Jump to content

Гамбургский храм

Координаты : 53 ° 34'38 "N 9 ° 59'28" E  /  53,57733 ° N 9,99119 ° E  / 53,57733; 9.99119

Гамбургский храм
Русский : Израильский храм
Бывшая синагога, 2009 г.
Религия
Принадлежность Реформистский иудаизм (ранее)
Обряд Нусач Ашкеназ
Церковный или организационный статус
Статус
  • Заброшенный (как синагога) ;
  • Перепрофилирован (под концертную площадку)
Расположение
Расположение Гамбург :
– 1844:
  • Нойштадт, Пулштрассе 11-14
– 1931:
  • Оберштрассе 120
Страна Германия
Гамбургский храм расположен в Гамбурге.
Гамбургский храм
Расположение синагоги в Гамбурге
Географические координаты 53 ° 34'38 "N 9 ° 59'28" E  /  53,57733 ° N 9,99119 ° E  / 53,57733; 9.99119
Архитектура
Архитектор(ы) 1844:
  • Иоганн Хинрих Клес-Вюльберн
1931:
Тип Архитектура синагоги
Стиль 1844: 1931:
Дата установления 11 декабря 1817 г. (как собрание)
Новаторский
  • 1842 г. (2-й корп.)
  • 1930 г. (3-й корп.)
Завершенный
  • 1818 г. (1-й корп.)
  • 1844 г. (2-й корп.)
  • 1931 г. (3-й корп.)
Стоимость строительства ℛℳ 560 000 (1931)
Технические характеристики
Направление фасада
  • Запад (1844 г.)
  • Север (1931)
Емкость 1,200 (1931)
Материалы
[ 1 ] [ 2 ]

Гамбургский храм ( нем . Israelitischer Tempel ) — бывшая реформистская еврейская община и синагога , расположенная в Гамбурге , Германия . Конгрегация была первой постоянной реформистской еврейской общиной и первой, которая провела реформистский молитвенный обряд. Он действовал с 1818 по 1938 год. 18 октября 1818 года Храм был открыт, а затем дважды переезжал в новые здания, в 1844 и 1931 годах соответственно. Прихожане покинули синагогу в 1938 году.

Здание использовалось как концертная площадка с 1949 года, в последний раз как студия Рольфа-Либермана с 2000 года.

История Храма и его прихожан

[ редактировать ]

Общество Нового израильского храма ( нем . Neuer Israelitischer Tempelverein в Гамбурге) было основано 11 декабря 1817 года, и к 65 глав семей . новому собранию присоединились [ 3 ] Одним из пионеров синагогальной реформы был Исраэль Якобсон (1768–1828). В 1810 году он основал в Зезене молитвенный дом рядом с современной школой, которой он руководил . 18 октября 1818 года, в годовщину Битвы народов под Лейпцигом , члены Общества Нового израильского храма открыли свою первую синагогу в арендованном здании во дворе между Эрсте Брунненштрассе и Альтер Штайнвег в гамбургском квартале Нойштадт (Новый город) .

Доктор Эдуард Клей [ де ] вместе с доктором Готхольдом Саломоном были первыми духовными лидерами Гамбургского храма в 1818 году. Среди первых членов были нотариус Мейер Исраэль Бресселау , Лазарь Гумпель и Рубен Даниэль Варбург . Среди более поздних членов были Саломон Гейне и доктор Габриэль Риссер , который был председателем Общества Нового израильского храма с 1840 по 1843 год.

«Но из-за наших грехов» в в День искупления дополнительной молитве . Слева: Гамбургский обряд 1818 года, гласящий: «Да будет воля Твоя, Господи, принять в милости произнесение уст наших вместо наших обязательных жертвоприношений и опуская слова: «О, соберите наши рассеяния... Ведите нас в Сион». Справа: традиционный эквивалент из православного молитвенника 1896 года.

Новый молитвенник, используемый в Храме, был первой всеобъемлющей реформаторской литургией, когда-либо составленной: в нем были опущены или изменены некоторые формулы, предвосхищающие возвращение в Сион и восстановление жертвенного культа в Иерусалимском Храме . Эти изменения – выражающие самый ранний принцип зарождающегося реформистского движения – универсализацию мессианства – вызвали громогласное осуждение со стороны раввинов по всей Европе, которые осудили строителей новой синагоги как еретиков. [ 4 ] Религиозная служба Гамбургского храма была распространена на Лейпцигской торговой ярмарке 1820 года , где встретились еврейские бизнесмены из немецких государств , многих других европейских стран и Соединенных Штатов. Как следствие, несколько реформистских общин, в том числе Нью-Йорк и Балтимор, приняли молитвенник Гамбургского храма, который читался слева направо, как и в христианском мире.

Члены, в основном ашкенази , стремились сформировать независимую еврейскую конгрегацию помимо двух других установленных в Гамбурге еврейских уставных корпораций , сефардской Heilige Gemeinde der Sephardim Beith Israel (בית ישראל; Святая конгрегация сефардов Beit Israel; основано в 1652 году; см. также португальских евреев) . община в Гамбурге ) и Ashkenazi Deutsch-Israelitische Gemeinde zu Hamburg (DIG, Немецко-израильская конгрегация; основана в 1662 году), однако в 1819 году Сенат Гамбурга , тогдашнее правительство суверенного независимого города-государства , заявил, что не будет признать потенциальную реформаторскую общину. Таким образом, Общество Нового израильского храма оставалось гражданской ассоциацией, и его члены оставались членами DIG, поскольку выйти из DIG можно было только присоединившись к другой религиозной корпорации. В то время иррелигиозность в Гамбурге все еще была юридически невозможна.

Поскольку в конце 1820-х годов храм на Эрсте Брунненштрассе стал слишком маленьким, его члены подали заявку на строительство синагоги большего размера. Сенат отклонил заявку на строительство более крупного храма на видном месте, как и предполагалось, поскольку это спровоцировало бы разногласия внутри DIG с другими верующими-ашкенази, также требующими более заметной синагоги. [ 5 ] : 151  В 1835 году Общество предприняло еще одну попытку подать заявку на получение лицензии на строительство, но в 1836 году строительное управление Гамбурга рекомендовало отложить заявку до тех пор, пока сенат не примет решение по просьбе гамбургских евреев об их освобождении, выданной в 1834 году. [ 5 ] : 151  В 1835 году сенат на время отказался от эмансипации евреев, но учредил комиссию для дальнейшего расследования этого вопроса. [ 5 ] : 151 

В 1840 году Общество Нового израильского храма (в то время насчитывавшее 300 семей) настояло на получении лицензии на строительство. [ 5 ] : 151  На этот раз главный ашкеназский раввин Гамбурга Исаак Бернейс вмешался в сенат, чтобы заставить его отклонить это заявление. [ 5 ] : 151  Однако сенат предоставил лицензию 20 апреля 1841 года, а краеугольный камень был заложен 18 октября 1842 года. [ 5 ] : 151  Было куплено несколько участков, чтобы можно было построить новый Храм с широким двором во дворе, однако, в отличие от первоначального замысла, не видимым с улиц. [ 5 ] : 151  Иоганну Хинриху Клесу-Вюльберну было поручено разработать план нового храма. Старый храм был осквернен. Адвокат и нотариус Габриэль Риссер добился того, чтобы земля была зарегистрирована на имя Общества Нового израильского храма, до тех пор сенат будет регистрировать собственность еврейского гражданского объединения только на имя физического лица.

Храм и прихожане с момента открытия второго места проведения

[ редактировать ]

Общество Нового Храма пригласило уроженца Гамбурга Феликса Мендельсона-Бартольди положить 100-й Псалом (иврит: מזמור לתודה, Mizmor leToda) на музыку для хора, который исполнит его на открытии нового Храма 5 сентября 1844 года. [ 6 ] Однако споры о том, какой перевод следует использовать, перевод Лютера , как предпочитал кальвинист Мендельсон-Бартольди, или перевод его еврейского деда Моисея Мендельсона , как предпочитал Общество, препятствовали осуществлению этого проекта, как можно прочитать из переписка между композитором и Маймоном Френкелем, похвалы Общества. [ 7 ] Псалом 100, скорее всего, пелся в традиционном ашкеназском стиле при входе в Сефер Тору в новую синагогу. [ а ] свои версии 24-го и 25-го псалмов. Предположительно, Мендельсон-Бартольди затем представил на инаугурацию [ 9 ]

1 февраля 1865 года новый закон отменил принуждение евреев вступать в одну из двух установленных законом еврейских общин Гамбурга. [ б ] Таким образом, члены Общества Нового Израильского Храма получили возможность основать свою собственную еврейскую общину. [ 10 ] : 78  Тот факт, что его члены больше не были вынуждены сотрудничать с ашкеназской DIG, означал, что она могла развалиться. [ 10 ] : 78  Чтобы предотвратить это и воссоздать DIG как религиозную организацию с добровольным членством в либеральном гражданском государстве, DIG провела всеобщие выборы среди своих совершеннолетних членов-мужчин, чтобы сформировать коллегию из 15 представителей (Repräsentanten-Kollegium), которые будут дальнейшие переговоры по будущему составу DIG. [ 10 ] : 78  Либеральная фракция получила девять, православная — 6 мест.< [ 10 ] : 78  После длительных переговоров представители 3 ноября 1867 года приняли устав DIG. [ 10 ] : 78  Новая конституция предусматривала толерантность среди членов DIG в вопросах культа (богослужения) и религиозных традиций. [ 10 ] : 78  Эта уникальная модель, так называемая Гамбургская система (Гамбургская система), создала двухуровневую организацию DIG с коллегией представителей и зонтичной администрацией, отвечающей за вопросы, представляющие общий интерес ашкенази, такие как кладбище, зедака для бедных, больницы. и представление ашкенази снаружи. [ 10 ] : 78  Второй уровень сформировал так называемые Kultusverbände (религиозные ассоциации), ассоциации, независимые в религиозных и финансовых вопросах благодаря своим собственным избранным советам и членским взносам, но в рамках DIG занимавшиеся религиозными делами. [ 10 ] : 78 

Каждый член DIG, а также любой еврей, не связанный с ним, имел право также присоединиться к религиозной ассоциации, но не был обязан это делать. [ 10 ] : 78  Таким образом, с 1868 года реформистское движение сформировалось в рамках DIG a Kultusverband , реформистской еврейской израильской темпельвербанды (ассоциации израильских храмов). [ 10 ] : 78  Другими религиозными ассоциациями были православная Deutsch-Israelitischer Synagogenverband (немецко-израильская синагогальная ассоциация, основанная в 1868 году) и основанная в 1892 году, но признанная только в 1923 году консервативная синагога Verein der Neuen Dammtor-Synagoge (Ассоциация новой синагоги Даммтор). [ 5 ] : 157  Религиозные ассоциации согласились, что все обычно предоставляемые услуги, такие как погребение, брито мила , зедака для бедных, богадельни, больничный уход и питание, предлагаемое в этих учреждениях, должны соответствовать православным требованиям. [ 10 ] : 78 

В 1879 году раввин Макс Зенгер попросил Морица Генле приехать в Гамбургский храм, и Генле решил принять это предложение. Он сразу же начал свою работу в Гамбурге, сформировав смешанный хор. Одной из участниц смешанного хора была Каролина Франциска Гершель, родственница Моисея Мендельсона. Они поженились в 1882 году, и с этого момента его жена сопровождала Генле во время его выступлений, а также во время официальных мероприятий. В 1883 году Давид Леймдерфер стал раввином Храма, где он, как и все другие раввины, был директором религиозной школы. Он умер в 1922 году.

Влияние движения Храма не ограничивалось либеральным сообществом; Одним из долговременных результатов стало введение проповеди на немецком языке, в том числе и в православной общине. Сегодня реформистский иудаизм, зародившийся в Гамбургском храме, насчитывает около 2 миллионов членов только в Соединенных Штатах.

Третья площадка: Темпель на Оберштрассе.

[ редактировать ]

С переездом многих членов Израильской храмовой ассоциации в новые помещения за пределами старого центра города, особенно в район Гриндель [ де ] , они пожелали, чтобы их храм был ближе к их новому месту жительства. [ 5 ] : 161  Первые требования о переезде появились в 1908 году, в 1924 году решение о переезде было принято, но отложено из-за финансовых ограничений, в 1927 году было решено, что участок на Оберштрассе 120 был куплен в 1928 году после архитектурного конкурса 1929 года архитекторов Феликса Ашера [ де ] и Роберта. Фридмана [ де ] были введены в эксплуатацию. [ 5 ] : 161  Новая синагога Tempel Oberstraße была построена с 1930 по 1931 год в стиле модерн примерно за 560 000 фунтов стерлингов . [ 3 ] 30 августа 1931 года был открыт новый Храм на Оберштрассе. [ 5 ] : 162  и это было прекрасное время с раввином Бруно Италинером [ де ] . Храм на Пулштрассе был осквернен в 1931 году и продан шесть лет спустя. В 1937 году Ассоциация израильских храмов отпраздновала серию торжеств по случаю 120-летия Гамбургского храма, многие из ее членов вместе отпраздновали пасхальный седер в синагоге, а лекции прошли в храме и прилегающих к нему помещениях.

Бывший храм на Оберштрассе с 1938 года.

[ редактировать ]

После ноябрьского погрома 1938 года нацисты закрыли Храм, который не был сожжен, но осуществил вандализм внутри. [ 5 ] : 162  Итальянер эмигрировал в Соединенное Королевство. [ 3 ] 28 ноября 1940 года законный преемник DIG, Еврейская религиозная ассоциация (Jüdischer Religionsverband в Гамбурге), был вынужден продать здание за смехотворную сумму в 120 000 фунтов стерлингов Управлению по делам колоний (Kolonialamt; юридически зависимое подразделение Гамбурга). который, однако, не реализовал свои планы по перестройке для своих целей. [ 5 ] : 163 

Хотя оскверненный храм на Пулштрассе был разрушен во время бомбардировки Гамбурга были сданы в аренду разбомбленной редакции газеты Hamburger Fremdenblatt . в 1944 году, храм и прилегающий к нему общественный центр на Оберштрассе остались нетронутыми и в августе 1943 года [ 5 ] : 163  Руины бывшего храма на Пулштрассе сохранились до наших дней. В 1946 году город-государство сдал в аренду бывшее здание храма на Оберштрассе основанной британцами компании Northwest German Broadcasting (NWDR; Nordwestdeutscher Rundfunk), которая приобрела это здание в 1948 году. [ 5 ] : 163  Между тем, основанная в 1945 году Еврейская община Гамбурга [ де ] , правопреемница Еврейской религиозной ассоциации в Гамбурге, подала заявку на отмену принудительной продажи Храма в 1940 году. [ 5 ] : 163  Поэтому в связи с предстоящей реституцией храма NWDR запросил разрешение у еврейской общины, прежде чем установить потолок, чтобы разделить зал синагоги на два зала: зал радиовещания наверху и студию радиодрамы внизу. [ 5 ] : 163  В 1952 году суд вернул храм Еврейской трастовой корпорации , которая затем в 1953 году продала его NWDR, чей правопреемник North German Broadcasting (NDR) владеет им до сегодняшнего дня. [ 3 ] [ 5 ] : 163  С 1982 года бывший храм является памятником архитектуры . [ 3 ] 6 марта 2000 года NDR переименовала свою студию в бывшем храме, иногда называемую Studio 10 или Großer Sendesaal (большой радиовещательный зал), в Рольфа Либермана студию в честь одноименного композитора, который возглавлял музыкальный отдел NDR с 1957 по 1959 год. [ 3 ] Он используется как место проведения концертов, лекций и других художественных представлений. [ 3 ]

Духовенство

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Протокол заседания дирекции (Темпель-Дирекция) Общества Нового Храма от 18 мая 1844 года. [ 8 ]
  2. 4 ноября 1864 года парламент Гамбурга принял Закон об отношениях местных израильских общин, вступающий в силу с 1 февраля 1865 года.
  1. ^ «Храм на Пулштрассе (Второй) в Гамбурге» . Исторические синагоги Европы . Фонд еврейского наследия и Центр еврейского искусства Еврейского университета в Иерусалиме . нд . Проверено 7 июля 2024 г.
  2. ^ «Храм Оберштрассе (Третий) в Гамбурге» . Исторические синагоги Европы . Фонд еврейского наследия и Центр еврейского искусства Еврейского университета в Иерусалиме . нд . Проверено 7 июля 2024 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бюхельмайер, Габи. «Десять лет студии Рольфа Либермана» . NDR.de Лучшее на севере (на немецком языке) . Проверено 20 января 2013 г.
  4. ^ Мейер, Майкл (1995). Ответ на современность: история реформаторского движения в иудаизме . Уэйн Стэйт. стр. 47–61.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Роде, Саския (1991). «Синагоги в районе Гамбурга 1680–1943». История евреев в Гамбурге (на немецком языке). Том 2. Гамбург: Деллинг и Галиц. стр. 143–175. ISBN  3-926174-25-0 . Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 год. {{cite book}}:CS1 maint:postscript ( ссылка ) .
  6. ^ Вернер, Эрик (1985). «Сочинение по заказу Феликса Мендельсона для Гамбургского храма. 100-й псалом (1844 г.)». Музыка иудаики . Том. 7. с. 57.
  7. ^ Хирш, Лили Э. (2005). «Переосмысление 100-го псалма Феликса Мендельсона» . Журнал кафедры музыковедения и палеографо-филологических наук Университета Павии . Проверено 21 января 2013 г.
  8. ^ Бремер, Андреас (2000). Иудаизм и религиозная реформа: Гамбургский храм 1817-1938 (на немецком языке). Том 8. Гамбург: Деллинг и Галиц. п. 191. ИСБН  978-3-933374-78-3 . (Исследования по еврейской истории) {{cite book}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  9. ^ Тодд, Ральф Ларри (2003). Феликс Мендельсон Бартольди: Его жизнь – Его музыка [ Мендельсон: Жизнь в музыке ] (на немецком языке). Перевод Бесте, Хельга. Штутгарт: Карус. стр. 513, след .  978-3-89948-098-6 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Лоренц, Ина (1991). «Еврейская община Гамбурга 1860–1943: Императорская империя – Веймарская республика – нацистское государство». История евреев в Гамбурге (на немецком языке). Том 2. Гамбург: Деллинг и Галиц. стр. 77–100. ISBN  3-926174-25-0 . Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 год. {{cite book}}:CS1 maint:postscript ( ссылка ) .

Источники

[ редактировать ]
Молитвенник Гамбургский храм Бодлианской библиотеки
  • Готхольд Саломон , Проповеди в новом израильском храме , Первое собрание, Гамбург: Дж. Аронс, 1820 г.
Оцифрованная копия копии библиотеки Гарвардского университета.
  • Эдуард Клей, Готхольд Саломон, сборник последних проповедей: прозвучавших в Новом израильском храме в Гамбурге , Гамбург: Дж. Аронс, 1826.
Оцифрованная копия копии библиотеки Гарвардского университета.
  • Готхольд Саломон, Праздничные проповеди на все праздники Господни: состоявшиеся в новом израильском храме в Гамбурге , Гамбург: Нестлер, 1829 г.
Оцифрованная копия копии библиотеки Гарвардского университета.
  • Готхольд Саломон, Новый молитвенник и его ересь , Гамбург: 1841 г.
  • Цезарь Селигманн, Воспоминания , Эрвин Селигманн (редактор), Франкфурт-на-Майне: 1975 г.
  • Андреас Бремер, Иудаизм и религиозная реформа. Израильский храм в Гамбурге, 1817–1938 гг ., Гамбург: Доллинг и Галиц, 2000. ISBN   3-933374-78-2
  • Филипп Ленхард, Споры о храме в Гамбурге. Преемственность и новое начало в Дибере Хаберит , в: Ключевые документы немецко-еврейской истории, 21 сентября 2017 г. doi : 10.23691/jgo:article-24.en.v1
  • Майкл А. Мейер , Ответ современности , Вена: Бёлау, 2000. ISBN   978-3-205-98363-7
  • Институт истории немецких евреев, Государственный центр гражданского образования Гамбурга (ред.), Еврейские места в Гамбурге - карта с пояснениями , 3-е изд., Гамбург: 2001 г.
  • Институт истории немецких евреев (ред.), Еврейский Гамбург - исторический справочник , Геттинген: 2006 г.
  • Феликс Мендельсон-Бартольди написал свой 100-й псалом для храма в Гамбурге?
  • Статья Храм
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a5287a8100af7e800adaad84cb7bbfc__1720579560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/fc/9a5287a8100af7e800adaad84cb7bbfc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hamburg Temple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)