Jump to content

Древний Египет в западном воображении

Лоуренс Альма-Тадема, «Нахождение Моисея» , 1904 год.
Нильская мозаика Палестрины.

Египет имел легендарный имидж в западном мире благодаря греческим и еврейским традициям. Для посторонних Египет уже был древним, и идея Египта продолжала оказывать по крайней мере такое же влияние в истории идей, как и сам исторический Египет. [1] Вся египетская культура передавалась римской и постримской европейской культуре через призму эллинистических концепций, пока расшифровка египетских иероглифов Жаном -Франсуа Шампольоном в 1820-х годах не сделала египетские тексты разборчивыми, что, наконец, позволило понять Египет как египтян. сами это поняли.

После поздней античности преобладал ветхозаветный образ Египта как страны порабощения евреев , а слово « фараон » стало в XIX веке синонимом деспотизма и угнетения. Однако мышление Просвещения и колониальные исследования в конце 18 века возобновили интерес к Древнему Египту как к модели и экзотической альтернативе западной культуре , особенно как к романтическому источнику классицизации архитектуры .

Античность

[ редактировать ]

Классические тексты

[ редактировать ]

Геродот в своей книге «История » II дает подробное, хотя и выборочно окрашенное и образное описание древнего Египта. Он восхваляет сохранение крестьянами истории посредством устных традиций и благочестие египтян. Он перечисляет множество животных, обитающих в Египте, в том числе мифического феникса и крылатого змея , а также дает неточные описания гиппопотама и рогатой гадюки . Геродот весьма критически относился к историям, которые он слышал от жрецов (II, 123), но Диодор Сицилийский , посетивший эллинистический Египет в I веке до н. э., отдал должное тому, что ему рассказали жрецы: многие знаменитые греческие философы учились в Египет. И Плутарх, и Диоген Лаэртий (3 век) упоминают, что Фалес учился в Египте, тогда как о Фалесе с его времен ничего не известно. Ямвлих Халкидский в III веке нашей эры сообщает, что Пифагор учился в Египте 22 года.

Из классических текстов, возникших таким образом, возникает мифический Египет как родина религии, мудрости, философии и науки.

У римлян Египет, втянутый в римскую экономическую и политическую сферу, все еще оставался источником чудес: Ex Africa semper aliquid novi ; [2] экзотическая фауна Нила воплощена в знаменитой «нилотской» мозаике из Пренесте , а романизированная иконография была разработана для «александрийской триады», Исиды , у которой появилось широкое число римских последователей, Гарпократа , «бога молчания», и птолемеевского синкретизм Сераписа . [3]

Египет упоминается в Библии 611 раз , между Бытием 12:10 и Откровением 11:8 . [4] Септуагинта . , благодаря которой большинство христиан знали еврейскую Библию, была заказана в Александрии , и ее помнили с прикраской, что, хотя семьдесят ученых приступили к работе над текстами независимо, каждый чудесным образом пришел к одному и тому же переводу

Иосиф конца XV ​​века. в Египте: костюм и обстановка переносят историю в современный Гент

Средневековье и Возрождение

[ редактировать ]

в VII веке После завоевания Египта мусульманами Запад потерял прямой контакт с Египтом и его культурой. В средневековой Европе Египет изображался преимущественно в иллюстрациях и толкованиях библейских повествований. Эти иллюстрации часто были весьма причудливыми, поскольку иконография и стиль древнеегипетского искусства , архитектуры и костюма были в значительной степени неизвестны на Западе ( иллюстрация справа ). Драматические декорации «Находки Моисея» , « Язвы в Египте» , « Расставания Красного моря» и истории Иосифа из Нового Завета в Египте, а также « Бегства в Египет» часто фигурировали в средневековых иллюминированных рукописях . Библейская герменевтика носила преимущественно богословский характер и имела мало общего с историческими исследованиями. На протяжении всего Средневековья « мумия », изготовленная, если она была настоящей, путем растирания мумифицированных тел, была стандартным продуктом в аптеках . [5]

В эпоху Возрождения немецкий -иезуит ученый Афанасий Кирхер дал аллегорическую «расшифровку» иероглифов, благодаря которым Египет считался источником древней мистической или оккультной мудрости. В алхимических кругах поднялся престиж «египтян». Однако некоторые учёные остались скептически настроенными: [6] в 16 веке Исаак Кейсобон определил, что Corpus Hermeticum великого Гермеса Трисмегиста на самом деле был греческим произведением примерно 4 века нашей эры (хотя работа Кейсобона также подвергалась критике со стороны Ральфа Кадворта).

Foire du Caire , Париж (1798 г.), с Хаторов и египетским фризом. головами

В начале 18 века Жан Террассон написал «Жизнь Сетоса» , художественное произведение, положившее начало представлению о египетских тайнах. В атмосфере антикварного интереса возникло ощущение, что древние знания каким-то образом воплощены в египетских памятниках и преданиях. Египетские образы пронизывали европейское масонство того времени и его образы, такие как глаз на пирамиде . В то же время Большой печати Соединенных Штатов (1782 г.), которая появляется на однодолларовой банкноте Соединенных Штатов это изображение присутствует на отсылки к Египту. есть . В масонской тематике Моцарта [ нужна ссылка ] Die Zauberflöte (Волшебная флейта, 1791) и его ранее незаконченный «Тамос». [ нужна ссылка ]

Возрождение любопытства к античному миру, увиденное через письменные документы, стимулировало публикацию собрания греческих текстов, собранных в поздней античности, которые были опубликованы как корпус сочинений Гермеса Трисмегиста . Но разрушенные руины, которые иногда появлялись на картинах эпизода « Отдых на пути в Египет», всегда носили римский характер.

Вместе с историзмом появились первые художественные произведения, действие которых разворачивается в воображаемом Египте. Шекспира Действие пьесы «Антоний и Клеопатра» частично происходило в Александрии, но ее главные герои были благородными и универсальными, и Шекспир не стремился передать местный колорит.

Сатира Роулендсона 1806 года на увлечение Древним Египтом после . вторжения Наполеона

Обоснование «египтомании» основано на аналогичной концепции: жители Запада обращали внимание на древнеегипетские мотивы, потому что сам древний Египет был по своей сути очень привлекательным. Египтяне считали свою религию и свое правительство чем-то вечным; В этой мысли их поддерживал непреходящий аспект великих общественных памятников, которые существовали вечно и, казалось, сопротивлялись воздействию времени. Их законодатели посчитали, что это моральное впечатление будет способствовать стабильности их империи. [7] Культура романтизма охватила все экзотические регионы, и ее рост в народном воображении совпал с и Наполеона неудачной египетской кампанией началом современной египтологии , начавшейся во многом как конкурентное предприятие между Великобританией и Францией. Современная « Битва на Ниле » не могла не пробудить новый интерес к Египту, помимо фигуры Клеопатры . Примерно в тот же момент Таро привлек внимание Европы к француз Антуан Кур де Жеблен как к предполагаемому ключу к оккультным знаниям Египта. Все это породило «Египтоманию» и оккультное Таро .

Этот легендарный Египет было трудно, но возможно, совместить с расшифровкой иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном в 1824 году . Надписи, которые столетием ранее считались хранителями оккультной мудрости, оказались не чем иным, как королевскими именами и титулами, погребальными формулами, хвастливыми отчетами о военных кампаниях, хотя и осталась неясная часть, которая могла бы соответствовать мистическому видению. Взрыв новых знаний о настоящей египетской религии, мудрости и философии широко интерпретируется как разоблачение мифического образа Египта как иллюзии, созданной греческим и западным воображением.

Картина Бриджмена 1887 года « Похороны мумии на Ниле» — образец ориентализма в искусстве.

В искусстве развитие ориентализма и возросшие возможности путешествий породили большое количество изображений разной степени точности. К концу 19 века экзотический и тщательно изученный декор часто доминировал в изображениях как пейзажа, так и человеческих фигур, будь то древних или современных. [8]

На самом популярном уровне XIX века весь Древний Египет сводился в воображении европейцев к Нилу , пирамидам и Большому Сфинксу среди песка, охарактеризованным на более литературном уровне в произведении английского поэта Шелли « Озимандиас». » (1818 г.):

Я встретил путешественника из античной страны
Кто сказал: Две огромные каменные ноги без туловища
Стойте в пустыне. Рядом с ними, на песке,
Полузатонувший, разбитый лик лежит, чей нахмуренный взгляд,
И морщинистая губа, и холодная властная усмешка,
Скажи, что его скульптор хорошо эти страсти читал
Которые еще выживают, растоптанные на этих безжизненных вещах,
Рука, насмехавшаяся над ними, и сердце, питавшее их:
И на постаменте появляются такие слова:
«Меня зовут Озимандиас, царь царей:
Взгляни на мои дела, о Могучий, и отчаяйся!»
Ничего кроме не осталось. Вокруг распада
Из этого колоссального крушения, безграничного и голого
Одинокие и ровные пески простираются далеко.

Джона Мартина ( Седьмая египетская казнь 1828 г.) привела к библейской чуме в эллинистической Александрии .
Вход на Египетский проспект, Хайгейтское кладбище.

Архитектура египетского возрождения расширила репертуар классического дизайна, исследованного неоклассическим движением , и расширила декоративный словарь, который можно было использовать.

Хорошо известный египетский культ мертвых вдохновил темы египетского возрождения, впервые использованные на Хайгейтском кладбище недалеко от Лондона, которое было открыто в 1839 году компанией, основанной дизайнером-предпринимателем Стивеном Гири (1797–1854); его архитектурные особенности, в том числе «готические катакомбы», а также «египетский проспект», были еще раз привлечены внимание общественности Джеймсом Стивенсом Керлом . [9]

Древний Египет стал местом действия итальянского композитора Верди « величественной оперы Аида по заказу европеизированного хедива » 1871 года, премьера которой состоялась в Каире .

В 1895 году польский писатель Болеслав Прус завершил свой единственный исторический роман « Фараон» — исследование механизмов политической власти , описанное на фоне падения Двадцатой династии и Нового царства . В то же время это одна из наиболее убедительных литературных реконструкций жизни на всех уровнях древнеегипетского общества. В 1966 году роман был адаптирован как польский художественный фильм . [10]

Нефертити . Бюст в Египетском музее, Берлин .

В 1912 году обнаружение хорошо сохранившегося расписного известнякового бюста Нефертити , раскопанного в мастерской его скульптора недалеко от царского города Амарны , подняло интерес к Древнему Египту. Бюст, находящийся сейчас в Берлинском Египетском музее , стал широко известен благодаря фотографии и является одним из наиболее копируемых произведений древнеегипетской скульптуры, а выразительный профиль Нефертити оказал заметное влияние на новые идеалы женской красоты в 20 веке. [11]

Тутанхамона Маска . Египетский музей , Каир

Открытие в 1922 году неповрежденной гробницы фараона Тутанхамона возродило общественный интерес к Древнему Египту, сокровища гробницы оказали влияние на массовую культуру, включая моду и в стиле ар-деко . дизайн [12] Открытие также привело к идее, продвигаемой популярной прессой , о « проклятии », которое якобы приводило к преждевременной смерти тех, кто входил в гробницу. Эти утверждения были отвергнуты Говардом Картером , который назвал их «глупым суеверием» и «гнилью» . [13] Более недавнее исследование Джеймса Рэнди показало, что члены экспедиции, вошедшие в гробницу, умерли в среднем в возрасте 73 лет, что немного превышало ожидаемую продолжительность жизни представителей их социального класса в то время. [14] Идея «проклятия мумии» вдохновила такие фильмы как «Мумия» , с Борисом Карлоффом в главной роли , которые популяризировали идею о том, что древнеегипетские мумии реанимируются в виде монстров . Агаты Кристи В рассказе 1924 года «Приключение в египетской гробнице» также упоминаются загадочные смерти во время раскопок. [15]

в Голливуде Изображение Древнего Египта вносит основной вклад в фэнтезийный Египет современной культуры. Кинематографическое зрелище Египта достигло кульминации в эпизодах « Сесила Б. де Милля ( Десяти заповедей» 1956) и в Крейн Жанны «Нефертити» в итальянской Cinecittà постановке 1961 года «Королева Нила» и рухнуло из-за провала Ричарда Бертона и Элизабет. Тейлор в «Клеопатре» (1963).

В 1978 году Тутанхамон был отмечен в песне « Король Тут » американского комика Стива Мартина , а в 1986 году позы некоторых египетских фресок были упомянуты в песне « Walk Like an Egypt » группы The Bangles .

Метрополитен -музей возродил Храм Дендура в своих помещениях в 1978 году. В 1989 году Лувр воздвиг собственную стеклянную пирамиду, а в 1993 году в Лас-Вегасе открылся отель «Луксор» с копией гробницы Тутанхамона.

Самая продаваемая серия романов французского писателя и египтолога Кристиана Жака была вдохновлена ​​жизнью фараона Рамзеса II («Великого»).

HBO Мини-сериал « Рим» включает несколько эпизодов, действие которых происходит в греко-римском Египте. Точные реконструкции древнеегипетского двора (в отличие от исторически правильной эллинистической культуры) были построены в римских студиях Чинечитта . В сериале изображены драматизированные рассказы об отношениях между Клеопатрой , Птолемеем XIII , Юлием Цезарем и Марком Антонием . Клеопатру играет Линдси Маршал , и большая часть второго сезона посвящена событиям, предшествовавшим знаменитым самоубийствам Клеопатры и ее возлюбленного Марка Антония в 30 году до нашей эры.

В анимационном фильме Филиппа Леклера 2007 года «Солнечная королева» Эхнатон, Тутанхатен (позже Тутанхамон), Ахеса (Анхесенепатен, позже Анхесенамон), Нефертити и Хоремхеб участвуют в сложной борьбе, в которой жрецы Амона противостоят нетерпимому монотеизму Эхнатона.

Американская певица Кэти Перри выпустила в 2013 году песню Dark Horse , а сюжет клипа на песню был задан именно древнему Мемфису . В видео присутствуют многочисленные древнеегипетские символы, и многие из представленных в нем вещей исторически точны, хотя египтологами при его создании не проводились консультации с . Бирюзовый Клеопатра макияж Кэти Перри в видео мог быть использован в Древнем Египте, платье, которое она носила, по стилю похоже на греко-римскую одежду, которую носили такие аристократы, как , в видео изображено Око Гора, могущественный символ в Древний Египет и картины за троном, на котором сидит Кэти Перри, похоже, были созданы на основе реальных образцов из древнеегипетских гробниц. [16]

В альбоме 2017 года « 20s A Difficult Age» записывающегося исполнителя Маркуса Орелиаса одна из песен называется «Aset», что является оригинальным написанием имени «Исида». Музыкальное видео, снятое режиссером Луисом Монтойей, содержало иероглиф Исиды в титульной карточке . [17]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джанетта Реболд Бентон и «Древний Египет в европейском воображении» с. 54 и след. Роберт ДиЯнни, Искусство и культура: введение в гуманитарные науки , 1999: «Древний Египет в европейском воображении», стр. 54 и далее.
  2. ^ Обзор: MJ Versluys, Aegyptiaca Romana: нилотские сцены и римские виды Египта , 2002.
  3. ^ Исида:Лоран Брико, М.Дж. Верслуйс, PGP Мейбум, ред. Нил в Тибр: Египет в римском мире: материалы III Международной конференции по изучению Исиды (Лейден), 11–14 мая 2005 г.; Гарпократ: Иконография Гарпократа (статья в формате PDF). Архивировано 7 апреля 2008 г. в Wayback Machine ; Серапис: Анна Рулле, Египетские и египетские памятники императорского Рима , 1972.
  4. ^ Стронг, Джеймс (2001). Расширенное исчерпывающее согласие Библии Стронга . Нэшвилл: Издательство Томаса Нельсона. стр. 221–222. ISBN  0-7852-4540-5 .
  5. ^ «Мумия» . Британская энциклопедия Краткая . Проверено 30 июня 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. Иоганн Кестлер перечислил современных критиков Кирхера: «Некоторые критики, — с изумлением писал Кестлер, — считали, что объяснение Кирхером иероглифов было просто «плодом его собственного ума»» (Паула Финдлен, Афанасий Кирхер: последний человек, который знал всё , 2004:38)
  7. ^ Перепечатано в книге Жака-Жозефа Шампольон-Фижака, Фурье и Наполеон: Египет и сто дней: неопубликованные мемуары и документы, Париж, Firmin Didot Freres, 1844, стр. 170.
  8. ^ Томпсон, Джейсон, Замечательные вещи: История египтологии 1: От древности до 1881 года , 255, 2015, Американский университет в Каире Press, ISBN   9774165993 , 9789774165993, книги Google ; Троманс, Николас и другие, Соблазн Востока, Британская живопись востоковедов , 2008, Tate Publishing , ISBN   9781854377333
  9. ^ Джеймс Стивенс Керл, Викторианское празднование смерти , 1972, стр. 86-102.
  10. ^ Кристофер Каспарек Пруса , « Фараон : создание исторического романа», The Polish Review , 1994, вып. 1, стр. 45-50.
  11. ^ Тхарур, Ишаан. «Бюст Нефертити: Вспоминая знаменитую царицу Древнего Египта» . Время . ISSN   0040-781X . Проверено 8 июня 2021 г.
  12. ^ Уинстон 2006 , с. 2.
  13. ^ Уинстон 2006 , с. 326.
  14. ^ Линч, Патрик (24 января 2017 г.). «Проклятие фараонов раскрыто» . Historycollection.com . Проверено 8 июня 2021 г.
  15. ^ Кристи, Агата (1924). Пуаро проводит расследование . ХарперКоллинз Паблишерс Лимитед. ISBN  978-0008164836 .
  16. ^ Ротан, Лили. «Есть очень веская причина, почему действие видео Кэти Перри «Dark Horse» происходит в Древнем Египте» . Время . Проверено 9 сентября 2018 г.
  17. ^ Маркус Орелиас - 20s a Difficult Age, обзоры альбомов, песни и многое другое | AllMusic , получено 24 марта 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80fbe0f6c915cc9c520e1d2334c5e1fe__1714535700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/fe/80fbe0f6c915cc9c520e1d2334c5e1fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient Egypt in the Western imagination - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)