Стела Меттерниха



Стела Меттерниха — магико-медицинский Гор на стеле Крокодилов , которая является частью египетской коллекции Метрополитен -музея в Нью-Йорке . Он датируется Тридцатой династией Египта около 380–342 гг. до н. э., во время правления Нектанеба II . Происхождение стелы неизвестно.
История [ править ]
Стела принадлежит к группе стел, известных как «Циппи Гора » или «Стелы Гора на крокодилах». Эти типы стел использовались для защиты древнего египетского народа от опасных животных, таких как крокодилы и змеи. Магическая стела — одна из крупнейших и наиболее полных подобных.
Предполагается, что во время правления Нектанеба II священник по имени Эсатум отправился к месту захоронения быков Мневиса в Гелиополе . Там он заметил некоторые надписи, которые показались ему интересными, и приказал скопировать их на большой каменный блок. Там стела была создана и простояла долгие годы, пока Александр Македонский не завоевал персов в Египте и ее не привезли в Александрию .
Стела отсутствовала более двух тысяч лет, пока ее не обнаружили в стене, раскопанной во францисканском монастыре . Затем стела была подарена австрийскому государственному деятелю принцу Меттерниху в 1828 году Мухаммедом Али-пашой , правителем Египта, и Меттерних хранил ее в своем замке Кинжварт (в Богемии ), где стела оставалась до 1950 года, а затем была куплена Метрополитен-музеем. искусства (где она долгие годы была известна как Стела Меттерниха).
Строительство [ править ]
Стела представляет собой большой блок внизу ( постамент ), соединенный с более тонким блоком с изогнутой вершиной. Размеры: высота 35 12/16 дюйма и ширина 13 ¼ дюйма. Изделие было сделано из одного огромного куска мелкозернистого, твердого серо-зеленого камня из граувака . Стела хорошо сохранилась, есть лишь несколько небольших видимых сколов. Кажется, что он был создан с предельной точностью и тщательностью, что делает его самым интригующим и ценным дополнением к Метрополитен-музею.
В верхней части стелы изображен солнечный диск, который идентифицирует Ра , бога Солнца древнеегипетской религии. С каждой стороны Ра находятся по четыре бабуина. Слева от павианов находится бог-посланник Тот . Справа от павианов изображен правящий фараон Нектанебо II, кланяющийся Ра.
Основная часть рельефа отделена от верхней части пятью строками иероглифов . В центре стелы изображен Гор в детстве, стоящий на крокодилах. Над его головой расположен лик бога Беса , который является хранителем новорожденных и родильниц. Гор держит в каждой руке змею и скорпиона, а также льва и орикса в каждой руке.
Слева от Гора находится бог Ра-Хорахти, который представляет собой комбинацию двух небесных богов Гора и Ра, стоящих на змее, и окружающих их обоих - два божественных символа. В крайнем левом углу рельефа изображена мать Гора Исида, стоящая на змее, а слева от нее — знамя богини-стервятника Нехбет , покровительницы юга. В крайнем правом углу снова изображен бог Тот, стоящий на змее, а справа от него — знамя змеиной богини Ваджет , покровительницы севера. Над богами — глаза Гора, Солнца и Луны.
Остальная часть стелы покрыта иероглифами сверху вниз, а также с обеих сторон. Эти иероглифы документируют истории богов и их опыт общения с ядовитыми животными. Существует также множество проклятий и заклинаний от различных болезней, вызванных этими животными. В левой части четвертого ряда примечательна колесница, запряженная крылатым ориксом, называемым Ахех , символом королевской мощи. [1]
Еще одна достопримечательность стелы находится в верхней части обратной стороны. Есть крылатый человек, олицетворяющий демонического солнечного бога Хармети. Он противостоит своим врагам — злым животным, заключенным в круг, чтобы не дать им сбежать.
Мифология [ править ]
Основная функция Стелы Меттерниха заключалась в магическом исцелении ядов, в основном вызванных животными. Воду поливали Стелу и собирали. Воду из Стелы затем пил человек, страдающий ядовитым недугом. Этот человек идентифицировал себя с ребенком Гором, который тоже перенес подобные трагедии. В течение всего процесса местные священники читали религиозные обряды со Стелы.
Первые несколько заклинаний на стеле связаны с рептилиями и другими вредными существами. Самым выдающимся был демон-змей Апофис , враг Ра. Заклинание заставило змея обезглавить и сжечь на куски. Вторая половина заклинания вызывала у змеи рвоту, и пока священник читал это заклинание, нанесённого человека тоже рвало, освобождая своё тело от яда.
Следующее заклинание было направлено на кошку. В коте было что-то вроде бога или богини, и он был способен уничтожить любой яд. Заклинание просит Ра помочь кошке в трудную минуту.
На большей части стелы есть надписи, описывающие такие истории, как приведенные выше, связанные с отравлением и заклинаниями, которые нужно вылечить. Самой известной является история об Исиде и семи скорпионах. Эта история занимает большую часть стелы и чаще всего упоминается, когда речь идет о недугах, связанных с ядами.
Исида была матерью Гора вместе с его отцом Осирисом , который был правителем живого мира. Осирис был убит своим братом Сетом , который невероятно завидовал его власти. Когда Исида и Нефтида обнаружили это, они вернули Осириса к жизни с помощью магии. Сет пришел в ярость и снова убил Осириса, но на этот раз разрубил его тело на множество частей и разбросал их по всему Египту. Затем Осирис стал фараоном мёртвых и подземного мира, тогда как землей живых никто не управлял.
Сет был доволен, думая, что станет фараоном живых, но он не знал, что Исида была беременна ребенком Осириса. Он станет фараоном живых благодаря своему праву первородства. После того, как Исида родила Гора, считалось, что он станет новым фараоном живых, но как только Сет узнал об этом, он очень разозлился.
В этот момент на Магической Стеле начинается фактическое заклинание. Сет отравил ребенка скорпионом, которого часто связывают со змеиным демоном Апофисом. Исида была возмущена горем из-за смерти своего ребенка. Она позвала Ра и попросила его о помощи. Он послал Тота, который вернул ребенка к жизни. С этого момента Ра стал бы защитником Гора, как сделал бы его отец Осирис, если бы он был жив.
Хорус выжил, но позже сразился с Сетом, чтобы узнать, кто станет фараоном живых. Во время боя Сет вырвал глаз Гора и выиграл битву. Отсюда и появился символ «Глаз Гора». Затем Сет снова стал фараоном живых.
Исида не могла оставаться в стороне и позволить этому случиться, потому что ее сын был законным правителем. Она переоделась в подземный мир и разыскала Сета. Она рассказала ему, как злой человек отобрал у ее сына то, что по праву принадлежало ему. Сет приказал исправить это, не зная, о ком она имеет в виду. Исида открылась Сету, и он попытался отречься, но Ра стал свидетелем этого события и сделал Гора фараоном живых.
Большая часть стелы посвящена тому, как Гор был отравлен и излечен. Древние египтяне также использовали это лекарство для своего народа, страдавшего от ядов. В больных будет обитать дух Гора, и они будут излечены так же, как и Гор. (Египетское искусство) Истории, написанные на этой стеле, особенно история об Исиде и Горе, являются наиболее полными из всех памятников.
- Циппа Гора Стела
- Статуя человека, держащего стелу: Циппа Гора. исцеляющая статуя
Ссылки [ править ]
- Бадж, Э.А. Уоллис . «Магические картинки, формы, заклинания и т. д.». Египетская магия. Лондон: Кеган Пол, Trench and Trübner & Co. Ltd., 1901. 3 марта 2004 г. [1]
- Бадж, Э. А. Уоллис. «Краткое содержание: VIII. Легенда о смерти и воскресении Гора и другие магические тексты». Легенды богов. Лондон: Кеган Пол, Trench and Trübner & Co. Ltd., 1912. 3 марта 2004 г. [2]
- Каталог. Египет Клеопатры, Бруклинский музей.1988.
- Дорман, П. Египет и Древний Ближний Восток в Метрополитен-музее, Нью-Йорк: 1987.
- «Египетское искусство». Метрополитен-музей. 3 марта 2004 г. [3]
- «Египет, колыбель единобожия». Государственная информационная служба Египта. 3 марта 2004 г. [4]
- Граецкий, Вольфрам. «Стелы Гора». Университетский колледж Лондона. 2003. 3 марта 2004. [5]
- Сетон-Уильямс, М.Б. Египетские легенды и истории. США: Barnes and Noble Books. 1988.
Внешние ссылки [ править ]

- Метрополитен-музей, Стела Меттерниха