Пилегеш
Пилегеш ( ивр . פִּילֶגֶשׁ ) — еврейский термин, обозначающий наложницу , супружескую спутницу, имеющую социальный и правовой статус ниже статуса жены. [1] У израильтян мужчины обычно признавали своих наложниц, и такие женщины пользовались теми же правами в доме, что и законные жены. [2]
Этимология
[ редактировать ]В иудаизме наложницы называются еврейским термином пилегеш ( иврит : פילגש ). Термин «пилегеш», по-видимому, является индоевропейским заимствованием, родственным древнегреческому слову : παλλακίς pallakis , что означает « наложница ». [3] [4] [5]
В иврите современного Государства Израиль пилегеш часто используется как эквивалент английского слова «госпожа », то есть партнерша во внебрачных отношениях, независимо от юридического признания. Были предприняты попытки популяризировать пилегеш как форму добрачных, внебрачных или внебрачных отношений (которые, с точки зрения принимающего закон лица (лиц), разрешены еврейским законом ). [6] [7] [8]
Существует множество определений того, что такое отношения пилегеш . В восточном мире пилегеш вписывался в сложную семейную организацию, и женщина имела более четкое юридическое и социальное положение, тогда как в более позднем западном мире пилегеш рассматривался как долгосрочное сексуальное партнерство между мужчиной и женщиной, которые могли нет или не будет женат.
Библейские ссылки
[ редактировать ]У некоторых библейских персонажей были наложницы, когда они не могли завести естественных детей от своих жен. Самый известный пример этого был с Авраамом и Саррой . Сарра отдала свою служанку Агарь Аврааму, сохранив при этом право собственности как на служанку, так и на потомство. Их союз произвел на свет Измаила . Агарь получила статус полноправной жены по отношению к Аврааму, но Сарра, тем не менее, сохранила статус главной жены. Этот тип пилегеша зафиксирован в еврейских источниках как единичный случай. Все более поздние случаи пилегеша признавали пилегеш и гарантировали те же права в доме, что и законная жена.
Поскольку иметь детей в иудаизме считалось большим благословением, законные жены часто отдавали своих служанок своим мужьям, чтобы они могли иметь от них детей, когда сами эти женщины были бездетными, как в случаях с Лией и Зелфой , Рахилью и Валлой . Наложница пользовалась таким же уважением и неприкосновенностью, как и жена, и считалось глубочайшим бесчестием для мужчины, которому она принадлежала, если на нее возлагали руки. Даже в исключительном случае Сарры и Агари Авраам был бы обязан относиться к Агари как к полноценной жене, и Авраам относился бы к ней как к равной. Права Сары касались технического юридического статуса наследницы, и, поскольку другая жена и дети принадлежали ей по праву собственности, она стала законной, хотя и не биологической матерью Измаила. [9]
Правовые характеристики
[ редактировать ]Согласно Вавилонскому Талмуду , [2] [10] отличие пилегеш от полноправной жены заключалось в том, что последняя получала брачный контракт ( кетубах ) и ее браку ( ниссуин ) предшествовало формальное обручение ( кидушин ), чего не было у первой. [11] Однако, по мнению раввина Иуды, пилегеш также должен получить брачный контракт, но без включения пункта, определяющего условия развода. [2] По мнению Раши , «жены с кидушином и кетуббой, наложницы с кидушином, но без кетуббы»; это чтение из Иерусалимского Талмуда. [1]
Некоторые раввины, такие как Маймонид , считали, что наложницы предназначены исключительно для королей, и поэтому простолюдин не может иметь наложницу; [ нужна ссылка ] действительно, такие мыслители утверждали, что простолюдины не могут вступать в какие-либо сексуальные отношения вне брака. Маймонид не был первым еврейским мыслителем, критиковавшим сожительство; например, это строго осуждается в книге Левит Раба . [12] Другие раввины, такие как Нахманид , Самуил бен Ури Шрага Феб и Якоб Эмден , категорически возражают против идеи о том, что наложницы должны быть запрещены. [ нужна ссылка ]
По словам раввина Мнахема Рисикоффа , институт пилегеш является альтернативой официальному браку, который не предъявляет таких же требований к прекращению отношений. [13]
Любое потомство, созданное в результате союза пилегеша и мужчины, было на равных правовых основаниях с детьми мужчины и его жены. [2]
Лидерами полемики о пилегеше являются Маймонид и Нахманид . Маймонид считал, что пилегеш должен быть запрещен по закону, в то время как Нахмаид считал, что разрешено юридически, но не рекомендуется с этической точки зрения.
Пилегеш был для мужчины, обладающего множеством ресурсов, способом заботиться о женщинах, кроме жены, привлекать другую женщину, чтобы помочь его жене с ее обязанностями, иметь потомство, если его жена была бесплодна, и создавать дружеские отношения без юридических уз.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Наложница» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Персонал (2002–2011 гг.). «ПИЛЕГЕШ (ивр.; ср. греч. παλλακίς)». . Еврейская энциклопедия . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 13 июня 2012 г.
- ^ Майкл Либ, Милтон и культура насилия , с. 274, издательство Корнелльского университета, 1994 г.
- ^ Марк Ли Рафаэль, Программы изучения Мидраша в двадцать первом веке , стр. 136, факультет религии, Колледж Уильяма и Мэри, 1999 г.
- ^ Николас Клэпп, Шеба: Через пустыню в поисках легендарной царицы , с. 297, Хоутон Миффлин, 2002 г.
- ^ Мэтью Вагнер (16 марта 2006 г.). «Кошерный секс без брака» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 3 мая 2014 года . Проверено 13 июня 2012 г.
- ↑ Адам Диктер, «ISO: Кошерная наложница», New York Jewish Week , декабрь 2006 г.
- ↑ Сюзанна Гласс, «Связь наложницы». Архивировано 3 января 2013 г., archive.today , The Independent , Лондон, 20 октября 1996 г.
- ^ Орах Хаим : Законы служанки.
- ^ Синедрион 21а
- ^ «ПИЛЕГЕШ (ивр.; ср. греч. παλλακίς)» . Еврейская виртуальная библиотека .
- ^ Левит Раба , 25 лет.
- ^ Между гражданским и религиозным правом: тяжелое положение Агуны в американском обществе , Ирвинг Брейтовиц, Greenwood Press, 1993. По совпадению, книга Брейтовица была рецензирована внуком Рисикоффа, раввином Стивеном Резникоффом, в журнале Jewish Action , Winter 1994, Vol. 55, № 2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гласс, Сюзанна (20 октября 1996 г.). «Связь с наложницей» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 19 ноября 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Диктер, Адам (декабрь 2006 г.). «ISO: Кошерная наложница» . Нью-йоркская еврейская неделя.
- Вагнер, Мэтью (16 марта 2016 г.). «Кошерный секс без брака» . Jpost.