Jump to content

Гнезненские двери

Гнезненские двери - восемнадцать сцен из жития святого Адальберта

Гнезненские двери ( польский : Drzwi Gnieźnieńskie , латынь : Porta Regia ) — пара бронзовых дверей, расположенных у входа в Гнезненский собор в Гнезно , Польша . Они украшены восемнадцатью барельефами сцен из жизни святого Адальберта (по- Войцех польски ) , чьи останки были куплены на вес золота, привезены обратно в и помещены в него . собор [1] [2] Собор представляет собой готическое здание, двери которого были перенесены из более раннего храма. Двери были изготовлены около 1175 года, во времена правления Мешко III Старого , и являются одним из важнейших произведений романского искусства в Польше .

Размещение начала дверей

[ редактировать ]

Определение происхождения дверей было предметом многочисленных дискуссий. Очевидно, что их стиль происходит из области Мосан в современной Бельгии и Франции. Утверждается, что местом их производства является Хильдесхайм (дом знаменитых дверей Бернварда около 1015 года), Богемия , Фландрия (возможно, Льеж ) или местное производство. [3] Сварценский говорит, что «рисунок и восковая модель, Льеж (?)», но «отлиты в Гнезно (?)», «вскоре после 1127 года», но сейчас эта дата кажется мнением меньшинства - это был год, когда голова святого Адальберта была « восстановлен», не побывав с первой партией реликвий. [4] Другая возможность состоит в том, что художники и мастера были импортированы для заказа с дальнего Запада, что, возможно, проще, чем перевозить единую часть левой двери в восковой или бронзовой форме через большую часть Европы. [5]

В это время Польская церковь имела прочные связи с Кельнской архиепархией и родиной искусства Мосан , которое в то время руководило западноевропейской обработкой металлов. [6] Вопрос не решен обнаружением во время реставрационных работ в 1956 году частично стертых надписей «me fecit me...us», «petrus» и «bovo luitinius/latinus», вероятно, дающих имя мастера, ответственного за работу. кастинг. Они означают «сделанный»… «Петром»…» из ? [места]», причем местоположение «luitinius», вероятно, относится либо к одному из четырех Лутинов в современной Польше (не все возможные кандидаты на данный момент), либо Лилль на севере Франции недалеко от региона Мосан или Лучино недалеко от Комо на севере Италии. Если читается «latinus» или «Петр Латинянин создал меня», значение еще менее ясно, но это считается менее вероятным прочтением. Ни одно имя не известно ни в каком другом контексте. [7]

Описание

[ редактировать ]
Сцена №. 4 от левой двери – Адальберт молится перед святыней.
Сцена №. 5. с левого фланга – Адальберт становится епископом.
Сцена №. 14. с правой створки - мученичество Адальберта.
Сцена №. 16 с правого фланга - Болеслав выкупает тело Адальберта у пруссаков.

Левая дверь (обращённая к рельефам снаружи собора) имеет высоту 328 см и ширину 84 см, правую — высоту 323 см и ширину 83 см. Оба имеют толщину от 1,5 до 2,5 см. Они были отлиты из бронзы методом литья по выплавляемым моделям из смеси меди, олова с небольшим количеством свинца, с добавлением мелких деталей после литья с помощью гравировальных инструментов. [8] Левый лист был отлит цельным, а правый — из 24 литых секций, которые затем спаялись вместе. Оба молотка с головой льва, которые не совмещены должным образом, также были отлиты отдельно и припаяны. [9]

Двери собора Хильдесхайма , построенные примерно в 1015 году, были первыми, кто отлил большую дверь, в основном покрытую рельефами, из одной детали, что было значительно сложнее, чем обычная техника изготовления более ранних итальянских бронзовых дверей, в которых использовались бронзовые рельефные отливки, прикрепленные к деревянное ядро. [10] Простые двери без фигуративного декора уже были отлиты целиком в Германии - например, для Карла Великого начала 9-го века Палатинской капеллы в Аахене , следуя римским технологиям, сохраненным византийцами . [11]

Левая дверь Гниезо выполнена по методу Хильдесхайма. Рельеф также обычно намного выше на левой двери, до 75% по некоторым цифрам, тогда как немногие на правой двери достигают 25%. [12] Вокруг центральных панелей проходит декоративный фриз из « ринсо » в стиле Мосан, или завитой листвы, с небольшими фигурками астрологических персонификаций и других предметов через промежутки.

Адальберт принял мученическую смерть, пытаясь обратить в свою веру язычников- пруссаков , которые показаны в некоторых сценах, что дает редкую, почти современную запись их внешности; На момент изготовления дверей пруссаки оставались в основном язычниками. Проиллюстрировать жизнь одного святого в таком монументальном масштабе было весьма необычно в тот период, и двери — единственные романские двери в Европе с такой программой. [13] Возможно, рисунки следовали ныне утерянному циклу иллюминированной рукописи жития святого, хотя даже в произведениях такого рода такое расширенное графическое изображение жизни святого было необычным. Сохранились два жития Адальберта , написанные около 1000 года, вскоре после его смерти, но нет иллюминированных копий, проливающих свет на визуальные источники дверей, хотя их тексты помогают объяснить сцены. [14]

Каким бы ни было происхождение рисунков, композиции демонстрируют заимствования из более распространенных сюжетных композиций, к которым обычно прибегали художники раннего Средневековья, сталкиваясь с новым сюжетом. Создание новых композиций не входило в их обучение. Некоторые сцены адаптированы к сюжетам из жизни Христа и другим моделям. Левая дверь показывает его молодость и жизнь на христианской территории. Правая дверь показывает его миссионерскую деятельность, очевидно, игнорируя деятельность за пределами современной Польши. [15] Их иконография «ясно показывает, что они были сделаны как политическое заявление». [16]

Тематика панелей

[ редактировать ]

Последовательность начинается от нижней части левой двери вверх, затем к правой двери вниз. Адальберт («он») — центр всех сцен. [17]

1) Его рождение и крещение в двух сценах.
2) Будучи больным ребенком, его спасают, помещая на алтарь, посвященный Деве Марии.
поместили его в монастырь в Магдебурге. 3) Родители по его просьбе
4) Он молится перед храмом (с молотком)
5) Император Оттон II дарит ему свой епископский посох , что произошло в Вероне.
6) Он изгоняет беса из одержимого человека.
7) У него есть видение Христа, говорящего ему спасти христиан от рабства еврейских торговцев. [18]
8) Он умоляет герцога Богемского освободить христианских рабов их еврейскими хозяевами.
9) Несчастный случай с кувшином для вина: когда он уронил один, он не разбился.
10) Он приземляется в Гданьске на корабле (вверху правой двери).
11) Он совершает там конверсии
12) Он проповедует
13) Он служит мессу утром в день своей смерти, справа стоят враждебно настроенные пруссаки.
14) Его убивают двое мужчин, пока его товарищи смотрят.
15) Его тело выставлено напоказ, а отрубленная голова на столбе; орел охраняет его (с молотком)
16) Его останки выкуплены польским правителем у пруссаков, на вес золота.
17) Его останки перевезены обратно в Гнезно.
18) Его останки захоронены в Гнезненском соборе (внизу правой двери).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гнезненская архиепархия
  2. ^ Ядвига Ирена Данец Послание веры и символа в европейских средневековых бронзовых церковных дверях, глава вторая: «Человек, флора и фауна в бронзовой двери собора Гнезно в Польше», стр. 23-66, Дэнбери, Коннектикут, Rutledge Books , Инк., 1999 г., ISBN   1-887750-95-9 .
  3. ^ Нормана Дэвиса Источники в God's Playground , с. 65, скажем, Фландрия около 1175 года. О Богемии см. следующее примечание.
  4. Сварценский, стр.59 (примечание к табл. 116). Grove Art , «Романский стиль, §VI: Металлообработка» говорит «около 1135 года, возможно, Богемия» и «вероятно около 1170 года», написанные художниками Мосана в разных частях одной и той же статьи (по состоянию на 4 января 2010 г.). Лишь немногие непольские источники поддерживают местное производство, несмотря на польский акцент в иконографии.
  5. ^ Цехановецкий, Эндрю (1970). «Сокровища польского искусства в Королевской академии». Журнал Берлингтон . 112 (803): 120–124. JSTOR   876239 .
  6. ^ Цехановецкий, Эндрю (1970). «Сокровища польского искусства в Королевской академии». Журнал Берлингтон . 112 (803): 120–124. JSTOR   876239 .
  7. ^ первая ссылка , [1] [2] ,
  8. ^ Несбитт, 214
  9. ^ Калкинс, 103, Кэмбелл, 318
  10. ^ Калкинс, 103, Кэмбелл, 318
  11. ^ Кэмпбелл, 318
  12. ^ Королевский археологический институт (Лондон) (1852 г.). Археологический журнал . Королевский археологический институт.
  13. ^ Том 1 «Мирового искусства: темы единства в разнообразии: Акты XXVI Международного конгресса истории искусства» , изд. Ирвинг Лавин, с. 53, Издательство Пенсильванского государственного университета, 1989, ISBN   0-271-00607-2 , ISBN   978-0-271-00607-9 Книги Google
  14. ^ Несбитт, 214–215.
  15. ^ Клочовский, Ежи, История польского христианства , 2-е изд., Cambridge University Press, 2000, ISBN   0-521-36429-9 , ISBN   978-0-521-36429-4 , книги Google
  16. Oxford Art Online (Grove), «Дверь», по состоянию на 4 января 2010 г.
  17. ^ Все предметы из Nesbitt, 220-225 и U źródeł Polski, стр. 148, София Курнатовская. См. также статью в немецкой Википедии и внешнюю ссылку на Гнезно (на польском языке). Все они относятся к событиям в двух ранних биографиях.
  18. ^ В источниках Польши, стр. 148, Зофья Курнатовская.
  • Кэмпбелл, Гордон, Энциклопедия декоративного искусства The Grove, том 2 , «Дверь», с. 318, Издательство Оксфордского университета, США, 2006 г., ISBN   0-19-518948-5 , ISBN   978-0-19-518948-3 онлайн
  • Калкинс, Роберт Г.; Памятники средневекового искусства , Даттон, 1979 г., ISBN   0-525-47561-3
  • Несбитт, Александр, О ​​бронзовых дверях Гнесенского собора , в «Археологическом журнале» , Лондон, том 9, 1852 г.? онлайн
  • Сварценски, Ханнс. Памятники романского искусства; Искусство церковных сокровищ в Северо-Западной Европе , Фабер и Фабер , 1974, ISBN   0-571-10588-2
  • Зофия Курнатовская, У истоков Польши, стр. 148, Варшава-Вроцлав, 2002 г. (на польском языке).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Стандартный труд (на польском языке) Drzwi Gnieźnieńskie , 3 тома, изд. М. Валицкий, Вроцлав, 1956 г.
  • Гольдшмидт, Адольф , Бронзовые двери Новгорода и Гнесена , Марбург 1932, (Раннесредневековые бронзовые двери. 2)
  • Павол Черный: Житие св. Адальберт Пражский на бронзовой двери Гнезно . В: Тысяча лет бенедиктинцев в монастырях Бржевнова, Браунау и Рора. EOS Verlag Archabbey St. Ottilien 1993, ISSN   0303-4224 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66a320c7f08c06fc6d181709b7994c34__1717500600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/34/66a320c7f08c06fc6d181709b7994c34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gniezno Doors - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)