Jump to content

Амрам бен Шешна

(Перенаправлено с Амрама Гаона )
Амрам бар Шешна
Амрам Бар Шашана
Дорожный знак на пересечении улиц Амрам Гаон и Ха-Хашмонаим в Тель-Авиве .
Заголовок Гаон из Академии Суры
Персональный
Умер 875
Религия иудаизм
Эра 9 век
Известные работы Сидур Рав Амрам (Седер Рав Амрам)
Известный Первым устроил полную литургию для синагоги автор «Сидура Рав Амрама».
Другие имена Амрам Гаон

Амрам бар Шешна или Амрам Гаон ( еврейский вавилонский арамейский : Амрам бар Шешна или иврит : Амрам Гаон ; [ 1 ] умер в 875 г.) был гаоном или главой Академии Суры в Нижней Месопотамии в девятом веке.

Он написал множество респонсов , но его основная работа была литургической . Он был первым, кто устроил полную литургию для синагоги . Его сидур ( Сидур Рав Амрам или Седер Рав Амрам ), принявший форму длинного ответа евреям Аль-Андалуса , сохранился до сих пор и оказал важное влияние на большинство нынешних обрядов, используемых среди евреев-раввинистов .

Биография

[ редактировать ]

Амрам бен Шешна был учеником Натронаи бен Хилаи , Гаона Суры, и при жизни своего учителя был исключительно удостоен звания Гаона. В конце концов он порвал со своим учителем и начал собственное обучение. [ 2 ]

После смерти Натроная, около 857 года, полный титул и достоинства геоната были присвоены Амраму, и этот титул он носил в течение 18 лет, до своей смерти. [ 2 ]

Он является автором около 120 респонсов, большинство из которых были опубликованы в Салониках в 1792 году в сборнике под названием «Шаарей Цедек» , затрагивающем почти все аспекты еврейской юриспруденции. Они дают представление о личности Амрама, а также о религиозной практике евреев того периода. Например, постановление о том, что проценты не могут взиматься даже с неевреев, и даже такие незначительные прибыли, которые Талмуд называет «процентной пылью», разрешены только в тех случаях, когда это принято в нееврейских деловых кругах. [ 3 ] Для метода Амрама характерно избегать крайней строгости; таким образом, он решает, что раба, который принял иудаизм, но желает отложить обрезание до тех пор, пока он не почувствует себя достаточно сильным для этого, не следует торопить. [ 4 ] Он борется с суевериями и почти противостоит Талмуду, когда протестует против того, что нет смысла поститься из-за плохих снов, поскольку истинная природа снов неизвестна. [ 5 ] Правила Амрама, касающиеся методологии Талмуда, имеют значительную ценность. [ 6 ]

Сидур Рав Амрам

[ редактировать ]

Самым важным произведением Амрама, отмечающим его как одного из самых выдающихся геонимов до Саадии , является его молитвенник, так называемый Сидур Рав Амрам . Амрам был первым, кто организовал полную литургию для использования в синагоге и дома. Его книга составляет основу как испано -португальской , так и немецко-польской литургии и уже более тысячи лет оказывает большое влияние на еврейскую религиозную практику, влияние, которое в некоторой степени ощущается и в наши дни. Ибо Амрам не довольствовался простым текстом молитв, но в своего рода текущих комментариях добавил множество талмудических и гаонических правил, касающихся молитв и связанных с ними церемоний. Его сидур, который стал известен благодаря многочисленным выдержкам, цитируемым из него средневековыми литургическими авторами и который послужил образцом для собственных молитвенных текстов Саадии и Маймонида , был впервые полностью опубликован в Варшаве в году 1865 г. под названием Сидур Рав Амрам Гаон. . [ 7 ]

Опубликованная работа состоит из двух частей. Вторая часть, содержащая селихот и пицмоним для месяца Элул , для Рош ха-Шана и Йом Кипура , конечно, не является работой Амрама, но, по-видимому, принадлежит гораздо более позднему периоду. Даже первая часть, содержащая собственно молитвы, полна вставок, некоторые из которых, например кедуша для частной молитвы, очевидно, являются более поздними дополнениями к рукописям. Но не стоит придавать большого значения даже тем частям книги, которые конкретно даны под именем Амрама; многие пояснения, конечно, принадлежат не ему, а редакторам, приписавшим к ним его имя, говорящим о нем в третьем лице. В этих объяснениях молитв не упоминаются какие-либо более поздние авторитеты, кроме следующих: Натронай II, учитель Амрама (17 раз); Шалом, предшественник Натронаи в гаонате (7 раз); Иуда, Палтой, Садок и Моисей, геонимы перед Амрамом (по одному разу); Коэн Цедек (дважды); Наассон и Цемах , современники Амрама (по два раза); и Натан, дата неизвестна. Единственный авторитет, упомянутый позднее Амрама, - это Саадия. [ 8 ] Это указывает на то, что дополнения к тексту молитв, должно быть, возникли во времена Амрама. Однако уверенность в этом вопросе можно получить только путем сравнения печатного текста с рукописями; текст Альманци, согласно образцам, приведенным Луццатто, значительно отличается от печатного текста. Исраэль бен Тодрос (1305 г.) упоминает некоторый ажарот, составленный Амрамом; но никаких следов их сейчас найти невозможно. [ 9 ]

Ранние рукописи этого молитвенника не сохранились, а более поздние рукописи, по-видимому, сильно отредактированы, чтобы соответствовать обрядам, использовавшимся в то время: поэтому мы не можем быть уверены в точной формулировке, которую предпочитал сам Амрам Гаон. Доказательствами этому являются:

  • Рукописи сильно различаются между собой.
  • Текст молитв часто отличается от сохранившихся ответов Натронаи Гаона и других современных авторитетов, а иногда даже от галахических комментариев самого сидура.
  • Есть много случаев, когда более поздние авторитеты, такие как » Авраама бен Натана или «Сефер ха-Манхиг Давид Абудирхам , приводят доводы в пользу текста А «как предписано Амрамом Гаоном» против текста Б, «встречающегося в популярном употреблении», но текущая версия Амрама Гаона показывает текст Б.

Отношение к нынешним обрядам

[ редактировать ]

« Сидур Рав Амрам» первоначально был отправлен общинам Испании в ответ на просьбу дать указания по законам молитвы. Однако, похоже, он никогда не был принят ими в качестве комплексного соглашения, хотя они уважали содержащиеся в нем отдельные галахические постановления. Напротив, они, похоже, отредактировали его в соответствии со своими потребностями, так что формулировки рукописей и печатной версии часто содержат варианты, которые, вероятно, заимствованы из ранних версий испанского обряда . Ни одна из этих ранних версий не сохранилась, но вторичные свидетельства, такие как Сефер ха-Манхиг и сам Сидур Рав Амрам, указывают на то, что в определенных отношениях они отличались от сефардского обряда, используемого сегодня, и были ближе к другим старым европейским обрядам, таким как провансальский , Итальянские и старофранцузские обряды, отражающие разную степень палестинского влияния. Более поздний сефардский обряд был пересмотрен, чтобы привести его в большее соответствие с постановлениями галахических кодексов , которые сами часто отражают мнения геонимов и, следовательно, имеют более чисто вавилонский характер: таким образом, как это ни парадоксально, он отошел от действующая редакция Сидур Рав Амрам и к тому, что, предположительно, было его первоначальной формулировкой.

И наоборот, Сидур Рав Амрам был основным источником, использованным при стандартизации нусаха Ашкеназа , который уже был родственен старой европейской семье. По этой причине современному читателю формулировка Сидура Рав Амрама кажется гораздо ближе к ашкеназскому, чем к сефардскому тексту, и этот факт ввел в заблуждение Моисея Гастера. [ 10 ] в веру в то, что ашкеназский обряд был основан на вавилонском, тогда как сефардский обряд был по существу палестинским.

Опубликованные тексты Сидура

[ редактировать ]
  • Седер Раб Амрам , изд. Коронель: Варшава , 1865 г.
  • Седер Рав Амрам Гаон , изд. Хедегард: Лунд, 1951 г.
  • Седер Рав Амрам Гаон , изд. Гольдшмидт: Иерусалим, 1971 г.
  • Седер Рав Амрам Гаон , изд. Кронхольм: Лунд, 1974 г.
  • Седер Рав Амрам Гаон , изд. Харфенес: Бене Берак, 1994 г.
[ редактировать ]
  • Седер Рав Амрам (Иерусалимское издание 1912 г.): Том 1 ; Том 2
  • Седер Рав Амрам (издание Варшавы 1865 г., отсканированный текст, только на иврите)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Броуди, Ю. (1987), «Рав Амрам бар Шешна – Гаон в Суре?», Тарбиз 56, стр. 327–и след.
  • Эльбоген, Исмар , Еврейская литургия: всесторонняя история : Еврейское издательское общество, 1993 г.
  • Луи Гинзберг , Геоника : Нью-Йорк, 1909 г.
  • Гольдшмидт, Мехкаре Тфилла у-Фийют (О еврейской литургии): Иерусалим, 1978 г.
  • Рейф, Стефан, Иудаизм и еврейская молитва : Кембридж, 1993. Твердый переплет. ISBN   978-0-521-44087-5 , ISBN   0-521-44087-4 ; Мягкая обложка ISBN   978-0-521-48341-4 , ISBN   0-521-48341-7
  • Видер, Нафтали, Формирование еврейской литургии: на Востоке и Западе
  • Зиммельс, ашкенази и сефарды: их отношения, различия и проблемы, отраженные в раввинских ответах : Лондон, 1958 г. (после переиздания). ISBN   0-88125-491-6
  1. ^ Общественное достояние Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Амрам бен Шешна». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  2. ^ Jump up to: а б Шерира Гаон (1988). Иггеры рава Шериры Гаона . Перевод Носсона Довида Рабиновича. Иерусалим: Школьное издательство раввина Джейкоба Джозефа - Институт Ахават Тора, Мознаим. стр. 146–148. OCLC   923562173 .
  3. ^ «Шаарей Цедек», iv. 2, 20, 40
  4. ^ один. iv. 6, 11
  5. ^ Арбаа Турим , Орах Хаим , § 568.
  6. ^ Мюллер, «Мафтич», с. 123.
  7. ^ Полковник NN, Сидур Рав Амрам Гаон (Варшава, 1865 г.)
  8. ^ с. 4б
  9. ^ см. Нойбауэра в «Jew. Quart. Rev.». VI. 703.
  10. ^ Предисловие, Книга молитв конгрегации испанских и португальских евреев, Лондон , том 1: Оксфорд (Oxford Univ. Press, Вивиан Ридлер ), 5725–1965.

 В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Амрам ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гинзберг, Луи (1901). «Амрам бен Шешна или Шушна (известный как Амрам Гаон или Мар-Амрам)» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 535–536.

Предшественник Гаон из Академии Суры
861-872
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03395ae1a501bb1293f6b1f33bc31343__1720722660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/43/03395ae1a501bb1293f6b1f33bc31343.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amram ben Sheshna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)