Вахкотовин
Вахкотовин — слово на языке кри , обозначающее взаимосвязанную природу отношений, сообществ и природных систем. Его буквальное значение — «родство», но оно часто используется для обозначения законов кри или кодексов поведения кри.
Этимология
[ редактировать ]На языке кри nêhiyaw wiyasowêwina буквально переводится как «законы кри», а wiyasowêwina означает процесс плетения. [ 1 ] Однако закон почти всегда называют вахкохтовин , что означает «родство». [ 2 ] в отношении отношений человека с системами, частью которых он является, и ответственности внутри них. Как таковое, « вакотовин » не полностью эквивалентно доминирующим западным концепциям «закона», например, потому, что кри вахкотовин не относится исключительно к позитивистским или формалистическим правилам. [ 1 ] Скорее, вахкотовин — это набор обязательств, вытекающих из роли человека в его или ее сообществе. [ 3 ]
Происхождение
[ редактировать ]Понимание вахкохтовина может иметь священное происхождение, может исходить из позитивистских правил или из наблюдений за окружающей средой. [ 4 ] Знания из этих источников затем обрабатываются посредством обсуждения, церемоний и рассказывания историй. Закон кри живет прежде всего благодаря историям, которые являются одними из наиболее важных ссылок на законы коренных народов . [ 2 ]
Функции
[ редактировать ]Самая повторяющаяся тема в вахкотовине — круг. Вахкотовин означает взаимосвязанность, поэтому круги используются как символы, обозначающие то, как каждый элемент системы является частью целого. [ 3 ] Это подтверждает единство под Творцом и внутри сообщества и представляет собой континуум жизни. [ 5 ] Вахкотовин иногда физически принимает эту форму; например, сообщество может собираться в круги для молитвы, обсуждения и исцеления. [ 5 ]
Законодательство Кри использует различные круги как визуальный способ концептуализации различных правовых принципов; Обычно существует четыре элемента или стадии, составляющие данный круг. Например, самая фундаментальная метафора круга описывает четыре типа людей; когда человек понимает свою идентичность в этом круге, тогда он принимает на себя ответственность, сопровождающую эту идентичность. [ 6 ] Задуманный как серия концентрических кругов, дети (самые ценные и ценные) помещены в центр. Следующими идут старые; они являются хранителями и учителями знаний и представляют прошлое. Женщины, воспитатели и защитники, занимают третье место, а мужчины, отвечающие за безопасность, составляют самый внешний круг. [ 3 ]
Другая важная метафора круга в мировоззрении кри представляет собой личную идентичность. Самый внутренний уровень представляет личность, за ним следуют семья, сообщество и нация соответственно. В мировоззрении кри идентичность неотделима от земли, дома, сообщества или семьи; все эти вещи вместе составляют здоровый вахкотовин . [ 3 ]
Обучение
[ редактировать ]Церемонии парной важны для передачи юридических протоколов и учений нехияу, поскольку они позволяют красоте убедить участников в важности закона. [ 7 ]
Инициатива в Саскачеване предложила создать класс в Вахкохтовине , в котором основное внимание уделялось обсуждению права с точки зрения широких масс. [ 8 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Веб-сайт Комиссии истины и примирения Канады
- Фридланд, Хэдли (2009). Правовые принципы Ветико (Виндиго): реагирование на вредных людей в обществах Ари, Анишинабек и Сото - прошлое, настоящее и будущее использование, с акцентом на современное насилие и проблемы виктимизации детей (диссертация магистра права). Юридический факультет Университета Альберты [неопубликовано].
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Линдберг, Дарси (2020). «Nêhiyaw Âsky Wiyasiwêwina: Закон о земле равнинного кри и конституционное / экологическое примирение» . Канада: Университет Виктории. п. 40 . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Снайдер Э., Наполеон V, Берроуз Дж (2015). «Гендер и насилие: использование правовых ресурсов коренных народов» (PDF) . Обзор законодательства UNC . 48 :800 . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фламинио, Анна Луиза (2013). Глэду через Вакотовин: Социальная история через призму родства кри в исправительных учреждениях и условно-досрочном освобождении (Диссертация магистра права). Юридический колледж Университета Саскачевана [неопубликовано]. стр. 18–26. CiteSeerX 10.1.1.842.2573 .
- ^ Заимствует Дж (2010). Конституция коренных народов Канады . Бейлен: Издательство Университета Торонто. п. 24. ISBN 9781442698529 .
- ^ Перейти обратно: а б Комиссия по установлению истины и примирению Канады (2015 г.). Школы-интернаты Канады: примирение: заключительный отчет Комиссии по установлению истины и примирению Канады, том 6 (отчет). Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 58–59.
- ^ Наполеон V (2007). «Размышляя о законах коренных народов» (PDF) . Национальный центр управления коренными народами . 1 (1):15 . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Линдберг, Дарси (01 января 2018 г.). «Мийо Нехиявивин: церемониальная эстетика и юридическая педагогика Нехияу». Журнал права коренных народов юридического факультета Университета Торонто . 16 : 51–65. ISSN 1703-4566 .
- ^ Бюлер, Сара (2017). «Чтение закона и представление о правосудии в классе Вахкотовина» . Виндзорский ежегодник доступа к правосудию . 34 (1): 175–188. дои : 10.22329/wyaj.v34i1.5011 . ISSN 2561-5017 . S2CID 148767988 . Проверено 10 ноября 2023 г.