Мориц Хенле



Мориц Генле августа 1925) — выдающийся немецкий композитор литургической музыки и кантор еврейского (7 августа 1850 — 24 реформаторского движения .
Генле родился в верхнешвабском городе Лаупхайм в то время, когда в Лаупхайме проживала самая большая еврейская община в Королевстве Вюртемберг . Он был седьмым из одиннадцати детей. Семья его матери Клары Адлер проживала в Лаупхайме с 18 века. В 1847 году она вышла замуж за Элькана Хенле, приехавшего в Лаупхайм из Ихенхаузена . Элькан Хенле был весьма уважаемым мастером -стекольщиком , который спроектировал и построил новую протестантскую молитвенную комнату в замке Гросслаупхайм в 1847 году. Оставшимся свидетельством художественного интереса Элькана Хенле является портал еврейского кладбища в Лаупхайме, спроектированный им.
С раннего возраста у Генле проявлялись способности к музыке. Он был членом хора мальчиков синагоги . в Лаупхайме Он был заинтересован в обучении игре на скрипке и фортепиано , и родители поощряли его в этих усилиях. Благодаря первоначальной финансовой помощи Симона Генриха Штайнера, одного из соучредителей Hopsteiner , Мориц Генле смог поступить в консерваторию в Штутгарте , где посещал уроки игры на фортепиано, скрипке и пении . Однако через два года Генле пришлось покинуть консерваторию, поскольку его родители больше не могли позволить себе ее обучение. Затем Генле занялась преподаванием как более надежная карьера. В 1864 году Генле поступил в педагогический колледж в Эсслингене , где его обучали преподаванию светского и религиозного образования . Высшие еврейские власти Вюртемберга требовали, чтобы еврейские учителя прошли обучение на канторов, чтобы пополнить свой доход, поскольку им разрешалось обучать только еврейских детей.
После окончания педагогического образования в 1868 году Генле начал работать учителем и кантором в Лаупхайме, где он также давал уроки музыки в еврейской начальной школе и участвовал в службах в синагоге во время суббот и праздников . Он был директором еврейского хорового общества «Фрохсинн» («Веселость»), основал смешанный хор при синагоге и принимал участие в публичных концертах. После окончания франко-прусской войны в 1871 году городской совет поручил 21-летнему Генле сочинить гимн мира, который исполнили три мужских хора города, что отражало уважение, с которым уже пользовался его музыкальный талант.
В 1873 году Генле отправился в Ульм, чтобы стать хазаном в недавно построенной там синагоге. Поскольку в Ульме не было еврейской начальной школы, Генле сосредоточился на религиозном служении, руководя хором, а также религиозным и музыкальным образованием. Он также возобновил обучение в Штутгартской консерватории по классам композиции и пения. В 1877 году он получил лицензию преподавателя, а год спустя был утвержден кантором.
Его талант привлек внимание раввина Макса Зенгера из Гамбурга , и в 1879 году его пригласили выступить в реформированном Гамбургском храме с перспективой получить там постоянное место жительства. Его также попросили выступить в Кенигсберге , Восточная Пруссия , но он оставил должность кантора своему другу Эдуарду Бирнбауму, приняв предложение из Гамбурга, где он немедленно сформировал смешанный хор. Одной из участниц смешанного хора была Каролина Франциска Гершель, родственница Моисея Мендельсона . Они поженились в 1882 году, и с этого момента жена Генле сопровождала его на его представлениях и официальных мероприятиях. У них было трое детей: Элвин, Пол Уильям и Альбертина.
Генле сочинял в основном для смешанных хоров в сопровождении органа, что было революционно для того времени, учитывая традиционно строгое разделение мужчин и женщин в синагоге. В течение тридцати четырех лет работы Генле в качестве главного кантора в Гамбурге он также работал автором, развивал хоры реформистской синагоги, обучал будущих певцов и канторов и более пятнадцати лет был председателем Немецкой ассоциации канторов.
Генле вновь ввел библейскую кантилляцию и ашкеназское произношение в синагоге Гамбурга. До этого канторы гамбургской синагоги использовали сефардский речитатив и португальское произношение иврита .
Напряжение между этими традициями и растущим реформистским движением внутри общины впоследствии усилилось. Следуя идеям реформаторского движения, Генле представил новые концепции, используя в своих композициях традиции своей южногерманской родины, на которые также повлияли произведения двоюродного брата его жены Феликса Мендельсона-Бартольди , который также повлиял на современников Генле. На Генле также повлияло творчество венского кантора и композитора Саломона Зульцера .
Усилия Генле по реформированию музыкальной литургии в Гамбурге в конечном итоге увенчались успехом, и его смешанный хор прославился своими выступлениями, что также принесло пользу синагоге.
Композиции Генле высоко ценились и использовались не только реформаторскими общинами в Германии, но и в США . Они были опубликованы в 1900 году в Kompositionen von M. Henle , содержащем тридцать гимнов, а в 1913 году Агада для празднования Пасхи дома включала сочинения Генле и Жака Оффенбаха .
Генле умер в Гамбурге в 1925 году. Его жена Каролина погибла в концентрационном лагере Терезиенштадт в 1943 году.
Улица Морица Хенле в Лаупхайме посвящена его памяти.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Сендри, Альфред. Библиография еврейской музыки , издательство Колумбийского университета, 1951.
- Винингер, Саломон . Большая еврейская национальная биография , т. 3, Восток, 1928 год.