Jump to content

Пантеон, Лондон

Координаты : 51 ° 30'56 ″ с.ш. 0 ° 08'17 ″ з.д.  /  51,5155 ° с.ш. 0,1381 ° з.д.  / 51,5155; -0,1381

Пантеон на Оксфорд-стрит в Лондоне.

Пантеон был местом общественных развлечений на южной стороне Оксфорд-стрит в Лондоне, Англия. Она была спроектирована Джеймсом Вяттом и открыта в 1772 году. Главная ротонда была одной из самых больших комнат, построенных в Англии того времени, и имела центральный купол , чем-то напоминающий знаменитый Пантеон в Риме. Он был построен как комплекс зимних актовых залов , а затем ненадолго преобразован в театр. До сноса в 1937 году он более ста лет служил базаром и выставочным залом виноторговцев. Marks and Spencer Филиал «Пантеон на Оксфорд-стрит» по адресу Оксфорд-стрит, 173 теперь занимает это место.

Строительство

[ редактировать ]
Фасад Оксфорд-стрит.

Пантеон продвигал Филип Элиас Терст, о жизни которого известно очень мало. В 1769 году он унаследовал участок земли с фасадом 54 фута (16 м) на Оксфорд-стрит и на котором находились два дома, за которыми находился большой участок земли, окруженный садами домов на Грейт-Мальборо-стрит , Поланд-стрит и Оксфорд-стрит. У него были некоторые связи с модным обществом, в том числе с состоятельной дамой по имени Маргаретта Мария Эллис, которая участвовала в управлении модным залом для собраний на площади Сохо . Мисс Эллис какое-то время была главным финансовым спонсором Терста и проводила исследования, чтобы убедиться, что новое место общественных развлечений амбициозного масштаба для зимнего сезона, подобное садам Ранела в летний период, «вероятно, встретит одобрение дворянства в Общий". Поскольку это заверение было получено, план был реализован.

После ссоры с мисс Эллис, которая первоначально согласилась купить тридцать из пятидесяти акций компании за 10 000 фунтов стерлингов, но вскоре отказалась от этого, Терст выпустил пятьдесят акций по 500 фунтов каждая и нашел покупателей для всех из них, кроме одной, которую он оставил себе. для себя. Это обеспечило бюджет в 25 000 фунтов стерлингов, и работы начались в середине 1769 года.

Разрез ротонды, показывающий купол и колоннады.

Вскоре Терст оказался в правовом конфликте не только с мисс Эллис, но и с некоторыми из своих новых инвесторов, поскольку бюджет был превышен, но в январе 1772 года Пантеон был завершен. Архитектором, выбранным для этой работы, был Джеймс Вятт . Ему предстояло стать одним из самых выдающихся британских архитекторов своего поколения, но в то время он был неизвестен, и ему было всего двадцать два или двадцать три года. Судя по всему, он имел какую-то косвенную связь с Тёрстом, возможно, через своего старшего брата Сэмюэля , который должен был стать главным подрядчиком проекта.

Среди участвовавших художников и мастеров были штукатур Джозеф Роуз , скульптор Джозеф Ноллекенс , которому заплатили 160 фунтов за четыре статуи Британии, Свободы, Короля и Королевы, и Джон Стретцл , построивший орган за 300 фунтов.

В августе 1769 года Терст приобрел арендуемый дом на западной стороне Поланд-стрит, примыкавшей к территории Пантеона, и построил туда дополнительный вход. Эти непредусмотренные в бюджете расходы подлили еще больше масла в юридический огонь. В 1771 году один из акционеров подал иск против Терста в Канцелярский суд , жалуясь на нечестное обращение. В 1773 и 1782 годах Терст, в свою очередь, подал жалобы на нескольких других акционеров. Исход этих исков неизвестен.

План.
Картина интерьера в первозданном виде.

Основная часть участка состояла из двух прямоугольников земли. Меньший из них находился в сторону Оксфорд-стрит. Там главный дверной проем, защищенный портиком , и два боковых дверных проема открывались в вестибюль шириной 50 футов (15 м) и глубиной 15 футов (4,6 м), который был разделен экранными колоннадами на три отсека. Центральная группа дверей вела в первую из двух карточных комнат, а еще две пары дверей выходили в коридоры или галереи, давая доступ к парадной лестнице и большому залу собраний или ротонде. Общая глубина участка составляла 204 фута (62 м), а максимальная ширина - 96 футов 3 дюйма (29,34 м).

Существует общее мнение, что схема большого зала, или ротонды, была заимствована из Санта-Софии в Стамбуле . [ 1 ] Центральное пространство представляло собой квадрат площадью 60 футов (18 м), увенчанный кессонным куполом . На восточной и западной сторонах были наложены колоннады из семи пролетов, закрывающие нефы и галереи первого этажа. На северном и южном концах были короткие рукава шириной 40 футов (12 м), заканчивающиеся неглубокими сегментными апсидами . Архитектурные элементы и украшения были строго римскими по своему вдохновению. Под ротондой располагалась чайная и столовая, такой же формы, но разделенная на пять проходов опорами, поддерживающими верхний этаж. [ 2 ]

Архитектура Пантеона получила высокую оценку многих из тех, кто его видел. Хорас Уолпол положительно сравнил работу Вятта с работами более авторитетного и очень модного Роберта Адама : «Пантеон по-прежнему остается самым красивым зданием в Англии», - сказал он. Доктор Берни , писавший спустя много времени после разрушения первоначального здания пожаром (событие, которое нанесло ему тяжелые финансовые потери), когда первая волна энтузиазма уже давно рассеялась, заявил, что Пантеон «был построен г-ном Джеймсом Уайетта, и как местные жители, так и иностранцы считают его самым элегантным сооружением в Европе, если не на всем земном шаре… Ни один человек с архитектурным или музыкальным вкусом не помнит Пантеон, его выставки, его многочисленные, великолепные и элегантные собрания. , могу услышать это упоминание без вздоха!"

Современные сообщения о стоимости здания были сильно преувеличены. В письме сэру Горацию Манну в мае 1770 года Гораций Уолпол спросил: «Что вы думаете о строительстве зимнего Ранелаха на Оксфорд-роуд за шестьдесят тысяч фунтов?». Позже суды установили, что фактическая стоимость составила 36 965 фунтов стерлингов 19 шиллингов. 5½ пенсов: 27 407 фунтов стерлингов 2 шилл. 11½ пенсов за основные строительные работы, 2500 фунтов за вход со стороны улицы Поланд и 7058 фунтов 16 шиллингов. 6 пенсов за мебель, картины, статуи, орган и пятипроцентную комиссию Вятта как архитектора.

Воздушный шар Винченцо Лунарди выставлен в Пантеоне.

Пантеон открылся в понедельник, 27 января 1772 года. За билеты на первую ночь было заплачено до пятидесяти фунтов, которое привлекло более тысячи семисот членов высшего общества, включая всех иностранных послов, а также восемь герцогов и герцогинь. Первоначально социальный тон был очень высоким (хотя политика, согласно которой посетители должны допускаться только по рекомендации пэрессы, вскоре была отменена), и были получены хорошие прибыли. В первую зиму были только собрания, без танцев и музыки, три раза в неделю. В последующие сезоны развлечения включали смесь собраний, маскарадов (балов-маскарадов) и абонементных концертов. Некоторое время акции продавались по высокой цене, и Джеймс Вятт утверждал, что продал свои две акции по 900 фунтов стерлингов каждая.

В 1780-е годы популярность Пантеона пошла на убыль; однако один из памятных концертов, посвященных музыке немецкого композитора Генделя, был проведен в Пантеоне в 1784 году. После разрушения Королевского театра на Хеймаркете пожаром в 1789 году он был преобразован в оперный театр на двенадцати этажах. Аренда на год по цене 3000 фунтов стерлингов в год. Джеймс Вятт снова стал архитектором. Всего после одного полного сезона оперы Пантеон сгорел дотла в 1792 году. В галерее Тейт Британия хранится акварель под названием «Пантеон, утро после пожара» , приписываемая (хотя и не без споров) 16-летнему Дж. М. У. Тёрнеру. . [ 3 ]

Пантеон, утро после пожара , 1792 год, приписываемый Дж. М. У. Тернеру.

К 1795 году здание было перестроено в аналогичном, но не идентичном виде и арендовано в качестве места собраний неким Криспом Клаггеттом, который намеревался устраивать маскарады и концерты. Главная комната этого перевоплощения не была ротондой, а состояла из «площади или ямы… и двойного яруса элегантных и просторных лож, в центре которых находится самая великолепная комната для королевской семьи». Пантеон вновь открылся маскарадом 9 апреля 1795 года. Возрожденные актовые залы потерпели неудачу, и в 1796 или 1797 году Клаггетт исчез, и о нем больше никогда не слышали.

Маскарад в перестроенном и модифицированном Пантеоне, около 1808 года.

С 1798 по 1810 год акционеры вернулись к первоначальному обычаю самостоятельно управлять Пантеоном, но популярность развлечений продолжала снижаться. В 1811–1812 годах Николас Уилкокс Канди преобразовал здание в театр, но ограничения, наложенные лордом Чемберленом (в то время регулирующим органом и цензором театров), разрушили это предприятие, и карьера Пантеона как места общественных развлечений подошла к концу в 1811–1812 годах. 1814.

В 1833–34 Пантеон был перестроен в базар архитектором Сиднеем Смирком . Вся крыша и часть стен старого здания были снесены, но фасады входа на Оксфорд-стрит и Поланд-стрит остались, как и помещения сразу за первым. Основное пространство нового здания представляло собой большой зал базиликанского плана с цилиндрическим сводом и пятью широкими пролетами. В 1867 году здание было приобретено В. и А. Гилби , торговцами вином , и использовалось ими в качестве офисов и выставочных залов до 1937 года.

Вскоре после этого его снесли, чтобы освободить место для филиала компании «Маркс и Спенсер» группы компаний «Джорджиан», безуспешно пытавшейся сохранить фасад в другом месте. [ 4 ] Здание «Маркс и Спенсер» открылось в 1938 году и существует до сих пор. Его разработал Роберт Лютьенс (сын сэра Эдвина Лютьенса ). Он имеет блестящий фасад из полированного черного гранита в стиле ар-деко и стал отличительной достопримечательностью Оксфорд-стрит. Его особый исторический и архитектурный интерес был признан 21 сентября 2009 года, когда министр культуры Барбара Фоллетт присвоила зданию статус памятника архитектуры II степени . [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Джеймс Вятт (британский архитектор) - Интернет-энциклопедия Britannica» . Britannica.com . Проверено 22 ноября 2012 г.
  2. ^ «Пантеон | Обзор Лондона: тома 31 и 32 (стр. 268–283)» . Британская история.ac.uk. 28 октября 1938 года . Проверено 22 ноября 2012 г.
  3. ^ «Эндрю Уилтон, Джозеф Мэллорд Уильям Тернер «Пантеон, утро после пожара 1792 года», запись в каталоге, апрель 2012 г., в книге Дэвида Блейни Брауна (редактор), JMW Turner: альбомы для рисования, рисунки и акварели, Tate Research Publication, декабрь 2012» . Проверено 17 июля 2021 г.
  4. ^ «Запись в Списке исторической Англии № 1393442» . Проверено 17 июля 2021 г.
  5. ^ «Запись в Списке исторической Англии № 1393442» . Проверено 17 июля 2021 г.
[ редактировать ]

51 ° 30'56 ″ с.ш. 0 ° 08'17 ″ з.д.  /  51,5155 ° с.ш. 0,1381 ° з.д.  / 51,5155; -0,1381

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2cb880a4b4711d1ac0422d728b6f4697__1706173740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/97/2cb880a4b4711d1ac0422d728b6f4697.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pantheon, London - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)