Аристобул Британский
Аристобул Британский | |
---|---|
Первый епископ Британии | |
Рожденный | Кипр |
Умер | 1 век Уэльс |
Почитается в | христианство |
Праздник | 15 марта ( римско-католический ) 16 марта ( Англиканская община ) ( восточно-православный ) 19 Паремхат ( коптское христианство ) [ 1 ] |
Аристобул Британский — христианский святой , которого Ипполит Римский (170–235) и Дорофей из Газы (505–565) назвал одним из семидесяти учеников , упомянутых в Луки 10:1–24 , и первым епископом в римской Британии . [ 2 ]
Полное название на разных языках
[ редактировать ]- Русский: Святой Аристибул Старый, апостол, мученик и первый епископ Британии.
- По-гречески : святой Аристобул, епископ Британии, брат апостола Варнавы , [ 3 ] транслит. Святой Аристобул, епископ Бреттаниас, адельфос ту апостолу Варнаве , пер. ( Византийский / современный ) Aghios Apostolos Aristovoulos, episkopos Vrettanias, adelfos tou apostolou Varnava («Святой апостол Аристобул, епископ Британии, брат апостола Варнавы»)
- На латыни : Святой Аристобул Сенекс, апостол, мученик, первый епископ Британии.
- Валлийский: Британии. Аристибул Старый, первый епископ
Традиции
[ редактировать ]Псевдо-Ипполит перечисляет «Аристобула, епископа Британии» среди семидесяти учеников. [ 2 ]
Аристобул может быть упомянут в Новом Завете в Послании к Римлянам ( Римлянам 16:10 : «...Приветствуйте принадлежащих к дому Аристовула»), хотя это может означать членов семьи покойного Аристобула IV . [ 4 ] По словам Лайонела Смитетта Льюиса, в трудах святого Дорофея , епископа Тира в 303 году нашей эры, утверждается, что Аристобул, которого Павел приветствовал в Послании к римлянам, был епископом Британии. [ 5 ] : 118–121
Православная традиция
[ редактировать ]Православная традиция гласит, что Аристобул был братом апостола Варнавы , еврея- киприота по происхождению. Как и Варнава, он сопровождал Святого Павла в его путешествиях. [ 6 ] Он был одним из помощников святителя Андрея Первозванного . [ 7 ] наряду с Урбаном Македонским , Стахисом , Амплиатом , Апеллесом Ираклионским и Нарциссом Афинским (все эти имена упоминаются вместе св. Павлом в Римлянам 16:8–11 , что не может быть случайным). Во время своего миссионерского путешествия в Британию он остановился, чтобы проповедовать кельтиберам северной Испании . [ 7 ] Католическая традиция отождествляет Аристобула с Зеведеем , отцом Иакова и Иоанна . [ 8 ]
Аристобул проповедовал и умер в Римской Британии . [ 6 ] Хотя некоторые ортодоксальные традиции говорят, что он «умер спокойно», [ 9 ] другие говорят, что он был замучен в Уэльсе. [ 7 ] Католическая традиция гласит, что он был замучен. [ 8 ] Бенедиктинский монах Серен де Кресси (1605–1674) утверждал, что Аристобул был рукоположен святым Павлом и умер в аббатстве Гластонбери в 99 году; но Майкл Алфорд (автор Fides Regia Britannica Sive Annales Ecclesiae Britannicae ) говорит, что Аристобул был мужем Саломеи «Марии» , из-за чего эта дата появляется слишком поздно. [ 5 ] Алфорд называет свою смерть «вторым годом Нерона» — 56 лет. [ 10 ] Алфорд также утверждает, что «совершенно точно известно, что до приезда Святого Павла в Рим Аристобул отсутствовал в Британии». [ 11 ] [ 12 ] Это соответствует дате Гильдаса (ок. 500–570 гг. н. э.), когда «Свет Христа» воссиял в Британии в последний год правления императора Тиберия. [ 13 ] Однако Джордж Смит указывает, что это неверное толкование Гильдаса, и утверждает, что Евангелие не проповедовалось в Британии до правления Клавдия , [ 14 ] полное имя которого было Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик.
Британская традиция
[ редактировать ]Судя по этим традициям, кажется, что Аристобул был основателем британского христианства. Нет никаких доказательств какой-либо связи с Гластонбери показывает , и Джон Скотт в «Ранней истории Гластонбери» , что легенда о том, что Иосиф Аримафейский основал здесь Гластонберийское аббатство , имеет происхождение в 12 или 13 веке и не имеет под собой фактических оснований. Скорее, ранние сочинения часто сосредотачиваются на Аристобуле. [ 5 ] Нет никаких упоминаний об Иосифе до завоевания . По этой и другим причинам Смит также считает рассказ об Иосифе Аримафейском «суеверной басней сравнительно современного изобретения». [ 15 ]
Джон Уильямс отождествляет Аристобула с Арвистли Хеном, «человеком из Италии» и одним из четырех миссионеров, которые, как полагают, принесли христианство на Британские острова. [ 16 ] Существует традиция, связывающая его с одним из средневековых валлийских святых Арвстилом ап Кунеддой . [ 17 ] Название «Курица Арвистли» [ 5 ] : 119 возможно, зародился в более поздней британской традиции.
Иродианские параллели
[ редактировать ]Аристобул Халкидский был сыном Ирода Халкидского и Мариаммы, дочери Олимпиады . [ 18 ] Он женился на Саломее , дочери Ирода II и Иродиады . [ 19 ] У них было трое сыновей: Ирод, Агриппа и Аристобул. [ 20 ] Лайонел Смитетт Льюис утверждает, что этот последний Аристобул мог быть Аристобулом Британии. [ 21 ] и упоминается Кресси. Однако, как упоминал Алфорд, именно отец этого человека был мужем Саломеи (см. предыдущий раздел).
В 55 году Нерон назначил Аристобула Халкидского царем Малой Армении . Он участвовал со своими войсками в римско-парфянской войне 58–63 годов , где взамен получил небольшую часть Армении. [ 22 ] территорией, которой он продолжал править до 72 г., когда Веспасиан сократил региональную автономию некоторых провинций. [ 23 ]
Вполне вероятно, что «Филипп» (упомянутый выше) — это те, кто упоминается в Новом Завете, — это Филипп Тетрарх . Этот вопрос оспаривается учеными. Нет современных свидетельств того, что Филипп Тетрарх использовал имя «Ирод Филипп» в качестве династического титула, как это произошло с его братьями Иродом Антипой и Иродом Архелаем, однако он принадлежал к той же семье, и ссылки в Священных Писаниях могут подчеркивать этот факт. , как и более поздние комментаторы Священных Писаний. Сегодня Ирода II иногда называют «Ирод Филипп I» (потому что в евангелиях муж Иродиады называется «Филипп»), а тогда Филиппа Четверарха называют «Ирод Филипп II», но это анахроничная условность. [ а ] [ 24 ] Коккинос говорит: «Упрямое существование многих богословов, называющих Ирода III «Иродом Филиппом», не имеет никакой ценности… Никакого иллюзорного Ирода Филиппа никогда не существовало». [ 24 ] [с 223-233]; [266] Филипп Тетрарх, «в отличие от своих братьев, не использовал Ирод как династическое имя». [ 25 ] Сводные братья Филиппа, Архелай и Антипа, приняли имя Ирода, «предположительно» из-за династических притязаний Ирода Великого. [ 26 ]
Памятники
[ редактировать ]В восточно-православном литургическом календаре Аристобула личный праздник приходится на 16 марта. [ 6 ] Он также является одним из святых, память которого отмечается 4 января (праздник Семидесяти учеников). [ 27 ] и 31 октября (праздник помощников святого Андрея Первозванного). [ 9 ] В римско-католическом литургическом календаре его праздник приходится на 15 марта. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Примечание: это пример большой трудности в установлении отношений между различными носителями одного и того же имени в одной и той же местности или семье, особенно в династии Ирода.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Барамхат 19: Жития святых: Синаксариум — CopticChurch.net» .
- ^ Jump up to: а б Псевдо-Ипполит. «Отцы Церкви: Об апостолах и учениках» . Новый Адвент . Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ «Память святого апостола Аристобула, епископа Британии, брата апостола Варнавы» : Eorlogio (на греческом языке) . Apostoliki . Diakonia
- ^ Кэррингтон, Филип (2011). Ранняя христианская церковь: Том 1, Первая христианская церковь . Издательство Кембриджского университета. п. 149. ИСБН 9780521166416 .
- ^ Jump up to: а б с д Смитетт Льюис, Лайонел (1955). Святой Иосиф Аримафейский в Гластонбери . Лондон: Джеймс Кларк и компания.
- ^ Jump up to: а б с «Апостол Аристобул из семидесяти, епископ Британии» . Календарь святых . Православная Церковь в Америке . Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Святой Аристобул, апостол Британии», православное издание догматических запросов.
- ^ Jump up to: а б с «Святой Аристобул» . Святые и Ангелы . Католик онлайн . Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Апостол Аристобул от семидесяти» . Календарь святых . Православная Церковь в Америке . Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Льюис 1955 , с. 120.
- ^ Льюис 1955 , стр. 14–15.
- ^ "Regia Fides" том 1, стр.19.
- ^ Льюис 1955 , с. 19.
- ^ Смит 1865 , с. 114.
- ^ Смит 1865 , с. 119.
- ^ Уильямс, Джон (1844). Церковные древности Кимры; Или Древняя Британская церковь; Его история, доктрина и обряды . У. Дж. Кливер. п. 57.
- ^ Бэринг-Гулд, С.; Фишер, Джон (2005). Жития британских святых: Святые Уэльса, Корнуолла и ирландские святые . Издательство Кессинджер. п. 175. ИСБН 9780766186798 .
- ^ Флавий, Иосиф Флавий (1965). Еврейские древности (изд. Классической библиотеки Леба). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Древности xvii: 137; хх: 13, 104
- ^ Древности XVIII: 137
- ^ Льюис стр.121
- ^ Тацит , Анналы , XIII.7; XIV.26
- ^ Старейшина, Эдвард (1870 г.). «Аристобул» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. п. 301.
- ^ Jump up to: а б Коккинос, Никкос «Династия Иродианов: происхождение, роль в обществе и затмение», Журнал исследования серии дополнений к псевдоэпиграфам , 1998, Sheffield Academic Press, Шеффилд, 236–240
- ^ Боуман, Алан К., Чамплин Эдвард и Линтотт, Эндрю (редакторы) (2001), Кембриджская древняя история , Том 10, Империя Августа, 43 г. до н.э. – 69 г. н.э. , Кембридж, Издательство Кембриджского университета; Повсюду называет его Филиппом или Филиппом Тетрархом.
- ^ Кембриджская древняя история , (последнее переиздание 1965 г.), общие ред.: Дж. Б. Бери, С. А. Кук, Ф. Е. Адкок, депутат Чарльзворт, Н. Х. Бейнс, Кембридж, Издательство Кембриджского университета: Том 10, Империя Августа, 44 г. до н.э. - 70 г. н.э.
- ^ «Апостол Аристобул от семидесяти» . Календарь святых . Православная Церковь в Америке . Проверено 15 июля 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Флавий, Иосиф Флавий. «Еврейские древности», Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1965: (Классическая библиотека Леба)
- Святитель Николай Велимирович , Пролог из Охрида
- Льюис, Лайонел Смитетт (1955). Святой Иосиф Аримафейский в Гластонбери . Лондон: Джеймс Кларк и компания.
- Морли, Дуглас С. Ранняя церковь в Великобритании .
- Смит, Джордж (1865). У.Б. Смит (ред.). История религии Древней Британии (Третье исправленное издание). Лондон: Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин. п. 114.