Гутлак из Кроуленда
Гутлак из Кроуленда | |
---|---|
Отшельник | |
Рожденный | 673 Королевство Мерсия |
Умер | 714 (40–41 год) Кройленд, Королевство Мерсия |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь Англиканская церковь |
Главный храм | Кроулендское аббатство (до 1539 г.) |
Праздник | 11 апреля |
Святой Гутлак Кроулендский ( древнеанглийский : Gūðlāc ; латинский : Guthlacus ; 674–714 гг. н.э.) был христианским отшельником и святым из Линкольншира в Англии. Его особенно почитают в болотах восточной Англии.
Биография
[ редактировать ]Гутлак был сыном Пенвальха или Пенвальда, дворянина английского королевства Мерсия , и его жены Тетте. Сестра Гутлака почитается как Святая Пега . В молодости Гутлак сражался в армии короля Мерсии Этельреда ( годы правления 675–704 ). Впоследствии он стал монахом в монастыре Рептон в Дербишире в возрасте 24 лет под руководством тамошней настоятельницы (Рептон был двойным монастырем ). Два года спустя он решил жить жизнью отшельника и переехал на остров Кройленд, ныне называемый Кроуленд (в современном Линкольншире ), в день Святого Варфоломея в 699 году. Его ранний биограф Феликс писал в начале VIII век утверждает, что Гутлак мог понимать strimulentes loquelas («свистящая речь»). [1] англоязычных демонов, которые преследовали его там только потому, что Гутлак провел некоторое время в изгнании среди кельтских бриттов . [2]
Гутлак построил небольшую молельню и кельи на краю разграбленного кургана на острове. Там он жил до своей смерти 11 апреля 714 года. Феликс, живя в памяти о Гутлаке, описал существование своего отшельника:
На упомянутом острове находился холм, сложенный из комьев земли, который жадные посетители пустыни раскопали в надежде найти там сокровища; сбоку от него, по-видимому, было что-то вроде цистерны, и в этом Гутлаке начал жить человек блаженной памяти, построив над ним хижину. С тех пор, как он впервые поселился в этом ските, это было его неизменным правилом жизни: не носить ни шерстяных, ни льняных одежд, ни какой-либо другой мягкой материи, но всю свою уединенную жизнь он проводил в кожаных одеждах. Действительно, настолько велико было воздержание в его повседневной жизни, что с тех пор, как он начал населять пустыню, он не ел никакой пищи, за исключением того, что после захода солнца он съедал кусок ячменного хлеба и небольшую чашку мутной воды. Ибо когда солнце достигло своих западных пределов, тогда он с радостью вкусил немного провизии для нужд этой смертной жизни. [3]
Гутлак страдал от лихорадки и болотной лихорадки .
Благочестивая и святая аскетическая жизнь Гутлака стала притчей во языцех, и многие люди посещали отшельника при его жизни, ища у него духовного руководства. Он предоставил убежище Этельбальду , будущему королю Мерсии , который бежал от своего двоюродного брата Кеолреда ( годы правления 709–716 ). Гутлак предсказал, что Этельбальд станет королем, и Этельбальд пообещал построить ему аббатство, если его пророчество сбудется. Этельбальд действительно стал королем ( годы правления 716–757 ), и хотя Гутлак умер двумя годами ранее, Этельбальд сдержал свое слово и начал строить аббатство Кроуленд в день Святого Варфоломея 716 года. Праздник Гутлака отмечается 11 апреля.
VIII века Латинская Vita Santi Guthlaci , написанная Феликсом, описывает вход демонов в камеру Гутлака: [4] [5]
[...] они были свирепы на вид, ужасны по форме, с большими головами, длинными шеями, тонкими лицами, желтым цветом лица, грязными бородами, лохматыми ушами, дикими лбами, свирепыми глазами, скверными ртами, конскими зубами, глотками, извергающими пламя, искривленные челюсти, толстые губы, резкие голоса, опаленные волосы, толстые щеки, голубиная грудь, паршивые бедра, узловатые колени, кривые ноги, опухшие лодыжки, растопыренные ступни, раздвинутые рты, хриплые крики. Ибо их могучие крики стали настолько ужасными, что они заполнили своим нестройным ревом почти все пространство между землей и небом.
Феликс записывает предвидение Гутлаком своей смерти, когда он разговаривал с ангелами в свои последние дни. В момент смерти из его рта исходил сладкий запах, подобный нектару, когда его душа покинула его тело в луче света под пение ангелов. Гутлак запросил свинцовый гроб и льняное полотно у Экгбура, аббатисы Рептонского аббатства , чтобы его погребальные обряды могла совершить его сестра Пега . Приехав на следующий день после его смерти, она обнаружила, что остров Кроуленд наполнен ароматом амброзии. Тело она похоронила на кургане после трехдневной молитвы. Год спустя Пега получил божественное призвание перенести гробницу и реликвии в ближайшую часовню: говорят, что тело Гутлака было обнаружено неповрежденным, а его саван сиял светом. Впоследствии Гутлак явился в чудесном видении Этельбальду , предсказывая, что он станет будущим королем Мерсии . [6]
Культ Гутлака продолжался среди монашеской общины в Кроуленде, и в конечном итоге в 971 году было основано аббатство Кроуленд как бенедиктинское учреждение. Серия пожаров в аббатстве означает, что сохранилось лишь несколько записей, относящихся к периоду до 12 века. Известно, что в 1136 году останки Гутлака были перенесены еще раз и, наконец, в 1196 году его святыня была помещена над главным алтарем. [7]
Другие аккаунты
[ редактировать ]Короткая древнеанглийская проповедь ( Верчелли XXIII) и более длинный прозаический перевод на древнеанглийский язык основаны на « Жизнеописании» Феликса . Есть также два стихотворения на древнеанглийском языке, известные как «Гутлак А» и «Гутлак Б» десятого века , которые входят в Эксетерскую книгу , старейший сохранившийся сборник английской поэзии. Связь Гутлака А Феликса с Житием обсуждается, но Гутлак Б основан на рассказе Феликса о смерти святого.
История Гутлака изложена в графическом виде в « Свитке Гутлака» , наборе подробных иллюстраций начала 13 века. Он хранится в Британской библиотеке , а копии выставлены в аббатстве Кроуленд.
Другой отчет, также датируемый периодом нормандского завоевания , был включен в «Церковную историю Ордерика Виталиса» , которая, как и « Свиток Гутлака», была заказана аббатом аббатства Кроуленд. В то время, когда ему бросала вызов корона, аббатство в значительной степени полагалось на культ Гутлака, что делало его местом паломничества и исцеления. Это отражено в смещении акцентов по сравнению с более ранними рассказами Феликса и других. Отчеты после завоевания изображают его скорее защитником церкви, чем святым подвижником; вместо того, чтобы жить в древнем кургане, они изображают Гутлака, наблюдающего за строительством часовни из кирпича и камня на месте аббатства. [8]
Деревня Голкар в Йоркшире на окраине Хаддерсфилда названа в честь святого Гутлака, проповедовавшего в этом районе в 8 веке. Название деревни записано в Книге Судного дня 1086 года как Гуллакаррес.
Было высказано предположение, что Шекспир при написании «Бури» использовал утраченную пьесу по мотивам Святого Гутлака . [9]
Обсуждение названия «Гутлак» см. в эссе Пола Кавилла «Именование Гутлака». [10]
Стипендия Святого Гутлака
[ редактировать ]Сообщество Святого Гутлака, основанное в 1987 году, представляет собой группу церквей, разделяющих посвящение Святому Гутлаку. Его собратья таковы: [11]
- Кроулендское аббатство , Кроуленд , Линкольншир
- Церковь Святого Гутлака, Аствик , Бедфордшир
- Приходская церковь Всех Святых, Брэнстон , Линкольншир
- церковь Богоматери и Святого Гутлака Римско-католическая , Дипинг-Сент-Джеймс , Линкольншир
- Церковь Святого Гутлака, Литл-Коварн , Херефордшир
- Церковь Святого Гутлака, Маркет Дипинг , Линкольншир
- Церковь Святого Гутлака, Фиштофт , Линкольншир
- Церковь Святого Гутлака, Найтон , Лестершир
- Церковь Святого Гутлака, Литл-Понтон , Линкольншир
- Церковь Святого Гутлака, Пассенхэм , Нортгемптоншир
- Церковь Святого Гутлака, Статерн , Лестершир
- Церковь Святого Гутлака, Брэнстон , Лестершир
Галерея
[ редактировать ]- Раундель из Гутлака Свитка , 1210: Гутлак в созерцании
- Раундель из Гутлакского рулона , 1210 год: Гутлак строит часовню в Кроуленде.
- Кроулендское аббатство
- На гербе аббатства Кроуленд изображены бичи и ножи для свежевания святого Варфоломея.
- Святой Гутлак, витраж, аббатство Кроуленд
- Церковь Святого Гутлака (12C), Литл-Коварн, Херефордшир
- Церковь Святого Гутлака, Аствик , Бедфордшир
- Церковь Святого Гутлака, Статерн , Лестершир
- Церковь Святого Гутлака, Маркет Дипинг , Линкольншир
- Церковь Святого Гутлака, Литл-Понтон , Линкольншир
- Церковь Святого Гутлака, Фиштофт , Линкольншир
- Церковь Всех Святых, Брэнстон , Линкольншир
- Церковь Святого Гутлака, Пассенхэм , Нортгемптоншир
См. также
[ редактировать ]- Церковь Святого Гутлака, Брэнстон , Лейкс.
- Церковь Святого Гутлака, Market Deeping , Линкс.
- Приорат Святого Гутлака , Херефорд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Колгрейв 1985
- ^ HR Loyn , Англосаксонская Англия и норманнское завоевание , 2-е изд., 1991:11.
- ^ Сравнивать: Феликс (1848 г.). Гудвин, Чарльз Уиклиф (ред.). Англосаксонская версия Жития святого Гутлака. Первоначально написано на латыни Феликсом (обычно называемым) из Кроуленда . Перевод Гудвина, Чарльза Уиклифа . Лондон: Джон Рассел Смит. п. 27 . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Коэн, Джеффри Дж. (2003), Средневековые машины идентичности , Средневековые культуры, том. 35, Университет Миннесоты , стр. 35. 149, ISBN 0-8166-4002-5 , Глава IV, Одиночество Гутлака
- ^ Колгрейв, Бертрам (12 сентября 1985 г.) [1956], Жизнь Феликса святого Гутлака , Кембридж: Издательство Кембриджского университета , стр. 103, ISBN 0-521-31386-4
- ^ Уильямс 2006 , стр. 205–206.
- ^ Робертс 2005 г.
- ^ Черный 2007
- ^ Тодд Эндрю Борлик, «Калибан и болотные демоны Линкольншира: английскость бури Шекспира», Шекспир , том 9, 2013. < [1] .
- ^ Кавилл, Пол. «Именование Гутлака», Ноттингемский университет.
- ^ Стипендия Святого Гутлака .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Феликс, Vita Sancti Guthlaci , латинская проза начала VIII века. Жизнь святого Гутлака :
- Колгрейв, Бертрам (ред. и тр.). Житие святого Гутлака Феликса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1956 г.
- Древнеанглийский прозаический перевод / адаптация (конец 9 или начало 10 века) «Жизни святого Гутлака» Феликса:
- Гонсер, П. (ред.). Англосаксонская прозаическая жизнь святого Гутлака . Английские исследования 27. Гейдельберг, 1909 г.
- Гудвин, Чарльз Уиклиф (изд. и тр.) Англосаксонская версия жизни святого Гутлака, отшельника Кроуленда . Лондон, 1848 г.
- Две главы из адаптации древнеанглийской прозы, включенные в Проповедь Верчелли 23.
- Скрэгг, Д.Г. (ред.) Проповеди Верчелли и родственные тексты . EETS 300. Оксфорд: University Press, 1992.
- Гутлак А и Гутлак Б (староанглийские стихи):
- Робертс, Джейн (ред.) Стихи Гутлака из Эксетерской книги . Оксфорд: Clarendon Press, 1979.
- Крапп Г. и ЭВК Добби (ред.). Книга Эксетера . Англосаксонские поэтические отчеты 3. 1936. 49–88.
- Брэдли, SAJ (тр.) Англосаксонская поэзия . Лондон: Обыватель, 1982.
- Мьюир, Бернард Дж. (2000), Эксетерская антология древнеанглийской поэзии: издание Exeter Dean и глава MS 3501 (2-е изд.), University of Exeter Press , ISBN 0-85989-630-7
- Harley Roll или Guthlac Roll (BL, Harleian Roll Y.6)
- Уорнер, Г.Ф. (ред.). Гутлакский ролл . Роксбургский клуб, 1928 год. 25 пластин в факсимиле.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Блэк, Джон Р. (2007), «Традиции и трансформация в культе Святого Гутлака в раннесредневековой Англии» , The Heroic Age , 10
- Кубитт, Кэтрин. «Память и повествование в культе ранних англосаксонских святых» Использование прошлого в раннем средневековье , изд. Мэтью Иннес
- Олсен, Александра. Гутлак Кройлендский: исследование героической агиографии . Вашингтон, 1981 год.
- Пауэлл, Стивен Д. «Путешествие вперед: элегическое утешение в Гутлаке Б ». Английские исследования 79 (1998), стр. 489–500.
- Робертс, Джейн. «Староанглийский прозаический перевод Vita Sancti Guthlaci Феликса » Исследования ранней древнеанглийской прозы: шестнадцать оригинальных вкладов , изд. Пол Э. Шармах. Олбани, 1986, стр. 363–379.
- Робертс, Джейн. «Перечень ранних материалов Гутлака» Medieval Studies 32 (1970), стр. 193–233.
- Шарма, Маниш. «Переосмысление Гутлака А : Крайности святости». Журнал английской и германской филологии 101 (2002), стр. 185–200.
- Шук, Лоуренс К. «Курган в Гутлаке А». Современная филология 58, 1 (август 1960 г.), стр. 1–10.
- Скоро Ай, Лоу. «Ментальная культура в Гутлаке Б ». Неофилолог 81 (1997), стр. 625–636.
- Робертс, Джейн. «Гутлак Кроулендский, святой Средней Англии». Специальная статья Фёрси 3. Норидж: Паломники Фёрси, 2009. 1–36 [2]
- Уильямс, Ховард (2006), Смерть и память в Британии раннего средневековья , Кембриджские исследования в области археологии, издательство Кембриджского университета , ISBN 0-521-84019-8
- Робертс, Джейн (2005), Браун, Мишель П.; Фарр, Кэрол Энн (ред.), Агиография и литература: случай Гутлака Кроулендского , Мерсия: англосаксонское королевство в Европе, Continuum International, стр. 69–86, ISBN 0-8264-7765-8