Франсуа-Рене де Шатобриан
Франсуа-Рене де Шатобриан | |
---|---|
![]() Шатобриан, медитирующий на руинах Рима (ок. 1810-е гг.), картина Анны-Луи Жироде де Русси-Триозон . Холст, масло. | |
Посол Франции в Папской области | |
В офисе 4 января 1828 г. - 8 августа 1829 г. | |
Назначен | Жан-Батист де Мартиньяк |
Предшественник | Адриен-Пьер де Монморанси-Лаваль |
Преемник | Август де Ла Ферроне |
Министр иностранных дел | |
В офисе 28 декабря 1822 г. - 4 августа 1824 г. | |
премьер-министр | Жан-Батист де Вильель |
Предшественник | Матье де Монморанси |
Преемник | Гиацинт Максенций Дамаскин |
Посол Франции в Великобритании | |
В офисе 22 декабря 1822 г. - 28 декабря 1822 г. | |
Назначен | Жан-Батист де Вильель |
Предшественник | Антуан де Грамон |
Преемник | Жюль де Полиньяк |
Посол Франции в Пруссии | |
В офисе 14 декабря 1821 г. - 22 декабря 1822 г. | |
Назначен | Жан-Батист де Вильель |
Предшественник | Шарль-Франсуа де Бонне |
Преемник | Максимилиан Жерар де Рейнваль |
Посол Франции в Швеции | |
В офисе 3 апреля 1814 г. - 26 сентября 1815 г. | |
Назначен | Шарль-Морис де Талейран |
Член Французской Академии | |
В офисе 1811–1848 | |
Предшественник | Мари-Жозеф Шенье |
Преемник | Поль де Ноай |
Личные данные | |
Рожденный | Сен-Мало , Бретань , Франция | 4 сентября 1768 г.
Умер | 4 июля 1848 г. Париж, Франция | (79 лет)
Супруг |
Небесный виноградный куст
|
Отношения |
|
Профессия | Писатель, переводчик, дипломат |
Награды | |
Военная служба | |
Верность | Королевство Франция |
Филиал/служба | Армия эмигрантов |
Лет службы | 1792 |
Классифицировать | Капитан |
Битвы/войны | |
Писательская карьера | |
Период | 19 век |
Жанр | Роман, мемуары, эссе |
Предмет | Религия, экзотика , экзистенциализм |
Литературное движение | Романтизм Консерватизм |
Годы активности | 1793–1848 |
Известные работы | |
Подпись | |
![]() | |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм во Франции |
---|
![]() |
Франсуа-Рене, виконт Шатобриан [ а ] (4 сентября 1768 – 4 июля 1848) был французским писателем, политиком, дипломатом и историком, оказавшим влияние на французскую литературу девятнадцатого века. Происходящий из старинной аристократической семьи из Бретани был роялистом , Шатобриан по политическим взглядам . В эпоху, когда большое количество интеллектуалов восстало против церкви, он написал книгу « Génie du christianisme» в защиту католической веры . Среди его работ — автобиография Mémoires d'Outre-Tombe (« Воспоминания из загробного мира »), опубликованная посмертно в 1849–1850 годах.
Историк Питер Гей говорит, что Шатобриан считал себя величайшим любовником, величайшим писателем и величайшим философом своего времени. Гей утверждает, что Шатобриан «доминировал на литературной сцене Франции в первой половине девятнадцатого века». [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы и изгнание
[ редактировать ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2021 г. ) |
Шатобриан родился в Сен-Мало 4 сентября 1768 года и был последним из десяти детей. Он вырос в семейном замке ( château de Combourg ) в Комбуре , Бретань. Его отец, Рене де Шатобриан, был капитаном дальнего плавания, ставшим судовладельцем и работорговцем . Девичья фамилия его матери была Аполлина де Беде. Отец Шатобриана был угрюмым, неразговорчивым человеком, и юный Шатобриан вырос в атмосфере мрачного одиночества, нарушаемого лишь долгими прогулками по сельской местности Бретона и крепкой дружбой со своей сестрой Люсиль. Его юношеское одиночество и дикое желание привели к попытке самоубийства с использованием охотничьего ружья, однако выстрела из оружия не произошло.
Английский агроном и писатель-путешественник Артур Янг посетил Комбург в 1788 году и так описал ближайшие окрестности «романтического» замка Комбург:
«1 СЕНТЯБРЯ. Для Комбура эта страна имеет дикий вид; земледелие не намного продвинулось дальше, по крайней мере в плане мастерства, чем у гуронов , что кажется невероятным среди огораживаемых территорий; люди почти такие же дикие, как их страна и их город Комбур. одно из самых отвратительных и грязных мест, какие только можно увидеть; глинобитные дома, без окон и настолько разбитый тротуар, что мешает всем пассажирам, но не облегчает жизнь никому - и все же вот оно. замок и обитаемый; кто этот монсеньор де Шатобриан, владелец, у которого натянуты нервы, чтобы поселиться среди такой грязи и нищеты? Под этой отвратительной кучей убогих находится прекрасное озеро...» [ 3 ]
Шатобриан получил образование в Доле , Ренне и Динане . Некоторое время он не мог решить, хочет ли он стать морским офицером или священником, но в возрасте семнадцати лет он решил сделать военную карьеру и получил звание младшего лейтенанта во французской армии, базирующейся в Наварре. . Через два года ему было присвоено звание капитана . Он посетил Париж в 1788 году, где познакомился с Жаном-Франсуа де Лагарпом , Андре Шенье , Луи-Марселином де Фонтаном и другими ведущими писателями того времени. Когда разразилась Французская революция , Шатобриан поначалу сочувствовал, но по мере того, как события в Париже – и по всей сельской местности (включая, предположительно, «несчастный», «жестокий» и «грязный» Комбур) – становились все более жестокими, он мудро решил отправиться на Север. Америка в 1791 году. [ 4 ] Идею покинуть Европу ему подал Гийом-Кретьен де Ламуаньон де Малезерб , который также посоветовал ему заняться ботаническими исследованиями. [ 5 ]
Путешествие в Америку
[ редактировать ]
В «Путешествии по Америке» , опубликованном в 1826 году, Шатобриан пишет, что он прибыл в Филадельфию 10 июля 1791 года. Он посетил Нью-Йорк , Бостон и Лексингтон , прежде чем отправиться на лодке по реке Гудзон , чтобы добраться до Олбани . [ 6 ] Затем он пошел по тропе ирокезов вверх к Ниагарскому водопаду , где сломал руку и провел месяц на выздоровлении в компании индейского племени. Затем Шатобриан описывает обычаи индейских племен, а также зоологические, политические и экономические соображения. Затем он говорит, что рейд вдоль рек Огайо , Миссисипи , Луизианы и Флориды привел его обратно в Филадельфию , где в ноябре он сел на « Молли», чтобы вернуться во Францию. [ 6 ]
Этот опыт послужил основой для его экзотических романов «Натчез» (написанных между 1793 и 1799 годами, но опубликованных только в 1826 году), «Атала» (1801) и «Рене» (1802). Его яркие, захватывающие описания природы малонаселенного глубокого юга Америки были написаны в очень новаторском для того времени стиле и положили начало тому, что позже стало романтическим движением во Франции. Еще в 1916 г. [ 7 ] некоторые ученые поставили под сомнение утверждения Шатобриана о том, что ему было предоставлено интервью с Джорджем Вашингтоном и что он действительно какое-то время жил с коренными американцами, о которых писал. Критики [ ВОЗ? ] поставили под сомнение правдивость целых частей заявленных путешествий Шатобриана, особенно его проезда через долину Миссисипи , Луизиану и Флориду.
Вернуться во Францию
[ редактировать ]Шатобриан вернулся во Францию в 1792 году и впоследствии присоединился к армии роялистов эмигрантов- в Кобленце под предводительством Луи Жозефа де Бурбона, принца Конде . Под сильным давлением семьи он женился на молодой аристократке, тоже из Сен-Мало, с которой никогда ранее не встречался, Селесте Бюиссон де ла Винь (в более позднем возрасте Шатобриан был заведомо неверен ей, проведя ряд любовных связей ). Его военная карьера подошла к концу, когда он был ранен во время осады Тьонвиля , крупного столкновения между войсками роялистов (членом которых был Шатобриан) и Французской революционной армией . Полуживого его доставили в Джерси и сослали в Англию, оставив жену. [ нужна ссылка ]
Ссылка в Лондоне
[ редактировать ]Шатобриан провел большую часть своего изгнания в крайней нищете в Лондоне, зарабатывая на жизнь, предлагая уроки французского языка и работая переводчиком, но оставаясь в ( Банге ) Саффолке. [ 8 ] оказался более идиллическим. Он остановился в Доме музыки на Бридж-стрит, 34, и этот факт зафиксирован на мемориальной доске на территории. [ 9 ] Здесь Шатобриан влюбился в молодую англичанку Шарлотту Айвз, дочь своего хозяина, но роман закончился, когда он был вынужден признаться, что уже женат. Во время пребывания в Британии Шатобриан также познакомился с английской литературой . Это чтение, особенно « Джона Мильтона » Потерянного рая (которое он позже перевел на французскую прозу), оказало глубокое влияние на его собственное литературное творчество.
Его изгнание заставило Шатобриана задуматься о причинах Французской революции, которая стоила жизни многим членам его семьи и друзей; эти размышления вдохновили его первую работу «Essai sur les Révolutions» (1797). Попытка в стиле XVIII века объяснить Французскую революцию, она предшествовала его последующему романтическому стилю письма и была по большей части проигнорирована. Главным поворотным моментом в жизни Шатобриана стало его обращение обратно в католическую веру своего детства около 1798 года.
Консульство и Империя
[ редактировать ]Шатобриан воспользовался амнистией, объявленной эмигрантам, чтобы вернуться во Францию в мае 1800 года (под французским консульством ); он редактировал Mercure de France . В 1802 году он получил известность благодаря книге «Génie du christianisme» («Гений христианства»), апологии католической веры, которая способствовала послереволюционному религиозному возрождению во Франции. Это также принесло ему благосклонность Наполеона Бонапарта , который в то время стремился привлечь на свою сторону католическую церковь.
Джеймс Макмиллан утверждает, что общеевропейское католическое возрождение возникло в результате изменения культурного климата от интеллектуально ориентированного классицизма к эмоционально обоснованному романтизму . Он заключает, что книга Шатобриана:
сделал больше, чем любая другая работа, для восстановления авторитета и престижа христианства в интеллектуальных кругах и положил начало модному новому открытию Средневековья и его христианской цивилизации. Однако возрождение ни в коем случае не ограничивалось интеллектуальной элитой, а проявлялось в реальной, хотя и неравномерной, рехристианизации французской деревни. [ 10 ]
секретарем дипломатической миссии при Святом Престоле Назначенный Наполеоном , он сопровождал кардинала Феша в Рим. Но вскоре двое мужчин поссорились, и в ноябре 1803 года Шатобриан был назначен министром Республики Вале . [ 11 ] Он с отвращением покинул свой пост после того, как Наполеон приказал казнить в 1804 году двоюродного брата Людовика XVI, Луи-Антуана-Анри де Бурбон-Конде, герцога Энгиенского . Шатобриан после отставки полностью зависел от своих литературных усилий. Однако и совершенно неожиданно он получил крупную сумму денег от русской царицы Елизаветы Алексеевны . Она видела в нем защитника христианства и, следовательно, достойного ее королевской поддержки.
Шатобриан использовал свое вновь обретенное богатство в 1806 году, чтобы посетить Грецию, Малую Азию , Османскую империю, Египет, Тунис и Испанию. Заметки, которые он делал во время своих путешествий, позже стали частью прозаического эпоса « Мученики» , действие которого происходит во время римских гонений на раннее христианство . Его заметки также предоставили текущий отчет о самой поездке, опубликованный в 1811 году под названием Itinéraire de Paris à Jérusalem ( «Маршрут из Парижа в Иерусалим »). Испанский этап путешествия послужил вдохновением для написания третьей новеллы « Les aventures du dernier Abencérage» ( «Приключения последнего Абенсерража »), вышедшей в 1826 году.
По возвращении во Францию в конце 1806 года он опубликовал резкую критику Наполеона, сравнивая его с Нероном и предсказывая появление нового Тацита . Наполеон, как известно, угрожал за это зарезать Шатобриана на ступенях дворца Тюильри , но согласился просто изгнать его из города. [ 12 ] Поэтому в 1807 году Шатобриан удалился в скромное поместье, которое он назвал Vallée-aux-Loups (« Волчья долина »), в Шатене-Малабри , в 11 км (6,8 миль) к югу от центра Парижа, где он жил до 1817 года. Здесь он закончил «Les Martyrs» , появившийся в 1809 году, положил начало первым наброскам его «Mémoires d'Outre-Tombe» . Он был избран членом Французской академии в 1811 году, но, учитывая его план наполнить свою вступительную речь критикой революции, он не мог занять свое место до окончания Реставрации Бурбонов . Среди его литературных друзей в этот период были мадам де Сталь , Жозеф Жубер и Пьер-Симон Балланш .
Под реставрацией
[ редактировать ]
Шатобриан стал важной фигурой как в политике, так и в литературе. Сначала он был сильным роялистом в период до 1824 года. Его либеральная фаза длилась с 1824 по 1830 год. После этого он был гораздо менее активен. После падения Наполеона Шатобриан примкнул к Бурбонам . 30 марта 1814 года он написал памфлет против Наполеона под названием « De Buonaparte et des Bourbons» , который был опубликован тысячами экземпляров. Затем он последовал за Людовиком XVIII в ссылку в Гент во время Сто дней (март – июль 1815 г.) и был назначен послом в Швецию.
После окончательного поражения Наполеона в битве при Ватерлоо (в которой он услышал далекий грохот пушек за пределами Гента) Шатобриан стал пэром Франции и государственным министром (1815 г.). В декабре 1815 года он проголосовал за маршала Нея казнь . Однако его критика короля Людовика XVIII в La Monarchie selon la Charte после Непреодолимой палаты роспуска привела к его позору. Он потерял свою функцию государственного министра и присоединился к оппозиции, встав на сторону группы ультрароялистов , поддерживающей будущего Карла X , и став одним из главных авторов ее рупора Le Conservateur . [ 13 ]
Шатобриан снова встал на сторону двора после убийства герцога Беррийского (1820 г.), написав по этому случаю « Мемуары о жизни и смерти герцога» . Затем он служил послом в Пруссии (1821 г.) и Соединенном Королевстве (1822 г.) и даже дослужился до должности министра иностранных дел (28 декабря 1822 г. - 4 августа 1824 г.). Полномочный представитель ( Веронского конгресса 1822 г.), он принял решение в пользу интервенции Пятикратного союза в Испанию во время Trienio Liberal , несмотря на противодействие со стороны герцога Веллингтона . Вскоре 5 июня 1824 года Шатобриан был освобожден от должности премьер-министром Жозефом де Виллелем из-за его возражений против предложенного последним закона, который привел бы к расширению электората. Впоследствии Шатобриан был назначен послом Франции в Генуе . [ 14 ]
Следовательно, он двинулся в сторону либеральной оппозиции, как в качестве пэра, так и в качестве автора в Journal des Débats (его статьи там дали сигнал о аналогичном повороте газеты, которая, однако, была более умеренной, чем газета Le National под руководством Адольфа Тьера и Арман Каррель ). Выступая против Виллеля, он стал очень популярным как защитник свободы прессы и дела независимости Греции . После падения Виллеля Карл X назначил Шатобриана послом при Святом Престоле в 1828 году, но он подал в отставку после вступления на пост премьер-министра принца де Полиньяка (ноябрь 1829 года).
В 1830 году он подарил памятник французскому художнику Николя Пуссену в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лючина в Риме.
Июльская монархия
[ редактировать ]
В 1830 году, после Июльской революции , его отказ присягнуть новому Орлеанского дома королю Луи-Филиппу положил конец его политической карьере. Он ушел из политической жизни, чтобы написать свои Mémoires d'Outre-Tombe («Мемуары из загробия»), опубликованные посмертно в двух томах в 1849–1850 годах. Это отражает его растущий пессимизм относительно будущего. Хотя его современники прославляли настоящее и будущее как продолжение прошлого, Шатобриан и новые романтики не могли разделить их ностальгические взгляды. Вместо этого он предвидел хаос, разрывы и катастрофы. Его дневники и письма часто были посвящены потрясениям, которые он мог видеть каждый день: злоупотреблениям властью, излишествам повседневной жизни и грядущим катастрофам. Его меланхоличный тон выражал удивление, капитуляцию, предательство и горечь. [ 15 ] [ 16 ]
Его «Исторические исследования» были введением в проектируемую « Историю Франции» . Он стал резким критиком «буржуазного короля» Луи-Филиппа и Июльской монархии , а его запланированная книга об аресте Марии-Каролины, герцогини де Берри, привела к (безуспешному) судебному преследованию.
Шатобриан, наряду с другими католическими традиционалистами, такими как Балланш или, по другую сторону политического раскола, социалист и республиканец Пьер Леру , был одним из немногих людей своего времени, которые пытались примирить три понятия свободы , равенства и братства. , выходя за рамки антагонизма между либералами и социалистами относительно того, какую интерпретацию дать, казалось бы, противоречивым терминам. [ 17 ] Таким образом, Шатобриан дал христианскую интерпретацию революционного девиза, заявив в заключении 1841 года к своим «Mémoires d'Outre-Tombe» :
Религия Освободителя не только не достигла своего срока, но сейчас только вступает в свою третью фазу, политический период свободы, равенства, братства. [ 17 ] [ 18 ]
В последние годы своей жизни он жил отшельником в квартире на улице дю Бак , 120 в Париже, выходя из дома только для того, чтобы навестить Жюльет Рекамье в Аббай-о-Буа . Его последняя работа, « Жизнь Рансе» , была написана по предложению его духовника и опубликована в 1844 году. Это биография Армана Жана ле Бутилье де Рансе , мирского французского аристократа семнадцатого века, который ушел из общества, чтобы стать основателем Траппистский орден монахов. Параллели с жизнью самого Шатобриана поразительны. Еще в 1845–1847 годах он также продолжал пересматривать «Мемуары за пределами Томба» , особенно более ранние разделы, о чем свидетельствуют даты редактирования рукописи.
Шатобриан умер в Париже 4 июля 1848 года в возрасте 79 лет, в разгар революции 1848 года , на руках своей дорогой подруги Жюльет Рекамье. [ 19 ] и был похоронен, как он просил, на приливном острове Гран-Бе недалеко от Сен-Мало , доступ к которому возможен только во время отлива.
Влияние
[ редактировать ]Его описания природы и анализ эмоций сделали его образцом для поколения писателей-романтиков не только во Франции, но и за рубежом. Например, лорда Байрона произвел глубокое впечатление на Рене . Молодой Виктор Гюго написал в блокноте: «Быть Шатобрианом или ничем». Даже его врагам было трудно избежать его влияния. Стендаль , презиравший его по политическим причинам, использовал его психологический анализ в своей книге «О любви» .
Шатобриан был первым, кто дал смутное определение des Passions («намеки страсти»), которые позже стали общим местом романтизма: «Человек с полным сердцем обитает в пустом мире» ( «Génie du Christianisme» ). Его политическая мысль и действия, кажется, содержат множество противоречий: он хотел быть другом как легитимистской королевской семьи, так и республиканцев, поочередно защищая того из двух, кто казался более опасным: «Я бурбонист по чести, монархист по разуму. и республиканец без вкуса и темперамента». Он был первым из ряда французских литераторов ( Ламартин , Виктор Гюго , Андре Мальро , Поль Клодель ), которые пытались совместить политическую и литературную карьеру.
«Мы убеждены, что великие писатели рассказали свою собственную историю в своих произведениях», — писал Шатобриан в « Жении христианства ». «Человек правильно описывает свое сердце только тогда, когда приписывает его другому, а большая часть гениальности состоит из воспоминаний». Это, безусловно, относится и к самому Шатобриану. Во всех его произведениях есть сильные автобиографические элементы, явные или замаскированные.
Жорж Брандес в 1901 году сравнил работы Шатобриана с произведениями Руссо и других:
В 1800 году впервые появилась книга, несущая на себе отпечаток новой эпохи, произведение небольшое по объему, но великое по значению и могучее по произведенному впечатлению. «Атала» покорила французскую публику так, как не удавалось ни одной книге со времен Павла и Вирджинии . Это была романтика равнин и загадочных лесов Северной Америки, с сильным, странным ароматом невозделанной почвы, из которой она выросла; он светился богатыми иностранными красками и еще более яростным сиянием всепоглощающей страсти. [ 20 ]
Шатобриан был энтузиастом еды; Стейк Шатобриан, скорее всего, был назван в его честь. [ 21 ]
Почести и членство
[ редактировать ]В 1806 году Шатобриан был посвящен в рыцари Конного ордена Гроба Господня в Иерусалиме во время паломничества в Святую Землю . [ 22 ]
Шатобриан был избран членом Американского антикварного общества в 1816 году. [ 23 ]
Его именем названа французская школа в Риме (Италия).
Отрезок мяса Шатобриан назван в его честь.
Работает
[ редактировать ]
- 1797: Очерк революций .
- 1801: Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне .
- 1802: Рене .
- 1802: Гений христианства .
- 1809: Мученики .
- 1811: Маршрут из Парижа в Иерусалим . Английский перевод Фредерика Шоберла , 1814 г. Путешествие по Греции, Палестине, Египту и Барбарии в 1806 и 1807 гг .
- 1814: «О Буонапарте и Бурбонах», в Блюме, Кристофер Олаф, редактор и переводчик, 2004. Критики Просвещения . Уилмингтон, Делавэр: ISI Books . 3–42.
- 1820: Воспоминания о жизни и смерти герцога Беррийского .
- 1826: Натчез .
- 1826: Приключения последнего Абенсеража .
- 1827: Путешествие в Америку .
- 1831: Исторические исследования .
- 1833: Воспоминания о пленении мадам герцогини Беррийской .
- 1844: Жизнь Рансе .
- 1848–50: Мемуары из-за гроба .
- «Прогресс», в Менцере, Бела, 1962. Католическая политическая мысль, 1789–1848 , University of Notre Dame Press.
Оцифрованные работы
[ редактировать ]- [Работает]. 1 .
- Гений христианства .
- [Работает]. 2 .
- Маршрут из Парижа в Иерусалим и из Иерусалима в Париж .
- Мученики .
- Путешествие в Америку .
- Политические смеси .
- Споры .
- Исторические исследования .
- Аргументированный анализ истории Франции .
- Потерянный рай .
- Конгресс Вероны .
- Воспоминания из могилы. 1 .
- Воспоминания из могилы. 2 .
- Воспоминания из могилы. 3 .
- Воспоминания из могилы. 4 .
- Воспоминания из могилы. 5 .
- Воспоминания из могилы. 6 .
- Последние годы Шатобриана .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Английское произношение: / ʃ æ ˌ t oʊ b r iː ˈ ɑː n / ; [ 1 ] Французское произношение: [fʁɑ̃swa ʁəne də ʃɑtobʁijɑ̃] .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Шатобриан" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Питер Гей, «Полный романтик», Horizon (1966) 8 № 2, стр. 12–19.
- ^ Янг, Артур (1794). Путешествия в 1787, 1788 и 1789 годах; Предпринято более конкретно с целью определения выращивания, богатства, ресурсов и национального процветания Королевства Франции (второе изд.). У. Ричардсон, Королевская биржа, Лондон. п. 97.
- ^ Нитце, Уильям А. «Шатобриан в Америке», The Dial, Vol. LXV, июнь – декабрь 1918 г.
- ^ Тапие, В.-Л. (1965) Шатобриан. Порог.
- ^ Jump up to: а б Шатобриан, фр. (1826) Путешествие в Америку
- ^ Лебег, Р. (1965) Проблема путешествия Шатобриана в Америку. Journal des Savants, 1.1 с http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/jds_0021-8103_1965_num_1_1_1104 .
- ^ «Бангей: новая книга местного автора Терри Рива» . Iceni Post Новости народов Севера и Юга . 13 сентября 2011 года . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ Секретный Бунгей
- ^ Джеймс Макмиллан, «Католическое христианство во Франции от Реставрации до разделения церкви и государства, 1815-1905». в книге Шеридана Гилли и Брайана Стэнли, ред., Кембриджская история христианства (2014) 8 217–232.
- ^ Суз-Торнаре, Ален-Жак. «Когда Вале был французом» . Фонд Наполеона (на французском языке) . Проверено 2 июня 2021 г.
- ^ Дуглас Хилт, История «Шатобриан и Наполеон» сегодня (декабрь 1973 г.), Vol. 23 Выпуск 12, стр. 831-838.
- ^ Голдман, Лоуренс (2011), Стедман Джонс, Гарет; Клейс, Грегори (ред.), «Консервативная политическая мысль от революций 1848 года до конца века» , Кембриджская история политической мысли девятнадцатого века , Кембриджская история политической мысли, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 691 –719, ISBN 978-0-521-43056-2 , получено 2 мая 2024 г.
- ^ Бернар, Дж. Ф. (1973). Талейран: Биография . Нью-Йорк: Патнэм. п. 503. ИСБН 0-399-11022-4 .
- ^ Питер Фриче, «Руины Шатобриана: утрата и память после Французской революции». История и память 10.2 (1998): 102–117. онлайн
- ^ Питер Фриче, «Призраки истории: о ностальгии, изгнании и современности». Американский исторический обзор 106.5 (2001): 1587–1618.
- ^ Jump up to: а б Мона Озуф , «Свобода, равенство, братство», в Lieux de Mémoire (режиссер Пьер Нора ), том III, Quarto Gallimard, 1997, стр. 4353–4389 (на французском языке) (сокращенный перевод, Realms of Memory , Columbia University Press) , 1996–1998 (на английском языке) ).
- ^ Английский: « Религия Освободителя не только не подошла к концу, но и едва вступает в свой третий период, политический период свободы, равенства, братства.
- ^ Гриббл, Фрэнсис Генри (1909). Шатобриан и его женский двор . Центр французских исследований XIX века - Университет Торонто. Лондон: Chapman and Hall, Ltd.
- ^ Джордж Брандес, Основные течения в литературе девятнадцатого века , 1 : Литература эмигрантов, с. 7
- ^ см . в статье о стейке Шатобриан . обсуждение
- ^ Сиберри, Элизабет (1995). «Глава 14: Образы крестовых походов девятнадцатого и двадцатого веков». В Райли-Смит, Джонатан (ред.). Оксфордская иллюстрированная история крестовых походов . Издательство Оксфордского университета. стр. 365–385. ISBN 978-0192854285 .
- ^ Справочник членов Американского антикварного общества
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- Марк Фумароли , Шатобриан: поэзия и террор , Фаллуа, Париж: 2004.
- Уилсон, Дж. Г .; Фиск, Дж. , ред. (1900). . Циклопедия американской биографии Эпплтона . Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болдик, Роберт (пер.) Мемуары Шатобриана (Хэмиш Гамильтон, 1961)
- Бурш, Жан. «Шатобриан и Наполеон». Йельские французские исследования 26 (1960): 55–62 онлайн .
- Бувье, Люк. «Смерть и сцена начала: автобиографическая неуместность и рождение романтизма в мемуарах Шатобриана d'outre-tombe». Французский форум (1998), вып. 23, нет. 1, стр. 23–46. онлайн
- Бирнс, Джозеф Ф. «Шатобриан и Дестют де Трейси: определение религиозных и светских полярностей во Франции в начале девятнадцатого века». История Церкви 60.3 (1991): 316-330 онлайн .
- Контр, Эндрю Дж. «Нация иностранцев: Шатобриан и репатриация». Французские исследования девятнадцатого века 46.3 (2018): 285–306. онлайн
- Фриче, Питер. «Руины Шатобриана: утрата и память после Французской революции». История и память 10.2 (1998): 102–117 онлайн .
- Юэ, Мари-Элен. «Шатобриан и политика (не)смертности». Диакритика 30.3 (2000): 28-39 онлайн .
- Художник Жорж Д. Шатобриан: Биография: Том I (1768–93) Долгожданные бури. (1997) онлайн-обзор
- Розенталь, Леон и Марк Сандос. «Шатобриан, Франсуа-Огюст-Рене, виконт 1768–1848 гг.». Энциклопедия эпохи романтизма, 1760–1850 (2013): 168.
- Скотт, Малькольм. Шатобриан: Парадокс перемен (Питер Ланг, 2015). vi + 216 стр. онлайн-обзор
- Томпсон, Кристофер В. Французские романтические путешествия: от Шатобриана до Нерваля (Oxford University Press, 2012).
На французском языке
[ редактировать ]- Гислен де Дисбах , Шатобриан (Париж: Перрен, 1995).
- Жан-Клод Берше, Шатобриан (Париж: Галлимар, 2012).
Первоисточники
[ редактировать ]- де Шатобриан, Франсуа-Рене. Путешествие Шатобриана по Америке. (Университетское издательство Кентукки, 2015).
- Шатобриан, Франсуа-Рене. Гений христианства (1884 г.). онлайн
- Шатобриан, Франсуа-Рене. Путешествия по Греции, Палестине, Египту и Барбарии: в 1806 и 1807 (1814) годах . онлайн
- Работы Шатобриана были отредактированы Сент-Бевом в 20 томах с его собственным вступительным исследованием (1859–60).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Франсуа-Рене де Шатобриана в Project Gutenberg
- Работы Франсуа-Рене де Шатобриана или о нем в Интернет-архиве.
- Работы Франсуа-Рене де Шатобриана в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Дом Шатобриана в Валле-о-Лу.
- (на французском языке) Атала , Рене , Le Dernier Abencerage на сайте athena.unige.ch
- (на французском языке) Работает в области цифрового чтения.
- (на английском языке) Mémoires d'Outre-Tombe в Poetry in Translation: полный английский перевод мемуаров А.С. Клайна с подробным указателем с гиперссылками и более чем 600 иллюстрациями людей, мест и событий из жизни Шатобриана. Проверено 27 августа 2015 г.
- (на французском языке) Полное собрание сочинений
- Франсуа-Огюст-Рене, виконт Шатобриан в Британнике
- Шатобриан, писатель, желавший вернуть Францию к ее христианским корням
- Франсуа-Рене де Шатобриан
- 1768 рождений
- 1848 смертей
- Французские писатели XVIII века.
- Французские писатели-мужчины XVIII века
- Французские романисты XIX века.
- Христианские апологеты
- Консерватизм во Франции
- Группа Коппет
- Французские контрреволюционеры
- Французские дипломаты
- Министры иностранных дел Франции
- Послы Франции в Соединенном Королевстве
- Послы Франции в Пруссии
- Послы Франции в Швеции
- Французские историки XIX века
- Французские журналисты XIX века
- Французские литературные критики
- Французские монархисты
- Французы бретонского происхождения
- Французские филэллины
- Французские политические писатели
- Французские католики
- Французские писатели-путешественники
- Французские ультрароялисты
- Историки Французской революции
- Члены Палаты пэров Реставрации Бурбонов
- Литературные коллеги
- Рыцари Мальты
- Члены Французской академии
- Политики из Сен-Мало
- Люди Первой Французской империи
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Римско-католические писатели
- Поэты-романтики
- Виконты Франции
- Писатели из Сен-Мало
- Французские эссеисты-мужчины
- Французские романисты-мужчины
- Французские поэты-мужчины
- Члены Американского антикварного общества
- Рыцари Гроба Господня
- Французы во время греческой войны за независимость
- Французские мемуаристы XVIII века.
- Путешественники по Святой Земле
- Французские философы истории