Фания Фенелон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2014 г. ) |
Фания Фенелон (урожденная Фания Гольдштейн; 2 сентября 1908 г. - 19 декабря 1983 г.) [ 1 ] французская пианистка, композитор и певица кабаре, чьи мемуары 1976 года Sursis pour l'orchestre о выживании в Женском оркестре Освенцима во время Холокоста были адаптированы в качестве телевизионного фильма 1980 года «Игра на время» .
Биография
[ редактировать ]Фанья Гольдштейн родилась в Париже в 1908 году. [ 1 ] отцу-еврею и матери-католичке. Ее отец, Жюль Гольдштейн, был инженером в резиновой промышленности. [ 2 ] У нее было два брата, Леонид и Мишель Гольдштейны, оба также пережили войну. Ее брак с Сильвио Перлой ( швейцарским спортсменом, специалистом по бегу на 5000 метров ) закончился разводом, который завершился после войны. [ 3 ]
Обучение
[ редактировать ]Она посещала Парижскую консерваторию , где училась у Жермен Мартинелли , получив первую премию по игре на фортепиано (несмотря на свой миниатюрный размер и очень маленькие руки), и в то же время работала по ночам, пела в барах.
Война и после
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны она присоединилась к французскому Сопротивлению в 1940 году, пока не была арестована и депортирована в Освенцим-Биркенау . [ 4 ] где она была пианисткой и сопрано в Женском оркестре Освенцима , [ 5 ] затем в Берген-Бельзен , пока ее не освободили в 1945 году. Страдая от потенциально смертельного случая тифа и веся всего 65 фунтов, она пела для BBC в день своего освобождения британскими войсками. ( В записи Библиотеки Конгресса об этой записи указано ее имя Фания Перла, ее фамилия по браку в то время; ее развод с Перлой был завершен после войны.) [ 3 ]
Под псевдонимом «Фенелон», который она взяла после войны, Гольдштейн стала известной певицей кабаре. В 1966 году она поехала со своим спутником жизни афроамериканцем, певцом-баритоном Обри Пэнки , в Восточный Берлин . После смерти Панки она вернулась во Францию. С 1973 по 1975 год вместе с Марселем Рутье она написала Sursis pour l'orchestre , книгу о своем опыте, основанную на дневнике, который она вела в концентрационных лагерях. В нем говорилось об унизительных компромиссах, на которые приходилось идти выжившим, о черном юморе заключенных, которые иногда истерически смеялись над ужасными зрелищами, о религиозной и национальной напряженности среди заключенных (например, между еврейскими музыкантами и поляками , некоторые из которых были антисемитами). и нормальность проституции и лесбийских отношений. В Биркенау Фенелон работал пианистом, одним из двух основных певцов, время от времени аранжировщиком музыкальных произведений и даже временным барабанщиком, когда первоначальный барабанщик ненадолго заболел. [ 3 ]
Все участники оркестра пережили войну, за исключением двух музыкантов, Лолы Кронер и Джули Струмса, а также дирижера Альмы Розе , которые умерли в лагере от внезапной болезни, возможно, пищевого отравления. Большинство других выживших, особенно Анита Ласкер-Валлфиш и Виолетта Жаке-Зильберштейн, не согласились с негативным изображением Фенелоном Розе, которая, хотя и была еврейкой, получила эквивалентный статус капо . [ 6 ] Книга была переведена на немецкий и английский языки в несколько сокращенных изданиях.
В популярной культуре
[ редактировать ]Линда Йеллен снимала фильм «Игра на время», используя в качестве сценария драматическую адаптацию Артура Миллера . Фенелон резко выступала против якобы «чистого» изображения Миллером и Йеллен жизни в лагерях и, прежде всего, против того, чтобы Йеллен выбрала на ее роль Ванессу Редгрейв . Редгрейв был известным ООП. сторонником [ 7 ] и, ростом около шести футов, мало напоминала миниатюрную Фаню. «Я не принимаю на роль меня человека, который является моей противоположностью... Я хотела Лайзу Миннелли . Она маленькая, полная жизни, поет и танцует. Ванесса... не имеет чувства юмора, и это единственное, что спасло меня от смерти в лагере», — сказал Фенелон. Она лично отругала Редгрейва во время интервью «60 минут» , но актриса заручилась поддержкой актерского сообщества. Фенелон так и не простил Редгрейва, но в конце концов смягчил свой взгляд на постановку, признав, что это «справедливый фильм». [ 8 ]
Смерть
[ редактировать ]Фания Фенелон умерла 19 декабря 1983 года в возрасте 75 лет в парижской больнице. Причинами смерти названы рак и болезни сердца. [ 3 ] У нее остались братья Леонид Гольдштейн, профессор психиатрии Университета медицины и стоматологии Нью-Джерси, и Мишель Гольдштейн, бизнесмен на пенсии из Парижа. [ 9 ]
Работает
[ редактировать ]- Фенелон, Фания (1976). Отсрочка для оркестра (на французском языке) (1-е изд.). Париж, Франция: Фондовый рынок . ISBN 2234004977 .
Переводы
[ редактировать ]- Фенелон, Фания (1977). Музыканты Освенцима . Перевод Джудит Лэндри (1-е изд.). Лондон, Англия, Великобритания: Майкл Джозеф . ISBN 978-0718116095 . LCCN 78311129 .
- Фенелон, Фания (1977). Игра на время . Перевод Джудит Лэндри (1-е изд.). Нью-Йорк: Атенеум . ISBN 978-0689107962 . LCCN 77005502 .
- Фенелон, Фания (1980). Оркестр девушек в Освенциме (на немецком языке). Перевод Сиги Лориц. Франкфурт, Германия: Рёдерберг-Верлаг. ISBN 978-3876827216 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Фенелон, Фания (1908–1983)» . Gayworld.be (на голландском языке). 19 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2016 г. . Проверено 25 октября 2015 г.
- ^ Джойс Уодлер (3 марта 1978 г.). «Пение за свою жизнь в Освенциме» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия, ISSN 0190-8286 . OCLC 1330888409 .
- ^ Jump up to: а б с д Профиль , Jta.org; по состоянию на 16 ноября 2014 г.
- ^ Макки, Дженн. «Посещение Мемориала Холокоста вдохновляет на репетиции» . MLive.com. Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ Браун, Келли Д. (2020). Звук надежды: Музыка как утешение, сопротивление и спасение во время Холокоста и Второй мировой войны . МакФарланд. п. 49. ИСБН 978-1-4766-7056-0 .
- ^ Ньюман, Ричард и Карен Киртли. Альма Роуз: от Вены до Освенцима . Портленд, Орегон: Amadeus Press, 2003, стр. 11.
- ^ Bafta Awards 2010: интервью Ванессы Редгрейв , Telegraph.co.uk; по состоянию на 16 ноября 2014 г.
- ^ Роберт Чарльз Реймер, Кэрол Дж. Реймер. Исторический словарь кино о Холокосте , Scarecrow Press, Inc; ISBN 978-0-8108-7986-7 (электронная книга); по состоянию на 25 октября 2015 г.
- ^ «ФАНИЯ ФЕНЕЛОН, 74 года; МЕМУАРЫ С ОПИСАНИЕМ ПЕНИЯ В АУСВИЦЕ» . Нью-Йорк Таймс . 22 декабря 1983 года . Проверено 2 декабря 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, Сьюзен Хеллер (7 января 1978 г.). «Воспоминания о нацистском лагере, где музыкальный дар означал выживание» . Нью-Йорк Таймс . п. 10.
- Миллер, Артур (1981). Игра на время: сценарий . Нью-Йорк: Bantam Books . ISBN 0553145479 . LCCN 81186467 . (по одноименной книге Фани Фенелон)
- Эйджи, Джоэл (1981). Двенадцать лет: американское детство в Восточной Германии (1-е изд.). Нью-Йорк: Фаррар Штраус Жиру . ISBN 0374279586 .
- Игра на время . Мэвис, Пол (2 августа 2010 г.). Разговор о DVD . ( DVD выпущен компанией Olive Films в сентябре 2010 г.)
- 1908 рождений
- 1983 смертей
- Французские женщины-классические пианистки XX века
- Французские классические пианисты XX века
- Французские евреи 20-го века
- Французские певицы XX века
- Смертность от рака во Франции
- Французские эмигранты в Восточной Германии
- Французы русско-еврейского происхождения
- Французские военнопленные во Второй мировой войне
- Артисты еврейского кабаре
- Музыканты из Парижа
- Женский оркестр участниц Освенцима
- Выжившие в концлагере Освенцим
- Выжившие в концлагере Берген-Бельзен
- Выпускники Парижской консерватории