Этимология Хузестана

Хотя Геродот и Ксенофонт называли весь регион Сузианой , название Хузестан — это то, что с древности называлось самой юго-западной провинцией Персии (Иран). [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]В некоторых случаях сахаром и сахарным тростником . слово «Хуз» обозначалось [ 1 ] Плодородная почва Хузестана имеет оптимальный потенциал для выращивания этого растения, что делает возможным получение здесь отличных урожаев сахарного тростника.
Однако большинство экспертов полагают, что название Хузестан происходит от Хузи , имени коренного эламитского народа, населявшего этот регион, чей особый язык, как сообщается, сохранялся до времен Сасанидов . [ 2 ]
Каждый автор раннего исламского периода, будь то араб, перс или африканец, называл весь регион Ахвазом . [ нужна ссылка ] Однако слово «Хузестан», похоже, широко использовалось для обозначения региона к 9 веку. [ нужна ссылка ]
Некоторые ученые полагают, что Ахваз и Хузестан связаны с названием Уксин , города, основанного в эпоху эламской цивилизации , и являются измененными формами слов Укс , Укз , Хукз , Хуз и Хуз . Ирадж Афшар в своей книге «Нигахи бих Хузистан»: маджмуахи аз авза'-и тарихи, джуграфийаи, иджтимаи, иктисади-и минтаках. [ 3 ] утверждает, что Уси был греческим аналогом эламского слова Ūvja.
По словам Жюля Опперта , слово Увья произносилось как Хуз или Хуз . на эламском языке [ нужна ссылка ] Слово Увья часто встречается во многих текстах и в Ахеменидов надписях в Накше-Рустаме . [ 4 ] и на Дария эпиграфах в Персеполе и Сузах среди других [ 5 ] Увья, или его греческий аналог Уси , были именами, используемыми для обозначения земли или народов, населяющих землю Хузестана.
Более того, Ибн Надим в своей книге «Аль-Фихрист» ( الفهرست ) упоминает, что все мидийские и персидские земли древности говорили на одном языке. [ нужна ссылка ] В своей книге он цитирует Абдуллу ибн аль-Мукаффу :
Затем он добавляет, что хузи является неофициальным языком королевской семьи и происходит из Хузестана. [ нужна ссылка ]
В «Маджма-уль-Таварих ва аль-Кесас » («Сборник историй и сказок»), написанном в 1126 году н. э., Хузестан появляется с такими названиями, как Хаджуестан , Хобуджестан и Аджар , которые, по-видимому, происходят от Хобуджестана и Худжестана на языке пехлеви . [ нужна ссылка ] .
Древнеперсидское слово Худжия «Элам». [ 6 ] появляется в изобилии во многих текстах и в надписях Ахеменидов в Накш-э-Рустаме , [ 4 ] и на Дария эпиграфах в Персеполе и Сузах среди других [ 5 ] Худжия , или его греческий аналог Уси , [ 7 ] были именами, используемыми для обозначения земли или народов, населяющих Сузиану. На среднеперсидском языке Hūjiya «Элам, провинция Сусиана» превратилось в Huź «Сусиана», а современная форма этого слова — Xuz . [ 6 ] Как и в случае с «Истан» , в какой-то момент было добавлено общее персидское окончание -стан «земля, регион». [ нечеткий ] В книге «Древнеперсидский язык: грамматика, тексты, лексикон» Роланда Г. Кента из Американского восточного общества перечислены следующие цепочки происхождения:
Увья → Аваз → Куз
Увья → Ух → Хуз
Увья → Хуз → Хобуй
Увья → Хобуй → Хуз → Хоз
Увья → Хобуй → Хуз → Хоз → Ахваз
В то время как в некоторых иранских диалектах, таких как лури и бахтиари (также базирующихся в Хузестане и его окрестностях), звук «х» иногда используется для произнесения Х , слова оо , ху и хуз с течением времени были добавлены к суффиксу - эстан , и слово ооестан постепенно изменилось на Худжестан , образовав слово Хузестан . Такие преобразования происходят из-за того, что в древних персидских диалектах и в языке Пехлеви звук «оо» заменялся на «ху», как в таких словах, как Оормазд → Хормазд или Ушманд → Хушманд . И Хордад также произносился как Хордад и Хортат .
Аравия
[ редактировать ]Большинство арабов, таких как племя Бани Кааб , пришло с запада и юго-запада от Тигра и Евфрата за пределами Хузестана, начиная с 15-16 веков. [ нужна ссылка ] В последующие столетия многие другие арабские племена переселились из южного Ирака в Хузестан; в результате Хузестан получил второе название Арабистан и подвергся значительной арабизации. [ 8 ]
В 1441 году Мухаммад ибн Фалах , основатель и лидер Мшашайи , инициировал волну нападений на Хузестан, и в городах Ховейзе , Хорремшахр , Ахваз и Сузы начался значительный рост арабского населения. [ нужна ссылка ] Таким образом, термин Арабистан стал использоваться для обозначения арабских населенных пунктов этого региона. В это время во многих текстах начали использоваться как в качестве названия региона Хузестан, так и Арабистан. Примерами могут служить «Маджалис аль-Муминин», написанный Гадхи Нуроллой Шуштари в 1585 году, «Гити Гоша» Мирзы Мухаммада Садиха Мусави, «Насих ат-Таварих» Лисана Малека Сепера, «Мунтазам Насери» и «Марат уль-Баладан» автора Сани ол Молка , «Шарх Вагиа » . Исмаил Мирза Доруги и Афшаридов работа эпохи «Джахан Гошай-и Надери» . Сефевидов говорит об отправке войск в « Хузестан Отчет эпохи История Алама Арая Аббаси ва Арабистан» на 8-м году правления шаха Аббаса.
Однако название Арабистан со временем стало более распространенным, поскольку британцы постепенно стали вмешиваться в регион Персидского залива . Ко времени правления Каджара Мозаффареддина Шаха название Арабистан должно было полностью относиться ко всему Хузестану. [ 9 ]
По мере постепенного укрепления централизованного правительства Пехлеви в Иране Реза Шах восстановил первоначальное название провинции в 1923 году.
Сопроводительная документация
[ редактировать ]

Ниже приводится список источников, в которых конкретно используется, описывается или обсуждается слово «Хузестан». Почти все они написаны на арабском языке.
9 век и ранее
[ редактировать ]- Хорезми « Мафатих аль-улум» .
- Поэзия Аль-Музраджи ибн Кулаба , 699. (Аль-Музраджи ибн Кулаб)
- Аль-масалик ва аль-мамалик автора Абул Касим Убайдулла ибн Абдулла ибн Хурдад-бих, он же Истахри , 864.
- И'лак ан-нафиса («Драгоценности») Абу Али Ахмада ибн Умара ибн Растеха, 902.
- Буку аль-Харадж , автор Кудама ибн Джафар , 879.
- Мухтасар Китаб уль Баладан (Сокращенная книга стран) Ахмада ибн аль-Факиха Хамадани, он же Ибн аль-Факих .
- Аджайиб аль-акалим аль-сабах («Чудеса семи регионов») Ибн Сарабиюна, ум. 945.
- Тарих аль-Якуби известного историка Аль - Якуби
- Сахих Бухари
- Аль-рисала аль-Васия Ала уль-доула Семнани , трактат о мистике.
10 век
[ редактировать ]- Фирдоуси Шахнаме
- Совар аль-Акалим Масалик аль-Мамалик, автор Ахмад ибн Сахль Аль-Балхи 920.
- Сурат уль-Ард (изображение) Ибн Хаукала , 977 г.
- Ахсан ат-Такасим фи Ма'рифат иль-Акалим (Лучшие подразделения в знании регионов) Шамсидина Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Ахмада ибн Абу Бакра аш-Шами, он же Аль-Мукаддаси , 985.
- Морудж уль-захаб ва маадин аль-джавахир («Луга золота и драгоценных минералов»), написанный в 943 году Масуди .
- Масуди « Ат-Танбих ва аль-Ашраф» .
- Ходуд уль-алам мин аль-машрик иля аль-макриб («Границы мира с востока на запад»), написанный неизвестным автором в 982 году.
- Аль-Рисала ат-Сания Абу Дальф Масар ибн Мухалхал.
- Табари « Ахбар ар-Русул ва аль-Мулук» , 922.
- Таджариб аль-Умам Ибн Мискавайха .
- Таджариб аль-Умам Абу Шуджи. д1002.
11 век
[ редактировать ]- » Низама аль-Мулька Знаменитая «Сиясат Нама .
- Знаменитый Тарих аль-Ямини работы Мухаммада ибн Абдул-Джаббара Отби, d1305.
- Канон медицины Авиценны .
12 век
[ редактировать ]- Низами Гянджеви . Произведения
- Маджмаль ат-Таварих ва аль-Касас (Сборник историй и рассказов), написанный в 1126 году неизвестным автором.
- аль-Ансаб (Генеалогия) Абу Саида Абдулкарима ат-Тамими ас-Самани, написанная в 1166 году.
- Рахат ас-Содур ва Аят ас-Сорур («Утешение груди и стих об удовольствии») Наджмидина Абубакра ар-Раванди, 1173 год.
- Аджаиб аль-Махлукат («Чудеса существ») Мухаммада ибн Махмуда ибн Ахмада ат-Туси.
- Фарс Нама Ибн Балхи, 1116 г.
- Тазкират уль-Аулия Фарида ад-Дина Аттара .
13 век
[ редактировать ]- Вафият аль-Аян ва анба уль-Заман (Смерть знатных людей и пророков времени) Абуль Аббаса Шамсуддина Ахмада Халкана , также известного как Ибн Халкан, написанный в 1282 году.
- Аль-му'арриб (арабизированный) Абу Мансура Мархуба ибн Ахмада ибн Мухаммада ибн Хизра ибн Хасана ибн Джавалиги Аль-Багдади, d1247.
- Муджем аль-баладан (Словарь стран), написанный в 1226 году Якутом аль-Хамави .
- аль-Муштарак вадха ва аль-Муфтарак Сакаа (Тот, кто объединяется в статусе, и тот, кто отделяется, находится в шоке), также Якут аль-Хамави .
- Атар аль-Билад ва Ахбар аль-Ибад (Древности страны и новости народа) Закарии ибн Мухаммада ибн Махмуда аль-Казвини.
- Уюн аль-Анба фи Табакат аль-Атба («Глаза Анбы в Табакат аль-Атба») Ибн Аби Асибы, написанный в 1230 году.
- История Аль-Камиля Ибн аль-Асира
- Сират Джалалиддин Минакбарни ( персидский : Сират Джалалиддин Минакбарни ) Шахабиддина Мухаммада Насави.
- Тарих-и Джахангушай-и Джувейни ( персидский : Тарих Джахангушай-и Джувайни ) Ата-Малик Джувейни .
- Тарих Шахи Гарахтаян ( персидский : Тарих Шахи Гарахтаян ) неизвестного автора.
- Тарих Мухтасар ад-Даваль (Краткая история стран) Ибн Ибри.
14 век
[ редактировать ]- Лисан уль-Араб (Лисан аль-Араб) Мухаммада ибн Мукрима ибн Али ибн Ахмада Ансари Ифрики Мисри, он же Ибн Манзур, d1311.
- Диван Низари , написанный исмаилитом поэтом- Низари Кухистани , d1320.
- Таквим аль-Булдан работы Имада ад-Дина Исмаила ибн Али ибн Махмуда, копия которого была напечатана Рейно в 1848 году.
- Нежат ол-Колюб, автор Хамдолла Мостоуфи .
- Тарих Гозиде , также автор Хамдолла Мостоуфи .
- Сувар аль-Акалим (Изображение Акалима) неизвестного автора. Написанный в 1347 году, этот географический трактат был посвящен Музаффаридов правителю Амиру Мубаризеддину Мухаммаду .
- Марасид аль-Иттила ила Асма аль-Имкана ва аль-Бага (Обсерватории для просмотра названий мест и мест) Сафида Абдулмумина аль-Багдади.
- Нухбат уль-Дахр фи Аджаиб аль-Бир ва аль-Бахр (Элита вечности и в чудесах земли и моря) шейха Шамсуддина Аби Абдуллы Мухаммада ибн Аталиба аль-Ансари, копия которой была напечатана в 1928 году А. Мехер в Лейпциге .
- Тарих Фахри работы Сафиддина Мухаммада ибн Али, он же Ибн Тахтаги, написанный в 1301 году.
- Джами ат-Таварих Рашид ад-Дин Хамадани .
- Раудха Ула аль-Альбаб фи Марифа ат-Таварих ва аль-Ансаб (Равда Ула аль-Албаб фи Марифа ат-Таварих ва аль-Ансаб) Фахриддина Абу Сулеймана Дауда аль-Банакути, написанная в 1317 году.
- Шираз нама работы Абул Аббаса Моин-уддина Ахмада Ширази, написанная в 1356 году.
- Табакат аш-Шафия аль-Кубра («Великие слои шафиитов»), автор Таджиддин Аби Наср Абдул Вахаб ибн Али ибн Абдул Кафи Асбаки, он же Ибн Сабки, d1326.
15 век
[ редактировать ]- Аль-Камус Альмухит (Океанский словарь) Мухаммада ибн Якуба ибн Мухаммада Фирузабади , d1414.
- Китаб аль-Ибр Халдуна Ибн
- Зафар нама Шарафиддина Али Язди.
- Анис ул-нас (انيس الناس) Шуджи, написанный в 1426 году.
- Маджмал ат-Таварих (Маджмал ат-Таварих) Фаиш-иддина Ахмада, написанный в 1441 году.
- Матла ас-Саадайн ва Маджма аль-Бахрейн (Начало Садайна и комплекс Бахрейна), автор Камалиддин Абдал-Раззак Самаканди, d1482.
16 век
[ редактировать ]- Имя Шарафа , автор Абул Баракат Мунири, 1596 год.
- Любаб уль-Альбаб Захириддина Насра Мухаммада Ауфи .
- Хабиб уль-Сайр фи Ахбар Афрад Башар Хандмира, написанный в 1520 году Хаджой Хабибуллой Саводжи.
- Ахсан ат-Таварих работы Хасана Бейка Ромлу, ум.
- Тафавут аль-Атар фи зикр аль-ихьяр (تفاوه الآثار في ذكر الاخيار) Махмуда ибн Хидаята ан-Натанзи, написанный в 1589 году.
- Шараф-нама Амира Ашраф-хана Бадилиси, написанная в 1596 году.
17 век
[ редактировать ]- Маджма уль-Бахрейн ва Матла уль Найрейн (Бахрейнский комплекс и восхождение двух огней), автор Фахроддин ибн Мухаммад ибн Али Тарихи, d1674.
- Фарханг Бурхан Кати работы Мухаммада Хусейна ибн Халафа Тебризи из Индии, 1672 год.
- «Джами» Муфиди Мухаммада Муфида Мостоуфи Бафги, написанная на
- Фирдавс дар Тарих Шуштар Алауль Мульк Хусейни Шуштари Мараши.
- Хуласат аль-Баладан (Сводка стран), написанный Сафиддином Мухаммадом ибн Хашимом Хусейни Куми в 1668 году.
18 век и позже
[ редактировать ]- Тадж аль-Арус Мин Джавахир аль-Камус («Корона невесты входит в число драгоценностей словаря») Мухаммада ибн Мухаммада ибн Абдул-Раззака Хусейни Ямани Зубайди, 1790 г.
- Фарханг Анандрадж, автор Мухаммад Падша ибн Гулам Мухиддин, Индия, 1888 год.
- Лугхат Нама Али Акбара Дехходы .
- Хакайик аль-Ахбар Насери (факты новостей Насери), Мирза Сайид Джафар.
- Даре На Дарре (Даре На Дарре), автор Мирза Мехди Хан Астарабади, d1759.
- Даират уль-Маариф аль-Карн ар-Раби аль-Ашар (Энциклопедия четырнадцатого века), автор Мухаммад Фарид Мустафа Ваджди, р.1878.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Например, в словаре Деххода. это упоминается
- ^ См. Энциклопедию Ираника , Колумбийский университет , Том 1, стр. 687-689.
- ^ Библиотека Конгресса CALL# DS324.K49 A37 1987, стр. 66
- ^ Jump up to: а б См . здесь. Архивировано 6 февраля 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Смотрите здесь . Архивировано 9 февраля 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Кент, Роланд (1953). Древнеперсидский: грамматика, тексты и лексика (Американская восточная серия, 33) . Американское восточное общество. п. 53. ИСБН 0-940490-33-1 .
- ^ Афшар, Ирландия. Нигахи бих Хузистан: Маджмуахи аз Аузаи-и История, география, экономика, экономика . п. 66. Библиотека Конгресса DS 324.K49 A37 1987 г.
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Ягма , 3-й курс, № 9, стр. 389-396, где более подробно описан этот процесс.
Дополнительные использованные ссылки
[ редактировать ]- Наджафи, Мухаммад Бакир. Хузистан дар манаби Иран-шинаси . Тегеран. 1983. Библиотека Национального музея Ирана. источники названий Хузестан и Ахваз . В этом исследовании в 5 главах и на 162 страницах подробно описаны
- Энциклопедия Ираника