Jump to content

Жан-Франсуа Тома де Томон

Санкт-Петербургская биржа

Жан-Франсуа Тома де Томон (12 апреля [ OS 1 апреля] 1760 - 4 сентября [ OS 23 августа] 1813) был французским архитектором-неоклассиком , работавшим в Восточной Европе в 1791–1813 годах. Тома де Томон отвечал за проектирование Старой Петербургской биржи и Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге и первого здания Одесского театра , уничтоженного пожаром в 1873 году. Тома де Томон, выпускник Французской академии. в Риме , «импортировал» в Россию высокий классицизм, практиковавшийся этой школой в 1780-е годы, и тем самым способствовал формированию русского национального варианта неоклассицизма, практиковавшегося в царствование Александра I. . [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Жан-Франсуа Тома родился в семье третьего сословия в Париже и с раннего детства проявлял таланты в графическом искусстве. Его ранние работы, сохранившиеся в архиве Жан-Клода Ришара , находились под влиянием Жана-Оноре Фрагонара и Юбера Робера . [ 2 ] В возрасте 17 лет Томас был принят в класс Жюльена-Давида Ле Руа в Королевской академии архитектуры и обучался там вместе с Карлом фон Моро , Шарлем Персье и Пьером Франсуа Леонаром Фонтеном . [ 3 ] Все его попытки добиться государственной стипендии для ознакомительной поездки в Италию не увенчались успехом, и в 1785 году он уехал в Рим за свой счет и посещал занятия Французской академии в Риме в качестве безбилетного пассажира вместе с законными студентами. [ 3 ] Его сквотирование в Риме продолжалось долгие годы; Тома рисковал быть исключенным из Академии, если бы не покровительство Франсуа-Гийома Менажо . [ 3 ]

Томас вернулся во Францию ​​в 1789 году и был нанят Шарлем, графом д'Артуа , однако работа была прервана Французской революцией . Он снова покинул страну и путешествовал по Италии, Австрии и Польше , «приобретая» благородный стиль Тома де Томона где-то в начале 1790-х годов. [ 4 ] Дмитрий Швидковский писал, что, вполне вероятно, эмиграция была вызвана политической преданностью Фомы монархии (он был «ярым роялистом и ярым католиком»). [ 5 ] на протяжении всей его жизни [ 4 ] ) и практическая неспособность «воплотить в жизнь архитектурные мечты последних лет Ancien Régime » в революционной Франции. [ 5 ]

Его первая ощутимая работа того периода - перестройка галереи Ланьцутского замка для семьи Любомирских - мгновенно возвела его в круг ведущих архитекторов Восточной Европы. В 1794 году он был нанят домом Эстерхази в Вене ; по крайней мере два его здания, школа в Вене и баня в Айзенштадте , сохранились до наших дней в Австрии . [ 6 ]

Ранее, скорее всего в 1792 году, он встретился с русским послом в Вене князем Дмитрием Голицыным ; В 1798 году Тома де Томон принял приглашение от своего брата Александра, жившего тогда в Москве . Российская империя в то время была закрыта для всех французов из-за страха перед революционными идеями. Томас де Томон пробрался в страну через Гамбург и Ригу , выдав себя за швейцарского гражданина, уроженца Берна . [ 7 ]

Памятник в Полтаве

Тома де Томон сначала работал у Голицыных в их загородных резиденциях, а затем переехал в Санкт-Петербург ; 30 января 1802 года он был нанят императорским правительством для восстановления Большого Каменного театра . [ 7 ] Проект, который начался как скромный ремонт, вскоре перерос в полномасштабную реконструкцию по собственному проекту Томона. Структурно он был завершен за один год; Тома де Томон оставался его архитектором до пожара 1 января 1811 года.

В 1804 году Тома де Томон подал заявку на архитектурный конкурс на проект военно-морских складов на Матисовом острове в Санкт-Петербурге; Итоговый контракт, завершенный в 1807 году, был разделен между тремя конкурирующими архитекторами: фасады были построены по проекту Томаса де Томона, а планами этажей и управлением строительством занимались его соперники. [ 8 ] Здания были снесены в 1914 году, Лев Руднев повторно использовал их каменные блоки для памятника на Марсовом поле . [ 8 ]

В 1807–1809 годах Тома де Томон руководил строительством памятника Павлу I в Павловске . Контракт был выигран в открытом соревновании у Андрея Воронихина , Андреяна Захарова и Пьетро Гонзаги . [ 9 ] Другой памятник Тома де Томона — колонна в честь столетия Полтавской битвы — был установлен в Полтаве в 1805–1811 годах. [ 10 ] три монументальных фонтана В 1806–1809 годах он построил вокруг Пулковских высот : один по проекту Воронихина и два собственных. [ 10 ] Два из них позже были перенесены в центр Санкт-Петербурга (на Сенную площадь и Казанскую Соборную площадь ). [ 11 ]

Самая известная его работа — « Старая биржа на стрелке Васильевского острова » — была завершена в 1805–1810 годах по проекту, утвержденному незадолго до смерти Павла Русского ; Черновики Томона были предпочтены более раннему предложению 1781 года Джакомо Кваренги . [ 12 ] оно было приостановлено в 1784 году. Кваренги разместил свою Биржу на южной стороне острова, лицом к Дворцовой набережной . Тома де Томон радикально переместил свое здание по оси острова, создав в высшей степени симметричный ансамбль, связывающий воедино остров и оба берега Невы , от Зимнего дворца до Петропавловской крепости . [ 13 ]

Томон погиб в 1813 году после случайного падения с лесов петербургского Большого театра , восстанавливавшегося тогда после пожара.

Критическая оценка

[ редактировать ]

Игорь Грабарь , анализируя разницу между итальянской и французской версиями неоклассицизма в России, считал Карло Росси и Тома де Томона ключевыми фигурами этих ветвей одного стиля. Тома де Томон был основным источником французского классицизма в России, дополняя утопические фантазии Клода Николя Леду «новой чертой, никогда раньше не появлявшейся, - серьезным, взвешенным пониманием, возможно, меньшей ловкостью , но большей глубиной». [ 14 ] Грабарь отметил, что Томас де Томон, очевидно, «позаимствовал» размашистую форму Биржи из стилистических экспериментов французских архитектурных конкурсов, проводимых Королевской академией архитектуры . Однако, продолжал он, оригинальные французские проекты никогда не предназначались для исполнения в камне; даже их авторы считали их не более чем упражнением в рисовании. В отличие от них, Тома де Томон «сохранил священный дар безумия ради красоты». [ 15 ] и осмелился фактически воплотить свой идеал красоты в камне. «Он не был колоссом, каким его теперь представляют некоторые, он не был Палладио и даже не Растрелли . Россия видела более великих архитекторов до и после него. Но он был Прометеем , который, украдя пламя новой красоты у боги во Франции, привезли его в Россию». [ 16 ]

В культуре

[ редактировать ]

статую Тома де Томона в натуральную величину В июне 2011 года российский художник Александр Таратынов установил в Санкт-Петербурге . Статуя является частью «Архитекторов» — бронзовой скульптурной группы, изображающей великих архитекторов Российской империи, созданной по заказу «Газпрома» и установленной в Александровском парке . В 2018 году Таратынов признал, что использовал фотографию, которую нашел в Википедии, в качестве основы для статуи, и что на самом деле это было изображение шотландского химика Томаса Томсона . Таратынов обвинил Википедию в ошибке, но также и себя в том, что он не сверился с историком для проверки. это было точно. [ 17 ] [ 18 ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Швидковский, с. 297
  2. ^ Шуйский 2008, с. 213
  3. ^ Перейти обратно: а б с Шуйский 2008, с. 214
  4. ^ Перейти обратно: а б Шуйский, с. 215
  5. ^ Перейти обратно: а б Швидковский 2007, с. 296
  6. ^ Шуйский, с. 216
  7. ^ Перейти обратно: а б Шуйский, с. 217
  8. ^ Перейти обратно: а б Шуйский, с. 218
  9. ^ Шуйский, с. 219
  10. ^ Перейти обратно: а б Шуйский, с. 220
  11. ^ Шуйский, с. 221
  12. ^ Швидковский 2007, стр. 295–296.
  13. ^ Шуйский, с. 223–224
  14. ^ Шмидт 1989, с. 196
  15. ^ Russian: "Всё ещё не утратил священного дара безумствовать во имя красоты" – quote in Lisovsky, p. 56
  16. ^ Игорь Грабарь, перевод по: Шмидт 1989, с. 56
  17. ^ Джек Эйчисон (20 августа 2018 г.). «Arc.Ask3.Ru ошиблась: в РОССИИ воздвигнута статуя профессору из Глазго» . Ежедневная запись . Проверено 19 августа 2018 г.
  18. ^ Ilya Kazakov (August 16, 2018). "Как Алексей Миллер подарил Петербургу вместо русского зодчего шотландского химика из Википедии" [As Alexey Miller presented to St. Petersburg instead of Russian architect Scottish chemist from Wikipedia]. Fontanka (in Russian). Archived from the original on August 20, 2018 . Retrieved August 19, 2018 . The architect acknowledged the error and dumped the blame on Wikipedia, from which he downloaded the photo.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 682d990383f3f2b50b2f6235365f60fc__1707594960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/fc/682d990383f3f2b50b2f6235365f60fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean-François Thomas de Thomon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)