Бет Хузайе (восточно-сирийская церковная провинция)
Бет Хузей ( сирийский : ���������������������������������������������������������������������������������������������������������������������� на сирийский язык ) [1] или Илам был восточно-сирийской столичной провинцией Церкви Востока между пятым и четырнадцатым веками. Митрополиты Бет - Хузей заседали в Бет-Лапате (Джундишапур). В столичной провинции Бет-Хузей в разные периоды своей истории было несколько суфражистских епархий, в том числе Карка д'Ледан , Хормизд Ардашир , Шуштер , Сузы , Испахан , Михраганкадак и Рам Хормизд . Епархия Шахпур-Хваст, возможно, также была суфражистской епархией провинции Бет-Хузей.
Имена Бет Хузайе и Илам относятся к Хузестану и Эламу соответственно.
Фон
[ редактировать ]Епископ Беф-Лапата был признан митрополитом Бет-Хузей в каноне XXI синода Исаака в 410 году. Митрополит Бет-Хузей стоял выше митрополитов других четырех столичных провинций, основанных в 410 году (Нисибис, Майшан, Адиабена и Бет-Гармай). ), и отвечал за суфражистские епархии Карка д'Ледан, Хормизд Ардашир, Шуштер и Сузы . [2]
Церковная история
[ редактировать ]Правом рукоположения нового патриарха пользовался митрополит Беф-Хузайе ( ʿ Илам или Элам), проживавший в городе Бет-Лапат (Вех аз-Андиох-Шапур). В 410 г. не удалось назначить митрополита для Бет-Хузейе, поскольку несколько епископов Бет-Лапата боролись за первенство, и синод отказался выбирать между ними. Вместо этого в нем просто устанавливалось, что, как только станет возможным назначить митрополита, он будет иметь юрисдикцию над епархиями Карка д'Ледан, Хормизд-Ардашир, Шуштер и Сузы. [3] Все эти епархии были основаны по крайней мере на столетие раньше, и их епископы присутствовали на большинстве синодов пятого и шестого веков. Епископ Исфахана присутствовал на синоде Дадишо в 424 году, а к 576 году существовали также епархии Михраганкадака (вероятно, «Бет Михракайе», включенного в название епархии Исфахана в 497 году) и Рама Хормизда (Рамиза).
Только четыре из этих семи епархий еще существовали в конце девятого века. Епархия Рам-Хормизд, похоже, прекратила свое существование, а епархии Карка д'Ледан и Мирганкадак были объединены с епархиями Сузы и Исфахана соответственно. В 893 году Элия Дамаскин перечислил четыре суфражистские епархии в «епархии Джундишапура» в следующем порядке: Карх Ладан и ас-Сус (Сузы и Карка д'Ледан), аль-Ахваз (Хормизд Ардашир), Теср (Шуштер) и Мирганкадак (Исфахан и Михраганкадак). [4] Шахпур Хваст, возможно, также некоторое время был епархией в провинции Бет-Хузей. Сомнительно, что какая-либо из этих епархий дожила до четырнадцатого века. Епархия Шуштер последний раз упоминается в 1007/8 году, Хормизд Ардашир - в 1012 году, Исфахан - в 1111 году и Сузы - в 1281 году. Только столичная епархия Джундишапур определенно дожила до четырнадцатого века и имела дополнительный престиж. ʿ Илам на протяжении веков занимал первое место среди столичных провинций Церкви Востока, и ее митрополит пользовался привилегией рукополагать нового патриарха и сидеть по правую руку от него на синодах. К 1222 году, вследствие упадка Кашкарской епархии в провинции патриарха, он получил также привилегию охранять вакантный патриарший престол.
Епархия Бет Лапат (Джундишапур)
[ редактировать ]Епископ Гадьяб (или Гадхимхаб) из Бет-Лапата был одним из нескольких восточно-сирийских епископов, которые выступили против притязаний на первенство, выдвинутых епископом Папой в 315 году. Селевкии-Ктесифона [5]
В 410 году в Беф-Лапате было несколько соперничающих епископов, и канон XXI синода Исаака просто записал, что «в метрополии Бет-Лапат еще нет епископа, имя которого мы могли бы вписать в число его собратьев-митрополитов, поскольку город два или три епископа, не признанные Синодом». [6] Епископы Йездайдад, Агапит, Миллс, Бар Шабта, Мари и Шила были среди тридцати восьми лиц, подписавших акты синода, и, судя по их положению в списке, вероятно, это были соответствующие епископы. [7]
Епископ Агапит Бет-Лапатский был среди тех, кто подписал акты синодов Яхбаллаха I в 420 году и Дадишо в 424 году. [8]
Епископ Папа, «епископ Бет-Лапатский, митрополит Бет-Хузейский», был среди тех, кто подписал акты синода Акакия в 486 году. [9]
Диакон Пусай был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году от имени митрополита Марвая Беф-Хузайского. [10]
В 539 году патриархом был избран митрополит Беф-Хузайский Павел , ранее бывший епископом Ормизд-Ардашира. [11]
Митрополит Беф-Хузейский Павел был среди епископов, которые присоединились к патриарху Абе I в 540 году и подписали его «Прагматику». [12]
Епископ Шемон , «епископ, митрополит Беф-Хузейский», был среди тех, кто подписал акты синода Иосифа в 554 году. [13]
Епископ Далай, «епископ, митрополит Беф-Хузей», был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [14]
Епископ Бараз, «митрополит Беф-Хузей», был среди тех, кто подписал акты синода Ишо Яхба I в 585 году. [15]
Патриарх Маремме (646–650), бывший епископ Ниневии, был рукоположен в митрополита Илама патриархом Ишо Яхбом II (628–46). [16]
Митрополит Якоб Иламский . был избран патриархом после низложения патриарха Сурина и был рукоположен в 751/2 [17]
Патриарх Гиваргис II (828–831 гг.), бывший настоятель монастыря Бет - Авэ, был рукоположен в митрополита Илама Тимофеем I ок. по просьбе могущественного придворного врача халифа Харуна ар-Рашида Габриэля ибн Бохтишо 807 г. . Он был митрополитом Илама «в течение двадцати лет» и был рукоположен в патриарха 16 июня 828 года после смерти Ишо Бар Нуна . [18]
Патриарх Феодосий Беф-Гармайский (853–858 гг.) был рукоположен в епископа Анбара патриархом Сабришо II (831–835 гг.), а затем стал митрополитом Иламским . [19]
Феодор Карду был назначен митрополитом Иламским Патриархом Йоханнаном III сразу после его хиротонии 15 июля. [20] Он присутствовал при хиротонии патриарха Иоанна IV в 900 году. [21]
Митрополит Джундишапурский Гиваргис был одним из трех епископов, которые скрылись в 961 году в знак протеста против избрания патриарха Израиля . [22]
Митрополит Хнанишо Иламский присутствовал . при хиротонии патриарха Мари 10 апреля 987 года [23]
Епископ Сабришо Пироз Шабур (аль-Анбар) был назначен митрополитом Илама во время правления патриарха Мари (987–999). [24]
Митрополит Эммануил, бывший епископ Бет-Хузайе (Хормизд Ардашир), был митрополитом Илама , когда Илия Нисибисский завершил свою Хронографию в 1018/19 году. [25]
Митрополит Стефан Абу Амр , бывший архимандрит монастыря Мар Йоханнан Дайламский, был рукоположен в митрополита Илама патриархом Сабришо III вскоре после своей хиротонии в 1063/4 году. [26]
Епископ Сабришо Баладский был рукоположен в митрополита Илама в неизвестную дату во время правления патриарха Абдишо (1074–1090 ) II . [27]
Митрополит и курсий Абдишо натарский Иламский присутствовал IV при хиротонии патриарха Сабришо в 1222 году. [28]
Митрополит Элия Иламский присутствовал в качестве «хранителя престола» ( натар курсья ) при хиротонии патриарха Макихи II в 1257 году. [29] Он также присутствовал при хиротонии патриарха Денхи I в 1265 году. [30]
Митрополит Маран Эмме из Илама присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллы III в 1281 году. [31]
Митрополит Иосиф Иламский присутствовал при хиротонии патриарха Тимофея II в 1318 году. [32]
Епархия Карка д'Ледан
[ редактировать ]Епархия Карка д'Ледан была одной из четырех епархий, закрепленных за столичной провинцией Бет-Хузей в каноне XXI синода Исаака в 410 году. Епископы трех других епархий были утверждены суфражистами митрополита Бет-Хузей, но статус епископа Карки д'Ледана (если он был в 410 г.) не упоминался. [33]
Епископ Савма из Карка д'Ледана был среди тех, кто подписал акты синода Яхбаллы I в 420 году. [34]
Епископ Самуил из Карка-д'Ледана был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году. [35]
Епископ Шалмай из Карка-д'Ледана был среди епископов, которые объединились с патриархом Мар-Абой I в 540 году и подписали его «Прагматику». [36]
Епископ Сурин Карка д'Ледан письмом присоединился к актам синода Иосифа 554 года. [37]
Епископ Карка д'Ледан Муше был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [38]
Епископ Пусай Карка д'Ледан был среди тех, кто подписал акты синода Григория в 605 году. [39]
Епархия Ормизд Ардашир (Сук-аль-Ахваз)
[ редактировать ]Епископ Йоханнан из Ормизда Ардашира был утвержден в качестве суфражистского епископа митрополита Беф-Хузайе в каноне XXI синода Исаака в 410 году. [40]
Епископ Батай из Хормизда Ардашира был одним из одиннадцати названных епископов, перечисленных в актах синода Дадишо в 424 году, которые были осуждены на синодах Исаака в 410 году и Яхбаллаха I в 420 году. [41]
Епископ Ормизд-Ардаширский Батай, предположительно другой человек, был среди тех, кто подписал акты синода Акакия в 486 году. [42]
Священники Авраам, Мараи, Шемон и Адурхормизд были в числе подписавших акты синода Бабая в 497 году от имени епископа Шила Ормизда Ардаширского. [43]
Епископ Бузак (или Йозак) аль-Ахваза (Хормизд Ардашир) процветал в 530-х годах, во время раскола Нарсаи Елисея и . [44]
Бузака сменил на посту епископа Ормизда Ардашира его архидьякон Павел . Позже Павел стал митрополитом Беф-Хузей и был избран патриархом в 539 году. [45]
Епископ Шила из Ормизда Ардашира, возможно, тот же самый человек, был среди епископов, которые объединились с патриархом Мар-Абой I в 540 году и подписали его «Прагматик». [46] Патриарх посетил Ормизд Ардашир и «сделав там некоторые неотложные исправления, восстановил там согласие и мир Христов с примирением его жителей с их пастырем, епископом и другом Божьим Мар Шилой». [47] Шила также был среди тех, кто подписал акты синода Мар-Абы I в 544 году и присоединился письмом к актам синода Иосифа в 554 году. [48]
Епископ Хормизд-Ардаширский Давид был среди тех, кто подписал акты синодов Иезекииля в 576 году и Ишо Яхба I в 585 году. [49]
Епископ Пусай из Ормизда Ардашира был среди тех, кто подписал акты синода Григория в 605 году. [50]
Епископ Ормизд Феодор Ардаширский был отправлен патриархом Ишо Яхбом III (649–59) с миссией к непокорному митрополиту Шемону Фарсскому . [51]
Епископ Шемон из Бет-Хузайе (Хормизд Ардашир) присутствовал при хиротонии патриарха Йоханнана IV в 900 году. [52]
Епископ Эммануил, митрополит Илама , когда Илия Нисибис завершил свою Хронографию в 1018/19 году, ранее был епископом Бет-Хузайе (Хормизд Ардашир). [53]
Епархия Шуштера
[ редактировать ]Епархия Шуштер (сирийский: Шуштра, ��������������������) была признана суфражистской епархией митрополита Беф-Хузайе в каноне XXI синода Исаака в 410 году. [54]
Епископ Авраам из Шуштера был одним из нескольких восточно-сирийских епископов, которые выступили против притязаний на первенство, выдвинутых епископом Селевкии-Ктесифона Папой в 380 году. [55]
Епископы Абдишо Абдишо был и Сим на Бардуке Шуштерском были среди тех, кто подписал акты синода Исаака в 410 году, а утвержден епископом - суфражистом митрополита Бет-Хузейского в каноне XXI синода. [56] Ни один из этих двух епископов не присутствовал на синоде Яхбаллаха I в 420 году, под актами которого подписался епископ Гура Шуштерский. [57] Епископ Абдишо в числе тех , был кто подписал акты синода Дадишо в 424 году, наряду с епископом Майлсом Шуштерским. [58]
Епископ Пусай из Шуштера был среди тех, кто подписал акты Акакийского синода 486 года. [59]
Епископ Шуштерский Йездигерд был среди тех, кто подписал акты Бабайского синода в 497 году. [60]
Епископ Елисей Шуштерский был среди епископов, которые объединились с патриархом Мар-Абой I в 540 году и подписали его Прагматику. [61] Он также был среди тех, кто подписал акты синода Мар-Абы I в 544 году и присоединился письмом к актам синода Иосифа в 554 году. [62]
Епископ Даниил Шустерский был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля 576 года. [63]
Епископ Шуштерский Стефан был среди тех, кто подписал акты синода Ишо Яхба I в 585 году. [64]
Епископ Ахишма Шуштерский был в числе подписавших акты Григориевского синода 605 года. [65]
Епископ Шлемун Шуштерский присутствовал при хиротонии патриарха Иоанна IV в 900 году. [66]
Сузская епархия
[ редактировать ]Сузская епархия (сирийский: Шуш, ������) , возможно, была основана в третьем веке или раньше.
Епископ Милас ар-Рази из Сузы был одним из нескольких восточно-сирийских епископов, которые выступили против притязаний на первенство, выдвинутых епископом Селевкии-Ктесифона Папой в 315 году. [67] Епископ Сузский Майлз, возможно, тот же самый человек, принял мученическую смерть ок. 340 в преследовании Шапура II. [68]
Епископ Сузский Зука был утвержден епископом-суфражистом митрополита Беф-Хузейя в каноне XXI синода Исаака в 410 году и был среди тех, кто подписал акты синода. [69] Епископ Сузский Дука, несомненно, тот же человек, был среди тех, кто подписал акты синода Яхбаллы I в 420 году. [70]
Епископ Бар-Шабта из Сузы был одним из одиннадцати названных епископов, перечисленных в актах синода Дадишо в 424 году, которые были осуждены на синодах Исаака в 410 году и Яхбаллаха I в 420 году. [71]
Епископ Сузский Папай письмом присоединился к актам синода Бабая в 497 году. [72]
Епископ Хосро Сузский был среди епископов, которые объединились с патриархом Мар-Абой I в 540 году и подписали его «Прагматику». [73] Он также письмом присоединился к актам синода Иосифа 554 года. [74]
Епископ Сузский Адурхормизд был среди тех, кто подписал акты синодов Иезекииля в 576 году и Ишо Яхба I в 585 году. [75]
Епископ Сузы Яакоб был среди тех, кто подписал акты синода Григория в 605 году. [76]
Епископ Сузы Бар Саума упрекнул патриарха Ишо - Яхба II (628–45) в компрометации несторианской христологии Церкви Востока во время посольства в Римской империи в 628 году, в котором он был допущен к причастию римскими епископами. . [77]
Монах Ишо - Маран-зха из монастыря Бет-Абе был избран епископом Сузы в неизвестную дату во второй половине восьмого века или первой половине девятого века. [78]
Епископ Сузы Ишо Яхб был назначен митрополитом Хулванским патриархом Йоханнаном III сразу после его хиротонии 15 июля 893 года. [79]
Епископ Сузский Макарий присутствовал при хиротонии патриарха Иоанна IV в 900 году. [80]
Епископ Сузский Яхбаллаха присутствовал при хиротонии патриарха Макихи II в 1257 году. [81]
Епископ Сузы Йоханнан присутствовал при хиротонии патриарха Яхбаллы III в 1281 году. [82]
Испаганская епархия
[ редактировать ]Епископ Афраат Исфаханский был среди тех, кто подписал акты синода Дадишо в 424 году. [83]
Епископ Авраам Беф-Михракайский и Испаханский был среди тех, кто подписал акты синода Бабая в 497 году. [84]
Епископ Авраамий Испаханский был среди тех, кто подписал акты Иосифовского синода 554 года. [85]
Епископ Арон Исфаханский был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [86]
В 794/5 патриарх Тимофей I заменил епископа Гаи Авраама (название старого города Испахана), пытавшегося захватить соседнюю епархию Шуштер, на епископа Адоршабура. [87]
Епископ Абдишо был назначен Испаханский митрополитом Мервским во время правления патриарха Мари (987–999). [88]
Епископ Абдишо . Испаханский присутствовал при хиротонии патриарха Илии II в 1111 году [89]
Епархия Михраганкадак
[ редактировать ]Епископ Михрагангадака Папа был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [90]
Епархия Рам-Хормизда
[ редактировать ]Епископ Шем - он-Нисибисский, жестоко рукоположенный в «Шураг, Рам-Хормизд и другие места» во время раскола Нарсая и Елисея в начале шестого века, был свергнут патриархом Мар-Абой I в 540 г. но ему было разрешено продолжать работу священником в Шуштере под руководством его епископа Елисея . [91]
Епископ Миршабур из Рам-Хормизда был среди тех, кто подписал акты синода Иезекииля в 576 году. [92]
Епископ Хнанишо из Рам-Хормизда был среди тех, кто подписал акты синода Ишо - яхба I в 585 году. [93]
Епархия Шахпур-Хваст
[ редактировать ]Восточносирийский автор Абдишо ), который , из Нисибиса, писавший примерно в конце тринадцатого века, упоминает епископа Гавриила из Шахпур-Хваста (современный Хурремабад возможно, процветал в десятом веке. Судя по своему географическому положению, Шахпур-Хваст мог быть епархией в провинции Илам , но он не упоминается ни в одном другом источнике. [94]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Томас А. Карлсон и др., «Бет Хузайе — ����������������������������������”» в «Сирийском географическом справочнике» с последними изменениями 9 декабря 2016 г., http://syriaca.org/place/34 .
- ^ Шабо, 272–3.
- ^ Шабо, 272–3.
- ^ Ассемани, БО , ii. 485–9
- ^ Хроника Сирта , т.е. 26
- ^ Шабо, 272
- ^ Шабо, 274
- ^ Шабо, 283 и 285.
- ^ Шабо, 306
- ^ Шабо, 315
- ^ Мари, 49 (арабский), 43 (латиница)
- ^ Шабо, 330–1.
- ^ Шабо, 366
- ^ Шабо, 368
- ^ Шабо, 423
- ^ Хроника Сирта , ii. 309–10
- ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 32
- ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 32; Мари, 67 лет (латынь), 77 лет (арабский); Слиба, 68–9 (арабский); Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 447.
- ^ Мари, 78 (арабский), 69–70 (латиница)
- ^ Слиба, 80 (арабский)
- ^ MS Paris BN Syr 354, лист 147
- ^ Мари, 99 (арабский), 88 (латиница)
- ^ Слиба, 94 (арабский)
- ^ Слиба, 94 (арабский)
- ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 35
- ^ Мари, 125 (арабский), 110 (латиница)
- ^ Мари, 131 (арабский), 114–15 (латиница)
- ^ Слиба, 116 (арабский)
- ^ Слиба, 120 (арабский)
- ^ Слиба, 121–2 (арабский)
- ^ Слиба, 124 (арабский)
- ^ Ассемани, BO , iii. я. 567–80
- ^ Шабо, 273
- ^ Шабо, 283
- ^ Шабо, 315
- ^ Шабо, 330–1.
- ^ Шабо, 366
- ^ Шабо, 368
- ^ Шабо, 478
- ^ Шабо, 273
- ^ Шабо, 287
- ^ Шабо, 306
- ^ Шабо, 315–16.
- ^ Мари, 49 (арабский), 43 (латиница)
- ^ Мари, 49 (арабский), 43 (латиница)
- ^ Шабо, 330–1.
- ^ Шабо, 322
- ^ Шабо, 350–1 и 366.
- ^ Шабо, 368 и 423.
- ^ Шабо, 478
- ^ Фий, POCN , 46 лет.
- ^ MS Paris BN Syr 354, лист 147
- ^ Илия Нисибисский , Хронография , i. 35
- ^ Шабо, 273–4.
- ^ Хроника Сирта , т.е. 26
- ^ Шабо, 273–4.
- ^ Шабо, 283
- ^ Шабо, 285
- ^ Шабо, 306
- ^ Шабо, 317
- ^ Шабо, 330–1.
- ^ Шабо, 350–1 и 366.
- ^ Шабо, 368
- ^ Шабо, 423
- ^ Шабо, 478
- ^ MS Paris BN Syr 354, лист 147
- ^ Хроника Сирта , т.е. 26
- ^ Фией, POCN , 135
- ^ Шабо, 273–4.
- ^ Шабо, 283
- ^ Шабо, 287
- ^ Шабо, 311
- ^ Шабо, 330–1.
- ^ Шабо, 366
- ^ Шабо, 368 и 423.
- ^ Шабо, 479
- ^ Бар Гебреус, Церковная хроника , iii. 116
- ^ Уоллис Бадж, Книга управляющих , ii. 449
- ^ Слиба, 80 (арабский)
- ^ MS Paris BN Syr 354, лист 147
- ^ Слиба, 120 (арабский)
- ^ Слиба, 124 (арабский)
- ^ Шабо, 285
- ^ Шабо, 315
- ^ Шабо, 366
- ^ Шабо, 368
- ^ Фией, POCN , 97
- ^ Слиба, 94 (арабский)
- ^ Мари, 152 (арабский), 129 (латиница)
- ^ Шабо, 368
- ^ Шабо, 323–4.
- ^ Шабо, 368
- ^ Шабо, 423
- ^ Фией, POCN , 131.
Библиография
[ редактировать ]- Ассемани, Джузеппе Луиджи (1775). Историко-хронологический комментарий о католиках или патриархах халдеев и несториан . Рим
- Ассемани, Дж. С. , Восточная библиотека Клементины-Ватикана (4 тома, Рим, 1719–1728 гг.)
- Шабо, Жан-Батист (1902). Восточный синодик или собрание несторианских соборов (PDF) . Париж: Национальная империя.
- Фий, Дж. М. , Христианская Ассирия (3 тома, Бейрут, 1962)
- Фий, Жан Морис (1970). «Элам, первая из восточно-сирийских церковных метрополий» (PDF) . Слово Востока . 1 (1): 123–153. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июня 2021 г. Проверено 18 августа 2018 г.
- Фий, Жан Морис (1979) [1963]. Сирийские общины в Иране и Ираке от зарождения до 1552 года . Лондон: Перепечатки Variorum.
- Фий, Жан Морис (1993). Для Oriens Christianus Novus: Справочник восточно- и западно-сирийских епархий . Бейрут: Институт Востока.
- Уоллис Бадж, Э.А., Книга управляющих: Historia Monastica Томаса, епископа Марги, 840 г. н.э. (Лондон, 1893 г.)
- Уоллис Бадж, Э.А., Монахи Хубилай-хана (Лондон, 1928)
- Уилмшерст, Дэвид (2000). Церковная организация Церкви Востока, 1318–1913 гг . Лувен: Издательство Peeters.
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь-мученичка: История Церкви Востока . Лондон: East & West Publishing Limited.