Маништушу
Маништушу 𒈠𒀭𒅖𒌅𒋢 | |
---|---|
![]() Статуя Маништусу. Надпись на эламском языке, гласящая, что статуя была вывезена из Аккада и привезена в Сузы в XII веке до нашей эры царем Шутрук-Нахунте . Хранится в Лувре как фрагменты SB 47 + SB 9099. [1] | |
Король Аккадской империи | |
Царствование | в. 2270 г. до н.э. – 2255 г. до н.э. |
Предшественник | Римуш |
Преемник | Нарам-Син |
Проблема | Нарам-Син |
Отец | Саргон из Аккада |
Мать | Ташултум |
Маништушу (Man-ištušu) ( 𒈠𒀭𒅖𒌅𒋢 , Ма-ан-иш-ту-су ) ок. 2270–2255 гг. до н. э. ( средняя хронология ) — третий (или, возможно, второй) царь Аккадской империи , правивший 15 лет с ок. 2270 г. до н.э. до своей смерти в ок. 2255 год до нашей эры. Его имя означает «Кто с ним?». [2] Он был сыном Саргона Великого , основателя Аккадской империи, и ему наследовал его сын Нарам-Син, который также обожествил его посмертно. [3] Цилиндрическая печать неизвестного происхождения, явно относящаяся к периоду правления Нарам-Сина или позже, относится к обожествленному Маништушу, т.е. «(Для) божественного Ман-истусу: Тарибу, жена Лугал-эзена, изготовила (эту печать) ". [4] В текстах позднего периода Ура III показаны подношения обожествленному Маништушу (пишется ᵈMa-iš-ti₂-su или ᵈMa-an-iš-ti₂-su). В тех же текстах упоминается город ᵈМа-ан-иш-ти₂-су, где находился храм Маништушу. Этот храм был известен в саргонический период как Ма-ан-иш-т[ис]у. к . [5]
Биография
[ редактировать ]Маништушу был третьим царем Аккадской империи Ура III он указан вторым после Саргона согласно древневавилонской традиции, хотя в редакции Шумерского списка царей . [6] [7] Он был сыном Саргона Аккадского и царицы Ташултум , братом Энхедуанны , Римуша и Шу-Энлиля и отцом Нарам-Сина . Известно только название одного года. На табличке без происхождения в Багдадском музее из региона Умма на эпиграфической основе написано: «В год основания Дур-Маништусу». Отсюда также известно, что была построена «крепость Маништусу», местонахождение которой неизвестно. [8]

Он стал королем в ок. 2270 г. до н. э., после смерти брата Римуша . Маништушу, освобожденный от мятежей правления своего брата, вел походы в дальние страны. Согласно отрывку из одной из его надписей, он повел флот в Персидский залив, где 32 короля объединились, чтобы сразиться с ним. Маништушу одержал победу и, как следствие, разграбил их города и серебряные рудники, а также совершил другие экспедиции в королевства вдоль Персидского залива. Он также вел флот по реке Тигр , который в конечном итоге торговал с 37 другими странами, завоевал город Аншан в Эламе и восстановил разрушенный храм Инанны в Ниневии в ок. 2260 г. до н.э. [9] В Эламе и Пашиме , в прибрежной зоне Ирана , Маништушу назначил наместников Аккадской империи: Эшпум управлял Эламом, а Ильшу-раби — Пашиме. [10] [11]

На эллипсоидном наконечнике топора (медь или бронза) из региона Элам (происхождение неизвестно, поскольку он находится в частной коллекции) написано: «(Для) Маништушу, царя Киша, Машума, возничего, его слуги». Эта форма топора известна по другим примерам, а также по иконографии Аккадской империи. [7] На мраморной головке булавы, найденной в Сиппаре (BM 91018), написано: «Ман-истусу, царь мира, посвятил (эту булаву) богине Белат-Айя». [12] На алебастровой голове булавы, найденной в Исине (IB 1878 - номер иракского музея неизвестен), в святилище Нинурты храма Гула , написано: «Ман-истусу, царь мира, посвятивший (эту булаву) богине Нинисине». [13] Известны некоторые надписи подчиненных Маништушу. На вотивной статуе, найденной в Сузах, написано: «Ман-истусу, царь мира: Эспум, его слуга, посвятил (эту статую) богине Нарунте». а на медном наконечнике копья, найденном в Ассуре (8300 г. Вирджинии), было написано: «Ман-истусу, царь мира: Азузу, его слуга, посвятил (это копье) богу Бе'ал-СИ.СЛ». [4]
𒈠𒀭𒅖𒌅𒋢 / 𒈗 / 𒆧 / 𒀹𒅗 / 𒀵𒋢 / 𒀀𒈾 / 𒀭𒈾𒊒𒋾 / 𒀀𒈬𒈾𒊒
" ма-ан-иш-ту-су /лугал/киш/эш 18 -пум/ АРАД 2 -су /а-на/ {д} и увидеть / увидеть и увидеть
Маништушу, царь Киша, его слуга Эшпум посвятил эту статую Нарунди». [14]

В ц. 2255 г. до н. э. Маништушу умер, возможно, убитый членами своего двора, и ему наследовал его сын Нарам-Син . Этот предполагаемый способ его смерти основан на древневавилонском тексте-предзнаменовании, который гласит: «Если сердце похоже на яичко (яички) овцы, это предзнаменование Маништушу, которого убил его дворец». [15] он носил титул «Царь Киша ». В некоторых надписях [16]
«Стандартная надпись» Маништушу известна как минимум по восьми экземплярам, фрагментам статуй, найденным в Ниппуре (CBS 19925), Сиппаре (BM 56630 и BM 56631), Сузах (SB 51 и SB 15566) и Хафадже (KH II 162) как а также древневавилонские табличные копии надписей Маништушу, найденные в Ниппуре (CBS 13972 и NI 3200) и Уре (U 7725):
«Ман-истусу, царь мира: когда он завоевал Ансан и Сирихум, у него были... корабли, пересекающие Нижнее море. Города за морем, тридцать два (числом), собрались для битвы, но он одержал победу ( над ними). Далее, он завоевал их города, [st]ru[c] сверг их правителей и после того, как [er] [поднял их (свои войска)], разграбил до Серебряных рудников. Он добыл черный камень. гор через Нижнее море, погрузил (его) на корабли и пришвартовал (корабли) у причала Агаде. Он вылепил себе статую (и) посвятил (ее) богу [Энлилю]. Самас и Илаба Клянусь, что (это) не ложь (а) действительно правда. Что касается того, кто удалит эту надпись, пусть боги Энлиль и Самас вырвут основания и уничтожат его потомство – Ман-истусу, царя. мир, посвященный (этот объект) богу Энлилю». [4]

Дверная розетка с надписью была найдена в нераскопанном кургане на реке Адайм, недалеко от места ее слияния с рекой Тигр, Хараиб-Гдайрифе. На ней было написано: «Манистусу, король Киса, строитель храма богини Нинхурсага в ХА.А.КИ. Тот, кто уберет эту табличку, пусть Нинхурсага и Самас искоренят его семя и уничтожат его потомство». [17] [4]
Крестообразный памятник Маништушу
[ редактировать ]
На заре древней ближневосточной археологии крестообразный (сверху) памятник Маништушу (BM 91022), вписанный в двенадцать колонн, был обнаружен в 1881 году Хормуздом Рассамом в Сиппаре. [18] Памятник в основном посвящен реконструкции храма Эбаббар в Сиппаре. Предполагалось, что это законная копия древневавилонского памятника древнеаккадского периода. [19] [20] Более поздние исследования показали, что на самом деле это была древневавилонская подделка. [21] Совсем недавно ученые отнесли создание крестообразного памятника еще позже, к нововавилонскому периоду . [22] Также найдено несколько поздневавилонских копий крестообразного памятника. [23]
«Я Маништушу, сын Саргона, сильный царь, царь Киша, помазанник Анума, наместник Энлиля, наместник Абы, формовщик бесчисленных кирпичей, строитель храма Айи, невесты, моей госпожи. Я построил монастырь из двенадцати буров. (и) лошадь для Шамаша и Айи, невесты, моей госпожи...» [22]
Обелиск Маништушу
[ редактировать ]Диоритовый обелиск, поврежденный сверху и снизу, был найден на городище Сузы в Эламе в 1897 году Жаком де Морганом . [24] Происхождение памятника, считающегося кудурру, то есть даром земли, неизвестно, хотя обычно считается, что он был из Сиппара, основываясь на местах, упомянутых в нем, и на том факте, что большинство текстов, принесенных эламитами в Сузы, пришли из храма бога Эбаббара. Шамаш в Сиппаре. В настоящее время это [ когда? ] хранится в Лувре (SB 20). [25] В нем зафиксирована покупка Маништушу восьми участков земли общей площадью 3430 гектаров. Кудурру имеет высоту 144 сантиметра (включая небольшое гипсовое основание, добавленное к нижней части для стабилизации). Он имеет четыре стороны с надписями (ширина A-50 см, ширина B-45 см, ширина C-52 см и ширина D-39 см), которые включают в себя в общей сложности 76 столбцов текста с утратой некоторых строк вверху. [26] Текст написан на аккадском языке, но с шумерской орфографией. [27] Это первое письменное использование меры таланта «3 таланта 33 мины серебра (как) цена поля». [28] Пример отрывка:
«Поле Э-кума и Зиманака; граница поля на севере — поле Ан-за-ма-тим; граница поля на западе — канал Абгал; граница поля на юге — поле М. граница поля на востоке — поле Ми-зу-а-НИ-им». [26]
В длинном тексте обелиска упоминается ряд мест и личных имен. Закупленные поля расположены вокруг четырех городов: Дур-Син, Гиртаб, Марда и Киш , причем в настоящее время неизвестно только местонахождение Дур-Сина. [26] Все они расположены в районе Вавилона , Ниппура и Киша, недалеко от древнего течения реки Евфрат. Одно из личных имен, упомянутых на обелиске, - «(Сын) Ильшу-раби, губернатора Пашиме». [26] Было высказано предположение, что имеется в виду Ильшу-раби , вассал Маништушу и правитель Пашиме . Это основано на обнаружении стелы в Телль-Абу-Шидже с надписью «Для Бога Шуды, Ильсу-раби из Пашиме, солдата, принесшего эту статую. Пусть тот, кто сотрет имя (на этой надписи), не найдет наследника». ; пусть он не приобретет имя (себе)». [29]
- Обелиск Маништушу, Лувр [30]
- Деталь надписи на обелиске
- Имя «Ильшу-раби» на стеле.
Разные фрагменты
[ редактировать ]
Были найдены различные фрагменты статуй и памятников Маништушу. [31] Они идентифицируются по современным надписям, добавленным более поздним надписям (в основном на эламском языке, где название было переведено Ма-ан-иш-ду-уз-з) и, что несколько более спорно, по стилистической и иконографической основе. [32] Примером может служить комбинация фрагмента SB 49 (табурет) и SB 50 (ножки), хранящаяся в Лувре, иногда называемая «троном Маништушу». Он был найден в Сузах и содержал надпись на эламском языке правителем Шутруком-Наххунте (ок. 1184–1155 до н.э.), который увез его из Эшнунны после набега. [33] [34] [35]
Другой образец, найденный в Сузах и вписанный тысячелетие спустя Шутруком-Нахунте, представляет собой статую, состоящую из фрагментов фрагментов SB 47 (тело) + SB 9099 (руки), которые, по словам Шутрука-Нахунте, принадлежат Маништушу.
«Я Шутрук-Наххунте, сын Халлутуш-Иншушинака, любимый слуга бога Иншушинака , царь Аншана и Суз, расширивший царство, заботящийся о землях Элама, владыка земли Элама. Когда бог Иншушинак дал мне приказ, я победил Аккада , взял стелу Маништушу и унес ее, принеся в землю Элама». [36]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1] Харпер, Пруденс Оливер, Джоан Аруз и Франсуаза Таллон, редакторы, «Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре», Метрополитен-музей, 1992 г. ISBN 978-0810964228
- ^ Винниченко, Ольга И., «О предлогах «Иссу» и «Иссе» в неоассирийском языке», Orientalia, vol. 85, нет. 2, стр. 149–75, 2016 г.
- ^ Уильям В. Халло, «Королевские титулы с периферии Месопотамии», Anatolian Studies 30, стр. 89–19, 1980.
- ^ Jump up to: а б с д [2] Дуглас Р. Фрейн, «Аккад», Саргонический и кутианский периоды (2334–2113), University of Toronto Press, стр. 5–218, 1993. ISBN 0-8020-0593-4
- ^ Стейнкеллер, Петр, «Божественные правители Аккаде и Ура: к определению обожествления царей в Вавилонии», История, тексты и искусство в ранней Вавилонии: три очерка, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 107-157 , 2017
- ^ П. Штайнкеллер, «Рукопись Ура III из списка шумерских царей», в книге «Литература, политика и право в Месопотамии: Festschrift для Клауса Вильке», изд. В. Саллабергер, К. Волк и А. Зголль, 267–92. Висбаден: Харрассовиц, 2003 г.
- ^ Jump up to: а б [3] Молина, Мануэль, «Наконечник топора из Ирана, посвященный Маништушу», ISIMU 25, стр. 163–176, 2022 г.
- ^ Алхафаджи, Нашат Али Омран, «Формула двойной даты древнеаккадского царя Маништусу», Журнал клинописных исследований, том. 71, стр. 3–9, 2019 г.
- ^ Рид, Джулиан, «Храм Иштар в Ниневии», Ирак 67.1, стр. 347-390, 2005 г.
- ^ Поттс, Д.Т. (1999). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-56496-0 .
- ^ Альварес-Мон, Хавьер; Баселло, Джан Пьетро; Уикс, Ясмина (2018). Эламский мир . Рутледж. ISBN 978-1-317-32983-1 .
- ^ Браун-Хольцингер, Э.А., «Месопотамские вотивные подношения от раннего династического до древневавилонского периодов», Гейдельбергские исследования Древнего Востока 3, Гейдельберг, 1991.
- ^ Гелб, И.Дж., и Киенаст, Б., «Староаккадские царские надписи третьего тысячелетия до нашей эры», Freiburger Altorientalische Studien 7, Штутгарт, 1990.
- ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Гетце, Альбрехт, «Исторические аллюзии в текстах древневавилонских предзнаменований», Журнал клинописных исследований, том. 1, нет. 3, стр. 253–65, 1947 г.
- ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Аль-Рави, FNH и Дж. А. Блэк, «Вновь открытый аккадский город», Ирак, том. 55, стр. 147–48, 1993 г.
- ^ [4] Хормузд Рассам, Ашшур и Земля Нимрода: отчет об открытиях, сделанных в древних руинах Ниневии, Ассура, Сепарваима, Калаха и т. д. ..., Куртс и Дженнингс, 1897 г.
- ^ Кинг, LW, «Крестообразный памятник Маништусу», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 9, нет. 3, с. 91–105, 1912 г.
- ^ [5] Принс, Джон Дайнли, «Аккадский крестообразный памятник», Фрагменты из Вавилона, Нью-Йорк, Чичестер, Западный Суссекс: издательство Колумбийского университета, стр. 67-85, 1939.
- ^ Гелб, И.Дж., «Дата крестообразного памятника Маништушу», Журнал ближневосточных исследований, том. 8, нет. 4, стр. 346–48, 1949 г.
- ^ Jump up to: а б Финкель, Ирвинг и Александра Флетчер, «Нестандартное мышление: случай Таблички Бога Солнца и крестообразного памятника», Бюллетень американских школ восточных исследований 375.1, стр. 215–248, 2016 г.
- ^ Соллбергер, Э., «Крестообразный памятник», Годовой отчет Ex Oriente Lux, 20, стр. 50–70, 1968 г.
- ^ "Раскопки мм. Дж. Де Моргана в Акрополе и дворцах Сузы", Scientific American, vol. 82, нет. 11, стр. 169–70, 1900 г.
- ^ Обелиск Маништушу в Лувре.
- ^ Jump up to: а б с д И. Дж. Гелб, П. Стейнкеллер и Р. М. Уайтинг-младший, «OIP 104. Самые ранние системы землевладения на Ближнем Востоке: древний Кудуррус», публикации Восточного института 104, Чикаго: Восточный институт, 1989, 1991 ISBN 978-0-91-898656 -6 текстовых табличек
- ^ Крисостомо, Джей, «Основы клинописного перевода», в книге «Перевод как стипендия: язык, письмо и двуязычное образование в Древней Вавилонии», Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 16-50, 2019 г.
- ^ Барташ, Виталий, «От бремени к таланту», в «Установление ценности: меры веса в ранней Месопотамии», Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 16–35, 2019 г.
- ^ [6] Альтавил, М.Р., и Студевент Хикман, Б., «Скажите Абу Шидже/Древний Пашиме. Отчет о первом сезоне раскопок, 2007 г.», Akadica 131, стр. 47–65, 2010 г.
- ^ Полная расшифровка обелиска Маништусу: «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ [7] И. Дж. Гелб, «Древнеаккадское письмо и грамматика. Материал для ассирийского словаря n». тот 2", второе издание, исправленное и дополненное, Чикаго, 1961 г.
- ^ Тавернье, Дж., «О звуках, издаваемых сериями s-, š- и s/z в эламите», Труды 53-го Rencontre Assyriologique Internationale: Vol. Т. 1: Язык на Древнем Ближнем Востоке (2 части), под редакцией Леонида Э. Когана, Натальи Козловой, Сергея Лесова и Сергея Тищенко, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 1059-1078, 2010 г.
- ^ Томас, Ариана, «Аккадский царский образ: на сидящей статуе Маништушу», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 105, № 1-2, стр. 86-117, 2015 г.
- ^ Эппихиммер, Мелисса, «Объединение короля и государства: статуи Маништушу и консолидация аккадского королевства», Американский журнал археологии, том. 114, нет. 3, стр. 365–80, 2010 г.
- ^ Амиет, П., «Статуи Маништусу, короля Агаде», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 66, нет. 2, с. 97–109, 1972 г.
- ^ Миеруп, Марк Ван Де (2015). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000-323 гг . до н.э. Джон Уайли и сыновья. п. 199. ИСБН 9781118718230 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амье П., «Скульптуры периода Агаде из Сузы», La Revue du Louvre et des Musées de France 15, стр. 239–24, 1965 г.
- Буччеллати, Г., «Через табличку в темноте. Реконструкция древнеаккадских памятников, описанных в старовавилонских копиях», в: М. Е. Коэн [ea] (ред.), Табличка и свиток. Ближневосточные исследования в честь Уильяма В. Халло, Bethesda, стр. 58–71, 1993 г.
- Эппихимер, Мелисса, «Образцы королевской власти: искусство, традиции и наследие аккадцев», Oxford University Press, 2019 г. ISBN 9780190903039
- Хошандер, Якоб, «Личные имена на обелиске Манитусу», том. 20, № 2, стр. 246–302, 1907 г.
- Грозный, Фридрих, «Обелиск Маништусу», Венский журнал знаний о стране будущего, том. 21, стр. 11–43, 1907 г.
- Пинчес, Теофил Г., «Манистису в храме Сары», Журнал Королевского азиатского общества, 52.1, стр. 21–24, 1920 г.
- Шейл, В., «Надпись Маништусу», Revue d’Assyriologie et d’archeologie Orientale, vol. 7, нет. 2, с. 103–06, 1910 г.
- Шейл, В., «Маништ об Ибе Маниша?», Журнал востоковедной литературы, том. 4, нет. 1–6, с. 81–81, 1901 г.
- Э. Соллбергер и Дж. Р. Куппер, «Царские шумерские и аккадские надписи», Париж, 1971 г.
- Стейнкеллер П., «Man-ištūšu. A. Philologisch», RLA 7, стр. 334–335, 1989 г.
- Стейнкеллер П., «Пузур-Иншушинак в Сузах. Переосмысленный поворотный эпизод ранней эламской истории», MDP 58, стр. 294–317, 2013 г.
- Стромменгер Э., «Образ человека в древней месопотамской круглой скульптуре от Месилима до Хаммурапи», BM 1, стр. 1–103, 1960.