21 ] их основной целью было профессионально развлекать гостей, и хотя секс часто был случайным, он не был гарантирован контрактом. Высококлассные или самые популярные таваифы часто могли выбирать среди лучших из своих женихов. Таваифы выступали в храмах во время праздников и участвовали в храмовых торжествах, которые передавались из поколения в поколение. У них также была традиция выступать на базаре Бурхва Мангал весной после Холи фестиваля . Такие мероприятия предоставили таваифам значительную платформу не только для покровительства, но и для возможности, которую они давали таваифам, чтобы продемонстрировать свои навыки широкой публике и, таким образом, сохранить общественную приемлемость своей профессии. [ 22 ] В результате своей популярности многие танцовщицы стали очень богатыми. По словам португальского путешественника Доминго Паеса , танцовщицы были сказочно богаты, и Доминго «поражали их золотые ошейники, усыпанные бриллиантами, рубинами и жемчугом, браслеты на руках, пояса». внизу и, по необходимости, браслеты на ногах». [ 23 ]
Среди артистов-исполнителей существовала иерархия, и на вершине находились таваифы, класс, отличный от уличных артистов и проституток. (Таваиф - это танцор, а не проститутка.) Таваиф-коты, где таваифы часто жили и выступали, устраивали собрания местной интеллигенции, под председательством в основном самого старшего таваифа коты. Таваифы пользовались влиянием среди писателей, журналистов и поэтов. Поэты жаждали, чтобы таваиф спела их произведения, и спросили знаменитую таваиф, может ли она спеть его стихи. В те дни исполнение собственного произведения таваифом было способом гарантировать, что поэзия запомнится и будет передаваться из поколения в поколение. [ 24 ] У таваифов был нетрадиционный подход к отношениям: женщины-исполнительницы должны были оставаться незамужними, но им разрешалось иметь отношения с покровителями. Таваифы традиционно служили богатым покровителям верными любовницами. Только после того, как отношения были прекращены, либо из-за смерти их покровителя, либо из-за обоюдного решения расстаться, таваиф мог попытаться вступить в новые отношения. [ 25 ] [ 26 ]
Однако к тому времени, когда британское владычество аннексировало Пенджаб , услуги таваифов уже не ценились, и даже самые высококвалифицированные танцовщицы подвергались порицанию как непристойные по викторианским стандартам британцев. Несмотря на это, британские мужчины были счастливы брать местных женщин в качестве наложниц и любовниц , но не были заинтересованы в том, чтобы стать покровителями ранее хорошо терпимых таваифов Лахора , и еще меньше были заинтересованы в том, чтобы тратить на них щедрые суммы. [ 27 ]
Одними из самых выдающихся таваифов в истории были Анаркали , Мах Лака Бай , Бхагмати , Лал Кунвар , Кудсия Бегум , Зайнабади Махал , Мубарак Бегум и Бегум Самру (которые поднялись, чтобы управлять княжеством Сардхана в западном Уттар-Прадеше), Моран Саркар (который стала женой махараджи Ранджита Сингха ), Вазиран (под покровительством последнего наваба Лакнау Ваджида Али Шаха ), Бегум Хазрат Махал (первая жена Ваджида Али, сыгравшая важную роль в индийском восстании ), Гаухар Джаан (известная классическая певица, певшая для первый рекорд Индии) и Зохрабай Агревали .
Ряд актрис телевидения и кино из Пакистана были таваифами, в том числе Нигго , Надира и Наина . Ряд певцов из Пакистана также были таваифами, в том числе Зинат Бегум и Таманча Джан .
Британский колониальный период
[ редактировать ]
Аннексия Ауда Ост-Индской компанией в 1856 году стала первым похоронным звоном для этого учреждения средневековой эпохи. Вскоре колониальное правительство отнеслось к нему свысока и неодобрительно, и таваифы в конечном итоге были вынуждены заняться проституцией из-за отсутствия возможностей трудоустройства. Социальные реформаторы в Индии выступили против них как социального упадка. [ 1 ] Эти учреждения просуществовали до обретения Индией независимости в 1947 году. Некоторые из известных таваифов включают: [ 28 ]
- Бегум Ахтар (7 октября 1914 - 30 октября 1974), индийская певица и актриса, известная как «Маллика-э-Газаль» (Королева газелей).
- Бинодини Даси (1862–1941), индийская актриса, пионер бенгальской сцены.
- Фатма Бегум (1892–1983), индийская актриса, режиссер и сценарист.
- Хусна Бай , тумри . певец
- Джадданбай (1892–1949), индийский композитор, певица, актриса и кинорежиссер.
- Роттан Бай (15 июля 1890 - 1 января 1986), индийская актриса и певица. [ 29 ]
- Каджанбай (15 февраля 1915 - декабрь 1945) Индийская певица и актриса, которую часто называют «Бенгальским соловьем».
- Малика Пухрадж (1912–2004), пакистанская газель и народная певица.
- Малка Джаан и дочь Гаухар Джаан (1873–1930), создавшие первую запись индийской песни в 1902 году. [ 30 ]
- Мухтар Бегум (12 июля 1901 - 25 февраля 1982), пакистанская классическая певица, газель и актриса. Она была известна как Королева музыки за исполнение песен в фильмах и на радио.
- Расулан Бай (1902-15 декабря 1974), индийский классической музыки хиндустани . вокалист
- Рошан Ара Бегум (1917 – 6 декабря 1982) был вокалистом группы Кирана гхарана классической музыки хиндустани. Она также известна своим почетным титулом Малика-э-Маусики (Королева музыки) как в Пакистане, так и в Индии.
- Шобха Гурту (1925–2004), индийская певица в легком классическом стиле хиндустани, известная как Королева Тхумри.
- Зарина Бегум из Лакхнау (1947 – 12 мая 2018), индийская классическая певица. [ 31 ]
- Зограбай (1868–1913), классический певец хиндустани из Агры Гараны.
- Зинат Бегум (11 ноября 1931 - 11 декабря 2007), пакистанская певица, известная как «Королева прошлых лет» за исполнение песен в фильмах и на радио.
- Таманча Ян (10 июля 1918 - 20 октября 2008), пакистанский фолк-певец, известный как «Поющая сирена» и «Лахорский соловей».
Таваифы активно участвовали в закулисных антибританских акциях. Их здания, известные как «коты», стали местами встреч и укрытиями для антибританских элементов. Те таваифы, которые накопили богатство, оказывали финансовую поддержку антибританским элементам. Некоторые таваифы подверглись возмездию со стороны колониальных властей. В их котхе был произведен обыск, а имущество конфисковано. Проект морали викторианской эпохи, в котором особое внимание уделялось женскому целомудрию и семейной жизни. Как публичные исполнители, таваифы приравнивались к проституткам, а их коты назывались борделями. [ 32 ] Танец Муджра изначально относился не к вульгарному танцу, а к элегантному и церемониальному танцу, обычно исполняемому таваифом. В британский колониальный период некоторые таваифы стали проститутками. Различие между проститутками и таваифами начало стираться. Некоторые проститутки также называют свои эротические танцы муджра-танцем. Танец Муджра постепенно стал ассоциироваться с сексом и проституцией. [ 33 ] [ 34 ]

Раньше они были единственным источником популярной музыки и танцев, и их часто приглашали выступать на свадьбах и других мероприятиях. Некоторые из них стали наложницами и женами махараджей и богатых людей. Они были первыми певцами, которые записывали музыку на граммофоне с появлением этой новой технологии. Однако с появлением кино они потеряли популярность. Поскольку их традиционные пространства и способы репетиций музыки оказались под угрозой, многие таваифы нашли место в качестве исполнителей в недавно возникших отраслях массовых развлечений, таких как граммофон, театр и, позднее, кино. Первые певцы, записывавшиеся для граммофона в начале 20-го века, были выходцами из таваифов, как и первые актрисы парсийского театра, а позже и «звуковых кино», звуковых фильмов. Однако большинство таваифов не смогли совершить этот переход и продолжали выступать в пределах своих котх перед сокращающейся группой посетителей. [ 35 ]
Отклонить
[ редактировать ]После британской колонизации, хотя в Хира Манди действовало больше борделей и проституток, в этом районе все еще проводились выступления тавайфов, Хира Манди сохранила свою репутацию центра исполнительских искусств. [ 36 ] После раздела молодые и привлекательные таваифы из Хира Манди стали первым выбором пакистанских кинематографистов. Таваифы из Хира Манди присоединились к индустрии Лолливуда и приобрели большую известность и богатство. Некоторые из самых опытных таваифов выступали в качестве танцоров в ранних пакистанских фильмах. [ 37 ] В Хираманди и прилегающих районах было много танцевальных и музыкальных классов, которые были закрыты после ухода таваифов и музыкантов. [ 38 ]

С течением времени таваиф в Индии постепенно исчез. В 1980-х годах, когда коты больше не признавались центрами эстетики, общество не одобряло искусство таваифа, поскольку считало, что это секс-работа под видом адакари (представления). Это была эпоха, когда таваифам приходилось уклоняться от оружия, головорезов и газелей Галиба. Таваифы, которые до сих пор выступают, уже не имеют такого литературного образования, как раньше, но они не секс-работники, «куртизанка — это не что иное, как артистка цирка, балансируя бутылку на голове». [ 39 ] Все они обучены катхаку, чтобы угощать мужчин, которые приходят к ним по вечерам. Еще один навык, которым они должны овладеть, — это пение. Газели, хори и тумрисы, они знают все это в меру своих способностей. Но ровно настолько, чтобы заработать себе на жизнь. [ 40 ] Помимо выступлений в котхе, таваифы также выступали во время домашних свадеб, празднований рождения детей и других праздников, развлекаясь пением и танцами. [ 41 ] Взрыв бомбы на базаре Боу в Калькутте в 1993 году положил конец котам в оживленном торговом районе. Когда танцевальные бары и дискотека заменили муджры, катхак и тумри, таваифы отказались от этой профессии. [ 42 ]
Культурные влияния
[ редактировать ]Кочевая деятельность Таваиф и Кота
[ редактировать ]Культурный тур «Таваифы и Коты», инициированный «Enroute Indian History». Изучите жизнь таваифов или танцовщиц во время исторической прогулки по улицам Шахджаханабада с Enroute Indian History. [ 43 ]
Популярная культура
[ редактировать ]![]() |
В фильмах
[ редактировать ]Образ таваифа имеет непреходящую привлекательность, он увековечен в Болливуда и Лолливуда фильмах , а также в пакистанских драмах . [ 44 ] К фильмам с таваифом в качестве персонажа относятся:
- Девдас (1935)
- Девдас (1936)
- Девдас (1937)
- Анхони (1952)
- Анаркали (1953)
- Девадасу (1953)
- Чандни Чоук (1954)
- Мирза Галиб (1954)
- Девдас (1955)
- Анаркали (1955)
- Менди (1958)
- Зиндаги Я Туфан (1958)
- Джалсагар (1958)
- Могол-Э-Азам (1960)
- Галиб (1961)
- Сахиб Биби Аур Гулам (1962)
- Уттар Фалгуни (1963)
- Что я делаю (1963)
- Беназир (1964)
- Девдас (1965)
- Кааджал (1965)
- Мамта (1966)
- Тисри Касам (1966)
- Анаркали (1966)
- Баху Бегум (1967)
- Просто Хузур (1968)
- Сангхурш (1968)
- Кавия Талаиви (1970)
- Шарафат (1970)
- Конвенция (1970)
- Аансу Аур Мускаан (1970)
- Мужчина и мужчина (1970)
- Хилона (1970)
- Пакиза (1972)
- Умрао Джаан Ада (1972)
- Гомти Ке Кинаре (1972)
- Амар Прем (1972)
- Дхарма (1973)
- Пран Джей Пар Вачан На Джей (1974)
- Девадасу (1974)
- Шарафат Чод Ди Мейн (1976)
- Гармониум (1976)
- Суррайя Бхопали (1976)
- Шатрандж Ке Хилари (1977)
- Касме Вааде (1978)
- Мукаддар Ка Сикандар (1978)
- Девадасу Малли Путтаду (1978)
- Сухааг (1979)
- Пакиза (1979)
- Умрао Джаан (1981)
- Дааси (1981)
- Дидаар-э-Яар (1982)
- Прем Тапасья (1983)
- Гунгру (1983)
- Мать Маанги Кхун (1984)
- Таваиф (1985)
- Ангарай (1986)
- Маа Бети (1986)
- Базар-э-Хусн (1988)
- Пати Патни Аур Таваиф (1990)
- Дил Аашна Хай (1992)
- Под стражей (1993)
- Сардари бегум (1996)
- Девдас (2002) [ 45 ]
- Мангал Пандей: Восстание (2005)
- Кисна: Поэт-воин (2005)
- Бхагмати (2005)
- Умрао Джаан (2006) [ 46 ]
- Ятра (2006)
- Девдас (2010)
- Дед Ишкия (2014)
- Остров Джона (2015)
- Маэ Мир (2016)
- Бандиты Индостана (2018)
- Эк Дже Чхило Раджа (2018)
- Каланк (2019)
- Хамидабай Ки Коти (2019)
- Начало (2022)
- Хьюи Тум Аджнаби (2023) [ 47 ]
- Черная женщина (изображает таваиф в роли второго плана, часто в ситуациях, когда к ней идет мужчина в браке без любви.) [ 48 ]
В документальных фильмах
[ редактировать ]- Куртизанки Бомбея (1983)
- Другая песня (2009)
На индийском телевидении
[ редактировать ]- Умрао яан ада (2014) [ 49 ]
- Ладжванти (2015) [ 50 ]
- Невестка дома! (2015)
- Дастан-Э-Мохаббат Салим Анаркали (2018)
- Подходящий мальчик (сериал) (2020)
- Юбилейный (сериал) (2023)
- Конституция: Алмазный базар (2024 г.)
На пакистанском телевидении
[ редактировать ]- Чанд Грехан (1995), драма на STN
- Красная карточка (1995), драма на канале STN
- Самандар Хай Дармиян (1998)
- Гулам Гардиш (1998)
- Умрао Джаан Ада (2003)
- Аатиш (2004), драма PTV
- Адхорай Хаваб (2004)
- Базар (2004), телефильм PTV по рассказу Саадата Хасана Манто. [ 51 ]
- Каантай (2004), драма PTV
- Бхиги Палкейн (2005)
- Ешь, он же дом - рай (2006)
- Бхул (2006), драма PTV
- Ситам (2006), драма PTV
- Джумка Джаан (2007)
- Просто Хумнашин (2009), телефильм
- Саза Аур Джаза (2010), драма PTV
- Чанд Чехра (2013)
- Конференция (2013), телефильм
- Моя звезда (2016)
- Алиф Аллах Аур Инсан (2017)
- Где ты (2018)
- Алиф (2019)
- Дивар-и-Шаб (2019) [ 52 ]
- Ракс э Бисмил (2020)
- Бог и любовь (2021)
- Первая любовь (2021) [ 53 ]
- Бадзаат (2022)
- Дил Аваиз (2022)
- Науроз (2023)
- Намак Харам (2024) [ 54 ]
- Яан Нисар (2024) [ 55 ]
В литературе
[ редактировать ]- Тавайфнама [ 56 ] от Саба Деван
- Мера Наам Гаухар Джаан Хай автора Викрам Сампатх
- ТАБУ: Скрытая культура квартала красных фонарей [ 57 ] автор: Фузия Саид
- «Умрао Джаан Ада» — роман Мирзы Хади Русвы.
- Роман «Наштар » Хасана Шаха [ 58 ]
- Базарная история Саадата Хасана Манто
- «Последняя куртизанка» , Маниш Гаеквад
- Песня Sung True Малики Пухрадж
- Ахтари: Жизнь и музыка Бегум Ахтар Ятиндра Мишра, Маниша Танеджа
- Nautch Girls of India, автор: Пран Невил
- Невоспетые мученики Таваяфы , доктор К.С. Бхардвадж
- Танец к свободе А.К. Ганди
См. также
[ редактировать ]

- Похожие профессии в других культурах
- Алмах , подобная профессия на Ближнем Востоке.
- Ка тру , похожая профессия во Вьетнаме.
- Гейша , подобная профессия в Японии
- Кисэн , подобная профессия в Корее.
- Киян , аналогичная профессия в досовременном исламском мире.
- Нагарвадху , подобная профессия в древней Индии.
- Ганика , похожая профессия в древней Индии.
- Шамахинские танцоры , подобная профессия в Азербайджане.
- Геджи , аналогичная профессия в Китае.
- Похожие темы в Индии
- Связанные темы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Индийский классический танец и формирование постколониальной национальной идентичности: танцы на сцене империи, Ситара Тобани, Рутледж, 27 марта 2017 г.
- ^ Рао, Сумья (20 июня 2019 г.). «Таваифы: Невоспетые герои борьбы за свободу Индии» . Рассвет . Лахор.
- ^ Шоффилд, Кэтрин Батлер (апрель 2012 г.). «Сказка о куртизанке: женщины-музыканты и танцовщицы в исторических хрониках Великих Моголов, около 1556–1748». Пол и история . 24 (1): 150–171. дои : 10.1111/j.1468-0424.2011.01673.x . S2CID 161453756 .
- ^ «Падение культуры» . Трибьюн Индия . Архивировано из оригинала 10 августа 2011 года . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ Танец в Тумри, Проджеш Банерджи, Abhinav Publications, 1986, стр. 31
- ^ «Картирование культур» . Индус . Ченнаи, Индия. 11 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2004 г.
- ^ «Оглядываясь назад: «Лахор невозможно понять. Его нужно почувствовать» » .
- ^ «ШИРОКИЙ РАКУРС: ЧТО ХИРАМАНДИЯ НЕПРАВИЛЬНО В КУРТИЗАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ» .
- ^ «Ганика в буддийской и джайнской литературе» . ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Передовая статья Spectrum, The Sunday Tribune , 24 декабря 2000 г.
- ^ «Санди Трибьюн — Спектр» . tribuneindia.com . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ Невил, Пран (1996). Научные девушки Индии: танцовщицы, певцы, подруги по играм . Пракрити Индия. стр. 19–22. ISBN 978-8190068802 .
- ^ Невил, Пран (1996). Научные девушки Индии: танцовщицы, певицы, подруги по играм . Издательство Рави Кумара. п. 35. ISBN 9788190068802 .
- ^ «Сто лет невоспетой любви» . Середина дня . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ «Последняя песня Авада» . Индийский экспресс . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ «Тавайфнама: Краткая история культуры Таваиф в Индии» . 7 июля 2021 г.
- ^ «Зумбройх, Томас Дж. (2015) «Кончик пальца ярмарки, испачканный мисси»: культурная история почернения зубов и десен в Южной Азии. Электронный журнал индийской медицины 8 (1): 1–32» . Проверено 31 марта 2015 г.
- ^ «Хроника куртизанок» . 11 февраля 2020 г.
- ^ «Фонд Прабхи Хайтана представляет книгу Викрама Сампатха «Мера Наам Гаухар Джаан Хай» » . 29 марта 2022 г.
- ^ «Тавайфнама: Краткая история культуры Таваиф в Индии» . 7 июля 2021 г.
- ^ «Куртизанки сопротивлялись мужскому доминированию» . Таймс оф Индия . 29 декабря 2002 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2011 года . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ «Хроника куртизанок» . 11 февраля 2020 г.
- ^ Невил, Пран (1996). Научные девушки Индии: танцовщицы, певицы, подруги по играм . Издательство Рави Кумара. п. 30. ISBN 9788190068802 .
- ^ Деодхар, Нирджа (11 июня 2019 г.). «Таваифы и техзиб: Заметки симпозиума о вкладе куртизанок в искусство и борьбу за свободу» . Первый пост . Мумбаи.
- ^ «Солнечные годы: горько-сладкие воспоминания о взрослении в Каматипуре» . 4 марта 2022 г.
- ^ «Тавайфнама: Краткая история культуры Таваиф в Индии» . 7 июля 2021 г.
- ^ Браун, Луиза Т. (2006). Танцующие девушки Лахора . Издательство ХарперКоллинз. стр. 34–36. ISBN 0060740434 .
- ^ Несколько известных таваифов того времени, ТАВАИФ, ДВИЖЕНИЕ АНТИНАТЧ И РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ИНДИЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ: Часть 6 - Уход факела , Дэвид Кортни, 23 февраля 2016 г.
- ^ «СКАЗКА О ДВУХ ЖЕНЩИНАХ – в поисках своих песен» .
- ^ ГАУХЕР ЯН ПЕРВАЯ ИНДИЙСКАЯ РЕКОРДИЯ В КОЛЬКАТТЕ, 31 октября 2009 г.
- ^ «Зарина Бегум, последняя королевская певица Авада, умерла в возрасте 88 лет» . www.hindustantimes.com . 12 мая 2018 года . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Рао, Сумья (20 июня 2019 г.). «Таваифы: Невоспетые герои борьбы за свободу Индии» . Рассвет . Лахор.
- ^ История танца Муджра в Пакистане . Дези Блиц .
- ^ Муджра: неправильно понятая концепция . esamskriti.com
- ^ «В поисках другой песни» . 25 января 2011 г.
- ^ «Хира Манди: район красных фонарей с королевским прошлым» . 3 марта 2021 г.
- ^ «Нигго — девушка Хира Манди из Лолливуда и жертва убийства чести» . Ежедневная газета Пакистана Global . 7 июня 2017 года . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ «Следы: Когда шахи-мохалла замолчал» . 21 августа 2015 г.
- ^ «За пределами Хираманди: Краткая история индийских куртизанок без гламура Болливуда» . 2 февраля
- ^ [Возвращаясь к куртизанкам Бомбея. Возвращаясь к куртизанкам Бомбея].
{{cite web}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) ; Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Куртизанки Бомбея» .
- ^ «Последняя куртизанка» .
- ^ «Таваифы и коты: изучение базара Чаври (прогулка по наследию Старого Дели)» .
- ^ Бут, Грегори Д. «Создание женщины из таваифа: куртизанки как герои в кино на хинди» . Университет Окленда.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Умрао Джаан» . Таймс оф Индия . 4 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2012 г. Проверено 22 января 2012 г.
- ^ «Пепел светится на махурате Умрао Джаана» . Редифф . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ «ОБЗОР ИКОНЫ: ОТДЕЛЕНИЕ ОТ ИСТОРИИ» .
- ^ «Черная женщина» . Вашингтонское бангла радио . Архивировано из оригинала 27 апреля 2011 года . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ «Умрао Джаан Ада» . Самваад Видео Pvt.Ltd.
- ^ «Вышла телеадаптация «Ладжванти» Раджиндера Сингха Беди» . 15 сентября 2015 года . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ «Базар 1990 года постижение |Манто | базар|телефильм» . КТВ Прайм. 27 мая 2019 года . Проверено 29 января 2021 г. - через YouTube .
- ^ « Тизер «Deewar-e-Shab» полностью посвящен истории любви ремесленника [Видео]» . propakistani.pk. 28 декабря 2022 г. Проверено 29 января 2023 г.
- ^ «ТРУБКА Первая любовь» .
- ^ «ТРУБКА Намак Харам» .
- ^ «ТРУБКА Яан Нисар» .
- ^ « Обзор «Тавайфнама»: Банары на протяжении веков глазами таваифов» . Индус . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ Выпуск издания Taboo на урду www.oup.com.pk/pdf/higherEducation/urdu.pdf Kalunk
- ^ «СтриШакти – Параллельная Сила» .
- Крук, Уильям (1999). Племена и касты Северо-Западных провинций и Ауда . Азиатские образовательные услуги. п. 364. ИСБН 978-81-206-1210-5 . Проверено 10 мая 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марта Фельдман, Бонни Гордон. Искусство куртизанки: межкультурные перспективы . стр. 312–352.
- Очерк азиатского искусства, истории, эпиграфики и культуры в честь Гурисвара Бхаттачарьи