Jump to content

Исраэль Фридман из Ружина

(Перенаправлено с Израиля Фридмана из Ружина )
Исраэль Фридман из Ружина
Заголовок Ружинер Ребе
Персональный
Рожденный
Исроэль Фридман

5 октября 1796 г.
Умер 9 октября 1850 г. ) ( 1850-10-09 ) ( 54 года
Религия иудаизм
Супруг Сара, Малка
Дети Шолом Йосеф
Chaya Malka
Авраам Яаков
Гиттель Това
Менахем Нохум
Мириам
Дов Бер
Довид Моше
Лия
Мордехай Шрага [1]
Родители
  • Раввин Шолом Шахне (отец)
  • Чава (мать)
Подпись
Началось 1813
Закончено 1850
Династия Ружин

Израиль Фридман из Ружина ( иврит : ישראל פרידמן מרוזין ) (5 октября 1796 г.) [2] - 9 октября 1850 г. [3] ), также известный как Исраэль Ружин , был хасидским ребе 19-го века в Украине и Австрии . Известный как Дер Хайлигер Ружинер ( идиш : דער הייליגער רוזשינער , «Святой из Ружина »), он вел свой двор с царственной пышностью и великолепием. царь Российский Николай I , который, как говорили, завидовал богатству и влиянию Ребе, [4] Ребе был заключен в тюрьму почти на два года по необоснованному обвинению в убийстве. После освобождения Ребе бежал в Австрию, где он восстановил свой двор в на Садигуре Буковине ( Карпаты ), привлек тысячи хасидов, обеспечил хасидскую общину в Израиле и открыл строительство синагоги Тиферет Исраэль в Старый город Иерусалима .

Фридман был первым и единственным Ружинским Ребе. Однако его сыновья и внуки основали собственные династии, известные под общим названием «Дом Ружина ». Этими династиями, которые следуют многим традициям Ружинского Ребе, являются Бохуш , Боян , Чортков , Гусятин , Садигура и Штефанешт . Основатели хасидских династий Вижница , Сквера и Васлоя были связаны с Ружинским Ребе через его дочерей. [5]

Ранняя жизнь [ править ]

Фридман был прямым потомком по мужской линии раввина Дов Бера из Мезерича ( Магида из Межрича) (1704–1772), главного ученика Баал Шем Това . Он был правнуком Маггида из Мезрича, внуком раввина Аврохома ха-Малаха Фридмана (1739–1776) и сыном раввина Шолома Шахне из Прохобишта (1769–1802). Его дедом по материнской линии был раввин Нохум из Чернобыля , близкий сподвижник Баал Шем Това. [6] [7] Ему дали имя Исроэль (Израиль) в честь Баал Шем Това, раввина Израиля бен Элиэзера. [2] У него было два старших брата, Аврохом (1787–1812) и Дов Бер (последний умер в детстве), [8] и младшая сестра Чая Ита. [9]

Заявляя о своем происхождении от королевской линии царя Давида , его отец, ребе Поребишча , вел себя иначе, чем другие хасидские лидеры того времени. В то время как большинство хасидских лидеров носили белую одежду, он носил модную шерстяную одежду, зашитую пуговицами. Он также жил во впечатляющем доме с большим садом. Эти элементы позже будут включены в поведение Фридмана как ребе . [10]

Фридману было шесть лет, когда умер его отец, и его брат Авраам, 15 лет, взял на себя руководство хасидами своего отца в Поребишче. [11] [12] В 7 лет Фридман был помолвлен с Сарой, дочерью раввина Моисея Эфрати из Бердичева . [9] [13] В 13 лет, [5] [14] он женился и переехал в Ботошани , Румыния . [5] Три года спустя его брат Авраам умер, не оставив потомства, и он исполнил Хализу и сменил своего брата на посту лидера поребиштских хасидов . Пожив сначала в Поребище, а потом в Сквире , [15] Фридман поселился в Ружине, где добился репутации великого святого человека и привлек тысячи последователей, сделав династию Ружинов «самой крупной и влиятельной хасидской общиной в юго-западных районах черты оседлости ». [16] Его руководство также способствовало широкому признанию хасидского движения, что позволило хасидизму процветать на Украине и Волыни без сопротивления в течение следующих ста лет. [17]

Королевский двор [ править ]

Ружинер Ребе был харизматичным лидером, известным своей аристократической манерой поведения. [5] [18] [19] Он задал царственный тон своему двору, живя в роскошном доме с великолепной обстановкой; езда в карете с серебряной ручкой, запряженной четверкой белых лошадей; в сопровождении свиты обслуживающего персонала; и носил золотую ермолку и стильную одежду с золотыми пуговицами. [5] [19] [20] Его дети тоже были одеты как дворяне, и их сопровождали слуги в ливреях. [5] [21]

Хотя такой тип величия и богатства был весьма необычен для хасидских лидеров, Ребе был принят многими ведущими раввинами и ребе его времени, которые признавали, что он вел себя так, чтобы возвысить славу Бога через Его представителя, цадика . [22] Его последователи считали, что Ружинер Ребе постоянно смиряется перед Богом и изнуряет свое тело постами и другими недугами. Предположительно, однажды зимней ночью, стоя на открытом воздухе, чтобы освятить Новолуние , в своих золотых сапогах, усыпанных бриллиантами, его хасиды заметили кровь на снегу там, где он стоял. Они обнаружили, что у экстравагантных ботинок не было подошвы, и поэтому, когда Ребе вышел на улицу, он, по сути, шел босиком. После этого люди поняли, что образ жизни Ребе был предназначен исключительно ради Небес. [23]

Современный турист доктор Майер, посетивший город Ружин, описал Исраэля как неграмотного человека, который не умел писать и лишь с большим трудом мог поставить свою подпись. Хасидские источники подтверждают, что Ребе был в лучшем случае полуграмотным и не имел раввинского образования. Это объясняет, почему Ребе не читал проповедей Торы, как другие хасидские мастера своего времени, а предпочитал более простые басни и притчи. [24] Согласно хасидскому источнику, Исраэль однажды сказал своим последователям: «Писать учатся, когда ты мальчик, но я никогда не был мальчиком». [25] Ребе, самоуничижительно, даже называл себя грубым хамом, часто говоря своим хасидам: «Ich bin a Grobyan» («Я хам»). [26]

Турист также описал лицо Ребе как безбородое и гладкое, за исключением усов. [27] Хотя некоторые восприняли это как признак современности Израиля, другие предположили, что его неортодоксальный внешний вид, скорее всего, является результатом тяжелого кожного заболевания, которым Исраэль страдал, когда он был маленьким мальчиком, и которое покрыло его лицо ранами и фурункулами. . [28]

Ребе относился к бедным и угнетенным, как к знаменитым ребе и хасидам, стекавшимся к его двору. Он также завоевал уважение российского высшего класса. [21]

Тюремное заключение и побег [ править ]

Экстравагантный образ жизни и престиж Ребе вызвали зависть царя Николая I и гнев еврейских маскалимов (членов еврейского просветительского движения); последний постоянно замышлял свержение Ребе. [4] В 1838 году, в разгар двухлетнего расследования убийства двух еврейских информаторов , Ребе был арестован генерал-губернатором Бердичева по обвинению в соучастии в убийствах. Его привели к царю , чьи агенты сообщили ему, что Ребе пытается основать собственное королевство и разжигает оппозицию правительству. Царь приказал заключить Ребе в тюрьму в Доневице на семь месяцев, а затем поместить в одиночную камеру в Киеве на пятнадцать месяцев в ожидании решения о его ссылке на Кавказ или в Сибирь . Никаких официальных обвинений ему так и не было предъявлено, и никакого суда не проводилось. 19 февраля 1840 года ( 5600 года Шушан-Пурим ) Ребе был внезапно освобожден. Но его по-прежнему обвиняли в оппозиции правительству, и он находился под наблюдением полиции у себя дома, из-за чего хасидам становилось все труднее посещать его. Ребе решил переехать в Кишинев , где районная власть была более снисходительна, и к нему присоединилась его семья. Когда его хасиды узнали из внутренних источников, что царь реализует свой план по изгнанию Ребе за его попытки создать «еврейское королевство», они подкупили кишиневского губернатора, чтобы тот предоставил Ребе выездную визу в Молдавия . Когда Ребе уезжал из Кишинева, пришло распоряжение правительства о его аресте и депортации. Когда Ребе прибыл в Яссы , столицу Молдавии, его хасиды получили для него проездной для пересечения границы с Австрией . Его тяжелое положение стало международным событием : хасиды и нехасиды по всей Восточной Европе обращались к правительственным чиновникам и даже священникам с просьбой спасти Ребе от экстрадиции и изгнания. [5] [29] [30]

Частичный вид на дворец Великого раввина в Садигуре.

Переезды из города в город, включая Шацк на Буковине (принадлежавший Австрии), Комплинг и Сколе. [5] — Ребе оказался в Садхоре , на Буковине где проживает вторая по величине еврейская община в Австрии (после Черновиц ). В этом городе 40 лет назад бесследно исчез 10-летний мальчик по имени Исроэль Доненфельд. Ребе представился давно потерянным Исроэлем и благодаря показаниям восьми человек, подтвердивших, что он родился в Садигуре, получил документы о гражданстве. Его хасиды помогли ему приобрести недвижимость в городе и доказать, что у него есть 20 000 крон на поддержку, после чего он получил почетное гражданство и защиту австрийского правительства. Летом 1842 года семье Ребе наконец разрешили присоединиться к нему при условии, что они откажутся от всех прав на посещение или возвращение в Россию. [31]

Ребе построил в Садигуре еще один роскошный дом, который был еще красивее, чем тот, который он оставил в Ружине. Его бейс-медраш (синагога) вмещал 3000 верующих. Тысячи хасидов пересекли границу со всей Галиции , России и Румынии , чтобы быть с ним. [5] [32] и все евреи Садигура стали ружинерскими хасидами. [33]

Деятельность в Эрец Исраэль [ править ]

Синагога Тиферес Исраэль в Иерусалиме была названа в честь Ружинского Ребе. [ сомнительно обсудить ] кто инициировал его строительство.

Аптер Рав назначил Ружинского Ребе президентом Колель Волыни , ответственным за сбор и распределение денег для поддержки хасидской общины в Земле Израиля . [34] [35] Ребе призывал хасидов эмигрировать и оказывал им поддержку через колель . Хотя он и хотел совершить алию сам, он сказал, что не может оставить своих хасидов. [4]

В 1843 году раввин Ниссан Бек , ружинский хасид, отправился из Иерусалима в Садигуру, чтобы навестить Ребе. Он сообщил ему, что царь Николай I намеревается купить участок земли рядом со Стеной Плача с намерением построить там церковь и монастырь . Ребе поручил Беку помешать покушению царя. Беку удалось купить землю у ее арабских владельцев за непомерную сумму всего за несколько дней до того, как царь приказал российскому консулу в Иерусалиме совершить покупку для него. Царь был вынужден купить для церкви другой участок земли, известный сегодня как Русское подворье . [36] [37] Сын Ребе, раввин Авраам Яаков Фридман из Садигура, выполнил задачу по сбору средств и открыл здание летом 1872 года. Синагога была названа Тиферет Исроэль в честь Ружинского Ребе, Тиферет означает «слава», хотя она также была известна как Синагога Ниссан Бек в честь ее архитектора и строителя. [38]

Ребе умер в возрасте 54 лет 9 октября 1850 года (3 хешвана 5610 года), вероятно, из-за сердечной недостаточности . [3] [39] и был похоронен в Садигуре. На смертном одре он свидетельствовал своему ученику, раввину Шнеуру Залману из Фастана: «Святой учитель, раввин Иегуда ХаНаси , рабейну Хакадош, свидетельствовал о себе, что он не получил удовольствия от этого мира, даже мизинца. Я терплю самосвидетельство, Небо и Земля, что я не взял от этого мира ни малейшего наслаждения, что касается моего поведения с явным лидерством и пышностью, то все это делалось в честь Святого, Благословен Он». [40] [41]

Его могила, которая со временем стала местом захоронения двух его сыновей, Авраама Яакова из Садигура и Дов Бера из Леовы, а также других членов семьи, стала святыней для ружинерских хасидов. [42] Его надгробие было разрушено во время Первой мировой войны и впоследствии заменено большой белой бетонной плитой. [43]

Семья [ править ]

У Фридмана и его первой жены Сары было шесть сыновей и четыре дочери. Это были: [16]

  • Шолом Йосеф (Садигура); он руководил хасидами своего отца вместе со своими братьями всего год до своей смерти в 1851 году; его сын, раввин Ицхок, стал первым Богушерским Ребе. [39]
  • Авраам Яаков (Садигура)
  • Menachem Nochum (Shtefenesht)
  • Дов Бер (Леова)
  • Довид Моше (Chortkov)
  • Мордехай Шрага (Хусятин)
  • Хая Малка, второй брак которой был с раввином Ицхаком Тверски , первым Ребе Сквера.
  • Гиттель Това, жена Йосефа Моназона из Бердичева, отпрыска богатой банкирской семьи.
  • Мириам, жена раввина Менахема Менделя Хагера , первого Ребе Вижница.
  • Лия, жена Довида Халперна из Бердичева, отпрыска другой богатой банкирской семьи; их сын Шалом Йосеф (1856–1940) стал первым Васловым Ребе в 1896 году. [16]

Вскоре после смерти своей жены Сары в 1847 году Ребе снова женился на Малке, вдове раввина Цви Гирша из Риманова . От первого брака у нее были семилетняя девочка и трехлетний мальчик; этот второй брак не принес детей. [44]

Наследие [ править ]

Ружинерская ешива (слева) и синагога (справа) в Иерусалиме, названные Тиферет Исроэль в честь Ружинского Ребе.

[ сомнительно обсудить ]

Ребе не писал никаких сефаримов (книг); однако его высказывания и учения были записаны ружинерскими хасидами и биографами. [5]

По сей день учреждения Ружинера называются «Тиферет Исроэль» ( иврит : תפארת ישראל , букв. «Великолепие Израиля») в честь Ружинера Ребе. [45] К ним относятся Месивта Тиферет Исроэль , иешива Ружинер в Иерусалиме, основанная в 1957 году правнуком Ребе, Боянер Ребе из Нью-Йорка .

Его потомство [ править ]

Шалом Йосеф Фридман из Садигура
(1813–1851)
Ицхак Тверски
1st Rebbe of Skver
(женат на Хае Малке [р. 1814])
Аврохом Яаков Фридман

(1819–1883)
Первый Ребе Садигура
Дов Бер Фридман из Леовы
(1822–1876)
Менахем Нохум Фридман
(1823–1868)
Первый Ребе Стефанешть
Исроэль Фридман
(1796–1850)
Ребе из Ружина
Yosef Monazon of Berdychiv /Vandohan
(женат на Гиттель Това [р. 1822])
Менахем Мендель Хагер
1-й Ребе Вижница
(женат на Мириам [1826–1882])
Довид Моше Фридман
(1828–1903)
1-й Ребе Чорткова
Dovid Halpern of Berdychiv
(женат на Лии [р. 1830])
Мордехай Шрага Фейвиш Фридман
(1834–1894)
Первый Ребе Гусятина

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Брайер, раввин Менахем (2003). Дом Рижина: хасиды и династия Рижинеров . Публикации Месоры . п. 114. ИСБН  1-57819-794-5 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ассаф, Дэвид (2002). Царственный путь: жизнь и времена раввина Израиля из Ружина . Издательство Стэнфордского университета. п. 31. ISBN  0-8047-4468-8 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ассаф, Царственный путь , с. 170.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фридман, Исроэль (1997). Золотая династия: Ружин, царский дом хасидов . Библиотека еврейского наследия и корней Кест-Лебовица. п. 12.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Альфасси, Ицхак (2008). «Ружин, Израиль» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 15 декабря 2011 г.
  6. ^ Ассаф, Царственный путь , с. 32.
  7. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 95.
  8. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 106.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ассаф, Царственный путь , с. 35.
  10. ^ Брайер, Дом Рыжина , стр. 95–96.
  11. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 117.
  12. ^ Ассаф, Царственный путь , с. 33.
  13. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 121.
  14. ^ Фридман, Золотая династия , с. 4.
  15. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 246.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ассаф, Дэвид (2010). «Ружинская хасидская династия» . YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Проверено 15 декабря 2011 г.
  17. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 126.
  18. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 160.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридман, «Золотая династия» , с. 1.
  20. ^ Розенштейн, Нил (1976). Неразрывная цепь: Биографические очерки и генеалогия выдающихся еврейских семей XV–XX веков . Издательство Шенгольд. п. 513. ИСБН  9780884000433 .
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брайер, Дом Рыжина , с. 247.
  22. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 124.
  23. ^ Фридман, Золотая династия , с. 7.
  24. ^ Хасидизм: новая история Дэвида Биале , Дэвида Ассафа и др., 2018, стр. 304, 306
  25. ^ Царственный путь: жизнь и времена раввина Израиля из Ружина, Давида Ассафа, с. 38
  26. ^ там же, с. 42
  27. ^ там же, с. 305
  28. ^ Царственный путь: жизнь и времена раввина Израиля из Ружина, Давида Ассафа, с. 32
  29. ^ Брайер, Дом Рижина , 128–136.
  30. ^ Фридман, Золотая династия , с. 13.
  31. ^ Брайер, Дом Рыжина , стр. 137–142.
  32. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 142.
  33. ^ Фридман, Золотая династия , с. 15.
  34. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 253.
  35. ^ Фридман, Золотая династия , с. 10.
  36. ^ Брайер, Дом Рыжина , стр. 260–261.
  37. ^ Фридман, Золотая династия , стр. 11–12.
  38. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 263.
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридман, «Золотая династия» , с. 17.
  40. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 276.
  41. ^ Фридман, Золотая династия , с. 16.
  42. ^ Ассаф, Царственный путь , стр. 323–324.
  43. ^ Ассаф, Царственный путь , с. 266.
  44. ^ Брайер, Дом Рыжина , с. 269.
  45. ^ Элияху Вейгер (1988). Синагога Тиферет Исраэль. Иллюстрированный путеводитель по Иерусалиму. Иерусалим: Иерусалимское издательство. п. 68.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: faca98c98cea4418650333505ddd5614__1712630820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/14/faca98c98cea4418650333505ddd5614.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yisrael Friedman of Ruzhin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)