Пиррон
Пиррон | |
---|---|
Рожденный | в. 365–360 до н.э. |
Умер | в. 275–270 до н.э. (возраст ок. 85–95) Элис, Греция |
Эра | Эллинистическая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Скептицизм Пирронизм |
Основные интересы | Эпистемология , метафизика , этика |
Известные идеи | Философский скептицизм , атараксия , адиафора , эпохе |
Часть серии о |
Пирронизм |
---|
Философский портал |
Пиррон Элисский ( / ˈ p ɪ r oʊ / ; древнегреческий : Πύρρων ὁ Ἠλεῖος , латинизированный : PyrrÄn ho Ēleios ; ок. 360 – ок. 270 до н.э. ), родился в Элиде , Греция , был греческим философом классической древности , зачисленным как первый греческий философ-скептик и основатель пирронизма .
Жизнь
[ редактировать ]По оценкам, Пиррон Элидский жил примерно с 365/360 по 275/270 гг. до н.э. [1] Пиррон был родом из Элиды , на Ионическом море . Вероятно, он был членом Клитидиаев. [2] клан провидцев в Элиде, которые истолковывали пророчества храма Зевса в Олимпии. [3] где Пиррон служил первосвященником. Клитидии были потомками Клития, сына Алкмеона и внука Амфиарая . В «Пифоне » ученик Пиррона Тимон из Флия описывает первую встречу с Пирром на территории Амфиареона , то есть храма Амфиарая, когда они оба были в паломничестве в Дельфы . [4]
Большая часть биографических сведений о Пирре, а также некоторые сведения о его манере поведения и поведении взяты из Диогена Лаэртского; его работа о жизни Пиррона основывалась главным образом на работах биографа середины третьего века до нашей эры Антигона Кариста . [5] Диоген Лаэртский , цитируя Аполлодора Афинского , говорит, что Пиррон сначала был художником и что его картины выставлялись в гимназии в Элиде. Позднее к философии его отвлекли труды Демокрита , по мнению Диогена, Лаэртий познакомился , а с мегарской диалектикой через Брайсона , ученика Стильпо . [6] В отличие от основателей других эллинистических философий, Пиррон не находился под существенным влиянием Сократа . [7]
Пиррон вместе с Анаксархом путешествовал с Александром Македонским в его индийский поход , «так что дошел даже до гимнософистов в Индии и волхвов » в Персии . [5] Вернувшись в Элиду, он жил в бедных условиях, но пользовался большим почетом у элийцев, сделавших его первосвященником, а также у афинян, даровавших ему права гражданства. [8]
Что касается его поведения, то, как сообщается, Пиррон вел очень затворнический образ жизни и лишь изредка появлялся в своем доме. Это произошло из-за упрека, данного Анаксарху, который он подслушал, утверждая, что он не сможет научить кого-либо другого быть хорошим, пока он ухаживает за царями. [9] Говорят также, что он всегда сохранял невозмутимость, даже вплоть до завершения разговора после того, как аудитория ушла, и он остался один. Его безразличие далее демонстрируется сообщением о том, что после того, как Анаксарх упал в грязную лужу, Пиррон прошел мимо, не предложив помощи, - поступок, который позже похвалил сам Анаксарх. [10] Поскольку в источниках о нем преобладают рассказы о его беззаботности, третьи сообщают о некоторой степени чувствительности. В одном сообщении рассказывается, что он разозлился из-за своей сестры, оправдывая себя заявлением, что «когда речь шла о маленькой женщине, неуместно проявлять безразличие». Другой рассказывает, как он испугался собаки и объясняет, что «трудно было полностью лишить себя человеческого бытия; но с обстоятельствами можно было бороться, в первую очередь, посредством действий, а если они не увенчались успехом, то посредством причина". [11] Непоследовательность этих рассказов отражается и в описаниях его общего подхода. Сам Диоген утверждает, что Пиррон ничего не избегал и не принимал никаких мер предосторожности, тем самым ставя свою безопасность в зависимость от своих учеников, это по словам Антигона Кариста , [12] но он также цитирует Энезидема : слова
«Хотя он практиковал философию на принципах воздержания от суждений, он не действовал небрежно в деталях повседневной жизни. Он прожил почти девяносто лет». [13]
Среди учеников Пиррона были Тимон из Флия, Гекатей из Абдеры и Навсифан , который был одним из Эпикура . учителей [14] Аркесилай также был учеником Пиррона и поддерживал философию Пиррона, за исключением названия. [15] Став стипендиатом Платоновской Академии , Аркесилай преобразовал ее учение в соответствии с учением Пиррона. Это положило начало академическому скептицизму , второй эллинистической школе скептической философии. [16]
Философия
[ редактировать ]Пиррон не написал никаких письменных работ. [5] Большая часть информации о философии Пиррона исходит от его ученика Тимона . Сохранились лишь фрагменты того, что писал Тимон, в основном Секста Эмпирика , Диогена Лаэртского и Евсевия . Мало что известно наверняка о деталях философии Пиррона и о том, чем она могла отличаться от более позднего пирронизма . Большая часть того, что мы знаем сегодня как пирронизм, появилась благодаря книге « Очерки пирронизма», написанной Секстом Эмпириком более чем через 400 лет после смерти Пиррона.
Большинство источников сходятся во мнении, что основной целью философии Пиррона было достижение состояния атараксии , или свободы от психических возмущений, и что он заметил, что атараксия может быть вызвана отказом от убеждений ( догм ) о мыслях и восприятиях. Однако собственная философия Пиррона могла существенно отличаться в деталях от более позднего пирронизма. Большинство интерпретаций информации о философии Пиррона предполагают, что он утверждал, что реальность по своей сути неопределенна, что, с точки зрения пирронизма, описанного Секстом Эмпириком , можно было бы считать негативным догматическим убеждением. [1]
Краткое изложение философии Пиррона было сохранено Евсевием , цитирующим Аристокла и Тимона , в так называемом «отрывке Аристокла». [5] Существуют противоречивые интерпретации идей, представленных в этом отрывке, каждая из которых приводит к разным выводам относительно того, что имел в виду Пиррон:
«Сами вещи одинаково безразличны, нестабильны и неопределенны, и поэтому ни наши чувства, ни наши мнения не являются ни истинными, ни ложными. По этой причине мы не должны доверять им, но быть без мнений, без предвзятости и без колебаний, говоря о каждой отдельной вещи, что она не более есть, чем нет, или и то, и другое есть и нет, или ни есть, ни не есть. .' [17]
В сочинениях Цицерона [18] и Сенека [19] Пиррон причисляется к числу тех философов, которые не оставили никого, кто мог бы продолжить их учение. [20] можно понять обратное хотя из Плиния . [21] Таким образом, неясно, был ли пирронизм небольшим, но непрерывным движением в древности или же он вымер и возродился. Тем не менее, через несколько столетий после того, как жил Пиррон, Энезидем возглавил возрождение философии. Пирронизм был одной из двух основных школ философского скептицизма , возникших в эллинистический период (другая — академический скептицизм) . [22] Пирронизм процветал среди членов эмпирической медицинской школы , где он рассматривался как философская основа их подхода к медицине, противостоящего подходу школы догматической медицинской . Пирронизм канул в безвестность в постэллинистический период.
Пирронисты рассматривают свою философию как образ жизни и рассматривают Пиррона как модель этого образа жизни. Их главная цель — достичь атараксии посредством достижения состояния эпохе (т. е. приостановки суждения ) об убеждениях. Один из методов, который пирронисты используют для приостановки суждения, - это собрать аргументы обеих сторон спорного вопроса, продолжая собирать аргументы так, чтобы аргументы обладали свойством изостении (равной силы). Это приводит пиррониста к выводу, что по этой теме существует неразрешимое разногласие, и поэтому соответствующей реакцией является приостановка суждения. В конце концов у пирронистов развивается эпохе как привычный ответ на все спорные вопросы, что приводит к атараксии.
Древнеиндийское влияние на Пиррона
[ редактировать ]Биография Пирра Диогена Лаэрция [23] сообщает, что Пиррон путешествовал с Александра Великого армией во время ее завоевания Индии (327–325 гг. До н. э.) и основывал свою философию на том, что он там узнал:
... он дошел даже до гимнософистов в Индии и волхвов. Благодаря этому обстоятельству он, по-видимому, занял благородную линию в философии, введя учение о непостижимости и необходимости воздержания от суждения...
Однако источники и степень индийского влияния на философию Пиррона оспариваются. Философский скептицизм уже присутствовал в греческой философии, особенно в демокритовой традиции, в которой Пиррон учился до посещения Индии. С другой стороны, к этому времени индийская философия тоже выработала определенные представления о скептицизме, связанном с хладнокровием. [20] Ричард Бетт сильно игнорирует любое существенное индийское влияние на Пиррона, утверждая, что на основании свидетельств Онесикрита о том, как трудно было общаться с гимнософистами, поскольку для этого требовалось три переводчика, ни один из которых не понимал никакой философии, крайне маловероятно, что Пиррон мог находиться под существенным влиянием любого из индийских философов. [24] Была также выдвинута гипотеза, что гимнософисты были джайнами или аджнанинами . [25] [26] [27] и что это, вероятно, повлияло на Пиррона. [25] Вероятное влияние индийского скептицизма авторы видят не только в пирронизме, [28] но и в самом буддизме как общая основа. [29]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бетт, Ричард Арнот (2000). Пиррон, его предшественники и его наследие . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198250654 . OCLC 43615424 .
- ^ Ди Л. Клейман, Тимон Флийский: пирронизм в поэзии ISBN 3110220806 , 2009 г., стр. 51.
- ^ Павсаний , Описание Греции 6.17.6
- ↑ Евсевий Кесарийский. Подготовка к евангелизации. Глава 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бетт, Ричард; Залта, Эдвард (зима 2014 г.). «Пиррон» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 11, раздел 61 [1]
- ^ Ричард Бетт, «Пиррон и сократические школы», От сократиков к сократическим школам: классическая этика, метафизика и эпистемология Routledge, 12 марта 2015 г., стр. 149 «Нет никаких свидетельств того, что Пиррон считал Сократа интеллектуальным или этическим вдохновителем... Точно так же было бы трудно найти какую-либо связь между ними с точки зрения философской «преемственности»...»
- ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, Книга IX, Глава 11, Разделы 64, 65 [2]
- ↑ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 11, раздел 64.
- ↑ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 9, раздел 63.
- ↑ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 9, раздел 66.
- ↑ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 11, раздел 62.
- ↑ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 11, раздел 62.
- ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, Книга IX, Глава 9, Раздел 69 [3]
- ^ Евсевий Кесарийский , Подготовка к евангелизации, Глава VI.
- ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, Книга IV, Глава 6, Раздел 33 [4]
- ^ Евсевий «Евангелическая подготовка. Книга XIV» . Тертуллианский проект Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Цицерон, Тускуланские дебаты, глава 5, раздел 85
- ^ Сенека, Естественные вопросы, глава 7, раздел 32.
- ^ Перейти обратно: а б Лонг, А.А.; Седли, Д.Н. (1987). Эллинистические философы . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 17.
- ^ Плиний, Естественная история, глава 7, раздел 80.
- ^ Попкин, Ричард Генри (2003). История скептицизма: от Савонаролы до Бэйля (пересмотренная редакция). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198026716 . OCLC 65192690 .
- ↑ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 9 [5]
- ^ Ричард Бетт, Пиррон, его предшественники и его наследие, 2000, стр. 177-8.
- ^ Перейти обратно: а б Баруа 1921 , с. 299.
- ^ Джаятиллеке 1963 , стр. 129–130.
- ^ Флинтофф 1980 .
- ^ Селларс, Джон (2018). Эллинистическая философия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191655630 .
- ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (2007). Распространение буддизма . Брилл . ISBN 9789047420064 .
Ссылки
[ редактировать ]- Алгра К., Барнс Дж. , Мансфельд Дж. и Шофилд М. (ред.), Кембриджская история эллинистической философии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999.
- Аннас, Джулия и Барнс, Джонатан, Виды скептицизма: древние тексты и современные интерпретации , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1985.
- Баруа, Бенимадхаб (1921). История добуддийской индийской философии (1-е изд.). Лондон: Калькуттский университет. п. 468.
- Бетт, Ричард , «Аристокл о Тимоне и Пирроне: текст, его логика и достоверность», Оксфордские исследования по древней философии 12, (1994): 137–181.
- Бетт, Ричард, «Что Пиррон думал о природе божественного и добра?» Фронезис 39 (1994): 303–337.
- Бетт, Ричард, Пиррон, его предшественники и его наследие , Оксфорд: Oxford University Press, 2000.
- Бруншвиг, Жак, «Введение: начало эллинистической эпистемологии» в книге Алгры, Барнса, Мансфельда и Шофилда (ред.), Кембриджская история эллинистической философии , Кембридж: Cambridge University Press, 1999, 229–259.
- Бернит, Майлз (редактор), Скептическая традиция , Беркли: University of California Press, 1983.
- Бернит, Майлз и Фреде, Майкл (ред.), Оригинальные скептики: полемика , Индианаполис: Хакетт, 1997.
- Думен, Джаспер, «Проблемы скептицизма» Логический анализ и история философии 10 (2007): 36–52.
- Флинтофф, Эверард (1980). «Пиррон и Индия». Фронезис . 25 (1): 88–108. дои : 10.1163/156852880X00052 . JSTOR 4182084 .
- Халкиас, Георгиос, « Самосожжение Каланоса и другие яркие встречи среди греков и индийских буддистов в эллинистическом мире ». Журнал Оксфордского центра буддийских исследований , Vol. VIII, 2015: 163–186.
- Халкиас, Георгиос, « [6] / Яванаяна: скептицизм как сотериология в отрывке Аристокла ». В буддизме и скептицизме под ред. Орен Ханнер. Гамбургские буддийские исследования, серия 13, Гамбургский университет, 83–108.
- Хэнкинсон, Р.Дж., Скептики , Лондон: Routledge, 1995.
- Джаятиллеке, КН (1963). Ранняя буддийская теория познания (PDF) (1-е изд.). Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд., с. 524. Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2015 года.
- Кузьминский, Адриан, Пирронизм; Как древние греки заново изобрели буддизм , Лэнхэм, Lexington Books, 2008.
- Лонг, А.А. , Эллинистическая философия: стоики, эпикурейцы, скептики , Калифорнийский университет Press, 1986.
- Лонг, А.А. и Седли, Дэвид, Эллинистические философы , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987.
- Страйкер, Гизела , «О разнице между пирронистами и академиками» в книге Г. Страйкера, «Очерки эллинистической эпистемологии и этики» , Кембридж: Cambridge University Press, 1996, 135–149.
- Страйкер, Гизела, «Скептические стратегии» в книге Г. Страйкера, «Очерки эллинистической эпистемологии и этики» , Кембридж: Cambridge University Press, 1996, 92–115.
- Страйкер, Гизела, «Десять образов Энезидема» в книге Г. Страйкера, «Очерки эллинистической эпистемологии и этики» , Кембридж: Cambridge University Press, 1996, 116–134.
- Сваварссон, Свавар Храфн, «Догматическая природа Пиррона», The Classical Quarterly , 52 (2002): 248–56.
- Сваварссон, Свавар Храфн, «Неразрешимая природа Пиррона», Oxford Studies in Ancient Philosophy , 27 (2004): 249–295.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бетт, Ричард. «Пиррон» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Пиррон» . Интернет-энциклопедия философии .
- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Пирронизм
- Греческий народ III века до н.э.
- Греческие философы IV века до нашей эры.
- Древние элеи
- Древние философы-скептики
- Древнегреческие эпистемологи
- Эпистемологи
- Философы эллинистической эпохи
- Индо-греческие религии и философия
- Философы и наставники Александра Македонского
- 360-е годы до нашей эры, рождение
- Смерти 270-х годов до н.э.
- Отношения Древней Греции и Древней Индии
- Буддизм в древнем Средиземноморье
- Художники III века до н.э.
- Художники IV века до н.э.
- Классические греческие философы