Желтый значок
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
![]() |
![]() |
Желтый значок , также известный как желтая нашивка , еврейский значок или желтая звезда ( нем . Judenstern , букв. « Еврейская звезда » ), был аксессуаром, который евреи должны были носить в некоторых нееврейских обществах на протяжении всей истории. Этнорелигиозная идентичность еврея, которую будет обозначать значок, поможет обозначить его как аутсайдера . [ 1 ] Законодательство, обязывающее еврейских подданных носить такие предметы, было задокументировано в некоторых халифатах Ближнего Востока и в некоторых европейских королевствах в период средневековья и раннего Нового времени . Последний раз желтые значки использовались во время Второй мировой войны , когда евреям, живущим в нацистской Германии и оккупированной немцами Европе, было приказано носить желтую Звезду Давида, чтобы сохранить свою еврейскую идентичность раскрытой общественности в годы, предшествовавшие Холокосту. .
История
Мусульманский мир
Практика ношения специальной одежды или маркировки для различения евреев и других немусульман ( зимми ) в странах с преобладанием мусульман, похоже, была введена в халифате Омейядов халифом Умаром II в начале 8 века. Эта практика была возрождена и усилена аббасидским халифом аль-Мутаваккилем (847–861 гг.), Впоследствии оставаясь в силе на протяжении веков. [ 2 ] Документ генизы 1121 года дает следующее описание указов, изданных в Багдаде:
Два желтых значка [должны быть размещены], один на головном уборе и один на шее. Кроме того, каждый еврей должен повесить себе на шею кусок свинца весом [3 грамма] со словом «зимми» на нем. Он также должен носить ремень на талии. Женщины должны носить одну красную и одну черную туфлю, а на шее или туфлях иметь небольшой колокольчик. [ 3 ]
Средневековая и ранняя современная Европа

В преимущественно католической средневековой Европе евреи и мусульмане в некоторые периоды были обязаны носить различимую одежду. Эти меры не рассматривались как несовместимые с папскими буллами Sicut Judaeis . Наиболее важно то, что Четвертый Латеранский собор, возглавляемый Папой Иннокентием III, постановил в 1215 году, что евреи и мусульмане должны носить различимую одежду (латинский габитус ). Канон 68, в частности, гласит:
В некоторых провинциях различие в одежде отличает евреев или сарацин от христиан, но в некоторых других возникла такая путаница, что их невозможно отличить по какому-либо различию. Так случается иногда, что христиане по ошибке вступают в отношения с женщинами евреев или сарацин, а евреи и сарацины - с женщинами-христианками. Поэтому, чтобы они не могли под предлогом ошибки такого рода оправдывать себя в будущем за злоупотребления такими запрещенными половыми отношениями, мы постановляем, что такие евреи и сарацины обоих полов во всех христианских провинциях и во все времена должны быть отмечены. в глазах публики от других народов через характер своей одежды. В частности, поскольку в писаниях Моисея можно прочитать ( Числа 15:37–41 ), что именно этот закон был предписан им. [ 4 ]
Иннокентий III в 1199 году подтвердил Sicut Judaeis , что также было подтверждено Папой Гонорием III в 1216 году. В 1219 году Гонорий III издал разрешение евреям Кастилии : [ 5 ] самое большое еврейское население в Европе. Испанские евреи обычно носили тюрбаны , которые, по-видимому, отвечали требованию быть отличительными. [ 6 ] В других местах были введены местные законы для введения канона в силу. [ 7 ] Опознавательный знак менялся от страны к стране и от периода к периоду.
В 1227 году Нарбоннский Синод в 3-м каноне постановил:
Чтобы отличать евреев от других, мы постановляем и настоятельно приказываем, чтобы в центре груди (своей одежды) они носили овальный знак шириной в один палец и высотой в полладони. [ 4 ]
Однако эти церковные заявления требовали юридических санкций со стороны светской власти. В 1228 году Яков I Арагонский приказал евреям Арагона носить этот значок; [ 5 ] а в 1265 году Siete Partidas , правовой кодекс, принятый в Кастилии Альфонсо X , но реализованный лишь много лет спустя, включал требование к евреям носить отличительные знаки. [ 8 ] 19 июня 1269 года Людовик IX Французский наложил штраф в размере десяти ливров (один ливр был эквивалентен фунту серебра) на евреев, обнаруженных на публике без значка ( лат .: rota , букв. «колесо», французский : rouelle или roue) . ). [ 5 ] [ 9 ] Принуждение к ношению значка повторяется местными советами с разной степенью штрафов в Арле 1234 и 1260, Безье 1246, Альби 1254, Ниме 1284 и 1365, Авиньоне 1326 и 1337, Роде 1336 и Ванве 1368. [ 5 ] «Рота» выглядела как кольцо белого или желтого цвета. [ 10 ] Форма и цвет пятна также различались, хотя цвет обычно был белым или желтым. Замужним женщинам часто требовалось носить две синие ленты на вуали или платке. [ 11 ]
В 1274 году Эдуард I Английский принял Статут еврейства , который также включал требование:
Каждый еврей после того, как ему исполнится семь лет, должен носить на своей верхней одежде отличительный знак, то есть в виде двух соединенных таблиц из желтого фетра длиной шесть дюймов и шириной три дюйма. [ 12 ] [ 13 ]
В Европе евреи были обязаны носить Judenhut или Pileum cornutum — шляпу конусообразной формы, в большинстве случаев желтого цвета. [ 14 ] В 1267 году венский городской совет приказал евреям носить именно этот тип шляпы, а не значок. [ 5 ] Есть упоминание о разрешении на значке в Эрфурте 16 октября 1294 года, это самое раннее упоминание о значке в Германии. [ 5 ] Были также попытки заставить носить длинные мантии, которые в Риме конца 14 века должны были быть красными. В Португалии красная Звезда Давида . использовалась [ 11 ]
Обеспечение соблюдения правил было переменным; в Марселе магистраты игнорировали обвинения в нарушениях, а в некоторых местах отдельные лица или сообщества могли купить освобождение от налогов. Катары, считали «нарушителями впервые», которых Католическая церковь и инквизиция также заставляли носить на себе желтые значки, хотя и в форме крестов.
Желтый значок оставался ключевым отличительным знаком еврейской одежды в средние века. [ 15 ] С 16 века использование юденхута сократилось , но значок, как правило, переживал его, местами доживая до 18 века. [ 16 ]
Полномочия оси

После нацистской Германии в вторжения Польшу в 1939 году были приняты различные местные указы, требующие от евреев носить отличительный знак в рамках Генерал-губернаторства . Знак представлял собой белую повязку с синей звездой Давида; в Вартегау желтый значок в виде Звезды Давида на левой стороне груди и на спине. [ 17 ] Требование носить Звезду Давида со словом «Джуд» (по-немецки «еврей»), написанным искусственного иврита буквами , которые должны напоминать еврейское письмо , было затем распространено на всех евреев старше шести лет в Рейхе и Протекторате Богемии. и Моравия (декретом от 1 сентября 1941 года, подписанным Рейнхардом Гейдрихом ) [ 18 ] [ 19 ] и постепенно был введен в других оккупированных немцами районах , где использовались местные слова (например, Juif на французском языке, Jood на голландском языке).
Один наблюдатель сообщил, что звезда усилила немецкие ненацистские симпатии к евреям, поскольку обедневшие граждане, которые их носили, вопреки нацистской пропаганде , явно не были причиной неудач Германии на Восточном фронте . В Протекторате Богемия и Моравия правительству пришлось запретить опрокидывание шляпы евреям и другие знаки внимания, ставшие популярными в знак протеста против немецкой оккупации . Кампания шепота , в которой утверждалось, что эта акция была ответом на требование правительства Соединенных Штатов, требующего от американцев немецкого происхождения носить свастику, не увенчалась успехом. [ 20 ]
После Второй мировой войны
В мае 2001 года правительство Талибана в Афганистане постановило, что индусы в стране должны носить желтый значок, что вызвало международный резонанс. [ 21 ] [ 22 ]
В мае 2021 года в ответ на движение против вакцинации в США HatWRKS, магазин головных уборов в Нэшвилле, штат Теннесси , продавал значки, напоминающие желтые звезды, с надписью «Не привит». В ответ компания Stetson объявила, что больше не будет продавать в магазин шляпы. Это также вызвало протесты возле магазина. [ 23 ] Практика ношения желтых звезд в знак протеста против мер реагирования на пандемию COVID-19 распространилась на Монреаль, Лондон, Амстердам и Париж. Эта практика вызвала осуждение со стороны различных еврейских правозащитных групп и людей, переживших Холокост . [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
31 октября 2023 года Постоянный представитель Израиля при Организации Объединенных Наций Гилад Эрдан , а также другие израильские делегаты начали носить значки с желтыми звездами и надписью « Никогда больше » в знак протеста против критики поведения Израиля во время Израильской конференции 2023 года. – Война Хамаса . Эрдан заявил, что Совет Безопасности ООН «молчит» о нападении ХАМАС на Израиль 7 октября , и заявил, что будет носить звезду «как символ гордости». [ 28 ] Однако это решение сразу же осудил Яд Вашем председатель Дани Даян , назвав его «[позором] жертв Холокоста, а также государства Израиль», отметив, что резня евреев Хамасом отличается от Холокоста тем, что что «у евреев сегодня есть государство и армия. Мы не беззащитны и не находимся во власти других». [ 29 ] [ 30 ] По данным Ynet Израиля , неназванные представители Министерства иностранных дел также резко критиковали это решение: один назвал его «дешевым трюком, который не служит нашей цели», а другие назвали его попыткой апеллировать к «Ликуд» членам партии . . [ 31 ]
Хронология
Халифаты
- 717–720
- Халиф Умар II приказывает немусульманам ( зимми ) носить вестиментарные знаки отличия (называемые гияр , т.е. отличительные знаки). [ 32 ]
- 847–861
- Халиф аль-Мутаваккиль усиливает и переиздает указ. Христиане обязаны носить нашивки. Одну из нашивок нужно было носить на груди, а другую на спине. Они должны были быть медового цвета. [ 2 ]
- 887/888
- Аглабидский . правитель Сицилийского эмирата приказывает евреям надеть одежду и положить на двери кусок ткани в виде осла, а также носить желтые пояса и специальные головные уборы [ нужна ссылка ]
Средневековая и ранняя современная Европа
- 1215
- Четвертый Латеранский собор, возглавляемый папой Иннокентием III, заявляет: «Евреи и сарацины обоих полов в каждой христианской провинции и во все времена должны отличаться в глазах общественности от других народов характером своей одежды». [ 33 ]
- 1219
- Папа Гонорий III издает разрешение евреям Кастилии . [ 5 ] В любом случае испанские евреи обычно носили тюрбаны , что, по-видимому, отвечало требованию отличаться от других. [ 6 ]
- 1222
- Архиепископ Кентерберийский Стивен Лэнгтон приказывает английским евреям носить белую повязку шириной в два пальца и длиной в четыре пальца. [ 5 ]
- 1227
- Синод Нарбоннский постановляет: «Чтобы отличать евреев от других, мы постановляем и настоятельно повелеваем, чтобы в центре груди (их одежды) они носили овальный значок шириной в один палец и в половину ладонь на высоте». [ 33 ]
- 1228
- Яков I приказывает евреям Арагона носить этот значок. [ 5 ]
На карикатуре 1277 года «Аарон, сын дьявола » Аарон носит значок со Скрижалями Закона. - 1265
- Siete Partidas , правовой кодекс, принятый в Кастилии Альфонсо X , но реализованный лишь много лет спустя, включает в себя требование к евреям носить отличительные знаки. [ 8 ]
- 1267
- На специальной сессии городской совет Вены заставляет евреев носить Pileum cornutum (конусообразный головной убор, распространенный на средневековых изображениях евреев); похоже, что в Австрии значок не носили. [ 5 ]
- 1269
- Франция . (Святой) Людовик IX Французский приказывает оштрафовать всех евреев, обнаруженных на публике без значка ( французский : rouelle или roue , латынь : rota ), на десять ливров серебра. [ 9 ] Принуждение к ношению значка повторяется местными советами с разной степенью штрафов в Арле 1234 и 1260, Безье 1246, Альби 1254, Ниме 1284 и 1365, Авиньоне 1326 и 1337, Роде 1336 и Ванве 1368. [ 5 ]
- 1274
- Статут еврейства в Англии, принятый королем Эдуардом I , обеспечивает соблюдение этих правил. «Каждый еврей после того, как ему исполнится семь лет, должен носить на своей верхней одежде отличительный знак, то есть в виде двух соединенных таблиц из желтого фетра длиной шесть дюймов и шириной три дюйма. ." [ 13 ]
- 1294
- Эрфурт . Самое раннее упоминание о значке в Германии. [ 5 ]
- 1315–1326
- Эмир Исмаил Абу-и-Валид заставляет евреев Гранады носить желтый значок. [ 5 ]
- 1321
- Генрих II Кастильский заставляет евреев носить желтый значок. [ 5 ]
Акварель XVI века с изображением еврея из Вормса, Германия. Рота на плаще, денежный мешок или еврейское кольцо и чеснок являются символами антисемитских этнических стереотипов. - 1415
- Булла антипапы Бенедикта XIII предписывает евреям носить желто-красный значок; мужчины на груди, женщины на лбу. [ 5 ]
- 1434
- Император Сигизмунд вновь вводит значок в Аугсбурге . [ 5 ]
- 1528
- Совет Десяти Венеции носить обычную черную докторскую шапку вместо еврейской желтой шляпы в разрешает вновь прибывшему известному врачу и профессору Якобу Мантино бен Самуэлю течение нескольких месяцев (впоследствии ставшую постоянной) по рекомендации послов Франции и Англии. среди его пациентов числились папский легат и другие высокопоставленные лица. [ 34 ]
- 1555
- Папа Павел IV постановил в своей книге «Cum nimis абсурдум» , что евреи должны носить желтые шляпы.
- 1566
- Король Сигизмунд II издает закон, обязывающий литовских евреев носить желтые шляпы и головные уборы. Закон был отменен двадцать лет спустя. [ 5 ]
- 1710
- Фридрих Вильгельм I отменил обязательную еврейскую желтую нашивку в Пруссии в обмен на выплату 8 000 талеров (около 75 000 долларов серебром в ценах 2007 года) за каждую. [ 35 ]
Полномочия оси
1939
- Местные немецкие оккупационные командиры приказали полякам-евреям носить опознавательный знак под угрозой смерти. К его цвету и форме не было единых требований: от белой повязки, желтой шапки до желтого значка Звезды Давида. Ганс Франк приказал всем полякам-евреям старше 11 лет в оккупированной немцами Польше носить белые повязки с синей Звездой Давида.
1940
- Популярная легенда изображает короля Дании Кристиана X с желтым значком во время его ежедневной утренней прогулки верхом по улицам Копенгагена , после чего датчане-неевреи откликаются на пример своего короля, тем самым не позволяя немцам идентифицировать еврейских граждан. Королева Дании Маргрете II объяснила, что эта история не соответствует действительности. [ 36 ] [ 37 ] В Дании никогда не было введено никакого приказа, обязывающего евреев носить опознавательные знаки. [ 38 ]
1941
- Евреям Независимого государства Хорватия , марионеточного государства нацистской Германии, приказано носить «еврейские знаки отличия». [ 39 ] Поляки-евреи в оккупированной немцами и аннексированной Советским Союзом Польше , евреи-литовцы, латыши и эстонцы, а также советские евреи на оккупированных немцами территориях были обязаны носить белые повязки или желтые значки. Всем румынским евреям было приказано носить желтый значок. [ 40 ] Желтый значок был единственным стандартизированным опознавательным знаком на оккупированном немцами Востоке; другие знаки были запрещены. Немцам-евреям и евреям, имеющим гражданство аннексированных государств (австрийцы, чехи, данцигеры) в возрасте от шести лет было приказано носить желтый значок с 19 сентября в общественных местах. [ 18 ] В Люксембурге немецкие оккупационные власти приняли Нюрнбергские законы , за которыми последовало несколько других антиеврейских постановлений, включая приказ всем евреям носить желтую звезду со словом «Иуда». [ 41 ] Словацкая Республика приказала своим евреям носить желтые значки.
- 1941/1942
- Румыния начала заставлять евреев на недавно аннексированных территориях, лишенных румынского гражданства, носить желтый значок.
«Тот, кто носит этот знак, — враг нашего народа» – Parole der Woche , 1 июля 1942 г.
1942
- Гестапо предписывало евреям-немцам и евреям, имеющим гражданство аннексированных государств , отмечать свои квартиры или дома у входной двери белым значком. [ 42 ] Голландским евреям приказали носить желтый значок. Бельгийцам-евреям приказали носить желтый значок. Немецкие власти приказали евреям в оккупированной Франции , охватывающим северную и западную половину страны, носить желтую звезду. Болгария приказала своим еврейским гражданам носить маленькие желтые пуговицы. Немецкие войска вторглись и оккупировали свободную зону , то есть юго-восточную половину Франции, но не обеспечили соблюдение там директивы о желтой звезде.
1944
- После оккупации Венгрии нацистские оккупанты приказали евреям-венграм и евреям с утраченным другим гражданством (чехословацким, румынским, югославским) на аннексированных Венгрией территориях носить желтый значок. [ 43 ]
См. также
- Антисемитизм в христианстве
- Антисемитизм в исламе
- Катарский желтый крест
- История антисемитизма
- Еврейская видимость
- Значок нацистского концлагеря
Ссылки
- ^ Д'Анкона, Джейкоб (2003). Город света: скрытый дневник человека, приехавшего в Китай за четыре года до Марко Поло . Перевод Селбурна, Дэвида . Нью-Йорк: Цитадель Пресс. стр. 23–24. ISBN 0-8065-2463-4 .
Но ношение значка или внешнего знака, эффект которого, намеренный или иной, успешный или нет, заключался в том, чтобы пристыдить и сделать уязвимым, а также выделить владельца, — это одно.
- ^ Перейти обратно: а б Белл, Дин Филлип (2005). «Желтый значок» . В Леви, Ричард С. (ред.). Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. п. 779. ИСБН 1-85109-439-3 .
- ^ Джонсон, Пол (1987). История евреев . Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 204–205. ISBN 978-0-06-015698-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Холсолл, Пол, изд. (март 1996 г.). «Двенадцатый Вселенский Собор: Латеранский IV 1215 г.» . Интернет-справочник по средневековью . Проверено 13 июля 2023 г. - через проект «Справочники по истории Интернета» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Адлер, Сайрус ; Джейкобс, Джозеф (1902). "ЗНАЧОК" . В Сингере, Исидор (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. II. Нью-Йорк; Лондон: Фанк и Вагналлс. стр. 425–427 . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рот, Норман. «Еврейская одежда в средние века» . Мое еврейское образование . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Шрекенберг, Хайнц (1996). Евреи в христианском искусстве: иллюстрированная история . Нью-Йорк: Континуум. стр. 15 и пассим. ISBN 0-8264-0936-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Холсолл, Пол, изд. (октябрь 1997 г.). «Las Siete Partidas: Законы о евреях, 1265 г.» . Интернет-справочник по средневековью . Проверено 18 сентября 2006 г. - через проект «Справочники по истории Интернета» .
- ^ Перейти обратно: а б Бирнбаум, Эли. «Этот день в еврейской истории» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 19 мая 2006 года . Проверено 9 августа 2006 г.
- ^ Шрекенберг 1996 , с. 15, хотя Piponnier & Mane 1997 , с. 137, говорят, что красный цвет чаще всего использовался для значков всех форм, за ним следовали желтый или зеленый, или красный и белый вместе.
- ^ Перейти обратно: а б Пипонье, Франсуаза; Мане, Перрин (1997). Платье в средние века . Перевод Бимиша, Кэролайн. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 137. ИСБН 0-300-06906-5 .
- ^ Шрекенберг 1996 , с. 305.
- ^ Перейти обратно: а б «Один день из жизни Англии XIII века» . Этот остров Скипетра . Радио Би-би-си 4 . Проверено 5 сентября 2006 г.
- ^ Йокед, Цах (21 апреля 2023 г.). «Как вешали ярлыки европейских евреев за столетия до Желтой звезды» . Гаарец . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Шрекенберг 1996 , с. 15, хотя Еврейская энциклопедия цитирует ссылку за 1208 год во Франции. См. Еврейскую энциклопедию , где говорится, что юденхут более распространен, чем значок.
- ^ Шрекенберг 1996 , стр. 308–329.
- ^ «ЕВРЕЙСКИЙ ЗНАК» . Мультимедийный учебный центр Музея толерантности . Центр Симона Визенталя . Архивировано из оригинала 12 февраля 2008 года . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Полицейское постановление о маркировке евреев» . Конституции мира (на немецком языке). 1 сентября 1941 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Робертсон, Струан. «I. Здания, неотъемлемые части прежней жизни и/или преследований евреев в Гамбурге - Нойштадт/Санкт-Паули. | 23. № 35 Каролиненштрассе» . rrz.uni-hamburg.de . Региональный вычислительный центр Гамбургского университета . Архивировано из оригинала 12 ноября 2005 года . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Смит, Ховард К. (1942). Последний поезд из Берлина . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. стр. 195–199, 203–204.
- ^ «Американское издание rediff.com: Законодатели США говорят: «Мы индуисты» » . www.rediff.com . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ Хардинг, Люк; корреспондент, Южная Азия (24 мая 2001 г.). «Талибан защищает план индуистских значков» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 17 октября 2023 г.
{{cite news}}
:|last2=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Алонсо, Мелисса; Роуз, Энди (29 мая 2021 г.). «Демонстранты собираются возле магазина головных уборов в Нэшвилле, который предлагал желтые значки «не привиты» со Звездой Давида» . CNN . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Томас, Кейтлин (19 августа 2021 г.). «Еврейские организации и министр осуждают желтые звезды, которые носят протестующие против вакцинации» . Монреальский вестник . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «В марше в Амстердаме приняли участие более 20 000 человек, - говорят официальные лица» . Голландские новости . 6 сентября 2021 г. Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Немецкий призыв запретить «еврейскую звезду» на демонстрациях Covid» . Новости Би-би-си . 7 мая 2021 г. Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Гуви, Константин; Чарльтон, Анджела (19 июля 2021 г.). «Гнев, когда французские протестующие сравнивают вакцины с нацистскими ужасами» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Делегатов Израиля в ООН раскритиковали за то, что они носили желтые звезды как «символ гордости» » . Рейтер . 31 октября 2023 г. Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ «Яд Вашем, израильские официальные лица резко отреагировали на высказывания главы ООН по поводу резни 7 октября» . Новости i24 . 25 октября 2023 г.
- ^ «Посол Израиля носит желтую звезду в ООН, вызывая критику Яд Вашем» . Франция 24 . АФП. 31 октября 2023 г. Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Магид, Джейкоб. «Эрдан говорит ООН, что он будет носить желтую Звезду Давида, пока она не осудит Хамас; Яд Вашем возмущается» . Таймс Израиля . АФП.
- ^ Хайнеманн, Исаак (1974). Антисемитизм . Книги Кетер. п. 84. ИСБН 978-0-7065-1327-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Четвертый Латеранский собор , Канон 68.
- ^ Дойч, Готард ; Бройде, Исаак (1904). «МАНТИНО, ДЖЕЙКОБ БЕН САМУЭЛ» . В Сингере, Исидор (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. VIII. Нью-Йорк; Лондон: Фанк и Вагналлс. стр. 297–298 . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Илон, Амос (2002). Жаль всего этого: история евреев в Германии, 1743–1933 гг . Нью-Йорк: Метрополитен Букс. п. 15. ISBN 0-8050-5964-4 . См. страницу обсуждения для преобразования.
- ^ Вольден-Ретинг, Энн (1990). Королева в Дании . Копенгаген: Гильдендаль. ISBN 87-01-08623-5 . [ нужна страница ]
- ^ «Носил ли король Дании Кристиан X желтую звезду в поддержку датских евреев?» . Энциклопедия Холокоста . Проверено 17 августа 2006 г.
- ^ Паулссон, Гуннар С. (июль 1995 г.). «Мост через Эресунн: историография изгнания евреев из оккупированной нацистами Дании». Журнал современной истории . 30 (3): 431–464. дои : 10.1177/002200949503000304 . JSTOR 261157 . S2CID 162324125 .
- ^ «Уведомление об обязательном ношении еврейских знаков отличия и обозначении еврейских промыслов, магазинов и предприятий» . jusp-jasenovac.hr . Мемориальный комплекс Ясеновац. 17 июня 1941 года . Проверено 16 января 2014 г.
- ^ Эванс, Ричард Дж. (2008). Третий Рейх в войне . Нью-Йорк: Книги Пингвина. п. 231. ИСБН 978-0-14-311671-4 .
- ^ Уэбб, Крис (2010). «Уничтожение евреев Люксембурга» . HolocaustResearchProject.org . Группа по образованию и исследованию архивов Холокоста . Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ Бенц, Вольфганг , изд. Евреи в Германии, 1933–1945: Жизнь под властью национал-социалистов (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек. стр. 618сл. ISBN 3-406-33324-9 .
- ^ Эванс 2008 , с. 616.
Внешние ссылки

- Отличительные значки, которые евреев заставляли носить во время Холокоста – Яд Вашем сайт
- Еврейский значок в ThoughtCo
- Желтый значок в искусстве
- Желтая звезда Давида Баттона, которую болгарские евреи были вынуждены носить в 1941 году с началом немецкой оккупации из коллекции артефактов Яд Вашем
- «Носи с гордостью, желтый значок», Роберт Вельтш Jüdische Rundschau , № 27, 4 апреля 1933 г.
Дания: король против желтого значка