Jump to content

Джеймс Вятт

Джеймс Вятт
Меццо-тинто по портрету сына Вятта Мэтью Котеса Вятта
Рожденный ( 1746-08-03 ) 3 августа 1746 г.
Ферма Блэкбрук, Уифорд , Стаффордшир, Англия
Умер 4 сентября 1813 г. ) ( 1813-09-04 ) ( 67 лет
В 2 милях к востоку от Мальборо произошло дорожно-транспортное происшествие.
Национальность Английский
Занятие Архитектор
Супруг Рэйчел Ланн
Дети 4 сына, в том числе Бенджамин Дин , Мэтью Коутс , Филип
Здания Фонтхиллское аббатство

Джеймс Вятт ПРА (3 августа 1746 — 4 сентября 1813) — английский архитектор , соперник Роберта Адама в неоклассическом и неоготическом стилях. Он был избран членом Королевской академии художеств в 1785 году и был ее президентом с 1805 по 1806 год.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Уятт родился 3 августа 1746 года в Уифорде , недалеко от Личфилда , Стаффордшир, Англия. [1]

Ранняя классическая карьера

[ редактировать ]

Вятт провел шесть лет в Италии, 1762–1768, в компании с Ричардом Бэготом Стаффордширским, который был секретарем Чарльза Комптона, посольства 7-го графа Нортгемптона в Венецианской республике . В Венеции Вятт учился у Антонио Висентини (1688–1782) на архитектурного рисовальщика и художника. В Риме он сделал обмерные чертежи купола базилики Святого Петра , «находясь при необходимости лежать на спине на лестнице, подвешенной горизонтально, без люльки и боковых перил, над ужасной пустотой в 300 футов».

Вернувшись в Англию, его выбор в качестве архитектора предполагаемого Пантеона или «Зимнего Ранела » на Оксфорд-стрит в Лондоне принес ему почти беспрецедентный мгновенный успех. Его брат Самуэль был одним из главных инициаторов этого проекта, и, несомненно, именно благодаря ему проекты молодого и почти неизвестного архитектора были приняты комитетом. Когда Пантеон был открыт в 1772 году, их выбор сразу же поддержала модная публика: Хорас Уолпол назвал его «самым красивым зданием в Англии».

«Пантеон» Вятта на Оксфорд-стрит в Лондоне.

Внешне он был ничем не примечателен, но куполообразный зал в классическом стиле, окруженный галерейными нефами и апсидными концами, был чем-то новым в актовых залах и сразу же принес своему архитектору известность. Проект был выставлен в Королевской академии , затем последовали частные заказы, и в возрасте 26 лет Вятт стал модным домашним архитектором, а 27 августа 1770 года — членом Королевской академии. [2] Его изысканные манеры обеспечили ему друзей, а также покровителей среди великих людей, и когда пошли слухи, что он собирается покинуть страну, чтобы стать архитектором Екатерины II в России , группа английских дворян, как говорят, предложила ему удерживающий гонорар. 1200 фунтов стерлингов, чтобы остаться у них на службе. Его основные загородные дома в неоклассическом стиле включают Хитон-холл недалеко от Манчестера (1772 г.), Хевенингем-холл в Саффолке (около 1788–1799 гг.) и Касл Кул в Ирландии , а также Пакингтон-холл в Стаффордшире , дом семьи Леветт на протяжении нескольких поколений, и Додингтон. Парк в Глостершире для семьи Кодрингтон . 15 февраля 1785 года Вятт был избран академиком Королевской академии. [1] его дипломная работа — рисунок мавзолея Дарнли . [2]

Большая столовая в Вестпорт-Хаусе , графство Мейо, была спроектирована Вяттом.

Позднее классическое произведение

[ редактировать ]

В последующие годы он выполнил изменения во Фрогморе для королевы Шарлотты и был назначен генеральным инспектором работ . Примерно в 1800 году ему было поручено произвести перестройку Виндзорского замка , которая, вероятно, была бы гораздо более значительной, если бы не болезнь Георга III , а в 1802 году он спроектировал для короля « странный замок-замок » в Кью , который был примечателен широким использованием чугуна в его строительстве.

Между 1805 и 1808 годами Вятт реконструировал Дом Вест-Дина в Вест-Дине, Западный Суссекс . Работа Вятта была примечательна тем, что она полностью построена из кремня, даже дверные и оконные проемы, которые обычно были облицованы камнем.

В 1776 году Вятт сменил Генри Кина на посту инспектора Вестминстерского аббатства (в этом году он был назначен графини Хоум Элизабет, архитектором в Home House он был уволен и заменен Робертом Адамом , хотя год спустя ). В 1782 году он стал, кроме того, артиллерийским архитектором . [3] Смерть сэра Уильяма Чемберса принесла ему должность генерального инспектора и контролера работ в 1796 году.

Бродвейская башня , Вустершир, спроектированная Уяттом в 1790-х годах.

Теперь Вятт был главным архитектором того времени, получая больше заказов, чем он мог выполнить. Его обширная практика и должностные обязанности оставляли ему мало времени для того, чтобы уделять должное внимание индивидуальным потребностям своих клиентов. Еще в 1790 году, когда его пригласили представить проекты восстановления церкви Святого Чада в Шрусбери , он с такой частотой нарушал свои обязательства, что комитет «в конце концов обиделся и обратился к мистеру Джорджу Стюарту». В 1804 году Джеффри Вятт сказал Фарингтону, что его дядя потерял «многие великие заказы» из-за такого пренебрежения. Когда к нему обращался новый клиент, он сначала проявлял живой интерес к заказу, но когда работа уже приближалась к началу, он терял к нему интерес и «занимался пустяковыми профессиональными делами, которые могли бы сделать другие». Его служебные дела были не лучше, чем его обращение с частными клиентами, и не может быть никаких сомнений в том, что именно безответственные привычки Уайетта привели к реорганизации Совета работ после его смерти, в результате чего офис инспектора был передан в руки политического руководителя, которому помогали три «прикрепленных архитектора».

Комнаты отдыха для старших и библиотека для старших в Ориэл-колледже в Оксфорде , спроектированные Вяттом в 1780-х годах.

Работы Вятта не характеризуются каким-либо ярко выраженным индивидуальным стилем. В то время, когда он начал свою практику, модными архитекторами были братья Адам, чей стиль внутреннего оформления он начал имитировать с таким успехом, что они жаловались на плагиат во введении к своим « Работам по архитектуре» , вышедшим в 1773 году. Много лет спустя Вятт сам сказал Георгу III , что «со времен сэра Уильяма Чемберса не было регулярной архитектуры - что, когда он приехал из Италии, он обнаружил, что Адамсы испортили общественный вкус, и он был вынужден ему подчиниться». Большая часть классических работ Вятта, по сути, выполнена в строгой манере Адама с орнаментами из камня Коад и медальонами в этрусском стиле, выполненными во многих случаях художником Бьяджо Ребеккой , который также был нанят его соперниками. Лишь к концу своей жизни он и его брат Сэмюэл (с которым, должно быть, связан их племянник Льюис) разработали строгий и требовательный стиль домашней архитектуры, который характерен для манеры Вятта в ее лучших проявлениях. [а] Но среди более ранних работ Вятта есть несколько (например, ворота Крайстчерч и мавзолей в Кобэме ), которые показывают знакомство с « Трактатом Чемберса о декоративной части гражданской архитектуры ». Если бы ему предоставили возможность спроектировать какое-нибудь большое общественное здание, возможно, он показал бы себя истинным учеником Чемберса; [б] но его карьера государственного архитектора совпала с наполеоновскими войнами , и его преждевременная смерть лишила его участия в столичных благоустройствах правления Георга IV .

Готическая архитектура

[ редактировать ]
Аббатство Фонтхилл , построенное в 1795–1807 годах Уяттом для Уильяма Бекфорда , автора готического фэнтезийного романа «Ватек».

Между тем, репутация Вятта как соперника Роберта Адама затмилась его знаменитостью как готического архитектора. Каждому грузинскому архитектору время от времени приходилось создавать проекты в средневековом стиле, и Уятт ни в коем случае не был первым в этой области. Однако, в то время как его предшественники просто готически придавали фасадам свои фасады, добавляя зубцы и остроконечные окна, Вятт пошел дальше и в полной мере использовал живописные качества средневековой архитектуры за счет нерегулярной группировки и добавления башен и шпилей к своим силуэтам. Примерами являются его аббатство Фонтхилл (Уилтшир) и Эшридж (Хартфордшир); и хотя эти дома грубы по размеру и часто ненаучны в деталях, они являются одними из достопримечательностей готического возрождения в Англии. При жизни Вятт пользовался репутацией человека, который «возродил в этой стране давно забытые красоты готической архитектуры», но настоящая важность его готических работ заключалась в том, как они преодолели разрыв между готикой рококо середины 18 века. и серьезный средневековье начала 19 века. [ нужна ссылка ]

Вид в галерее Фонтхилла: цветная репродукция из тщательно изготовленного сувенирного альбома по заказу Бекфорда.
Церковь Святого Михаила, Хафод

Его работа над соборами в Солсбери , Дареме , Херефорде и Личфилде подверглась резкой критике со стороны Джона Картера в его «Погонях за архитектурные инновации ». Общества антикваров . Однако в следующем году ему было разрешено добавить FSA к своему имени большинством в сто двадцать три голоса.

Вятт был избран членом Королевской академии в 1785 году и принимал активное участие в политике Академии. В 1803 году он был одним из членов Совета, который пытался отстоять свою независимость от Генеральной ассамблеи академиков, и когда возникшие разногласия вынудили Бенджамина Уэста уйти с поста президента в следующем году, именно Вятт был избран на пост президента. место. [1] Но его избрание так и не было официально одобрено королем, и в следующем году он, похоже, согласился на возобновление полномочий Уэста. Вятт был одним из основателей Клуба архитекторов в 1791 году и иногда председательствовал на его собраниях в таверне «Соломенный дом». [ нужна ссылка ]

В 1802 году Вятт построил новый дом для Джона Эгертона, 7-го графа Бриджуотера, в поместье Эшридж в Хартфордшире, которое сейчас является памятником архитектуры I степени . В 1803 году Томас Джонс нанял Вятта для проектирования церкви Сен-Мишель Хафод , Эглвис Ньюидд, в Кередигионе , Уэльс.

Семья и смерть

[ редактировать ]

Вятт умер 4 сентября 1813 года в результате аварии в карете, в которой он ехал через Мальборо-Даунс со своим другом и работодателем Кристофером Бетелл-Кодрингтоном из Додингтон-парка. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

У него осталась вдова и четыре сына, из которых старший, Бенджамин Дин , и младший, Филипп , были известными архитекторами. Мэтью Коутс (1777–1862), второй сын, стал известным скульптором, лучшая работа которого — бронзовая статуя Георга III на Кокспур-стрит недалеко от Трафальгарской площади . Чарльз, третий сын, какое-то время находился на службе Ост-Индской компании в Калькутте , но вернулся в Англию в 1801 году; о его дальнейшей карьере ничего не известно.

Учащиеся и сотрудники

[ редактировать ]

У него было много учеников, неполный список которых приводится ниже: Уильям Аткинсон ; В. Блогг; Х. Браун; Джозеф Диксон (возможно, сын рисовальщика); Джон Фостер, юниор «Ливерпуля»; Дж. М. Ганди; К. Хамфри; Генри Китчен; Джеймс Райт Сандерсон; Р. Смит; Томас и Джон Вестмакотты; М. Винн; и его сыновья Бенджамин и Филип Вятт. Майкл Ганди и Пи Джей Ганди-Диринг также какое-то время находились в его офисе.

Главным рисовальщиком Вятта был Джозеф Диксон, который, по словам Фарингтона, был с ним со времени строительства Пантеона.

Список архитектурных работ

[ редактировать ]

Известные работы Вятта включают следующее. [4]

Общественные здания

[ редактировать ]

Лондонские дома

[ редактировать ]
  • , 11–15 Портман-сквер , Лондон, 1774 г.
  • Дом, Гросвенор-сквер, Лондон, 1778–1779 гг.
  • , 9 Кондуит-стрит , Лондон, 1779 г.
  • Ричмонд-хаус, Лондон, пристройка двух комнат и лестницы 1782 г., сгорел в 1791 г.
  • 1 Foley Place, Лондон, 1783 год, собственный дом Джеймса Вятта, снесен в 1925 году.
  • Личфилд-хаус, Сент-Джеймс-сквер, 15, Лондон , переделка гостиной 1791–1794 гг.
  • Дом Монтегю, Портман-сквер, 22, Лондон, пристройки 1793 г., взорван во время блиц-наступления 1940 г.
  • Дом Королевы (Букингемский дворец), Лондон, перестройки, перестроен Джоном Нэшем 1825–1830 гг.
  • Площадь Сент-Джеймс, 22, Лондон, 1803 г.
  • Старый дворец Кью , Лондон, ремонт 1802–1811 гг.
  • Новый дворец Кью, Лондон, 1802–1811 гг., Так и не был завершен из-за безумия Георга III, снесен в 1827–1828 гг.
  • Девонширский дом , Лондон, хрустальная лестница 1811–1812 гг., Снесена в 1924 г.
  • Карлтон-хаус, Лондон , переоборудованная библиотека 1812 г., снесена.

Новые загородные дома

[ редактировать ]

Садовые постройки и безумства

[ редактировать ]

Переделки загородных домов

[ редактировать ]

Известно, что существует несколько оригинальных рисунков Вятта: но в библиотеке RIBA есть его проекты для Бэджер-холла , аббатства Фонтхилл , Даунинг-колледжа, Кембриджа и Эшридж-парка . У Королевской академии есть чертежи мавзолеев в парке Броклсби и Кобэм-холле. [1] Альбом эскизов Вятта, хранящийся у виконта де Ноай , содержит проекты люстр, факелов, ваз, план лорда Кортауна и многое другое. [8] Те, что относятся к замку Слейн, находятся в коллекции Мюррея Национальной библиотеки Ирландии .

Изображения

[ редактировать ]

Портрет есть в библиотеке RIBA , а карандашный портрет Джорджа Дэнса — в Библиотеке Королевской Академии . [9] В Национальной портретной галерее есть бронзовый бюст Вятта работы Джона Чарльза Феликса Росси . [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. Замечательный анализ зрелой «манеры Вятта» см. в статье Артура Освальда о « Раддинг-холле , Йоркс» в журнале Country Life от 4 февраля 1949 года. Архитектор самого Раддинга неизвестен.
  2. Влияние Сомерсет-Хауса на самом деле очевидно в отвергнутом Вяттом проекте Даунинг-колледжа в Кембридже, ок. 1800 г. (см. Гэвин Уокли, «Недавно найденный дизайн Джеймса Вятта», RIBA Jnl., 12 сентября и 17 октября 1938 г.).
  • Колвин, HM (1954): Биографический словарь английских архитекторов, 1660–1840 , Гарвард, стр. 722 и далее. ОСЛК   2172754
  • Сэйнт, А., Гиллери, П. (ред.) (2012): Вулидж – Обзор Лондона , Том 48 , Yale Books, Лондон. ISBN   9780300187229 ( текст в Интернете )
  1. ^ Перейти обратно: а б с д «Джеймс Вятт ПРА (1746–1813)» . Королевская академия художеств . Проверено 3 ноября 2020 г. .
  2. ^ Перейти обратно: а б Бингхэм, Нил, (2011) стр. 46 Шедевры: Архитектура в Королевской академии художеств , Королевская академия художеств, ISBN   978-1-905711-83-3
  3. ^ Сент и Гиллери (2012), с. 148.
  4. ^ Энтони Дейл, Джеймс Вятт , стр. 210–217, 2-е издание 1956 г., Блэквелл.
  5. ^ «Кают-компания бывших офицеров, казармы Фенхэм, Ньюкасл-апон-Тайн» . Британские памятники архитектуры . Проверено 17 ноября 2015 г.
  6. ^ «Мавзолей Пелэма» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2018 года . Проверено 25 июля 2015 г.
  7. ^ Историческая Англия . «Готические руины храма у озера в Фрогмор-Гарденс (класс II*) (1319305)» . Список национального наследия Англии . Проверено 2 ноября 2023 г.
  8. Country Life , 5 декабря 1947 г. и 2 июля 1948 г.
  9. ^ «Портрет Джеймса Вятта, Коллекция PRA | RA» . Королевская академия художеств . Проверено 3 ноября 2020 г. .
  10. ^ «Джеймс Вятт» . Национальная портретная галерея . Проверено 3 ноября 2020 г. .
[ редактировать ]
Судебные офисы
Предшественник Генеральный инспектор и контролер
1796–1813
Преемник
(пост прекращен)
Культурные офисы
Предшественник Президент Королевской Академии
1805–1806
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d4dbb2ad3d8e53f4628557ec2c935a4__1714145220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/a4/5d4dbb2ad3d8e53f4628557ec2c935a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
James Wyatt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)