Майлз (епископ Сузы)
Сент-Майлз | |
---|---|
![]() Икона Миля из посвященной ему церкви в Патрах. | |
Епископ и мученик | |
Умер | 340/341 |
Почитается в | Восточная Православная Церковь Восточное православие Костел |
Главный храм | Церковь Святого Милоса, Патры , Греция |
Праздник | 10 ноября |
Майлз ( сирийский : ��������������, : греческий ) Μίλης , [ 1 ] иногда Мар Майлз (Сент-Майлз), [ 2 ] был епископом Сузы в Сасанидской Персии до 315 года до своей мученической смерти в 340 или 341 году. Он участвовал в усилиях по евангелизации Суз , много путешествовал по Восточной Римской империи и возглавлял оппозицию Папе бар-Аггею и верховенству епископов Селевкии. -Ктесифон в Персидской церкви. Он был казнен сасанидскими властями в начале сорокалетнего преследования .
Майлз упоминается в сирийском мартирологе 411 года . [ 3 ] Созомен в своей «Historia Ecclesistica» , написанной в Константинополе в первой половине V века, [ 3 ] кратко резюмирует сирийский рассказ о жизни Майлза. [ 4 ] К концу VI века появилась более полная сирийская агиография — « Деяния Мили». [ 5 ] или Мученичество Майлза . [ 6 ] Его история также нашла отражение в древнеанглийском мартирологе . [ 7 ]
Имя
[ редактировать ]
Имя Майлз, вероятно, персидское (означает «храбрый»). [ 9 ] ), хотя оно могло иметь латинское происхождение (от мили , солдат). Это было распространенное имя в христианской церкви Востока в Персии и неизвестное в Римской империи . [ 10 ] в Восточный синодик рукописи БнФ сир. Только в 332 году упоминаются семь епископов с таким именем, включая епископа Сузы. [ 11 ] Написание имени святого в разных формах сохранилось в различных христианских мартирологах. На древнеанглийском языке оно появляется как Mynus или Mylas. [ 8 ] На современном английском языке это можно перевести как Милас. [ 12 ] или Милус. [ 7 ] ) В греческой синаксарии встречается как Μίλλης ( Миллис , Миллес ), [ 4 ] Милис ( Милис , Майлз ) или Милос ( Милос ). [ 13 ]
Молодость и путешествия
[ редактировать ]Согласно Деяниям , Майлз был уроженцем Суз. [ 5 ] До своего обращения в христианство он был зороастрийцем. [ 1 ] и служил в Сасанидской армии . [ 14 ] Он был рукоположен в епископа Суз епископом Агапетом (Гадьябом) из Бет-Лапата ( Гондешапур ). [ 6 ] Майлз много путешествовал по окрестностям Суз, прежде чем совершить серию христианских паломничеств . [ 5 ] По словам Созомена, «не сумев обратить жителей [Суз] в христианство, он произнес проклятия в адрес города и ушел». Вскоре после этого, продолжает Созомен, город навлек на себя гнев царя и был разрушен армией с тремя сотнями боевых слонов . [ 4 ]
В свои заграничные путешествия Майлз брал с собой только Евангелия . [ 4 ] Сначала он остановился в Иерусалиме ; затем монастырь Святого Антония в Египте, где он встретил Амона , преемника Антония; и, наконец, Нисибис , где он помог епископу Иакову построить церковь, носящую его имя . После этого он отправился в Селевкию-Ктесифон , столицу империи. [ 5 ]
Однако было высказано предположение, что путешествия Майлза, описанные в Деяниях, являются «защитным изобретением истории» более поздними диссидентами, выступавшими против растущего авторитета епископов Селевкии-Ктесифона, которые стремились подкрепить свою позицию, связывая своего героя с Майлз, с некоторыми из самых известных людей и имен в современной церкви. [ 5 ]
Встреча в Селевкии-Ктесифоне
[ редактировать ]
Майлз был главным противником претензий на первенство в персидской церкви Папы бар-Аггая, епископа Селевкии-Ктесифона. Их схватка на синоде в Селевкии-Ктесифоне в 315 году пересказана в двух противоположных версиях в Деяниях Миля и Восточном синодике . [ 12 ] [ 5 ]
Отчет в Синодике в протокол синода Патриарха Дадишо содержится в предполагаемом письме, зачитанном епископом Агапетом (424 г.). В этой версии некоторые епископы обвинили Папу в «насилии и нечистоте», и Майлз вынес ему приговор. Во время разбирательства Папа в гневе ударил Евангелия , говоря: «Говорите, Евангелия, говорите!» По божественному суду он оказывается парализованным с одной стороны (вероятно, в результате инсульта). [ 12 ] ). Его ситуация была доведена до сведения епископов Римской империи (отцов Запада), которые направили письмо, подтверждающее положение епископа Селевкии-Ктесифона как главы церкви в Персии и назначающее папиного архидьякона Симеона бар-Севбае ответственный во время недееспособности первого. Западные епископы отвергают суд над Папой, потому что «только Христос может быть судьей патриарха». [ 5 ]
В отчете « Деяний Майлза » Майлз прибыл в Селевкию-Ктесифон и обнаружил, что церковь находится в расколе. Он бросил вызов папе на публичном собрании, взяв с собой копию Евангелия, чтобы изложить свою точку зрения. Папа в ответ схватил Евангелия и бросил им вызов: «Говори же, Евангелие, если тебе есть что сказать». [ 12 ] Прежде чем Папа был сражен (в этом рассказе ударом молнии), Майлз объяснил толпе, что Бог накажет его за гордыню. [ 5 ]
В римских источниках нет никаких упоминаний об обращении персидского епископа. Письмо римских епископов, скорее всего, является выдумкой времен правления патриарха Иосифа (552–567). Однако нет никаких оснований сомневаться в традиции противостояния Папы с епископами во главе с Майлзом за власть в Персидской церкви. [ 12 ] [ 15 ]
Мученичество
[ редактировать ]
Сохранившаяся версия Деяний Майлза , вероятно, была написана в конце VI века. [ 5 ] Он содержит множество фантастических элементов, которые затрудняют отделение факта от вымысла. [ 16 ] Жером Лабур предположил, на основании включения в конце неизвестных товарищей Майлза, что он может сочетать в себе традиции, связанные с несколькими разными мучениками. [ 17 ]
Согласно Деяниям , после того как Майлз покинул Селевкию-Ктесифон, он начал творить чудеса. Он был арестован шахом Шапуром II в начале великого преследования (340 или 341 г.). [ 3 ] ) и казнен в Рее (Бет Разикайе). Он был похоронен в месте под названием Малкан вместе со своими товарищами Аборсимой и Синой. Благодаря защите святого Малкан впоследствии стал неприступной крепостью. [ 5 ] [ 16 ] Майлз, Аборсима и Сина входят в число 120 персидских мучеников, названных в самой ранней датированной сирийской рукописи, Мартирологе 411 года . [ 17 ] [ 16 ]
Сирийская копия Деяний , по-видимому, попала в Англию, возможно, среди владений Феодора Тарсийского . Майлз был включен в древнеанглийский мартиролог (конец 9 века) под 15 ноября в отчете, явно заимствованном из сирийского языка. Деяния никогда не переводились на греческий язык . [ 7 ] [ 18 ] Не исключено, что оно было переведено на латынь в утерянном мартирологе Акки Гексемского , который был источником древнеанглийского мартиролога. [ 19 ]
Однако история Майлза была известна в греческом мире. Отчет находится в Константинопольском Синаксарии конца 9-го века . [ 20 ] В Менологионе, составленном для императора Василия II около 1000 г., содержится изображение мученической кончины Милля, Аборсимы (Эвбора) и Сины (Севона) за 13 ноября. [ 21 ] Ямбический календарь Христофора Митилини (начало XI века) содержит те же три (Миль, Эвбор и Сеной) плюс Папас. [ 22 ]
существовал монастырь, посвященный Майлсу В Ликаонии в Малой Азии в 596 году , когда папа Григорий Великий написал письмо на латыни его настоятелю Афанасию, оправдывая его в ереси. [ 3 ] Единственная церковь в Европе, посвященная Майлзу, находится в Патрах , Греция , построенная после того, как ему приписывали там чудо в 1939 году. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сен-Лоран, Майкельсон и Гибсон, 2016 г.
- ^ Вуд 2013 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б с д ЦСЛА 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д Созомен 1855 , II.14, на с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вуд 2013 , стр. 78–84.
- ^ Jump up to: а б Смит 2016 , с. 140н.
- ^ Jump up to: а б с Стивенсон 1998 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б Рауэр 2013 , с. 214.
- ^ Jump up to: а б Бакояннис 2016 .
- ^ Позже в 1982 году .
- ^ Шабо 1902 .
- ^ Jump up to: а б с д и Уилмшерст 2011 , с. 13.
- ^ Никодим 2005 , с. 464.
- ^ Смит 2016 , с. 192.
- ^ Вуд 2013 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Уилмшерст 2011 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Вуд 2013 , с. 81.
- ^ Лапидж 2005 , с. 39.
- ^ Лапидж 2005 , стр. 71–72.
- ^ Лапидж 2005 , с. 62н.
- ^ Хаттер 2007 , с. 170.
- ^ Фоллиери 1959 , с. 304.
Источники
[ редактировать ]- Бакояннис, Василиос (2016). «Как неизвестный персидский святой четвертого века прославился в Греции 1939 года» . Ресурсный центр мистагогики . Перевод Джона Санидопулоса . Проверено 6 мая 2020 г.
- Шабо, Ж.-Б. (1902). Восточный синодик, или Сборник несторианских соборов, изданный, переведенный и аннотированный по рукописи. Сирийский 332 из Национальной библиотеки и мс. К. VI, 4 из музея Борджиа в Риме . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ди Риенцо, Нунциа (2017). «Ресмантизация памяти: конфликт между Папой бар Аггеем и Милем Сузским с точки зрения католикоса Селевкии» (PDF) . Христианство в истории . 38 (3): 637–654.
- Фолльери, Энрика (1959). «Ямбический календарь Христофора Митиленского по манускриптам Палат. гр. 383 и Париж. гр. 3041». Аналекта Болландиана . 77 (3–4): 245–304. дои : 10.1484/J.ABOL.4.01932 .
- Геро, Стивен (1982). «Престол Петра в Вавилоне: западное влияние на экклезиологию раннего персидского христианства». У Нины Г. Гарсоян; Томас Ф. Мэтьюз; Роберт В. Томсон (ред.). Восток Византии: Сирия и Армения в период становления . Думбартон-Оукс. стр. 45–51. ISBN 978-0-88402-104-9 .
- Хаттер, Ирмгард (2007). «Оксфордский «Imagemenologion» В Мартине Хинтербергере (ред.). искусство: Исследования византийской литературы, посвященные Вольфраму Хёранднеру , стр. 143–180. Византийское языковое » . .ISBN 978-3-11-019501-9 .
- Лапидж, Майкл (2005). «Акка Хексема и происхождение древнеанглийского мартиролога ». Аналекта Болландиана . 123 (1): 29–78. дои : 10.1484/j.abol.4.00189 .
- «Миль, епископ и мученик в Персии, около 340 г.» . Культ святых в поздней античности: от истоков до примерно 700 г. н.э. во всем христианском мире . Оксфордский университет. 2017 . Проверено 6 мая 2020 г.
- Маллен, Родерик Л. (2004). Расширение христианства: географический справочник первых трех столетий . Брилл.
- Никодим (2005) [1819]. Synaxaristis: из двенадцати месяцев одиннадцатого числа [ Synaxaristis: ton dodeka minon tou eniaftou ]. Том. 1. Экдосей Домос.
- Рауэр, Кристина, изд. (2013). Древнеанглийский мартиролог: издание, перевод и комментарии . Д.С. Брюэр.
- Сен-Лоран, Жанна-Николь Меллон; Майкельсон, Дэвид А.; Гибсон, Натан П., ред. (2016). «Майлз, епископ Суса — ������������” . Кадише: Путеводитель по сирийским святым . Сирийский биографический словарь, Vol. 1. Сирияка.орг.
- Смит, Кайл (2016). Константин и пленные христиане Персии: мученичество и религиозная идентичность в поздней античности . Издательство Калифорнийского университета.
- Созомен (1855). Церковная история Созомена, включающая историю Церкви с 324 по 440 годы нашей эры . Перевод Эдварда Уолфорда. Лондон: Генри Г. Бон.
- Стивенсон, Джейн (1998). «Ефрем Сирин в англосаксонской Англии» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 1 (2): 253–272. дои : 10.31826/hug-2010-010116 . S2CID 188096286 .
- Уилмшерст, Дэвид (2011). Церковь мучеников: история Церкви Востока . Издательство Восток и Запад.
- Вуд, Филип (2013). Хроники Сирта: христианское историческое воображение в позднеантичном Ираке . Издательство Оксфордского университета.