Миф об Осирисе

Миф об Осирисе — самая сложная и влиятельная история в древнеегипетской мифологии . Речь идет об убийстве бога Осириса , первобытного царя Египта , и его последствиях. Убийца Осириса, его брат Сет , узурпирует его трон. Тем временем жена Осириса Исида восстанавливает тело мужа, позволяя ему посмертно зачать их сына Гора . Оставшаяся часть истории сосредоточена на Горе, продукте союза Исиды и Осириса, который сначала является уязвимым ребенком, которого защищает его мать, а затем становится соперником Сета за трон. Их часто жестокий конфликт заканчивается триумфом Гора, который восстанавливает маат (космический и социальный порядок) в Египте после неправедного правления Сета и завершает процесс воскрешения Осириса.
Миф с его сложной символикой является неотъемлемой частью древнеегипетских представлений о царской власти и преемственности , конфликте между порядком и беспорядком, и особенно о смерти и загробной жизни . Он также выражает основной характер каждого из четырех божеств, находящихся в его центре, и многие элементы их поклонения в древнеегипетской религии были заимствованы из мифа.
Миф об Осирисе достиг своей основной формы примерно в 24 веке до нашей эры или раньше. Многие из его элементов возникли из религиозных идей, но борьба между Гором и Сетом, возможно, была частично вдохновлена региональным конфликтом в додинастические или раннединастические времена. Ученые попытались разобраться в точной природе событий, породивших эту историю, но не пришли к окончательным выводам.
Части мифа встречаются в самых разных египетских текстах : от погребальных текстов и магических заклинаний до коротких рассказов. Таким образом, эта история более подробная и связная, чем любой другой древнеегипетский миф. Однако ни один египетский источник не дает полного описания мифа, и источники сильно различаются в своих версиях событий. Греческие и римские сочинения, особенно «Об Исиде и Осирисе» , Плутарха предоставляют больше информации, но не всегда точно отражают египетские верования. Благодаря этим сочинениям миф об Осирисе сохранился после того, как знания о большинстве древних египетских верований были утеряны, и он до сих пор хорошо известен.
Источники
[ редактировать ]Миф об Осирисе оказал глубокое влияние на древнеегипетскую религию и был популярен среди простых людей. [ 1 ] Одной из причин такой популярности является основной религиозный смысл мифа, который подразумевает, что любой умерший человек может достичь приятной загробной жизни. [ 2 ] Другая причина заключается в том, что персонажи и их эмоции больше напоминают жизнь реальных людей, чем жизнь большинства египетских мифов, что делает историю более привлекательной для населения в целом. [ 3 ] В частности, миф передает «сильное чувство семейной верности и преданности», как египтолог Дж. Гвин Гриффитс , в отношениях между Осирисом, Исидой и Гором. выразился [ 4 ]
Благодаря такой широкой привлекательности, этот миф появляется в более древних текстах, чем любой другой миф, и в исключительно широком диапазоне египетских литературных стилей . [ 1 ] Эти источники также предоставляют необычное количество деталей. [ 2 ] Древнеегипетские мифы фрагментарны и расплывчаты; религиозные метафоры, содержащиеся в мифах, были важнее связного повествования. [ 5 ] Каждый текст, содержащий миф или его фрагмент, может адаптировать миф для своих конкретных целей, поэтому разные тексты могут содержать противоречивые версии событий. [ 6 ] Поскольку миф об Осирисе использовался по-разному, версии часто противоречат друг другу. Тем не менее, фрагментарные версии, взятые вместе, придают ему большее сходство с целостной историей, чем большинство египетских мифов. [ 7 ]

Самые ранние упоминания мифа об Осирисе содержатся в « Текстах пирамид» , первых египетских погребальных текстах , которые появились на стенах погребальных камер пирамид в конце Пятой династии , в 24 веке до нашей эры. Эти тексты, состоящие из разрозненных заклинаний или «высказываний», содержат идеи, которые, как предполагается, относятся к еще более ранним временам. [ 8 ] Тексты посвящены загробной жизни царя, похороненного в пирамиде, поэтому они часто ссылаются на миф об Осирисе, который глубоко связан с царствованием и загробной жизнью. [ 9 ] Основные элементы истории, такие как смерть и восстановление Осириса и борьба между Гором и Сетом , появляются в высказываниях «Текстов пирамид». [ 10 ] Погребальные тексты, написанные в более позднее время, такие как « гробов Тексты для Среднего царства» (ок. 2055–1650 гг. до н. э.) и « Книга мертвых из Нового царства» (ок. 1550–1070 гг. до н. э.), также содержат элементы мифа. [ 11 ]
Другие типы религиозных текстов свидетельствуют о мифе, например, два текста Среднего царства: Драматический папирус Рамессеума и Стела Ихернофрета . Папирус описывает коронацию Сенусрета I , тогда как стела намекает на события ежегодного фестиваля Хояк. Ритуалы обоих этих фестивалей воспроизводили элементы мифа об Осирисе. [ 12 ] Наиболее полным древнеегипетским описанием мифа является «Великий гимн Осирису», надпись времен Восемнадцатой династии (ок. 1550–1292 гг. до н. э.), которая дает общее описание всей истории, но включает мало подробностей. [ 13 ] Другим важным источником является « Мемфисская теология» , религиозное повествование, включающее в себя описание смерти Осириса, а также разрешение спора между Гором и Сетом. Это повествование связывает царскую власть, которую представляют Осирис и Гор, с Птахом , создателем Мемфиса божеством - . [ 14 ] Долгое время считалось, что этот текст восходит к Древнему царству (ок. 2686–2181 гг. До н.э.) и рассматривался как источник информации о ранних этапах развития мифа. Однако с 1970-х годов египтологи пришли к выводу, что текст датируется самым ранним периодом Нового царства. [ 15 ]
Ритуалы в честь Осириса являются еще одним важным источником информации. Некоторые из этих текстов можно найти на стенах храмов , датируемых Новым Царством, эпохой Птолемеев (323–30 гг. до н. э.) или римской эпохой (с 30 г. до н. э. по четвертый век нашей эры). [ 16 ] Некоторые из этих поздних ритуальных текстов, в которых Исида и Нефтида оплакивают смерть своего брата, были адаптированы в погребальные тексты. В этих текстах мольбы богинь были призваны пробудить Осириса – и, следовательно, умершего человека – к новой жизни. [ 17 ]
Магические заклинания исцеления, которые использовались египтянами всех классов, являются источником важной части мифа, в котором Гор отравлен или иным образом заболевает, а Исида исцеляет его. Заклинания идентифицируют больного человека с Гором, чтобы он или она могли получить пользу от усилий богини. Заклинания известны по копиям папируса, которые служат инструкциями по целительским ритуалам, а также по специальному типу каменной стелы с надписями, называемой циппусом . Люди, ищущие исцеления, обливали эти чипи водой (считалось, что это действие наполняло воду целебной силой, содержащейся в тексте), а затем пили воду в надежде излечить свои недуги. Тема ребенка, находящегося под угрозой исчезновения, защищенного магией, также появляется на ритуальных жезлах с надписями из Среднего царства, которые были изготовлены за столетия до более детальных исцеляющих заклинаний, которые конкретно связывают эту тему с мифом об Осирисе. [ 18 ]
Эпизоды из мифа также были записаны в произведениях, которые, возможно, были задуманы как развлечение. Среди этих текстов особое место занимает « Борьба Гора и Сета », юмористический пересказ нескольких эпизодов борьбы между двумя божествами, относящийся к Двадцатой династии (ок. 1190–1070 гг. до н.э.). [ 19 ] Это ярко характеризует задействованных божеств; как говорит египтолог Дональд Б. Редфорд : «Гор предстает как физически слабая, но умная фигура, похожая на Шайбу, Сет [Сет] как сильный шут с ограниченным интеллектом, Ре-Хорахти [ Ра ] как предвзятый, угрюмый судья, а Осирис — красноречивый скряга с едким языком». [ 20 ] Несмотря на свой нетипичный характер, «Борьба» включает в себя множество древнейших эпизодов божественного конфликта, и многие события появляются в том же порядке, что и в гораздо более поздних рассказах, что позволяет предположить, что в то время, когда была написана история, формировалась традиционная последовательность событий. . [ 21 ]
Древнегреческие . и римские писатели, описывавшие египетскую религию в конце ее истории, записали большую часть мифа об Осирисе Геродот в V веке до нашей эры упомянул части мифа в своем описании Египта в « Истории» , а четыре столетия спустя Диодор Сицилийский представил краткое изложение мифа в своей «Исторической библиотеке» . [ 22 ] В начале II века нашей эры [ 23 ] Плутарх написал наиболее полное древнее описание мифа в книге «Об Исиде и Осирисе» , анализе египетских религиозных верований. [ 24 ] Изложение мифа Плутархом — это версия, которую чаще всего пересказывают современные популярные писания. [ 25 ] Сочинения этих классических авторов могут дать искаженное представление о египетских верованиях. [ 24 ] Например, «Об Исиде и Осирисе» включает множество интерпретаций египетских верований, на которые повлияли различные греческие философии , а описание мифа содержит части, не имеющие известных аналогов в египетской традиции. Гриффитс пришел к выводу, что некоторые элементы этого отчета были взяты из греческой мифологии и что работа в целом не была основана непосредственно на египетских источниках. [ 26 ] Его коллега Джон Бэйнс , с другой стороны, говорит, что в храмах могли храниться письменные отчеты о мифах, которые позже были утеряны, и что Плутарх мог использовать такие источники для написания своего повествования. [ 27 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Смерть и воскресение Осириса
[ редактировать ]В начале истории Осирис правит Египтом, унаследовав царство от своих предков по линии, восходящей к создателю мира, Ра или Атуму . Его царицей является Исида , которая вместе с Осирисом и его убийцей Сетом является одной из детей бога земли Геба и богини неба Нут . В египетских источниках содержится мало сведений о правлении Осириса; основное внимание уделяется его смерти и последующим событиям. [ 28 ] Осирис связан с животворящей силой, праведным царством и правлением Маат , идеальным естественным порядком, поддержание которого было фундаментальной целью в древнеегипетской культуре. [ 29 ] Сет тесно связан с насилием и хаосом. Следовательно, убийство Осириса символизирует борьбу между порядком и беспорядком, а также разрушение жизни смертью. [ 30 ]
В некоторых версиях мифа объясняется мотив Сета убить Осириса. Согласно заклинанию в « Текстах пирамид» , Сет мстит за удар, нанесенный ему Осирисом, [ 31 ] тогда как в тексте позднего периода Сет недовольен тем, что Осирис занимался сексом с Нефтидой , супругой Сета и четвертым ребенком Геба и Нут. [ 2 ] Само убийство часто упоминается, но никогда четко не описывается. Египтяне верили, что письменные слова способны влиять на реальность, поэтому они избегали напрямую писать о глубоко негативных событиях, таких как смерть Осириса. [ 32 ] Иногда они вообще отрицали его смерть, хотя из большинства преданий о нем ясно следует, что он был убит. [ 33 ] В некоторых случаях тексты предполагают, что Сет принимает форму дикого животного, например крокодила или быка, чтобы убить Осириса; в других они подразумевают, что труп Осириса брошен в воду или что он утонул. Эта последняя традиция является источником египетской веры в то, что люди, утонувшие в Ниле, были священными. [ 34 ] Даже личность жертвы может варьироваться, поскольку иногда это бог Хароэрис, старшая форма Гора, убитый Сетом, а затем отомщенный другой формой Гора, сыном Хароэриса от Исиды. [ 35 ]
К концу Нового царства сложилась традиция, согласно которой Сет разрезал тело Осириса на куски и разбросал их по Египту. Культовые центры Осириса по всей стране утверждали, что труп или отдельные его части были найдены рядом с ними. Можно сказать, что расчлененных частей насчитывалось до сорока двух, причем каждая часть приравнивалась к одному из сорока двух номов или провинций Египта. [ 36 ] Таким образом, бог королевской власти становится воплощением своего царства. [ 34 ]
За смертью Осириса следует либо междуцарствие , либо период, когда Сет принимает на себя царскую власть. Тем временем Исида с помощью Нефтиды ищет тело своего мужа. [ 36 ] В поисках или оплакивании Осириса двух богинь часто сравнивают с соколами или коршунами . [ 38 ] возможно, потому, что коршуны далеко путешествуют в поисках падали, [ 39 ] потому что египтяне связывали свои жалобные крики с криками горя, или из-за связи богинь с Гором, которого часто изображают в виде сокола. [ 38 ] В Новом царстве, когда смерть и возрождение Осириса стали ассоциироваться с ежегодным разливом Нила , оплодотворявшего Египет, воды Нила приравнивались к слезам траура Исиды. [ 40 ] или с телесными жидкостями Осириса. [ 41 ] Таким образом, Осирис олицетворял животворящую божественную силу, которая присутствовала в речной воде и в растениях, выросших после потопа. [ 42 ]
Богини находят и восстанавливают тело Осириса, часто с помощью других божеств, включая Тота , божество, которому приписывают великие магические и целебные силы, и Анубиса , бога бальзамирования и погребальных обрядов . Осирис становится первой мумией , и усилия богов восстановить его тело являются мифологической основой египетской практики бальзамирования, целью которой было предотвратить и обратить вспять разложение, которое следует за смертью. Эту часть истории часто дополняют эпизодами, в которых Сет или его последователи пытаются повредить труп, а Исида и ее союзники должны защитить его. Как только Осирис выздоравливает, Исида зачинает его сына и законного наследника Гора. [ 43 ] Одно двусмысленное заклинание в « Текстах гробов» может указывать на то, что Исида оплодотворяется вспышкой молнии, [ 44 ] в то время как в других источниках Исида, все еще в форме птицы, вдыхает дыхание и жизнь в тело Осириса своими крыльями и совокупляется с ним. [ 36 ] Возрождение Осириса, очевидно, не является постоянным, и после этого момента в истории он упоминается только как правитель Дуата , далекого и загадочного царства мертвых. Хотя он продолжает жить только в Дуате, он и царство, которое он отстаивает, в некотором смысле переродятся в его сыне. [ 45 ]
Связное изложение Плутарха, посвященное главным образом этой части мифа, во многих отношениях отличается от известных египетских источников. Сет, которого Плутарх, используя греческие имена для многих египетских божеств, называет « Тифоном », замышляет заговор против Осириса с семьюдесятью двумя неуказанными сообщниками, а также с царицей из древней Эфиопии ( Нубия ). У Сета есть тщательно продуманный сундук, сделанный по точным размерам Осириса, а затем на банкете он заявляет, что подарит сундук тому, кто поместится в нем. Гости, в свою очередь, лежат внутри гроба, но внутрь не помещается никто, кроме Осириса. Когда он ложится в сундук, Сет и его сообщники захлопывают крышку, запечатывают ее и бросают в Нил. С трупом Осириса внутри сундук уплывает в море и прибывает в город Библос , где вокруг него растет дерево. Царь Библоса приказал срубить дерево и превратить его в колонну для своего дворца, сундук все еще оставался внутри. Исида должна вытащить сундук из дерева, чтобы забрать тело своего мужа. Забрав сундук, она оставляет дерево в Библосе, где оно становится объектом поклонения местных жителей. Этот эпизод, неизвестный из египетских источников, дает этиологическое объяснение культа Исиды и Осириса, существовавшего в Библосе во времена Плутарха и, возможно, уже в Новом царстве. [ 46 ]
Плутарх также утверждает, что Сет крадет и расчленяет труп только после того, как Исида заберет его. Затем Исида находит и закапывает каждую часть тела своего мужа, за исключением пениса, который ей приходится восстанавливать с помощью магии, потому что оригинал был съеден рыбой в реке. По мнению Плутарха, именно по этой причине у египтян существовало табу на употребление рыбы. Однако в египетских источниках пенис Осириса найден нетронутым, и единственная близкая параллель с этой частью истории Плутарха находится в « Сказании о двух братьях », народной сказке Нового царства, имеющей сходство с мифом об Осирисе. [ 47 ]
Последнее отличие в рассказе Плутарха — это рождение Гора. Форма Гора, мстящего за своего отца, была задумана и рождена еще до смерти Осириса. Это недоношенный и слабый второй ребенок, Гарпократ , рожденный от посмертного союза Осириса с Исидой. Здесь две отдельные формы Гора, существующие в египетской традиции, заняли разные позиции в версии мифа Плутарха. [ 48 ]
Рождение и детство Гора
[ редактировать ]
В египетских рассказах беременная Исида прячется от Сета, для которого будущий ребенок представляет угрозу, в зарослях папируса в дельте Нила . Это место называется Ах-бити означает «заросли папируса царя Нижнего Египта » , что в переводе с египетского . [ 49 ] Греческие писатели называют это место Хеммис и указывают, что оно находится недалеко от города Буто . [ 50 ] но в мифе физическое местоположение менее важно, чем его природа как знакового места уединения и безопасности. [ 51 ] На особый статус зарослей указывает их частое изображение в египетском искусстве; Для большинства событий египетской мифологии фон минимально описан или проиллюстрирован. В этой чаще Исида рождает Гора и воспитывает его, поэтому его еще называют «гнездом Гора». [ 36 ] Образ Исиды, кормящей своего ребенка, — очень распространенный мотив в египетском искусстве . [ 49 ]
Существуют тексты, такие как Стела Меттерниха , датируемые Поздним периодом, когда Исида путешествовала по миру. Она перемещается среди обычных людей, не подозревающих о ее личности, и даже обращается к этим людям за помощью. Это еще одно необычное обстоятельство, поскольку в египетских мифах боги и люди обычно разделены. [ 52 ] Как и в первой фазе мифа, ей часто помогают другие божества, которые защищают ее сына в ее отсутствие. [ 36 ] Согласно одному магическому заклинанию, семь младших божеств-скорпионов путешествуют вместе с Исидой и охраняют ее, пока она ищет помощи для Гора. Они даже мстят богатой женщине, которая отказалась помочь Исиде, ужалив ее сына, в результате чего Исиде пришлось исцелить невинного ребенка. [ 52 ] Эта история передает моральное послание о том, что бедные могут быть более добродетельными, чем богатые, и иллюстрирует справедливую и сострадательную натуру Исиды. [ 53 ]
На этом этапе мифа Гор — уязвимый ребенок, окруженный опасностями. Магические тексты, в которых детство Гора используется в качестве основы для своих исцеляющих заклинаний, вызывают у него различные недуги, от укусов скорпионов до простых болей в животе. [ 54 ] адаптируя традицию к болезни, для лечения которой предназначалось каждое заклинание. [ 55 ] Чаще всего бога-ребенка кусала змея, что отражает страх египтян перед укусом змеи и возникающим в результате ядом. [ 36 ] В некоторых текстах указывается, что эти враждебные существа являются агентами Сета. [ 56 ] Исида может использовать свои магические силы, чтобы спасти своего ребенка, или она может умолять или угрожать божествам, таким как Ра или Геб, чтобы они вылечили его. она является архетипической скорбящей, так и в детстве Гора она была идеальной преданной матерью. Поскольку в первой части истории [ 57 ] Благодаря волшебным текстам исцеления ее усилия по исцелению сына распространяются на любого пациента. [ 51 ]
Конфликт Гора и Сета
[ редактировать ]Следующая фаза мифа начинается, когда взрослый Гор бросает вызов Сету на трон Египта. Состязание между ними часто бывает жестоким, но его также описывают как судебное решение перед Эннеадой , собравшейся группой египетских божеств, чтобы решить, кто должен унаследовать царскую власть. Судьей в этом процессе может быть Геб, который, будучи отцом Осириса и Сета, занимал трон до того, как они это сделали, или это могут быть боги-творцы Ра или Атум, создатели царской власти. [ 58 ] Другие божества также играют важную роль: Тот часто выступает посредником в споре. [ 59 ] или в качестве помощника божественного судьи, а в «Борьбе» Исида использует свою хитрость и магическую силу, чтобы помочь своему сыну. [ 60 ]
Соперничество Гора и Сета изображается двумя противоположными способами. Обе точки зрения появляются уже в « Текстах пирамид» , самом раннем источнике мифа. В некоторых заклинаниях из этих текстов Гор является сыном Осириса и племянником Сета, а убийство Осириса является главным толчком к конфликту. Другая традиция изображает Гора и Сета как братьев. [ 61 ] Это несоответствие сохраняется во многих последующих источниках, где двух богов можно назвать братьями или дядей и племянником в разных местах одного и того же текста. [ 62 ]
Божественная борьба включает в себя множество эпизодов. «Соперничество» описывает двух богов, обращающихся к различным другим божествам с просьбой разрешить спор и соревнующихся в различных типах состязаний, таких как гонки на лодках или сражение друг с другом в форме гиппопотамов, чтобы определить победителя. В этом рассказе Гор неоднократно побеждает Сета и поддерживается большинством других божеств. [ 63 ] Однако спор затягивается на восемьдесят лет, главным образом потому, что судья, бог-творец, поддерживает Сета. [ 64 ] В поздних ритуальных текстах конфликт описывается как великая битва, в которой участвуют собравшиеся последователи двух божеств. [ 65 ] Борьба в божественном царстве выходит за рамки двух сражающихся. В какой-то момент Исида пытается загарпунить Сета, когда он сражается с ее сыном, но вместо этого она поражает Хоруса, который затем в приступе ярости отрубает ей голову. [ 66 ] Тот заменяет голову Исиды головой коровы; История указывает на мифическое происхождение головного убора из коровьих рогов, который обычно носит Исида. [ 67 ]
В ключевом эпизоде конфликта Сет подвергает Гора сексуальному насилию. Нарушение Сета частично направлено на то, чтобы унизить его соперника, но оно также включает в себя гомосексуальное влечение, что соответствует одной из основных характеристик Сета - его сильной и неразборчивой сексуальности. [ 68 ] В самом раннем описании этого эпизода, во фрагментированном папирусе Среднего царства, сексуальный контакт начинается, когда Сет просит заняться сексом с Гором, который соглашается при условии, что Сет даст Гору часть своей силы. [ 69 ] Эта встреча подвергает Гора опасности, поскольку в египетской традиции семя является сильнодействующим и опасным веществом, сродни яду. Согласно некоторым текстам, семя Сета попадает в тело Гора и вызывает у него заболевание, но в «Соперничестве» Гор мешает Сету, ловя семя Сета руками. Исида в ответ наносит семя Гора на листья салата, которые ест Сет. Поражение Сета становится очевидным, когда это семя появляется на его лбу в виде золотого диска. Он оплодотворился семенем своего соперника и в результате «рождает» диск. В «Соперничестве» Тот берет диск и кладет его себе на голову; другие источники предполагают, что сам Тот родился в результате этого аномального рождения. [ 70 ]
Другой важный эпизод касается увечий, которые сражающиеся наносят друг другу: Гор повреждает или крадет яички Сета, а Сет повреждает или вырывает один, а иногда и оба глаза Гора. Иногда глаз разрывается на части. [ 71 ] Увечье Сета означает потерю мужественности и силы. [ 72 ] Удаление глаза Гора еще более важно, поскольку этот украденный Глаз Гора представляет собой большое разнообразие концепций египетской религии. Одна из главных ролей Гора — небесное божество, и по этой причине его правый глаз назывался солнцем, а левый глаз — луной. Таким образом, кража или уничтожение Ока Гора приравнивается к затемнению Луны в ходе ее цикла фаз или во время затмений . Гор может вернуть свой потерянный Глаз, или другие божества, включая Исиду, Тота и Хатора, могут вернуть или исцелить его для него. [ 71 ] Египтолог Герман те Вельде утверждает, что традиция о потерянных яичках является поздней вариацией на тему потери Сетом семени Гору, и что луноподобный диск, который появляется из головы Сета после его оплодотворения, является Глазом Гора. Если это так, то эпизоды нанесения увечий и сексуального насилия составили бы единую историю, в которой Сет нападает на Гора и теряет от него семя, Гор принимает ответные меры и оплодотворяет Сета, а Сет завладевает Глазом Гора, когда тот появляется на голове Сета. Поскольку Тот является лунным божеством в дополнение к своим другим функциям, по мнению те Вельде, для Тота имело бы смысл появиться в форме Ока и вступить в роль посредника между враждующими божествами. [ 73 ]
В любом случае восстановление целостности Ока Гора представляет собой возвращение луны к полной яркости. [ 74 ] возвращение царской власти Гору, [ 75 ] и многие другие аспекты Маат . [ 76 ] Иногда восстановление глаза Гора сопровождается восстановлением яичек Сета, так что оба бога выздоравливают ближе к завершению своей вражды. [ 77 ]
Разрешение
[ редактировать ]Как и во многих других частях мифа, развязка сложна и разнообразна. Часто Хорус и Сет делят царство между собой. Это разделение можно приравнять к любой из нескольких фундаментальных двойственностей, которые египтяне видели в своем мире. Гор может получить плодородные земли вокруг Нила, ядра египетской цивилизации, и в этом случае Сет заберет бесплодную пустыню или связанные с ней чужие земли; Гор может править землей, пока Сет обитает на небе; и каждый бог может занимать одну из двух традиционных половин страны — Верхнего и Нижнего Египта , и в этом случае любой бог может быть связан с любым регионом. Однако в «Мемфисской теологии» Геб как судья сначала распределяет царство между претендентами, а затем меняет свое положение, предоставляя единоличное управление Гору. В этом мирном союзе Гор и Сет примиряются, а двойственность, которую они представляют, превращается в единое целое. Благодаря этой резолюции порядок восстанавливается после бурного конфликта. [ 78 ]
Другой взгляд на конец мифа сосредоточен на единственном триумфе Гора. [ 79 ] [ 80 ] В этой версии Сет не примирился со своим соперником, а потерпел полное поражение. [ 81 ] а иногда его изгоняют из Египта или даже уничтожают. [ 82 ] Его поражение и унижение более ярко выражены в источниках более поздних периодов египетской истории, когда его все чаще отождествляли с беспорядком и злом, а египтяне уже не видели в нем неотъемлемую часть естественного порядка. [ 81 ]
С великим празднованием среди богов Гор занимает трон, и у Египта наконец-то появился законный царь. [ 83 ] Божественное решение о неправоте Сета исправляет несправедливость, созданную убийством Осириса, и завершает процесс его восстановления после смерти. [ 84 ] Иногда в качестве наказания Сета заставляют нести тело Осириса к могиле. [ 85 ] Новый король совершает погребальные обряды для своего отца и дарит ему еду, часто включая Око Гора, которое в данном случае символизирует жизнь и изобилие. [ 86 ] Согласно некоторым источникам, только благодаря этим действиям Осирис сможет полностью оживить в загробной жизни и занять свое место царя мертвых, параллельно с ролью своего сына как царя живых. После этого Осирис глубоко вовлечен в естественные циклы смерти и обновления, такие как ежегодный рост урожая, которые параллельны его собственному воскресению. [ 87 ]
В альтернативной версии мифов, в которой Сет побежден, Осирис возвращается к жизни после битвы между Сетом и Гором. [ 80 ]
Происхождение
[ редактировать ]Поскольку миф об Осирисе впервые появляется в « Текстах пирамид» , большинство его основных черт, должно быть, сформировалось где-то до того, как тексты были записаны. Отдельные сегменты истории — смерть и восстановление Осириса, детство Гора и конфликт Гора с Сетом — изначально могли быть независимыми мифическими эпизодами. они, должно быть, начали объединяться в единую историю Если это так, то ко времени появления « Текстов пирамид» , которые слабо связывают эти сегменты, . В любом случае миф был навеян множеством влияний. [ 3 ] Большая часть истории основана на религиозных идеях. [ 88 ] и общая природа египетского общества: божественная природа царской власти, преемственность от одного царя к другому, [ 89 ] борьба за сохранение маат , [ 90 ] и усилия по преодолению смерти. [ 3 ] Например, плач Исиды и Нефтиды по своему умершему брату может представлять собой раннюю традицию ритуального траура. [ 91 ]
Однако есть важные моменты разногласий. Происхождение Осириса вызывает много споров. [ 41 ] и основание мифа о его смерти также несколько сомнительно. [ 92 ] Одна влиятельная гипотеза была выдвинута антропологом Джеймсом Фрейзером , который в 1906 году сказал, что Осирис, как и другие « умирающие и восходящие боги » на древнем Ближнем Востоке , начинался как олицетворение растительности. Таким образом, его смерть и восстановление были основаны на ежегодной гибели и возобновлении роста растений. [ 93 ] Многие египтологи приняли это объяснение. Но в конце 20-го века Дж. Гвин Гриффитс, тщательно изучавший Осириса и его мифологию, утверждал, что Осирис возник как божественный правитель мертвых, а его связь с растительностью была вторичным развитием. [ 94 ] Тем временем исследователи сравнительного религиоведения раскритиковали всеобъемлющую концепцию «умирающих и восстающих богов» или, по крайней мере, предположение Фрейзера о том, что все эти боги полностью соответствуют одной и той же модели. [ 93 ] Совсем недавно египтолог Розали Дэвид утверждает, что Осирис первоначально «олицетворял ежегодное возрождение деревьев и растений после разлива [Нила]». [ 95 ]

Другая продолжающаяся дискуссия касается противостояния Гора и Сета, которое египтологи часто пытались связать с политическими событиями в начале истории или доисторической Египта . Случаи, когда воюющие стороны делят царство, и частая ассоциация пары Гора и Сета с союзом Верхнего и Нижнего Египта позволяют предположить, что два божества представляют собой своего рода разделение внутри страны. Египетские традиции и археологические данные указывают на то, что Египет был объединен в начале своей истории, когда Верхнеегипетское царство на юге завоевало Нижний Египет на севере. Правители Верхнего Египта называли себя «последователями Гора», а Гор стал богом-покровителем единого народа и его царей. И все же Гора и Сета нельзя легко отождествить с двумя половинами страны. Оба божества имели несколько культовых центров в каждом регионе, причем Гор часто ассоциируется с Нижним Египтом, а Сет — с Верхним Египтом. [ 35 ] Одно из наиболее известных объяснений этих несоответствий было предложено Куртом Сете в 1930 году. Он утверждал, что Осирис изначально был человеческим правителем единого Египта в доисторические времена, до восстания верхнегипетских поклонников Сета. Последователи Гора из Нижнего Египта затем насильственно воссоединили землю, вдохновив миф о триумфе Гора, прежде чем Верхний Египет, теперь возглавляемый поклонниками Гора, снова стал заметным в начале раннего династического периода. [ 96 ]
В конце 20-го века Гриффитс сосредоточился на непоследовательном изображении Гора и Сета как братьев, дяди и племянника. Он утверждал, что на ранних этапах египетской мифологии борьба между Гором и Сетом как братьями и сестрами и равными изначально была отделена от убийства Осириса. Эти две истории были объединены в единый миф об Осирисе незадолго до написания « Текстов пирамид» . В результате этого слияния генеалогия задействованных божеств и характеристика конфликта Гора и Сета были изменены, так что Гор стал сыном и наследником, мстящим за смерть Осириса. Следы независимых традиций сохранились в противоречивых характеристиках отношений сражающихся и в текстах, не связанных с мифом об Осирисе, которые делают Гора сыном богини Нут или богини Хатор, а не Исиды и Осириса. Поэтому Гриффитс отверг возможность того, что убийство Осириса было связано с историческими событиями. [ 97 ] Эта гипотеза была принята более поздними учеными, такими как Ян Ассманн. [ 62 ] и Джордж Харт. [ 98 ]
Гриффитс искал историческое происхождение соперничества Гора и Сета и постулировал два различных додинастических объединения Египта поклонниками Гора, подобно теории Сете, чтобы объяснить это. [ 99 ] Тем не менее, проблема остается нерешенной, отчасти потому, что другие политические ассоциации Гора и Сета еще больше усложняют картину. [ 100 ] Еще до того, как в Верхнем Египте появился единый правитель, двумя его крупными городами были Нехен на крайнем юге и Накада во многих милях к северу. Обычно считается, что правители Нехена, где Гор был божеством-покровителем, объединили под своей властью Верхний Египет, включая Накаду. Сет ассоциировался с Накадой, поэтому возможно, что божественный конфликт смутно отражает вражду между городами в далеком прошлом. Намного позже, в конце Второй династии (ок. 2890–2686 гг. до н. э.), король Перибсен использовал животное Сет в написании своего имени серех вместо традиционного иероглифа сокола, обозначающего Гора. Его преемник Хасехемви использовал и Гора, и Сета при написании своего сереха . Эти свидетельства позволили предположить, что Вторая династия стала свидетелем столкновения между последователями царя-Гора и поклонниками Сета во главе с Перибсеном. Использование Хасехемви двух символов животных тогда представляло бы примирение двух фракций, как и разрешение мифа. [ 35 ]
Отмечая неопределенность, связанную с этими событиями, Герман те Вельде утверждает, что исторические корни конфликта слишком неясны, чтобы их можно было использовать для понимания мифа, и не так важны, как его религиозное значение. Он говорит, что «происхождение мифа о Горе и Сете теряется в тумане религиозных традиций доисторической эпохи». [ 88 ]
Влияние
[ редактировать ]Влияние мифа об Осирисе на египетскую культуру было большим и более распространенным, чем влияние любого другого мифа. [ 1 ] В литературе миф послужил не только основой для такого пересказа, как «Спор»; это также послужило основой для более отдаленных историй. « Сказка о двух братьях », народная сказка с участием людей, включает в себя элементы, схожие с мифом об Осирисе. [ 101 ] Пенис одного персонажа съедает рыба, позже он умирает и воскресает. [ 102 ] Другая история, « Повесть об Истине и Лжи », превращает конфликт Гора и Сета в аллегорию , в которой персонажи являются прямыми олицетворениями истины и лжи, а не божествами, связанными с этими концепциями. [ 101 ]
Осирис и погребальный ритуал
[ редактировать ]
По крайней мере, со времен « Текстов пирамид» короли надеялись, что после своей смерти они смогут подражать возвращению Осириса к жизни и его правлению над царством мертвых. В раннем Среднем царстве (ок. 2055–1650 гг. до н. э.) нецарские египтяне верили, что они тоже могут преодолеть смерть, как это сделал Осирис, поклоняясь ему и принимая погребальные обряды , которые частично были основаны на его мифе. Таким образом, Осирис стал самым важным божеством загробной жизни Египта. [ 104 ] Миф также повлиял на представление, которое стало популярным в Новом Королевстве, о том, что только добродетельные люди могут достичь загробной жизни . Как собравшиеся божества сочли Осириса и Гора правыми, устранив несправедливость смерти Осириса, так и умершую душу нужно было признать праведной, чтобы ее или ее смерть была отменена. [ 84 ] Как правитель страны мертвых и бог, связанный с Маат , Осирис стал судьей на этом посмертном суде, предлагая жизнь после смерти тем, кто последовал его примеру. [ 105 ] Погребальные тексты Нового Царства, такие как Амдуат и Книга Врат, сравнивают самого Ра с умершей душой. В них он путешествует по Дуату и соединяется с Осирисом, чтобы возродиться на рассвете. [ 106 ] Таким образом, считалось, что Осирис не только способствовал возрождению мертвых; он обновил солнце, источник жизни и маат , и таким образом обновил сам мир. [ 107 ]
По мере того как росло значение Осириса, росла и его популярность. К концу Среднего царства многовековая гробница правителя Первой династии Джера , расположенная недалеко от главного центра поклонения Осирису в городе Абидос , считалась могилой Осириса. Соответственно, это стало основным направлением поклонения Осирису. В течение следующих 1500 лет ежегодная фестивальная процессия путешествовала от главного храма Осириса к месту гробницы. [ 108 ] Короли и простолюдины со всего Египта построили часовни, служившие кенотафами , недалеко от маршрута процессии. При этом они стремились укрепить свою связь с Осирисом в загробной жизни. [ 109 ]
Другой крупный погребальный праздник, национальное событие, продолжавшееся несколько дней в месяце Хояк по египетскому календарю , был связан с Осирисом во времена Среднего царства. [ 110 ] Во время Хояка столб джед , эмблема Осириса, был ритуально поднят в вертикальное положение, символизируя восстановление Осириса. Ко временам Птолемеев (305–30 гг. до н. э.) Хояк также включал посадку семян на «ложе Осириса», слое почвы в форме мумии, связывая воскресение Осириса с сезонным ростом растений. [ 111 ]
Гор, Глаз Гора и царствование
[ редактировать ]Религиозное значение мифа выходило за пределы погребальной сферы. Погребальные приношения, в которых члены семьи или наемные жрецы преподносили еду умершему, были логически связаны с мифологическим подношением Ока Гора Осирису. По аналогии этот эпизод мифа со временем был приравнен к другим взаимодействиям человека и существа в божественном царстве. В ритуалах подношения храма исполняющий обязанности жреца брал на себя роль Гора, дары божеству становились Глазом Гора, и какое бы божество ни получало эти дары, на мгновение приравнивалось к Осирису. [ 112 ]
Миф также повлиял на популярную религию. Одним из примеров являются магические заклинания исцеления, основанные на детстве Гора. Другой вариант — использование Ока Гора в качестве защитной эмблемы в личных апотропных амулетах . Его мифологическая реставрация сделала его подходящим для этой цели как общий символ благополучия. [ 113 ]
На идеологию живого царя также повлиял миф об Осирисе. Египтяне представляли, что события мифа об Осирисе происходят где-то в смутной предыстории Египта, а Осирис, Гор и их божественные предшественники были включены в египетские списки прошлых царей, такие как Туринский королевский канон . [ 114 ] Гор, как первобытный царь и олицетворение царской власти, считался предшественником и образцом для всех египетских правителей. Его вступление на трон своего отца и благочестивые действия по поддержанию своего духа в загробной жизни были образцом для подражания всем наследникам фараонов. [ 115 ] Считалось, что каждый новый царь обновлял Маат после смерти предыдущего царя, как это сделал Гор. Во время королевских коронаций ритуалы ссылались на погребение Осириса, а гимны праздновали вступление на престол нового царя как эквивалент воцарения Гора. [ 83 ]
Набор
[ редактировать ]Миф об Осирисе способствовал частому описанию Сета как разрушительного и вредного бога. Хотя другие элементы египетской традиции приписывают Сету положительные черты, в мифе об Осирисе преобладают зловещие аспекты его характера. [ 116 ] Его и Гора часто сравнивали в искусстве, чтобы представить противоположные принципы, такие как добро и зло, интеллект и инстинкт, а также различные регионы мира, которыми они управляют в мифе. Египетские тексты мудрости противопоставляют характер идеального человека противоположному типу — спокойному и рассудительному «Молчаливому» и импульсивному, разрушительному «Горячему» — и в одном описании этих двух персонажей они называются типом Гора и типом Сета. . Тем не менее, к двум богам часто относились как к части гармоничного целого. В некоторых местных культах им поклонялись вместе; в искусстве их часто изображали связывающими эмблемы Верхнего и Нижнего Египта, чтобы символизировать единство нации; а в погребальных текстах они предстают как единое божество с головами Гора и Сета, очевидно, олицетворяющее таинственную, всеобъемлющую природу Дуата. [ 117 ]
В целом на Сета смотрели двойственно, пока в первом тысячелетии до нашей эры его не начали воспринимать как совершенно злобное божество. Эта трансформация была вызвана скорее его связью с зарубежными странами, чем мифом об Осирисе. [ 116 ] Тем не менее, в те поздние времена широко распространенные храмовые ритуалы, включающие церемониальное уничтожение Сета, часто были связаны с этим мифом. [ 118 ]
Исида, Нефтида и греко-римский мир
[ редактировать ]И Исида, и Нефтида считались защитницами мертвых в загробной жизни из-за их защиты и восстановления тела Осириса. [ 119 ] Мотив Исиды и Нефтиды, защищающих Осириса или мумию умершего человека, был очень распространен в погребальном искусстве. [ 120 ] Празднования Хояка отсылали к трауру Исиды и Нефтиды, восстановлению и возрождению их убитого брата и, возможно, ритуально воспроизводили их. [ 121 ] Как мать Гора, Исида также была матерью каждого царя согласно королевской идеологии, и говорили, что короли кормили ее грудью как символ своей божественной законности. [ 122 ] Ее обращение к населению было основано на ее защитном характере, примером чего являются магические исцеляющие заклинания. В Поздний период ей приписывали еще большую магическую силу, и считалось, что ее материнская преданность распространяется на всех. Ко времени Римской империи она стала самой важной богиней Египта. [ 123 ] Образ богини, держащей на руках своего ребенка, широко использовался в ее поклонении, например, в панно , которые использовались в домашних святилищах, посвященных ей. Исиды Иконография на этих картинах очень напоминает ранние христианские иконы Марии, и держащей Иисуса, , возможно, оказала на них влияние . [ 124 ]
В последние века до нашей эры поклонение Исиде распространилось из Египта по всему Средиземноморью, и она стала одним из самых популярных божеств в регионе. Хотя эта новая, мультикультурная форма Исиды вобрала в себя характеристики многих других божеств, ее изначальная мифологическая природа как жены и матери была ключом к ее привлекательности. Гор и Осирис, являющиеся центральными фигурами ее истории, распространились вместе с ней. [ 125 ] Греческий и римский культ Исиды разработал серию обрядов инициации, посвященных Исиде и Осирису , основанных на более ранних греко-римских мистерийных обрядах, но окрашенных египетскими верованиями в загробную жизнь. [ 126 ] Посвященный проходил через опыт, имитирующий спуск в подземный мир. Элементы этого ритуала напоминают слияние Осириса с солнцем в египетских погребальных текстах. [ 127 ] Греческие и римские поклонники Исиды, как и египтяне, верили, что она защищала умерших в загробной жизни, как и Осириса. [ 128 ] и они сказали, что прохождение посвящения гарантирует им блаженную загробную жизнь. [ 129 ] Именно греческой жрице Исиды Плутарх написал свой рассказ о мифе об Осирисе. [ 130 ]
Благодаря работам писателей-классиков, таких как Плутарх, знания о мифе об Осирисе сохранились даже после середины первого тысячелетия нашей эры, когда египетская религия прекратила свое существование и знания о системах письменности , которые первоначально использовались для записи мифа, были утеряны. Этот миф остался основной частью западных впечатлений о Древнем Египте . В наше время, когда понимание египетских верований основывается на первоначальных египетских источниках, эта история продолжает влиять и вдохновлять новые идеи, от художественных произведений до научных предположений и новых религиозных движений . [ 131 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ассманн 2001 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б с Смит 2008 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с О'Коннор 2009 , стр. 37–40.
- ^ Гриффитс 1970 , стр. 344–345.
- ^ Тобин 1989 , стр. 21–25.
- ^ Гебс 2002 , стр. 38–45.
- ^ Тобин 1989 , стр. 22–23, 104.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 92–94.
- ^ Гриффитс 1980 , стр. 7–8, 41.
- ^ Гриффитс 1960 , стр. 1, 4–7.
- ^ Пинч 2004 , стр. 15, 78.
- ^ Гриффитс 1980 , стр. 107, 233–234.
- ^ Лихтхайм 2006b , стр. 81–85.
- ^ Лихтхайм 2006a , стр. 51–57.
- ^ Дэвид 2002 , с. 86.
- ^ Дэвид 2002 , с. 156.
- ^ Смит 2009 , стр. 54–55, 61–62.
- ^ Пинч 2004 , стр. 18, 29, 39.
- ^ Лихтхайм 2006b , стр. 197, 214.
- ^ Редфорд 2001 , с. 294.
- ^ Редфорд 2001 , стр. 294–295.
- ^ Пинч 2004 , стр. 34–35, 39–40.
- ^ Гриффитс 1970 , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б Тобин 1989 , стр. 22.
- ^ Пинч 2004 , с. 41.
- ^ Гриффитс 1970 , стр. 51–52, 98.
- ^ Бейнс 1996 , с. 370.
- ^ Пинч 2004 , стр. 75–78.
- ^ Пинч 2004 , стр. 159–160, 178–179.
- ^ в Вельде 1967 , стр. 81–83.
- ^ Пинч 2004 , с. 78.
- ^ Пинч 2004 , стр. 6, 78.
- ^ Гриффитс 1960 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Гриффитс 2001 , стр. 615–619.
- ^ Jump up to: а б с Мельцер 2001 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пинч 2004 , стр. 79–80.
- ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Гриффитс 1980 , стр. 49–50.
- ^ Уилкинсон 2003 , стр. 147–148.
- ^ Тобин 2001 , стр. 466.
- ^ Jump up to: а б Пинч 2004 , стр. 178–179.
- ^ Тобин 1989 , стр. 110–112.
- ^ Пинч 2004 , стр. 80–81, 178–179.
- ^ Фолкнер 1973 , стр. 218–219.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 129–130.
- ^ Гриффитс 1970 , стр. 137–143, 319–322.
- ^ Гриффитс 1970 , стр. 145, 342–343.
- ^ Гриффитс 1970 , стр. 147, 337–338.
- ^ Jump up to: а б Харт 2005 , стр. 80–81.
- ^ Гриффитс 1970 , с. 313.
- ^ Jump up to: а б Ассманн 2001 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Микс и Фавард-Микс 1996 , стр. 82, 86–87.
- ^ Бейнс 1996 , стр. 371–372.
- ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , с. 73.
- ^ Пинч 2004 , с. 39.
- ^ Гриффитс 1960 , с. 50.
- ^ Пинч 2004 , стр. 147, 149–150, 185.
- ^ Гриффитс 1960 , стр. 58–59.
- ^ Гриффитс 1960 , с. 82.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 135, 139–140.
- ^ Гриффитс 1960 , стр. 12–16.
- ^ Jump up to: а б Ассманн 2001 , стр. 134–135.
- ^ Лихтейм 2006b , стр. 214–223.
- ^ Харт 2005 , стр. 73.
- ^ Пинч 2004 , с. 83.
- ^ Лихтхайм 2006b , стр. 218–219.
- ^ Гриффитс 2001 , стр. 188–190.
- ^ в Вельде 1967 , стр. 55–56, 65.
- ^ Гриффитс 1960 , с. 42.
- ^ в Вельде 1967 , стр. 38–39, 43–44.
- ^ Jump up to: а б Пинч 2004 , стр. 82–83, 91.
- ^ в Вельде 1967 , стр. 42–43.
- ^ в Вельде 1967 , стр. 43–46, 58.
- ^ Капер 2001 , с. 481.
- ^ Гриффитс 1960 , с. 29.
- ^ Пинч 2004 , с. 131.
- ^ в Вельде 1967 , стр. 56–57.
- ^ в Вельде 1967 , стр. 59–63.
- ^ Пинч 2004 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Пирсон, Патрисия О'Коннелл; Холдрен, Джон (май 2021 г.). Всемирная история: наша человеческая история . Версаль, Кентукки: Шеридан Кентукки. п. 29. ISBN 978-1-60153-123-0 .
- ^ Jump up to: а б в Вельде, 1967 , стр. 66–68.
- ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Ассманн 2001 , стр. 141–144.
- ^ Jump up to: а б Смит 2008 , с. 3.
- ^ в Вельде 1967 , стр. 97–98.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 49–50, 144–145.
- ^ Пинч 2004 , стр. 84, 179.
- ^ Jump up to: а б в Вельде, 1967 , стр. 76–80.
- ^ Гриффитс 1980 , стр. 185–186, 206.
- ^ Тобин 1989 , стр. 92.
- ^ Тобин 1989 , стр. 120.
- ^ Гриффитс 1980 , стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б Меттингер 2001 , стр. 15–18, 40–41.
- ^ Гриффитс 1980 , стр. 158–162, 185.
- ^ Дэвид 2002 , с. 157.
- ^ Гриффитс 1960 , стр. 131, 145–146.
- ^ Гриффитс 1980 , стр. 14–17.
- ^ Харт 2005 , с. 72.
- ^ Гриффитс 1960 , стр. 141–142.
- ^ Дэвид 2002 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б Бейнс 1996 , стр. 372–374.
- ^ Лихтхайм 2006b , стр. 206–209.
- ^ Рот 2001 , стр. 605–608.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 154, 158.
- ^ Гриффитс 1980 , стр. 181–184, 234–235.
- ^ Гриффитс 1975 , стр. 303–304.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 77–80.
- ^ О'Коннор 2009 , стр. 90–91, 114, 122.
- ^ О'Коннор 2009 , стр. 92–96.
- ^ Грейндордж 2001 , с. 305–307, т. 305–307. III.
- ^ Меттингер 2001 , стр. 169–171.
- ^ Ассманн 2001 , стр. 49–50.
- ^ Мельцер 2001 , с. 122.
- ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , стр. 29–32.
- ^ Пинч 2004 , стр. 84–87, 143.
- ^ Jump up to: а б в Вельде, 1967 , стр. 137–142.
- ^ Энглунд 1989 , стр. 77–79, 81–83.
- ^ Пинч 2004 , стр. 193–194.
- ^ Пинч 2004 , с. 171.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 160.
- ^ Смит 2009 , стр. 96–99.
- ^ Ассманн 2001 , с. 134.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 146.
- ^ Мэтьюз и Мюллер 2005 , стр. 5–9.
- ^ Дэвид 2002 , стр. 326–327.
- ^ Бреммер 2014 , стр. 116, 123.
- ^ Гриффитс 1975 , стр. 296–298, 303–306.
- ^ Бренк 2009 , стр. 228–229.
- ^ Бреммер 2014 , стр. 121–122.
- ^ Гриффитс 1970 , стр. 16, 45.
- ^ Пинч 2004 , стр. 45–47.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Ассманн, Ян (2001) [немецкое издание 1984 г.]. Поиски Бога в Древнем Египте . Перевод Дэвида Лортона. Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-0-8014-3786-1 .
- Бейнс, Джон (1996). «Миф и литература». В Лоприено, Антонио (ред.). Древнеегипетская литература: история и формы . Издательство Корнельского университета. стр. 361–377. ISBN 978-90-04-09925-8 .
- Бреммер, Ян Н. (2014). Посвящение в Тайны Древнего Мира . Вальтер де Грютер. ISBN 978-3-11-029955-7 .
- Бренк, Фредерик (2009). « Великая королевская супруга, защищающая своего брата Осириса: Исида в Исее в Помпеях». В Касадио, Джованни; Джонстон, Патрисия А. (ред.). Мистические культы в Великой Греции . Издательство Техасского университета. стр. 217–234. ISBN 978-0-292-71902-6 .
- Дэвид, Розали (2002). Религия и магия в Древнем Египте . Пингвин. ISBN 978-0-14-026252-0 .
- Инглунд, Герти (1989). «Отношение к противоположностям в храмовом мышлении и литературе мудрости». В Англии, Герти (ред.). Религия древних египтян: когнитивные структуры и популярные выражения . С. Academiae Ubsaliensis. стр. 77–87. ISBN 978-91-554-2433-6 .
- Фолкнер, Раймонд О. (август 1973 г.). « Беременность Исиды, ответ». Журнал египетской археологии . 59 : 218–219. дои : 10.2307/3856116 . JSTOR 3856116 .
- Гебс, Катя (2002). «Функциональный подход к египетским мифам и мифам». Журнал древних религий Ближнего Востока . 2 (1): 27–59. дои : 10.1163/156921202762733879 .
- Грейндордж, Кэтрин (2001). «Сокар». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 305–307. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Гриффитс, Дж. Гвин (1960). Конфликт Гора и Сета . Издательство Ливерпульского университета.
- Гриффитс, Дж. Гвин, изд. (1970). Плутарх «Об Исиде и Осирисе» . Издательство Уэльского университета.
- Гриффитс, Дж. Гвин, изд. (1975). Апулей, «Исида-книга» («Метаморфозы», книга XI) . Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-04270-4 .
- Гриффитс, Дж. Гвин (1980). Происхождение Осириса и его культа . Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-06096-8 .
- Гриффитс, Дж. Гвин (2001). «Осирис». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 615–619. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа, второе издание . Рутледж. ISBN 978-0-203-02362-4 .
- Капер, Олаф Э. (2001). «Мифы: Лунный цикл». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 480–482. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Лихтейм, Мириам (2006a) [Первое издание, 1973 г.]. Древнеегипетская литература, Том I: Старое и Среднее царства . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24842-7 .
- Лихтхайм, Мириам (2006b) [Первое издание, 1976 г.]. Древнеегипетская литература, Том II: Новое царство . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24843-4 .
- Мэтьюз, Томас Ф.; Мюллер, Норман (2005). «Исида и Мария в ранних иконах». В Василиаки, Мария (ред.). Образы Божией Матери: Представления о Богородице в Византии . Издательство Эшгейт. стр. 3–11. ISBN 978-0-7546-3603-8 .
- Микс, Дмитрий; Фавар-Микс, Кристина (1996) [французский, 1993]. Повседневная жизнь египетских богов . Перевод Г.М. Гошгаряна. Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8248-9 .
- Мельцер, Эдмунд С. (2001). «Гор». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 119–122. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Меттингер, Трюггве Н.Д. (2001). Загадка воскресения: «Умирающие и восстающие боги» на Древнем Ближнем Востоке . Альмквист и Викселл. ISBN 978-91-22-01945-9 .
- О'Коннор, Дэвид (2009). Абидос: первые фараоны Египта и культ Осириса . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-39030-6 .
- Пинч, Джеральдин (2004) [Первое издание, 2002 г.]. Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-517024-5 .
- Редфорд, Дональд Б. (2001). «Спор Гора и Сета». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 294–295. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Рот, Энн Мэйси (2001). «Открытие рта». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 605–609. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Смит, Марк (2008). Вендрих, Виллеке (ред.). Осирис и умершие . Департамент ближневосточных языков и культур Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. ISBN 978-0615214030 . Проверено 5 июня 2012 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - Смит, Марк (2009). Путешествуя по вечности: тексты о загробной жизни из Птолемея и римского Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815464-8 .
- Поля, Герман (1967). Сет, Бог Замешательства . Перевод Г. Е. Ван Баарен-Пап. Э. Дж. Брилл.
- Тобин, Винсент Арье (1989). Богословские основы египетской религии . П. Ланг. ISBN 978-0-8204-1082-1 .
- Тобин, Винсент Арье (2001). «Мифы: Обзор». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 464–469. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05120-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боргоутс, Дж. Ф. (1978). Древнеегипетские магические тексты . Брилл. ISBN 978-90-04-05848-4 .
- Брозе, Мишель (1996). Миф и роман в Древнем Египте: приключения Гора и Сета в Папирусе Честера Битти I (на французском языке). Питерс. ISBN 978-9068318906 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Плутарх: Исида и Осирис , о Лакус-Курции . Полный текст книги «Об Исиде и Осирисе» в переводе Фрэнка Коула Бэббита.