Jump to content

Пиррон

(Перенаправлено с Пиррона Элидского )
Пиррон
Пиррон Элидский, мраморная голова, римская копия, Археологический музей Корфу.
Рожденный в. 365–360 до н.э.
Умер в. 275–270 до н.э. (возраст ок. 85–95)
Элис, Греция
Эра Эллинистическая философия
Область Западная философия
Школа Скептицизм
Пирронизм
Основные интересы
Эпистемология , метафизика , этика
Известные идеи
Философский скептицизм , атараксия , адиафора , эпохе

Пиррон Элисский ( / ˈ p ɪ r / ; древнегреческий : Πύρρων ὁ Ἠλεῖος , латинизированный : PyrrÄn ho Ēleios ; ок. 360 – ок. 270 до н.э. ), родился в Элиде , Греция , был греческим философом классической древности , зачисленным как первый греческий философ-скептик и основатель пирронизма .

Карта империи Александра Македонского и маршрут, которым он и Пиррон прошли в Индию.

По оценкам, Пиррон Элидский жил примерно с 365/360 по 275/270 гг. до н.э. [1] Пиррон был родом из Элиды , на Ионическом море . Вероятно, он был членом Клитидиаев. [2] клан провидцев в Элиде, которые истолковывали пророчества храма Зевса в Олимпии. [3] где Пиррон служил первосвященником. Клитидии были потомками Клития, сына Алкмеона и внука Амфиарая . В «Пифоне » ученик Пиррона Тимон из Флия описывает первую встречу с Пирром на территории Амфиареона , то есть храма Амфиарая, когда они оба были в паломничестве в Дельфы . [4]

Большая часть биографических сведений о Пирре, а также некоторые сведения о его манере поведения и поведении взяты из Диогена Лаэртского; его работа о жизни Пиррона основывалась главным образом на работах биографа середины третьего века до нашей эры Антигона Кариста . [5] Диоген Лаэртский , цитируя Аполлодора Афинского , говорит, что Пиррон сначала был художником и что его картины выставлялись в гимназии в Элиде. Позднее к философии его отвлекли труды Демокрита , по мнению Диогена, Лаэртий познакомился , а с мегарской диалектикой через Брайсона , ученика Стильпо . [6] В отличие от основателей других эллинистических философий, Пиррон не находился под существенным влиянием Сократа . [7]

Пиррон вместе с Анаксархом путешествовал с Александром Македонским в его индийский поход , «так что дошел даже до гимнософистов в Индии и волхвов » в Персии . [5] Вернувшись в Элиду, он жил в бедных условиях, но пользовался большим почетом у элийцев, сделавших его первосвященником, а также у афинян, даровавших ему права гражданства. [8]

Что касается его поведения, то, как сообщается, Пиррон вел очень затворнический образ жизни и лишь изредка появлялся в своем доме. Это произошло из-за упрека, данного Анаксарху, который он подслушал, утверждая, что он не сможет научить кого-либо другого быть хорошим, пока он ухаживает за царями. [9] Говорят также, что он всегда сохранял невозмутимость, даже вплоть до завершения разговора после того, как аудитория ушла, и он остался один. Его безразличие далее демонстрируется сообщением о том, что после того, как Анаксарх упал в грязную лужу, Пиррон прошел мимо, не предложив помощи, - поступок, который позже похвалил сам Анаксарх. [10] Поскольку в источниках о нем преобладают рассказы о его беззаботности, третьи сообщают о некоторой степени чувствительности. В одном сообщении рассказывается, что он разозлился из-за своей сестры, оправдывая себя заявлением, что «когда речь шла о маленькой женщине, неуместно проявлять безразличие». Другой рассказывает, как он испугался собаки и объясняет, что «трудно было полностью лишить себя человеческого бытия; но с обстоятельствами можно было бороться, в первую очередь, посредством действий, а если они не увенчались успехом, то посредством причина". [11] Непоследовательность этих рассказов отражается и в описаниях его общего подхода. Сам Диоген утверждает, что Пиррон ничего не избегал и не принимал никаких мер предосторожности, тем самым ставя свою безопасность в зависимость от своих учеников, это по словам Антигона Кариста , [12] но он также цитирует Энезидема : слова

«Хотя он практиковал философию на принципах воздержания от суждений, он не действовал небрежно в деталях повседневной жизни. Он прожил почти девяносто лет». [13]

Среди учеников Пиррона были Тимон из Флия, Гекатей из Абдеры и Навсифан , который был одним из Эпикура . учителей [14] Аркесилай также был учеником Пиррона и поддерживал философию Пиррона, за исключением названия. [15] Став стипендиатом Платоновской Академии , Аркесилай преобразовал ее учение в соответствии с учением Пиррона. Это положило начало академическому скептицизму , второй эллинистической школе скептической философии. [16]

Философия

[ редактировать ]

Пиррон не написал никаких письменных работ. [5] Большая часть информации о философии Пиррона исходит от его ученика Тимона . Сохранились лишь фрагменты того, что писал Тимон, в основном Секста Эмпирика , Диогена Лаэртского и Евсевия . Мало что известно наверняка о деталях философии Пиррона и о том, чем она могла отличаться от более позднего пирронизма . Большая часть того, что мы знаем сегодня как пирронизм, появилась благодаря книге « Очерки пирронизма», написанной Секстом Эмпириком более чем через 400 лет после смерти Пиррона.

Большинство источников сходятся во мнении, что основной целью философии Пиррона было достижение состояния атараксии , или свободы от психических возмущений, и что он заметил, что атараксия может быть вызвана отказом от убеждений ( догм ) о мыслях и восприятиях. Однако собственная философия Пиррона могла существенно отличаться в деталях от более позднего пирронизма. Большинство интерпретаций информации о философии Пиррона предполагают, что он утверждал, что реальность по своей сути неопределенна, что, с точки зрения пирронизма, описанного Секстом Эмпириком , можно было бы считать негативным догматическим убеждением. [1]

Краткое изложение философии Пиррона было сохранено Евсевием , цитирующим Аристокла и Тимона , в так называемом «отрывке Аристокла». [5] Существуют противоречивые интерпретации идей, представленных в этом отрывке, каждая из которых приводит к разным выводам относительно того, что имел в виду Пиррон:

«Сами вещи одинаково безразличны, нестабильны и неопределенны, и поэтому ни наши чувства, ни наши мнения не являются ни истинными, ни ложными. По этой причине мы не должны доверять им, но быть без мнений, без предвзятости и без колебаний, говоря о каждой отдельной вещи, что она не более есть, чем нет, или и то, и другое есть и нет, или ни есть, ни не есть. .' [17]

В сочинениях Цицерона [18] и Сенека [19] Пиррон причисляется к числу тех философов, которые не оставили никого, кто мог бы продолжить их учение. [20] можно понять обратное хотя из Плиния . [21] Таким образом, неясно, был ли пирронизм небольшим, но непрерывным движением в древности или же он вымер и возродился. Тем не менее, через несколько столетий после того, как жил Пиррон, Энезидем возглавил возрождение философии. Пирронизм был одной из двух основных школ философского скептицизма , возникших в эллинистический период (другая — академический скептицизм) . [22] Пирронизм процветал среди членов эмпирической медицинской школы , где он рассматривался как философская основа их подхода к медицине, противостоящего подходу школы догматической медицинской . Пирронизм канул в безвестность в постэллинистический период.

Пирронисты рассматривают свою философию как образ жизни и рассматривают Пиррона как модель этого образа жизни. Их главная цель — достичь атараксии посредством достижения состояния эпохе (т. е. приостановки суждения ) об убеждениях. Один из методов, который пирронисты используют для приостановки суждения, - это собрать аргументы обеих сторон спорного вопроса, продолжая собирать аргументы так, чтобы аргументы обладали свойством изостении (равной силы). Это приводит пиррониста к выводу, что по этой теме существует неразрешимое разногласие, и поэтому соответствующей реакцией является приостановка суждения. В конце концов у пирронистов развивается эпохе как привычный ответ на все спорные вопросы, что приводит к атараксии.

Древнеиндийское влияние на Пиррона

[ редактировать ]

Биография Пирра Диогена Лаэрция [23] сообщает, что Пиррон путешествовал с Александра Великого армией во время ее завоевания Индии (327–325 гг. До н. э.) и основывал свою философию на том, что он там узнал:

... он дошел даже до гимнософистов в Индии и волхвов. Благодаря этому обстоятельству он, по-видимому, занял благородную линию в философии, введя учение о непостижимости и необходимости воздержания от суждения...

Однако источники и степень индийского влияния на философию Пиррона оспариваются. Философский скептицизм уже присутствовал в греческой философии, особенно в демокритовой традиции, в которой Пиррон учился до посещения Индии. С другой стороны, к этому времени индийская философия тоже выработала определенные представления о скептицизме, связанном с хладнокровием. [20] Ричард Бетт сильно игнорирует любое существенное индийское влияние на Пиррона, утверждая, что на основании свидетельств Онесикрита о том, как трудно было общаться с гимнософистами, поскольку для этого требовалось три переводчика, ни один из которых не понимал никакой философии, крайне маловероятно, что Пиррон мог находиться под существенным влиянием любого из индийских философов. [24] Была также выдвинута гипотеза, что гимнософисты были джайнами или аджнанинами . [25] [26] [27] и что это, вероятно, повлияло на Пиррона. [25] Вероятное влияние индийского скептицизма авторы видят не только в пирронизме, [28] но и в самом буддизме как общая основа. [29]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Бетт, Ричард Арнот (2000). Пиррон, его предшественники и его наследие . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198250654 . OCLC   43615424 .
  2. ^ Ди Л. Клейман, Тимон Флийский: пирронизм в поэзии ISBN   3110220806 , 2009 г., стр. 51.
  3. ^ Павсаний , Описание Греции 6.17.6
  4. Евсевий Кесарийский. Подготовка к евангелизации. Глава 18.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Бетт, Ричард; Залта, Эдвард (зима 2014 г.). «Пиррон» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 19 февраля 2018 г.
  6. ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 11, раздел 61 [1]
  7. ^ Ричард Бетт, «Пиррон и сократические школы», От сократиков к сократическим школам: классическая этика, метафизика и эпистемология Routledge, 12 марта 2015 г., стр. 149 «Нет никаких свидетельств того, что Пиррон считал Сократа интеллектуальным или этическим вдохновителем... Точно так же было бы трудно найти какую-либо связь между ними с точки зрения философской «преемственности»...»
  8. ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, Книга IX, Глава 11, Разделы 64, 65 [2]
  9. Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 11, раздел 64.
  10. Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 9, раздел 63.
  11. Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 9, раздел 66.
  12. Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 11, раздел 62.
  13. Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 11, раздел 62.
  14. ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, Книга IX, Глава 9, Раздел 69 [3]
  15. ^ Евсевий Кесарийский , Подготовка к евангелизации, Глава VI.
  16. ^ Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, Книга IV, Глава 6, Раздел 33 [4]
  17. ^ Евсевий «Евангелическая подготовка. Книга XIV» . Тертуллианский проект Проверено 27 января 2023 г.
  18. ^ Цицерон, Тускуланские дебаты, глава 5, раздел 85
  19. ^ Сенека, Естественные вопросы, глава 7, раздел 32.
  20. ^ Перейти обратно: а б Лонг, А.А.; Седли, Д.Н. (1987). Эллинистические философы . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 17.
  21. ^ Плиний, Естественная история, глава 7, раздел 80.
  22. ^ Попкин, Ричард Генри (2003). История скептицизма: от Савонаролы до Бэйля (пересмотренная редакция). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198026716 . OCLC   65192690 .
  23. Диоген Лаэртий. Жизнеописания выдающихся философов, книга IX, глава 9 [5]
  24. ^ Ричард Бетт, Пиррон, его предшественники и его наследие, 2000, стр. 177-8.
  25. ^ Перейти обратно: а б Баруа 1921 , с. 299.
  26. ^ Джаятиллеке 1963 , стр. 129–130.
  27. ^ Флинтофф 1980 .
  28. ^ Селларс, Джон (2018). Эллинистическая философия . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780191655630 .
  29. ^ Хейрман, Энн; Бумбахер, Стефан Питер (2007). Распространение буддизма . Брилл . ISBN  9789047420064 .
  • Алгра К., Барнс Дж. , Мансфельд Дж. и Шофилд М. (ред.), Кембриджская история эллинистической философии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999.
  • Аннас, Джулия и Барнс, Джонатан, Виды скептицизма: древние тексты и современные интерпретации , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1985.
  • Баруа, Бенимадхаб (1921). История добуддийской индийской философии (1-е изд.). Лондон: Калькуттский университет. п. 468.
  • Бетт, Ричард , «Аристокл о Тимоне и Пирроне: текст, его логика и достоверность», Оксфордские исследования по древней философии 12, (1994): 137–181.
  • Бетт, Ричард, «Что Пиррон думал о природе божественного и добра?» Фронезис 39 (1994): 303–337.
  • Бетт, Ричард, Пиррон, его предшественники и его наследие , Оксфорд: Oxford University Press, 2000.
  • Бруншвиг, Жак, «Введение: начало эллинистической эпистемологии» в книге Алгры, Барнса, Мансфельда и Шофилда (ред.), Кембриджская история эллинистической философии , Кембридж: Cambridge University Press, 1999, 229–259.
  • Бернит, Майлз (редактор), Скептическая традиция , Беркли: University of California Press, 1983.
  • Бернит, Майлз и Фреде, Майкл (ред.), Оригинальные скептики: полемика , Индианаполис: Хакетт, 1997.
  • Думен, Джаспер, «Проблемы скептицизма» Логический анализ и история философии 10 (2007): 36–52.
  • Флинтофф, Эверард (1980). «Пиррон и Индия». Фронезис . 25 (1): 88–108. дои : 10.1163/156852880X00052 . JSTOR   4182084 .
  • Халкиас, Георгиос, « Самосожжение Каланоса и другие яркие встречи среди греков и индийских буддистов в эллинистическом мире ». Журнал Оксфордского центра буддийских исследований , Vol. VIII, 2015: 163–186.
  • Халкиас, Георгиос, « [6] / Яванаяна: скептицизм как сотериология в отрывке Аристокла ». В буддизме и скептицизме под ред. Орен Ханнер. Гамбургские буддийские исследования, серия 13, Гамбургский университет, 83–108.
  • Хэнкинсон, Р.Дж., Скептики , Лондон: Routledge, 1995.
  • Джаятиллеке, КН (1963). Ранняя буддийская теория познания (PDF) (1-е изд.). Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд., с. 524. Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2015 года.
  • Кузьминский, Адриан, Пирронизм; Как древние греки заново изобрели буддизм , Лэнхэм, Lexington Books, 2008.
  • Лонг, А.А. , Эллинистическая философия: стоики, эпикурейцы, скептики , Калифорнийский университет Press, 1986.
  • Лонг, А.А. и Седли, Дэвид, Эллинистические философы , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987.
  • Страйкер, Гизела , «О разнице между пирронистами и академиками» в книге Г. Страйкера, «Очерки эллинистической эпистемологии и этики» , Кембридж: Cambridge University Press, 1996, 135–149.
  • Страйкер, Гизела, «Скептические стратегии» в книге Г. Страйкера, «Очерки эллинистической эпистемологии и этики» , Кембридж: Cambridge University Press, 1996, 92–115.
  • Страйкер, Гизела, «Десять образов Энезидема» в книге Г. Страйкера, «Очерки эллинистической эпистемологии и этики» , Кембридж: Cambridge University Press, 1996, 116–134.
  • Сваварссон, Свавар Храфн, «Догматическая природа Пиррона», The Classical Quarterly , 52 (2002): 248–56.
  • Сваварссон, Свавар Храфн, «Неразрешимая природа Пиррона», Oxford Studies in Ancient Philosophy , 27 (2004): 249–295.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78d81f609cbb2f85e432241f76333e37__1712645700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/37/78d81f609cbb2f85e432241f76333e37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pyrrho - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)