Неоклассическая архитектура
Годы активности | 18 век – середина 20 века |
---|
Неоклассическая архитектура , иногда называемая архитектурой классического возрождения , представляет собой архитектурный стиль , созданный неоклассическим движением , которое началось в середине 18 века в Италии , Франции и Германии . [1] Он стал одним из самых выдающихся архитектурных стилей в западном мире . [2] Преобладающие стили архитектуры в большей части Европы в течение предыдущих двух столетий, архитектура эпохи Возрождения и архитектура барокко , уже представляли собой частичное возрождение классической архитектуры древнего Рима и древнегреческой архитектуры , но неоклассическое движение было направлено на устранение излишеств позднего барокко. и вернуться к более чистому, завершенному и аутентичному классическому стилю, адаптированному к современным целям.
Развитие археологии и опубликованные точные записи сохранившихся классических зданий сыграли решающую роль в возникновении неоклассической архитектуры. Во многих странах была первоначальная волна, в основном опиравшаяся на римскую архитектуру, за которой, примерно с начала 19 века, последовала вторая волна архитектуры греческого возрождения . Это последовало за более глубоким пониманием греческих пережитков. В течение XIX века стиль имел тенденцию терять свою первоначальную, довольно строгую чистоту в таких вариантах, как стиль Французского ампира . Термин «неоклассический» часто очень широко используется для обозначения любого здания с использованием некоторых элементов классической архитектурной лексики.
По форме неоклассическая архитектура подчеркивает стену, а не светотень , и сохраняет индивидуальность каждой из ее частей. Стиль проявляется как в деталях как реакция на натуралистический орнамент рококо , так и в архитектурных формулах как развитие некоторых классифицирующих черт архитектурной традиции позднего барокко. Таким образом, стиль определяется симметрией, простой геометрией и социальными требованиями, а не орнаментом. [3] В 21 веке продолжается версия этого стиля, которую иногда называют новой классической архитектурой или новым классицизмом.
История
[ редактировать ]Неоклассическая архитектура — это особый стиль и момент конца 18 — начала 19 веков, который был особенно связан с Просвещением , эмпиризмом и изучением памятников ранними археологами. [4] Классическую архитектуру примерно после 1840 года следует классифицировать как один из серии стилей «возрождения», таких как греческий , ренессансный или итальянский . Различные историки XIX века ясно давали это понять с 1970-х годов. Классическая архитектура 20-го века классифицируется не как возрождение, а скорее как возвращение к стилю, который замедлился с приходом модернизма . Тем не менее, неоклассическая архитектура снова начинает практиковаться в 21 веке, больше в форме новой классической архитектуры и даже в архитектуре джентрификации и историзма . Неоклассическая архитектура или ее важные элементы все еще используются, даже когда постмодернистская архитектура доминирует во всем мире. мир.
Палладианство
[ редактировать ]Возвращение к более классическим архитектурным формам как реакция на стиль рококо можно обнаружить в некоторых европейских архитектурах начала 18 века, наиболее ярко представленных в палладианской архитектуре грузинской Британии и Ирландии . Название отсылает к проектам венецианского архитектора 16-го века Андреа Палладио .
Стиль барокко никогда по-настоящему не нравился англичанам. В первой четверти XVIII века были опубликованы четыре влиятельные книги, в которых подчеркивалась простота и чистота классической архитектуры: «Витрувий Британник» Колена Кэмпбелла Палладио (1715 г.), «I quattro libri dell'architettura» ( «Четыре книги архитектуры» , 1715 г.), «De re aedificatoria Леона Баттисты Альберти (впервые опубликовано в 1452 г.) и «Проекты Иниго Джонса... с некоторыми дополнительными рисунками» (1727 г.). Самым популярным был четырехтомный «Витрувий Британник» Колена Кэмпбелла. В книге содержались архитектурные репродукции знаменитых британских зданий, вдохновленные великими архитекторами от Витрувия до Палладио. Сначала в книге в основном были представлены работы Иниго Джонса , но более поздние тома содержали рисунки и планы Кэмпбелла и других архитекторов 18 века. Палладианская архитектура прочно утвердилась в Британии 18 века.
В авангарде новой школы дизайна был аристократический «граф-архитектор» Ричард Бойл, 3-й граф Берлингтон ; в 1729 году он и Уильям Кент спроектировали Чизвик-хаус . Этот дом представлял собой переосмысление виллы Капра Палладио «Ла Ротонда» , но очищенную от элементов и орнамента 16-го века. Это серьезное отсутствие украшений должно было стать особенностью палладианства. В 1734 году Уильям Кент и лорд Берлингтон спроектировали один из лучших образцов палладианской архитектуры в Англии — Холкхэм-холл в Норфолке . Главный блок этого дома довольно точно следовал указаниям Палладио, но низкие, часто отдельно стоящие крылья Палладио хозяйственных построек имели повышенное значение.
Эта классицистическая жилка также была обнаружена, в меньшей степени, в архитектуре позднего барокко в Париже, например, в колоннаде Лувра . Этот сдвиг был даже заметен в Риме на обновленном фасаде Архибазилики Святого Иоанна Латеранского .
- Восточный фасад дома Стоурхед Палладио . , основанный на вилле Эмо
- Рассборо-Хаус, графство Уиклоу , Ирландия, яркий пример ирландского палладианства, [5] 1741–1755, Ричард Кассельс.
- Здание законодательного собрания Новой Шотландии из Галифакса, Новая Шотландия , Канада, 1819 г.
Неоклассицизм
[ редактировать ]К середине 18 века движение расширилось и включило в себя более широкий спектр классических влияний, в том числе из Древней Греции . Ранним центром неоклассицизма была Италия, особенно Неаполь , где к 1730-м годам придворные архитекторы, такие как Луиджи Ванвителли и Фердинандо Фуга, восстанавливали классические, палладианские и маньеристские формы в своей архитектуре в стиле барокко. Следуя их примеру, Джованни Антонио Медрано начал строить первые по-настоящему неоклассические сооружения в Италии в 1730-х годах. В этот же период Алессандро Помпеи привнес в Венецианскую республику один из первых лапидариумов в Европе неоклассицизм, построив в Вероне в дорическом стиле (1738). В этот же период неоклассические элементы были привнесены в Тоскану архитектором Жаном Николя Жадо де Виль-Иссе , придворным архитектором Франциска Стефана Лотарингского . разработал оригинальный неоклассический стиль Под руководством Жадо Гаспаре Мария Паолетти , превратив Флоренцию в важнейший центр неоклассицизма на полуострове. Во второй половине века неоклассицизм процветал и в Турин , Милан ( Джузеппе Пьермарини ) и Триест ( Маттео Перч ). В последних двух городах, как и в Тоскане, трезвый неоклассический стиль был связан с реформизмом правящих просвещенных монархов Габсбургов .
Переход к неоклассической архитектуре условно датируется 1750-ми годами. Впервые он приобрел влияние в Англии и Франции; в Англии сэра Уильяма Гамильтона раскопки в Помпеях и других местах, влияние Гранд -тура и работы Уильяма Чемберса и Роберта Адама сыграли решающую роль в этом отношении. Во Франции движение было инициировано поколением французских студентов-художников, обучавшихся в Риме, и находилось под влиянием работ Иоганна Иоахима Винкельмана . Этот стиль был также принят прогрессивными кругами в других странах, таких как Швеция и Россия .
Международная неоклассическая архитектура была проиллюстрирована в зданиях Карла Фридриха Шинкеля , особенно в Старом музее в Берлине, Джона Соуна сэра Банке Англии в Лондоне и недавно построенных Белом доме и Капитолии в Вашингтоне, округ Колумбия, в зарождающейся Американской республике . Стиль был интернациональным. Балтиморская базилика , спроектированная Бенджамином Генри Латроубом в 1806 году, считается одним из лучших образцов неоклассической архитектуры в мире. [ кем? ] .
Вторая неоклассическая волна, более суровая, более изученная и более сознательно археологическая, связана с расцветом Первой Французской империи . Во Франции первая фаза неоклассицизма выразилась в стиле Людовика XVI , а вторая — в стилях, называемых Директорией и Ампиром . Его основными сторонниками были Персье и Фонтен , придворные архитекторы, специализировавшиеся на внутренней отделке. [6]
В декоративном искусстве неоклассицизм представлен французской мебелью ампира; английская мебель Чиппендейла , Джорджа Хепплеуайта и Роберта Адама , и барельефы Веджвуда мебель в «черные базальты» вазы , а также стиле бидермейер из Австрии. Шотландский архитектор Чарльз Кэмерон создал роскошные итальянские интерьеры для уроженки Германии Екатерины Великой в Санкт-Петербурге . [7]
- Ораторское искусство фасада Лувра (1855 г.)
- Пантеон . , Париж, 1758–1790 гг
- Ротонда (Университет Вирджинии) , Шарлоттсвилл, Вирджиния , авторы Томас Джефферсон и Стэнфорд Уайт , 1826 год.
- , Афинская академия 1859 год, автор Теофил Хансен.
- Старое законодательное здание (Манила) , Филиппины, 1918 год, перестроено в 1945 году.
- Ауденбошская базилика , 1892 год ( Ауденбос , Нидерланды)
- Концертгебау, Амстердам , Нидерланды, 1886 г.
- Здание Рипон , 1909 год ( Ченнаи , Индия)
Дизайн интерьера
[ редактировать ]В помещении неоклассицизм открыл подлинный классический интерьер, вдохновленный повторными открытиями в Помпеях и Геркулануме . Они начались в конце 1740-х годов, но получили широкую аудиторию только в 1760-х годах, когда были выпущены первые роскошные тома строго контролируемого распространения Le Antichità di Ercolano Esposte ( «Разоблаченные древности Геркуланума »). Древности Геркуланума показали, что даже самые классические интерьеры барокко или самые «римские» комнаты Уильяма Кента были основаны на внешней архитектуре базилики и храма , вывернутой наружу, отсюда их часто напыщенный вид для современных глаз: фронтонами оконные рамы с были обращены внутрь. в позолоченные зеркала, камины, увенчанные фасадами храмов.
Новые интерьеры стремились воссоздать подлинно римскую и подлинно внутреннюю лексику. Техники, использованные в этом стиле, включали более плоские, более легкие мотивы, вылепленные в виде низкого фризового рельефа или окрашенные монотонно en camaieu («как камеи»), отдельные медальоны, вазы, бюсты, букрании или другие мотивы, подвешенные на гирляндах лавровых или лентах. , с тонкими арабесками на фоне, возможно, «помпеейского красного», или бледных оттенков, или цвета камня. Стиль во Франции изначально был парижским, goût grec («греческий вкус»), а не придворным; Когда Людовик XVI взошел на престол в 1774 году, Мария Антуанетта , его любящая моду королева, представила ко двору стиль Людовика XVI . Однако реальных попыток использовать основные формы римской мебели не предпринималось вплоть до начала века, и производители мебели с большей вероятностью заимствовали элементы древней архитектуры, точно так же, как серебряные мастера с большей вероятностью брали из древней керамики и камня. резьба, чем работа по металлу: «Дизайнеры и мастера [...], кажется, получали почти извращенное удовольствие от переноса мотивов с одного носителя на другой». [8]
Новый этап неоклассического дизайна был открыт Робертом и Джеймсом Адамами , которые путешествовали по Италии и Далмации в 1750-х годах, наблюдая руины классического мира. По возвращении в Великобританию они опубликовали книгу под названием «Произведения в архитектуре» частями между 1773 и 1779 годами. Эта книга гравированных рисунков сделала стиль Адама доступным по всей Европе. Братья Адам стремились упростить стили рококо и барокко , которые были модны в предыдущие десятилетия, чтобы привнести в георгианские дома то, что они считали более легким и элегантным. «Работы в области архитектуры» проиллюстрировали основные здания, над которыми работали братья Адамы, и подробно задокументировали интерьеры, мебель и фурнитуру, спроектированные Адамсами.
- Агатовый павильон, Царское Село , спроектированный Чарльзом Кэмероном в «помпейском» стиле.
- Деталь потолка Триумфальной арки из Парижа
- Дизайн комнаты в этрусском или помпейском стиле 1833 года в Метрополитен-музее (Нью-Йорк).
- Столовая отеля Centralhotel (Берлин), спроектированная в 1881 году Германом фон дер Худе и Юлиусом Хеннике.
- Читальный зал Библиотеки Мазарини , Париж.
Греческое возрождение
[ редактировать ]Примерно с 1800 года новый приток образцов греческой архитектуры, увиденных через гравюры и гравюры, дал новый импульс неоклассицизму, греческому возрождению. До середины XVIII века в Западной Европе было мало прямых сведений о сохранившихся греческих постройках , когда экспедиция, финансируемая Обществом дилетантов в 1751 году и возглавляемая Джеймсом Стюартом и Николасом Реветтом, начала серьезные археологические исследования. поручил Стюарту После его возвращения из Греции Джордж Литтелтон построить первое греческое здание в Англии - садовый храм в Хэгли-холле (1758–59). [9] Ряд британских архитекторов во второй половине века приняли выразительный вызов дорического стиля от своих аристократических покровителей, в том числе Джозефа Бономи Старшего и Джона Соуна , но это должно было оставаться частным энтузиазмом знатоков вплоть до первого десятилетия 19 век. [10]
В более широком социальном контексте архитектура греческого возрождения озвучила новую ноту трезвости и сдержанности в общественных зданиях Великобритании около 1800 года как утверждение национализма, сопровождавшего Акт об унии , наполеоновские войны и требования политических реформ. Это должен был быть проект Уильяма Уилкинса , победивший в публичном конкурсе Даунинг-колледжа в Кембридже , который объявил, что греческий стиль станет доминирующей идиомой в архитектуре. Уилкинс и Роберт Смирк построили некоторые из наиболее важных зданий той эпохи, в том числе Королевский театр , Ковент-Гарден (1808–1809), Главное почтовое отделение (1824–1829) и Британский музей (1823–1848), Уилкинса Университетский колледж в Лондоне (1826–1830) и Национальная галерея (1832–1838). В Шотландии Томас Гамильтон (1784–1858) в сотрудничестве с художниками Эндрю Уилсоном (1780–1848) и Хью Уильямом Уильямсом (1773–1829) создал памятники и здания международного значения; памятник Бернсу в Аллоуэе (1818 г.) и Королевская средняя школа, Эдинбург (1823–1829).
В то же время стиль ампир во Франции представлял собой более грандиозную волну неоклассицизма в архитектуре и декоративном искусстве. В основном основанный на имперском римском стиле, он возник и получил свое название во время правления Наполеона I в Первой Французской империи , где он был предназначен для идеализации руководства Наполеона и французского государства. Этот стиль соответствует более буржуазному стилю Бидермейер в немецкоязычных странах, федеральному стилю в Соединенных Штатах, стилю Регентства в Великобритании и Наполеоновскому стилю в Швеции. По словам историка искусства Хью Хонор , «Империя не является, как иногда полагают, кульминацией неоклассического движения, а знаменует собой его быстрый упадок и превращение снова в простое античное возрождение, лишенное всех высоких ценностей. продуманные идеи и сила убеждения, вдохновившие его шедевры». [11]
- Старая Петербургская биржа , Жан-Франсуа Тома де Томон , 1805-1810 гг.
- Британский музей , Лондон, Роберт Смирк , 1823–1847 гг.
- Пропилеи (Мюнхен) , Германия, работа Лео фон Кленце , закончено в 1862 году.
- Зал Фридриха фон Тирша в Курхаусе, Висбаден , Германия, 1905-1907, автор Фридрих фон Тирш.
Характеристики
[ редактировать ]Высокий неоклассицизм был международным движением. Архитекторы выступили против излишеств и обильного орнамента, используемых в архитектуре позднего барокко . Новая «классическая» архитектура подчеркивала плоскостность, а не сложный скульптурный орнамент как внутри, так и снаружи. Выступы и спады, а также их эффекты света и тени были более плоскими; скульптурные барельефы были плоскими и, как правило, обрамлялись фризами, табличками или панелями. Это была первая «урезанная» классическая архитектура, которая выглядела современной в контексте революционного периода в Европе. В своей самой элементарной форме, как в работах Этьена-Луи Буле , оно было очень абстрактным и геометрически чистым. [12]
Неоклассицизм также повлиял на городское планирование. Древние римляне использовали единую схему городского планирования как для обороны, так и для удобства граждан; однако корни этой схемы уходят в еще более древние цивилизации. По своей сути сетка улиц, центральный форум с городскими службами, два главных, немного более широких бульвара и случайные диагональные улицы были характерны для очень логичного и упорядоченного римского дизайна. Древние фасады и планировки зданий были ориентированы на эти образцы городского дизайна и, как правило, соответствовали важности общественных зданий.
Многие из этих моделей городского планирования нашли свое применение в первых современных запланированных городах 18 века. Исключительные примеры включают Карлсруэ , Вашингтон, Санкт-Петербург, Буэнос-Айрес, Гавану и Барселону. Контрастные модели можно найти в модернистских проектах, примером которых является Бразилиа , движение городов-садов и левиттауны .
Региональные тенденции
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]Первая фаза неоклассицизма во Франции выражена в стиле Людовика XV архитектора Анж-Жака Габриэля ( Пти Трианон , 1762–1768); вторая фаза, в стилях, называемых «Директуар» и «Ампир» , может быть охарактеризована Жана Шалгрена суровой астилярной Триумфальной аркой (спроектированной в 1806 году). В Англии эти две фазы можно охарактеризовать, первую, структурами Роберта Адама , вторую – структурами сэра Джона Соуна . Стиль интерьера во Франции изначально был парижским, Goût grec («греческий стиль»), а не придворным. Только когда молодой король Людовик XVI взошел на престол в 1774 году, Мария-Антуанетта , его любящая моду королева, представила ко двору стиль Людовика XVI.
Многие неоклассические архитекторы начала XIX века находились под влиянием рисунков и проектов Этьена-Луи Буле и Клода Николя Леду . Многие графитовые рисунки Булле и его учеников изображают сдержанную геометрическую архитектуру, имитирующую вечность Вселенной. Между идеями Булле и Бёрка концепцией возвышенного Эдмунда существует связь . Леду обратился к концепции архитектурного характера, утверждая, что здание должно немедленно сообщать зрителю о своей функции: в буквальном смысле такие идеи порождают архитектуру parlante («говорящая архитектура»).
Примерно с 1800 года новый приток образцов греческой архитектуры, увиденных через гравюры и гравюры, дал новый импульс неоклассицизму, который называется греческим возрождением . Хотя несколько европейских городов – особенно Санкт-Петербург , Афины , Берлин и Мюнхен – были превращены в настоящие музеи архитектуры греческого возрождения, греческое возрождение во Франции никогда не пользовалось популярностью ни у государства, ни у общественности.
- Будуар королевы дворца Фонтенбло ( Fontainbleau )
- Лестница Большого театра Бордо , 1780 год, автор Виктор Луи.
- ]]
- Кабинет Доре Марии-Антуанетты в Версальском дворце (1783 г.)
- Церковь Мадлен ( Париж ), 1807–1828, автор Пьер-Александр Виньон.
- Спальня императрицы из замка Мальмезон , еще один интерьер в стиле ампир.
- Вандомская колонна (Париж) по образцу колонны Траяна , 1810 г.
- Музей Гиме (Париж), Жюль Шатрон
Германия
[ редактировать ]Неоклассическая архитектура стала символом национальной гордости в 18 веке в Германии, на территории тогдашней Пруссии . Карл Фридрих Шинкель построил в этом стиле множество примечательных зданий, в том числе Старый музей в Берлине. Хотя в городе по-прежнему доминировало городское планирование в стиле барокко, его архитектура и функциональный стиль сделали город отчетливо неоклассическим центром.
Работы Шинкеля очень похожи на неоклассическую архитектуру Великобритании, поскольку большую часть своего вдохновения он черпал из этой страны. Он совершал поездки, чтобы осмотреть здания и развить свой функциональный стиль. [3]
- Бранденбургские ворота в Берлине (1788–1791) работы Карла Готхарда Ланганса.
- Пирамида Карлсруэ (1823–1825) и городская церковь (1807–1816), Карлсруэ работы Фридриха Вайнбреннера.
- Концертхаус Берлина в Берлине (1818–1821) Карла Фридриха Шинкеля
- Старый музей в Берлине (1825–1830) Карла Фридриха Шинкеля.
- Глиптотека в Мюнхене (1816–1830) Лео фон Кленце .
- Валгалла (1830–1842) Лео фон Кленце
- Пропилеи (Мюнхен) (1854–1862) Лео фон Кленце
- Старая национальная галерея в Берлине (1862–1876), работы Фридриха Августа Штюлера и Генриха Штрака.
Великобритания и Ирландия
[ редактировать ]С середины 18 века исследования и публикации изменили курс британской архитектуры от палладианской архитектуры к более чистому видению древнего греко-римского идеала. Джеймса «Афинянина» Стюарта Большое влияние в этом отношении оказала работа «Древности Афин и другие памятники Греции» , а также » Роберта Вуда «Пальмира и Баальбек . Сочетание простых форм и высокого уровня сложности было принято большинством современных британских архитекторов и дизайнеров. Революция, начатая Стюартом, вскоре должна была затмиться работами братьев Адам , Джеймса Уайетта , сэра Уильяма Чемберса , Джорджа Дэнса Младшего , Джеймса Гандона и провинциальных архитекторов, таких как Джон Карр и Томас Харрисон из Честера .
В Шотландии и на севере Англии, где готическое возрождение было менее сильным, архитекторы продолжали развивать неоклассический стиль Уильяма Генри Плейфэра . Работы Катберта Бродрика и Александра Томсона показывают, что к концу XIX века результаты могли быть мощными и эксцентричными.
В Ирландии , где готическое возрождение также было менее популярно, развивалась изысканная, сдержанная форма неоклассики, которую можно увидеть в работах Джеймса Гандона и других архитекторов, работавших в то время. Это особенно очевидно в Дублине , городе, построенном преимущественно в неоклассическом георгианском стиле.
- Кедлстон-холл , Кедлстон , Дербишир , Англия, на основе Арки Константина в Риме, 1760-е годы, автор Роберт Адам.
- Интерьер Сайон-хауса в Лондоне с ионическими колоннами и позолоченными статуями, 1767–1775 годы, автор Роберт Адам.
- Столовая Syon House со сложным потолком
- Здания на Лоуэр- О'Коннелл-стрит в Дублине, построенные между 1918 и 1923 годами в изысканном и эстетически сдержанном стиле, типичном для ирландской столицы.
- Центральный двор Сомерсет-хауса в Лондоне, 1776 год, автор сэр Уильям Чемберс.
- Ионный храм в Чизвик-хаусе в Лондоне, образец английского ландшафтного сада.
- Греческий шестистильный портик Главпочтамта в Дублине, завершенный в 1818 году.
- Таможня , Дублин
- Здания парламента (Северная Ирландия) (1933 г.)
Греция
[ редактировать ]После создания Королевства Греции в 1832 году архитектура Греции находилась под сильным влиянием неоклассической архитектуры. Для Афин первый король Греции Оттон I поручил архитекторам Стаматиосу Клеантису и Эдуарду Шауберту разработать современный план города. Старый Королевский дворец был первым важным общественным зданием, построенным между 1836 и 1843 годами. Позже, в середине и конце 19 века, Теофил Хансен и Эрнст Циллер приняли участие в строительстве многих неоклассических зданий. Теофил Хансен спроектировал свое первое здание, Афинскую национальную обсерваторию , и два из трех смежных зданий, образующих так называемую «Афинскую классическую трилогию», а именно Афинскую академию (1859 г.) и Национальную библиотеку Греции (1888 г.), Третьим зданием трилогии является Афинский национальный университет Каподистрии (1843 г.), спроектированный его братом Кристианом Хансеном . Также он спроектировал Заппейон- холл (1888 г.). Эрнст Циллер также спроектировал множество частных особняков в центре Афин, которые постепенно стали общественными, обычно за счет пожертвований, например, особняк Генрих Шлиман , Илиу Мелатрон (1880). Город Науплион также является важным примером неоклассической архитектуры наряду с островами Порос и Сирос (особенно в столице Эрмуполисе ).
- Старый Королевский дворец , построенный в 1843 году.
- Национальная библиотека Греции по проекту Теофила Хансена (1888 г.)
- Главное здание Афинской академии , одной из «Трилогий» Теофила Хансена, в центре Афин (1859 г.)
- Заппейон (1888)
- Нумизматический музей Афин или Илиу Мелатрон, построенный для Генриха Шлимана Эрнстом Циллером (1880 г.)
- Президентский особняк в Афинах (бывший дворец наследного принца), построенный Эрнстом Циллером.
Венгрия
[ редактировать ]Самые ранние примеры неоклассической архитектуры в Венгрии можно найти в Ваце . В этом городе триумфальная арка и неоклассический фасад собора в стиле барокко были спроектированы французским архитектором Исидором Марцеллом Амандусом Ганневалем (Isidore Canevale) в 1760-х годах. Также работой французского архитектора Жана-Шарля-Александра Моро является садовый фасад дворца Эстерхази (1797–1805) в Кисмартоне (сегодня Айзенштадт в Австрии).
Двумя главными архитекторами неоклассицизма в Венгрии были Михай Поллак и Йожеф Хильд . Основная работа Поллака — Венгерский национальный музей (1837–1844). Хильд известен своими проектами соборов Эгера и Эстергома . Великая реформатская церковь Дебрецена является выдающимся примером множества протестантских церквей, построенных в первой половине XIX века. Это было время первых железных конструкций в венгерской архитектуре, важнейшей из которых является Цепной мост Сечени работы Уильяма Тирни Кларка .
- Реформатская Великая церковь Дебрецена (1805–1824 гг.)
- Эстергомская базилика (1822–1869)
- Соборная базилика Эгера (1831–1837 гг.)
- Венгерский национальный музей (1837–1844 гг.)
Япония
[ редактировать ]Хотя Япония и не является западной страной, из-за западного влияния в ней возникла неоклассическая архитектура. Сюда входит уникальный храм Хико , синтоистский храм , основанный на греческих храмах . Позже он превратился в стиль императорской короны , который содержит элементы как восточного, так и западного дизайна. [13] В этом стиле крыши особенно отчетливо азиатские, и он широко использовался Японской империей в своих колониях. [14] [15] [16]
- Электрический храм (1915)
- Осакская биржа (1949)
Мальта
[ редактировать ]Неоклассическая архитектура появилась на Мальте в конце 18 века, в последние годы правления госпитальеров . Ранние примеры включают Библиотеку (1786 г.), [17] Арка Де Рохана (1798 г.) [18] и ворота Хомпеш (1801 г.). [19] Однако неоклассическая архитектура стала популярной на Мальте только после установления британского правления в начале 19 века. был пристроен неоклассический портик, украшенный британским гербом, В 1814 году к зданию Главной гвардии который стал символом Британской Мальты. Другие неоклассические здания 19-го века включают памятник сэру Александру Боллу (1810 г.), RNH Bighi (1832 г.), Про-собор Святого Павла (1844 г.), Ротонду Мосты (1860 г.) и ныне разрушенный Королевский оперный театр Валлетты ( 1866). [20]
К концу 19 века неоклассицизм уступил место другим архитектурным стилям. В 20 веке в неоклассическом стиле было построено несколько зданий, таких как музей Дома Романа (1922 г.), [21] и здание суда (Валлетта) (1965–1971). [22]
- Ротонда Мосты , построенная между 1833 и 1860 годами.
- Прособор Святого Павла в Валлетте , построенный между 1839 и 1844 годами.
Мексика
[ редактировать ]В рамках культурного влияния испанского Просвещения на Королевство Новая Испания (Мексика) в 1785 году корона учредила Академию Сан-Карлос для обучения художников, скульпторов и архитекторов в Новой Испании под руководством полуостровного Херонимо Антонио. Гил . [23] Академия делала упор на неоклассицизм, черпая вдохновение из чистых линий греческой и римской архитектуры, а также, для некоторых памятников, из архитектурных традиций ацтеков и майя. [24]
Неоклассицизм в мексиканской архитектуре был напрямую связан с политикой короны, которая стремилась обуздать буйство нового испанского барокко и создать общественные здания «хорошего вкуса», финансируемые короной, такие как Паласио де Минерия в Мехико, Хосписио. Кабаньяс в Гвадалахаре и Альхондига-де-Гранадитас в Гуанахуато , построенные в позднюю колониальную эпоху. [25]
- Театр Деголладо в Гвадалахаре , Халиско, построенный во времена Второй Мексиканской империи в 1860-х годах.
- Паласио дель Маркес дель Апартадо в Мехико, построенный в 1795–1805 годах также Мануэлем Толсой.
- Приход Сан-Хосе-Итурбиде , построенный в 1866 году Рамоном Рамиресом и Арангоити. [26]
- Хосписио Кабаньяс (Гвадалахара), построенный между 1805–1845 годами, является одним из старейших и крупнейших больничных комплексов в Америке.
- Чертежи незавершенного Федерального Законодательного дворца Анри Жана Эмиля Бенара.
- Национальный музей искусств с конной статуей Карла IV Испании на переднем плане.
Остальная часть Латинской Америки
[ редактировать ]Неоклассический стиль прибыл в американские империи Испании и Португалии через проекты, разработанные в Европе или выполненные на местном уровне европейскими архитекторами или архитекторами Криолло , прошедшими обучение в академиях мегаполиса . Есть также примеры адаптации к местному архитектурному языку, который в предыдущие века представлял собой синтез или синкретизм европейских и доколумбовых элементов в так называемом колониальном барокко.
Еще два классических критерия принадлежат в Чили : дворцу Ла Монеда (1784–1805) и столичному собору Сантьяго (1748–1899), оба работы итальянского архитектора Хоакина Тоэски . в Кито В Эквадоре Паласио-де-Каронделет (Дворец правительства Эквадора), построенный между 1611–1801 годами Антонио Гарсиа. На заре независимости латиноамериканской Америки в новых республиках были разработаны конструктивные программы. Неоклассицизм был представлен в Новой Гранаде Марселино Пересом де Арройо . Позже, в Колумбии , Национальный Капитолий был построен в Боготе между 1848–1926 годами Томасом Ридом , прошедшим обучение в Берлинской Бауакадемии ; Первосвященный собор Боготы (1807–1823 гг.), Спроектированный монахом Доминго де Петресом ; а в Перу — собор базилики Арекипы, построенный между 1540–1844 годами Лукасом Поблете .
Бразилия , ставшая резиденцией двора португальской монархии , получившая независимость от своей метрополии как Бразильская империя , также использовала ресурсы архитектуры для прославления политической власти, и было решено прибегнуть к помощи архитекторов, прошедших обучение в Академии. королевская архитектура . К этому периоду относятся портал Императорской Академии художеств в Рио-де-Жанейро, созданный в 1826 году, и Императорский дворец в Петрополисе, построенный в 1845–1862 годах.
Аргентина является еще одной страной, которая стремится избавиться от своего колониального прошлого, но в контексте реорганизации страны после обретения независимости в 1810 году искался такой аспект власти, который передавал бы присутствие государства, внушая уважение и преданность, в том числе конечно архитектура. Однако собственный стиль не был задуман, а был введен классический канон не в виде точной копии античных построек, а с классическим преобладанием и большим влиянием французского классицизма ; который продолжался до 20 века.
- Кафедральный собор Сантьяго , Чили (1748-1906), работы Хоакина Тоэски и Игнасио Кремонези.
- Дворец Каронделет в Кито , Эквадор, построенный между (1611–1801) Антонио Гарсией.
- Первосвященный собор Боготы , Богота, Колумбия (1807–1823), автор монах Доминго де Петрес.
- Дворец правосудия, Лима , Перу (1939), автор Бруно Папровски.
- Императорский дворец Петрополиса , Петрополис, Бразилия (1845–1862), автор Юлиус Фридрих Келер
- Столичный собор Буэнос-Айреса (Буэнос-Айрес, Аргентина) (1754–1823) Антонио Маселлы и Проспера Кейтина
- Дворец Аргентинского национального конгресса (1896–1906) работы Витторио Меано .
- Капитолий , Гавана, Куба (1926–1929), автор Эухенио Райнери Пьедра.
Филиппины
[ редактировать ]Как и большинство западных традиций, он прибыл на Тихоокеанские архипелаги через правление Новой Испании (Мексика) в период правления Мехико как одна из наиболее предпочтительных архитектур в Испанской Ост-Индии , проявленная в церквях, гражданских зданиях и одном из самых популярных архитектурных сооружений в Испанской Ост-Индии. популярный архитектурный орнамент для новых стилей Бахай на бато и Бахай кубо . Когда власть над архипелагом была передана от Испании к Соединенным Штатам Америки, этот стиль стал более популярным и развился от слегка простого подхода в испанскую эпоху к более орнаментированному стилю архитектуры изящных искусств , вызванному возвращением массивных количество студентов-архитекторов на островах из западных школ. Он также стал символом демократии и приближающейся республики во времена Содружества .
Речь Посполитая
[ редактировать ]Центром польского неоклассицизма была Варшава под властью последнего польского короля Станислава Августа Понятовского . Вильнюсский университет был еще одним важным центром неоклассической архитектуры в Европе, возглавляемым известными профессорами архитектуры Марцином Кнакфусом , Лауринасом Гуцявичюсом и Каролем Подчашинским . Стиль выразился в форме основных общественных зданий, таких как Астрономическая обсерватория Вильнюсского университета , Вильнюсский собор и ратуша .
Самыми известными архитекторами и художниками, работавшими в Речи Посполитой, были Доминик Мерлини , Ян Христиан Камсетцер , Шимон Богумил Цуг , Якуб Кубицкий , Антонио Корацци , Эфраим Шрегер , Христиан Петр Айгнер и Бертель Торвальдсен .
- Круликарния в Варшаве, Доменико Мерлини (1782–86).
- Лютеранская церковь Святой Троицы, Варшава, автор Шимон Богумил Цуг (1777–1782 гг.)
- Вильнюсский собор работы Вавжинца Гуцевича (1777-1801).
- Большой театр, Варшава , Антонио Корацци (1825–33).
- Церковь Св. Александра, Варшава, автор Петр Айгнер (1818–1825 гг.)
- Дворец Бельведер в Варшаве Якуба Кубицкого (1819–22).
Россия
[ редактировать ]В Российской империи конца XIX века неоклассическая архитектура приравнивалась к петербургской , поскольку этот стиль был характерен для огромного количества зданий города. Екатерина Великая переняла этот стиль во время своего правления, разрешив архитектору Жану-Батисту Валлену де ла Моту построить Старый Эрмитаж и Императорскую Академию художеств . [3]
- Мраморный мост , 1772 год, работа Василия Неёлова.
- Таврический дворец , 1783-1789, автор Иван Старов
- Мраморный дворец , 1768-1785, Антонио Ринальди.
- Здание Генерального штаба , 1819-1829 гг., автор Карло Росси.
- Военная галерея Зимнего дворца , 1838 год, автор Василий Стасов.
- Главное здание Пулковской обсерватории , 1837 год, автор Александр Брюллов.
- Интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге , автор Андрей Воронихин.
Испания
[ редактировать ]Испанский неоклассицизм был проиллюстрирован работами Хуана де Вильянуэва , который адаптировал теории Эдмунда Бёрка о красоте и возвышенном к требованиям испанского климата и истории. Он построил Музей Прадо , который объединил три функции: академию, зрительный зал и музей в одном здании с тремя отдельными входами.
Это было частью амбициозной программы Карла III , который намеревался сделать Мадрид столицей искусств и наук. Совсем рядом с музеем Вильянуэва построил Королевскую обсерваторию Мадрида . Он также спроектировал несколько летних домов для королей в Эль-Эскориале и Аранхуэсе и реконструировал Пласа-Майор в Мадриде , среди других важных работ. Ученики Вильянуэвы распространили неоклассический стиль в Испании.
- Дворец Парламента Каталонии в Барселоне , Каталония, построенный между 1716 и 1748 годами маркизом Вербумом.
- Colegio Mayor de San Bartolome, Саламанка , Кастилия и Леон, построенный в 1760 году.
- Неоклассический фасад собора Луго в Луго , Галисия, автор Хулиан Санчес Борт.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В новой республике неоклассическая манера Роберта Адама была адаптирована к местному стилю конца 18-го и начала 19-го века, называемому федеральной архитектурой . Одним из пионеров этого стиля был уроженец Англии Бенджамин Генри Латроб , которого часто называют одним из первых в Америке профессиональных архитекторов с формальным образованием и отцом американской архитектуры. Балтиморская базилика , первый римско-католический собор в США, считается многими экспертами шедевром Латроба.
Другим известным американским архитектором, который отождествляется с федеральной архитектурой, был Томас Джефферсон . Его очень заинтересовало здание, которое он увидел в Париже, когда служил там послом, и построил несколько неоклассических зданий с собственными нововведениями, в том числе свое личное поместье Монтичелло , Капитолий штата Вирджиния и Университет Вирджинии . [3]
Второй неоклассический стиль, обнаруженный в Соединенных Штатах в 19 веке, назывался архитектурой греческого возрождения . Он отличается от федеральной архитектуры, поскольку строго следует греческой идиоме, однако он использовался для описания всех зданий периода неоклассицизма , демонстрирующих классические порядки. [27]
- Ротонда Университета Вирджинии , образец неоклассической архитектуры, построенный Томасом Джефферсоном на территории кампуса.
- Библиотека Батлера в Колумбийском университете в Нью-Йорке (завершена в 1934 году)
- Капитолий США (завершен в 1800 году)
- Национальный мемориал Федерального зала (1842 г.)
- Мемориал Джефферсона в Вашингтоне (1939-1943)
- Северная и южная стороны Белого дома (завершено в 1800 году)
- Вид спереди на мэрию Хантингтона в Хантингтоне, Западная Вирджиния (завершено в 1915 году)
См. также
[ редактировать ]- Новая классическая архитектура
- Неоклассическая архитектура в Милане
- Очерк классической архитектуры
- Федеральная архитектура
- Северный классицизм
- Джон Карр (архитектор)
- Уильям Чемберс (архитектор)
- Список архитектурных стилей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Западная архитектура – немецкая готика, барокко, ренессанс | Британика» .
- ^ «Неоклассическая архитектура» . Британская энциклопедия . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Миддлтон, Робин. (1993). Неоклассическая архитектура и архитектура XIX века . Электа. ISBN 0-8478-0850-5 . OCLC 444534819 .
- ↑ См., например, Джозефа Рикверта, «Первые современники: архитекторы восемнадцатого века» (Кембридж, MIT Press : 1980) и Альберто Переса Гомеса, «Архитектура и кризис современной науки » (Кембридж, MIT Press: 1983).
- ^ «Андреа Палладио 1508–1580» . Ирландский архитектурный архив. 2010 . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Барри Бергдолл, редактор, Полное собрание сочинений Персье и Фонтена (Нью-Йорк, Princeton Architectural Press: 2018).
- ^ «Неоклассическая архитектура (1640–1850)» . www.visual-arts-cork.com . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ Честь, 110–111, цитирование 110.
- ^ Хотя Джайлз Уорсли обнаруживает первый архитектурный элемент под греческим влиянием в окнах Нунехэм-хауса 1756 года, см. Джайлз Уорсли , «Первая архитектура греческого возрождения», The Burlington Magazine , Vol. 127, № 985 (апрель 1985 г.), стр. 226–229.
- ^ Джозеф Мордант Крук, Греческое возрождение: неоклассические взгляды в британской архитектуре, 1760–1870 (Лондон, Джон Мюррей: 1972)
- ↑ Честь, 171–184, цитирование 171.
- ^ Робин Миддлтон и Дэвид Уоткин, Неоклассическая архитектура и архитектура девятнадцатого века, 2 тома. (Нью-Йорк, Электа/Риццоли: 1987)
- ^ Фрэнсис Чиа-Хуэй Линь (9 января 2015 г.). Разноязычная Азия: трансформация городского Тайваня . Тейлор и Фрэнсис. стр. 85–. ISBN 978-1-317-62637-4 .
- ^ Юкико Кога (28 ноября 2016 г.). Наследование потерь: Китай, Япония и политическая экономия искупления после империи . Издательство Чикагского университета. стр. 290–. ISBN 978-0-226-41227-6 .
- ^ Сато, Ёсиаки (2006). «Приложение к главе 5: О стиле императорской короны» [ историческое исследование Архитектурно- префектуры Канагава] Главное офисное здание и первые инженеры префектуры Тайсё Сёва Канагава ] (на японском языке).
- ^ Морохаши, Каз (зима 2015 г.). «Музеи Японии» . электронный журнал . Норидж, Великобритания: Институт Сейнсбери по изучению японского искусства и культуры . Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ «Библиотека» (PDF) . Национальная инвентаризация культурных ценностей Мальтийских островов . 28 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2015 г.
- ^ «Роханские ворота, Зеббудж» . Времена Мальты . 11 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2015 г.
- ^ Бётиг, Клаус (2011). Мальта, Гозо. С Атланте Страдале (на итальянском языке). ЭДТ срл. п. 54. ИСБН 9788860407818 .
- ^ «Архитектура Мальты при британцах» . Culturemalta.org . Архивировано из оригинала 7 октября 2015 года.
- ^ «Домвс Романа» . Наследие Мальты . Архивировано из оригинала 5 января 2015 года.
- ^ «Суды» . Судебная власть – Мальта . Архивировано из оригинала 6 января 2015 года.
- ^ Жан Шарло, Мексиканское искусство и Академия Сан-Карлоса, 1785–1915 . Остин: Техасский университет Press, 1962, стр. 25
- ^ https://read.dukeupress.edu/hahr/article/54/3/525/151178/Los-origenes-del-nacionalismo-mexicano
- ^ Джеймс Олес, Искусство и архитектура в Мексике . Лондон: Темза и Гудзон, 2013, стр. 132–33, 150.
- ^ «Любопытные факты о приходе святого Иосифа Итурбиде» . iturbide.travel (на испанском языке). 10 июля 2019 г.
- ^ Пирсон, Уильям Харви (1976). Американские здания и их архитекторы . Anchor Press/Даблдэй. OCLC 605187550 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Детурнель, Атанас, Коллекция новой архитектуры , В Париже: В доме автора, 1805 г.
- Грот, Хокан, Неоклассицизм на Севере: шведская мебель и интерьеры, 1770–1850 гг.
- Хонор, Хью, Неоклассицизм
- Ирвин, Дэвид, Неоклассицизм (в серии «Искусство и идеи») Файдон, мягкая обложка, 1997 г.
- Лоренц, Станислав, Неоклассицизм в Польше (Серия История искусства в Польше)
- Маккормик, Томас, Шарль-Луи Клериссо и Фонд истории архитектуры неоклассицизма , 1991 г.
- Праз, Марио. О неоклассицизме
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Институт классической архитектуры и искусства (официальный сайт)
- Группа традиционной архитектуры (архивировано 9 июня 2013 г.)
- OpenSource Classicism - проект бесплатного образовательного контента о неоклассической архитектуре.