Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен
Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен | |
---|---|
![]() Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен Жозеф -Дезире Корт | |
Рожденный | Понтуаз , Франция | 20 сентября 1762 г.
Умер | 10 октября 1853 г. Париж , Франция | ( 91 год
Место захоронения | Отец Лашез |
Другие имена | Пьер Фонтен |
Образование | Инструкция Антуана-Франсуа Пейра |
Род занятий | Архитектор, дизайнер, декоратор интерьеров, художник |
Известный | Создание стиля Директория и стиля ампир. |
Заметная работа | Триумфальная арка Каррусели , Галерея Орлеана, часовня , западная часть улицы Риволи. |
Почести | Почетного легиона , Римской премии. |
Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен (англ. произносится [pjɛʁ frɑ̃swa leɔnaːʁ fɔ̃tɛn] ; 20 сентября 1762 — 10 октября 1853) — французский архитектор -неоклассик , декоратор интерьеров, дизайнер и художник.
Помимо своего важного вклада в архитектуру и дизайн интерьера своего времени, Пьер Фонтен отличался способностью не только преуспевать в своей архитектурной карьере, но и пережить многочисленные бурные смены режима – его архитектурная практика процветала на протяжении семи десятилетий. от Консульства до правления Наполеона III почти без перерыва.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Фонтен родился в Понтуазе , Валь-д'Уаз, в 1762 году. Его отец, Пьер Фонтен (1735-1807), был архитектором и проектировщиком фонтанов. [ 1 ] В 1778 и 1779 годах 16-летний юноша вместе со своим отцом участвовал в строительстве гидравлических систем в замке Л'Иль-Адам . [ 2 ] который принадлежал Луи-Франсуа-Жозефу де Бурбону , графу Ла Маршу и принцу Конти. [ 3 ]
Образование и начало партнерства с Percier
[ редактировать ]В 1779 году он переехал в Париж, где последовал учению Антуана-Франсуа Пейра . [ 1 ] Он был избран членом Академии изящных искусств в 1782 году и выиграл вторую Римскую премию в 1785 году (он жил в Риме несколько лет, начиная с 1787 года). [ 1 ] Именно в этот период он познакомился с Шарлем Персье , однокурсником по мастерской Пейра (Персье также выиграл Римскую премию и год спустя присоединился там к Фонтену). [ 2 ] [ 4 ]

Встреча между двумя мужчинами стала началом партнерства на всю жизнь. Начиная с 1794 года Фонтен настолько тесно сотрудничал с Персье, что их работы трудно отличить. [ 1 ] [ 5 ] Обозреватель XIX века отметил следующее об их переплетенных карьерах: «Удивительно, какое полное мастерство сумели эти молодые люди за несколько лет проявить в отношении вкусов своего времени». [ 5 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Фонтен и Персье были совместно назначены руководителями декораций Парижской оперы с 1794 по 1796 год. [ 1 ] [ 3 ] В 1798 году они опубликовали свой успешный сборник штриховых рисунков, сделанных во время их пребывания в Риме, «Дворцы, дома и другие постройки, нарисованные в Риме» . [ 6 ] Их первые успехи в оформлении интерьеров пришли к ним во время обслуживания богатых частных клиентов: «Первыми клиентами Персье и Фонтена были финансисты Уврар, Шовлен и Годен, которые отремонтировали и украсили свои недавно приобретенные отели в районе Шоссе д'Антен». [ 7 ]
Эти ранние частные проекты привлекли интерес Жозефины Богарне и Наполеона . В 1799 году художник Жак-Луи Давид [ 8 ] познакомил Фонтена с Жозефиной Богарне , первой женой Наполеона. Фонтейн вскоре был назван архитектором Дома Инвалидов в 1800 году и архитектором правительства в 1801 году. [ 3 ] Эта связь с императором Наполеоном должна была стать источником многочисленных архитектурных и декоративных проектов, пока Наполеон не отрекся от престола и не был сослан на остров Эльба в 1814 году. Действительно, один анализ влияния Наполеона на архитектуру и городской дизайн Парижа утверждает, что Персье и Фонтейн был двумя «самыми важными архитекторами его правления». [ 9 ] :31
По мере роста спроса на их услуги Фонтен и Персье стали влиятельными сторонниками французского неоклассицизма, который они усовершенствовали и продвигали через свои многочисленные проекты, публикации и преподавание Персье в Школе изящных искусств . [ 10 ] Кроме того, им приписывают то, что они были одними из основных создателей стиля Директория и стиля ампир . Они использовали свой стиль ампир в многочисленных интерьерах и в реставрационных работах королевских резиденций Мальмезона , Сен-Клу , Компьеня и Фонтенбло . [ 10 ]

Фонтен и Персье также применяли этот стиль в дизайне мебели, гобеленов и фарфора, а также в своих проектах архитектуры и дизайна интерьера. Этот стиль оказался влиятельным в судах по всей Европе. [ 11 ] [ 8 ]



Одним из их главных проектов была Триумфальная арка Карусели , созданная по образцу Арки Константина (312 г. н.э.) в Риме и прославляющая военные победы Наполеона. Он расположен в восточном конце линии, следующей за Елисейскими полями , начиная от Триумфальной арки Этуаль и проходя через сад Тюильри. Фонтен и Персье также пронзили первую, западную часть улицы Риволи, включая ее характерные аркады, и построили северное крыло Лувра, «Риволи», тем самым конкурируя с Кур Карре . [ 9 ] :199 Фонтен также работал советником по Триумфальной арке Этуаль. [ 3 ] Фонтен также был архитектором Галереи Орлеана, перестроенной в 1830 году на месте бывшей Галереи де Буа, как части Пале-Рояль в Париже. [ 12 ] Большая часть этой галереи была снесена в 1930-х годах, и единственными ее остатками являются несколько колонн в южном конце сада.
В области архитектуры большая часть их работы в наполеоновский период заключалась в реставрации или расширении существующих зданий. Хотя они предлагали и проектировали новые здания для Наполеона, особенно Дворец Римского короля (Дворец римского короля, который должен был быть построен для сына Наполеона на месте того, что сейчас является Трокадеро в Париже), многие из этих проектов так и не были реализованы. построен или завершен. [ 8 ] Это отражало взлеты и падения карьеры Наполеона. [ 9 ] :219 его финансовые ограничения [ 9 ] :81 и тот факт, что Наполеон, как заказчик строительных проектов (в отличие от своего боевого персонажа), был расчетливым, нерешительным и нерешительным. [ 9 ] :10
Партнерство с Персье
[ редактировать ]Персье и Фонтен жили вместе, а также были коллегами и партнерами. Их разные личности и интересы означали, что они играли разные роли в партнерстве. Фонтен взял на себя публичную роль и был активным менеджером их проектов и отношений с клиентами, в то время как Персье вел более затворнический образ жизни в своих апартаментах в Лувре, все еще концептуально участвуя в их совместных проектах. [ 6 ] [ 9 ] :33
Фонтейн поздно женился и усыновил дочь своей жены. [ 6 ] После смерти Шарля Персье в 1838 году Фонтен спроектировал для него гробницу в характерном для них стиле на кладбище Пер-Лашез .
Смерть
[ редактировать ]Фонтен умер в Париже 10 октября 1853 года в возрасте 91 года. [ 3 ] Его тело было похоронено в гробнице, которую он спроектировал для Персье в соответствии с его желанием. Его успешная карьера охватила семь бурных десятилетий, отмеченных Французской революцией , Директорией , Наполеоновской империей , Реставрацией , Июльской монархией и правительством Наполеона III . [ 3 ]
Хронология
[ редактировать ]


Хронология основных событий и проектов в жизни и карьере Фонтейна следующая:
- 1779. Фонтен переезжает в Париж, чтобы изучать архитектуру, и знакомится с Персье. [ 3 ]
- 1787-1790. Он проживает в Академии Франции в Риме. [ 3 ]
- 1792. Фонтейн остается на несколько месяцев в Англии. [ 3 ]
- 1798-1799. Реставрация нескольких частных особняков в Париже.
- 1800-1802. Реставрация и украшение замка Мальмезон для Жозефины Богарне. Реставрация дворца Тюильри и замка Сен-Клу .
- 1802. Фонтен и Персье составляют план улицы Риволи. [ 10 ]
- 1804-1812. Работы над комплексом Лувра и Тюильри, включая реконструкцию Большой галереи Лувра (1804-1812); первые проекты, соединяющие две королевские резиденции, составлявшие в то время Лувр, с целью создания единой королевской резиденции (1806 г.); западная часть улицы Риволи ; строительство Триумфальной арки Карруселя (1806-1808). Фонтен и Персье также активно участвуют в разработке проектов для императорских производителей гобеленов в Гобеленах и Савоннери , а также являются главными архитекторами мраморных складов и всех императорских зданий в стенах Парижа. [ 3 ]
- 1810. Фонтен и Персье выигрывают Гран-при архитектуры за свою Триумфальную арку Карусель. [ 3 ]
- 1811. Фонтен избирается в Академию изящных искусств и получает орден Почётного легиона . [ 3 ]
- 1812. Публикация Фонтеном и Персье их «Коллекции внутренних украшений» , справочника по стилю ампир. [ 11 ]
- 1813. Он назван первым архитектором императора Наполеона. [ 9 ] Когда этот пост был упразднен в 1814 году, он стал архитектором Парижа, короля ( Людовика XVIII ) и герцога Орлеанского . [ 3 ]
- 1816. Он начинает работу над искупительной часовней, посвященной памяти Людовика XVI и Марии-Антуанетты . Часовня расположена на том месте, где королевская чета была похоронена в братской могиле, расположенной в нынешнем 8-м округе Парижа . Строительство было завершено в 1826 году. Персье не работал над этим проектом, поскольку не одобрял его.
- 1829-1831. Фонтен и Персье создают Галерею Орлеана, крытый проход в Пале-Рояле .
- 1838. Смерть Шарля Персье 5 сентября.
- 1843. Церковь Нотр-Дам-де-ла-Сострадание построена по планам Фонтена на месте случайной смерти Фердинанда-Филиппа Орлеанского . [ 3 ]
- 1848. Фонтен в возрасте 86 лет сохраняется на должности архитектора правительственных зданий в Париже. Позже в том же году он уходит с большинства своих обязанностей. [ 3 ]
- 1853. Смерть 10 октября. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Части этой страницы переведены с соответствующей французской страницы Википедии, о. Пьер Фонтен (архитектор) .
- ^ Jump up to: а б с д и «Архитектор Пьера Фонтена» . paris1900.lartnouveau.com . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Пьер Фонтен, архитектор-новатор» . Понтуаз | Город искусства и истории (на французском языке) . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Фонд Пьера Фонтена (1764-1865, 1917)» . ФранцияАрхивы . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Рауль-Рошетт (1840 г.). «Персье. Его жизнь и творчество» . Начальный период : 246–268 гг.
- ^ Jump up to: а б «Стиль «Империя» » . Художественный любитель . 5 (1): 11. 1881. ISSN 2151-8246 . JSTOR 25627430 .
- ^ Jump up to: а б с Ван Зантен, Дэвид (1988). «Фонтейн в библиотеке Бёрнема» . Художественный институт Чикагского музейного дела . 13 (2): 133–145. дои : 10.2307/4115897 . ISSN 0069-3235 . JSTOR 4115897 .
- ^ Лафон, Энн (2005). «В поисках «невероятной» и «чудесной» иконографии: декоративные панно под каталогом» . Исторические анналы Французской революции (340 г.): 5–21. ISSN 0003-4436 . JSTOR 41889181 .
- ^ Jump up to: а б с Юиг, Рене (1968). «Наполеон и искусство» . Ревю двух миров (1829–1971) : 13–31. ISSN 0035-1962 . JSTOR 44599435 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пуассон, Жорж (2002). Наполеон Первый и Париж (на французском языке). Париж: Талландье. стр. 33, 236. ISBN 2-84734-011-4 .
- ^ Jump up to: а б с «Архитекторы: Персье и Фонтен» . Пассерели (на французском языке) . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Гонтар, Кибела. «Стиль ампир, 1800–1815 | Эссе | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 2 августа 2024 г.
- ^ «Пале Рояль. Галерея Орлеана» . Библиотека искусства, архитектуры и техники .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шарль Персье , Пьер Франсуа Леонар Фонтен (2018): Полное собрание сочинений Персье и Фонтена. Нью-Йорк, Princeton Architectural Press , 2018, ISBN 9781616896980 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Персье и Фонтейн , Линда Рэпп, glbtq
- Коллекция Персье и Фонтена
- Французские архитекторы XVIII века.
- Французские архитекторы XIX века.
- 1762 рождения
- 1853 смерти
- Люди из Понтуаза
- Французские архитекторы-неоклассики
- Выпускники Школы изящных искусств
- Римская премия в области архитектуры
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Члены Академии Художеств
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Люди, связанные с Лувром