Тель-Бейт-Шемеш
31 ° 45'2 ″ с.ш. 34 ° 58'30 ″ в.д. / 31,75056 ° с.ш. 34,97500 ° в.д.


Тель-Бейт-Шемеш — небольшой археологический памятник к северо-востоку от современного города Бейт-Шемеш .
определил его как библейский Бет-Шемеш – тогда он был известен как Айн-Шамс В конце 1830-х годов Эдвард Робинсон . [1] [2] Телефон раскапывали на протяжении многих этапов в течение 20 века.
Этимология
[ редактировать ]Бейт-Шемеш на иврите означает «дом солнца» или «храм солнца». Город бронзового века первоначально был назван в честь ханаанской богини солнца Шапаш , иногда называемой Шемеш, которой здесь поклонялись в древности. [3]
Название Бет-Шемеш разделяли (по крайней мере) два других места в Израиле и еще одно в Египте, предположительно место, известное по- гречески как Гелиополь , имеющее то же значение. [4]
История
[ редактировать ]Ханаанский и израильский город
[ редактировать ]Хананеи Бейт-Шемеша назвали город в честь Шапаш/Шемеш, богини солнца, которой они поклонялись. Руины древнего библейского города хананеев и израильтян расположены на месте, называемом Тель-Бейт-Шемеш на современном иврите и Телль-эр-Румейле на арабском языке — телль (археологический курган). [3] расположен непосредственно к западу от современного Бейт-Шемеша и мошава Иши , прямо на западной стороне шоссе 38 .
Самое раннее упоминание о Бейт-Шемеше встречается в египетских текстах проклятий , датируемых на несколько сотен лет раньше, чем его упоминание в канонических книгах на иврите. [5]
Еврейская Библия
[ редактировать ]Бейт-Шемеш упоминается в еврейской Библии в Книге Иисуса Навина ( Иисус Навин 15:10 ), как город на территории колена Иуды на границе с коленом Дана . В книге Иисуса Навина 21:16 этот город был выделен как один из 13 коханических городов для священников колена Левиина , коэнов .
Другой город с таким же названием, Бейт-Шемеш, позже упоминается в Иисусе Навине 19:38 и расположен на территории колена Неффалима .
Город, расположенный в территориальных пределах колена Иуды, упоминается в 6-й главе 1 Царств как первый город, встреченный Ковчегом Завета на обратном пути из Филистии был захвачен филистимлянами после того, как он в бою ( 1 Царств 6:12–21 ). Согласно главе, жители Бейт-Шемеша заглянули в ковчег , и Бог поразил их смертью. Камень, на котором был установлен Ковчег, записан как находившийся там во время написания Книг Самуила . В версии короля Иакова этот камень описан как «великий камень Авеля» ( 1 Царств 6:18 ).
Во Царств 14 Бейт-Шемеш снова упоминается как место битвы между царем Амасией Иудеи 2 и царем Израиля Иоасом .
Железный век до персидского периода
[ редактировать ]В 10 веке до нашей эры Бейт-Шемеш возник как израильский правительственный центр в долине Сорек . [6]
Археомагнитное исследование датирует слой разрушений на этом месте первой половиной VIII века до нашей эры, что соответствует времени, когда израильский царь Иоас, как записано, победил царя Иудеи Амасию в битве, которая там произошла ( 4 Царств 14:11). –13 ). [7]
После разрушения большей части Иуды Сеннахиримом в 701 г. до н.э. город на некоторое время был заброшен, но, судя по восстановлению водохранилища в 7 век до нашей эры. [8] Однако после вавилонского завоевания Иуды в начале 580-х годов либо новые вавилонские правители, либо благоприятствуемая ими близлежащая филистимская метрополия Акрон , по-видимому, положили конец этой инициативе, запечатав и перекрыв жизненно важный резервуар с водой. [8] который не был обнаружен до 2004 года. Во время первого возвращения евреев , в начале периода Второго Храма , не было длительного возрождения города, в отличие от многих других мест в окрестностях, таких как Бейт-Гуврин , [ сомнительно – обсудить ] Мареша и другие. [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ]
В ходе спасательных раскопок на этом месте было обнаружено прямоугольное газовое сооружение, которое археологи идентифицировали как синагогу периода Второго Храма . [9] Синагогу планируют перенести в другое место, чтобы освободить территорию для дороги №38, которую планируется заасфальтировать на этом участке. Боаз Гросс, руководитель раскопок в Теле от Израильского института археологии, считал, что это сооружение не Хасмонеевское , а, вероятно, относится к периоду Ирода . Деревня вокруг него, по его мнению, была заброшена во время восстания Бар-Кохбы . По его словам, найденные рядом со зданием чаши для очищения, его архитектурное оформление, а также обнаруженная внутри скамейка усиливают предположение о том, что это синагога. [10]
Византийский период
[ редактировать ]монастырь и другие останки византийского периода. В этом районе были найдены [11]

Османский период
[ редактировать ]
Небольшие арабские города Дайр-Абан и Дайр-Рафат использовали для строительства камни из Телль-эр-Румейле (Тель-Бейт-Шемеш). [ нужна ссылка ]
В конце 19 века этот район был известен как Айн-Шемс или Хирбет-Айн-Шемс и использовался местными арабами в качестве временного места проживания во время сбора урожая. [12] [13] Там стояла небольшая мечеть Абу Мизара. [13]
Государство Израиль
[ редактировать ]Во время арабо-израильской войны 1948 года египетская армия вторглась в этот район и создала укрепленный пост, названный на иврите «Мишлат», на холме с видом на Бейт-Шемеш, в арабской деревне Дайр-Абан . Во время боев пост несколько раз переходил из рук в руки. Бригада Харель занимала часть поста в течение нескольких месяцев, что дало начало названию «объединенный пост» или «Мишлат ха-Мешутаф», поскольку их и силы противника разделяло 60 метров. Мишлат был наконец взят силами Хареля в ходе наступления Ха-Хар в ночь с 19 на 20 октября 1948 года. [ нужна ссылка ]
Бейт-Шемеш — это точка, из которой так называемый Конвой из 35 человек отправился доставлять продовольствие в осажденный Гуш-Эцион . 15 января 1948 года группа из 38 добровольцев Пальмаха покинула Хартув недалеко от Бейт-Шемеша. После того как один из членов группы вывихнул лодыжку и вернулся в сопровождении двух других, группа, насчитывающая теперь 35 человек, продолжила свой путь. Их присутствие обнаружили две арабские женщины, встретившие двух разведчиков группы возле Сурифа . (Более ранняя версия о том, что солдат обнаружил арабский пастух, которого они милостиво отпустили, была основана на хвалебной речи, написанной Бен-Гурионом , и, по всей видимости, является апокрифом). [14] Конвой из 35 человек впоследствии был убит в боях с арабскими жителями деревни и ополченцами.
Археология
[ редактировать ]

С 1911 по 1913 год на этом месте проводились раскопки командой Фонда исследования Палестины под руководством Дункана Маккензи . [15] [16]
Это место было раскопано с 1928 по 1933 год командой Хаверфордского колледжа, штат Пенсильвания, под руководством Элиху Гранта . [17] [18] [19] [20] [21] [22] Была найдена сломанная клинописная табличка позднего бронзового века. [23]
Работа возобновилась с 1990 по 1996 год под руководством Шломо Бунимовица и Цви Ледермана под эгидой факультета исследований Земли Израиля в Университете Бар-Илан и факультета изучения Библии и древнего Ближнего Востока в Университете Бен-Гуриона в Негеве. [24] [25] [26]
Поздний бронзовый и железный век
[ редактировать ]Самая древняя в мире железная мастерская единственные остатки укрепленного города с развитой системой водоснабжения времен раннего Иудейского царства была обнаружена в Бейт-Шемеше в 2003 году. Здесь были найдены . Кости животных, найденные в слое XII–XI веков до нашей эры, указывают на типичный рацион израильтян, населявших горную страну в этот период. Вместе с находками керамики они указывают на культурное влияние на жителей этого приграничного города. Однако невозможно определить их конкретную этническую принадлежность, которая могла бы быть хананеем , филистимлянином или израильтянином . [3]
В августе 2012 года археологи из Тель-Авивского университета объявили об открытии круглой каменной печати диаметром примерно 15 миллиметров. Печать была найдена на полу дома в Бейт-Шемеше и датируется XII веком до нашей эры. По сообщению «Гаарец» , «руководители раскопок профессор Шломо Бунимовиц и доктор Цви Ледерман из Тель-Авивского университета говорят, что они не предполагают, что человеческая фигура на печати является библейским Самсоном . Скорее, географическая близость к месту, где жил Самсон, и период времени печати показывает, что история рассказывалась во времена героя, сражавшегося со львом, и что эта история в конечном итоге нашла свое отражение в библейском тексте и на печати». [27]
Кости животных, найденные поблизости, также могут быть ключом к разгадке пограничных споров между различными культурами. Свиные кости были найдены в нескольких километрах от Бейт-Шемеша, но на самом деле в Бейт-Шемеше было найдено лишь несколько, и в какой-то момент в 11 веке до нашей эры, похоже, местное население перестало есть свинину. Газета "Гаарец" сообщает, что "по словам Бунимовица, когда филистимляне, питавшиеся свининой, прибыли в страну из Эгейского моря , местные жители перестали есть свинину, чтобы отличиться от пришельцев". [27]

В рамках работ по расширению близлежащей дороги, Маршрута 38, в Тель-Бейт-Шемеше было обнаружено множество археологических находок, муниципалитет Бейт-Шемеша способствовал преобразованию комплекса в центр для посетителей и парк с инвестициями в десятки миллионов шекелей . [28] Национальная дорожная компания Израиля согласилась значительно уменьшить ширину шоссе 38, которое пересекает Тель-Бейт-Шемеш, после того, как археологи предупредили, что оно может похоронить редкие и необычные артефакты периода Первого Храма, которые были обнаружены там. [29]
В ходе этих раскопок было обнаружено впечатляющее поселение конца времен библейского Иудейского царства , само существование которого бросает вызов общепринятому представлению об истории Иудейского царства во времена правления Ассирии . До сих пор утверждалось, что город Бейт-Шемеш был разрушен во время кампании по подавлению восстания Езекии ассирийским царем Сеннахиримом в 701 году до нашей эры. [30] [31] и что низменная территория была вырвана из-под суверенитета Иудейского царства. Однако новые открытия показали, что после его разрушения поселение было вновь основано на восточных склонах Тела и использовалось как важный административный и экономический центр Иудейского царства под властью Неоассирийской империи . [32] [33]
Более поздняя история
[ редактировать ]В ходе раскопок они также обнаружили плотную систему общественных зданий, складских помещений и сельскохозяйственных промышленных объектов, в том числе 14 маслобойн для хранения оливкового масла времен Иудейского царства. Рядом с одним из брезентовых домов был обнаружен большой подвал с оштукатуренными полами и стенами. Кроме того, в сотнях обнаруженных построек было обнаружено более 44 царских печатей, относящихся к периоду царя Езекии. Согласно гипотезе Ледермана, на территории к западу от Бейт-Шемеша находился ряд царских сельскохозяйственных ферм, которые Езекия основал главным образом для производства оливкового масла. Спасительные раскопки показывают, что, вопреки общепринятому мнению, согласно которому Иудейская равнина была освобождена от еврейского населения в седьмом веке до нашей эры, в Бейт-Шемеше было построенное поселение высокого уровня со сложной и прибыльной промышленностью. [33]
Кальцитовый алебастр добывался в древние времена в пещере, известной сегодня как Пещера Близнецов недалеко от Бейт-Шемеша. Ирод использовал этот алебастр для ванн в своих дворцах в I веке до нашей эры. [34]
В 2014 году археологи Ирен Зильбербод и Техила Либман объявили об открытии неподалеку большого комплекса византийского периода , который, скорее всего, был монастырем. [35] Он состоял из жилого района и промышленной зоны с прессами для вина и оливок. [35] Были обнаружены остатки двух-трехэтажных зданий с впечатляющими мозаичными полами. [35] Комплекс перестал функционировать в ранний мусульманский период и впоследствии был занят другими жителями. [35] Раскопки продолжались с новыми находками до конца 2017 года. [36]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исса, Рана (19 апреля 2021 г.). «Глава 16 Миссионерская филология и изобретение библейской страны». Отслеживание Иерусалимского кодекса . Де Грютер. стр. 309–327. дои : 10.1515/9783110639476-017 . ISBN 9783110639476 . S2CID 233588992 .
По мнению Робинсона и Смита, туземцы невольно являются носителями «божественного диалекта» этой земли. Основываясь на информации из их уст, Робинсон превращает Айн-Шамс в библейский Бейт-Шемеш, причем Айн и Бейт кажутся настолько общими, что их можно заменить.
- ^ Робинсон, Эдвард (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петреа . Том. 3. Дж.Мюррей. стр. 17–20.
Название «Айн-Шемс» подразумевает фонтан; но сейчас здесь нет никакой так называемой воды. Место, которому арабы дали это название, представляет собой руины современной арабской деревни средних размеров с Вели, очевидно, построенной из древних материалов. Но прямо к западу от этой деревни, на плато невысокого холма или холма между Сараром на севере и меньшим Вади на юге и вокруг него, видны явные следы древнего места... И название, и Расположение этого места, по-видимому, указывает на местонахождение древнего Веф-Шемеша Ветхого Завета. Этот город описан Евсевием и Иеронимом, как видно с дороги, ведущей из Елевтерополя в Никополь (Амвас), в десяти римских милях от прежнего города; и так как они отводят почти одинаковые расстояния от Елевтерополя до Цоры, Заноя и Иармута, то очевидно, что Беф-Шемеш находился неподалеку от этих мест. Итак, мы уже нашли его в окружении Зануа на востоке, Суры на северо-северо-востоке и Ярмука на юго-западе. Действительно, исходя из существования этих имен и их совпадения с рассказами Евсевия и Иеронима, мы удалось главным образом обнаружить и зафиксировать местонахождение Элевтерополя в Бейт-Джибрине. Слова Бейт (Бет) и Айн настолько распространены в арабских названиях Палестины, что не может вызывать удивления, если бы произошел обмен, даже без какого-либо очевидного основания. Точно так же древний Беф-Шемеш (Гелиополь) в Египте известен у арабских писателей как Айн-Шемс; хотя в настоящее время это название применяется конкретно, только к колодцу на некотором расстоянии от его участка.
- ^ Перейти обратно: а б с Бейт-Шемеш — библейский город на границе между Иудой и Филистией. Архивировано 14 августа 2007 года в Wayback Machine , Министерство иностранных дел Израиля . Проверено 23 ноября 2007 г.
- ^ BibleHub.com, Бет Шемеш , цитирует Concordance Стронга и т. д. [1] Архивировано 8 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Бен-Йосеф, Сефи [на иврите] , изд. (без даты). Путеводитель по Израилю – Иудея (Полезная энциклопедия для познания страны) (на иврите). Том. 9. Иерусалим: Издательство «Кетер» при Министерстве обороны Израиля. п. 31. ОСЛК 745203905 . , св סקירה היסטורית-ישוביתОбзор исторических поселений
- ^ Бунимовиц, Шломо; Ледерман, Цви (2016). Тель-Бейт-Шемеш: приграничная община в Иудее . Пенн Стейт Пресс. п. 378. ИСБН 978-1-57506-453-6 .
- ^ Вакнин, Йоав; Шаар, Рон; Липшиц, Одед; Мазар, Амихай; Маейр, Арен М.; Гарфинкель, Йосеф; Фрейд, Лиора; Фауст, Авраам; и др. (24 октября 2022 г.). «Реконструкция библейских военных кампаний с использованием данных геомагнитного поля» . Труды Национальной академии наук . 119 (44): e2209117119. Бибкод : 2022PNAS..11909117V . дои : 10.1073/pnas.2209117119 . ПМЦ 9636932 . ПМИД 36279453 .
- ^ Перейти обратно: а б Шломо Бунимовиц и Цви Ледерман, Бет-Шемеш: библейский пограничный город между Иудой и Филистией , Тель-Авивский университет, 2000 г. [2] Архивировано 5 октября 2016 г. на Wayback Machine , получено 1 сентября 2016 г.
- ^ Боаз Гросс. «Результаты раскопок в восточной части Тель-Бейт-Шемеша» . Израильский институт археологии .
- ^ Эйлат Кахана (23 апреля 2020 г.). «Древняя синагога, обнаруженная в Тель-Бейт-Шемеше, будет демонтирована» . www.makorrishon.co.il . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Клодин Дофин (1998). Византийская Палестина, Peuplement et Populations, Vol. III: Каталог . Международная серия BAR 726. Оксфорд: Archeopress. п. 909.
- ^ Ч. Р. Кондер и Х. Х. Китченер (1883 г.). Обзор Западной Палестины . Том. III. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины. п. 60.
- ^ Перейти обратно: а б М. В. Герен (1869). Географическое, историческое и археологическое описание Палестины . Полет. Иудея II. Париж. стр. 18–22.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шрагай, Надав (27 апреля 2009 г.). «Легенда о попав в засаду отряда Пальмаха '35' » . Гаарец . Архивировано из оригинала 21 июля 2018 года . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ Маккензи, Д., «Раскопки в Айн-Шемсе (Бет-Шемеш)», Ежегодник Фонда исследования Палестины 1, стр. 41–94, 1911 г.
- ^ Маккензи, Д., «Раскопки в Айн-Шемсе (Бет-Шемеш)», 2-й ежегодный фонд исследования Палестины, 1912–1913 гг.
- ^ Грант, Э., «Бет-Шемеш (Палестина). ПрогрессХаверфордская археологическая экспедиция», Библейские и родственные исследования 2. Хаверфорд, Пенсильвания: Хаверфордский колледж, 1929 г.
- ^ Грант, Э., «Раскопки Айн-Шемса (Палестина) 1928–1929–1930–1931, Часть 1», Библейские и родственные исследования 3, Хаверфорд, Пенсильвания: Хаверфордский колледж, 1931
- ^ Грант, Э., «Раскопки Айн-Шемса (Палестина) 1928–1929–1930–1931, Часть 2», Библейские и родственные исследования 4, Хаверфорд, Пенсильвания: Хаверфордский колледж, 1932
- ^ Грант, Э., «Раскопки Румейле в Айн-Шемсе (Палестина), Часть 3. Библейские и родственные исследования 5», Хаверфорд, Пенсильвания: Хаверфордский колледж.
- ^ Грант, Э., и Райт, Дж. Е., «Раскопки Айн-Шемса (Палестина), Часть 4 (Гончарное дело)», Библейские и родственные исследования 7, Хаверфорд, Пенсильвания: Хаверфордский колледж, 1938
- ^ Грант, Э., и Райт, Дж. Е., «Раскопки Айн-Шемса (Палестина), Часть 5 (текст)», Библейские и родственные исследования 8, Хаверфорд, Пенсильвания: Хаверфордский колледж, 1939
- ^ [3] Фоссе, Сесиль и др., «Археоматериальное исследование клинописной таблички из Тель-Бет-Шемеша», Тель-Авив 51.1, стр. 3–17, 2024 г.
- ^ Бунимовиц, Шломо и Цви Ледерман, «Ханаанское сопротивление: филистимляне и Бет-Шемеш - пример железного века I», Бюллетень американских школ восточных исследований 364.1, стр. 37–51, 2011 г.
- ^ Бунимовиц, С., и Ледерман, З., «Пограничный случай: Бет-Шемеш и возвышение Древнего Израиля», в книге «Израиль в переходный период: от поздней бронзы II к железу IIa» (ок. 1250–850 до н.э.), Том. 1: Археология, изд. Л. Л. Граббе. Библиотека изучения еврейской Библии/Ветхого Завета 491; Европейский семинар по исторической методологии 7, Нью-Йорк: T&T Clark, стр. 21–31, 2008 г.
- ^ Бунимовиц С. и Ледерман З., «Археология приграничных сообществ. Возобновленные раскопки Тель-Бет-Шемеш, Часть 1: Железный век», Near Eastern Archeology 72, стр. 116–42, 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хассон, Нир (30 июля 2012 г.). «Национальная печать, найденная израильскими археологами, может дать обоснование легенде о Самсоне» . Гаарец . Архивировано из оригинала 16 ноября 2013 года . Проверено 3 сентября 2013 г.
- ^ [адрес электронной почты защищен] (23 марта 2021 г.). «Новый археологический парк, который будет создан в Бейт-Шемеше с инвестициями в десятки миллионов шекелей | весь город» . Весь город Иерусалим (на иврите) . Проверено 12 декабря 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Достижение археологов: трасса 38, которая должна пересекать Тель-Бейт-Шемеш, будет сокращена» . «Гаарец» (на иврите) . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Бонимовиц, Шломо; Ледерман, Цви; Бунимовиц, Шломо; Ледерман, Цви (2003). Последние дни Беф-Шемеша и Pax Assyriaca в Шефеле Иуды» « Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования 27 :41-49. ISSN 0071-108X .
- ^ «Управление древностей Израиля» . www.antiquities.org.il . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Пути Израиля в Иудейском царстве» . Музей библейских земель (на иврите) . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кто важнее, 38-е шоссе или царь Езекия?» . «Гаарец» (на иврите) . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Амир, Аяла; Фрумкин, Амос; Зиссу, Боаз; Маейр, Арен М.; Губес, Гил; Альбек, Амнон (7 мая 2022 г.). «Поиск кальцито-алебастровых ванн Ирода Великого с помощью мультианалитического подхода» . Научные отчеты . 12 (1): 7524. Бибкод : 2022NatSR..12.7524A . дои : 10.1038/s41598-022-11651-5 . ПМК 9079073 . ПМИД 35525885 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Нир Хассон (20 сентября 2014 г.). «Археологи обнаружили впечатляющий комплекс византийской эпохи недалеко от Бейт-Шемеша» . Гаарец . Архивировано из оригинала 20 сентября 2014 года . Проверено 20 сентября 2014 г.
- ^ Дэниел К. Эйзенбуд (20 декабря 2017 г.). «Артефакты 1500-летнего монастыря и церкви, раскопанные в Бейт-Шемеше» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 2 января 2018 года . Проверено 1 января 2018 г.