Жан-Франсуа Тома де Томон

Жан-Франсуа Тома де Томон (12 апреля [ OS 1 апреля] 1760 - 4 сентября [ OS 23 августа] 1813) был французским архитектором-неоклассиком , работавшим в Восточной Европе в 1791–1813 годах. Тома де Томон отвечал за проектирование Старой Петербургской биржи и Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге и первого здания Одесского театра , уничтоженного пожаром в 1873 году. Тома де Томон, выпускник Французской академии. в Риме , «импортировал» в Россию высокий классицизм, практиковавшийся этой школой в 1780-е годы, и тем самым способствовал формированию русского национального варианта неоклассицизма, практиковавшегося в царствование Александра I. . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Жан-Франсуа Тома родился в семье третьего сословия в Париже и с раннего детства проявлял таланты в графическом искусстве. Его ранние работы, сохранившиеся в архиве Жан-Клода Ришара , находились под влиянием Жана-Оноре Фрагонара и Юбера Робера . [ 2 ] В возрасте 17 лет Томас был принят в класс Жюльена-Давида Ле Руа в Королевской академии архитектуры и обучался там вместе с Карлом фон Моро , Шарлем Персье и Пьером Франсуа Леонаром Фонтеном . [ 3 ] Все его попытки добиться государственной стипендии для ознакомительной поездки в Италию не увенчались успехом, и в 1785 году он уехал в Рим за свой счет и посещал занятия Французской академии в Риме в качестве безбилетного пассажира вместе с законными студентами. [ 3 ] Его сквотирование в Риме продолжалось долгие годы; Тома рисковал быть исключенным из Академии, если бы не покровительство Франсуа-Гийома Менажо . [ 3 ]
Томас вернулся во Францию в 1789 году и был нанят Шарлем, графом д'Артуа , однако работа была прервана Французской революцией . Он снова покинул страну и путешествовал по Италии, Австрии и Польше , «приобретая» благородный стиль Тома де Томона где-то в начале 1790-х годов. [ 4 ] Дмитрий Швидковский писал, что, вполне вероятно, эмиграция была вызвана политической преданностью Фомы монархии (он был «ярым роялистом и ярым католиком»). [ 5 ] на протяжении всей его жизни [ 4 ] ) и практическая неспособность «воплотить в жизнь архитектурные мечты последних лет Ancien Régime » в революционной Франции. [ 5 ]
Его первая ощутимая работа того периода - перестройка галереи Ланьцутского замка для семьи Любомирских - мгновенно возвела его в круг ведущих архитекторов Восточной Европы. В 1794 году он был нанят домом Эстерхази в Вене ; по крайней мере два его здания, школа в Вене и баня в Айзенштадте , сохранились до наших дней в Австрии . [ 6 ]
Ранее, скорее всего в 1792 году, он встретился с русским послом в Вене князем Дмитрием Голицыным ; В 1798 году Тома де Томон принял приглашение от своего брата Александра, жившего тогда в Москве . Российская империя в то время была закрыта для всех французов из-за страха перед революционными идеями. Томас де Томон пробрался в страну через Гамбург и Ригу , выдав себя за швейцарского гражданина, уроженца Берна . [ 7 ]
Тома де Томон сначала работал у Голицыных в их загородных резиденциях, а затем переехал в Санкт-Петербург ; 30 января 1802 года он был нанят императорским правительством для восстановления Большого Каменного театра . [ 7 ] Проект, который начался как скромный ремонт, вскоре перерос в полномасштабную реконструкцию по собственному проекту Томона. Структурно он был завершен за один год; Тома де Томон оставался его архитектором до пожара 1 января 1811 года.
В 1804 году Тома де Томон подал заявку на архитектурный конкурс на проект военно-морских складов на Матисовом острове в Санкт-Петербурге; Итоговый контракт, завершенный в 1807 году, был разделен между тремя конкурирующими архитекторами: фасады были построены по проекту Томаса де Томона, а планами этажей и управлением строительством занимались его соперники. [ 8 ] Здания были снесены в 1914 году, Лев Руднев повторно использовал их каменные блоки для памятника на Марсовом поле . [ 8 ]
В 1807–1809 годах Тома де Томон руководил строительством памятника Павлу I в Павловске . Контракт был выигран в открытом соревновании у Андрея Воронихина , Андреяна Захарова и Пьетро Гонзаги . [ 9 ] Другой памятник Тома де Томона — колонна в честь столетия Полтавской битвы — был установлен в Полтаве в 1805–1811 годах. [ 10 ] три монументальных фонтана В 1806–1809 годах он построил вокруг Пулковских высот : один по проекту Воронихина и два собственных. [ 10 ] Два из них позже были перенесены в центр Санкт-Петербурга (на Сенную площадь и Казанскую Соборную площадь ). [ 11 ]
Самая известная его работа — « Старая биржа на стрелке Васильевского острова » — была завершена в 1805–1810 годах по проекту, утвержденному незадолго до смерти Павла Русского ; Черновики Томона были предпочтены более раннему предложению 1781 года Джакомо Кваренги . [ 12 ] оно было приостановлено в 1784 году. Кваренги разместил свою Биржу на южной стороне острова, лицом к Дворцовой набережной . Тома де Томон радикально переместил свое здание по оси острова, создав в высшей степени симметричный ансамбль, связывающий воедино остров и оба берега Невы , от Зимнего дворца до Петропавловской крепости . [ 13 ]
Томон погиб в 1813 году после случайного падения с лесов петербургского Большого театра , восстанавливавшегося тогда после пожара.
Критическая оценка
[ редактировать ]Игорь Грабарь , анализируя разницу между итальянской и французской версиями неоклассицизма в России, считал Карло Росси и Тома де Томона ключевыми фигурами этих ветвей одного стиля. Тома де Томон был основным источником французского классицизма в России, дополняя утопические фантазии Клода Николя Леду «новой чертой, никогда раньше не появлявшейся, - серьезным, взвешенным пониманием, возможно, меньшей ловкостью , но большей глубиной». [ 14 ] Грабарь отметил, что Томас де Томон, очевидно, «позаимствовал» размашистую форму Биржи из стилистических экспериментов французских архитектурных конкурсов, проводимых Королевской академией архитектуры . Однако, продолжал он, оригинальные французские проекты никогда не предназначались для исполнения в камне; даже их авторы считали их не более чем упражнением в рисовании. В отличие от них, Тома де Томон «сохранил священный дар безумия ради красоты». [ 15 ] и осмелился фактически воплотить свой идеал красоты в камне. «Он не был колоссом, каким его теперь представляют некоторые, он не был Палладио и даже не Растрелли . Россия видела более великих архитекторов до и после него. Но он был Прометеем , который, украдя пламя новой красоты у боги во Франции, привезли его в Россию». [ 16 ]
В культуре
[ редактировать ]статую Тома де Томона в натуральную величину В июне 2011 года российский художник Александр Таратынов установил в Санкт-Петербурге . Статуя является частью «Архитекторов» — бронзовой скульптурной группы, изображающей великих архитекторов Российской империи, созданной по заказу «Газпрома» и установленной в Александровском парке . В 2018 году Таратынов признал, что использовал фотографию, которую нашел в Википедии, в качестве основы для статуи, и что на самом деле это было изображение шотландского химика Томаса Томсона . Таратынов обвинил Википедию в ошибке, но также и себя в том, что он не сверился с историком для проверки. это было точно. [ 17 ] [ 18 ]
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Швидковский, с. 297
- ^ Шуйский 2008, с. 213
- ^ Перейти обратно: а б с Шуйский 2008, с. 214
- ^ Перейти обратно: а б Шуйский, с. 215
- ^ Перейти обратно: а б Швидковский 2007, с. 296
- ^ Шуйский, с. 216
- ^ Перейти обратно: а б Шуйский, с. 217
- ^ Перейти обратно: а б Шуйский, с. 218
- ^ Шуйский, с. 219
- ^ Перейти обратно: а б Шуйский, с. 220
- ^ Шуйский, с. 221
- ^ Швидковский 2007, стр. 295–296.
- ^ Шуйский, с. 223–224
- ^ Шмидт 1989, с. 196
- ^ Russian: "Всё ещё не утратил священного дара безумствовать во имя красоты" – quote in Lisovsky, p. 56
- ^ Игорь Грабарь, перевод по: Шмидт 1989, с. 56
- ^ Джек Эйчисон (20 августа 2018 г.). «Arc.Ask3.Ru ошиблась: в РОССИИ воздвигнута статуя профессору из Глазго» . Ежедневная запись . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Ilya Kazakov (August 16, 2018). "Как Алексей Миллер подарил Петербургу вместо русского зодчего шотландского химика из Википедии" [As Alexey Miller presented to St. Petersburg instead of Russian architect Scottish chemist from Wikipedia]. Fontanka (in Russian). Archived from the original on August 20, 2018 . Retrieved August 19, 2018 .
The architect acknowledged the error and dumped the blame on Wikipedia, from which he downloaded the photo.
Источники
[ редактировать ]
- Lisovsky, V. G. (2008). Ivan Fomin i metamorfozy russkoy neoklassiki (Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики) (in Russian). Saint Petersburg:Kolo. ISBN 978-5-901841-44-0 .
- Альберт Дж. Шмидт (1989). Архитектура и планировка классической Москвы: история культуры . Издательство ДИАНА. ISBN 978-0-87169-181-1 .
- Швидковский, Дмитрий (2007). Русская архитектура и Запад . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10912-2 .
- Shuisky, V. K. (2008). Zolotoy vek barocco i classicizma v Sankt-Peterburge (Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербургу) (in Russian). Centrpoligraph. ISBN 978-5-9524-3777-7 .
- 1760 рождений
- 1813 смертей
- Архитекторы из Парижа
- Французские архитекторы XVIII века.
- Французские архитекторы XIX века.
- Архитекторы XVIII века из Российской Империи.
- Архитекторы XIX века из Российской Империи.
- Большой театр, петербуржцы
- Случайная смерть от падений
- Случайные смерти в России
- русские архитекторы-неоклассики
- Похороны на Смоленском лютеранском кладбище.
- Захоронения на Лазаревском кладбище (Санкт-Петербург)
- Французские архитекторы-неоклассики