Амрам бен Шешна
Амрам бар Шешна | |
---|---|
Амрам Бар Шашана | |
![]() Дорожный знак на пересечении улиц Амрам Гаон и Ха-Хашмонаим в Тель-Авиве . | |
Заголовок | Гаон из Академии Суры |
Персональный | |
Умер | 875 |
Религия | иудаизм |
Эра | 9 век |
Известные работы | Сидур Рав Амрам (Седер Рав Амрам) |
Известный | Первым устроил полную литургию для синагоги автор «Сидура Рав Амрама». |
Другие имена | Амрам Гаон |
Амрам бар Шешна или Амрам Гаон ( еврейский вавилонский арамейский : Амрам бар Шешна или иврит : Амрам Гаон ; [ 1 ] умер в 875 г.) был гаоном или главой Академии Суры в Нижней Месопотамии в девятом веке.
Он написал множество респонсов , но его основная работа была литургической . Он был первым, кто устроил полную литургию для синагоги . Его сидур ( Сидур Рав Амрам или Седер Рав Амрам ), принявший форму длинного ответа евреям Аль-Андалуса , сохранился до сих пор и оказал важное влияние на большинство нынешних обрядов, используемых среди евреев-раввинистов .
Биография
[ редактировать ]Амрам бен Шешна был учеником Натронаи бен Хилаи , Гаона Суры, и при жизни своего учителя был исключительно удостоен звания Гаона. В конце концов он порвал со своим учителем и начал собственное обучение. [ 2 ]
После смерти Натроная, около 857 года, полный титул и достоинства геоната были присвоены Амраму, и этот титул он носил в течение 18 лет, до своей смерти. [ 2 ]
Ответы
[ редактировать ]Он является автором около 120 респонсов, большинство из которых были опубликованы в Салониках в 1792 году в сборнике под названием «Шаарей Цедек» , затрагивающем почти все аспекты еврейской юриспруденции. Они дают представление о личности Амрама, а также о религиозной практике евреев того периода. Например, постановление о том, что проценты не могут взиматься даже с неевреев, и даже такие незначительные прибыли, которые Талмуд называет «процентной пылью», разрешены только в тех случаях, когда это принято в нееврейских деловых кругах. [ 3 ] Для метода Амрама характерно избегать крайней строгости; таким образом, он решает, что раба, который принял иудаизм, но желает отложить обрезание до тех пор, пока он не почувствует себя достаточно сильным для этого, не следует торопить. [ 4 ] Он борется с суевериями и почти противостоит Талмуду, когда протестует против того, что нет смысла поститься из-за плохих снов, поскольку истинная природа снов неизвестна. [ 5 ] Правила Амрама, касающиеся методологии Талмуда, имеют значительную ценность. [ 6 ]
Сидур Рав Амрам
[ редактировать ]Самым важным произведением Амрама, отмечающим его как одного из самых выдающихся геонимов до Саадии , является его молитвенник, так называемый Сидур Рав Амрам . Амрам был первым, кто организовал полную литургию для использования в синагоге и дома. Его книга составляет основу как испано -португальской , так и немецко-польской литургии и уже более тысячи лет оказывает большое влияние на еврейскую религиозную практику, влияние, которое в некоторой степени ощущается и в наши дни. Ибо Амрам не довольствовался простым текстом молитв, но в своего рода текущих комментариях добавил множество талмудических и гаонических правил, касающихся молитв и связанных с ними церемоний. Его сидур, который стал известен благодаря многочисленным выдержкам, цитируемым из него средневековыми литургическими авторами и который послужил образцом для собственных молитвенных текстов Саадии и Маймонида , был впервые полностью опубликован в Варшаве в году 1865 г. под названием Сидур Рав Амрам Гаон. . [ 7 ]
Опубликованная работа состоит из двух частей. Вторая часть, содержащая селихот и пицмоним для месяца Элул , для Рош ха-Шана и Йом Кипура , конечно, не является работой Амрама, но, по-видимому, принадлежит гораздо более позднему периоду. Даже первая часть, содержащая собственно молитвы, полна вставок, некоторые из которых, например кедуша для частной молитвы, очевидно, являются более поздними дополнениями к рукописям. Но не стоит придавать большого значения даже тем частям книги, которые конкретно даны под именем Амрама; многие пояснения, конечно, принадлежат не ему, а редакторам, приписавшим к ним его имя, говорящим о нем в третьем лице. В этих объяснениях молитв не упоминаются какие-либо более поздние авторитеты, кроме следующих: Натронай II, учитель Амрама (17 раз); Шалом, предшественник Натронаи в гаонате (7 раз); Иуда, Палтой, Садок и Моисей, геонимы перед Амрамом (по одному разу); Коэн Цедек (дважды); Наассон и Цемах , современники Амрама (по два раза); и Натан, дата неизвестна. Единственный авторитет, упомянутый позднее Амрама, - это Саадия. [ 8 ] Это указывает на то, что дополнения к тексту молитв, должно быть, возникли во времена Амрама. Однако уверенность в этом вопросе можно получить только путем сравнения печатного текста с рукописями; текст Альманци, согласно образцам, приведенным Луццатто, значительно отличается от печатного текста. Исраэль бен Тодрос (1305 г.) упоминает некоторый ажарот, составленный Амрамом; но никаких следов их сейчас найти невозможно. [ 9 ]
Текст
[ редактировать ]Ранние рукописи этого молитвенника не сохранились, а более поздние рукописи, по-видимому, сильно отредактированы, чтобы соответствовать обрядам, использовавшимся в то время: поэтому мы не можем быть уверены в точной формулировке, которую предпочитал сам Амрам Гаон. Доказательствами этому являются:
- Рукописи сильно различаются между собой.
- Текст молитв часто отличается от сохранившихся ответов Натронаи Гаона и других современных авторитетов, а иногда даже от галахических комментариев самого сидура.
- Есть много случаев, когда более поздние авторитеты, такие как » Авраама бен Натана или «Сефер ха-Манхиг Давид Абудирхам , приводят доводы в пользу текста А «как предписано Амрамом Гаоном» против текста Б, «встречающегося в популярном употреблении», но текущая версия Амрама Гаона показывает текст Б.
Отношение к нынешним обрядам
[ редактировать ]« Сидур Рав Амрам» первоначально был отправлен общинам Испании в ответ на просьбу дать указания по законам молитвы. Однако, похоже, он никогда не был принят ими в качестве комплексного соглашения, хотя они уважали содержащиеся в нем отдельные галахические постановления. Напротив, они, похоже, отредактировали его в соответствии со своими потребностями, так что формулировки рукописей и печатной версии часто содержат варианты, которые, вероятно, заимствованы из ранних версий испанского обряда . Ни одна из этих ранних версий не сохранилась, но вторичные свидетельства, такие как Сефер ха-Манхиг и сам Сидур Рав Амрам, указывают на то, что в определенных отношениях они отличались от сефардского обряда, используемого сегодня, и были ближе к другим старым европейским обрядам, таким как провансальский , Итальянские и старофранцузские обряды, отражающие разную степень палестинского влияния. Более поздний сефардский обряд был пересмотрен, чтобы привести его в большее соответствие с постановлениями галахических кодексов , которые сами часто отражают мнения геонимов и, следовательно, имеют более чисто вавилонский характер: таким образом, как это ни парадоксально, он отошел от действующая редакция Сидур Рав Амрам и к тому, что, предположительно, было его первоначальной формулировкой.
И наоборот, Сидур Рав Амрам был основным источником, использованным при стандартизации нусаха Ашкеназа , который уже был родственен старой европейской семье. По этой причине современному читателю формулировка Сидура Рав Амрама кажется гораздо ближе к ашкеназскому, чем к сефардскому тексту, и этот факт ввел в заблуждение Моисея Гастера. [ 10 ] в веру в то, что ашкеназский обряд был основан на вавилонском, тогда как сефардский обряд был по существу палестинским.
Опубликованные тексты Сидура
[ редактировать ]- Седер Раб Амрам , изд. Коронель: Варшава , 1865 г.
- Седер Рав Амрам Гаон , изд. Хедегард: Лунд, 1951 г.
- Седер Рав Амрам Гаон , изд. Гольдшмидт: Иерусалим, 1971 г.
- Седер Рав Амрам Гаон , изд. Кронхольм: Лунд, 1974 г.
- Седер Рав Амрам Гаон , изд. Харфенес: Бене Берак, 1994 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Седер Рав Амрам (Иерусалимское издание 1912 г.): Том 1 ; Том 2
- Седер Рав Амрам (издание Варшавы 1865 г., отсканированный текст, только на иврите)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Броуди, Ю. (1987), «Рав Амрам бар Шешна – Гаон в Суре?», Тарбиз 56, стр. 327–и след.
- Эльбоген, Исмар , Еврейская литургия: всесторонняя история : Еврейское издательское общество, 1993 г.
- Луи Гинзберг , Геоника : Нью-Йорк, 1909 г.
- Гольдшмидт, Мехкаре Тфилла у-Фийют (О еврейской литургии): Иерусалим, 1978 г.
- Рейф, Стефан, Иудаизм и еврейская молитва : Кембридж, 1993. Твердый переплет. ISBN 978-0-521-44087-5 , ISBN 0-521-44087-4 ; Мягкая обложка ISBN 978-0-521-48341-4 , ISBN 0-521-48341-7
- Видер, Нафтали, Формирование еврейской литургии: на Востоке и Западе
- Зиммельс, ашкенази и сефарды: их отношения, различия и проблемы, отраженные в раввинских ответах : Лондон, 1958 г. (после переиздания). ISBN 0-88125-491-6
Ссылки
[ редактировать ]- ^
Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Амрам бен Шешна». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Jump up to: а б Шерира Гаон (1988). Иггеры рава Шериры Гаона . Перевод Носсона Довида Рабиновича. Иерусалим: Школьное издательство раввина Джейкоба Джозефа - Институт Ахават Тора, Мознаим. стр. 146–148. OCLC 923562173 .
- ^ «Шаарей Цедек», iv. 2, 20, 40
- ^ один. iv. 6, 11
- ^ Арбаа Турим , Орах Хаим , § 568.
- ^ Мюллер, «Мафтич», с. 123.
- ^ Полковник NN, Сидур Рав Амрам Гаон (Варшава, 1865 г.)
- ^ с. 4б
- ^ см. Нойбауэра в «Jew. Quart. Rev.». VI. 703.
- ^ Предисловие, Книга молитв конгрегации испанских и португальских евреев, Лондон , том 1: Оксфорд (Oxford Univ. Press, Вивиан Ридлер ), 5725–1965.
свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Амрам ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гинзберг, Луи (1901). «Амрам бен Шешна или Шушна (известный как Амрам Гаон или Мар-Амрам)» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 535–536.