Дорофей из Газы
Дорофей из Газы | |
---|---|
![]() Анонимная картина святого Дорофея Газского с горы Святого Дионисия, Афон , 1547 г. | |
Монах и аббат | |
Рожденный | в. 505 |
Умер | в. 565 |
Почитается в | Костел; Восточная Православная Церковь |
Праздник | 18 июня (православный); 5 июня (римско-католический) |
Влияния | Варсонофий , Иоанн Пророк , Серид из Газы |
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Дорофей из Газы греч . Dorotheos ( tes Gazes ; 505–565 или 620, [ 1 ] ) или авва Дорофей был христианским монахом и настоятелем , [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Он поступил в монастырь аввы Серида близ Газы под влиянием старцев Варсонофия и Иоанна . Около 540 г. он основал неподалеку собственный монастырь и стал там игуменом. Именно к монахам этого монастыря он адресовал свои наставления/учения ( ἀσκητικά , «аскеты»), значительная часть которых сохранилась и была собрана в «Наставления по духовному обучению» , первоначально составленные на греческом языке и переведенные на средневековый сирийский, арабский языки. , грузинский и церковнославянский. [ 2 ] [ 3 ] Характерно, что в заголовке своего учения он объявляет, что предлагает свое учение «после смерти аввы Иоанна Пророка и полного молчания аввы Варсонофия». Кажется, что пока жили его святые духовники, он думал, что должен жить в послушании, молчать и не давать своего учения. Лишь после кончины одного и решения другого молчать, он решил записать свои аскетические опыты, чтобы назидать монахов в новом монастыре. Он представляет свое учение, преследуя одну единственную цель — назидание тех, кому оно адресовано. Его не интересует элегантность выражения или стиль. Таким образом, его слова незамысловаты, ясны и просты. Внимательное изучение учения аввы Дорофея показывает строгую логическую структуру в доходчивой и аналитической форме. К делу подходят не теоретически, а на основе повседневной действительности и своего монашеского опыта. Он прежде всего связывает свое учение со Священным Писанием и часто знакомит с предметами, начиная с библейской цитаты или отрывка, преимущественно из Ветхого Завета. Более того, в ходе развития своей мысли он использует библейские цитаты как из Ветхого, так и из Нового Завета. В своем практическом учении авва Дорофей не игнорирует богословие Церкви. В его мысли сосуществуют богословие и практическо-аскетическая жизнь. Он, конечно, не заинтересован в преподавании какого-либо доктринального учения. Тем не менее его практическое учение пропитано верой Церкви. [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Авва Дорофей (святой Дорофей Кеметский пустынник) признан святым Восточной Православной Церковью , Римско-Католической Церковью и Восточной Православной Церковью. [ 5 ] с его праздником 5 июня в Римско-католической церкви, [ 6 ] 18 июня (5 июня по старому стилю) в церквях восточно-православной традиции и 13 августа в восточно-православной церкви. [ 7 ]
Некоторые наставления отца Дорофея
[ редактировать ]- Божье провидение.
Не желай, чтобы все делалось по твоему решению, но желай, чтобы было так, как должно быть, и таким образом ты достигнешь мира со всеми. И верьте, что все, что с нами происходит, даже самое незначительное, происходит по Промыслу Божию. Тогда вы сможете без всякого волнения переносить все, что с вами происходит.
- Стремление к добру.
11. Каждый, желающий спасения, должен не только избегать зла, но обязан делать добро, как сказано в Псалме: «Отступи от зла и твори добро» (Пс. 34:14). Например, если кто-нибудь рассердился, он должен не только не гневаться, но и стать кротким; если кто-то гордился, то он должен не только воздерживаться от гордости, но и стать смиренным. Таким образом, всякая страсть имеет противоположную добродетель: гордость — смирение, скупость — милосердие, похоть — целомудрие, малодушие — терпение, гнев — кротость, ненависть — любовь.
- Борется с недостатками.
21. На кого похож человек, удовлетворяющий свои страсти? Он подобен человеку, который, будучи поражен стрелами врага, затем берет их руками и пронзает ими свое сердце. Противостоящий страстям подобен человеку, которого осыпают стрелы врага, но который остается нетронутым, потому что он одет в сталь. Искоренивший свои страсти подобен человеку, который, хотя и под потоком стрел, либо сокрушает их, либо возвращает в сердца врагов своих, как сказано в Псалме: «Меч их войдет в сердце их, и луки их войдут в сердце их, и луки их войдут в сердце их». сокрушится» (Псалом 36:15).
- На страже совести.
23. Когда Бог создал человека, Он вложил в него нечто божественное — некую концепцию — искру, имеющую и свет, и тепло. Представление, просвещающее разум и указывающее, что правильно, а что нет, называется совестью. Совесть – это естественный закон. Живя во времена, когда еще не было писаного закона, патриархи и святые угождали Богу, следуя голосу своей совести.
- Умеренность, кротость.
24. Нам следует не только соблюдать умеренность в еде, но и воздерживаться от всякого другого греха, чтобы, как мы постимся желудком, мы должны поститься и языком. Так же и нам следует поститься глазами, т. е. не смотреть на волнующие вещи, не давать глазам своим свободно блуждать, не смотреть бесстыдно и без страха. Точно так же следует удерживать руки и ноги от совершения каких-либо злых поступков.
27. Невозможно никому рассердиться на ближнего своего, не возвысившись сначала над ним, принижая его, а затем не почитая себя выше ближнего.
- Скорби и Промысл Божий.
24. Когда мы терпим что-то неприятное от нашего лучшего друга, мы знаем, что он сделал это не намеренно и что он любит нас. Точно так же мы должны думать и о Боге, Который сотворил нас, ради нас воплотился и умер ради нас, претерпев огромные страдания. Мы должны напоминать себе, что Он делает все по Своей благости и по Своей любви к нам. Мы можем думать, что хотя наш друг и любит нас, но, не имея достаточного здравого смысла, чтобы сделать все правильно, он поэтому невольно причинил нам боль. Этого нельзя сказать о Боге, потому что Он есть высшая мудрость. Он знает, что для нас хорошо, и соответственно все направляет к нашей выгоде, даже в самых мелочах. Можно также сказать, что хотя наш друг любит нас и достаточно разумен, он бессилен нам помочь. Но этого, конечно, нельзя сказать о Боге, потому что Ему все возможно и для Него нет ничего трудного. Следовательно, мы знаем, что Бог любит нас и милостив к нам, что Он вечно мудр и всемогущ. Все, что Он делает, Он делает для нашей пользы, и мы должны принимать это с благодарностью, как от Благодетеля, хотя бы это и казалось тяжким.
- Достижение духовного покоя.
29. Разберемся, почему человек иногда раздражается, когда слышит оскорбление, а иногда терпит его, не волнуясь. В чем причина такого контраста? И причина одна или их несколько? Причин несколько, хотя все они вытекают из основной. Иногда случается, что после молитвы или совершения благотворительного упражнения человек находит себя в добром душевном расположении и, следовательно, поддается брату и не раздражается на его слова. Бывает и так, что человек неравнодушен к другому и вследствие этого без всякого раздражения переносит все, что ему причиняет индивид. Бывает и так, что человек может презирать личность, желающую его оскорбить, и поэтому игнорирует его.
- Смирение, гнусные мысли. Смирение.
31. Знай, что если человека угнетает какая-то мысль и он не исповедуется в ней (своему духовному отцу), то он даст мысли больше силы противостоять ему и мучить его. Если человек исповедует гнетущую мысль, если он противится ей и борется с ней, вселяя в себя стремление к противоположному мысли, то страсть ослабнет и со временем перестанет его мучить. Таким образом, со временем, посвятив себя и получив помощь от Бога, человек победит и саму страсть.
- Любовь к ближнему.
44. Я слышал об одном человеке, что, когда он приходил к одному из своих друзей и находил комнату в беспорядке и даже грязной, он говорил себе: «Блажен этот человек, потому что, отложив свои заботы о земных заботах, он сосредоточил его мысли настолько направлены на Небеса, что у него даже нет времени прибраться в своей комнате». Но когда он приходил к другому другу и находил его комнату чистой и опрятной, он говорил себе: «Душа этого человека так же чиста, как и его комната, и состояние комнаты говорит о его душе». И никогда он не судил другого за то, что тот нерадив или горд, но по своему доброму расположению во всех видел добро и от каждого получал пользу. Да дарует нам добрый Господь такое же доброе расположение, чтобы и мы могли получать от всех блага и чтобы никогда не замечали недостатков других. [ 1 ]
Дорофей и Досифей
[ редактировать ]Досифей был учеником Дорофея и сам считался святым . История такова, что в юности Досифей, армейский паж , [ 8 ] вести разгульную и распутную жизнь. [ 9 ] Однако ему стало любопытно, после того как он услышал многочисленные истории о городе Иерусалиме и совершил путешествие туда около 520-525 годов нашей эры. Именно на Голгофе неизвестная женщина, оказавшаяся Девой Марией, завязала с ним разговор о вечных муках в аду, [ 10 ] [ 11 ] что привело к его обращению из язычества в христианство . Он стал монахом в Газе под руководством Дорофея, которому пришлось долго и упорно бороться за то, чтобы научить Досифея дисциплине. [ 12 ] критиковали Дорофея Многие в монастыре за его распущенность в учениках.
Однако Досифей был известен своим смирением , самоотречением, мягким и благосклонным отношением к больным. [ 13 ] и он работал в лазарете . [ 14 ] Вероятно, именно здесь он заразился туберкулезом или чем-то подобным. [ 15 ]
Он умер около 530 года нашей эры, через пять лет после того, как стал монахом. [ 9 ] Умирая, Досифей умолял Дорофея «помолиться о скорейшем избавлении от его страданий». Дорофей ответил: «Потерпи немного. Близка милость Божия». Вскоре он сказал ему: «Выйди с миром и явись в радости пред святой Троицей и молись о нас». [ 14 ] После его смерти Дорофей заявил, что Досифей превзошел остальных (своих учеников) в добродетели, не прибегая к какой-либо чрезвычайной аскезе. Досифей канонизирован , он является покровителем респираторных заболеваний его , праздник приходится на 23 февраля.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Авва Дорофей». Православные фотографии.
- ^ Каждан, Александр П., изд. (1991). «Дорофей из Газы». Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. п. 654. ИСБН 0-19-504652-8 .
- ^ Авва Дорофей. Аскетические сочинения . Введение, текст, перевод, комментарии и таблицы (на греческом языке). Редактор Свято-Иоанновского монастыря Предтечи, Кареас – Афины, 1983 г.
- ^ См. Константин Б. Скутерис , авва Дорофей. Практическое учение о христианской жизни (перевод, введение и глоссарий), Афины, 2000 г. (стр. 374), стр. 30–39 ( ISBN 960-91014-1-0 ).
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Дорофей Архимандрит, аббат (ПК), святой дня, Католическая церковь Святого Патрика, Вашингтон, округ Колумбия
- ^ "Преподобный Авва Дорофей", Russian Orthodox Church Calendar, "Pravoslavie.RU" (in Russian) - August 13 (Eastern Orthodox liturgics)
- ^ Святой Досифей на сайте Catholiconline.org.
- ^ Jump up to: а б Святой Досифей Газский (в центре) (монах). Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine .
- ^ Святой Досифей на сайте Catholiconline.org.
- ^ История дост. Дорофей и Досифей по-русски.
- ^ Святой Досифей Газский на SQPN.com.
- ^ Святой Досифей Газский на SQPN.com.
- ^ Jump up to: а б Святой Досифей Газский (В) (Монах). Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Святой Досифей на сайте Catholic online.org.
Внешние ссылки
[ редактировать ]В греческом Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Дорофей из Газы.
- Сэр Паскаль-Доминик Нау, Психологическая зрелость и духовная зрелость: чтение Дорофея из Газы. Архивировано 2 ноября 2019 г. в Wayback Machine (Рим: Lulu.com, 2012).
- Глава 13 книги « Монахи Газы - История монашеской духовности» Люка Бресара из аббатства Сито.
- Дороти из Газы, Инструкции , презентация и перевод сэра Паскаля-Доминика Нау (Рим, 2014 г.)
- Дорофей, епископ Тира, живший при Константине Великом, О жизни и смерти пророков и апостолов, Synopsis Parisiis 1560 г.
- Авва Дорофей на сайте Русской Православной Церкви , на английском языке.
- Преподобный авва Дорофей Палестинский на сайте Православной Церкви в Америке , на английском языке