Великий пожар Гамбурга
Великий пожар Гамбурга начался рано утром 5 мая 1842 года на Дайхштрассе и горел до утра 8 мая, уничтожив около трети зданий в Альтштадте . В результате погиб 51 человек и было разрушено 1700 жилых домов и несколько важных общественных зданий, что потребовало масштабной гражданской реконструкции и улучшения инфраструктуры. Высокий спрос на страховые компании привел к созданию перестрахования .
Огонь
[ редактировать ]Пожар начался на сигарной фабрике Эдуарда Коэна на Дайхштрассе, 42 или 44 рано утром 5 мая 1842 года; сосед предупредил ночную стражу около часа ночи [1] Оно быстро распространилось на дом № 25 через дорогу. [2] Погода стояла необычайно сухая, ветер сильный и переменчивый. В Гамбурге были пожарные наблюдатели на церковных башнях, известные как Тюрмер , в дополнение к ночным сторожам, у которых были звуковые сигналы, чтобы сообщить о пожаре, и кодекс, по которому церковные колокола сообщали о местоположении и серьезности пожаров. Добровольческие бригады пожарных соревновались за право первыми добраться до огня. [2] [3] Город был густо застроен деревянными и фахверковыми домами, которые, как правило, были высокими и узкими, что отражало форму участков под застройку. [4] а торговцы вели свой бизнес вне своих домов, так что многие из них включали склады, содержащие легковоспламеняющиеся материалы, такие как резина и шеллак . [2] Подача воды для пожаротушения из Эльбы и каналов была неэффективной: низкий уровень воды затруднял откачку, а кожаные шланги не скользили по лестницам, поэтому воду нельзя было перекачивать выше уровня земли. [5] К рассвету большая часть Альтштадта была в огне.
Поскольку огонь продолжал гореть, обрушившиеся здания не позволяли пожарным катерам пользоваться каналами, а система координации действий пожарных из разных приходов отсутствовала. [6] К усилиям присоединились пожарные из-за пределов города, например, из Любека и Киля . Некоторые здания были взорваны в попытке создать противопожарные преграды , в том числе старая Ратуша (ратуша), построенная в 1290 году; Сначала из него извлекли 18 вагонов пластинок. [2] [7] [8] 5 мая был день Вознесения ; через несколько часов после полуденной праздничной службы, несмотря на напряженные усилия, шпиль Николаикирхе рухнул , а церковь сгорела. [2] [9] Была паника и масштабные грабежи; ополчение помогало в тушении пожара, пока вместо этого ему не пришлось бороться с грабежами. [2] Около половины населения, около 70 000 человек, бежало. [7]
Спустя три дня и ночи, благодаря дальнейшему смещению ветра и тому, что осталось от прежних стен города, пожар был окончательно потушен в 7 часов утра 8 мая; это место отмечено названием улицы Брандсенде , «конец огня», недалеко от главного вокзала . Погиб 51 человек, в том числе 22 пожарных, разрушено примерно треть города, в том числе 1700 жилых домов, состоящих из более чем 4000 домов, более 100 складов, семи церквей, двух синагог, шестидесяти школ и общественных зданий, включая Банк . Гамбурга в дополнение к Ратхаусу. [2] [7] [10] Без крова остались около 20 000 человек, в том числе четверо сенаторов . [7] [10] [11]
Последствия
[ редактировать ]Пожар освещался в мировой прессе, включая сообщения очевидцев и гравюру в первом выпуске Illustrated London News . [12] Герман Биов , фотограф-новатор, снимал дагерротипы с крыши фондовой биржи уцелевшего нового здания ; это первые фотографии города и, возможно, первые новостные фотографии. [13] Позже гастролировали раскрашенные диорамы, изображающие катастрофу. [2] Для описания масштабов катастрофы использовался визуальный словарь, заимствованный из римских руин. [14]
Почти 7 миллионов марок было собрано в рамках международного призыва о помощи выжившим, крупнейшими спонсорами которого были царь России Николай I и король Франции Луи-Филипп. [15] Средства пожертвовали города Антверпен, Лондон, Рига, Роттердам и Санкт-Петербург. [16] 60 немецких писателей пожертвовали свои работы для благотворительного альбома Hansa-Album . [15] Саломон Гейне , дядя поэта Генриха Гейне , настоял на выполнении своих обязательств страховщика и убедил сделать это других купцов. [17]
Эффекты
[ редактировать ]Город был перестроен быстро, с более широким использованием кирпича и кратковременной модой на классическую архитектуру «белого города» в общественных зданиях. [18] Была создана Техническая комиссия; британский инженер Уильям Линдли предложил план реконструкции, который был принят с изменениями (сохранение границ собственности, а не выпрямление всех улиц), и разработал проект осушения и развития района Хаммербрука , [19] который был застроен из обломков пожара. [20] (Линдли уже участвовал в планировании первого железнодорожного сообщения в городе, железнодорожной компании Гамбург-Бергедорф , которая должна была открыться 7 мая, но вместо этого была введена в эксплуатацию на два дня раньше, чтобы доставить пожарных из других мест и эвакуировать выживших.). [19] Деревянное строительство больше не разрешалось, были установлены противопожарные перегородки и противопожарные фронтоны, а также правила, применимые к дымоходам и источникам возгорания, а улицы были расширены. [21] Купцы все чаще строили отдельные склады рядом с доками, переносили свои резиденции в пригороды, а с 1880-х годов строили специальные здания под названием Конторхойзер . для своего бизнеса [22] Линдли возглавил строительство канализации и водоснабжения, хотя город отказался тратить деньги на песочную фильтрацию речной воды, так что вода стала печально известна своим живым и мертвым содержимым и способствовала эпидемии холеры 1892 года. [18] [23] К 1870 году была построена современная газовая сеть и уличное освещение. [24] Была реорганизована система пожаротушения; к 1866 году обследование показало, что здесь было два пожарных участка, водопровод под высоким давлением и почти 2000 гидрантов. [25]
Пожар причинил ущерб в 100 миллионов марок, что серьезно ударило по многим страховым компаниям. Муниципальный Hamburger Feuerkasse (Пожарный фонд Гамбурга) или Cassa , участие в котором стало обязательным для большинства жителей в 1817 году. [26] была обязана выплатить 38 миллионов марок, что примерно эквивалентно 1 миллиарду евро в деньгах 2006 года, и была вынуждена привлечь залог на сумму 34,4 миллиона марок (при этом Salomon Heine предоставила большую часть залога), которые она погасила в течение 46 лет. [27] Частная компания Gothaer Feuer ( «Огонь Готы» ) должна была отправить в Гамбург 250 000 талеров монетами, чтобы удовлетворить истцов, настаивавших на оплате в прусской валюте. После пожара британские страховщики все больше концентрировались на Британской империи . Катастрофа стала основным толчком к созданию первой перестраховочной компании Kölnische Rückversicherungs-Gesellschaft или Kölnische Rück (Cologne Re), прародительницы Gen Re , о которой впервые говорилось позже в 1842 году, хотя она не была зарегистрирована до 1846 года. [11] [26]
В литературе
[ редактировать ]Элиза Авердик приехала в город из пригорода Санкт-Георг во время пожара и описала уличные сцены; [28] Она также описала это в «Роланде и Элизабет» (1851; переиздание 1962), части 2 ее «Kinderleben» , автобиографических сказок для детей. Пожар является местом действия романов Карла Рейнхардта ( «Огонь Гамбурга или Пятое мая. Жизненная картина Нижней Эльбы» , 1874; переиздание 1989) и Эдгара Маасса ( «Великий пожар» , 1939; переиздание 1950) и рассказ Пауля Шурека («Гамбургский пожар», 1922; репродукция 1949). Томаса Манна В романе «Будденброки » 1901 года пожар кратко упоминается в части 3, главе 1.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарри Браун и Манфред Гиль, Великий Гамбургский пожар 1842 года , Эрфурт: Саттон, 2012, ISBN 9783866809963 , с. 19 (на немецком языке) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мэтью Джеффрис, Гамбург: история культуры , Нортгемптон, Массачусетс: Interlink, 2011, ISBN 978-1-56656-846-3 , стр. 97–100.
- ↑ См. Браун и Гиль, стр. 7–18 о тушении пожаров в Гамбурге в 1842 году.
- ^ Джеффрис, с. 106.
- ^ Дирк Шуберт, «Великий пожар в Гамбурге, 1842 год: от катастрофы к реформе», в книге Грега Банкоффа, Уве Любкена и Джордана Сэнда , ред., « Огнеопасные города: городской пожар и создание современного мира» , Мэдисон: Университет Висконсин, 2012 г., ISBN 9780299283834 , стр. 212–34, стр. 215 .
- ^ Шуберт, стр. 217–18 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шуберт, с. 218 .
- ^ Браун и Гиль, стр. 21, 23 .
- ^ Браун и Гиль, с. 20 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вольфганг Поппельбаум, «Об истории Hamburger Feuerkasse», в книге Клаудии Шнурманн и Ирис Виггер, ред., « Сказки о двух городах: Гамбург и Чикаго = городские истории» , Атлантические культурные исследования 2, Берлин: Лит, 2006, ISBN 9783825892548 , стр. 15–22, стр. 18 . (на немецком языке) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Питер Боршайд, Дэвид Гугерли и Тобиас Штрауманн, изд. Гарольд Джеймс, Ценность риска: Swiss Re и история перестрахования , Оксфорд: Оксфордский университет, 2013 г., ISBN 9780199689804 , с. 44 .
- ^ «Разрушение города Гамбурга пожаром», The Illustrated London News Volume 1, выпуск 1, 14 мая 1842 г., стр. 1–2 (через Archive.org).
- ^ Джеффрис, с. 100.
- ^ Хельмут Пафф, Миниатюрные памятники: моделирование немецкой истории , СМИ и культурной памяти 17, Берлин/Бостон: Де Грюйтер, 2014, ISBN 9783110303858 , с. 20 ; Пафф отмечает, что в Гамбургском музее есть модель, изображающая распространение огня.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеффрис, с. 101.
- ^ Поппельбаум, с. 19 .
- ^ Джеффрис, с. 102.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеффрис, стр. 103–05.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шуберт, стр. 222–23 .
- ^ Поппельбаум, с. 21.
- ^ Поппельбаум, с. 20.
- ^ Джеффрис, стр. 105–08.
- ^ Шуберт, стр. 226–27.
- ^ Джеффрис, с. 105.
- ^ Шуберт, с. 227 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йорам Лустиг, «Справочник по инвестиционным активам: полное практическое руководство по классам активов» , Питерсфилд, Хэмпшир: Harriman House, 2014, ISBN 9780857194015 , н.п.
- ^ Поппельбаум, стр. 18–19; по данным Боршайда и др ., залог составлял 32 миллиона марок.
- ^ Джеффрис, с. 99.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карл Генрих Шлейден . Попытка истории великого пожара в Гамбурге с 5 по 8 мая 1842 года . Гамбург: Хоффманн и Кампе, 1843 г. (на немецком языке) . Интернет в GoogleBooks.
- Людольф Винбарг . Гамбург и дни его пожаров: историко-критический вклад . Гамбург: Киттлер, 1843 г. (на немецком языке) .
- Мисс Клеменс . Мемориальная книга Гамбурга: хроника его судьбы и событий от зарождения города до последнего пожара и реконструкции . Гамбург: BS Berendson, 1844. (на немецком языке) . Онлайн в Гамбургском университете.
- Юлиус Фаульвассер . Великий пожар и реконструкция Гамбурга. Памятник в честь пятидесятилетия 5-8 мая 1842 года . Гамбург: Мейснер, 1892 г. Реп. Гамбург: Издание Kabel, 1978 г., ISBN 3-921909-00-7 . (на немецком языке) .
- Йозеф Хекшер. «Литература о большом пожаре в Гамбурге с 5 по 8 мая 1842 года». Журнал Ассоциации истории Гамбурга 11 (1903) 25–179; «Приложение и дополнения: Литература о большом пожаре в Гамбурге с 5 по 8 мая 1842 года; Библиографическая попытка». Журнал Ассоциации истории Гамбурга 12 (1908) 65–497. (на немецком языке) (библиография)
- Клаудия Хорбас, изд. На каждом углу одновременно горело: Гамбург, 1842 год . Каталог выставки. Музей истории Гамбурга , 2002. ISBN 9783804211148 . (на немецком языке) .
- Историк гамбургской пожарной охраны Е.В. «Великий пожар в Гамбурге 1842 года» , 2005. (на немецком языке) . (pdf)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Великим пожаром в Гамбурге, на Викискладе?
- Пожар в Гамбурге 1842 года , Гамбургский музей (на немецком языке)
53 ° 33'04 "N 9 ° 59'38" E / 53,551 ° N 9,994 ° E